Лиссабонский аэропорт
Аэропорт Умберто Дельгадо Аэропорт Умберто Дельгадо | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Краткое содержание | |||||||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||||||
Владелец | Винчи С.А. | ||||||||||||||
Оператор | ANA Аэропорты Португалии [ 1 ] | ||||||||||||||
Служит | Агломерация Лиссабона | ||||||||||||||
Расположение | Оливаис, Лиссабон , Португалия | ||||||||||||||
Открыто | 15 октября 1942 г | ||||||||||||||
Центр для | ТАП Эйр Португалия | ||||||||||||||
Фокусный город для | Азорские острова: авиалинии | ||||||||||||||
Операционная база для | |||||||||||||||
Высота AMSL | 374 футов / 114 м | ||||||||||||||
Координаты | 38 ° 46'27 "N 009 ° 08'03" W / 38,77417 ° N 9,13417 ° W | ||||||||||||||
Веб-сайт | www | ||||||||||||||
Карта | |||||||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Статистика (2023 г.) | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Аэропорт Умберто Дельгадо ( IATA : LIS , ICAO : LPPT ), неофициально аэропорт Лиссабона , а ранее аэропорт Портела — международный аэропорт , расположенный в семи километрах (четырех морских милях) к северо-востоку от центра города Лиссабон , Португалия . Обслуживая около 34 миллионов пассажиров в год, это 12-й по величине аэропорт в Европе по пассажиропотоку и самый загруженный аэропорт с одной взлетно-посадочной полосой в материковой Европе . [ 4 ] Он также перевозит около 200 000 тонн грузов в год. [ 5 ]
Аэропорт является основным хабом флагманского авиаперевозчика Португалии TAP Air Portugal . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] включая ее дочернюю компанию TAP Express , и является хабом для бюджетных перевозчиков Ryanair и easyJet . Это основной город для Azores Airlines , euroAtlantic Airways , Hi Fly и White Airways . Это крупный узел для рейсов в/из Африки и Южной Америки, прежде всего Бразилии.
Ожидается, что аэропорт будет закрыт после того, как лиссабонский аэропорт имени Луиша де Камоэнса полностью заработает, что ожидается в 2034 году. [ 9 ]
аэропорт признан одним из худших аэропортов в мире По данным AirHelp, . [ 10 ] Это один из самых перегруженных аэропортов Европы и один из немногих крупных аэропортов, подъезд к которому проходит прямо над городом, что приводит к шумовому загрязнению . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Исследование Европейской федерации транспорта и окружающей среды, опубликованное в 2024 году, показало, что люди, живущие недалеко от аэропорта, подвергаются большему риску развития гипертонии , диабета или деменции из-за воздействия ультрамелких частиц , которые самолеты оставляют в воздухе во взвешенном состоянии. [ 14 ]
История
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Аэропорт открылся 15 октября 1942 года, во время Второй мировой войны , и первоначально работал совместно с базой гидросамолетов Кабо-Руиво : гидросамолеты выполняли трансатлантические рейсы, а пассажиров переводили на континентальные рейсы, выполняемые из нового аэропорта. [ 15 ] Будучи нейтральным аэропортом, он был открыт как для немецких, так и для британских авиакомпаний и был центром контрабанды людей в Европу, из нее и через нее. Об этом широко упоминается в классическом фильме «Касабланка» , сюжет которого вращается вокруг попытки побега в аэропорт Лиссабона. Таким образом, за ним тщательно следили шпионы как Оси , так и союзников . Хотя Португалия была нейтральной, аэропорт использовался союзными рейсами, следовавшими в Гибралтар , Северную Африку и Каир . [ 16 ]
В конце войны аэропорт быстро развивался и к 1946 году использовался крупными авиакомпаниями, такими как Air France , British European Airways , Iberia , KLM , Sabena , Pan Am и Trans World Airlines. [ нужна ссылка ] . К 1954 году число пассажиров достигло 100 000. [ 16 ]
Схема аэропорта 1951–52 годов. [ 17 ] показаны четыре взлетно-посадочные полосы, расположенные под углом 45 градусов: взлетно-посадочная полоса 5 1350 м (4429 футов), взлетно-посадочная полоса 9 1024 м (3360 футов), взлетно-посадочная полоса 14 1203 м (3947 футов) и взлетно-посадочная полоса 18 1170 м (3839 футов). и 36 каждый позже были продлены на север до длина 1999 м (6558 футов).
Основные модернизации с 1959 по 1962 год включали новую взлетно-посадочную полосу, способную принимать самолеты первого поколения, такие как Boeing 707 и Douglas DC-8 . [ 16 ] Первым реактивным самолетом совершил полет Air France Caravelle в 1960 году. [ 16 ] В 1962 году вступила в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса 02/20. Его длина составляла 3130 м (10 269 футов), и он позволял совершать прямые трансатлантические полеты. [ 16 ] Первый прямой рейс в Нью-Йорк был выполнен компанией TWA на самолете Боинг 707, который позже выполнил первый рейс на Боинге 747 в 1970 году. [ 16 ] Когда TAP заказала Боинг 747 в 1972 году, было построено пять больших парковочных мест и увеличен терминал. [ 16 ] Капитальная модернизация зданий и сооружений началась в 1983 году, а первые воздушные мосты были добавлены в 1991 году. [ 16 ]
Наряду с аэропортами в Порту, Фару, Понта-Делгада, Санта-Мария, Орта, Флореш, Мадейра и Порту-Санту концессии на оказание поддержки гражданской авиации были предоставлены ANA Aeroportos de Portugal 18 декабря 1998 года в соответствии с положениями указа. 404/98. Благодаря этой уступке ANA становится ответственной за планирование, развитие и строительство будущей инфраструктуры. [ 18 ]
Расширение аэропорта
[ редактировать ]Строительство Терминала 2 было завершено и введено в эксплуатацию с августа 2007 года. Расширение Терминала 1 новыми выходами на посадку было завершено в 2011 году. Большая новая торговая и ресторанная зона, новые трапы и парковочные места, более эффективное использование существующих структур и Новая подземная станция метро Лиссабона была открыта в июле 2012 года.
В октябре 2010 года компания easyJet открыла новую базу в аэропорту Лиссабона, используя для вылетов Терминал 2. В 2022 году авиакомпания переехала в Терминал 1. [ 19 ] [ 20 ]
В период с 2007 по 2013 год аэропорт Лиссабона претерпел несколько структурных улучшений и улучшений оборудования, а также расширений. Они включали строительство Терминала 2, реконструкцию освещения и выдачи багажа, новые грузовые помещения, хранилище топлива, северный причал и зал посадки, северные автобусные ворота и зону выдачи багажа, расширение помещений для экспресс-грузов, ремонт электрооборудования, ремонт зала вылета и станции метро, а также другие улучшения терминала, все из которых уже завершены. [ 21 ]
В июле 2013 года в воздушной части Терминала 1 была открыта новая коммерческая зона с 20 новыми магазинами и просторными внутренними помещениями с естественным освещением. [ 22 ] [ 23 ]
В июле 2015 года был открыт значительно более крупный фуд-корт, где можно попробовать больше вкусов и деликатесов. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
В январе 2019 года правительство Португалии обнародовало план расширения аэропорта на сумму 1,1 миллиарда евро. [ 28 ] Хотя аэропорт заполнен, его расширение сталкивается с сопротивлением из-за воздействия на загрязнение и шум. [ 29 ]
Планируемое закрытие
[ редактировать ]Ожидается, что аэропорт будет закрыт после того, как лиссабонский аэропорт Луиса де Камоэнса в Монтижу , в 30 км (19 милях) по дороге от Лиссабона, будет полностью введен в эксплуатацию, как ожидается, в 2034 году. [ 9 ] [ 30 ] [ 31 ]
Первоначально аэропорт должен был быть заменен аэропортом Ота , запланированным аэропортом в Оте , деревне в 50 км (31 миле) к северу от Лиссабона. участок в муниципалитете Алкошете В 2007 году независимое исследование, координируемое Португальской промышленной конфедерацией (CIP), предложило в качестве альтернативного места . На этом месте находится военный учебный центр, который будет перенесен в другое место. Второе исследование по государственному контракту, проведенное Национальной лабораторией гражданского строительства (LNEC). [ 32 ] В конце 2007 года пришел к выводу, что Алькочете — лучшее место. Выбор Alcochete был объявлен 10 января 2008 года, более чем через 35 лет после того, как были начаты первые исследования по увеличению мощности. Правительство Португалии объявило, что Алкошете был предварительным выбором, который будет окончательно определен после консультаций с общественностью. [ 33 ] [ 34 ] Местоположение Алькошете в качестве строительной площадки будущего аэропорта Лиссабона было подтверждено правительством 8 мая 2008 года. [ 35 ] но контракт был отложен в рамках мер жесткой экономии Португалии и полностью исключен из планов транспортной стратегии Португалии в июле 2013 года, при этом инвестиции были сосредоточены на расширении и дальнейшем улучшении существующей инфраструктуры аэропорта Лиссабона. [ 36 ]
Мы
[ редактировать ]В феврале 2015 года городской совет Лиссабона единогласно согласился предложить изменить название международного аэропорта Лиссабона, известного как Портела из-за его географического положения, на аэропорт Умберто Дельгадо. Предложение, внесенное социалистическим руководством под руководством бывшего мэра Антониу Косты , было одобрено советниками разных партийных линий. [ 37 ] [ 38 ]
Правительство Португалии под руководством нынешнего премьер-министра Антониу Кошты объявило в феврале 2016 года, что 15 мая 2016 года лиссабонский аэропорт Портела будет переименован в имя Умберто Дельгадо в память о покойном генерале ВВС Португалии и известном политике. "Он был фигурой оппозиции диктаторскому режиму ... и играл очень важную роль в сфере гражданской авиации", - заявил министр планирования и инфраструктуры Педро Маркес на пресс-конференции после заседания Совета министров, подчеркнув, что это был Умберто Дельгадо, который руководил созданием флагманской португальской авиакомпании TAP , и «поэтому было очень справедливо передать это имя аэропорту». В 2016 году исполняется 110 лет со дня рождения Умберто Дельгадо, который был также известен как «Бесстрашный генерал» из-за его стойкой оппозиции правлению Салазара и участия в президентских выборах в Португалии 1958 года . [ 39 ]
Терминалы
[ редактировать ]В аэропорту Лиссабона Умберто Дельгадо есть два здания пассажирского терминала: [ 40 ]
Терминал 2 используется шестью регулярными бюджетными авиакомпаниями для вылетов по европейским направлениям, а Терминал 1 обслуживает все прибытия, а также регулярные регулярные и чартерные рейсы. Бесплатный автобус соединяет эти два города и ходит каждые десять минут. [ 41 ]
Терминал 1
[ редактировать ]Терминал 1 является главным зданием и имеет большие зоны в общей и контролируемой зоне, где расположены несколько магазинов и объектов обслуживания. Он состоит из двух залов регистрации: старый был преобразован в TAP Air Portugal зону самостоятельной регистрации , а новый вмещает 68 стоек (37–89 и 90–106). В общей зоне вылета имеется 47 выходов на посадку (17 из которых оборудованы трапами), из них 21 предназначен для направлений, не входящих в Шенгенскую зону. [ 40 ] Поскольку в аэропорту есть еще несколько перронов, здесь часто используют посадку на автобус. Большинство авиакомпаний используют Терминал 1, включая TAP Air Portugal, ее Star Alliance партнеров , Oneworld и, в исключительных случаях, easyJet.
Терминал 2
[ редактировать ]Терминал 2 — гораздо меньший и более новый из двух терминалов аэропорта, используемый исключительно бюджетными авиаперевозчиками . Он расположен вдали от Терминала 1 на южной границе периметра аэропорта. Он имеет 22 стойки регистрации (201–222), предназначенные для каждого конкретного бюджетного перевозчика, и 15 выходов на посадку (201–215), в которых используются в основном пешеходная посадка, а также автобусы. Здесь только стандартные удобства, несколько магазинов и стоек обслуживания. До терминала можно добраться на бесплатном трансфере от Терминала 1. [ 40 ] Пользователями Терминала 2 являются Ryanair , Wizz Air , Transavia , Transavia France , Vueling , Eurowings и Norwegian .
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]Следующие авиакомпании выполняют регулярные регулярные пассажирские рейсы в аэропорту Лиссабона Умберто Дельгадо: [ 42 ]
Статистика
[ редактировать ]Количество пассажиров
[ редактировать ]Пассажиры | % Изменять | ||
---|---|---|---|
2001 | 9,356,453 | ||
2002 | 9,422,605 | 0.7% | |
2003 | 9,636,257 | 2.3% | |
2004 | 10,731,861 | 11.4% | |
2005 | 11,236,476 | 4.7% | |
2006 | 12,314,917 | 9.6% | |
2007 | 13,393,182 | 8.8% | |
2008 | 13,603,616 | 1.6% | |
2009 | 13,265,268 | 2.5% | |
2010 | 14,049,808 | 5.9% | |
2011 | 14,806,537 | 5.4% | |
2012 | 15,314,800 | 3.4% | |
2013 | 16,025,510 | 4.6% | |
2014 | 18,158,588 | 13.3% | |
2015 | 20,110,804 | 10.8% | |
2016 | 22,462,599 | 11.7% | |
2017 | 26,676,552 | 18.8% | |
2018 | 29,045,733 | 8.9% | |
2019 | 31,184,594 | 7.4% | |
2020 | 9,267,968 | 70.3% | |
2021 | 12,148,972 | 31.1% | |
2022 | 28,261,883 | 132.6% | |
2023 | 33,649,000 | 19.1% | |
Январь–июнь 2024 г. | 16,717,000 | 5.3% | |
Источник: Пордата [ 118 ] Винчи [ 2 ] У МЕНЯ ЕСТЬ [ 119 ] |
Самые загруженные маршруты
[ редактировать ]Классифицировать | Город, аэропорт | Пассажиры | % изменять |
Лучшие операторы связи |
---|---|---|---|---|
Континентальный | ||||
1 | Мадрид | 1,558,577 | 2.7% | Air Europa, easyJet, Iberia, TAP Air Portugal |
2 | Париж – Орли | 1,304,109 | 1.3% | TAP Air Portugal, Transavia France, Vueling |
3 | Барселона | 1,007,488 | 12.6% | TAP Air Portugal, Vueling |
4 | Лондон – Хитроу | 943,046 | 10.6% | British Airways, TAP Air Portugal |
5 | Амстердам | 927,687 | 3.4% | easyJet, KLM, TAP Air Portugal, Transavia, Vueling |
6 | Франкфурт | 857,650 | 0.4% | Люфтганза, TAP Air Portugal |
7 | Брюссель | 773,268 | 5.3% | Брюссельские авиалинии, Ryanair, TAP Air Portugal |
8 | Париж – Шарль де Голль | 692,823 | 3.3% | ЭйрФранс, EasyJet |
9 | Женева | 628,482 | 1.6% | easyJet Швейцария, Swiss International Air Lines, TAP Air Portugal |
10 | Мюнхен | 502,334 | 1.4% | Люфтганза, TAP Air Portugal |
Межконтинентальный | ||||
1 | Сан-Паулу – Гуарульюс | 668,343 | 53.2% | Латинская Америка Бразилия, TAP Air Portugal |
2 | Луанда | 395,942 | 20.2% | TAAG Angola Airlines, TAP Air Portugal |
3 | Дубай – международный | 377,117 | 8.8% | Эмирейтс |
4 | Торонто – Пирсон | 354,461 | 33.7% | Air Canada, Air Transat, TAP Air Portugal |
5 | Ньюарк | 317,179 | 15.2% | TAP Air Portugal, United Airlines |
6 | Кампинас | 284,441 | 48.3% | Азул Бразильские авиалинии |
7 | Нью-Йорк – JFK | 271,232 | 93.3% | Дельта, TAP Air Portugal |
8 | Рио-де-Жанейро – Галеан | 245,245 | 7.6% | ТАП Эйр Португалия |
9 | Бостон | 202,401 | 22.5% | Азорские авиалинии, Дельта, TAP Air Portugal |
10 | Касабланка – Мохаммед V | 201,026 | 3.6% | Air Arabia, Royal Air Maroc, TAP Air Portugal |
Одомашненный | ||||
1 | Фуншал | 1,010,472 | 1.5% | easyJet, TAP Air Portugal, Ryanair |
2 | Гавань | 1,007,004 | 20.0% | ТАП Эйр Португалия |
3 | Понта-Делгада | 739,607 | 8.8% | Азорские авиалинии, Ryanair, TAP Air Portugal |
4 | Фару | 291,614 | 7.3% | ТАП Эйр Португалия |
5 | Третий | 271,868 | 11.4% | Азорские авиалинии, Ryanair, TAP Air Portugal |
Наземный транспорт
[ редактировать ]Тренироваться
[ редактировать ]Поезда во все части страны отправляются на вокзале Гаре-ду-Ориенте , главном железнодорожном вокзале Лиссабона. Аэропорт соединяется со станцией на метро примерно за 10 минут. В качестве альтернативы путешественники могут доехать до вокзала на автобусе, хотя время в пути будет немного больше. [ 121 ]
Метро
[ редактировать ]«Аэропорто» Станция метро находится на южной окраине зоны прибытия Терминала 1. Поездка по линии Aeroporto Saldanha до центра Лиссабона занимает около 20 минут. Чтобы пользоваться метро, пассажиры должны приобрести карту 7 Colinas/Viva Viagem, которую можно пополнять и использовать в метро и автобусной сети. [ 121 ]
Автобус
[ редактировать ]Городские автобусы Carris останавливаются в зале прибытия аэропорта и следуют до площади Маркиза Помбала и площади Аморейрас . Ночные маршруты проходят до центра города Байша , а также Кайш-ду-Содре и Гар-ду-Ориенте железнодорожных вокзалов . В городских автобусах максимальный размер багажа составляет 50 см × 40 см × 20 см. Путешественникам с большим багажом следует воспользоваться аэробусом или трансфером до аэропорта. [ 121 ]
Аэробус
[ редактировать ]Аэробусы, подготовленные для путешествий с большим багажом, доступны в Терминалах 1 и Терминале 2 с 07:30 до 23:00 ежедневно и соединяют аэропорт с рядом основных направлений в центре города, включая автобусный и железнодорожный вокзалы Сете-Риос, а также Энтрекампос , Кайш-ду-Содре и Россиу Железнодорожные вокзалы . Автобусы доступны для людей с ограниченными физическими возможностями и предлагают бесплатный Wi-Fi и зарядные устройства USB. [ 122 ]
Трансфер
[ редактировать ]Для перевозки путешественников по аэропорту и в места, не обслуживаемые аэробусами, доступны автобусы. [ 121 ]
Такси
[ редактировать ]Городские такси Лиссабона доступны круглосуточно за пределами зон прибытия и отправления аэропорта. [ 121 ] Поездка до центра Лиссабона на такси занимает около 15 минут. [ 123 ]
Машина
[ редактировать ]До аэропорта легко добраться по нескольким основным автомагистралям и основным дорогам. ANA управляет несколькими крытыми и открытыми парковками. [ 124 ] услуги парковщика , прокат автомобилей и услуги лимузина с водителем. Также предоставляются [ 125 ]
Велосипед
[ редактировать ]Две велосипедные дорожки соединяют кольцевую развязку аэропорта, расположенную в 300 м к югу от Терминала 1, с 70-километровой сетью велосипедной инфраструктуры города. [ 126 ] Один путь ведет на запад по Av. до Бразилии до главного кампуса Лиссабонского университета , проходя через центральные районы Альваладе , Кампу-Гранде и Энтрекампос и соединяясь с другими путями в Тельейрас, Военный колледж , Бенфику и лесной парк Монсанто . Другая велосипедная дорожка ведет на восток от кольцевой развязки в сторону Оливаиса , железнодорожного вокзала Гар-ду-Ориенте и места проведения выставки Parque das Nações Expo 98, соединяясь с прибрежной велосипедной дорожкой на юг вдоль гавани Лиссабона к железнодорожному вокзалу Санта-Аполония , круизным лайнерам и паромным терминалам, а также историческому парку. центр и на север до паломнической тропы Каминьо-ду-Теху, ведущей в Фатиму и Сантьяго-де-Компостела .
Другие удобства
[ редактировать ]TAP Air Portugal имеет комплекс в аэропорту Лиссабона, в котором расположены многочисленные головные офисы и архивы музея TAP, где посетители могут записаться на прием для просмотра материалов, включая фотографии, рекламные материалы, журналы полетов и руководства. [ 127 ] Комплекс 22,45 га ( 55 + 1 / 2 Площадь акра). В 1989 году постановлением правительства собственником комплекса стало ТАП. [ 128 ] Головной офис TAP находится в здании 25. [ 129 ] дочерней компании TAP Serviços Portugals de Handling, SA (SPdH) находится на 6-м этаже здания 25. Головной офис [ 130 ] Sociedade de Gestão e Serviços, SA (TAPGER), еще одна дочерняя компания TAP, имеет головной офис на 8-м этаже того же здания. [ 131 ] В здании 19 находится головной офис Sociedade de Serviços e Engenharia Informática, SA (Megasis), дочерней компании TAP, предоставляющей информационные услуги. [ 132 ] [ 133 ] Документация и архив ТАР находятся в пристройке к зданию 19. [ 134 ] В здании 34, на дальней северной стороне комплекса, находится новый центр обработки данных компании. [ 135 ]
Головной офис ANA Aeroportos de Portugal находится в здании 120. [ 136 ] Головной офис Португалии находится в здании 70. [ 137 ] Головной офис дочерней компании TAP в сфере общественного питания Catering de Portugal, SA (CATERINGPOR) находится в здании 59. [ 138 ] Компания Integrated Health Care, SA (UCS) расположена в здании 35. [ 139 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 1 февраля 1947 года — самолет Air France Douglas C-47 врезался в горы Синтры , в результате чего погибли 15 из 16 человек, находившихся на борту. [ 140 ]
- 12 апреля 1959 г. - самолет Douglas C-47 португальских ВВС после взлета врезался в реку Тежу. Все 11 человек на борту погибли. [ 141 ]
- 4 декабря 1980 г. - самолет Cessna 421, на борту которого находились премьер-министр Португалии Франсиско де Са Карнейру и другие правительственные чиновники, после взлета врезался в здания в Камарате, в результате чего погибли все находившиеся на борту. [ 142 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.
- ^ приобретает ANA, концессионную компанию для португальских аэропортов. Архивировано 25 июня 2013 г. в Wayback Machine . ВИНЧИ Аэропорты.
- ^ Jump up to: а б «Аэропорты Винчи – Трафик 2023» (PDF) . 16 января 2024 г. Проверено 17 января 2024 г.
- ^ AIP Часть 3 - Аэродромы AD 2. Архивировано 2 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Аэропорты Винчи подписали соглашение на сумму 1,15 миллиарда евро (1,33 миллиарда долларов США) с правительством Португалии о расширении пропускной способности аэропортов в регионе Лиссабона» . ЭйрВайз . 10 января 2019 г. Архивировано из оригинала 10 января 2019 г.
- ^ «Пассажиропоток в Португалии вырос на 39%, но все еще далек от допандемического уровня» . Сеть новостей EFE (на португальском языке). 20 мая 2022 г.
- ^ «Профиль номинанта TAP Air Portugal на WorldTravelAwards.com» . Всемирная туристическая премия . Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года.
- ^ «Ведущая авиакомпания Европы, выполняющая рейсы в Южную Америку, 2018» . Всемирная туристическая премия . Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года.
- ^ «Ведущая авиакомпания Европы в Африку 2021» . Всемирная туристическая премия . Архивировано из оригинала 14 ноября 2021 года.
- ^ Jump up to: а б Руа, Патрисия Висенте; ДЕМОНИЯ, Катарина; Гонсалвес, Серхио (14 мая 2024 г.). «Португалия построит новый аэропорт через реку от Лиссабона» . Рейтер .
- ^ «Глобальный рейтинг аэропортов по шкале AirHelp» . ЭйрХелп .
- ^ «EasyJet выигрывает 18 пар слотов TAP в аэропорту Лиссабона» . Неделя авиации и космических технологий . 21 июня 2022 г.
- ^ «Лиссабон призывает принять меры по снижению шума самолетов» . Резидент Португалии . 14 декабря 2022 г.
- ^ Донн, Наташа (31 октября 2023 г.). «ZERO призывает к срочному закрытию аэропорта Лиссабона, ссылаясь на шумовое загрязнение» . Резидент Португалии .
- ^ «Является ли жизнь рядом с аэропортом Лиссабона риском для здоровья?» . Новости Португалии . 26 июня 2024 г.
- ^ Лакман, Пол (24 июня 2022 г.). «Вы думаете, что полеты сейчас сложны, это было и 100 лет назад» . Новости Португалии .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гай Зунино (май 2001 г.). «Аэропорт Лиссабона Портела». Мир авиалайнеров . стр. 36–40. ISSN 1465-6337 .
- ↑ Неделя авиации , 28 января 1952 г., стр. 68.
- ^ «История аэропорта Порту – аэропорта Франсиско де Са Карнейру» . www.porto-airport-car-rental.com . Февраль 2017. Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 года . Проверено 18 июня 2017 .
- ^ «Рейсы TAP, Sata и AeroVip возвращаются в Терминал 1 аэропорта Лиссабона» . Economico.sapo.br . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ «easyJet переезжает в Терминал 1 аэропорта Лиссабона» . Новости Португалии . 20 октября 2022 г.
- ^ «Аэропорты Португалии» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года.
- ^ «Аэропорт Лиссабона открывает новую коммерческую зону» . ВИНЧИ, аэропорты . 18 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2013 года . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Нг, Мелодия (19 июля 2013 г.). «Аэропорт Лиссабона расширяет коммерческую площадь за счет открытия 20 новых магазинов» . Отчет Муди Дэвитта .
- ^ «Аэропорт Лиссабона открывает новые точки питания и напитков во впечатляющем фуд-корте — журнал Airport World Magazine» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 17 сентября 2015 г.
- ^ «Азиатский бриз (35)» (PDF) . www.schedule-coordination.jp . 1 августа 2014 г. Архивировано (PDF) из оригинала 14 апреля 2015 г. . Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ «Аэропорт Лиссабона с новым терминалом и коммерческой зоной» . Vazamentos.publico.br . 17 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 21 июля 2013 года . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ «Ryanair добавляет маршруты в Португалию и прогнозирует удвоение числа пассажиров через три года» . Новости Португалии . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года.
- ^ «Столица Португалии планирует построить второй аэропорт на фоне пассажирского бума» . Ассошиэйтед Пресс . 10 января 2019 г.
- ^ «Расширение аэропорта Лиссабона «неприемлемый риск» » . Новости Португалии . 20 мая 2024 г.
- ^ «Винчи будет финансировать проекты аэропортов Лиссабона на фоне туристического бума в Португалии» . Рейтер . 8 января 2019 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 года . Проверено 14 сентября 2021 г. - через www.reuters.com.
- ^ «Столица Португалии планирует построить второй аэропорт на фоне пассажирского бума, Herald-Whig, 10.01.2019» . Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ «Исследование LNEC отдает предпочтение Алькошете как месту для нового аэропорта Лиссабона» (PDF) . Moptc.pt (на португальском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2008 года.
- ↑ Объявление об аэропорте Алькошете, на португальском языке. Архивировано 15 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Новый аэропорт Лиссабона в Португалии будет построен в Алькошете за 4,9 миллиарда евро - PM от Forbes онлайн, 10 января 2008 г.
- ↑ Portal do Governo . Архивировано 13 мая 2008 года в Wayback Machine . Португалия.gov.pt.
- ^ «Новый аэропорт Лиссабона находится в Портеле», - говорит государственный секретарь по транспорту - PÚBLICO . Архивировано 21 июля 2013 года в Wayback Machine . Publico.pt (17 июля 2013 г.).
- ^ «Аэропорт Лиссабона станет Умберо Дельгадо?» . Архивировано из оригинала 2 июля 2015 года . Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ «Городской совет Лиссабона хочет назвать аэропорт Портела в честь Умберто Дельгадо» (на португальском языке). Архивировано из оригинала 20 февраля 2015 года . Проверено 11 февраля 2015 г.
- ^ «Аэропорт Лиссабона в Португалии будет переименован в память о генерале Умберто Дельгадо» . Синьхуанет. Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Лиссабон > Аэропорт > Внутри аэропорта > Вылеты > Вылеты» . Архивировано из оригинала 20 мая 2016 года . Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ «Лиссабон > Вылеты > Терминал 2 > Терминал 2» . Ана.пт. Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года.
- ^ «Авиакомпании и направления аэропорта Лиссабона» . Aeroportos de Portugal SA 19 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2019 г. . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ «5084: Хартия Криты [LIS]» .
- ^ «С 25 июня Soltour будет иметь прямые рейсы в Албанию» . ПРЕССТУР . 21 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «Air Албания будет выполнять чартерные рейсы из Тираны в Португалию в 2023 году» . КАПА . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ [1] AirBaltic планирует открыть 18 новых маршрутов на лето 2023 года, Routes Online, Дэвид Кейси, дата обращения 03.10.2022.
- ^ Орбан, Андре (6 марта 2024 г.). «Летом 2024 года airBaltic расширяет маршруты из Вильнюса новыми рейсами в Лиссабон и Гамбург» . Aviation24.be . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Орбан, Андре (27 марта 2018 г.). «airBaltic открывает рейсы из Риги в Лиссабон и Гданьск» . Aviation24.be .
- ^ «Изменения в самолетах Air Canada, Лиссабон, ноябрь 2024 г.» .
- ^ «Изменения в самолетах Air Canada, Лиссабон, ноябрь 2024 г.» .
- ^ Jump up to: а б «ДОПОЛНЕНИЯ К РЕГУЛИРУЕМЫМ ЧАРТЕРНЫМ УСЛУГАМ AIR NOSTRUM NS23 ПОРТУГАЛИЯ» .
- ^ «Регулярные чартеры Air Nostrum в Уджда на 3кв23» . Аэрорутс .
- ^ «Air Сербия начнет выполнять рейсы в Лиссабон 15 апреля» . АВИАТОР . 14 февраля 2023 г.
- ^ «American Airlines в следующем году восстанавливает 13 международных маршрутов, несмотря на задержки с приемом самолетов Boeing Dreamliner — см. полный список» . 11 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Лю, Джим. «Azores Airlines добавляет рейс Лиссабон – Прая с конца октября 2020 года» . Маршрут онлайн . Архивировано из оригинала 19 октября 2020 года . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ «Egotravel усиливает операции в Эль-Хосейму и Саидию рейсами из Порту» . 27 февраля 2023 г.
- ^ «Beijing Capital добавляет маршрут Ханчжоу – Лиссабон с конца августа 2022 года» . Аэротрассы . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Дополнения к сети Bulgaria Air NS24 – 17 декабря» .
- ^ «Изменения в межконтинентальной сети Delta NW24» . aeroroutes.com. 27 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Дополнения к сети easyJet NW23 – 9 июля 2020 г.» . Аэрорутс .
- ^ «easyJet запускает новые летние маршруты в Португалию» .
- ^ «EasyJet дебютирует в Западной Африке – в октябре начнутся рейсы из Лиссабона и Порту в Кабо-Верде» . 8 мая 2024 г.
- ^ «easyJet открывает 21 новый маршрут и частоту из Лиссабона и этой зимой становится крупнейшим авиаперевозчиком Великобритании в Португалию» (пресс-релиз). EasyJet . 27 июля 2022 г.
- ^ «EGYPTAIR ВОЗОБНОВЛЯЕТ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЛИССАБОН С ИЮЛЯ 2024 ГОДА» . Аэрорутс .
- ^ «Etihad Airways 2 июля открывает прямой рейс между Абу-Даби и Лиссабоном» . 16 февраля 2023 г.
- ^ Лю, Джим (13 июня 2023 г.). «Etihad продлевает Лиссабонское обслуживание до круглогодичного обслуживания с конца октября 2023 года» . Аэрорутс .
- ^ «Летом 2022 года Eurowings будет летать в больше направлений, чем когда-либо прежде» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Привет, этим летом компания Fly будет выполнять еженедельный чартерный рейс между Лиссабоном и Занзибаром» (на португальском языке). 20 февраля 2023 г.
- ^ «Португальские туроператоры запускают чартерные рейсы на Новый год в Бразилию» (на португальском языке). 8 мая 2024 г.
- ^ Лю, Джим. «Orbest планирует рейс Лиссабон – Варадеро с конца мая 2020 года» . Маршрут онлайн . Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «ОСНОВНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА – ПЯТНИЦА, 26 ЯНВАРЯ 2024 ГОДА» (PDF) . Премьер-министр Португалии . 26 января 2024 г.
- ^ «Iberojet будет выполнять чартерные рейсы из Лиссабона и Порту на остров Сал» . 16 марта 2021 г.
- ^ «Icelandair выполняет рейсы в Лиссабон» (пресс-релиз). Деловой журнал. 25 июня 2024 г.
- ^ «Дополнения к европейской сети Israir NS23 – 6 ноября 2022 г.» . Аэрорутс . АэроРоут. 7 ноября 2022 г. Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Korean Air открывает прямые рейсы в Лиссабон и Португу» (пресс-релиз). Корейский Эйр . 3 мая 2024 г.
- ^ «ЛАМ МОЗАМБИК ВОЗОБНОВЛЯЕТ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЛИСАБОНЕ С ДЕКАБРЯ 2023 ГОДА» . Аэротрассы . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «LOT POLISH AIRLINES ДОБАВЛЯЕТ СЕРВИС В ЛИССАБОН С ФЕВРАЛЯ 2025 ГОДА» . Аэротрассы . 25 июля 2024 г.
- ^ «Туры-Туроператор» .
- ^ «Бюджетная авиакомпания Pegasus Airlines открывает новый маршрут между Португалией и Турцией» .
- ^ «ПЕГАС ЗАПУСКАЕТ МАРШРУТ АНКАРА-ЛИССАБОН» . Неделя авиаперевозок . 5 апреля 2024 г.
- ^ «Pegasus запускает новый маршрут между Португалией и Турцией» .
- ^ «Четыре новых направления для летнего расписания PLAY» (пресс-релиз). Играть. 10 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 12 ноября 2021 года . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ «Qatar Airways возобновляет рейсы в Лиссабон | Times Aerospace» .
- ^ Jump up to: а б с «Сайт Ryanair» . Ryanair.com . [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
- ^ «Ryanair объявляет, что покидает аэропорт Бордо» . 15 мая 2024 г.
- ^ «Ryanair летает из Мадейры в 10 городов Европы по цене 29,99 евро» . 23 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 23 ноября 2021 года . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ «Ryanair возобновляет свой популярный маршрут из Польши! Мы снова полетим в сказочную Португалию » .
- ^ «Расширение сети Ryanair Morocco NS24» . Аэротрассы . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Ryanair приостановит рейс Венеция Марко Поло-Лиссабон в октябре 2024 года» . CAPA — Центр авиации . 14 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Райанэйр» . www.ryanair.com .
- ^ «Сольфериас уже продает чартеры для поездок в Сенегал следующим летом» . 4 октября 2023 г.
- ^ «Сольфериас и Сонхандо уже продают чартеры на лето в Порту-Санту» . 8 января 2024 г.
- ^ Flytap.com - Информация о рейсе. Архивировано 4 июля 2019 г. на Wayback Machine , получено 22 августа 2019 г.
- ^ «TAP даже полетит во Флорианополис» . 7 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Лю, Джим. «Дополнения к сети ближнемагистральных рейсов TAP Air Portugal NS21 с 11 сентября 2020 г.» . Маршрут онлайн . Архивировано из оригинала 15 сентября 2020 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «TAP Air Portugal откроет рейсы из Лиссабона в Монреаль и Масейо в 2020 году» . Деловой путешественник. 21 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2019 года . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ «TAP возвращается в Манаус с 4 ноября» . 26 июня 2024 г.
- ^ Орбан, Андре (3 августа 2020 г.). «TAP Air Portugal снова начинает выполнять рейсы из Мюнхена в Лиссабон два раза в день» . Aviation24.be .
- ^ «Аэропорт Порту-Алегри приостанавливает все рейсы на неопределенный срок» . Аэроин (на португальском языке). 3 мая 2024 г. Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «TAP приостанавливает авиасообщение с Тель-Авивом» .
- ^ Аэропорт Агадир – Аль-Массира
- ^ «Дополнения к сети ближнемагистральных рейсов TAP Air Portugal NS21 с 11 сентября 2020 г.» .
- ^ «TAP Air Portugal приостанавливает рейсы в Аликанте в NW23» . АэроРоутс. 24 августа 2023 г. Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ «TAP — Air Portugal TP277 (TAP277)» . FlightEra.net . 20 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «TAP пролетает мимо Пальмы-де-Майорки и Менорки» . 9 января 2023 г.
- ^ «TAP закрывает рейсы в Пунта-Кану» . Италиавола (на итальянском языке). 19 августа 2022 г.
- ^ «Сонхандо продвигает Тунис после отъезда из Порту и Лиссабона» . 4 апреля 2024 г.
- ^ «Tunisair возобновляет рейсы в Лиссабон с мая 2024 года» .
- ^ «Volotea открывает четыре новых линии и базирует восьмой самолет в аэропорту Нант» . 18 января 2023 г.
- ^ «Vueling Files Network A321neo в Барселоне в 4 квартале 2024 г.» .
- ^ «Wizz Air разместит четвертый самолет в Белграде и откроет пять новых маршрутов» . 22 декабря 2022 г.
- ^ Думитреску, Раду (12 июля 2024 г.). «Wizz Air открывает дополнительные маршруты, связывающие Бухарест и Клуж с крупными европейскими городами» . Румыния Инсайдер .
- ^ «Wizz объявляет о открытии 4 новых маршрутов из Рима в Фьюмичино (и спонсирует первый «Wizz Air Rome Half Marathon»)» . 5 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «World2fly расширяет свою деятельность в Португалии» . 22 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Newblue удваивает чартерные перевозки между Лиссабоном и Пунта-Каной» . 27 февраля 2023 г.
- ^ «Soltour расширяет предложение чартеров на следующее лето» . 12 декабря 2023 г.
- ^ «World2Fly Portugal добавляет сервис Самана в третьем квартале 2023 года» . Аэрорутс .
- ^ «Пассажиропоток в аэропортах: Лиссабон, Порту и Фаро» . Пордата. 2023.
- ^ "Пассажиропоток в национальных аэропортах зафиксировал максимальные значения в первом полугодии 2024 года - июне 2024 года" . 13 августа 2024 г. . Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ «Обозреватель данных Евростата» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2018 года . Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Португалия, ANA – Аэропорты (15 июня 2016 г.). «Общественный транспорт – Аэропорт Лиссабона» . Архивировано из оригинала 6 июня 2017 года . Проверено 15 июня 2017 .
- ^ «Аэробус – Автобусный транспорт из аэропорта – Дом» . www.aerobus.pt .
- ^ Лиссабон-Аэропорт.com. «Такси аэропорта Лиссабона» . www.lisbon-airport.com . Архивировано из оригинала 13 июня 2017 года . Проверено 14 июня 2017 г.
- ^ Португалия, ANA – Аэропорты (17 июня 2016 г.). «Парковка – Аэропорт Лиссабона» . Архивировано из оригинала 6 июня 2017 года . Проверено 15 июня 2017 .
- ^ Португалия, ANA – Аэропорты (24 июня 2016 г.). «Прокат автомобилей – Аэропорт Лиссабона» . Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Проверено 15 июня 2017 .
- ^ «Лиссабон Циклавель» . lisboaciclavel.cm-lisboa.pt . Архивировано из оригинала 17 сентября 2015 года . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Португалия, ТАП. «Музей» . Flytap.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2017 года . Проверено 14 июня 2017 г.
- ^ Гомеш, Аделина и Инес Секейра. Общественный . 19 декабря 2005 г. Проверено 15 декабря 2011 г. « Территория аэропорта Лиссабона стоимостью 965 миллионов евро. Архивировано 6 апреля 2012 года в Wayback Machine ». «В 1989 году авиакомпания стала владельцем земли, на которой расположены ее объекты, в соответствии с указом-законом, которым правительство Кавакисты выделило 22,45 гектара так называемого «оплота TAP» из общественной территории аэропорта».
- ^ « Устав TAP. Архивировано 23 декабря 2009 года в Wayback Machine ». ТАП Португалия. Проверено 23 февраля 2010 года. «Штаб-квартира компании находится в Лиссабоне, в здании 25 аэропорта Лиссабона».
- ^ « Годовой отчет за 2009 год. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine ». ТАП Португалия . 90. Проверено 15 декабря 2011 г. "ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ ОФИС Edificio 25-6°, Aeroporto de Lisboa 1704–801 Lisboa"
- ^ « Годовой отчет за 2009 год. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine ». ТАП Португалия . 92. Проверено 15 декабря 2011 г. «ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ ОФИС Aeroporto de Lisboa Reduto TAP, Edificio 25 – 8° 1704–801 Lisboa»
- ^ « Годовой отчет за 2010 год. Архивировано 19 января 2012 года в Wayback Machine ». ТАП Португалия. 92. Проверено 15 декабря 2011 г. «Зарегистрированный офис Aeroporto de Lisboa, Reduto TAP, Edificio 19».
- ^ « Контакты. Архивировано 26 апреля 2012 года в Wayback Machine ». Мегасис. Проверено 15 декабря 2011 года. 1 Архивировано 26 апреля 2012 года в Wayback Machine , 2 Архивировано 26 апреля 2012 года в Wayback Machine , 3 Архивировано 26 апреля 2012 года в Wayback Machine.
- ^ « Музей -> Расписание. Архивировано 15 мая 2012 года в Wayback Machine ». ТАП Португалия. Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ « Поездка в новый центр обработки данных. Архивировано 26 апреля 2012 года в Wayback Machine ». Газета TAP , TAP Португалия . Декабрь 2009 г., №. 72. с. 6. Проверено 15 декабря 2011 года. "Здание 34, в северной части опорного пункта TAP. На первый взгляд банальная конструкция с хрупкими стенами. Именно такое мнение видят посетители нового Центра обработки данных компании CPD2".
- ^ « Контакты. Архивировано 19 июля 2011 года в Wayback Machine ». ANA – Аэропорты Португалии. Проверено 9 сентября 2010 г.
- ^ « Контактная информация. Архивировано 10 октября 2011 года в Wayback Machine ». Португалия. Проверено 15 декабря 2011 г. "Aeroporto de Lisboa Rua C - Edifício 70 1749-078 Lisboa, ПОРТУГАЛИЯ" - см. карту. Архивировано 11 декабря 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ « Годовой отчет за 2009 год. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine ». ТАП Португалия . 95. Проверено 15 декабря 2011 г. «ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ ОФИС Aeroporto de Lisboa Rua C, Edificio 59 1749–036 Lisboa»
- ^ « Годовой отчет за 2009 год. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine ». ТАП Португалия. 96. Проверено 15 декабря 2011 г. "Aeroporto de Lisboa Edificio 35 Apartado 8426 1804–001 Lisboa".
- ↑ Описание происшествия Air France Douglas C-47. Архивировано 6 ноября 2012 года в Wayback Machine . Сеть авиационной безопасности
- ↑ Описание происшествия Douglas C-47 ВВС Португалии. Архивировано 12 ноября 2013 года в Wayback Machine . Сеть авиационной безопасности
- ^ Феррейра, Уго Хил.; Маршалл, Майкл В. (1986). Революция в Португалии: десять лет спустя . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521322049 .