Ялмар Рисер-Ларсен
Ялмар Рисер-Ларсен | |
---|---|
Рожденный | 7 июня 1890 г. Норвегия |
Умер | 3 июня 1965 г. (74 года) |
Верность | Норвегия |
Лет службы | 1909–1933, 1940–1946 |
Классифицировать | Генерал-майор |
Команды удержаны | Воздушная служба Королевского военно-морского флота Норвегии Королевские ВВС Норвегии |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Другая работа | Полярные исследования Лидер авиации |
Ялмар Рисер-Ларсен (7 июня 1890 — 3 июня 1965) — норвежский пионер авиации , военный офицер, полярный исследователь и бизнесмен. Среди его достижений его обычно считают основателем Королевских ВВС Норвегии . [1]
Фон
[ редактировать ]Рисер-Ларсен родился в Кристиании , Норвегия. В 1909 году в возрасте девятнадцати лет он поступил в Норвежскую военно-морскую академию . В 1915 году он стал первым лейтенантом недавно сформированной воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии (RNoNAS). После Первой мировой войны он исполнял обязанности начальника завода РНоНАС, пока не был назначен более старший офицер. В 1921 году он присоединился к Авиационному совету, тогда входившему в состав Министерства обороны Норвегии , в качестве секретаря. Это дало ему возможность изучить молодую инфраструктуру военной и гражданской авиации, за которую отвечал совет. Он также стал частым пилотом на маршрутах новых авиационных компаний. [ нужна ссылка ]
Полярные исследования
[ редактировать ]Полет над Северным полюсом
[ редактировать ]Годы полярных исследований Рисер-Ларсена начались в 1925 году, когда его соотечественник Руаль Амундсен , знаменитый полярный исследователь, попросил его стать его заместителем и пилотом в попытке перелететь Северный полюс . Рисер-Ларсен согласился и добился использования двух гидросамолетов Dornier Do J Wal , а Карл Фойхт был одним из двух бортмехаников экспедиции. Однако экспедиция была вынуждена приземлиться недалеко от полюса, серьезно повредив один из самолетов. После двадцати шести дней на шельфовом леднике , сначала пытаясь сгребать тонны снега для создания взлетно-посадочной полосы, пока кто-то не предложил более простой способ вытаптывания снежной поверхности, шесть членов экспедиции втиснулись в оставшийся самолет. Рисер-Ларсену каким-то образом удалось поднять перегруженный самолет в воздух и отправить экспедицию обратно к побережью Северного Шпицбергена. [2] [3]
В следующем году Рисер-Ларсен воссоединился с Амундсеном для еще одной попытки пролететь над полюсом, на этот раз вместе с итальянским авиационным инженером Умберто Нобиле на его недавно переименованном дирижабле « Норге» . Покинув Шпицберген 11 мая 1926 года, « Норвегия» завершила переправу через два дня, приземлившись возле Теллера на Аляске . Многие считают этот полет первым успешным перелетом или путешествием любого рода к Северному полюсу, поскольку другие заявители, Фредерик Кук , Роберт Пири и Ричард Берд , не смогли полностью подтвердить свои попытки. [4]
В 1928 году Рисер-Ларсен включился в поиски Нобиле в Арктике после того, как тот совершил успешный полет к сибирским островам и еще раз посетил Северный полюс, но потерпел крушение у берегов северо-восточной части Шпицбергена . Рисер-Ларсен также участвовал в поисках Амундсена, когда он в качестве пассажира летающей лодки французского военно-морского флота пропал без вести, когда направлялся присоединиться к поискам Нобиле. В конце концов Нобиле и большая часть его команды были найдены, а Амундсена — нет. [5]
Норвегию в Экспедиции
[ редактировать ]Экспедиции в Норвегию представляли собой серию антарктических экспедиций, финансируемых норвежским судовладельцем и китобойным торговцем Ларсом Кристенсеном в конце 1920-х и 1930-х годах. Якобы их целью были научные исследования и открытие новых китобойных угодий, но Кристенсен также запросил у министерства иностранных дел Норвегии разрешение требовать от Норвегии любую обнаруженную неизведанную территорию. К концу второй экспедиции два небольших острова в Южном океане — остров Буве и остров Петра I. были присоединены В 1929 году Кристенсен решил включить в следующую экспедицию самолеты и назначил ее руководителем Рисер-Ларсена. Затем Рисер-Ларсен руководил и принимал участие в картографировании большей части Антарктики в этой и трех последующих экспедициях. Была также аннексирована дополнительная территория, на этот раз большая часть континента, известная как Земля Королевы Мод . [6]
Торговля и война
[ редактировать ]В 1939 году норвежская армия была сокращена, и Рисер-Ларссен оказался среди тех офицеров, которые остались без работы. Однако ему быстро предложили новую работу в судоходной компании Fred. Olsen & Co. в качестве менеджера недавно созданной авиакомпании DNL . Он пригласил нескольких бывших военно-морских пилотов присоединиться к авиакомпании и вскоре сделал ее самой успешной в Норвегии. В 1946 году DNL стала одной из четырех скандинавских авиакомпаний, объединившихся в современную систему Scandian Airlines System (SAS). [7] [8]
нацистской Во время оккупации Норвегии Германией Рисер-Ларсен вновь присоединился к воздушной службе Королевского военно-морского флота Норвегии. Однако и норвежская армия , и авиация Королевского норвежского флота были быстро разбиты Вермахтом еще до того, как он вступил в бой. Вместо этого он сопровождал норвежский кабинет министров и военачальников в изгнании в Лондоне, а затем перебрался в Канаду , чтобы стать первым командиром тренировочного лагеря Королевских ВВС Норвегии, получившего название « Маленькая Норвегия» в Онтарио .
В начале 1941 года Рисер-Ларсен вернулся в Лондон, чтобы занять пост главнокомандующего военно-морской авиацией; затем общевойсковых ВВС; и, наконец, в 1944 году, полностью объединенных Королевских ВВС Норвегии . Однако к концу войны многие пилоты под его командованием стали критически относиться к его руководству. [ почему? ] . Он с горечью ушел из ВВС в 1946 году.
Вернуться к делу
[ редактировать ]В 1947 году Рисер-Ларсен вновь стал главой DNL, за несколько месяцев до того, как она объединилась с DDL , SIL и ABA для создания SAS . Он был директором норвежского региона Scandian Airlines Systems (SAS) в 1950–55. Затем он стал советником руководителя SAS и региональным менеджером, отвечающим за трансконтинентальные воздушные маршруты. Один из этих маршрутов, хотя и был открыт после его выхода на пенсию в 1955 году, представлял собой «осуществление видения»: путь в Северную Америку через Северный полюс. [9]
В 1951 году Рисер-Ларсен был избран президентом Всемирного движения за федеральное мировое правительство.
Рисер-Ларсен умер в 1965 году, за четыре дня до своего семидесятипятилетия, и был похоронен в гравлунде Вар Фрельсерс в Осло .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Яльмар Рисер-Ларсен» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Роаль Амундсен и экспедиция на Северный полюс 1925 года» . HistoryNet.com. 12 июня 2006 г. Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Полет N24/N25 к Северному полюсу (1925 г.)» . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 23 мая 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Бегство в Норвегии (1926)» . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 19 мая 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Умберто Нобиле (1885–1978)» . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Бьёрн Л. Басберг. «Ларс Кристенсен» . Норвежская биографическая энциклопедия . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Аудун Гримстад. «Фред. Олсен и Ко» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Ингве Ярслетт. «САС» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Яльмар Рисер-Ларсен (1890–1965)» . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ялмар Рисер-Ларсен, Femti År for Kongen ( Пятьдесят лет королю , автобиография Рисер-Ларсена), Осло: Gyldendal Norsk Forlag, 1958.
- 1890 рождений
- 1965 смертей
- Пионеры авиации
- Исследователи Антарктиды
- Исследователи Арктики
- Норвежские авиаторы
- Норвежские бизнесмены 20-го века
- Норвежские полярники
- Адмиралы Королевского флота Норвегии времен Второй мировой войны
- Генералы Королевских ВВС Норвегии времен Второй мировой войны
- Сотрудники норвежских авиалиний
- Мировые федералистские активисты