Скандинавские авиалинии
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | 1 августа 1946 г | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало деятельности | 17 сентября 1946 г | ||||||
Номер сертификата соответствия | SCA.AOC.001E | ||||||
Хабы | |||||||
Фокусные города | |||||||
Программа для часто летающих пассажиров | ЕвроБонус | ||||||
Альянс | Звездный Альянс (до 31 августа 2024 г.) [1] СкайТим (после 1 сентября 2024 г.) | ||||||
Дочерние компании | |||||||
Размер флота | 103 (включая самолеты в дочерних обществах) | ||||||
Направления | 125 [2] (включая дочерние компании) | ||||||
Материнская компания | Группа САС | ||||||
Штаб-квартира | Офисное здание SAS Frösundavik Сольна , Стокгольм , Швеция | ||||||
Ключевые люди |
| ||||||
Доход | шведских крон 46,736 миллиона [3] | ||||||
Веб-сайт | www |
Скандинавские авиалинии , стилизованные под SAS (аббревиатура полного названия компании, Scandian Airlines System [4] или юридически система «Скандинавские авиалинии» Дания-Норвегия-Швеция [5] ), частично датская авиакомпания и флагманский авиаперевозчик Дании Швеции , Норвегии и государственная . [6] авиакомпания, входящая в группу SAS , со штаб-квартирой в офисном здании SAS Frösundavik в Солне , Швеция , управляет парком из 180 самолетов по 90 направлениям . По состоянию на декабрь 2019 года [7] Главный хаб авиакомпании находится в аэропорту Копенгаген-Каструп , откуда можно добраться до 109 пунктов назначения по всему миру. Аэропорт Стокгольма Арланда (со 106 направлениями) является вторым по величине транспортным узлом, а аэропорт Осло и Гардермуэн является третьим крупным транспортным узлом SAS. [8] Незначительные хабы также существуют в аэропорту Бергена, Флесланде , аэропорту Гетеборга Ландветтера , аэропорту Ставангера и аэропорту Тронхейма . SAS Cargo является независимой дочерней компанией, находящейся в полной собственности Scandian Airlines, и ее главный офис находится в аэропорту Копенгагена . [9]
В 2017 году SAS перевезла 28,6 миллиона пассажиров, получив доход в 40 миллиардов шведских крон . [10] Это делает ее восьмой по величине авиакомпанией в Европе и крупнейшей в Дании и Швеции . Флот SAS состоит из 124 самолетов, включая Airbus A319 , Airbus A320 , Airbus A320neo , Airbus A321LR , Airbus A330 , Airbus A350 и Embraer 195 . [7] SAS также сдает в аренду самолеты Airbus A320neo , ATR 72 и Bombardier CRJ900 . [11]
Авиакомпания была основана в 1946 году как консорциум для объединения трансатлантических операций шведской авиакомпании Svensk Interkontinental Lufttrafik , норвежской Det Norske Luftfartselskap и Det Danske Luftfartselskab датской . Два года спустя консорциум был расширен и теперь охватывает европейское и внутреннее сотрудничество. В 1951 году все авиакомпании были объединены в одну SAS. SAS называют «символом норвежско-шведско-датского сотрудничества». [12] В 1997 году SAS стала соучредителем Star Alliance , первого из трех крупных авиационных альянсов , наряду с United Airlines , Air Canada , Lufthansa и Thai Airways International . [13] 27 июня 2018 года правительство Норвегии объявило о продаже всех своих акций SAS. [14] [15]
В октябре 2023 года было объявлено, что Air France-KLM , правительство Дании и две финансовые компании будут инвестировать в SAS, при этом Air France-KLM получит 19,9% акций. [16] [17] В результате SAS прекратит свое членство в Star Alliance 31 августа 2024 года. [1] и присоединится к SkyTeam на следующий день.
История
[ редактировать ]
Основание
[ редактировать ]
Авиакомпания была основана 1 августа 1946 года, когда Svensk Interkontinental Lufttrafik AB (авиакомпания, принадлежащая шведской семье Валленбергов ), Det Danske Luftfartselskab A/S и Det Norske Luftfartselskap AS ( флаговые авиаперевозчики Дании и Норвегии) образовали партнерство для обслуживать объединенные воздушные перевозки этих трех скандинавских стран. [18] Первым президентом SAS был Пер Норлин . [19] 17 сентября 1946 года начались операции нового подразделения, и было проведено первое международное сообщение между Стокгольмом и Нью-Йорком. [20] В течение полугода компания SAS установила новый рекорд по перевозке самого тяжелого груза через Атлантику на регулярном пассажирском авиалайнере, отправив электрическую панель весом 1400 фунтов из Нью-Йорка компании Sandvik в Швеции. [21]
В 1948 году к SAS присоединился шведский авиаперевозчик AB Aerotransport , который быстро координировал свои европейские операции между обоими перевозчиками. Три года спустя компании официально объединились и образовали Консорциум SAS. [20] При создании авиакомпания была разделена между SAS Danmark (28,6%), SAS Norge (28,6%) и SAS Sverige (42,8%), каждая из которых на 50% принадлежала частным инвесторам и на 50% - правительствам. [22]
Заполярный маршрут
[ редактировать ]В 1954 году SAS стала первой авиакомпанией, начавшей регулярные полеты по полярному маршруту , выполняя рейсы на самолетах Douglas DC-6B из Копенгагена в Лос-Анджелес с остановками в Сёндре Стрёмфьорде (ныне Кангерлуссуак ) в Гренландии и Виннипеге в Канаде. [20] К лету 1956 года загруженность маршрута оправдала увеличение частоты рейсов до трех в неделю. Услуга оказалась относительно популярной среди голливудских знаменитостей и представителей киноиндустрии, и этот маршрут оказался для SAS рекламным ходом. Благодаря структуре тарифов, которая позволяла осуществлять бесплатный транзит в другие европейские пункты назначения через Копенгаген, этот трансполярный маршрут приобретал все большую популярность среди американских туристов на протяжении 1950-х годов. [4]
В 1957 году SAS была первой авиакомпанией, предложившей кругосветное сообщение через Северный полюс по второму полярному маршруту, обслуживаемому самолетами Douglas DC-7C, летевшими из Копенгагена в Токио через международный аэропорт Анкориджа на Аляске. [20] Перелет через Аляску был компромиссным решением, поскольку Советский Союз не разрешал SAS, среди других авиаперевозчиков, летать через Сибирь между Европой и Японией, а воздушное пространство Китая также было закрыто. [4]
Реактивная эпоха
[ редактировать ]
В 1959 году SAS вступила в эпоху реактивных самолетов , приобретя несколько во Франции построенных самолетов Sud Aviation Caravelle в качестве первого реактивного лайнера компании. [20] В следующем году еще один реактивный лайнер Douglas DC-8 . в состав флота был принят [ нужна ссылка ]
Помимо современных авиалайнеров, SAS также внедрила инновационные методы эксплуатации и системы для улучшения качества обслуживания клиентов. В 1965 году это первая авиакомпания, внедрившая электронную систему бронирования . [20] В 1971 году SAS ввела Boeing 747 . в эксплуатацию свой первый реактивный самолет [23] Перед поставкой своих первых Боингов 747 в 1969 году SAS сформировала консорциум по техническому обслуживанию KSS с KLM и Swissair, чтобы обеспечить пул технического обслуживания и стандартизировать характеристики самолетов для парка Боингов 747 трех авиакомпаний. Позже консорциум включил в себя UTA и был переименован в KSSU для совместного приобретения и обслуживания широкофюзеляжных тридвигателей McDonnell Douglas DC-10 . [24] [25] В 1982 году SAS была признана самой пунктуальной авиакомпанией, действовавшей на тот момент в Европе. [20]
В течение первых десятилетий своего существования авиакомпания построила два больших отеля в центре Копенгагена: SAS Royal Hotel (5 звезд) и еще более крупный SAS Hotel Scandia (4 звезды, с казино на 26 этаже). [20] В 1980 году SAS открыла свой первый отель за пределами Скандинавии — SAS Kuwait Hotel . К 1989 году гостиничное подразделение SAS владело 40 процентами акций InterContinental Hotels Group . [20] После дерегулирования коммерческой авиации в Европе и конкурентного давления со стороны новых конкурентов SAS испытала экономические трудности (как и многие действующие флагманские авиакомпании), что во многом способствовало решению авиакомпании продать свою сеть отелей Radisson Hotel Group в 1992 году. [20]


Консолидация, поглощения и партнерство
[ редактировать ]В 1981 году Ян Карлзон был назначен генеральным директором SAS ; за время его пребывания в должности компания претерпела успешный финансовый кризис, начиная с 1981 года, и он предполагал, что SAS будет владеть несколькими авиакомпаниями по всему миру. SAS постепенно приобрела контроль над внутренними рынками всех трех стран; это было достигнуто за счет приобретения полного или частичного контроля над различными конкурирующими местными авиакомпаниями, включая Braathens и Widerøe в Норвегии; Linjeflyg и Skyways Express в Швеции; и Cimber Air в Дании. В 1989 году SAS приобрела 18,4% акций Texas Air Corporation , материнской компании Continental Airlines , в попытке сформировать глобальный альянс. Однако этого не произошло, и пакет акций Texas Air Corporation впоследствии был продан. В 1990-е годы SAS также приобрела 20 процентов акций British Midland , а также приобрела 95 процентов Spanair , второй по величине авиакомпании в Испании, в дополнение к Air Greenland . [ нужна ссылка ]
В начале 1990-х годов SAS безуспешно пыталась объединиться с KLM , а также с Austrian Airlines и Swissair в предложенное объединенное предприятие, обычно называемое Alcazar . [26] [27] Однако многомесячные переговоры об этом амбициозном слиянии в конечном итоге провалились из-за множества нерешенных проблем; Эта стратегическая неудача во многом способствовала уходу Карлзона в том же году и его замене Яном Рейнасом. [19] 1 августа 1996 года авиакомпания отметила свое 50-летие работы гармонизацией названия материнской компании SAS с SAS Danmark A/S, SAS Norge ASA и SAS Sverige AB . [20] В мае 1997 года SAS стала одним из основателей глобальной сети Star Alliance , присоединившись к таким авиакомпаниям, как Air Canada , Lufthansa , Thai Airways International и United Airlines . [28] [29]
В июне 2001 года структура собственности SAS была изменена: была создана холдинговая компания, в которой холдинги правительств перешли к Швеции (21,4%), Норвегии (14,3%) и Дании (14,3%), а оставшиеся 50 процентов акций находились в открытом обращении и торговались на фондовом рынке . [20] В 2004 году SAS снова была реструктурирована и разделена на четыре отдельные компании: SAS Scandian Airlines Sverige AB, SAS Scandian Airlines Danmark A/S, SAS Braathens AS и SAS Scandian International AS . В 2007 году компания SAS Braathens была переименована в SAS Scandian Airlines Norge AS . [30] [20] Однако в октябре 2009 года четыре компании снова были объединены в одну компанию под названием SAS Scandian System AB . [ нужна ссылка ]
2009-2021: Реструктуризация
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . Причина: недавний кризис и забастовка. ( июль 2022 г. ) |
С ростом количества бюджетных авиакомпаний и снижением тарифов в Скандинавии бизнес столкнулся с финансовыми трудностями. К 2009 году конкурентное давление вынудило авиакомпанию выступить с инициативой по сокращению расходов. На первом этапе бизнес продал свои доли в других компаниях, таких как British Midland International , Spanair и airBaltic , и начал реструктуризацию своей деятельности. [31] [32] [33] В январе 2009 года соглашение о продаже более 80 процентов активов Spanair было подписано с каталонской группой инвесторов во главе с Consorci de Turisme de Barcelona и Catalana d'Inciatives. [34] Сообщается, что эти изменения сократили расходы авиалайнера примерно на 23 процента в период с 2008 по 2011 год. [35]
В ноябре 2012 года компания оказалась под сильным давлением со стороны своих владельцев и банков с требованием принять еще более жесткие меры по сокращению расходов в качестве условия продолжения финансовой поддержки. Переговоры с соответствующими профсоюзами длились больше недели и превысили первоначальный срок; в конце концов, между SAS и профсоюзами было достигнуто соглашение, согласно которому продолжительность рабочего времени будет увеличена, зарплата сотрудников будет сокращена на 12–20 процентов, а также сокращены пенсии и пенсионные планы; эти меры были направлены на сохранение статуса авиакомпании как операционного предприятия. SAS раскритиковала то, как она провела переговоры, поскольку, как сообщается, отказала в предоставлении услуг профсоюзным делегациям. [35]
В 2017 году SAS объявила о создании новой авиакомпании Scandian Airlines Ireland , которая будет выполнять рейсы из аэропортов Хитроу и Малаги для полетов по европейским маршрутам от имени своей материнской компании на девяти самолетах Airbus A320neo. [36] SAS стремилась заменить свои собственные самолеты на более дешевые, с экипажем и базирующиеся за пределами Скандинавии, чтобы лучше конкурировать с другими авиакомпаниями. [37] [38] Профсоюз шведских пилотов выразил недовольство операционной структурой новой авиакомпании, заявив, что она нарушает действующие трудовые соглашения. [39] Шведский профсоюз бортпроводников также осудил новое предприятие и заявил, что SAS создала авиакомпанию, чтобы «не платить достойную зарплату» бортпроводникам. [40]
В 2018 году компания SAS объявила, что разместила заказ на 50 узкофюзеляжных лайнеров Airbus A320neo для создания однотипного парка самолетов. В том же году правительство Норвегии продало свою долю в авиакомпании. [20] В рамках экологической инициативы, запущенной Международным аэропортом Сан-Франциско (SFO), рейсы SAS, выполняющиеся из SFO с декабря 2018 года, снабжаются экологичным авиационным топливом от Shell и SkyNRG. [41] [42]
В июле 2021 года Европейская комиссия утвердила программу помощи Швеции и Дании в размере примерно 356 миллионов долларов США для поддержки SAS. [43] В сентябре 2021 года SAS объявила о создании двух дочерних компаний; SAS Connect и SAS Link, а ее существующая дочерняя компания SAS Ireland будет переименована в новую SAS Connect, тогда как SAS Link первоначально будет эксплуатировать самолеты Embraer E195 авиакомпании, а деятельность обеих компаний начнется к началу 2022 года. [44] [45] [46]
2022–2024: выход Швеции, вступление Air France-KLM и смена альянса
[ редактировать ]После незначительного прогресса в реализации плана реструктуризации SAS, SAS Forward, шведское правительство объявило 7 июня 2022 года, что Швеция, владеющая 21,8% компании, не будет вкладывать новый капитал в SAS и что она «не стремится стать долгосрочным партнером». акционер компании». [47] [48] 5 июля 2022 года авиакомпания подала заявку на защиту от банкротства в соответствии с главой 11 в США. [49]
В сентябре 2022 года SAS объявила, что возвращает арендодателям не менее десяти самолетов, в том числе пять дальнемагистральных самолетов, среди которых два Airbus A350, которым едва исполнилось два года. Эта мера является результатом закрытия российского воздушного пространства для полетов в Азию, что привело к серьезному падению спроса и эффективности. [50] По состоянию на ноябрь 2022 года SAS объявила, что ищет покупателя на один из своих самолетов Airbus A350 . [51]
В октябре 2023 года было объявлено, что группа Air France-KLM вместе с правительством Дании и двумя инвестиционными фирмами будет инвестировать в SAS, при этом группа авиакомпаний выкупит до 20% акций SAS после продолжающегося процесса авиакомпании в соответствии с Главой 11 в Соединенном Королевстве. Штаты. Благодаря инвестициям (если они одобрены Комиссией ЕС и соответствующими судами США и Швеции), [52] SAS покинет Star Alliance и присоединится к SkyTeam вместе с Air France – KLM. [16]
19 марта 2024 года Суд США по делам о банкротстве утвердил новый план реструктуризации и инвестиции, что позволило SAS выйти из главы 11 к середине 2024 года. [53] [54] 27 марта он также подал заявку на реорганизацию компании в Швеции. [55] объявила, что покинет Star Alliance к 31 августа 2024 года и на следующий день станет членом SkyTeam, что было подтверждено 29 апреля. [1] [56] [57] 12 июня Окружной суд Стокгольма объявил, что 12 июля пройдёт слушание по вопросу о реорганизации компании. [58] , в конечном итоге утвердив его 19 июля. [59] 28 июня Европейская комиссия объявила, что одобрила план реструктуризации. [60] [61]
Корпоративные дела
[ редактировать ]Тенденции бизнеса
[ редактировать ]Ключевые тенденции группы Scandian Airlines (в которую входят SAS Cargo, SAS Ground Handling и SAS Tech) показаны ниже (с 2012 года, за годы, заканчивающиеся 31 октября):
2009 | 2010 | 2011 | 2012 январь–октябрь |
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оборот ( млн шведских крон ) | 39,696 | 36,524 | 36,735 | 33,148 | 42,182 | 38,006 | 39,650 | 39,459 | 42,654 | 44,718 | 46,112 | 20,513 |
Прибыль до налогообложения ( EBT ) (млн шведских крон) | −1,522 | −33 | 543 | 228 | 1,648 | −918 | 1,417 | 1,431 | 1,725 | 2,041 | 794 | −10,151 |
Количество сотрудников (средний ЭПЗ ) | 14,438 | 13,723 | 13,479 | 13,591 | 14,127 | 12,329 | 11,288 | 10,710 | 10,324 | 10,146 | 10,445 | 7,568 |
Количество пассажиров (м) | 27.0 | 27.1 | 29.0 | 25.9 | 30.4 | 29.4 | 28.1 | 29.4 | 30.1 | 30.1 | 29.8 | 12.6 |
Коэффициент пассажирской загрузки (%) | 72.7 | 75.6 | 74.9 | 76.7 | 75.0 | 76.9 | 76.3 | 76.0 | 76.8 | 75.7 | 75.2 | 60.5 |
Общая стоимость единицы продукции (CASK) (SEK) | 1.01 | 0.95 | 0.86 | 0.81 | 0.80 | 0.75 | 0.79 | 0.70 | 0.69 | 0.72 | 0.78 | 1.15 |
Общий доход от единицы (RASK) (SEK) | 0.92 | 0.86 | 0.82 | 0.82 | 0.78 | 0.70 | 0.80 | 0.76 | 0.80 | |||
Количество самолетов (на конец года) | 172 | 159 | 147 | 145 | 139 | 138 | 152 | 156 | 158 | 157 | 158 | 161 |
Цифры для группы SAS. Примечания/источники: | [62] | [63] | [64] | [а] [66] [67] |
[68] | [69] | [70] | [70] | [71] | [б] [72] |
Головной офис
[ редактировать ]
Головной офис Scandian Airlines расположен в офисном здании SAS Frösundavik во Фрёсундавике , муниципалитет Солна , Швеция, недалеко от Стокгольма . [73] В период с 2011 по 2013 год головной офис располагался в аэропорту Стокгольм-Арланда (ARN) в муниципалитете Сигтуна , Швеция. [74] Головной офис SAS Cargo Group A/S находится в Каструпе , муниципалитет Торнбю , Дания. [75]
Офисное здание SAS Frösundavik, [76] [77] был спроектирован Niels Torp Architects и построен в период с 1985 по 1987 год. Переезд из Сольны в Арланду был завершен в 2010 году. [78] Предыдущий головной офис SAS располагался на территории аэропорта Бромма в Стокгольме . [79] В 2013 году SAS объявила, что снова переедет во Фрёсундавик. [73]
Выбросы
[ редактировать ]Данные по пассажирам, самолетам и прибыли приведены в разделе «Тенденции бизнеса» выше.
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|
Выбросы ( тонны CO 2 e) [80] | 2 334 686 | 2 366 299 | 2 357 470 | 2 432 546 | 2 485 804 | 2 466 820 |
Пассажиры (в миллионах) | 30.4 | 29.4 | 28.1 | 29.4 | 30.1 | 30.1 |
Выбросы на пассажира (кг) | 77 | 80 | 84 | 83 | 83 | 82 |
Самолет | 139 | 138 | 152 | 156 | 158 | 157 |
Выбросы на самолет (тонны CO 2 e) | 16 796 | 17 147 | 15 510 | 15 593 | 15 733 | 15 712 |
Прибыль (млн шведских крон) | 1648 | −918 | 1417 | 1431 | 1725 | 2041 |
Прибыль на выбросы (шведские кроны/тонну) | 706 | −388 | 601 | 588 | 694 | 827 |
В отличие от большинства других предприятий и частных лиц в Швеции, авиакомпании освобождены от шведского налога на выбросы углерода . Если бы SAS заплатила шведскому налогу на выбросы углерода в размере 1180 шведских крон ( 114 евро) за тонну (по состоянию на 2019 г. [update]) [81] несмотря на все свои выбросы, это оказало бы существенное влияние на недавний уровень прибыли. С 2012 года авиакомпании включены в ETS ЕС . В январе 2013 года цена дополнительных прав на выбросы сверх предоставленных составляла примерно 6,3 евро за тонну . В мае 2017 года цена составляла 4,9 евро за тонну. [82]
Направления
[ редактировать ]Соглашения о совместном использовании кодов
[ редактировать ]Скандинавские авиалинии имеют соглашения о код-шеринге со следующими авиакомпаниями: [83]
- Эгейские авиалинии [84]
- airBaltic [85]
- Эйр Канада
- Эйр Чайна
- Air France (начинается 1 сентября 2024 г.) [86]
- Все авиакомпании Nippon Airways
- Азиана Эйрлайнз
- Австрийские авиалинии
- Хорватские авиалинии
- Дельта Эйр Лайнс [87]
- Египетэйр
- Эль Аль [88]
- Эфиопские авиалинии
- Этихад Эйрвэйз [89]
- Исландияэйр
- KLM (начинается 1 сентября 2024 г.) [90]
- ЛОТ Польские авиалинии [91]
- Люфтганза
- роскошь [92]
- Сингапурские авиалинии
- Южноафриканские авиалинии
- Швейцарские международные авиалинии
- Тайские авиалинии Интернешнл
- Turkish Airlines (заканчивается 1 сентября 2024 г.) [93]
- Юнайтед Эйрлайнз
- Видероэ
Интерлайн соглашения
[ редактировать ]Скандинавские авиалинии имеют интерлайн-соглашения со следующими авиакомпаниями:
Флот
[ редактировать ]Текущий автопарк
[ редактировать ]По состоянию на июль 2024 г. [update]Компания Scandian Airlines управляет парком самолетов Airbus, состоящим из следующих самолетов: [96] [97] [98]
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры | Примечания | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
С | И | М | Общий | ||||
Аэробус А319-100 | 4 | — | — | — | 150 | 150 | Трое окрашены в ливрею Star Alliance . Один окрашен в ретро- ливрею. [99] |
Аэробус А320-200 | 8 | — | — | — | 168 | 168 | |
Аэробус А320нео | 43 | 12 [100] [101] | — | — | 180 | 180 | Поставки до 2025 года. [100] |
Аэробус А321LR [102] | 3 | — | 22 | 12 | 123 | 157 | |
Аэробус А330-300 | 8 | — | 32 | 56 | 178 | 266 | |
Аэробус А350-900 | 4 | 2 [103] | 40 | 32 | 228 | 300 | 2 заказаны в 2024 году. [103] |
Боинг 737-700 | 1 | — | МЕДИЦИНСКАЯ ЭВАКУАЦИЯ | Работает в вооруженных силах Норвегии и в Норвежском управлении здравоохранения и социальных дел . Будет выведен из эксплуатации и заменен Airbus A320neo аналогичной конфигурации. | |||
Общий | 70 | 14 |
По состоянию на декабрь 2023 г. [update]Компания «Скандинавские авиалинии» также имеет следующие самолеты, эксплуатируемые ее дочерними компаниями и другими перевозчиками по договорам аренды с обслуживанием:
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры | Примечания | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
С | И | М | Общий | ||||
Аэробус А320нео | 30 | — | — | — | 180 | 180 | Управляется SAS Connect . [104] |
АТР 72-600 | 7 | — | — | — | 70 | 70 | Управляется Xfly . [98] |
Бомбардье CRJ900 | 6 | — | — | — | 88 | 88 | |
1 | 88 | 88 | Управляется авиакомпанией CityJet . [98] | ||||
10 | 90 | 90 | |||||
Эмбраер Е195 | 6 | — | — | — | 122 | 122 | Управляется SAS Link . [105] [106] |
4 | 120 | 120 | |||||
Общий | 59 | — |
Планы флота на будущее
[ редактировать ]Короткий путь
[ редактировать ]
20 июня 2011 года SAS объявила о заказе 30 новых самолетов A320neo в рамках своего плана гармонизации парка. [107] Заявленная цель SAS — к 2019 году иметь на своих базах в Стокгольме и Копенгагене парк самолетов, состоящий только из Airbus, со смешанным парком самолетов A320neo и A320ceo на обеих базах. База в Осло тогда эксплуатировала в основном самолеты Боинг 737-800, при этом в то время также сохранялось несколько самолетов 737-700. Старые и меньшие Боинги 737-600 были утилизированы в 2019 году. [108] Первый заказ на A320neos был доставлен в октябре 2016 года. [109]
В апреле 2018 года SAS объявила о заказе еще 50 самолетов A320neo для замены всех находящихся в эксплуатации самолетов 737NG и более старых самолетов A320ce в рамках своей цели по созданию парка самолетов, состоящего исключительно из Airbus, к 2023 году. [100] Последний Боинг 737 был выведен из парка 19 ноября 2023 года. Этот Боинг 737-700, зарегистрированный LN-RRB и получивший название «Dag Viking», выполнял рейс SAS 737. [ нужна ссылка ]
Долгий путь
[ редактировать ]25 июня 2013 года SAS и Airbus подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором говорится, что SAS намерена закупить двенадцать самолетов нового поколения, включая шесть вариантов. Соглашение состоит из восьми самолетов A350-900 с шестью опциями и четырех самолетов A330-300E. Первым новым дальнемагистральным самолетом, который поступит в эксплуатацию, станет А330-300Е, который изначально планировалось заменить устаревшие А340-300 в 2015 году, поскольку истекает срок действия лизинговых соглашений на эти самолеты. Вместо этого SAS продлила лизинговые соглашения, чтобы иметь возможность расширить свой дальнемагистральный парк, и использовала новые A330-300E, чтобы добавить в свою сеть больше дальнемагистральных направлений. [ нужна ссылка ]
Первые 6 из 8 самолетов Airbus A350-900 для SAS были поставлены авиакомпании в 2019 году и должны были эксплуатироваться на дальнемагистральных маршрутах с 2020 года. Сначала A350 будет летать по маршруту Копенгаген и Чикаго , при этом авиакомпания планирует Пекин , Нью-Йорк. , Токио , Шанхай , Гонконг и Сан-Франциско , когда будут доставлены еще A350. [110] В 2023 году окончательно было принято решение сократить парк А350 до 3 единиц. [ нужна ссылка ]
Ливрея
[ редактировать ]

В сентябре 2019 года SAS представила совершенно новую раскраску. [111] который первоначально будет представлен на новых A350 и A320neo, а затем постепенно будет распространен на весь парк самолетов. SAS ожидает, что весь парк будет перекрашен к 2024 году. Фюзеляж сохранен в светло-бежевом цвете, а серебряный логотип SAS размещен на видном месте по высоте передней части. Вертикальный стабилизатор и прилегающие к нему части фюзеляжа окрашены в синий цвет, на стабилизаторе изображен белый логотип SAS. Синяя область в задней части фюзеляжа простирается вперед изогнутой линией. Горизонтальные стабилизаторы бежевого цвета (кроме самолета ATR-72, у которого они синие). Крылышки тоже синие. Картер двигателя бежевого цвета с вертикальной синей полосой спереди и надписью «Scandinavian» синего цвета. «Скандинавский» большими синими буквами нанесен также на днище самолета. [112] [113]
Предыдущая ливрея была представлена в 1998 году и разработана SthlmLab (Стокгольмская дизайнерская лаборатория). Самолеты SAS выглядят преимущественно белыми; тем не менее, фюзеляж выполнен в очень светло-бежевом цвете (Pantone Warm Grey 2/Pantone 9083C) с надписью «Scandinavian» над окнами серебряными буквами (Pantone 877) и надписью «Airlines» под окнами белого цвета. Используемый шрифт — Rotis Semi Serif . Вертикальный стабилизатор (и законцовки крыла) окрашены в синий цвет (Pantone 2738C) с классическим белым логотипом SAS. Это вариант традиционного логотипа SAS, слегка уменьшенный и стилизованный дизайнерской компанией Stockholm Design Lab в рамках смены ливреи SAS. Корпус двигателя окрашен в алый цвет (Pantone Warm Red/Pantone 179C) с надписью Scandian белого цвета, реверсоры тяги - в цвет фюзеляжа. Весь остальной текст окрашен в цвет Pantone Warm Grey 9. В дизайне также присутствуют стилизованные версии скандинавских флагов. Все самолеты традиционно названы в честь викингов.
Помимо стандартной окраски, SAS также эксплуатирует Airbus A319-100 в ретро-раскраске .
Каюта
[ редактировать ]
САС Бизнес
[ редактировать ]На дальнемагистральных рейсах бизнес-класс SAS Business предлагается с широкими спальными местами. На A330 и A350 сиденья расположены по схеме 1-2-1, которые трансформируются в плоские кровати размером 196–202 см (77–80 дюймов) с розетками и 15-дюймовым (380 мм) развлекательным экраном. В бизнес-классе A321LR чередуются 2-2 и 1-1 сиденья, все из которых трансформируются в плоские кровати. [114]
САС Плюс
[ редактировать ]Плюс — это премиум-эконом-класс SAS. На А330 количество мест 2-3-2, на А350 2-4-2 и на А321LR - 2-2. Места, предлагаемые в SAS Plus, шире, чем в разделе SAS Go.
На европейские рейсы билеты SAS Plus подлежат возврату и включают в себя питание, норму двойной регистрации багажа, а также доступ в залы ожидания и ускоренный контроль в аэропорту. Пассажиры SAS Plus сидят в передней части самолета, и пассажиры могут бесплатно выбрать место при бронировании, но в остальном места там такие же, как и в SAS Go. Двухклассная система была введена в июне 2013 года, когда бизнес-класс был исключен из внутриевропейских рейсов. [115]
САС Го
[ редактировать ]SAS Go, или эконом, предлагает 3-3 места на внутриконтинентальных рейсах, 2-4-2 на А330 и 3-3-3 на А350.
SAS предлагает бесплатный кофе и чай пассажирам GO на ближнемагистральных рейсах, за исключением очень коротких рейсов, таких как Берген — Ставангер или Стокгольм — Висбю . Питание предоставляется всем пассажирам дальнемагистральных рейсов.
SAS Go Light
[ редактировать ]SAS Go Light — это вариант SAS Go, в который не включен зарегистрированный багаж. Билеты продаются того же класса бронирования, что и SAS Go, а в остальном идентичны. С 14 декабря 2017 года услуга SAS Go Light доступна как на европейских, так и на дальнемагистральных рейсах. SAS Go Light призван конкурировать с бюджетными перевозчиками для тех, кто путешествует только с ручной кладью. Норма дополнительного багажа для участников Star Alliance Gold, EuroBonus Silver, Gold и Diamond не распространяется на билеты SAS Go Light и действительна только для участников EuroBonus Pandion.
Услуги
[ редактировать ]ЕвроБонус
[ редактировать ]Программа для часто летающих пассажиров SAS называется EuroBonus. Участники зарабатывают баллы на всех рейсах SAS, маршрутах Widerøe, где нет конкурентов SAS (кроме рейсов общественного обслуживания), а также на рейсах Star Alliance. Около 50 процентов общих доходов SAS генерируются участниками EuroBonus. К августу 2015 года в программе EuroBonus насчитывалось более четырех миллионов участников. [116]
Wi-Fi
[ редактировать ]В мае 2018 года SAS запустила новую высокоскоростную систему доступа в Интернет Wi-Fi , поставляемую Viasat . Было объявлено, что новая система позволит пассажирам смотреть фильмы на борту. До этого SAS предлагала доступ в Интернет на борту своих дальнемагистральных самолетов и небольшого количества Boeing 737. Доступ в Интернет через Wi‑Fi предоставляется бесплатно участникам Eurobonus Gold и Diamond, а также владельцам билета Бизнес-класса. В противном случае его можно приобрести за баллы EuroBonus или за дополнительную плату. [117]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Инциденты, не связанные с авиацией
[ редактировать ]Спорная рекламная кампания
[ редактировать ]рекламный ролик продолжительностью 2 минуты 45 секунд 10 февраля 2020 года компания SAS выпустила на YouTube под названием «Что такое истинно скандинавский?» [118] в котором рассказывается история о ценностях компании и освещаются идеи и изобретения, которые глобализм принес в Скандинавию , что вызвало возмущение среди правых групп из-за предполагаемого очернения скандинавской культуры. [119] [120] [121] [122] 12 февраля 2020 года SAS Group, материнская компания SAS, опубликовала заявление о том, что продолжит рекламную кампанию, несмотря на возмущение. [123]
13 февраля 2020 года, через 3 дня после публикации рекламного ролика, офисы SAS в Адельгаде , Копенгаген , и рекламное агентство &Co, подготовившее рекламный ролик, получили угрозы о взрыве . [124] [125] [126] [127] [128] переиздала более короткую 45-секундную версию того же рекламного ролика на Facebook , а официальная версия на YouTube стала частной. Позже SAS [124] [127] [128]
Ответы
[ редактировать ]Норвежская авиакомпания быстро отреагировала на спор, опубликовав сообщение «К счастью, никто не может отобрать у нас ломтерезку для сыра» ( норвежский : Heldigvis kan ingen ta fra oss ostehøvelen ) и изображение на Facebook ломтерезки для сыра , о существовании которой, как утверждают норвежцы, изобретенный. [129] [130]
См. также
[ редактировать ]- Группа САС
- Норвежский авиационный колледж
- Список аэропортов Дании , Норвегии и Швеции
- Список самых загруженных аэропортов стран Северной Европы
- Транспорт в Дании , Норвегии и Швеции
Примечания
[ редактировать ]- ^ В 2012 году компания изменила финансовый год с 1 ноября по 31 октября вместо календарного года. [65] Таким образом, приведенные выше цифры относятся к годам, заканчивающимся 31 декабря до 2011 года, за 10 месяцев до 31 октября 2012 года и за годы, заканчивающиеся 31 октября после этого.
- ^ 2020: Деятельность и доходы в 2020 финансовом году серьезно сократились из-за последствий пандемии коронавируса. [72]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с aerointernational.de - «SAS покидает Star Alliance» (немецкий) 9 апреля 2024 г.
- ^ «SAS Scandian Airlines на ch-aviation.com» . ch-aviation.com . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Годовой отчет SAS и отчет об устойчивом развитии — 2019 финансовый год» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с «Вехи истории — САС» . www.sasgroup.net .
- ^ «Система Scandinavian Airlines Дания-Норвегия-Швеция» . proff.dk (на датском языке). Профф Дания. Архивировано из оригинала 25 апреля 2019 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ «Профиль для SAS» . Центр авиации. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «SAS Scandian Airlines — Информация и онлайн-бронирование Sas Scandian Airlines — Мусафир» . www.musafir.com . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ «Карта маршрутов — SAS» (PDF) . Flysas.com . Проверено 17 марта 2014 г.
- ^ «О SAS Cargo - SAS Cargo/Airfreight» .
- ^ Годовой отчет за 2017 год sasgroup.net Проверено 11 августа 2018 года.
- ^ «CityJet будет летать на новых самолетах SAS» . www.cityjet.com . Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года . Проверено 9 мая 2016 г.
- ^ «От кристалла к картону – спустя более 70 лет государство продает себя из SAS» . 27 июня 2018 г. Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «О Звездном Альянсе» . Звездный Альянс . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Джейкоб-Филлипс, Шерри (27 июня 2018 г.). «Норвегия продает оставшуюся долю в авиакомпании SAS» . Рейтер .
- ^ «Норвегия продаст оставшуюся долю в авиакомпании SAS» . Местный. 27 июня 2018 г. Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Скандинавская авиакомпания SAS сообщает, что Castlelake и Air France-KLM станут новыми акционерами» . Рейтер. 3 октября 2023 г. Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «SAS достигла важной вехи в SAS FORWARD – объявляет консорциум-победитель, включая детали структуры сделки – SAS» . www.sasgroup.net . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ «История» . САС.
- ^ Jump up to: а б «Президенты SAS, начиная с 1946 года» . САС . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Вехи истории» . САС . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Лайонел, Дэниел (2 марта 1947 г.). «Вдоль воздушных путей» . Бруклин Дейли Игл . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ Буррас, Андерс (1979). Сага SAS: история системы скандинавских авиалиний . САС. п. 13. ISBN 82-90212-00-3 .
- ^ «Хронология SAS: более 60 лет в небе» (PDF) . www.flysas.com . Проверено 2 ноября 2014 г.
- ^ «SAS: Воздушная Организация Объединенных Наций» . Боинг . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Отто, К. (10 июля 2022 г.). «Взлет и падение Swissair» . Ключ.Аэро.
- ^ «План отказа от слияния четырех европейских авиаперевозчиков: Транспорт: авиакомпании надеялись сформировать «крепость», чтобы конкурировать с более дешевыми рейсами» . Лос-Анджелес Таймс . Службы новостей Таймс. 22 ноября 1993 г.
- ^ Руигрок, Винфрид (2004). «История стратегических и управленческих ошибок: ошибки, которые привели к упадку Swissair, усугубились сближением нескольких отраслевых разработок» . Европейский бизнес-форум (весна).
- ^ Брайант, Адам (14 мая 1997 г.). «Юнайтед и еще четыре страны подробно расскажут об Air Alliance сегодня» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 октября 2010 г.
- ^ Тальябу, Джон (15 мая 1997 г.). «5 авиакомпаний расширяют границы альянсов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 октября 2010 г.
- ^ «Пресс-релиз: SAS Braathens будет переименован в SAS Norge» . Waymaker (из архива пресс-релизов SAS Group) . Проверено 23 марта 2010 г.
- ^ Николсон, Крис В. (1 октября 2009 г.). «SAS продает оставшуюся долю в BMI компании Lufthansa» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ Робертс, Мартин; и др. (30 января 2009 г.). «SAS продает Spanair за 1 евро, берет большую плату» . Рейтер . Архивировано из оригинала 25 августа 2014 года . Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ «История компании» . airBaltic.com . airBaltic. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 года . Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ «SAS – пресс-релиз (на шведском языке)» . Цисионный провод. Архивировано из оригинала 15 июля 2009 года . Проверено 30 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Кошмар профсоюзов Копенгагена» . Дагенс Индустри . 19 ноября 2012 года . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ О'Халлоран, Барри (28 февраля 2017 г.). «Ирландская дочерняя компания SAS начнет полеты в ноябре» . Ирландские Таймс . Дублин . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Шумерс, Брайан (14 июня 2017 г.). «Почему скандинавская SAS создает новую авиакомпанию с таким же названием в Ирландии» . Скиф . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Берк-Кеннеди, Эоин (7 мая 2017 г.). «Фирма по подбору персонала для авиации создает 80 новых рабочих мест в рамках ирландской экспансии» . Ирландские Таймс . Дублин . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ «Профсоюз о новой компании SAS» . Svenska Dagbladet (на шведском языке). Стокгольм : Schibsted Media Group . 16 ноября 2017 года . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ «SAS создает сотрудникам паршивые условия» . Svenska Dagbladet (на шведском языке). Стокгольм : Schibsted Media Group . 23 ноября 2017 года . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ «Shell начинает поставлять экологически чистое топливо в калифорнийский аэропорт» . Биотопливо Интернэшнл . 12 декабря 2018 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Бейтс, Джо. «Экологичное авиационное топливо доступно в международном аэропорту Сан-Франциско» . www.airport-world.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2019 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ «Государственная помощь: Комиссия одобрила шведские и датские субсидированные процентные кредиты на сумму 300 миллионов евро для SAS в контексте вспышки коронавируса» . АВИАТОР . 13 июля 2021 г. Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «SAS откроет два новых дочерних предприятия» . ч-авиация . 1 октября 2021 г.
- ^ Кимински-Морроу, Дэвид (30 ноября 2021 г.). «SAS представит в Копенгагене новые операционные подразделения Connect и Link» . FlightGlobal . Медиа группа ДВВ . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ «SAS запустит бренды Connect и Link в 1 квартале 2022 года» . ч-авиация . 3 декабря 2021 г. Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Терье Солсвик, Стине Якобсен (7 июня 2022 г.). «Авиакомпания SAS больше не будет получать деньги от правительства Швеции» . Рейтер . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Ильдор, Астрид (7 июня 2022 г.). «Объявление шведского SAS ставит Данию перед большой проблемой» (на датском языке). ДР . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ «SAS добивается защиты от банкротства в США» (на норвежском букмоле). НРК. 5 июля 2022 г. Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ Flightglobal.com - SAS стремится отказаться от самолетов A350 и A330 в рамках плана реструктуризации парка, 6 сентября 2022 г.
- ^ aero.de - «Кто купит почти новый A350 от SAS?» (немецкий) 9 ноября 2022 г.
- ^ Шлаппиг, Бен (3 октября 2023 г.). «Скандинавские авиалинии присоединяются к SkyTeam и получают инвестиции Air France-KLM» . Одна миля за раз . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ «Суд по делам о банкротстве США одобрил план выхода из главы 11 SAS» . ч-авиация . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «SAS получает одобрение суда на план главы 11 — SAS» . www.sasgroup.net . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «SAS AB подает заявку на реорганизацию компании в Швеции – деятельность продолжается в обычном режиме – SAS» . www.sasgroup.net . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Орбан, Андре (29 апреля 2024 г.). «SAS вступает в альянс SkyTeam 1 сентября, расширяя возможности глобальной связи и преимущества для клиентов» . Aviation24.be . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «SAS ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К SKY TEAM ALLIANCE – SAS» . www.sasgroup.net . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Объявлена дата слушаний по плану реорганизации компании SAS AB - SAS» . www.sasgroup.net . Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ «План реорганизации SAS AB в Швеции одобрен – применяется для условного делистинга всех обыкновенных акций и коммерческих гибридных облигаций – SAS» . www.sasgroup.net . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ «План реструктуризации SAS одобрен Европейской комиссией – SAS» . www.sasgroup.net . Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ «SAS получает одобрение Европейской комиссии на реструктуризацию» . www.businesstravelnewseurope.com . 2 июля 2024 г. Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ «Годовой отчет группы SAS за 2009 год» (PDF) . Группа САС . Проверено 7 сентября 2013 г.
- ^ «Годовой отчет и отчет об устойчивом развитии за 2010 год» (PDF) . Группа САС . Проверено 13 декабря 2011 г.
- ^ «Годовой отчет и отчет об устойчивом развитии за 2011 год» (PDF) . Группа САС . Проверено 24 августа 2012 г.
- ^ «Решения, утвержденные годовым общим собранием акционеров SAS AB 2012 года» . Группа САС . Проверено 24 августа 2012 г.
- ^ «Группа SAS: Годовой отчет за январь – октябрь 2012 г.» (PDF) . Группа САС . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ «Группа SAS: 4-й квартал 2012 г.» (PDF) . Группа САС . Проверено 7 сентября 2013 г.
- ^ «Отчет группы SAS за ноябрь 2012 г. – октябрь 2013 г.» (PDF) . Группа САС . Проверено 14 марта 2014 г.
- ^ «Годовой отчет группы SAS с обзором устойчивого развития, ноябрь 2013 г. – октябрь 2014 г.» (PDF) . Группа САС. Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2022 года . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Годовой отчет SAS за 2018 финансовый год» (PDF) . Группа САС. Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2022 года . Проверено 30 августа 2019 г.
- ^ «Годовой отчет SAS и отчет об устойчивом развитии за 2019 финансовый год» (PDF) . Группа САС. 29 января 2020 г. Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Годовой отчет SAS и отчет об устойчивом развитии за 2020 финансовый год» (PDF) . Группа САС. 1 февраля 2021 г. Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «SAS снова переезжает во Фрёсунду – на данный момент это около 14 000 квадратных метров» . Новости AB Fastighetsvärlden. 24 мая 2013 года . Проверено 22 июля 2015 г.
- ^ "Главный офис SAS в Швеции". Скандинавские авиалинии. Проверено 27 января 2012 года. "Главный офис SAS Стокгольм-Арланда Кабинвэген 5 SE-195 87 Стокгольм"
- ^ « Штаб-квартира. Архивировано 4 декабря 2021 года в Wayback Machine ». САС Груз. Проверено 27 января 2012 г. "Адрес посещения Кюствеен 40 DK-2770 Каструп, Дания"
- ^ « Головной офис SAS в Швеции ». Скандинавские авиалинии. Проверено 8 июня 2009 г.
- ^ « Cykelkarta 2007. Архивировано 8 августа 2014 года в Wayback Machine ». Муниципалитет Солны . Проверено 12 февраля 2010 г.
- ^ « Промежуточный отчет, январь – июнь 2011 г. ». Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ "Всемирный справочник авиакомпаний". Рейс Интернешнл . 29 марта 1986 г. «Система Scandinavian Airlines» 122 .
- ^ «Подтвержденные выбросы 2018» . Система торговли выбросами Европейского Союза (EU ETS) . Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ «Шведский налог на выбросы углерода» . Правительство Швеции. Январь 2019 года . Проверено 12 декабря 2019 г.
- ^ «Прогноз цен на выбросы углерода в ЕС на следующее десятилетие ставит под сомнение цель Парижа» . Рейтер. 24 мая 2017 года . Проверено 12 декабря 2019 г.
- ^ «Профиль на SAS» . КАПА . Центр авиации. Архивировано из оригинала 30 октября 2016 года . Проверено 30 октября 2016 г.
- ^ «SAS/Aegean Airlines расширяет код-шеринговую сеть с апреля 2024 года» .
- ^ Лю, Джим (24 мая 2019 г.). «airBaltic возобновляет кодшеринговое партнерство с SAS с июня 2019 года» . Маршрут онлайн . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ «SAS/Air France запускает совместную услугу с сентября 2024 года» . aeroroutes.com . 9 июля 2024 г.
- ^ https://www.sasgroup.net/newsroom/press-releases/2024/sas-expands-its-summer-program-to-include-atlanta/
- ^ «Эль-Аль / SAS начинает код-шеринговое партнерство с февраля 2024 года» . Аэрорутс . 29 января 2024 г. Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Etihad/SAS возобновляет сотрудничество по код-шерингу с января 2024 года» . aeroroutes.com . 25 декабря 2023 г.
- ^ «KLM/SAS НАЧИНАЕТ СОВМЕСТНОЕ УСЛУГ С СЕНТЯБРЯ 2024 ГОДА» . aeroroutes.com . 15 июля 2024 г.
- ^ «SAS возобновляет совместное использование кодов LOT Polish Airlines на NW23» .
- ^ Лю, Джим (27 марта 2017 г.). «Luxair/SAS начинает совместные рейсы с марта 2017 года» . Маршрут онлайн . Проверено 6 января 2020 г.
- ^ Орбан, Андре (25 марта 2024 г.). «SAS и Turkish Airlines расторгают соглашение о кодшеринге» . Aviation24.be . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ «Air Greenland и SAS вступают в новое и расширенное сотрудничество» . Airgreenland.com. 21 августа 2013 года . Проверено 17 марта 2014 г.
- ^ https://www.sasgroup.net/files/Main/290/3827810/sas-q3-2023_eng.pdf
- ^ «Флот» . Группа САС . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Флот SAS на Planespotters.net» . planespotters.net . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Flightglobal.com — Изображение: предварительный просмотр ретро-ливреи SAS, появившейся на Airbus A319 в Финкенвердере, 27 июля 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с "SAS размещает заказ на дополнительные 50 самолетов Airbus A320neo для создания единого типа парка - SAS" . САС . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ https://www.sasgroup.net/files/documents/financial-reports/2023-q3/SAS_Q3_2023_presentation.pdf
- ^ «SAS расширяет свой флот – арендует три A321 Long Range – SAS» . САС . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б ch-aviation.com — Бывший SAS A350-900 выставлен на продажу 6 июня 2023 г.
- ^ «Последний реестр и ежемесячные изменения» . www.iaa.ie. Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ «SAS должен иметь Embraer-fly» . 23 сентября 2021 г.
- ^ «Шведская компания SAS Link добавляет первый E195» . Ч-Авиация . 21 декабря 2021 г.
- ^ «Scandinavian Airlines получила первый Airbus A320neo» . Журнал «Авиакомпании» . Архивировано из оригинала 22 июня 2018 года . Проверено 22 июня 2018 г.
- ^ «SAS стремится к чистому парку самолетов Airbus - CHECK-IN.dk» . 27 апреля 2016 г.
- ^ Касвелл, Марк. «SAS получила первый A320 neo – Business Traveller» . Деловой путешественник . Проверено 22 июня 2018 г.
- ^ «SAS объявляет о первых полетах и характеристиках А350» . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ «Скандинавский путь» . www.flysas.com . Система скандинавских авиалиний . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ «Флот» . Группа САС . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ «Самолет под заказ» . Группа САС . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ «Первый новый A321LR вошел в состав флота SAS» . САС . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ Эллиотт, Марк. «SAS обновляет классы обслуживания» . Travel Daily Media . Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ «SAS отмечает четыре миллиона участников EuroBonus» . 21 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 22 августа 2015 г.
- ^ «SAS — первая скандинавская авиакомпания, запустившая высокоскоростной Wi-Fi» . САС . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ SAS - Что такое истинно скандинавское? . САС – Скандинавские авиалинии. 13 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2020 г. . Проверено 14 мая 2022 г. - через YouTube.
- ^ «Каспер Шредер на видео SAS: «Они — камердинеры на минном поле» . ДР (на датском языке). 12 февраля 2020 г. Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Никель, Дэвид. «Есть ли что-нибудь по-настоящему скандинавское? Объяснение странного спора о рекламе SAS» . Форбс . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Мартинс, Лаис. «Что реклама авиакомпании рассказала о скандинавском национализме» . www.aljazeera.com . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Шлаппиг, Бен (12 февраля 2020 г.). «Спорная реклама, которую скандинавские авиалинии сняли через день» . Одна миля за раз . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «SAS продолжает кампанию «Что такое истинно скандинавское» — SAS» . www.sasgroup.net . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Оповещение о взрыве в Копенгагене из-за противоречивой рекламной кампании SAS - Bloomberg» . Блумберг . 13 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2020 г. . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «Копенгагенское агентство, сделавшее рекламу SAS мишенью с ложной угрозой взрыва» . Местная Дания . 13 февраля 2020 г. Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «Рекламное агентство SAS уличено в мошенничестве с бомбами» . www.aftenposten.no (на норвежском букмоле). 13 февраля 2020 г. Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Колсет, Ханс Ивар Мосс (13 февраля 2020 г.). «Угроза взрыва бомбы рекламному агентству SAS» . НРК (по-норвежски Нюнорск) . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Лепперёд, Трон (13 февраля 2020 г.). «Угроза взрыва бомбы рекламному агентству, стоящему за кампанией SAS» . Неттависен (на норвежском языке) . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ "Норвежский - К счастью, никто не может отобрать у нас терку для сыра❤️ | Facebook" . www.facebook.com . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «Норвежец высмеивает спорную копию рекламы скандинавской культуры SAS, своевременно публикуя ее на Facebook | The Nordic Page» . 13 февраля 2020 г. Проверено 14 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с SAS Scandian Airlines, на Викискладе?
- Сайты компаний
- Сайт САС ( - )
- Сайт SAS Дания
- Сайт SAS Норвегия
- Веб-сайт SAS Швеция
- Корпоративный сайт группы компаний SAS
- Другие сайты
- Скандинавские авиалинии
- Авиакомпании Дании
- Авиакомпании Норвегии
- Авиакомпании Швеции
- Члены группы САС
- Авиакомпании, основанные в 1946 году.
- Датские бренды
- СкайТим
- Бывшие члены Звездного Альянса
- Компании, базирующиеся в муниципалитете Сольна
- Муниципалитет Сигтуна
- Шведские компании, основанные в 1946 году.
- Датские компании, основанные в 1946 году.
- Норвежские компании, основанные в 1946 году.
- Компании, подавшие заявление о банкротстве по главе 11 в 2022 году