Jump to content

Ялмар Рисер-Ларсен

Ялмар Рисер-Ларсен
Рисер-Ларсен в 1953 году
Рожденный 7 июня 1890 г.
Норвегия
Умер 3 июня 1965 г. (74 года)
Верность Норвегия
Лет службы 1909–1933, 1940–1946
Классифицировать Генерал-майор
Команды удержаны Воздушная служба Королевского военно-морского флота Норвегии
Королевские ВВС Норвегии
Битвы/войны Вторая мировая война
Другая работа Полярные исследования
Лидер авиации

Ялмар Рисер-Ларсен (7 июня 1890 — 3 июня 1965) — норвежский пионер авиации , военный офицер, полярный исследователь и бизнесмен. Среди его достижений его обычно считают основателем Королевских ВВС Норвегии . [1]

Рисер-Ларсен родился в Кристиании , Норвегия. В 1909 году в возрасте девятнадцати лет он поступил в Норвежскую военно-морскую академию . В 1915 году он стал первым лейтенантом недавно сформированной воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии (RNoNAS). После Первой мировой войны он исполнял обязанности начальника завода РНоНАС, пока не был назначен более старший офицер. В 1921 году он присоединился к Авиационному совету, тогда входившему в состав Министерства обороны Норвегии , в качестве секретаря. Это дало ему возможность изучить молодую инфраструктуру военной и гражданской авиации, за которую отвечал совет. Он также стал частым пилотом на маршрутах новых авиационных компаний. [ нужна ссылка ]

Полярные исследования

[ редактировать ]

Полет над Северным полюсом

[ редактировать ]
Рисер-Ларсен во время одной из экспедиций Амундсена

Годы полярных исследований Рисер-Ларсена начались в 1925 году, когда его соотечественник Руаль Амундсен , знаменитый полярный исследователь, попросил его стать его заместителем и пилотом в попытке перелететь Северный полюс . Рисер-Ларсен согласился и добился использования двух гидросамолетов Dornier Do J Wal , а Карл Фойхт был одним из двух бортмехаников экспедиции. Однако экспедиция была вынуждена приземлиться недалеко от полюса, серьезно повредив один из самолетов. После двадцати шести дней на шельфовом леднике , сначала пытаясь сгребать тонны снега для создания взлетно-посадочной полосы, пока кто-то не предложил более простой способ вытаптывания снежной поверхности, шесть членов экспедиции втиснулись в оставшийся самолет. Рисер-Ларсену каким-то образом удалось поднять перегруженный самолет в воздух и отправить экспедицию обратно к побережью Северного Шпицбергена. [2] [3]

В следующем году Рисер-Ларсен воссоединился с Амундсеном для еще одной попытки пролететь над полюсом, на этот раз вместе с итальянским авиационным инженером Умберто Нобиле на его недавно переименованном дирижабле « Норге» . Покинув Шпицберген 11 мая 1926 года, « Норвегия» завершила переправу через два дня, приземлившись возле Теллера на Аляске . Многие считают этот полет первым успешным перелетом или путешествием любого рода к Северному полюсу, поскольку другие заявители, Фредерик Кук , Роберт Пири и Ричард Берд , не смогли полностью подтвердить свои попытки. [4]

В 1928 году Рисер-Ларсен включился в поиски Нобиле в Арктике после того, как тот совершил успешный полет к сибирским островам и еще раз посетил Северный полюс, но потерпел крушение у берегов северо-восточной части Шпицбергена . Рисер-Ларсен также участвовал в поисках Амундсена, когда он в качестве пассажира летающей лодки французского военно-морского флота пропал без вести, когда направлялся присоединиться к поискам Нобиле. В конце концов Нобиле и большая часть его команды были найдены, а Амундсена — нет. [5]

Норвегию в Экспедиции

[ редактировать ]

Экспедиции в Норвегию представляли собой серию антарктических экспедиций, финансируемых норвежским судовладельцем и китобойным торговцем Ларсом Кристенсеном в конце 1920-х и 1930-х годах. Якобы их целью были научные исследования и открытие новых китобойных угодий, но Кристенсен также запросил у министерства иностранных дел Норвегии разрешение требовать от Норвегии любую обнаруженную неизведанную территорию. К концу второй экспедиции два небольших острова в Южном океане остров Буве и остров Петра I. были присоединены В 1929 году Кристенсен решил включить в следующую экспедицию самолеты и назначил ее руководителем Рисер-Ларсена. Затем Рисер-Ларсен руководил и принимал участие в картографировании большей части Антарктики в этой и трех последующих экспедициях. Была также аннексирована дополнительная территория, на этот раз большая часть континента, известная как Земля Королевы Мод . [6]

Торговля и война

[ редактировать ]

В 1939 году норвежская армия была сокращена, и Рисер-Ларссен оказался среди тех офицеров, которые остались без работы. Однако ему быстро предложили новую работу в судоходной компании Fred. Olsen & Co. в качестве менеджера недавно созданной авиакомпании DNL . Он пригласил нескольких бывших военно-морских пилотов присоединиться к авиакомпании и вскоре сделал ее самой успешной в Норвегии. В 1946 году DNL стала одной из четырех скандинавских авиакомпаний, объединившихся в современную систему Scandian Airlines System (SAS). [7] [8]

нацистской Во время оккупации Норвегии Германией Рисер-Ларсен вновь присоединился к воздушной службе Королевского военно-морского флота Норвегии. Однако и норвежская армия , и авиация Королевского норвежского флота были быстро разбиты Вермахтом еще до того, как он вступил в бой. Вместо этого он сопровождал норвежский кабинет министров и военачальников в изгнании в Лондоне, а затем перебрался в Канаду , чтобы стать первым командиром тренировочного лагеря Королевских ВВС Норвегии, получившего название « Маленькая Норвегия» в Онтарио .

В начале 1941 года Рисер-Ларсен вернулся в Лондон, чтобы занять пост главнокомандующего военно-морской авиацией; затем общевойсковых ВВС; и, наконец, в 1944 году, полностью объединенных Королевских ВВС Норвегии . Однако к концу войны многие пилоты под его командованием стали критически относиться к его руководству. [ почему? ] . Он с горечью ушел из ВВС в 1946 году.

Рисер-Ларсен (слева) с Биргером Фредриком Моцфельдтом в 1959 году.

Вернуться к делу

[ редактировать ]

В 1947 году Рисер-Ларсен вновь стал главой DNL, ​​за несколько месяцев до того, как она объединилась с DDL , SIL и ABA для создания SAS . Он был директором норвежского региона Scandian Airlines Systems (SAS) в 1950–55. Затем он стал советником руководителя SAS и региональным менеджером, отвечающим за трансконтинентальные воздушные маршруты. Один из этих маршрутов, хотя и был открыт после его выхода на пенсию в 1955 году, представлял собой «осуществление видения»: путь в Северную Америку через Северный полюс. [9]

В 1951 году Рисер-Ларсен был избран президентом Всемирного движения за федеральное мировое правительство.

Рисер-Ларсен умер в 1965 году, за четыре дня до своего семидесятипятилетия, и был похоронен в гравлунде Вар Фрельсерс в Осло .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Яльмар Рисер-Ларсен» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 мая 2017 г.
  2. ^ «Роаль Амундсен и экспедиция на Северный полюс 1925 года» . HistoryNet.com. 12 июня 2006 г. Проверено 1 мая 2017 г.
  3. ^ «Полет N24/N25 к Северному полюсу (1925 г.)» . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 23 мая 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
  4. ^ «Бегство в Норвегии (1926)» . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 19 мая 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
  5. ^ «Умберто Нобиле (1885–1978)» . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
  6. ^ Бьёрн Л. Басберг. «Ларс Кристенсен» . Норвежская биографическая энциклопедия . Проверено 1 мая 2017 г.
  7. ^ Аудун Гримстад. «Фред. Олсен и Ко» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 мая 2017 г.
  8. ^ Ингве Ярслетт. «САС» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 мая 2017 г.
  9. ^ «Яльмар Рисер-Ларсен (1890–1965)» . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ялмар Рисер-Ларсен, Femti År for Kongen ( Пятьдесят лет королю , автобиография Рисер-Ларсена), Осло: Gyldendal Norsk Forlag, 1958.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27c2e09cc7d582dd2936471f6b668328__1721721180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/28/27c2e09cc7d582dd2936471f6b668328.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hjalmar Riiser-Larsen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)