Занятая пчела
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | 1966 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прекращенная деятельность | 1992 | ||||||
Операционные базы | Аэропорт Осло, Форнебу | ||||||
Размер флота | 14 | ||||||
Материнская компания | Браганса | ||||||
Штаб-квартира | Аэропорт Осло, Форнебу Форнебу , Бэрум , Норвегия |
Busy Bee была авиакомпанией , которая работала в Норвегии в период с 1966 по 1992 год. Полностью основанная на аренде с обслуживанием , она выполняла комплекс региональных услуг для крупных авиакомпаний и военных, а также корпоративные, специальные и инклюзивные чартерные туры .
как Busy Bee Air Service A/S Основанная Бьорном Г. Браатеном , авиакомпания первоначально в основном выполняла корпоративные чартеры, используя среди других самолетов Learjet 23 , а затем три Hawker Siddeley HS.125 . После почти банкротства в 1973 году компания перешла в собственность Braganza и была переименована в Air ExecutiveНорвегия A/S . Он сосредоточился на эксплуатации Short Skyvans , а затем и Fokker F27 Friendships . С 1975 года он выполнял региональные рейсы для своей дочерней компании Braathens SAFE и все чаще выполнял чартерные рейсы для норвежских вооруженных сил .
В 1980 году авиакомпания получила название Busy Bee ofНорвегия A/S , тогда же ей был поставлен Боинг 737-200C . Региональные перевозки были введены с помощью Scandian Airlines Systems (SAS), после чего в 1988 году на вооружение поступили самолеты Fokker 50. Сокращение военных чартеров и потеря жизненно важного контракта в 1991 году привели к тому, что фонд вышел из состава авиакомпании, и в декабре 1992 года она объявила о банкротстве. Ключевые люди и активы восстановили авиакомпанию под названием «Norwegian Air Shuttle» .
История
[ редактировать ]Компания Busy Bee была основана Бьёрном Г. Браатеном, сыном основателя и владельца Braathens SAFE Людвига Г. Браатена . Он опирался на две ниши: предоставление дополнительных услуг для служб Braathens SAFE и предоставление корпоративных чартерных рейсов. Один только Людвиг Г. Браатенс Редери пользовался таким высоким спросом на корпоративные чартеры, что авиакомпания могла почти заполнить один самолет только этой группой. [ 1 ]
Компания была зарегистрирована как Busy Bee Air Service A/S в 1966 году. [ 2 ] операции начнутся 9 мая. [ 3 ] Название было вдохновлено одноименным пабом в Лондоне. Первоначально у нее был парк самолетов Piper Aztec и Learjet 23 , последний был первым корпоративным самолетом, выполнявшим рейсы за пределами Норвегии. [ 4 ] В декабре Learjet был раскрашен в полоски зебры и сдан в аренду кинокомпании для съемок фильма «Последнее сафари» в Кении . [ 5 ]
Learjet был продан уже в сентябре 1967 года. [ 6 ] Позже в том же году авиакомпания получила первый из трех самолетов Piper PA-31 Navajo . [ 7 ] Также была куплена Cessna 185 , которая использовалась до 1974 года. [ 7 ] В 1968 году авиакомпания выпустила второй Piper Aztec, но к 1969 году продала их оба. [ 6 ] Cessna 206 использовалась в период с 1972 по 1974 год. Обе Cessna были гидросамолетами . [ 6 ] который работал из водного аэропорта Форнебу. [ 8 ]
Busy Bee выпустила свой первый Hawker Siddeley HS.125 в апреле 1968 года. [ 9 ] и добавил второй такой самолет в декабре 1968 года и третий в феврале 1970 года. [ 6 ] К 1968 году Busy Bee была крупнейшим частным чартерным оператором Норвегии. Помимо руководителей бизнеса, авиакомпания получила значительную часть своего бизнеса от крупной судоходной отрасли Норвегии. Типичная задача заключается в доставке запасных частей и технических специалистов в далекий порт для проведения критического ремонта судов, что позволит быстрее вернуться в коммерческую эксплуатацию. [ 10 ]
В феврале 1969 года авиакомпания использовала воздушный ангар в аэропорту Осло Форнебу размером 67 на 34 метра (220 на 112 футов). [ 11 ] Это было вызвано ограничениями зонирования Форнебу, которые запрещали строительство постоянных построек. [ 12 ] Три HS.125 были проданы в 1972 году. [ 13 ]

В 1973 году компания столкнулась с финансовыми трудностями. ИТ перешла в управление , была реструктурирована и куплена холдинговой компанией Braathens SAFE, Braganza . Компания получила название Air ExecutiveНорвегия A/S. Самолеты постепенно перекрашивались в белый, красный и синий цвета, чтобы больше соответствовать самолету Braathens SAFE. [ 4 ] Тем временем они заказали три Short Skyvan , которые эксплуатировались до 1984 года. [ 14 ]

Примерно в 1975 году компания Braathens SAFE решила вывести из эксплуатации свои Fokker F27 и полностью сосредоточиться на эксплуатационных услугах с использованием реактивных лайнеров. Однако некоторые из их маршрутов не были достаточно загружены, чтобы можно было использовать реактивные лайнеры. Была достигнута договоренность, согласно которой три новейших F-27 были переданы Busy Bee, по одному в 1975, 1976 и 1977 годах. [ 15 ] Он также выполнял рейсы вдоль западного побережья, соединяя аэропорты Кристиансанн, Кьевик на юге, с аэропортом Тронхейма, Вернес на севере. [ 4 ] С 1977 года Busy Bee взяла на себя два ежедневных рейса Braathens SAFE из аэропорта Ставангера, Сола, через аэропорт Фарсунд, Листа в Осло. [ 16 ]
На протяжении 1970-х годов чартерные контракты с норвежскими вооруженными силами стали растущим источником дохода для Busy Bee. Чтобы справиться с растущим объемом операций, в 1979 году Air Executive купила Боинг 737-200 , получивший название Storebia («Большая пчела»). В следующем году авиакомпания возобновила работу под своим старым брендом, взяв название Busy Bee ofНорвегия A/S. Самолет получил новую желто-коричневую окраску с пчелой на вертикальном стабилизаторе . [ 4 ] Авиакомпания получила четвертый F27-100 в 1981 году и еще два в 1983 году. [ 7 ] [ 17 ]
Busy Bee выиграла контракт на эксплуатацию нескольких межскандинавских маршрутов для системы Scandian Airlines с 1982 года. В основном это были рейсы из аэропорта Копенгагена в Ставангер, Кристиансанн, аэропорт Гетеборг-Ландветтер и аэропорт Йёнчепинг , а также между Осло и Гетеборгом. [ 18 ] Например, маршрут Осло – Гетеборг заменил рейс Douglas DC-9 , который работал с убытком. Благодаря меньшей пропускной способности и более высокой частоте Busy Bee смогла утроить посещаемость за три года и повысить прибыльность маршрута. [ 3 ] Из-за споров с профсоюзами SAS расторгла часть своего контракта с Busy Bee в марте 1984 года. Вместо этого они основали то, что впоследствии стало SAS Commuter . [ 19 ] Однако из-за задержек перенос маршрута был отложен до декабря. [ 20 ]

Busy Bee начала выполнять рейсы из аэропорта Хаугесунн, Кармой, в Берген, Ставангер и аэропорт Сандефьорд, Торп 26 марта 1984 года в качестве подперевозчика Braathens SAFE. [ 21 ] [ 22 ] Braathens SAFE никогда не получала прибыли от этой услуги. [ 22 ] два крупных контракта на закупку. В 1985 году Busy Bee заключила с Fokker В мае она заказала четыре новых F27 с поставкой в следующем году. В июне компания заказала четыре Fokker 50, поставка которых запланирована на конец 1988 года. [ 23 ] Новые F27 представляли собой модернизированный вариант -200. [ 17 ] За четыре месяца 1986 года Busy Bee арендовала пятый F27-200. [ 24 ]
В 1986 году выручка авиакомпании составила 209 миллионов крон, что на 31 процент больше, а прибыль составила 5 миллионов. [ 25 ] Busy Bee стала партнером Gambia Air Shuttle в 1987 году, чтобы помочь начать деятельность авиакомпании. В течение года компания Busy Bee сдавала в аренду молодой авиакомпании F-27, чтобы позволить ей начать свой маршрут из международного аэропорта Банжула в международный аэропорт Дакар-Йофф . [ 26 ]
К 1986 году Busy Bee получала 35 процентов своего дохода от субперевозок с Braathens SAFE, 25 процентов от SAS, 20 процентов от военных контрактов, 10 процентов от инклюзивных чартерных туров и десять процентов от специальных чартеров. Бизи Би был постоянным партнером Гулливера, который заключил с Боингом контракт на три летних рейса на выходные в Грецию. По оценкам компании, половина ее прибыли была получена от военного контракта. [ 3 ] В 1986 году компания Busy Bee выполнила около 20 000 рейсов и перевезла 800 000 пассажиров. [ 27 ]

В конце 1980-х годов норвежские вооруженные силы изменили свою практику закупок поездок, сместив акцент с чартерных самолетов на покупку билетов на регулярные рейсы. Это особенно сильно ударило по Busy Bee, поскольку значительная часть ее доходов была связана с военными контрактами. [ 4 ] Чтобы компенсировать это, Busy Bee усилила свое внимание к европейским договорам аренды с обслуживанием, которые она подписала, в частности, с NLM CityHopper , Austrian Airlines и British Midland International . [ 28 ]
В 1989 году авиакомпания потеряла 12 миллионов крон. Они не смогли продать три самолета F27, которые в прошлом году были заменены на F50. Однако компанию удалось легко сократить после того, как 30 пилотов уволились и перешли на работу в SAS Commuter, которая в 1990 году расширила свою деятельность в Северной Норвегии . [ 29 ] В октябре авиакомпания предложила взять на себя эксплуатацию военных транспортников Lockheed C-130 Hercules , разрешив сдавать их в аренду под коммерческие обязательства, когда они не используются регулярно, но эта идея была категорически отвергнута военными. [ 30 ]

Обслуживание Сандефьорда было прекращено в 1991 году. Это последовало за соглашением о Fokker 50 продаже одного самолета компании Widerøe Norsk Air . [ 22 ] Важный удар был нанесен в январе 1991 года, когда Busy Bee проиграла тендер на выполнение полетов для военных: Busy Be предложила всего на полмиллиона больше, чем авиакомпанией «Норвегия 100 миллионов крон, предложенных ». Таким образом, с апреля необходимость в Боинге 737 исчезла. [ 31 ] Это заставило компанию сократить штат сотрудников с 325 до 200, а парк - с семнадцати до девяти самолетов. [ 32 ] В сентябре военные объявили, что откажутся от лизинговых операций и вместо этого будут покупать регулярные билеты, прекратив действие последних военных уставов с 1 апреля 1992 года. [ 33 ]
SAS и Busy Bee вступили в переговоры в ноябре 1991 года, чтобы изучить возможность создания новой авиакомпании Norwegian Commuter. Рассматривалось несколько бизнес-моделей: либо объединение региональных операций норвежской компании Commuter, управляемых двумя существующими компаниями, либо полное слияние. В любом случае идея заключалась в том, что новая компания взяла на себя все региональные рейсы Braathens SAFE и SAS на юге Норвегии. [ 34 ] Однако из планов ничего не вышло. [ 35 ] В декабре 1991 года компания получила новый акционерный капитал в размере 30 миллионов крон и двухлетний контракт на полеты по маршрутам в Браатенс. Это было обусловлено как сокращением штатов, так и снижением заработной платы. [ 36 ]
Авиакомпания заключила контракт на полеты для администрации Air Nordic из аэропорта Стокгольм Вестерос в Сундсвалль , Васу , Гетеборг, Эребру и Осло. [ 37 ] 4 мая 1992 года Busy Bee начал выполнять рейсы из Ставангера в амстердамский аэропорт Схипхол авиакомпании KLM . [ 38 ]
17 декабря 1992 года компания Busy Bee объявила о банкротстве. [ 4 ] Во второй половине 1992 года руководство начало работать над созданием плана действий на случай непредвиденных обстоятельств для продолжения деятельности после банкротства. Правила требовали, чтобы главный пилот, главный технический офицер и ответственный менеджер должны были продолжить работу, если сертификат эксплуатанта (AOC) должен был быть продлен. [ 39 ] Они заключили соглашение с Braathens на полеты по региональным маршрутам Западного побережья, снизив почасовую стоимость с 17 000 до 12 000 норвежских крон . [ 40 ] Хотя операции были остановлены, первоначально планирование осуществлялось в рамках конкурсного управления . В капитал было собрано один миллион крон. [ 41 ] Компания Norwegian Air Shuttle была зарегистрирована 22 января 1993 года. [ 42 ] Полеты начались 28 января 1993 года, и новая авиакомпания сохраняла ливрею Busy Bee до мая 1993 года, когда была введена красно-сине-белая окраска, аналогичная ливрее Braathens. [ 40 ]
Флот
[ редактировать ]
компания Busy Bee использовала три ливреи За свою историю . В начальный период Busy Bee с 1966 по 1973 год он имел детали медового цвета. В период правления Air Executive до 1980 года авиакомпания имела смешанную белую, синюю и красную окраску, что приближало ее к той, которая использовалась ее более крупной дочерней компанией. Бренд Busy Bee был вновь представлен в 1980 году, после чего авиакомпания использовала медово-коричневую чит-линию и украсила вертикальный стабилизатор пчелой. [ 4 ]
С 1980 года авиакомпания эксплуатировала одиночный Боинг 737-2R4C. Самолет был куплен в рамках партнерства с Вооруженными силами Норвегии, в рамках которого он был специально оборудован для удовлетворения военных нужд. В частности, это был комбинированный вариант, включавший в себя боковую грузовую дверь и возможность быстрой перестановки салона между пассажирским, грузовым, комбинированным пассажирско-грузовым, а также VIP-конфигурацией. Самолет был спроектирован так, чтобы его можно было использовать на гравийных взлетно-посадочных полосах, а также был единственным Боингом 737, сертифицированным для использования в парашютном спорте . [ 3 ]
Модель | Кол-во | Построен | Впервые в | Последний выход | Ссылка(и) |
---|---|---|---|---|---|
Пайпер ПА-23 Ацтек | 2 | 1966 | 1966 | 1969 | [ 6 ] |
Лирджет 23 | 1 | 1965 | 1966 | 1967 | [ 6 ] |
Цессна 185 | 1 | 1966 | 1967 | 1974 | [ 7 ] |
Хоукер Сиддели HS.125 | 3 | 1967–68 | 1968 | 1972 | [ 6 ] [ 7 ] |
Пайпер ПА-31 Навахо | 3 | 1967–69 | 1967 | 1974 | [ 6 ] [ 7 ] [ 43 ] |
Цессна 206 | 1 | 1966 | 1972 | 1974 | [ 6 ] |
Короткий Скайван | 3 | 1975 | 1974 | 1984 | [ 14 ] |
Фоккер F27-100 Дружба | 6 | 1964–67 | 1975 | 1992 | [ 6 ] [ 7 ] [ 17 ] [ 44 ] |
Боинг 737-2R4C | 1 | 1979 | 1979 | 1991 | [ 6 ] |
Фоккер F27-200 Дружба | 5 | 1986 | 1986 | 1992 | [ 17 ] [ 24 ] |
Фоккер 50 | 5 | 1988–89 | 1988 | 1992 | [ 45 ] |
Фоккер F27-600QC Дружба | 1 | 1968 | 1988 | 1989 | [ 7 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Трампи: 46
- ^ «Деловые люди со скоростью самолета». Путь мира (на норвежском языке). 28 июля 1966 г. с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д Лирмаунт, Дэвид (5 июля 1986 г.). «Как заняться делом в маленьком улье» . Международный рейс : 34–39 . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Трампи: 47
- ^ Бёрке, Рольф (27 декабря 1966 г.). «Норвежские летчики играют в фильме в Африке со Стюартом Грейнджером в качестве коллеги». Путь мира (на норвежском языке). п. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хэгби: 242
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хэгби: 243
- ^ Андресен, Торе (2 июня 1971 г.). «Кризис гидросамолета в Форнебу». Путь мира (на норвежском языке). п. 5.
- ^ «Воздушный Роллс-Ройс, маленькое чудо». Путь мира (на норвежском языке). 13 апреля 1968 г. с.
- ^ «Занятый пчелиный самолет» . Международный рейс : 266. 15 августа 1968 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Кристенсен, Даг (14 февраля 1969 г.). «Занят/Браатен под пластиковым небом». Путь мира (на норвежском языке). п. 6.
- ^ «Легкая коммерция и бизнес – Надувной Улей» . Международный рейс : 544. 10 апреля 1969 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Хэгби: 49
- ^ Jump up to: а б Хэгби: 76
- ^ Тьомсланд и Вильсберг: 208
- ^ Тьомсланд и Вильсберг: 272
- ^ Jump up to: а б с д Хэгби: 102
- ^ Лёвстухаген, Кнут (18 августа 1983 г.). «Рулевые получают статус капитана: пилоты SAS врываются в Swedair» . Афтенпостен (на норвежском языке). п. 33.
- ^ Ганфельдт, Катон (17 марта 1984 г.). «Спор по поводу скандинавских рейсов: SAS порывает с Busy Bee». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 8.
- ^ Хансен, Ларс Дитлев (12 декабря 1984 г.). «Отложенное открытие в понедельник: тяжелые переговоры по сделкам miniSAS». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 34.
- ^ Меллинг: 223
- ^ Jump up to: а б с Тьомсланд: 102–105
- ^ Ганфельдт, Катон (5 июня 1985 г.). «Покупка авиакомпании за 320 миллионов норвежских крон: Busy Bee обновляется». Афтенпостен (на норвежском языке). стр. 64.
- ^ Jump up to: а б Хэгби: 380
- ^ «Восстание занятой пчелы». Афтенпостен (на норвежском языке). 21 августа 1987 г. с. 38.
- ^ «Занятая пчела в Гамбии». Афтенпостен (на норвежском языке). 18 мая 1987 г. с. 18.
- ^ «Расширитель Busy Bee». Афтенпостен (на норвежском языке). 19 декабря 1985 г. с. 30.
- ^ Ганфельдт, Катон (18 апреля 1990 г.). «Busy Bee закрепится в Европе». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 20.
- ^ Ригг, Яннегро (4 сентября 1990 г.). «Ходеруллинг и занятая пчела». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 32.
- ^ Бринсруд, Эспен (1 октября 1990 г.). «Хочу купить самолет Hercules». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 14.
- ^ Анда, Торгейр (11 января 1991 г.). «Норвежские авиалинии выиграли воздушную войну с Бизи Би». Дагенс Нерингслив (на норвежском языке). п. 16.
- ^ Ганфельдт, Катон (21 февраля 1991 г.). «Резервирование в Busy Bee». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 16.
- ^ Рёд, Мортен (11 ноября 1991 г.). «Новое соглашение улучшает предложения полетов на севере». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 11.
- ^ Ганфельдт, Катон (8 ноября 1991 г.). «Исследование новой авиакомпании». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 4.
- ^ Ганфельдт, Катон (17 декабря 1991 г.). «Новая авиакомпания приостановлена, Busy Bee рефинансирована?». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 24.
- ^ Ганфельдт, Катон (21 декабря 1991 г.). «Новый фремтид для занятой пчелки». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 11.
- ^ Олсен, Клод Роланд (8 мая 1992 г.). «Busy Bee создает шведскую авиакомпанию». Дагенс Нерингслив (на норвежском языке). п. 9.
- ^ «KLM увеличивается из Ставангера». Афтенпостен (на норвежском языке). 4 мая 1992 г. с. 23.
- ^ Трампи: 50
- ^ Jump up to: а б Трампи: 52
- ^ Трампи: 54
- ^ «Норвежский воздушный шаттл на руинах и занятой пчеле» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 27 января 1993 года.
- ^ Хэгби: 221
- ^ Хэгби: 292–294
- ^ Хэгби: 112
Библиография
[ редактировать ]
- Хэгби, Кей (1998). От Nielsen & Winter до Boeing 747 (на норвежском языке). Драммен: Хэгби. ISBN 8299475201 .
- Меллинг, Кьерсти (2009). Северный ветер со всех сторон (по-норвежски). Осло: Pilotforlaget.
- Тьомсланд, Аудун; Вильсберг, Кьелл (1995). Braathens SAFE 50 лет: Несмотря ни на что (на норвежском языке). Осло. ISBN 82-990400-1-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Тьомсланд, Аудун (2005). Высокие ставки в отношении Торпа (на норвежском языке). Сандефьорд: Тьомсланд Медиа. ISBN 82-997212-0-2 .
- Трампи, Джейкоб (2012). Высокая игра (на норвежском языке). Осло: Кагге Форлаг. ISBN 978-82-489-1190-6 .