ТАП Эйр Португалия
| |||||||
Основан | 14 марта 1945 г ( Португальцы Transportes Aéreos ) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало деятельности | 19 сентября 1946 г | ||||||
Хабы | Лиссабонский аэропорт [ 1 ] | ||||||
Вторичные концентраторы | Порту аэропорт | ||||||
Фокусные города | Аэропорт Мадейры | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | TAP Miles&Go | ||||||
Альянс | Звездный Альянс | ||||||
Дочерние компании | ТАП Экспресс | ||||||
Размер флота | 80 | ||||||
Направления | 87 [ 2 ] (включая TAP Express) | ||||||
Штаб-квартира | Лиссабон , Португалия | ||||||
Ключевые люди | Луис Родригес [ 3 ] | ||||||
Доход | 4,2 миллиарда евро (2023 г.) | ||||||
Операционная прибыль | 871 миллион евро (2023 г.) | ||||||
Чистая прибыль | 177 миллионов евро (2023) | ||||||
Общий капитал | € -468 миллионов (2021) [ 4 ] | ||||||
Сотрудники | 6,626 [ 4 ] | ||||||
Веб-сайт | www |
TAP Air Portugal флагманский авиаперевозчик Португалии — . [ 1 ] штаб-квартира находится в аэропорту Лиссабона , который также служит ее транспортным узлом . TAP – Transportes Aéreos Portugals – является членом Star Alliance с 2005 года и выполняет в среднем 2500 рейсов в неделю по 90 направлениям. [ 5 ] в 34 странах мира. По состоянию на май 2019 года парк компании насчитывает 100 самолетов. [ 6 ] все они произведены Airbus, за исключением 19 самолетов, произведенных Embraer , выполняющих рейсы от имени региональной авиакомпании TAP Express . [ нужна ссылка ]
Авиакомпания была основана 14 марта 1945 года и начала коммерческие перевозки 19 сентября 1946 года. Будучи основанной как национальное учреждение, авиакомпания была приватизирована впервые в своей истории в 1953 году. На протяжении всего своего существования TAP попеременно осуществляла государственную и частную деятельность. собственность.
В 1965 году компания купила свой первый Boeing реактивный лайнер 707 . В 1967 году авиакомпания стала первой в Европе, эксплуатирующей исключительно реактивные самолеты. В 1979 году авиакомпания прошла программу модернизации, сменив название на TAP Air Portugal. К концу десятилетия авиакомпания имела парк из 32 современных авиалайнеров, которые обслуживали более 40 направлений на четырех континентах. В 1980-е годы парк самолетов Boeing 707 и 747 был заменен на самолеты Lockheed L-1011 TriStars и Airbus A310 на дальнемагистральных маршрутах. В 1983 году TAP начала эксплуатацию своих первых самолетов Boeing 737-200 на ближнемагистральных маршрутах. К концу 1990-х годов TAP продала свои Boeing 727 и 737, заменив их самолетами Airbus A319 , A320 и A321 . Его Lockheed L-1011 TriStars также были заменены Airbus A340 . Эти изменения привели к тому, что TAP с тех пор стала эксплуатантом только Airbus и эксклюзивным клиентом европейского производителя самолетов. [ нужна ссылка ]
Нынешнее правительство Португалии обнародовало планы реприватизации авиакомпании. [ 7 ] Счетная палата Португалии резко критиковала вмешательство общественности в TAP. [ 8 ] В 2022 году Министерство транспорта США объявило о «исторических» принудительных мерах в отношении шести авиакомпаний, включая TAP: выплачено 126,5 миллиона долларов в виде требуемого возмещения и штраф в размере 1,1 миллиона долларов «за крайние задержки с предоставлением возмещения». [ 9 ]
История
[ редактировать ]Создание и первые операции
[ редактировать ]14 марта 1945 года авиакомпания была основана как государственная компания под названием Transportes Aéreos Portugals ( Португальские воздушные перевозки ) и действовала под юрисдикцией Управления гражданской авиации Португалии . [ 10 ] Позже в том же году компания получила свой первый самолет — пару Douglas DC-3 . Авиакомпания начала коммерческие перевозки 19 сентября 1946 года, выполнив первый рейс из Лиссабона в Мадрид , перевезя в общей сложности 11 пассажиров на одном из своих самолетов DC-3. [ 10 ] 31 декабря 1946 года TAP начал свою Linha Aérea Imperial , колониальную службу с двенадцатью остановками, включая Луанду , Анголу и Лоренсу-Маркиш (ныне Мапуту ), Мозамбик . [ 10 ] Он преодолел 24,450 километров (15,193 миль; 13,202 морских миль) за 15 дней (в обе стороны), что сделало его самым продолжительным воздушным сообщением с двухмоторными авиалайнерами на тот момент. Чтобы соответствовать тропическим условиям в большинстве этих мест, была принята специальная униформа, состоящая из рубашек цвета хаки с юбками или шортами. [ 10 ]
В 1947 году авиакомпания запустила свои первые внутренние рейсы, открыв маршрут между Лиссабоном и Порту , а также еще один международный маршрут между Сан-Томе и Лондоном . [ 10 ] В том же году в общей сложности четыре самолета Douglas DC-4 было приобретено Skymasters; Сообщается, что они оставались в эксплуатации авиакомпании еще в 1960 году. [ 11 ] Они использовались на маршрутах в Африку и в основные европейские пункты назначения, включая Лондон. [ 10 ] В 1948 году были открыты новые рейсы в Севилью и Париж . [ 10 ]
Приватизация
[ редактировать ]В 1953 году авиакомпания была приватизирована впервые в своей истории, реорганизовавшись из государственной службы в публичную компанию с ограниченной ответственностью (plc); в том же году он начал новые рейсы в Танжер и Касабланку . [ 10 ] В конце 1955 года Lockheed Super Constellation было приобретено несколько четырехмоторных герметичных авиалайнеров ; они были немедленно введены в регулярные рейсы TAP African в Луанду и Лоренсу-Маркеш. [ 12 ] Super Constellation удалось заметно сократить время полета по сравнению с предыдущими авиалайнерами на своих маршрутах. [ 10 ]
В 1955 году авиакомпания открыла новые горизонты, совершив успешный экспериментальный трансатлантический рейс на дальние расстояния в Рио-де-Жанейро , Бразилия . [ 10 ] Пассажиром этого рейса был португальский авиатор и картограф Карлос Вьегас Гаго Коутиньо . К концу десятилетия фирма достигла нескольких важных результатов, в том числе перевезла 64 000 пассажиров, наработала 10 000 часов авиапарка, маршрутную сеть протяженностью 14 000 км, а также наняла более 1 000 сотрудников. [ 10 ]
Начиная с 1960 года, TAP открыл Рио-де-Жанейро в качестве своего первого пункта назначения в Бразилии в рамках совместного воздушного сообщения под названием « Voo da Amizade » («Полет дружбы») с Panair do Brasil (1960–1965) и Varig (1965–1967). ). [ 10 ] Маршрут из Лиссабона в Гоа , 19-часовой перелет с пятью пересадками, был добавлен в сеть в 1961 году. [ 13 ]
Эпоха реактивных самолетов – середина 1960-х годов.
[ редактировать ]В июле 1962 года TAP вступила в эру реактивных самолетов , закупив первую партию из трех французских самолетов Sud Aviation Caravelle , первых двухдвигательных авиалайнеров. [ 10 ] Впервые они эксплуатировались на наиболее конкурентоспособных европейских маршрутах авиакомпании. [ 14 ] В том же году были запущены новые рейсы между Лиссабоном и Лас-Пальмасом , а также Санта-Марией на Азорских островах . В 1963 году открылись дополнительные европейские маршруты, обслуживающие Женеву , Мюнхен и Франкфурт . [ 10 ]
19 июня 1964 года авиакомпания перевезла миллионного пассажира, спустя почти 18 лет после начала деятельности. [ 10 ] В следующем году TAP приобрела свой первый Boeing реактивный лайнер 707 . Два года спустя за ним последует ближнемагистральный Boeing 727 . [ 10 ] 17 июня 1966 года TAP выполнила свой первый единственный рейс в Бразилию: один из ее самолетов 707 приземлился в аэропорту Галеан в Рио-де-Жанейро точно в то же время и в тот же день, когда гидросамолет Санта-Крус пришвартовался в заливе Гуанабара в 1922 году. когда Сакадура Кабрал и Гаго Коутиньо совершили свой исторический переход через Южную Атлантику. Открыт маршрут в Бразилию. [ нужна ссылка ]
В 1967 году авиакомпания достигла важной вехи: она стала первой европейской авиакомпанией, которая летала исключительно на реактивных самолетах. [ 15 ] В 1969 году сообщение с Нью-Йорком через остров Санта-Мария началось ; два года спустя Бостон был добавлен к службе Нью-Йорка. [ 10 ] В 1971 году авиакомпания решила переместить свою штаб-квартиру в аэропорт Лиссабона. [ 10 ] В следующем году TAP получила первый из первоначальной партии из четырех самолетов Boeing 747-200 . В 1974 году она стала первой европейской авиакомпанией, выполнившей полный ремонт двигателя Pratt & Whitney JT9D турбовентиляторного , который, среди других самолетов, использовался в ранних версиях Boeing 747. [ 10 ] К концу десятилетия авиакомпания имела парк из 32 современных авиалайнеров, которые обслуживали более 40 направлений на четырех континентах. [ 10 ]
В 1974 году TAP представила новую компьютеризированную систему бронирования, контроля загрузки и регистрации, известную как Tapmatic . [ 10 ] К концу 1974 года TAP перевезла более 1,5 миллиона пассажиров, налетала 68 210 часов по сети протяженностью почти 103 000 километров и имела штат более 9 000 человек.
Национализация
[ редактировать ]После революции 25 апреля 1974 года Португалию в следующем году охватила волна национализаций , и TAP не стала исключением, став, таким образом, государственной корпорацией в 1975 году. [ 13 ] [ 10 ]
После обретения независимости Анголой и Мозамбиком важность африканского рынка значительно снизилась; из-за снижения спроса на пассажиров два Боинга 747 были проданы в 1976 году. В 1979 году авиакомпания запустила программу модернизации; Среди других изменений бренда, его название было изменено на TAP Air Portugal , которое считалось более узнаваемым для международных клиентов. [ 10 ]
Модернизация и расширение флота
[ редактировать ]В 1980 году TAP запустила новое сообщение между Лиссабоном и Барселоной ; операции были также расширены между Миланом и Римом . [ 10 ] В следующем году Тереза Карвальо стала первой женщиной-пилотом авиакомпании; в том же году был выпущен первый бортовой журнал Atlantis . Сообщается, что в 1985 году авиакомпания впервые перевезла два миллиона пассажиров за один год; 14 марта 1985 года в ознаменование сорокалетия компании также был открыт музей, посвященный авиакомпании. [ 10 ]
В 1980-е годы парк самолетов Boeing 707 и 747 был заменен на самолеты Lockheed L-1011 TriStars и Airbus A310 на дальнемагистральных маршрутах. В 1983 году TAP начала эксплуатацию своих первых самолетов Boeing 737-200 на ближнемагистральных маршрутах. [ 10 ] В 1988 году была запущена новая система расчета стоимости проезда и продажи билетов. В том же году она также стала первой авиакомпанией, которая использовала каналы передачи данных «земля-воздух» через спутниковую связь. [ 10 ]
В 1985 году TAP основала свою чартерную дочернюю компанию Air Atlantis , обеспечивающую развлекательные полеты в большинство европейских городов, где эксплуатировались лайнеры Boeing 707, Boeing 727 и Boeing 737. [ нужна ссылка ]
Сообщается, что в 1991 году авиакомпания впервые перевезла три миллиона пассажиров. [ 10 ] В 1993 году TAP начал летать в Тель-Авив . В 1994 году TAP подписала соглашение о совместном использовании кодов с Delta Air Lines для полетов в Северной Атлантике; действие этого соглашения истекло в 2005 году. [ нужна ссылка ] В 1996 году было открыто сообщение с Бостоном через остров Терсейра , было открыто сообщение с Макао и запущен веб-сайт TAP . [ 10 ] В 1997 году началось сообщение с Пунта-Каной и Бангкоком ; однако в следующем году полеты в Бангкок и Макао были прекращены. [ нужна ссылка ]
К концу 1990-х годов TAP расширила свой парк за счет продажи старых самолетов Boeing 727 и Boeing 737 и замены их самолетами Airbus A319 , A320 и A321 . [ 10 ] Ее самолеты TriStars были проданы компании Air Luxor и, начиная с 1995 года, были заменены самолетами Airbus A340. Эти изменения привели к тому, что TAP стала оператором только Airbus, что, по ее утверждению, также сделало ее парк более экономичным и универсальным. [ 10 ] Кроме того, авиакомпания инициировала программу постоянной модернизации и обновления салонов с целью достижения еще более высокого уровня обслуживания. В 1999 году TAP представила свои первые рейсы Blue Flight , на которых курение было запрещено. [ 10 ]
был сформирован стратегический альянс В 1997 году между TAP и Swissair . В рамках этого соглашения в TAP прибыла команда профессиональных менеджеров во главе с бразильцем Фернандо Пинту . Часть соглашения приведет к покупке Swissair 34% акций TAP. Кроме того, TAP стала участником Qualiflyer , программы для часто летающих пассажиров, проводимой швейцарским авиаперевозчиком. Из-за финансовых трудностей швейцарская компания в конечном итоге не купила согласованные акции TAP Air Portugal, в одностороннем порядке аннулировав соглашение о партнерстве, что привело к неожиданным расходам для португальской авиакомпании в 2000 году. Этот отзыв завершился судебным иском, поданным TAP против Swissair. [ 16 ] [ 13 ]
Начало 21 века
[ редактировать ]В феврале 2005 года TAP Air Portugal была переименована в TAP Portugal . [ 10 ] 14 марта 2005 года TAP стала членом многонационального Star Alliance , в тот же день компания отметила свое 60-летие. TAP также расторгла соглашение о совместном использовании кодов с Delta Air Lines и заключила новое соглашение с United в рамках своего членства в Star Alliance . В соответствии с этим соглашением код United (UA) размещается на трансатлантических рейсах TAP Air Portugal и некоторых рейсах в Африке, а код TAP Air Portugal (TP) размещается на рейсах United. [ нужна ссылка ]
В 2006 году TAP Air Portugal подписала соглашение с Espírito Santo International о приобретении 99,81% португальской региональной авиакомпании Portugália . Кроме того, компания заключила соглашение о совместном использовании кодов с US Airways на всех маршрутах между Португалией и США со стыковочными рейсами из Ньюарка и Филадельфии . [ нужна ссылка ]
В 2007 году компания TAP Air Portugal была награждена НАТО как лучший источник ремонта двигателей/самолетов для программы технического обслуживания систем АВАКС НАТО. TAP Air Portugal имеет комплексные базы технического обслуживания и ремонта в Португалии (Лиссабон) и Бразилии (Рио-де-Жанейро и Порту-Алегри), а также специализированные станции линейного технического обслуживания на трех континентах: 4 в Португалии, 8 в Бразилии и 1 в Анголе. [ 17 ] В июне 2009 года он начал регулярные полеты в Москву, Варшаву и Хельсинки . [ 18 ]
После решения передать свою систему обслуживания пассажиров на аутсорсинг в 2008 году, TAP перенесла свои системы бронирования и инвентаризации в систему Altéa, управляемую Amadeus . До перехода в Альтеа TAP использовала систему Tapmatic, разработанную Delta Air Lines и используемую с 1972 года. [ нужна ссылка ]
В 2010 году TAP открыла два новых маршрута в Африку: Марракеш и Алжир , последний из которых был прекращен в 2017 году. Запуск этих новых маршрутов подчеркнул усиление стратегии авиакомпании-перевозчика в Африке, которая является важным сегментом сети, где С 2001 года авиакомпания постоянно расширялась, увеличившись с 236 000 до 541 000 пассажиров, то есть рост более чем на 129%. [ нужна ссылка ] новые дальние маршруты в Майами и Порту-Алегри . В 2011 году были открыты [ 19 ] [ 20 ]
Реприватизация
[ редактировать ]Чтобы получить трехлетнюю национальную помощь , Португалия была вынуждена продать свои доли в нескольких компаниях, включая государственную авиакомпанию. [ 21 ] Несколько международных операторов были привлечены стратегической позицией авиакомпании, но 18 октября 2012 года правительство Португалии объявило единственного потенциального участника торгов на приватизированного национального перевозчика: южноамериканский консорциум Synergy Aerospace , владелец колумбийской авиакомпании Avianca . [ 21 ] Португальская финансовая газета Dinheiro Vivo сообщила, что правительство приостановит переговоры о приватизации, если предложение Германа Ефромовича Synergy Aerospace не будет одобрено. [ 21 ] [ 22 ]
21 марта 2014 года авиакомпания объявила, что приобретет два самолета ATR 42-600 для дочерней компании Portugália , заменив меньший Beechcraft 1900D, ранее эксплуатируемый PGA Express . [ 23 ] [ 24 ]
Правительство Португалии планировало продать свой контрольный пакет акций флагманского перевозчика одному или нескольким крупным инвесторам в рамках возобновления приватизации в 2014 году. [ 25 ] Он намеревался продать 66% акций авиакомпании, при этом 5% будет выделено для ее 7500 сотрудников. [ 26 ] Среди известных участников торгов были южноамериканский бизнесмен Герман Ефромович , чья заявка на TAP в 2012 году не соответствовала первоначальным условиям; [ 27 ] консорциум, образованный американским бизнесменом Фрэнком Лоренцо и португальским предпринимателем Мигелем Паисом ду Амаралом ; американский бразильский бизнесмен Дэвид Нилеман , основатель JetBlue в США и Azul в Бразилии; и, наконец, Globalia, материнская компания Air Europa . [ 28 ]
В мае 2015 года забастовка пилотов , продолжавшаяся более недели, привела к отмене около 3000 рейсов TAP Air Portugal. [ 29 ]
В июне 2015 года правительство Португалии решило продать группу TAP Air Portugal, владеющую TAP Air Portugal, консорциуму Atlantic Gateway, образованному партнерами Дэвидом Нилеманом и Умберто Педросой, которые взяли под свой контроль 61% капитала флагманского перевозчика. Согласно меморандуму, подписанному новым владельцем, TAP Air Portugal должна была сохранить Португалию в качестве основного узла авиакомпании в течение как минимум 30 лет. [ 30 ] Консорциум, обеспечивший приватизацию компании в июне 2015 года, пообещал купить для авиакомпании 53 новых самолета Airbus; Новые заказы включали 14 широкофюзеляжных самолетов A330 и 39 узкофюзеляжных самолетов семейства A320. [ 31 ]
Ренационализация
[ редактировать ]В октябре 2015 года новое левое правительство стремилось вернуть контрольный пакет акций авиакомпании государству путем ренационализации , а в феврале 2016 года подписало соглашение с частным консорциумом, в котором говорилось, что 50% компании принадлежит португальскому государству, 45% — португальскому государству. Консорциумом Atlantic Gateway и 5% акций, доступных сотрудникам TAP. [ 32 ]
14 января 2016 года TAP Air Portugal объявила, что дочерняя компания Portugália Airlines к 27 марта 2016 года будет переименована в TAP Express в рамках дальнейших мер по реструктуризации внутри группы. [ 33 ] В тот же день было объявлено, что к июлю 2016 года весь парк Португалии будет заменен новыми самолетами, получившими окраску, аналогичную ливрее TAP Air Portugal. [ 33 ] В том же месяце произошло сокращение сети авиаперевозчиков: TAP объявила о прекращении дальнемагистральных рейсов в Панама-Сити , Манаус и Боготу , а также европейских рейсов в Ганновер и Загреб . [ 34 ]
TAP Air Portugal планировала продвигать Португалию как туристическое направление в Соединенных Штатах, а Лиссабон как ворота в Европу для путешественников из Северной Америки, а в феврале 2016 года объявила о возвращении нью-йоркского аэропорта Джона Ф. Кеннеди Интернэшнл и бостонского аэропорта Логан Интернешнл в качестве ежедневных рейсов. -остановочные направления из Лиссабона. Бостонское сообщение началось 11 июня, а новые ежедневные рейсы JFK - 1 июля, оба выполнялись на новых самолетах Airbus A330-200, полученных в июне того же года от Azul Brazil Airlines . Эти два новых маршрута усилили присутствие авиакомпании на американском рынке, наряду с рейсами в Майами из Лиссабона и в Ньюарк из Лиссабона и Порту. В совокупности количество рейсов TAP Air Portugal в США выросло до 30 в неделю. [ 35 ]
В 2017 году TAP расширила свою сеть, добавив 10 маршрутов, некоторые из которых ранее обслуживались авиакомпанией: Абиджан , Кот-д’Ивуар ; Аликанте и Лас-Пальмас , Испания ; Бухарест , Румыния ; Будапешт , Венгрия ; Кёльн и Штутгарт , Германия ; Фес , Марокко ; Ломе , Того ; Аэропорт Лондон-Сити , Великобритания и Торонто , Канада .
В марте 2017 года Мигель Антунес Фраскильо , президент и генеральный директор AICEP Portugal Global , был выбран новым председателем правления TAP Air Portugal. [ 36 ] [ 37 ]
14 сентября 2017 года TAP Portugal была переименована в TAP Air Portugal , вернувшись к названию, которое использовалось в период с 1979 по 2005 год. [ 38 ]
В 2020 году, в разгар кризиса, вызванного Covid-19 , Европейская комиссия одобрила план правительства Португалии по спасению флагманского перевозчика, открыв путь к первому траншу государственного кредита в размере 1,2 миллиарда евро (1,36 миллиарда долларов США), чтобы помочь ему пережить кризис. и план реструктуризации, включая сокращение штата сотрудников и продажу самолетов. [ 39 ]
14 ноября 2022 года Министерство транспорта США объявило об исторических принудительных мерах в отношении шести авиакомпаний, включая TAP, выплате 126,5 миллионов долларов США в виде требуемого возмещения и штрафе в размере 1,1 миллиона долларов США «за крайние задержки в предоставлении возмещения». В этом календарном году Департамент планирует издать дополнительные приказы об оценке гражданских санкций за нарушения защиты прав потребителей. [ 40 ]
Планируемая реприватизация
[ редактировать ]Правящее большинство Португалии в парламенте с тех пор объявило в сентябре 2022 года о желании еще раз реприватизировать компанию и ждет подходящего рыночного момента, чтобы приступить к реализации этого плана. [ 41 ] По его данным, правительство Португалии хочет завершить продажу в течение первого полугодия 2023 года. [ нужна ссылка ] Непосредственная предыдущая ренационализация, которая в настоящее время сохраняется, была заметным политическим обещанием, вытекающим из первого мандата нынешнего исполнительного директора, в рамках аргумента о том, что TAP является стратегической компанией для экономики страны и как таковая должна быть публичной. Ренационализация вызвала резкую критику со стороны Счетной палаты Португалии, которая подтвердила, что она не будет эффективной и обременит налогоплательщиков различными миллионами евро. Вливание денег португальских налогоплательщиков составило 337 500 000,00 евро напрямую и 615 000 000,00 евро косвенно в качестве гарантий по долгам компании. [ 42 ] [ 43 ] В октябре 2022 года Счетная палата Португалии снова подвергла резкой критике вливание налогоплательщиками денег в TAP, заявив в своей оценке общего государственного счета за 2021 год, что его следует учитывать как эффективные расходы, а не как финансовый актив: «классификация финансовых активов, не выраженных в фактических расходах, но оказывающих значительное влияние на долг, которые, по сути, направлены на достижение целей социальной и государственной политики и не предназначены для получения финансовой отдачи». Таким образом, рассматривая это как убыточную государственную инвестицию, связанную с риском суверенного долга для государства и, следовательно, угрожающую законным интересам налогоплательщиков. [ 44 ] [ 45 ]
Бывший министр инфраструктуры Португалии Педро Нуну Сантуш подал в отставку 29 декабря 2022 года после негативной реакции по поводу новостей о выходном пособии в полмиллиона евро бывшему руководителю TAP Александре Рейс, тогдашнему министру финансов, которая накануне ушла из правительства. [ 46 ] 6 марта 2023 года правительство Португалии уволило главного исполнительного директора (генерального директора) и председателя авиакомпании после разочаровывающего отчета Генеральной инспекции финансов Португалии. [ 47 ]
Корпоративные дела и айдентика
[ редактировать ]Головной офис TAP расположен в здании 25 на территории аэропорта Умберто Дельгаду в Санта-Мария-дос-Оливаис , Лиссабон . [ 48 ] [ 49 ]
Дочерние компании
[ редактировать ]Дочерними компаниями TAP Air Portugal являются:
|
До конца 2016 года TAP Air Portugal владела 51% акций Lojas Francas de Portugal (LFP), совместного предприятия по розничной торговле, созданного в 1995 году флагманским авиаперевозчиком и Dufry. LFP присутствует в Лиссабоне, Порту, Фару, Мадейре и Азорских островах с более чем 30 магазинами, а также присутствует на борту TAP Air Portugal со своим журналом покупок «On Air». Его доля в компании была продана Винчи , владельцу ANA Aeroportos de Portugal .
ТАП Карго
[ редактировать ]TAP Cargo — грузовое подразделение TAP Air Portugal. Она не управляет собственными грузовыми самолетами, но продает грузовые мощности на пассажирских рейсах TAP, а также поддерживает пять регулярных грузовых маршрутов с использованием других авиакомпаний:
- Лондонский аэропорт Хитроу, обслуживаемый компанией European Air Transport, на самолете Boeing 757.
- Аэропорт Франкфурта, обслуживаемый авиакомпанией MNG Airlines, на самолете Airbus A300.
- Аэропорт Кельн-Бонн, обслуживаемый авиакомпанией MNG Airlines, на самолете Airbus A300.
- Аэропорт Брюсселя обслуживается авиакомпанией Royal Jordanian на самолете Airbus A310.
- Дакар аэропорт
TAP Cargo также выполняет грузовые нерегулярные рейсы Лиссабон-Луанда на самолетах Avient Aviation DC-10F, Girjet 747-200F и других арендованных самолетах.
Бизнес-тенденции
[ редактировать ]Ключевые тенденции для TAP Air Portugal, в т.ч. TAP Express (по состоянию на финансовый год, заканчивающийся 31 декабря): [ 50 ]
Год до конца декабря | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Финансовые результаты | |||||||||
Выручка (млн евро) | 2,598 | 2,338 | 2,978 | 3,177 | 3,299 | 1,060 | 1,389 | 3,485 | 4,200 |
Операционный результат (млн евро) | −106 | 13 | 107 | −27 | 47 | −965 | −1,489 | 268 | 871 |
Чистый результат (млн евро) | −152 | −23 | 23 | −58 | −96 | −1,230 | −1,599 | 65 | 177 |
Эксплуатационные данные | |||||||||
Сотрудники | 11,023 | 11,019 | 10,881 | 8,145 | 9,006 | 8,106 | 6,626 | 6,988 | |
Пассажиры (м) [ 51 ] | 11.3 | 11.6 | 14.2 | 15.7 | 17.0 | 4.6 | 5.8 | 13.7 | 15.9 |
Коэффициент загрузки (%) | 80.3 | 79.8 | 82.9 | 81.0 | 80.1 | 64.6 | 63.0 | 80.0 | 80.8 |
Количество направлений | 84 | 75 | 85 | 91 | 95 | 88 | 88 | 90 | |
Действующий флот | 61 | 63 | 88 | 96 | 105 | 96 | 94 | 93 | |
Примечания/источники | [ 52 ] [ 53 ] | [ 54 ] | [ 55 ] | [ 56 ] | [ 57 ] | [ 58 ] [ 59 ] | [ 4 ] [ 59 ] | [ 60 ] [ 59 ] | [ 61 ] |
Брендинг и индивидуальность
[ редактировать ]Начиная с 28 февраля 2011 года TAP начала транслировать свою кампанию «TAP With Wide Arms Wide Open» ( TAP de Braços Abertos ), в которой использовался новый слоган. Три певца, бразильская певица Роберта де Са , португальская певица Мариса и ангольский певец Пауло Флорес, снялись в клипе на песню «Arms Wide Open». [ 62 ] [ 63 ] В музыкальном клипе приняли участие сотрудники TAP. [ 62 ] [ 64 ] Включение трех певцов было призвано подчеркнуть близость народов португалоязычных стран. [ 62 ] [ 63 ]
В 2005 году TAP представила свой нынешний логотип и ливрею, приуроченную к членству в Star Alliance, во время 60-летия авиакомпании. [ 65 ] Также произошло изменение названия с TAP Air Portugal, представленного в 1970-х годах, на TAP Portugal. 14 сентября 2017 года TAP вернуло прежнее название. Первый логотип датируется 1945 годом, когда была основана авиакомпания. Он состоял из синего крыла, слева от которого была написана аббревиатура TAP. [ 10 ]
Музей
[ редактировать ]Музейное подразделение TAP было создано в 1978 году, но официально открылось только 14 марта 1985 года в рамках празднования 40-летия компании. Местом проведения мероприятия стал головной офис компании на территории аэропорта Лиссабона. Из-за нехватки места 29 января 2010 года новые помещения Museu do Ar (Музей авиации) в муниципалитете Синтра открылись для публики. Этот обширный музей является результатом трехстороннего партнерства между оператором аэропорта Ана-Аэропортос, ВВС Португалии и TAP. [ 66 ] Представленная коллекция рассказывает об истории военной и гражданской авиации Португалии. Посетители могут увидеть 40 самолетов, в том числе TAP Douglas DC-3, тренажеры, двигатели и другие экспонаты. Панно фотографий в главном ангаре рассказывает историю 100-летия авиации в Португалии.
Награды
[ редактировать ]В 2007 году компания TAP Air Portugal была награждена НАТО как лучший источник ремонта двигателей/самолетов для программы технического обслуживания систем АВАКС НАТО и была отмечена высшими наградами за практику технического обслуживания и капитального ремонта от Airbus Industries в 1996, 2000, 2003 и 2005 годах. сертифицирован на полное техническое обслуживание и капитальный ремонт самолетов, двигателей и компонентов от FAA , EASA и ряда других важных сертификационных организаций и производителей самолетов (Airbus, Boeing и Embraer). [ 67 ]
В 2010 году TAP Air Portugal была удостоена награды «Лучшая авиакомпания в мире» от британского журнала Condé Nast Traveler после того, как в предыдущие годы она была оценена за выдающиеся достижения. [ 68 ] и была оценена как «Лучшая авиакомпания в Южную Америку» по версии World Travel Awards в 2009 и 2010 годах, а также номинирована на «Ведущую авиакомпанию Европы» и «Ведущий бизнес-класс Европы» в 2007, 2009 и 2010 годах. [ 69 ] TAP Air Portugal также постоянно получает высокие оценки и различные награды от специализированных изданий по авиаперевозкам, таких как Skytrax и Publituris, благодаря превосходному качеству обслуживания и производительности компании. [ 70 ] В последние годы TAP Air Portugal последовательно избиралась ведущей мировой авиакомпанией для полетов в Африку и Южную Америку по версии World Travel Awards (WTA), которая считается «Оскаром» мировой туристической индустрии. [ 71 ]
В выпуске журнала Monocle 's Travel Top 50 за декабрь 2017/январь 2018 года, ежегодном списке, составленном редакцией журнала, португальская авиакомпания TAP была удостоена награды «самый красивый экипаж». [ 72 ]
Направления
[ редактировать ]По состоянию на июнь 2017 года [ 73 ] TAP Air Portugal обслуживает 87 рейсов. [ 73 ] направления в 34 странах Европы , Африки , Северной Америки и Южной Америки , при этом некоторые внутренние, европейские и африканские направления обслуживаются TAP Express . [ 74 ]
TAP Air Portugal — ведущая европейская авиакомпания, выполняющая рейсы в Бразилию, предлагающая больше направлений из своего хаба в Лиссабоне, чем любая другая европейская авиакомпания. Многие европейцы транзитом проходят через Португалию, чтобы полететь в Бразилию из-за большого количества мест, которые TAP имеет в этой южноамериканской стране. [ 31 ]
В марте 2016 года TAP Air Portugal запустила услугу воздушного шаттла под названием «Ponte Aérea», чтобы соединить аэропорты Лиссабона и Порту рейсами каждый час, что в сумме составляет 18 рейсов туда и обратно. Он управляется компанией White Airways от имени регионального бренда TAP Express . По состоянию на 2019 год TAP Air Portugal запустит 15 новых маршрутов, а также получит 15 новых самолетов. [ 75 ]
Соглашения о совместном использовании кодов
[ редактировать ]TAP Air Portugal имеет соглашения о код-шеринге со следующими авиакомпаниями: [ 76 ]
- Эгейские авиалинии
- airBaltic [ 77 ]
- Эйр Канада
- Эйр Чайна
- Эйр Индия [ 78 ]
- Все авиакомпании Nippon Airways
- Австрийские авиалинии
- Азорские острова: авиалинии
- Азул Бразильские авиалинии
- Пекин Кэпитал Эйрлайнз [ 79 ]
- Брюссельские авиалинии
- Хорватские авиалинии
- Египетэйр
- Эль Аль [ 80 ]
- Эмирейтс
- Эфиопские авиалинии
- Этихад Эйрвэйз
- Финнэйр
- Гол Транспортес Аэреос
- ИТА Эйрвэйз [ 81 ]
- ДжетБлю
- ЛАМ Мозамбик Эйрлайнз
- ЛОТ Польские авиалинии
- Люфтганза
- роскошь
- Нордика [ 82 ]
- S7 Airlines
- Сингапурские авиалинии
- Южноафриканские авиалинии
- Швейцарские международные авиалинии
- Тайские авиалинии Интернешнл
- Турецкие авиалинии
- Международные авиалинии Украины [ 83 ] [ 84 ]
- Юнайтед Эйрлайнз
Флот
[ редактировать ]Текущий автопарк
[ редактировать ]По состоянию на июнь 2024 г. [update], TAP Air Portugal управляет парком самолетов Airbus, состоящим из следующих самолетов: [ 85 ]
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры | Примечания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Б | Да+ | И | Общий | Ссылки | ||||
Аэробус А319-100 | 5 | — | — | — | 144 | 144 | [ 86 ] | |
Аэробус А320-200 | 15 | — | — | — | 174 | 174 | [ 87 ] | |
Аэробус А320нео | 12 | 14 [ 88 ] | — | — | 174 | 174 | [ 89 ] | |
Аэробус А321-200 | 3 | — | — | — | 216 | 216 | [ 90 ] | |
Аэробус А321нео | 23 | 8 [ 88 ] | 16 | 42 | 113 | 171 | [ нужна ссылка ] | |
16 | — | 182 | 198 | [ нужна ссылка ] | ||||
— | — | 216 | 216 | [ нужна ссылка ] | ||||
— | — | 221 | 221 | [ нужна ссылка ] | ||||
Аэробус А330-200 | 3 | — | 25 | — | 244 | 269 | [ нужна ссылка ] | |
Аэробус А330-900 | 19 | 2 [ 88 ] | 34 | 96 | 168 | 298 | [ нужна ссылка ] | Запустить клиента. [ 91 ] |
Общий | 80 | 24 |
Развитие флота
[ редактировать ]TAP Air Portugal стала стартовым заказчиком Airbus A330neo в ноябре 2018 года, когда авиастроительная компания передала авиакомпании первый самолет этого типа, взятый в аренду у Avolon . [ 92 ] TAP заказала 21 такой самолет, из которых 10 заказаны напрямую у Airbus, а остальные будут сданы в аренду. [ 93 ] По состоянию на сентябрь 2018 года к 2025 году в их парке будет 133 самолета, включая TAP Express. [ 94 ]
Исторический флот
[ редактировать ]До своего нынешнего парка TAP Air Portugal эксплуатировала следующие типы самолетов: [ нужна ссылка ]
Самолет | Представлено | Ушедший на пенсию |
---|---|---|
Аэробус А310-300 | 1988 | 2008 |
Аэробус А330-300 | 2017 | 2019 [ нужна ссылка ] |
Аэробус А340-300 | 1995 | 2019 [ 95 ] |
Боинг 707-320Б | 1965 | 1990 |
Боинг 727-100 | 1967 | 1989 |
Боинг 727-200 | 1975 | 1991 |
Боинг 737-200 | 1983 | 1999 |
Боинг 737-300 | 1988 | 2001 |
Боинг 747-200 | 1972 | 1984 |
de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter | 1979 | Unknown |
Дуглас DC-3 | 1945 | 1959 |
Дуглас DC-4 | 1947 | 1960 |
Локхид L-1011 ТриСтар | 1983 | 1997 |
Локхид L-1049 Супер Созвездие | 1953 | 1967 |
Суд Авиация Каравелла | 1962 | 1969 |
Услуги
[ редактировать ]Залы ожидания
[ редактировать ]TAP Air Portugal предлагает два разных зала ожидания в аэропорту Лиссабона : TAP Premium Lounge , доступный для обладателей Золотого зала Victoria Gold, участников Star Alliance Gold и пассажиров, летающих бизнес-классом на рейсах Star Alliance , в то время как Серебряные обладатели Victoria имеют доступ только к Blue Lounge по контракту. с по обработке грузов дочерней компанией Groundforce .
Каюты
[ редактировать ]Самолеты разделены на два класса салона: бизнес-класс (маркируется как Tap|Executive) и эконом- классы (Tap|plus, Tap|Classic, Tap|Basic и Tap|Discount). TAP Air Portugal не предлагает первоклассные услуги. На среднемагистральных самолетах Airbus A319 , Airbus A320 и Airbus A321 обе кабины были оснащены новыми кожаными сиденьями. [ 96 ] Представительский класс предлагает лучшую конфиденциальность, чем эконом-класс, и больше вариантов питания. В дальнемагистральном парке самолетов Airbus A330 , A330neo и A321LR салон разделен на двухклассовую компоновку. Эконом-класс новых самолетов Airbus A330, A330neos и A321LR оснащен современными индивидуальными ЖК-дисплеями с сенсорным экраном и полным IFE . Весь парк самолетов эконом-класса Airbus A340 был обновлен в 2013 году, в результате чего был добавлен новый дизайн сидений и новая развлекательная система в полете . [ 97 ] В бизнес-классе сиденья могут превращаться в раскладывающиеся кровати. Новые самолеты Airbus A330 также оснащены дополнительными функциями.
Бортовой журнал TAP называется UP и доступен на борту в виде полностью адаптивного веб-сайта (совместимого с настольными компьютерами, смартфонами и планшетами), а также в виде бесплатно загружаемого приложения для iPad от Apple . [ 98 ]
Воздушное пространство от Airbus
[ редактировать ]Португальская авиакомпания также первой примет новую компоновку салона под названием «Airspace». Конструкция позволяет авиакомпаниям добавлять больше мест. [ 99 ]
Программа для часто летающих пассажиров
[ редактировать ]TAP Air Portugal Текущая программа лояльности — Miles & Go , которая заменила предыдущую программу Victoria . [ 100 ] Это программы, в которых участникам начисляются мили в зависимости от пройденного расстояния, тарифа билета и класса обслуживания. В рамках Star Alliance мили можно также зарабатывать от Star Alliance и других соответствующих критериям партнеров. Участие в программе для часто летающих пассажиров бесплатное. Программа Miles&Go разделена на три уровня: [ 101 ]
- Базовый уровень, без требований к пробегу.
- TAP Miles&Go Silver ( Star Alliance Silver) с требованием набрать 30 000 статусных миль или 25 сегментов, выполненных в течение одного года.
- TAP Miles&Go Gold ( Star Alliance Gold) с требованием набрать 70 000 статусных миль или 50 сегментов, выполненных в течение одного года.
В программе есть функция, благодаря которой некоторые мили можно конвертировать в обычные премиальные мили.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Согласно отчету JACDEC о безопасности авиалайнеров, опубликованному в январе 2021 года, TAP занимает 22-е место в списке 100 крупнейших авиакомпаний по доходам от пассажирских перевозок в RPK. [ 102 ]
- 27 января 1948 года самолет Douglas C-47A-50-DL (DC-3) (зарегистрированный как CS-TDB) выполнял тренировочный полет над Лиссабоном в неблагоприятную погоду, когда самолет потерял управление и разбился в Монте-да-Капарика. Все три человека, находившиеся на борту, погибли. [ 103 ] [ 104 ]
- Рейс 425 TAP Air Portugal : крушение рейса 425 в аэропорту Мадейры 19 ноября 1977 года остается самой смертоносной катастрофой TAP. Рейс 425 летел в аэропорт Мадейры из Брюсселя через Лиссабон . Боинг 727 разбился при посадке на взлетно-посадочную полосу 24 во время сильного дождя. Перед катастрофой пилот предпринял две неудачные попытки приземлиться и решил предпринять еще одну попытку. Самолет приземлился слишком поздно и вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, длина которой на тот момент составляла всего 1600 метров (5200 футов). Самолет упал на пляж в конце взлетно-посадочной полосы, раскололся на две части и загорелся. Из 164 человек, находившихся на борту, 131 погиб и 33 выжили. Это вторая по количеству смертей авиакатастрофа в Португалии (после рейса Independent Air Flight 1851 ). Катастрофа побудила чиновников изучить способы расширения короткой взлетно-посадочной полосы на Мадейре. Из-за высоты взлетно-посадочной полосы относительно пляжа внизу выполнение расширения в то время считалось очень сложным и слишком дорогим. Расширение на 200 м (656 футов) было построено в период с 1983 по 1986 год. В 2000 году взлетно-посадочная полоса была увеличена до длины 2781 м (9124 футов) и приспособлена для приема широкофюзеляжных коммерческих самолетов, таких как Боинг 747 и Аэробус А340 . [ 105 ]
- Рейс 1492 TAP Air Portugal: 2 сентября 2022 года двигатель 2 рейса 1492, самолета Airbus A320-251N , врезался в мотоцикл, пересекавший взлетно-посадочную полосу в международном аэропорту имени Ахмеда Секу Туре в Конакри, Гвинея, во время разбега самолета при посадке. Оба гонщика на мотоцикле погибли, однако все находившиеся на борту самолета не пострадали. В результате столкновения у самолета был поврежден второй двигатель. [ 106 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хофманн, Курт (4 февраля 2019 г.). «TAP сообщает о росте трафика на африканских маршрутах на 11,3% в 2018 году» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 5 февраля 2019 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ «TAP Air Portugal на ch-авиации» . ч-авиация . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Правительство увольняет генерального директора TAP» . Новости Португалии . 7 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2021 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Открой флот» . Флайтап . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ "TAP уже имеет парк из 100 самолетов. В этом году компания рассчитывает получить еще 10" . Живые деньги . 20 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 20 мая 2019 г. . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ [1] Правительство Португалии продаст TAP Portugal, Aviation Source News, Джейми Кларк, дата обращения 15 ноября 2022 г.
- ^ [2] Оценки Счетной палаты Португалии по общему счету штата за 2021 год, Счетная палата Португалии, дата обращения 06.10.2022, на португальском языке.
- ^ [3] Более 600 миллионов долларов в виде возмещений возвращены пассажирам авиакомпаний в соответствии с правилами DOT, подкрепленными новыми правоприменительными мерами, принятыми сегодня, ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА США, дата обращения 15.11.2022.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах «История» . Tapairportugal.com . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Морейра, Луис. «Транспорт LUMO – Флот TAP – Дуглас DC-4 (C-54A Skymaster) Pax» . www.lumotransport.eu (на европейском португальском языке) . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ Марсон 1982, с. 258.
- ^ Jump up to: а б с «TAP – Португалия в воздухе» . upmagazine-tap.com . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Шильон 1980, стр. 53–54.
- ^ «TAP – Португалия в воздухе» . upmagazine-tap.com . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ «TAP подает в суд на банкрота Swissair» . theportugalnews.com . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ «Техническое обслуживание и инжиниринг ТАП» . Решения ТОиР . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Легче путешествовать: TAP летает в Варшаву, Москву и Хельсинки, получено 8 декабря 2008 г.
- ^ «TAP Portugal вылетит в Порту-Алегри, Бразилия» . news.opodo.co.uk . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ «TAP Portugal: до 80% трафика приходится на МВД на новом маршруте Майами-Лиссабон» . Следующий Майами . 13 февраля 2012 года . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Пелаес, Марина Уотсон (19 октября 2012 г.). «Приватизация: единственный участник торгов на TAP-Air Portugal» . Лиссабон, Португалия . Проверено 23 октября 2012 .
- ^ Пратас, Хосе Карлос (19 октября 2012 г.), Базилиу Орта: процесс приватизации TAP «является национальным скандалом» (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: Dinheiro Vivo , получено 23 октября 2012 г.
- ^ «Агентство новостей туризма и путешествий» . www.Presstur.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Португалия. "КРАН" . TAPPortugal.com . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Португалия продаст до 66 процентов акций авиакомпании TAP в рамках возобновленной приватизации» . Рейтер . 13 ноября 2014 года . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «Архивная копия» . www.greenfieldreporter.com . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 17 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Анабела Рейс (13 ноября 2014 г.). «Португалия предпринимает новую попытку найти покупателя на флагманскую авиакомпанию TAP» . Bloomberg.com . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «Западная Австралия» . Запад . 13 ноября 2014 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Международные новости: последние заголовки новостей, видео и фотографии со всего мира – люди, места, кризисы, конфликты, культура, изменения, анализ и тенденции» . Новости АВС . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Магальяйнс, Лусиана (11 июня 2015 г.). «Основатель бразильской авиакомпании Azul Airlines выигрывает тендер на покупку португальской авиакомпании TAP» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Новые владельцы TAP видят прибыль с 2016 года, инвестируя до 800 млн евро» . Рейтер . 24 июня 2015 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «TAP Portugal: смена владельцев почти завершена, а отношения с Azul начинают приносить плоды» . CentreForAviation.com . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б atwonline.com TAP Portugal создает TAP Express вместо Португалии 15 января 2016 г.
- ^ air-journal.fr Португалия: TAP Express заменяет Portugalia (на французском языке), 14 января 2016 г.
- ^ TAP Portugal введет ежедневные беспосадочные рейсы в Лиссабон на новых самолетах A330 из аэропортов имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке и Бостона Логан (на английском языке) 25 февраля 2016 г.
- ^ «Мигель Фраскильо меняет пост президента AICEP на TAP» . Sapo.br. Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Чиприано, Рита. «Мигель Фраскильо станет председателем TAP» . Наблюдатель . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Путешествие: TAP Portugal вернется к первоначальному бренду» . португальский-американский-журнал.com . 16 августа 2017 года . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Авиация TAP продаст восемь самолетов в 2021 году и сэкономит на техническом обслуживании, Jornal de Notícias https://www.jn.pt/economia/tap-vai-vender-oito-avioes-em-2021-e-poupar-em-manutencao-13097547 .html
- ^ [4] Более 600 миллионов долларов возмещений возвращены авиапассажирам в соответствии с правилами DOT, подкрепленными новыми правоприменительными мерами, принятыми сегодня, ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА США, дата обращения 15.11.2022.
- ^ [5] Правительство Португалии продаст TAP Portugal, Aviation Source News, Джейми Кларк, дата обращения 02.10.2022.
- ^ [6] Отчет Счетной палаты Португалии о ренационализации TAP Air Portugal, Аудиторский отчет № 10/2018, 2-й раздел, по запросу Ассамблеи Республики, аудит относится к процессу изменения состава акционерного капитала TAP. СГПС (реприватизация и выкуп), Дата обращения 02.10.2022.
- ^ [7] Приватизация ТАР? Продажа «может состояться в этом году», жительница Португалии, Наташа Донн, дата обращения 02.10.2022.
- ^ [8] Счетная палата Португалии считает, что вливания в TAP не приносят финансовой прибыли, ECO, на португальском языке, дата обращения 06.10.2022.
- ^ [9] Оценки Счетной палаты Португалии по общему счету штата за 2021 год, Счетная палата Португалии, дата обращения 06.10.2022, на португальском языке.
- ^ [10] Министр инфраструктуры Португалии уходит в отставку из-за разногласий по поводу TAP, корреспондент EU Reporter, EUReporter.co, 30.12.2022.
- ^ [11] СООБЩЕНИЕ МИНИСТРА ФИНАНСОВ ОБ ОЦЕНКЕ IGF ПРОЦЕССА ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДИРЕКТОРА ГРУППЫ TAP, 6 марта 2023 г., portugal.gov.pt, на португальском языке.
- ^ « Устав TAP. Архивировано 23 декабря 2009 года в Wayback Machine ». ТАП Португалия. Проверено 23 февраля 2010 года. «Штаб-квартира компании находится в Лиссабоне, в здании 25 аэропорта Лиссабона».
- ^ « Свяжитесь с нами. Архивировано 28 июля 2016 г. в Wayback Machine ». ТАП Португалия. Проверено 15 декабря 2011 г. «АЭРОПОРТ ЛИСБОА / АЭРОПОРТ ЛИСБОА, РЕД. 25 — R/C DTO / ЗДАНИЕ 25 — Первый этаж (справа) 1704-801 ЛИСБОА»
- ^ «Финансовая информация» . Институциональный | ТАП Эйр Португалия . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Количество пассажиров TAP Portugal в 2000-2020 гг.» . Статистика . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2015 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Отчет об устойчивом развитии TAP за 2015 год» (PDF) . КРАН . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2016 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2017 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2018 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2019 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2020 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет об устойчивом развитии TAP за 2022 год» (PDF) . КРАН . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2022 год» (PDF) . КРАН . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «TAP с рекордной прибылью в 177,3 миллиона евро в 2023 году» . Институциональный | TAP Air Portugal (на европейском португальском языке) . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Нери, Серджио. " TAP запускает новую институциональную кампанию на BTL 2011 [ постоянная мертвая ссылка ] .» Jornal de Turismo . Пятница, 25 февраля 2011 г. Получено 24 января 2012 г. «Чтобы проиллюстрировать эту близость и взаимодополняемость между народами, португалец Мариса, ангольец Паулу Флорес и бразильская певица Роберта де Са собрались вместе, чтобы высказать мнение о заразной инфекции. песня . На видео профессиональных певцов сопровождал хор, составленный из работников ТАП».
- ^ Jump up to: а б ВЕЛОЗО, Мария Жуан. « МОРА И АВИС – С ШИРОКО ОТКРЫТЫМИ РУКИМИ. Архивировано 1 сентября 2018 г. в Wayback Machine ». (На английском языке: « MORA & AVIS – DE BRAÇOS ABERTOS. Архивировано 14 мая 2014 г. в Wayback Machine ».) Вверх . TAP Portugal, 1 июня 2011 г. Проверено 24 января 2012 г.
- ^ « Мариса, Пауло Флорес и Роберта Са – с распростертыми объятиями ». ( Архив TAP Portugal на YouTube ) Официальный канал . Проверено 25 января 2012 года. «К этим артистам присоединились некоторые сотрудники TAP».
- ^ «TAP Portugal представила новую ливрею» . Aviationweek.com . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ Португалия, ТАП. «Музей» . www.tapportugal.com/Info/en . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «ТАП Португалия» . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «TAP Portugal — Звездный Альянс» . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ World Travel Awards: TAP Portugal получено 24 декабря 2011 г.
- ^ «TAP Portugal — Звездный Альянс» . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Нажмите «Португалия» . TAP Португалия (12 января 2012 г.). Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ «Каково это летать на TAP, авиакомпании с «самым красивым экипажем» в мире» . Бизнес-инсайдер. 30 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Все направления – подходящее место для вас – TAP Air Portugal» . www.FlyTAP.com . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Направления TAP , получено 15 февраля 2012 г.
- ^ «Антоноальдо Невес: В 2019 году у TAP будет 15 новых самолетов и 15 новых маршрутов» . www.jornaldenegocios.pt (на европейском португальском языке). Архивировано из оригинала 30 декабря 2020 года.
- ^ «Профиль TAP Португалии» . КАПА . Центр авиации. Архивировано из оригинала 31 октября 2016 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Лю, Джим (14 июня 2018 г.). «airBaltic / TAP Air Portugal начинает совместные рейсы с июня 2018 года» . Маршрут онлайн . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «Air India / TAP Air Portugal начинает совместные рейсы с марта 2018 года» . Маршрут авиалайнера . Проверено 16 марта 2018 г.
- ^ «TAP Portugal и Beijing Capital будут использовать код-шеринг» . TravelTradeDaily.com . Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Лю, Джим (10 ноября 2017 г.). «Эль-Аль / TAP Air Portugal начинает совместные рейсы с октября 2017 года» . Маршрут онлайн . Проверено 10 ноября 2017 .
- ^ «ITA и TAP объявляют о соглашении о совместном использовании кодов, расширяющем сообщение между Италией и Португалией» . 15 ноября 2021 г.
- ^ Лю, Джим (15 июня 2018 г.). «TAP Air Portugal/Nordica начинает сотрудничество по код-шерингу с июня 2018 года» . Маршрут онлайн . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Лю, Джим (10 ноября 2017 г.). «TAP Air Portugal/Ukrainian International расширяет совместные маршруты в W17» . Маршрут онлайн . Проверено 10 ноября 2017 г. .
- ^ Лю, Джим (22 марта 2018 г.). «TAP Air Portugal расширяет международный код-шеринг Украины на S18» . Маршрут онлайн . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ «Заказы и поставки» . Аэробус. Март 2024 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2024 г.
- ^ «TAP Air Portugal Airbus A319-112 — Star Alliance Virtual» . staralliancevirtual.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «TAP Air Portugal Airbus A320-214 — Star Alliance Virtual» . staralliancevirtual.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Заказы и поставки Airbus (XLS), обновляется ежемесячно, доступ осуществляется через «Заказы и поставки» . Аэробус . Эйрбас САС . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «TAP Air Portugal Airbus A320-251N — Star Alliance Virtual» . staralliancevirtual.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «TAP Air Portugal Airbus A321-211 — Star Alliance Virtual» . staralliancevirtual.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Airbus поставил первый А330-900 стартовому оператору TAP Air Portugal» . www.airbus.com . 28 октября 2021 г. Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Airbus поставил первый А330-900 начальному оператору TAP Air Portugal» (пресс-релиз). Аэробус. 26 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 10 января 2019 г.
- ^ Хофманн, Курт (26 ноября 2018 г.). «Оператор запуска TAP Air Portugal приняла поставку первого A330neo» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 18 декабря 2018 года.
- ^ «Семанарио | Антоноальдо Невес: «В 2019 году у TAP будет 15 новых самолетов и 15 новых маршрутов» » [Свяжитесь с нами | Антоноальдо Невес: «В 2019 году у TAP будет 15 новых планов и 15 новых маршрутов»]. Jornal Expresso (на европейском португальском языке). 8 сентября 2018 г. . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ «Последние полеты Airbus A340-300 в TAP Air Portugal» . NewsAvia (на европейском португальском языке). 23 октября 2019 года . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ «Модернизация флота» . www.FlyTAP.com . Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Бортовой журнал LisbonJet» . ЛиссабонДжет . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «Бортовые журналы для iPad» . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «TAP Portugal станет первым эксплуатантом A330neo и запустит салон воздушного пространства» . AirlinesAndDestinations.com . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «ТАП Португалия» . www.FlyTAP.com . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «TAP Miles&Go Сатус» . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ [РЕЙТИНГ РИСКОВ АВИАКОМПАНИЙ JACDEC АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ 2021, Центр оценки данных о сбоях авиалайнеров JACDEC Мировстр. Посетите https://www.jacdec.de/ для получения годовых отчетов в формате PDF. 14 22083 Гамбург Германия, Дата обращения 10.09.2022.]
- ^ «Крушение Douglas C-47A-50-DL в Монте-да-Капарика: трое погибших | Архив бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Douglas C-47A-50-DL (DC-3) CS-TDB Monte de Caparica» . Aviation Security.net . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 727-282 CS-TBR в аэропорту Фуншала (FNC)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ «Авария: TAP A20N в Конакри, 2 сентября 2022 года, врезался в мотоцикл при приземлении» . avherald.com . Проверено 4 сентября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Шильон, Дж., Французские послевоенные транспортные самолеты, 1980, Air-Britain (Historians) Ltd, ISBN 0-85130-078-2 .
- Марсон, Питер Дж. Серия Lockheed Constellation, 1982, Air-Britain (Historians) Ltd, ISBN 0-85130-100-2 .