Стокгольмский аэропорт Арланда
Стокгольмский аэропорт Арланда Аэропорт Стокгольм-Арланда | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Краткое содержание | |||||||||||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||||||||||
Владелец/Оператор | Сведавия | ||||||||||||||||||
Служит | Митрополит Стокгольм | ||||||||||||||||||
Расположение | Муниципалитет Сигтуна , лен Стокгольм , Швеция | ||||||||||||||||||
Открыто | 1 апреля 1962 года | ||||||||||||||||||
Центр для | Скандинавские авиалинии | ||||||||||||||||||
Операционная база для | |||||||||||||||||||
Высота AMSL | 42 м / 137 футов | ||||||||||||||||||
Координаты | 59 ° 39'07 "N 017 ° 55'07" E / 59,65194 ° N 17,91861 ° E | ||||||||||||||||||
Веб-сайт | www | ||||||||||||||||||
Карта | |||||||||||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Статистика (2022 г.) | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Стокгольмский аэропорт Арланда ( IATA : ARN , ICAO : ESSA ) — главный международный аэропорт, обслуживающий Стокгольм , столицу Швеции . Он расположен в муниципалитете Сигтуна в Швеции, недалеко от города Мерста , в 37 км (23 мили) к северу. [3] от Стокгольма и почти в 40 км (25 миль) к юго-востоку от Уппсалы . Аэропорт расположен в округе Стокгольм и провинции Уппланд . Это крупнейший аэропорт Швеции и третий по величине аэропорт в странах Северной Европы . Аэропорт является основными воротами для международных авиаперевозок на большую часть Швеции. В 2017 году аэропорт Арланда обслужил почти 27 миллионов пассажиров, из них 21,2 миллиона международных пассажиров и 5,5 миллионов внутренних пассажиров. [5] Объект занимает площадь около 2500 гектаров (9,7 квадратных миль) территории аэропорта. [6]
Стокгольмский аэропорт Арланда — самый крупный из двух аэропортов Стокгольма. Другой, Стокгольм-Бромма , расположен к северо-западу от центра города, но может использоваться только самолетами меньшего размера. Меньшие аэропорты Стокгольм-Скавста и Стокгольм-Вестерос расположены примерно в 100 километрах (60 миль) от шведской столицы. Стокгольм-Арланда служит основным хабом для компаний Scandian Airlines и Norwegian Air Shuttle .
История
[ редактировать ]Основание и первые годы
[ редактировать ]Впервые аэропорт был использован в 1959 году, но только для тренировочных полетов. Для ограниченного гражданского движения он был открыт в 1960 году, а в 1962 году состоялась официальная церемония открытия. С самого начала он использовался для межконтинентальных перевозок, поскольку взлетно-посадочная полоса в Бромме была слишком короткой. Скандинавские авиалинии начали использовать Douglas DC-8 на маршрутах в Северной Америке. Аэропорт также очень рано использовался Pan American World Airways . Название «Арланда» было выбрано после конкурса перед открытием аэропорта. [ нужна ссылка ] Оно происходит от Арланда, старого названия прихода Эрлингхундра (ныне Хусби-Эрлингхундра в Мярсте ), где расположен аэропорт. Буква «-a» была добавлена по аналогии с другими шведскими географическими названиями, оканчивающимися на -landa, а также играет роль шведского глагола «landa», что означает «приземляться». В 1960-е и 1970-е годы наблюдался рост трафика регулярных и чартерных перевозок. Самолет Boeing 747 начал использоваться в 1970-х годах как на регулярных рейсах с одной пересадкой в Нью-Йорк, так и на прямых чартерных рейсах выходного дня на Канарские острова . Внутренние рейсы в Гетеборг , Мальмё , Лулео и Кируну выполнялись самолетами SAS DC-9 из Арланды, поскольку они считались слишком шумными для использования в центре Броммы. [ нужна ссылка ] Остальная часть внутренних перевозок осуществлялась из Броммы, а все международные перевозки - из Арланды.
В 1983 году внутренние перевозки, обслуживаемые Linjeflyg, переместились из Броммы в Арланду с использованием терминала, ныне известного как Терминал 4. В 1990 году к югу от первого внутреннего терминала были построены два новых внутренних терминала под названием «Внутренние 2 и 3». В 1992 году терминал 2 был частично заброшен из-за снижения трафика. Год спустя его начали использовать для международных перевозок, а нумерация основных внутренних и международных терминалов была изменена на 4 и 5.
Разработка с 2000 года.
[ редактировать ]Третья взлетно-посадочная полоса была построена в период с 1998 по 2002 год; однако из-за рецессии 2002 года его открытие было отложено до 2003 года. В то время протесты были подняты людьми, живущими под траекторией его полета в муниципалитете Уппландс-Вэсбю . С тех пор движение восстановилось и сейчас демонстрирует значительный рост, но третья взлетно-посадочная полоса используется только в часы пик по экологическим причинам. первый суперлайнер Airbus A380 . В сентябре 2010 года в аэропорту приземлился [7]
В начале 2014 года Swedavia объявила о планах дальнейшего расширения терминального комплекса аэропорта, включая строительство дополнительного пирса для Терминала 5, чтобы лучше принимать более крупные самолеты, такие как Airbus A380 и Boeing 747-8, а также учитывать прогнозы роста числа пассажиров. . [8] Планы были одобрены Апелляционным экологическим судом в декабре 2014 года, а начало строительства планировалось начать весной 2015 года. [9]
Весной 2020 года большинство рейсов было отменено из-за пандемии COVID-19 . [10] После 6 апреля 2020 года SAS решила выполнять только четыре внутренних рейса и четыре внутренних прибытия из Арланды, а также несколько международных рейсов. [11] в то время как норвежец отменил все рейсы из Арланды, кроме Осло. [12] Терминалы 2, 3 и 4 закрыты, а терминал 5 обслуживал всех пассажиров в этот период (март 2020 г. - октябрь 2021 г.). [13] [14] [15] Пассажиропоток в апреле 2020 года был на 97,7% ниже, чем в апреле 2019 года. [14] [10] Позже эти цифры выросли, но в начале 2021 года они все еще были более чем на 80% меньше в месяц, чем в 2019 году. [16]
Весной 2022 года количество пассажиров снова выросло до более нормального уровня. Это вызвало проблемы с пропускной способностью, особенно при проверке безопасности, поскольку большая часть сотрудников была уволена из-за спада, вызванного пандемией. Кроме того, необходимо было найти время для поиска и получения разрешения службы безопасности и обучения нового персонала. Терминал 4 не мог открыться, поскольку передача между ним и Терминалом 5 требовала проверки безопасности, а проверка безопасности уже была перегружена, поэтому Терминал 5 оказался перегружен. [ нужна ссылка ] Swedavia построила новый пешеходный туннель между двумя терминалами в обход зоны досмотра. Он открылся вместе с Терминалом 4 в конце июня 2022 года. [17]
Удобства
[ редактировать ]Взлетно-посадочные полосы
[ редактировать ]В Арланде три взлетно-посадочные полосы : взлетно-посадочная полоса 1 (01L/19R), взлетно-посадочная полоса 2 (26 августа) и взлетно-посадочная полоса 3 (01R/19L). Взлетно-посадочная полоса 1 составляет 3301 м (10 830 футов). [18] длинный и может выдерживать взлеты и посадки самых тяжелых самолетов, используемых сегодня. Взлетно-посадочные полосы 2 и 3 имеют длину 2500 м (8202 фута). [18] Как указано, взлетно-посадочные полосы 1 и 3 представляют собой параллельные взлетно-посадочные полосы, которые могут эксплуатироваться независимо друг от друга. Взлетно-посадочные полосы 1 и 3 оборудованы системами CAT III для посадки по приборам. [18] Аэропорт может выполнять одновременные взлеты и посадки, используя взлетно-посадочные полосы 1 и 3 одновременно. Одновременные взлеты и посадки самолетов могут выполняться в приборных метеорологических условиях (ПМУ). На взлетно-посадочную полосу 3 (01R/19L) можно попасть из зоны главного терминала через мосты рулежных дорожек, построенные таким образом, чтобы можно было принимать самые тяжелые и крупные самолеты, находящиеся в движении, хотя ее длина практически ограничивает это. Поскольку взлетно-посадочная полоса 3 (01R/19L) расположена на удалении от терминалов, рядом с взлетно-посадочной полосой расположена противообледенительная зона, чтобы избежать длительного ожидания между обледенением и взлетом в зимних условиях. Еще одна зона противообледенения расположена рядом с зоной южного перрона рядом со взлетными позициями на взлетно-посадочной полосе 01L. Со всех взлетно-посадочных полос, кроме взлетно-посадочной полосы 08, имеются высокоскоростные выходы из рулежных дорожек, что позволяет самолетам быстро покинуть взлетно-посадочные полосы после приземления. Это увеличивает пропускную способность взлетно-посадочной полосы в часы пик. Использование параллельных рулежных дорожек вокруг терминала разделяет прибывающий и вылетающий трафик. Arlanda может обслуживать все типы самолетов, находящихся в эксплуатации, включая Аэробус А380 .
Терминалы
[ редактировать ]В аэропорту четыре терминала. По состоянию на 2022 год используются три терминала, и реального разделения внутренних и международных рейсов больше нет. С 1992 по 2019 год терминалы 2 и 5 использовались для международных рейсов, а 3 и 4 — для внутренних рейсов. Из-за пандемии COVID-19 произошло изменение использования, когда использовался только терминал 5, а также во время наращивания мощностей в 2022 году, которое до сих пор не решено и может быть изменено.
Центральное здание Arlanda North, открытое в конце 2003 года, соединяет терминал 5 с недавно построенным пирсом F. Между терминалами 4 и 5 находится зона магазинов и ресторанов с железнодорожной станцией внизу , называемая «Небесный город», которая находится за пределами охраны. зона проверки в зоне общего доступа для удовлетворения потребностей пассажиров и посетителей аэропорта. В 2022 году терминалы 4 и 5 были соединены в контролируемой зоне после зоны досмотра, что сделало их более связанными друг с другом.
Отели есть в аэропорту при терминалах (только за пределами зоны досмотра и паспортного контроля) и в его окрестностях. В аэропорту также есть конференц-залы.
Терминал 2 – международный (Южная Арланда)
[ редактировать ]- Терминал 2 (выходы 61–72) был первоначально построен в 1990 году для использования SAS в качестве терминала внутренних рейсов. Терминал был спроектирован так, чтобы обеспечить сокращение времени обслуживания самолетов, повышение эффективности и короткие расстояния пешком, при этом без проверок безопасности, при этом у большинства пассажиров есть только ручная кладь и возможность появиться за 10 минут до вылета. Он имел двойные мосты, предназначенные для обеих дверей МД-80. Однако SAS решила покинуть терминал из-за снижения пассажиропотока на внутренних маршрутах. Некоторое время терминал использовался другими авиакомпаниями, включая Transwede Airways, как для внутренних, так и для международных рейсов, но теперь терминал используется только для международных рейсов. За прошедшие годы пришлось добавить досмотр, увеличить зону выдачи багажа, больше магазинов и ресторанов, в результате чего терминал стал довольно маленьким. Однако в 2013 году он был расширен за счет нового этажа, на котором теперь расположены рестораны и холл. Терминал 2 имеет 8 стоянок самолетов с пассажирскими трапами. В Терминале 2 есть экспресс-станция для высокоскоростных поездов. Южный вокзал Арланда , общий с терминалом 4, но с собственным эскалатором.
- С 29 мая 2012 года компания Norwegian перенесла свои международные рейсы из Терминала 2 в Терминал 5, вытеснив Air France и Czech Airlines в Терминал 2.
- В апреле 2013 года British Airways и Finnair переехали в недавно отремонтированный Терминал 2. [19]
- Терминал 2 был закрыт из-за COVID-19 в период с марта 2020 года по октябрь 2021 года. После повторного открытия им пользуются Air France, Czech, Easyjet, KLM, Transavia и Vueling. [15]
- Между терминалом 2 и терминалом 5 курсируют автобусы без необходимости дополнительной проверки безопасности.
Терминал 3 – региональные внутренние рейсы (Южная Арланда)
[ редактировать ]- Терминал 3 (выходы 51–59) был построен в 1990 году для региональных самолетов. Там есть кафе. Люди выходят на улицу через ворота и садятся в самолеты по трапу. Доступ осуществляется через терминал 2, расстояние до которого составляет 200 метров. Как и терминал 2, он был построен без проверок безопасности, которые были добавлены после 2001 года . В Швеции наблюдается снижение количества пассажиров на небольших маршрутах.
- Терминал 3 закрыт в начале 2020 года из-за COVID и не используется по состоянию на июль 2022 года.
Терминал 4 – внутренние и международные рейсы.
[ редактировать ]- Терминал 4, бывший Inrikes 1 (выходы C30–C44), изначально был спроектирован для шведского внутреннего авиаперевозчика Linjeflyg и введен в эксплуатацию в 1983 году. Linjeflyg и Scandian Airlines перенесли все операции из аэропорта Стокгольм-Бромма в новый терминал в Арланде в 1984 году. создан для объединения внутренних и международных рейсов между Scandian Airlines и Linjeflyg . Из-за растущей популярности терминал вскоре стал слишком маленьким. По этой причине Inrikes 2 был создан для SAS , которая в 1990 году перенесла все внутренние рейсы из Inrikes 1 в новый терминал.
- Из-за спада в шведской экономике в 1992 году компания SAS вернулась, и оба перевозчика снова разделили терминал. Также в 1992 году терминал получил новое название — Терминал 4. С 1999 года на терминале действует экспресс-станция для высокоскоростных поездов — Южный вокзал Арланда , соединяющий терминал с Центральным вокзалом Стокгольма и Терминалом 5. В 2006 году терминал прошел капитальный ремонт, первый с момента постройки в 1983 году.
- Терминал был закрыт весной 2020 года из-за COVID-19 и вновь открыт в июне 2022 года как терминал, используемый в основном авиакомпанией Ryanair . Во время закрытия было проведено строительство уже запланированного перехода в контролируемой зоне к терминалу 5, соединяющего терминал 4 с терминалом 5 для плавного перехода между двумя терминалами. В терминале 4 нет паспортной проверки, поэтому рейсы Ryanair, не входящие в Шенгенскую зону, в такие города, как Лондон, фактически используют терминал 5. В любом случае все регистрации Ryanair проходят в терминале 4. Кроме того, в терминале 4 нет таможенного контроля, поэтому всем прибывающим пассажирам придется пройти 500 метров до терминала 5, также внутреннего, поскольку таможня должна видеть доказательства того, что пассажиры путешествуют внутри страны и им не нужно проходить таможенный контроль.
Терминал 5 – внутренние и международные рейсы (Арланда Норт)
[ редактировать ]- Терминал 5 (выходы 1–24 и F26–F69) — самый большой из пассажирских терминалов аэропорта. С 2020 года терминал 5 принимает как внутренние, так и международные рейсы. Терминал имеет три причала, оборудованных 31 стоянкой для самолетов с пассажирскими трапами. Есть также несколько удаленных стоянок самолетов, обслуживающих терминал. В Терминале 5 есть рестораны, бары и торговые центры. Первая очередь терминала была открыта в 1976 году. С тех пор Терминал 5 был расширен за счет нового пассажирского пирса F – это место после паспортного контроля для рейсов, не входящих в Шенгенскую зону. К 2040 году терминал 5 будет расширен за счет еще одного пирса, пирса G, который поможет аэропорту принять 40 миллионов пассажиров по сравнению с 25 миллионами в 2019 году. Новый пирс будет предназначен для обслуживания более крупных моделей самолетов, таких как Airbus A380 . [20] [21] Помимо перечисленных регулярных рейсов, все чартерные рейсы обслуживаются в Терминале 5. Терминал (как и терминал 4 и Sky City) соединен с центральным вокзалом Стокгольма высокоскоростными поездами.
- Из-за вспышки COVID-19 весь трафик, в том числе внутренний, был перенесен в Терминал 5. После повторного открытия других терминалов (2 и 4), по состоянию на июль 2022 года, весь трафик SAS и многих других авиакомпаний остается в Терминале 5, хотя некоторые из них могут будет перенесен в терминал 4, который с 2022 года соединен с ним переходом.
Грузовые объекты
[ редактировать ]Стокгольм-Арланда осуществляет обширную грузовую деятельность. В южной части территории аэропорта расположена грузовая зона с грузовыми терминалами и объектами транзита грузов. Грузовая зона обозначена как «Грузовой город», а склады находятся в ведении Грузового центра. [22] DHL, шведская почтовая служба (Posten) и Spirit Air Cargo. [23] Большая часть почты и экспресс-посылок из Швеции обрабатывается через терминалы аэропорта. [24] SAS Cargo осуществляет грузовые перевозки к востоку от пассажирских терминалов, недалеко от ангаров SAS. [25]
Специализированные регулярные грузовые рейсы выполняются компанией Korean Air Cargo на грузовых самолетах Boeing 747, а также Lufthansa Cargo и Turkish Airlines . DHL, FedEx и UPS предоставляют услуги экспресс-перевозок в аэропорту. West Air Швеция и Амапола обслуживают более короткие грузовые участки. Ряд авиакомпаний выполняют разовые грузовые рейсы с различным оборудованием. Негабаритные грузы часто перевозят самолетами Ан-124 и аналогичными грузовыми самолетами. TNT вела свою деятельность в Арланде, но с тех пор переехала в аэропорт Вестерос.
Другие удобства
[ редактировать ]Swedavia , шведская компания по управлению аэропортами, имеет головной офис в диспетчерской вышке аэропорта. [26] [27] Головной офис компании Sollentuna Cabin Interiors находится в ангаре 4 в Арланде. [28]
Оксфордская авиационная академия имеет в Арланде центр авиасимуляторов для некоторых из наиболее распространенных сегодня авиалайнеров (например, Boeing 737). В Арланде есть ангары и объекты технического обслуживания самолетов, которыми управляют SAS Scandian Airlines и Priority Aero Maintenance. [29] компания TUI Fly Nordic Базирующаяся в аэропорту также имеет большой ангар для широкофюзеляжных самолетов. Существует также мастерская по ремонту вертолетов, принадлежащая Patria Helicopters. [30] Списанный авиалайнер Боинг 747, переоборудованный в общежитие Jumbo Stay (ранее хостел Jumbo), расположен у входа в аэропорт Арланда. В аэропорту есть еще четыре отеля (Clarion Hotel Arlanda Airport, Radisson Blu Arlandia Hotel, Radisson Blu SkyCity Hotel и Rest and Fly); Кроме того, поблизости есть несколько отелей с трансферными автобусами. [31]
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]Пассажир
[ редактировать ]Груз
[ редактировать ]Статистика
[ редактировать ]На графике
[ редактировать ]Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
В таблицах
[ редактировать ]Год | Одомашненный | Изменять | Международный | Изменять | Общий | Изменять | Лендинги | Изменять |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2023 | 3,564,358 | 13.0% | 18,254,222 | 19.5% | 21,818,580 | 18.4% | 92,013 | 11.2% |
2022 | 3,154,113 | 87.5% | 15,273,173 | 162.8% | 18,427,286 | 145.9% | 82,730 | 89.3% |
2021 | 1,682,049 | 5.3% | 5,812,716 | 17.7% | 7,494,765 | 14.7% | 43,710 | 5.1% |
2020 | 1,597,235 | 67.1% | 4,938,194 | 76.3% | 6,535,429 | 74.5% | 41,603 | 63.8% |
2019 | 4,849,031 | 8.3% | 20,793,592 | 3.5% | 25,642,623 | 4.5% | 114,801 | 4.4% |
2018 | 5,289,246 | 3.4% | 21,557,474 | 1.9% | 26,846,720 | 0.8% | 120,059 | 2.2% |
2017 | 5,476,136 | 0.5% | 21,165,898 | 9.0% | 26,642,034 | 8.0% | 122,697 | 6.0% |
2016 | 5,277,686 | 7.0% | 19,424,733 | 7.0% | 24,702,419 | 4.0% | 115,631 | 4.0% |
2015 | 5,081,908 | 0.5% | 18,060,628 | 4.2% | 23,142,536 | 3.1% | 112,987 | 0.3% |
2014 | 5,105,571 | 4.3% | 17,338,211 | 9.7% | 22,443,782 | 8.5% | 112,648 | 2.7% |
2013 | 4,870,328 | 1.0% | 15,811,068 | 7.0% | 20,681,396 | 5.0% | 109,837 | 5.0% |
2012 | 4,802,546 | 1.4% | 14,839,483 | 3.5% | 19,642,029 | 3.0% | 104,930 | 1.4% |
2011 | 4,737,758 | 17.9% | 14,334,961 | 10.8% | 19,072,719 | 12.4% | 106,428 | 11.5% |
2010 | 4,019,292 | 1.8% | 12,943,124 | 6.8% | 16,962,416 | 5.6% | 95,434 | 0.9% |
2009 | 3,949,253 | 18.7% | 12,114,747 | 8.8% | 16,064,000 | 11.4% | 96,279 | 13.9% |
2008 | 4,854,810 | 3.8% | 13,281,295 | 3.2% | 18,136,105 | 1.2% | 111,450 | 2.0% |
2007 | 5,048,736 | 5.3% | 12,863,722 | 5.4% | 17,912,458 | 2.1% | 109,275 | 3.8% |
2006 | 5,331,916 | 7.2% | 12,207,474 | 7.5% | 17,539,390 | 2.6% | 113,565 | 3.0% |
2005 | 5,744,667 | 3.3% | 11,356,811 | 6.2% | 17,101,478 | 5.2% | 117,095 | 4.6% |
2004 | 5,559,801 | 3.2% | 10,694,071 | 10.0% | 16,253,872 | 7.5% | 122,680 | 6.0% |
2003 | 5,388,364 | 10.6% | 9,725,141 | 6.5% | 15,113,505 | 8.0% | 115,762 | 5.8% |
2002 | 6,029,712 | 9.9% | 10,401,495 | 8.8% | 16,431,207 | 9.2% | 122,852 | 11.1% |
2001 | 6,695,340 | 1.0% | 11,401,250 | 0.9% | 18,096,590 | 0.9% | 138,244 | 1.0% |
2000 | 6,760,127 | 5.2% | 11,503,799 | 7.5% | 18,263,926 | 6.6% | 139,705 | 1.2% |
1999 | 6,423,639 | 5.1% | 10,704,910 | 6.7% | 17,128,549 | 6.1% | 138,081 | 3.2% |
1998 | 6,111,993 | 6.6% | 10,035,978 | 8.8% | 16,147,971 | 8.0% | 133,861 | 3.8% |
1997 | 5,731,403 | 2.5% | 9,221,675 | 10.6% | 14,953,078 | 7.3% | 128,985 | 8.2% |
1996 | 5,590,446 | 8,341,427 | 13,931,873 | 119,261 |
Классифицировать | Аэропорт | Пассажиров обработано | % изменять 2022/23 |
---|---|---|---|
1 | Лондон, Великобритания [а] | 1,364,019 | 27.7 |
2 | Копенгаген, Дания | 1,180,576 | 22.2 |
3 | Осло, Норвегия | 1,089,467 | 14.4 |
4 | Хельсинки, Финляндия | 1,022,085 | 24.3 |
5 | Амстердам, Нидерланды | 778,106 | 15.5 |
6 | Париж, Франция [б] | 652,784 | 12.9 |
7 | Малага, Испания | 528,964 | 11.8 |
8 | Франкфурт, Германия | 514,106 | 9.1 |
9 | Стамбул, Турция [с] | 464,674 | 3.2 |
10 | Мюнхен, Германия | 458,108 | 9.5 |
11 | Вена, Австрия | 409,207 | 29.1 |
12 | Цюрих, Швейцария | 386,545 | 22.0 |
13 | Аликанте, Испания | 382,517 | 8.5 |
14 | Барселона, Испания | 342,362 | 8.4 |
15 | Берлин, Германия | 341,473 | 19.8 |
16 | Пальма-де-Майорка, Испания | 283,470 | 7.6 |
17 | Милан, Италия [д] | 277,164 | 35.4 |
18 | Варшава, Польша [и] | 266,709 | 9.4 |
19 | Рига, Латвия | 260,444 | 17.9 |
20 | Рим, Италия | 240,559 | 16.4 |
Классифицировать | Аэропорт | Пассажиров обработано | % изменять 2022/23 |
---|---|---|---|
1 | Нью-Йорк, США [ф] | 266,533 | 1.9 |
2 | Доха, Катар | 226,454 | 9.2 |
3 | Дубай, Объединенные Арабские Эмираты | 214,943 | 11.2 |
4 | Бангкок, Таиланд | 198,335 | 84.9 |
5 | Аддис-Абеба, Эфиопия | 99,545 | 14.0 |
6 | Чикаго, США | 82,448 | 9.1 |
7 | Пекин, Китай | 59,612 | 2140.2 |
8 | Пхукет, Таиланд | 51,950 | 37.2 |
9 | Бейрут, Ливан | 37,636 | 76.4 |
10 | Майами, США | 31,351 | 32.1 |
Классифицировать | Аэропорт | Пассажиров обработано | % изменять 2022/23 |
---|---|---|---|
1 | Лулео | 943,345 | 10.6 |
2 | Умео | 567,428 | 14.5 |
3 | Гетеборг | 507,572 | 11.9 |
4 | Мальмё | 323,351 | 0.9 |
5 | Шеллефтео | 310,090 | 23.9 |
6 | Эстерсунд | 220,029 | 15.9 |
7 | Кируна | 213,598 | 10.8 |
8 | Энгельхольм | 95,456 | 25.6 |
9 | Висбю | 87,683 | 10.0 |
10 | Роннебю | 56,338 | 17.0 |
Классифицировать | Страна | Пассажиры | % изменять 2022/23 |
---|---|---|---|
1 | Испания | 2,074,023 | 12.6 |
2 | Германия | 1,717,329 | 17,0 |
3 | Великобритания | 1,614,687 | 30.7 |
4 | Норвегия | 1,272,586 | 18.4 |
5 | Дания | 1,231,385 | 20.6 |
6 | Финляндия | 1,122,672 | 32.5 |
7 | Франция | 898,811 | 13.8 |
8 | Нидерланды | 778,119 | 15.5 |
9 | Италия | 764,724 | 27.5 |
10 | Польша | 728,843 | 19.5 |
11 | Греция | 705,795 | 8.5 |
12 | Турция | 685,345 | 1.3 |
13 | Швейцария | 501,181 | 23.7 |
14 | Австрия | 443,514 | 29.5 |
15 | Соединенные Штаты | 380,627 | 13.5 |
16 | Таиланд | 264,700 | 77.3 |
17 | Латвия | 260,444 | 17.9 |
18 | Португалия | 238,905 | 21.3 |
19 | Эстония | 235,368 | 11.8 |
20 | Бельгия | 234,121 | 53.5 |
Работы в зимнее время и уборка снега
[ редактировать ]В Арланде принято никогда не закрываться из-за снегопада. [127] [128] Арланда подвержена снегопадам с эффектом озера , когда ледяной воздух с северо-востока в сочетании с открытой водой Балтийского моря вызывает обильные снегопады. Во время сильного снегопада по крайней мере одна взлетно-посадочная полоса остается открытой, но в плохих погодных условиях могут быть задержки, даже если полеты продолжаются постоянно. Необходимо очищать от снега не только взлетно-посадочные полосы, но и перроны и стоянки самолетов. Преимущество состоит в том, что имеется три взлетно-посадочные полосы, что позволяет использовать две открытые взлетно-посадочные полосы, когда одна очищается при небольшом снегопаде. Общая площадь аэропорта составляет 250 000 м. 2 очистить от снега и льда, одновременно продолжая взлет и посадку самолета. [129] В холодное время года в Стокгольмской Арланде работает около 65 сезонно нанятых сотрудников по уборке снега. Вместе с постоянным персоналом они образуют команду из 100 человек, оказывающих услуги по уборке снега. Для подметальных бригад запланированы специальные маршруты, которые расчищают каждый маршрут с интервалом от 35 до 45 минут. Команды подметания управляются по радио с диспетчерской вышки. После завершения уборки снега на каждой взлетно-посадочной полосе поверхность проверяется автомобилем с сцеплением, который измеряет величину сцепления. Аэропорт объявляет значение сцепления, а затем каждый пилот решает, достаточно ли этого значения для посадки. Величина сцепления определяет, как часто взлетно-посадочную полосу необходимо распахивать и обрабатывать противоскользящим составом. [127]
Ангары и помещения для технического обслуживания самолетов
[ редактировать ]Технические услуги SAS , TUI Fly Nordic и Priority Aero Maintenance. [29] иметь в аэропорту большие ангары для самолетов и средства технического обслуживания. Техническая служба SAS имеет штаб-квартиру в Арланде и имеет ангары, подходящие для широкофюзеляжных самолетов размером до Boeing 747-400. Первая часть ангарного комплекса была построена для обслуживания парка самолетов DC-8 компании SAS. На каждой стороне здания есть несколько позиций, изначально построенных для работы с этим типом. Ангарные помещения сейчас используются в основном для самолетов Boeing 737 и A320. Ангар для Boeing 747 был открыт в то время, когда в начале 70-х годов компания «Скандинавские авиалинии» получила свои первые самолеты Boeing 747. Он достаточно велик, чтобы одновременно принимать Боинг 747 и два самолета размером 737. Офисы технической службы SAS расположены рядом с ангарами. В первые дни существования аэропорта в этих ангарах осуществлялось тяжелое техническое обслуживание членов группы КССУ. [130] в том числе KLM, SAS, Swissair и UTA. Ряд других авиакомпаний, таких как Thai Airways International, также хранили свои самолеты в этих ангарах. Сейчас основным пользователем являются Scandian Airlines. У TUI Fly Nordic есть ангар, способный принять самый большой самолет Boeing 787-9. Компания Priority Aero Maintenance имеет свои помещения в восточной части аэропорта. Они обеспечивают тяжелое техническое обслуживание ряда самолетов, включая MD-80, распространенный тип, подлежащий капитальному ремонту компанией.
В южной части аэропорта также есть ангар, построенный бывшей шведской внутренней авиакомпанией Linjeflyg . Используется в основном региональной авиацией.
Ангары и помещения для технического обслуживания вертолетов расположены в самой восточной части аэропорта, которым управляет компания Patria Helicopters. [30]
VIP-полеты и услуги
[ редактировать ]Арланда, как главный аэропорт, обслуживающий шведскую столицу, также используется для VIP-рейсов. [131] с использованием бизнес-джетов . Частыми гостями являются правительственные чиновники и знаменитости. В апреле 2011 года тогдашний председатель правительства России Владимир Путин посетил Стокгольм на двух больших реактивных самолетах . [132] Император Японии также посетил Арланду на своих Боингах 747 . [133] В сентябре 2013 года президент США Барак Обама совершил официальный визит в Швецию на самолете Air Force One . [134] Встречи ЕС и выставки в районе Стокгольма также доставляют в аэропорт специальные рейсы. Различные частные компании используют свои бизнес-джеты для участия в встречах в районе Стокгольма. Некоторые VIP-рейсы также отправляются в аэропорт Броммы в центре города , но, поскольку часы работы Броммы ограничены, многие вместо этого летят в Арланду. Европейская летная служба имеет самолет Grumman Gulfstream G550, базирующийся в Арланде для VIP-рейсов.
В Арланде есть несколько VIP-залов. [135] Они позволяют путешественникам встречать свои самолеты на взлетной полосе. В VIP-зоне также можно проводить свадьбы с перелетом или без него. [136] В аэропорту также проводятся свадьбы в диспетчерской вышке. [136]
Наземный транспорт
[ редактировать ]Железнодорожный
[ редактировать ]Арланда аэропорт железнодорожные перевозки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Самый быстрый способ добраться до аэропорта от центрального вокзала Стокгольма — это поезд Arlanda Express , поездка занимает 20 минут, в дополнение к другим региональным поездам, которые совершают поездку за то же время. [137] в одну сторону По состоянию на июль 2024 года билет на Arlanda Express стоит 340 шведских крон, что делает его одним из самых дорогих экспрессов в аэропортах в мире.
Стокгольмская пригородная железная дорога (Pendeltåg) также обслуживает Арланду: рейсы идут на юг, в южный Стокгольм, через Стокгольм-Сити , а также рейсы, идущие на север, в Упсалу , но по билетам округа Уппсала . Маршрут занимает 38 минут между станцией Arlanda C и Стокгольмом C и 18 минут между станцией Arlanda C и Упсалой C. [138] Стоимость проезда из Арланды выше по сравнению с другими поездками по сети пригородных железных дорог, поскольку железная дорога до Арланды находится в частной собственности, и пассажирам в возрасте 20 лет и старше приходится платить за проезд в размере 135 шведских крон за вход или выход из аэропорта.
Арланду также обслуживают поезда дальнего следования под названием Intercity , Regionaltåg (региональный поезд) и SJ Snabbtåg, которыми управляют SJ и Mälartåg , которые идут в места к северу от Стокгольмского аэропорта Арланда и к югу от Стокгольма. Некоторые региональные и междугородние поезда позволяют пассажирам садиться в Арланду и выходить как на центральном вокзале Стокгольма, так и на центральном вокзале Уппсалы . Хотя плата за вход на центральный вокзал Арланды увеличивает стоимость билета в несколько раз, поезда дальнего следования часто могут быть дешевле, чем Арланда Экспресс, и при этом идти примерно за то же время. (20 минут)
Все эти поезда (кроме Arlanda Express ) отправляются с центрального вокзала Арланды .
Есть планы расширить систему пригородных поездов Рослагсбанан до Арланды, улучшив сообщение с северо-восточными частями Стокгольма, такими как Дандерюд , Тэби и Валлентуна, до аэропорта. [139] Сроков его завершения нет.
Автобус
[ редактировать ]Flygbussarna , Flixbus , SL , UL и Vy bus4you осуществляют рейсы в Арланду и обратно. Flygbussarna выполняет частые рейсы в Стокгольм, а Flixbus и bus4you осуществляют автобусные перевозки по различным направлениям Швеции. SL является оператором общественного транспорта Стокгольма, а UL является оператором общественного транспорта в Уппсале. SL обслуживает несколько автобусных линий, идущих в Арланду и обратно, самая популярная линия — маршрут 583 до железнодорожной станции Мярста (откуда отправляются пригородные поезда SL до Стокгольма, гораздо дешевле, чем из Арланды, из-за платы за выезд оттуда), по которому каждый 10 минут большую часть дня. UL управляет автобусными линиями из Арланды в соседний округ Уппсала , причем самой популярной линией до Арланды является маршрут 801 до Уппсалы, который отправляется каждые 30 минут с 04:00 до 01:00. UL также управляет автобусными линиями до Энчёпинга (автобус № 579/803) и Альмунге (автобус № 806). В часы пик есть несколько дополнительных рейсов. Между Арландой и близлежащим районом курсирует дополнительный автобус. Хостел Jumbo Stay , расположенный недалеко от территории аэропорта.
Дорога
[ редактировать ]Автомагистраль E4 проходит мимо аэропорта и соединяет Арланду с центром Стокгольма, а также с Упсалой и другими городами дальше на север.В аэропорту имеется терминальная, краткосрочная и долгосрочная парковка. Недорогая долгосрочная парковка требует бесплатного проезда на автобусе. Автобус отправляется каждые 8–15 минут. В аэропорту есть пункты проката автомобилей.
Такси
[ редактировать ]Все компании такси обязаны предлагать фиксированные цены из аэропорта (все еще можно попросить воспользоваться счетчиком такси). Большинство крупных компаний также предлагают фиксированные цены на билеты в аэропорт. [140]
Среда
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2015 г. ) |
Продолжается работа по ограничению негативного воздействия Арланды на окружающую среду. Стремясь экономить электроэнергию, здания в Арланде используют централизованное отопление на биотопливе и централизованное охлаждение с помощью воды из близлежащего озера. Плата за взлет самолетов частично основана на экологических характеристиках самолета, и Арланда экспериментирует с заходами на посадку и посадкой с непрерывным снижением, которые часто называют «зелеными посадками». [141] Примерно с 2006 года авиационное топливо доставляется на лодке в Евле и поездом в Бристу недалеко от Мярсты , а оттуда по трубопроводу. Раньше топливо доставлялось судном в Вяртахамнен в Стокгольме, а затем грузовиками через Стокгольм в Арланду. Аэропорт также принимает меры по поощрению использования биотоплива в такси, курсирующих в аэропорт и из аэропорта. [142]
Одна из самых интересных экологически чистых систем, которые использует аэропорт Стокгольм-Арланда, — это уникальная система отопления и охлаждения ангара, терминалов и других зданий на аэродроме. В этой инновационной системе используется ряд скважин, связанных с большим подземным водоносным горизонтом. Вода из подземного источника подается по водопроводу в воздушную систему объекта, которая контролирует температуру воздуха, поступающего из вентиляционных отверстий. Летом подземные воды остаются прохладнее поверхностных. Это позволяет охлаждать терминалы без использования дополнительной энергии, которая потребовалась бы кондиционеру. Тогда, в зимние месяцы, подземные воды остаются теплее, чем поверхностные. Затем вода подается в блок управления/нагрева, который использует биотопливо для нагрева воды до температуры, подходящей для обогрева зданий.
Нагретая вода также используется для нагревания цементных площадок на рампе и возле больших дверей ангара, что эффективно защищает двери и рампы ото льда. После того, как вода проходит через систему, она вся возвращается обратно в водоносный горизонт для повторного использования. Уникальная система водоносных горизонтов является одним из самых ярких экологически чистых проектов Арланды. [143]
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]- 1 ноября 1969 г.: самолет Linjeflyg Convair 440, зарегистрированный как SE-BSU, попал в аварию во время использования в учебных целях. После имитации отказа двигателя при взлете левое крыло коснулось земли, и самолет совершил аварийную посадку после того, как носовая часть и основные стойки шасси разрушились. Никто из четырех человек, находившихся на борту, не погиб, но самолет списали. [144]
- 5 января 1970 г.: самолет Spantax Convair 990 , зарегистрированный как EC-BNM, следовавший на пароме из аэропорта Стокгольм-Арланда в аэропорт Цюриха (ZRH), разбился при наборе высоты после взлета. Ранее в тот же день самолет должен был совершить чартерный рейс, но рейс был отменен после отказа. У 4 двигателя возникла неисправность. Было принято решение переправить самолет с тремя двигателями в Цюрих для ремонта, и в 22:54 самолет вылетел с взлетно-посадочной полосы 19 (в настоящее время взлетно-посадочная полоса 19R). Самолет задел деревья примерно в 1800 м (5906 футов) от точки взлета. Пять из 10 пассажиров и членов экипажа на борту погибли, самолет списали. [145]
- 14 июля 1973 года: самолет Sterling Airways Sud Aviation Caravelle, зарегистрированный как OY-SAN, вырулил на препятствие и был списан как поврежденный, не подлежащий ремонту. [146]
- 25 января 1974 г.: самолет Scandian Airlines Sud Aviation Caravelle , зарегистрированный как OY-KRA, был поврежден и не подлежал ремонту и списан. [147]
- 26 мая 1977 г.: самолет Ан-24, принадлежащий Аэрофлоту с регистрационным номером СССР-46806 , выполнявший регулярный рейс из аэропорта Донецка (DOK) в аэропорт Риги (RIX), был захвачен угонщиком-одиночкой, который требовал, чтобы его доставили в Швецию, где угонщик сдался, выпустив самолет. 23 пассажира и экипаж. [148]
- 27 февраля 1979 г.: Аэрофлота, самолет Ту-154 следовавший из Осло в Стокгольм с продолжением в Москву, был захвачен тремя угонщиками. После приземления в Стокгольме их одолел экипаж самолета. [149]
- 6 января 1987 г.: самолет Transwede Sud Aviation Caravelle, зарегистрированный как SE-DEC , выполнявший нерегулярный рейс из аэропорта Стокгольм-Арланда в аэропорт Аликанте (ALC), столкнулся с проблемами после взлета, скорее всего, вызванными льдом. Самолет сильно ударился о взлетно-посадочную полосу, в результате чего шасси вышло из строя, самолет выскользнул за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. аэропорта Ни один из 27 пассажиров и членов экипажа не погиб, но самолет был списан и впоследствии использовался ARFF в качестве учебно-пожарно-спасательного самолета. [150]
- 19 января 1988 г. Чартерный самолет Scanair DC-8, следовавший с Канарских островов в Осло, Норвегия, был направлен в Арланду из-за системного отказа его гидравлической системы. Капитан опасался, что самой длинной взлетно-посадочной полосы в аэропорту Осло будет недостаточно для безопасной остановки самолета, и выбрал Арланду, поскольку ее взлетно-посадочная полоса 01-19 на тот момент была самой длинной в Скандинавии. На борту самолета находились 263 пассажира и члена экипажа. Центр реагирования SOS объявил региональную тревогу о стихийном бедствии в рамках подготовки к прибытию самолета, при этом были вызваны пожарные и спасательные службы из аэропорта Арланда, Мярсты, Розерсберга, Сигтуны и Уппсалы. При заходе на посадку самолет опасно накренился вперед и назад, но в конце концов совершил благополучную посадку. Спасательные службы аэропорта Арланда подошли к самолету, готовые оказать помощь раненым пассажирам, но, кроме шока и травм, о каких-либо физических травмах не сообщалось.
- 27 декабря 1991 года: рейс 751 компании «Скандинавские авиалинии» , самолет McDonnell Douglas MD-81 , зарегистрированный как OY-KHO , регулярный рейс из аэропорта Стокгольм-Арланда в аэропорт Варшавы имени Фредерика Шопена (WAW) с остановкой в аэропорту Копенгаген-Каструп (CPH). разбился вскоре после взлета из-за отказа двух двигателей, когда чистый лед, образовавшийся за ночь, не был должным образом удален во время борьбы с обледенением, откололся и попал в двигатели. Никто из 129 пассажиров и членов экипажа не погиб, но самолет списали. [151]
- 20 февраля 1993 г.: Угонщик на борту самолета Аэрофлота Ту-134 , выполнявшего регулярный рейс между аэропортом Тюмень (TJM) и аэропортом Санкт-Петербург-Пулково (LED), потребовал, чтобы его доставили в Соединенные Штаты. Самолет сначала сделал остановку для дозаправки в Таллинне , где были освобождены 30 пассажиров, а затем самолет был доставлен в Стокгольм, где угонщик потребовал, чтобы в США доставили самолет большего размера. Отпустив еще 12 пассажиров, угонщик в сопровождении его жена и ребенок сдались, освободив остальных 40 пассажиров и команду. [152]
- 7 октября 1997 г.: у самолета BAC One-Eleven, принадлежащего Тарому , зарегистрированного как YR-BCM, выполнявшего регулярный рейс из международного аэропорта Бухарест-Отопени (OTP) в аэропорт Стокгольм-Арланда, произошел отказ рулевого управления передним колесом после тяжелого приземления на взлетно-посадочной полосе 26. Когда самолет замедлился, командир обнаружил, что не может управлять самолетом, который покинул взлетно-посадочную полосу и продолжил движение в травянистую зону с правой стороны. Самолет плавно замедлился, и когда он остановился, пассажиры и экипаж смогли высадиться, используя обычные выходы. Самолет был списан и доставлен в Хальмстад клубом Le Caravelle для использования в качестве учебно-тренировочного самолета. [153]
- 8 октября 1999 г.: автомобиль Saab 2000, принадлежащий SAS Commuter, зарегистрированный как SE-SLF, под названием «Eir Viking», врезался в закрытую дверь ангара. В то время его якобы рулили два инженера или техника. Два человека на борту получили ранения, самолет списали. [154]
- 25 сентября 2010 г.: Боинг 777-200LR PIA, зарегистрированный как AP-BGY , летевший из Торонто в Карачи , совершил вынужденную посадку в аэропорту Стокгольма Арланда после того, как прозвучал телефонный звонок, в котором утверждалось, что названный пассажир на борту был вооружен взрывчаткой. После того, как самолет приземлился в Стокгольме, он был припаркован на аварийной стоянке, а подозреваемый пассажир был удален из самолета шведскими властями. Остальных пассажиров также удалили, а пустой самолет обыскали. Самолету и пассажирам разрешили покинуть Швецию, а подозреваемый был задержан в стране для дальнейшего расследования, но позже освобожден после того, как не было найдено никаких доказательств выдвинутых против него обвинений. [155] [156] [157]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Включает рейсы в/из Лондона – Гатвика , Лондона – Хитроу и Лондона – Станстеда.
- ^ Включает рейсы в/из Париж – Бове , Париж – Шарль де Голль и Париж – Орли.
- ^ Включает рейсы в/из аэропорта Стамбула и Стамбул – Сабиха Гёкчен.
- ^ Включает рейсы в/из Милан – Бергамо , Милан – Линате и Милан – Мальпенса.
- ^ Включает рейсы в/из Варшава – Шопен и Варшава – Модлин.
- ^ Включает рейсы в/из Нью-Йорка – Джона Кеннеди и Нью-Йорка – Ньюарка.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Статистика аэропортов 2019» . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ «Статистика аэропортов 2021» (PDF) . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «ESSA – Стокгольм/Арланда» (PDF) . AIP Sverige/Швеция . Норчёпинг: Группа LFV. 23 августа 2012 г. стр. AD 2 ESSA 1–1..8. Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2013 года . Проверено 21 октября 2012 года .
- ^ «Отчет ACI EUROPE о трафике в аэропортах. Декабрь, четвертый квартал и весь 2015 год» (PDF) . Проверено 28 августа 2016 г.
- ^ «Аэропорты Сведавия – Статистика» . svedavia.se . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «О международном аэропорту Стокгольм-Арланда» . sainfrastructure.se . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ «Блог новостей Business Jet» . Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года.
- ^ «Исторические инвестиции в Арланде» . swedavia.se . Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 года . Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ «Арланда инвестирует в лифт 13 миллиардов» . Экспресс . Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Статистика перевозок Swedavia за апрель 2020 года» . Мой отдел новостей . 11 мая 2020 г.
- ^ SAS сохраняет внутренние рейсы - продолжает обслуживать четыре пункта SVT.se , 3 апреля 2020 г.
- ^ Норвежская компания отменяет все внутренние рейсы SVT.se , 27 марта 2020 г.
- ^ «Арланда скоро превратится в аэропорт-призрак» . Афтонбладет . 6 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Статистика аэропортов» (на шведском языке). Шведское транспортное агентство . Проверено 15 мая 2020 г.
Апрель 2020 г. = 46 026 Апрель 2019 г. = 2 037 770
- ^ Jump up to: а б «Аэропорт Стокгольм Арланда в Instagram…» Instagram . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Статистика перевозок Swedavia за август 2020 года: авиаперевозки сократились на 83 процента» . Мой отдел новостей . 7 сентября 2020 г.
- ^ «Swedavia открывает еще один терминал в Арланде, чтобы удовлетворить возросший объем поездок – новые усилия по управлению ситуацией с очередями» . www.swedavia.se . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «ESSA – СТОКГОЛЬМ/Арланда – www.lfv.se» . lfv.se . Архивировано из оригинала 20 февраля 2015 года . Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ «Swedavia открывает новый Терминал 2 в Арланде» . Сведавия. 23 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 8 мая 2013 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ «Ramboll выбран партнером по проектированию нового пирса в аэропорту Стокгольм-Арланда – World Construction Network» . www.worldconstructionnetwork.com .
- ^ «Планы развития | Аэропорт Стокгольм Арланда» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2019 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Грузовой центр» . Cargocenter.se . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Духовный авиагруз» . Spiritaircargohandling.com . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Хорошая логистика и высокий уровень безопасности делают Posten сильным игроком» . Bewator.com. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Грузовой терминал САС» . Арланда.нет. 12 января 2012 года. Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ « Годовой отчет и отчет об устойчивом развитии за 2013 год » ( архивировано 27 августа 2014 г. в Wayback Machine ). Сведавия. Проверено 27 августа 2014 года. "Swedavia AB 190 45 Стокгольм-Арланда, Швеция. Адрес посещения: Tornvägen 1"
- ^ « Министр рынка труда Хиллеви Энгстрём посещает Шведавию » ( Архив ). Правительство Швеции. 15 января 2013. Проверено 27 августа 2014. «Местоположение: Flygledartornet, Tornvägen 1, аэропорт Стокгольм-Арланда»
- ^ « Свяжитесь с нами. Архивировано 26 февраля 2011 г. на Wayback Machine ». Интерьеры каюты Соллентуна. Проверено 27 января 2012 г. "Посетите адрес ангара 4 аэропорта Арланда, Швеция"
- ^ Jump up to: а б Priority Aero Maintenance. Архивировано 23 мая 2011 г. в Wayback Machine /
- ^ Jump up to: а б «Патриа Вертолеты АБ» . Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года.
- ^ «Отели в аэропорту Стокгольм-Арланда и его окрестностях» . Сведавия . Проверено 4 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Матричный поиск авиабилетов» . Программное обеспечение ita от Google . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Эй! Air Canada расширяет присутствие в Скандинавии, открывая новые рейсы в Стокгольм летом 2024 года» .
- ^ «Восстановление международных рейсов Air China в июне/июле 2022 г.» . АэроРоутс. 1 июля 2022 года . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ «РАСШИРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СЕТИ ANA NW24» . Аэротрассы . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ "amapola.nu - Бронирование билетов по Швеции" . www.amapola.nu .
- ^ Jump up to: а б с д «Амапола и Хонайр выиграли тендер» . www.flygtorget.se . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «Amapola Flyg стартует 30.10. Рейсы из Мариехамна в Стокгольм и 31.10. Турку | lentoposti.fi» . 18 октября 2022 г.
- ^ «Забронировать поездку в О-вик или обратно» . Аэропорт Эрншельдсвик . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Новый маршрут: Бухарест — Стокгольм с Animawings с октября 2024 года» . Boardingpass.ro. 28 мая 2024 г.
- ^ https://www.aeroroutes.com/eng/240327-tfns24chr
- ^ «Брюссельские авиалинии обменивают Стокгольмскую Бромму на Арланду» . 16 июня 2023 г.
- ^ «Croatia Airlines открывает рейсы в Берлин, Тирану и Стокгольм из Загреба!– 05.03.24» .
- ^ «Авиалинии Хорватии объявили о новых маршрутах из Загреба!» .
- ^ «Хорватские авиалинии: пять новых маршрутов из Сплита на лето 2022 года» . Авиорадар . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ «ИЗМЕНЕНИЯ В МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЙ СЕТИ DELTA NS24 – 7 АПРЕЛЯ 24» . 7 апреля 2024 г.
- ^ «Карта маршрутов | Рейсы по европейским направлениям и за их пределы | easyJet» . www.easyjet.com .
- ^ Jump up to: а б с «Новые маршруты и направления» . 6 декабря 2022 г.
- ^ «Eurowings открывает рейсы между Ганновером и Стокгольмом» . Аэро Телеграф (на немецком языке). 7 марта 2024 г. Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Eurowings продолжает расширять сеть Ганновера/Нюрнберга в NS24» .
- ^ «Eurowings продолжит инвестировать в Стокгольм-Арланду и откроет прямые маршруты на Кипр и греческий архипелаг» . 23 февраля 2022 г.
- ^ «Изменения в сети Eurowings NS24 – 18 декабря 2023 г.» .
- ^ «Finnair добавляет рейс Стокгольм – Берген в NS24» .
- ^ «Межконтинентальные изменения Finnair NW22: Катарские дополнения» .
- ^ «Дальнейшие новые рейсы будут открыты в Стокгольме Арланда – Nile Air для запуска беспосадочных рейсов в Каир» . Маршруты . 22 марта 2022 г. Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Карта маршрута» . норвежский.com .
- ^ Jump up to: а б «Норвежская компания увеличит пропускную способность аэропорта Стокгольм-Арланда – запустит три новых прямых маршрута к популярным местам отдыха» . 24 февраля 2022 г.
- ^ https://centreforaviation.com/news/norwegian-to-commence-stockholm-skelleftea-service-in-oct-2024-1269853
- ^ «Дополнения к норвежской сети NS24 – 14 ноября 2023 г.» . Аэрорутс .
- ^ «Норвежец запустит 57 прямых маршрутов из Стокгольма-Арланды» . 5 мая 2022 г.
- ^ «Дополнения к норвежской сети NS24 – 14 ноября 2023 г.» . Аэрорутс .
- ^ «Норвежец открывает прямые рейсы в Лион» . 6 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Norwegian возобновляет 4 сезонных маршрута из Стокгольма на NW22» .
- ^ «Прямо из Тромсё в Брюссель и Стокгольм» . 5 мая 2024 г.
- ^ «NOUVELAIR TUNISIE ДОБАВЛЯЕТ РЕЙС В СТОКГОЛЬМ С ИЮНЯ 2023 ГОДА» . Аэротрассы . 17 апреля 2023 г. Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ «Наша сеть | Pegasus Airlines» .
- ^ «Pegasus возобновляет обслуживание Анкара – Стокгольм с ноября 2022 года» .
- ^ Направления Qatar Airways
- ^ «Royal Jordanian добавляет регулярные рейсы в Стокгольм в NS23» .
- ^ «Направления и расписания рейсов Ryanair в и из аэропорта Стокгольма Арланда (ARN)» . Стокгольмский аэропорт Арланда . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Дополнения к сети Ryanair NS23 – 05 декабря 2022 г.» . Аэрорутс . Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ryanair продолжит расширение в Стокгольм-Арланде – запустит 13 новых зимних маршрутов» . swedavia.com . 14 сентября 2022 г.
- ^ «Зима 2023/24: Ryanair снова запускает рейсы в Марокко из Вены» . 24 августа 2023 г.
- ^ «Ryanair в 2023 году откроет 18 новых маршрутов в Порту и Фару из-за более низких тарифов» .
- ^ «Ryanair запускает 17 новых маршрутов из Албании» .
- ^ https://centreforaviation.com/news/ryanair-launching-stockholm-arlanda-venice-treviso-service-from-late-oct-2024-1263369
- ^ https://centreforaviation.com/news/ryanair-launching-stockholm-arlanda-venice-treviso-service-from-late-oct-2024-1263369
- ^ «Изменения в сети Ryanair NW23 – 17 сентября 2020 г.» .
- ^ «Изменения в сети Ryanair NW23 – 17 сентября 2020 г.» .
- ^ «ЭКСКЛЮЗИВ! Ryanair соединит Дубровник с 17 направлениями, зимой она также будет летать в Дублин, Вену и Лондон» . 28 ноября 2023 г.
- ^ https://seenews.com/news/ryanair-to-suspend-nis-stockholm-winter-flights-report-833048
- ^ «Полёты в Стокгольм возобновятся с 15 марта 2024 года» .
- ^ «Изменения в сети Ryanair NW23 – 17 сентября 2020 г.» .
- ^ «ОБЗОР РАСШИРЕНИЯ СЕТИ RYANAIR NS24 – 4 ФЕВРАЛЯ 2020 г.» .
- ^ «Изменения в сети Ryanair NW23 – 17 сентября 2020 г.» .
- ^ «Изменения в сети Ryanair NW23 – 17 сентября 2020 г.» .
- ^ « Ryanair расширяется: четыре новых маршрута в аэропорты Стокгольма и Гетеборга» .
- ^ «Программа дорожного движения» . сас.се .
- ^ «SAS 1Q24 A350 Копенгаген – Стокгольм» .
- ^ «ДОПОЛНЕНИЯ К ЕВРОПЕЙСКОЙ СЕТИ SAS NS23» . АэроРоутс. 12 декабря 2022 г. Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ «Следующей зимой SAS вылетит в африканский Агадир» . 10 мая 2023 г.
- ^ «Сас возвращается в Африку и улетает в Агадир предстоящей зимой — Сас» .
- ^ Jump up to: а б с д «SAS предлагает более 5000 еженедельных летних рейсов» . 9 декабря 2022 г.
- ^ https://www.sas.no/book/flights/?search=RT_STO-AYT-20230706-20230713_a7c0i0y0&view=upsell&bookingFlow=revenue
- ^ Jump up to: а б «Летом Sas предлагает больше маршрутов и частот — Sas» .
- ^ https://www.sas.no/book/flights/?search=RT_STO-FLR-20230703-20230707_a7c0i0y0&view=upsell&bookingFlow=revenue&sortBy=rec,rec
- ^ «SAS ДОБАВЛЯЕТ РЕГУЛЯРНЫЕ УСЛУГИ СТОКГОЛЬМ – КАЛАМАТА В 2024 ГОДУ» . АэроРоутс. 2 ноября 2023 г.
- ^ https://www.sas.no/book/flights/?search=RT_STO-LCA-20230705-20230712_a7c0i0y0&view=upsell&bookingFlow=revenue&sortBy=rec,rec
- ^ «Авиакомпания – НАП» . www.aeroportodinapoli.it .
- ^ «Дополнения к европейской сети SAS NW23» .
- ^ «SAS РАСШИРЯЕТ СЕТЬ НА ТЕНЕРИФЕ В СЗ22» . aeroroutes.com . 18 октября 2022 г.
- ^ «Направления SAS» . САС . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ «SAS открывает новые маршруты в Торонто из Копенгагена и Стокгольма — SAS» .
- ^ Jump up to: а б с д "Полет" . винг.се.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж "Полет" . apollo.se .
- ^ «ДОПОЛНЕНИЯ К СЕТИ SUNEXPRESS NS23 – 30 ОКТЯБРЯ 22 ГОДА» . aeroroutes.com . 31 октября 2022 г.
- ^ «ДОПОЛНЕНИЕ К СЕТИ БЛИЖНЕГО ПЕРЕВОЗКИ SWISS NS23» . АэроРоутс. 19 октября 2022 г. Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Авиабилеты Трансавиа
- ^ «Transavia France откроет второй шведский маршрут | Aviation Week Network» .
- ^ «Новости и пресс-релизы Swedavia» . Сведавия . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Дополнения к сети Transavia France NS24 – 19 декабря 2023 г.» . Аэротрассы . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Забронируйте путешествие своей мечты с TUI — авиабилеты, отели, круизы и чартеры» .
- ^ «TUIfly Nordic добавляет маршрут Стокгольм – Карпатос в NS23» . Аэрорутс . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ "Дом" . turkishairlines.com .
- ^ «Этим летом «Юнайтед» полетит в более чем 100 городов мира по новым маршрутам» . Майами Геральд . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Расписание рейсов Vueling
- ^ «Wizz Air открывает рейсы в Стокгольм-Арланда с двумя новыми прямыми маршрутами» . 26 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «ДОПОЛНЕНИЯ К СЕТИ WIZZ AIR NW23 СТОКГОЛЬМ АРЛАНДА» .
- ^ airiroutemaps.com - данные FedEx получены 23 января 2021 г.
- ^ Cargo.koreanair.com - Еженедельное расписание получено 23 января 2021 г.
- ^ «Дополнения для ближнемагистральных грузовых самолетов Lufthansa Cargo 4Q23 A321» . АэроРоутс. 9 августа 2023 г. Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ turkishcargo.com - Расписание рейсов получено 23 января 2021 г.
- ^ airroutemaps.com - UPS United Parcel Service получено 23 января 2021 г.
- ^ westatlantic.eu - Направления авиаперевозок, данные получены 23 января 2021 г.
- ^ «Статистика» . swedavia.se . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Количество прибывших и вылетающих пассажиров в аэропортах Swedavia, 2023 г.» (XLSX) . Swedavia.se . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Уборка снега» . Arlanda.se. Архивировано из оригинала 23 июля 2009 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Самый быстрый снегоочиститель в мире» . Инфраструктуры.com . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Уборка снега мирового класса в Стокгольм-Арланде» . Arlanda.se. Архивировано из оригинала 27 мая 2011 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Эйр Франс КЛМ Групп» . Afiklmem.com . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «VIP-сервис для путешествующих на собственном частном самолете» . Arlanda.se. Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ "Премьер-министр России Владимир Путин взлетает с взлетно-посадочной полосы 08 после визита в Стокгольм для встречи с королем Швеции и премьер-министром Фредриком Рейнфельдтом" . Авиалайнеры.нет. 27 апреля 2011 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Япония – Силы воздушной самообороны (JASDF)» . Jetphotos.net . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Президент Обама посещает Швецию» . Белый дом . 4 сентября 2013 года . Проверено 27 сентября 2013 г. - из Национального архива .
- ^ «Вип-услуги в аэропорту» . Сведавия.com . Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Свадьбы» . Сведавия.com . Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ «Поезда | Аэропорт Стокгольм-Арланда» . Сведавия.com. 2 декабря 2011 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Теперь начинается линия пригородного поезда до Арланды и Уппсалы – AB Storstockholms Lokaltrafik» . Сл.се 29 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Рослагсбан до Арланды» . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ «Лучший способ добраться из аэропорта Стокгольма в центр города» . Planeclaim (на немецком языке) . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ « Мировая премьера «Зеленых посадок» состоится в Арланде» . Идг.се. Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Система такси Стокгольм-Арланда получила еще одну экологическую награду» . Arlanda.se. Архивировано из оригинала 14 марта 2011 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Сведавия. (2012). Водоносный горизонт – крупнейшее в мире хранилище энергии. Получено с Arlanda.org.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Convair CV-440-75 SE-BSU Аэропорт Стокгольм-Арланда (ARN)» . Aviation-safety.net. 1 ноября 1969 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Convair CV-990-30A-5 EC-BNM Стокгольм – Арланда» . Aviation-safety.net. 5 января 1970 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Sud Aviation SE-210 Caravelle VIR OY-SAN Аэропорт Стокгольм-Арланда (ARN)» . Aviation-safety.net. 14 июля 1973 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Sud Aviation SE-210 Caravelle III OY-KRA Стокгольм – Арланда» . Aviation-safety.net. 25 января 1974 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «ASN Авиационная катастрофа Антонов 24B CCCP-46806 Стокгольм – Арланда (ARN)» . Aviation-safety.net. 26 мая 1977 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «АСН Авиакатастрофа Ту-154 Стокгольм» . Aviation-safety.net . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Sud Aviation SE-210 Caravelle 10R SE-DEC Аэропорт Стокгольм – Арланда (ARN)» . Aviation-safety.net. 6 января 1987 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN McDonnell Douglas MD-81 OY-KHO Gottröra» . Aviation-safety.net. 27 декабря 1991 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «АСН Авиакатастрофа Ту-134 Стокгольм» . Aviation-safety.net. 20 февраля 1993 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN BAC One-Eleven 525FT YR-BCM Аэропорт Стокгольм-Арланда (ARN)» . Aviation-safety.net . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Saab 2000 SE-LSF Стокгольм – аэропорт Арланда (ARN)» . Aviation-safety.net. 8 октября 1999 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Самолет совершил вынужденную посадку в Швеции из-за угрозы взрыва» . 25 сентября 2010 г.
- ^ «КККП: Анонимный абонент сообщил, что в самолете у мужчины была взрывчатка» . Торонто Стар . 25 сентября 2010 г.
- ^ «Самолет совершил вынужденную посадку в Швеции из-за угрозы взрыва» .