Государственная собственность
Часть серии о |
Экономические системы |
---|
Основные типы |
Государственная собственность , также называемая общественной собственностью или государственной собственностью , представляет собой собственность на отрасль , актив , собственность или предприятие национального правительства страны или штата или государственного органа , представляющего сообщество, в отличие от отдельного лица или частной стороны. . [1] Государственная собственность конкретно относится к отраслям, продающим товары и услуги потребителям, и отличается от общественных товаров и государственных услуг, финансируемых из общего бюджета правительства . [2] Государственная собственность может иметь место на национальном , региональном , местном или муниципальном уровнях управления; или может относиться к неправительственной государственной собственности, принадлежащей автономным государственным предприятиям . Государственная собственность — одна из трёх основных форм собственности, отличающаяся от частной, коллективной / кооперативной и долевой собственности . [3]
В странах с рыночной экономикой государственные активы часто управляются и эксплуатируются как акционерные корпорации, компании в которых государство владеет всеми или контрольным пакетом акций . Эту форму часто называют государственным предприятием . Государственное предприятие может действовать как некоммерческая корпорация , поскольку от него может не требоваться получение прибыли; как коммерческое предприятие в конкурентных отраслях; или как естественная монополия . Правительства также могут использовать прибыльные предприятия, которыми они владеют, для поддержки общего бюджета. Создание государственного предприятия из других форм общественной собственности называется корпоратизацией .
В экономиках советского типа государственная собственность была доминирующей формой собственности промышленности. Государство обладало монополией на землю и природные ресурсы, а предприятия действовали в рамках правовой базы номинально плановой экономики и, следовательно, по иным критериям, чем предприятия в рыночной и смешанной экономике.
Национализация — это процесс передачи частных или муниципальных активов центральному правительству или государственному учреждению. Муниципализация – это процесс передачи частных или государственных активов муниципальному правительству.
Государственное предприятие
[ редактировать ]Государственное предприятие — это коммерческое предприятие, принадлежащее государственному учреждению в условиях капиталистического рынка или смешанной экономики . Причины государственной собственности на коммерческие предприятия заключаются в том, что данное предприятие является естественной монополией или потому, что правительство содействует экономическому развитию и индустриализации . От государственных предприятий можно ожидать, что они будут вести широко коммерческую деятельность, а могут и не быть, и они могут иметь или не иметь монополии в своих сферах деятельности. Преобразование государственных предприятий и правительственных учреждений в государственные корпорации иногда является предшественником приватизации .
Государственно-капиталистическая экономика – это капиталистическая рыночная экономика с высокой долей государственного бизнеса.
Отношение к социализму
[ редактировать ]Общественная собственность на средства производства является разновидностью общественной собственности , которая является определяющей характеристикой социалистической экономики . Однако государственная собственность и национализация сами по себе не являются социалистическими, поскольку они могут существовать в самых разных политических и экономических системах по самым разным причинам. Государственная собственность сама по себе не подразумевает общественную собственность, когда права на доходы принадлежат обществу в целом. По сути, государственная собственность является лишь одним из возможных проявлений общественной собственности, которая сама по себе является одним из вариантов более широкой концепции общественной собственности. [4] [5]
В контексте социализма общественная собственность подразумевает, что прибавочный продукт, создаваемый активами, находящимися в государственной собственности, достается всему обществу в форме социального дивиденда , в отличие от отдельного класса владельцев частного капитала. Организационные формы государственной промышленности весьма разнообразны: от специализированного технократического управления до непосредственного рабочего самоуправления . В традиционных концепциях нерыночного социализма общественная собственность является инструментом консолидации средств производства как предшественником установления экономического планирования распределения ресурсов между организациями в соответствии с требованиями правительства или государства.
Государственная собственность пропагандируется как форма общественной собственности для практических целей, при этом государство рассматривается как очевидный кандидат на владение и управление средствами производства. Сторонники предполагают, что государство, как представитель общественных интересов , будет управлять ресурсами и производством на благо общества. [6] Как форму общественной собственности государственную собственность можно противопоставить кооперативной и общей собственности. Социалистические теории и политические идеологии, которые отдают предпочтение государственной собственности на средства производства, можно назвать государственным социализмом .
Государственная собственность была признана Фридрихом Энгельсом в книге «Социализм: утопический и научный» как сама по себе не уничтожающая капитализм, включая процесс накопления капитала и структуру наемного труда. Энгельс утверждал, что государственная собственность на торговую промышленность представляет собой заключительную стадию капитализма, состоящую из владения и управления крупным производством и мануфактурой со стороны государства. [7]
В Соединенном Королевстве государственная собственность в основном связана с Лейбористской партией ( левоцентристской демократической социалистической партией), особенно из-за создания статьи IV «Манифеста Лейбористской партии» в 1918 году. «Пункт IV» был написан Фабианом. общества Член Сидни Уэбб .
Права пользователя
[ редактировать ]Когда право собственности на ресурс принадлежит государству или любой его ветви власти, например местным органам власти , «права» индивидуального использования основаны на политике управления штата, хотя эти права не являются правами собственности, поскольку они не подлежат передаче. Например, если семье будет выделена квартира, находящаяся в государственной собственности, ей будет предоставлена аренда квартиры, которая может быть пожизненной или передаваться по наследству, но права управления и контроля принадлежат различным государственным ведомствам . [8]
Общественная собственность
[ редактировать ]Следует различать государственную собственность и общественную собственность. Первое может относиться к активам, управляемым конкретным государственным учреждением или ветвью власти и используемым исключительно этой ветвью, например, к исследовательской лаборатории. Последнее относится к активам и ресурсам, принадлежащим населению штата, которые в основном доступны для использования всей общественностью, например, общественный парк (см. Общественное пространство ).
Критика
[ редактировать ]В неоклассической экономической теории желательность государственной собственности изучалась с использованием теории контрактов . Согласно подходу прав собственности, основанному на неполном заключении контракта (разработанному Оливером Хартом и его соавторами), право собственности имеет значение, поскольку оно определяет, что произойдет в непредвиденных обстоятельствах, которые не были учтены в действующих контрактах. [9]
Работа Харта, Шлейфера и Вишни (1997) представляет собой ведущее применение подхода, основанного на правах собственности, к вопросу о том, желательна ли государственная или частная собственность. [10] В их модели правительство и частная фирма могут инвестировать в улучшение качества общественного блага и снижение затрат на его производство. Оказывается, частная собственность создает сильные стимулы для снижения затрат, но может также привести к низкому качеству. Следовательно, в зависимости от доступных инвестиционных технологий, существуют ситуации, в которых государственная собственность предпочтительнее. Теория Харта-Шлейфера-Вишны получила развитие во многих направлениях. Например, некоторые авторы рассматривают также смешанные формы частной и государственной собственности. [11] В модели Харта-Шлейфера-Вишны предполагается, что все стороны имеют одинаковую информацию, а Шмитц (2023) изучил расширение своего анализа, учитывающее асимметричную информацию . [12] Более того, модель Харта-Шлейфера-Вишни предполагает, что частная сторона не получает никакой пользы от предоставления общественного блага. Бесли и Гатак (2001) показали, что если частная сторона (неправительственная организация) заботится об общественном благе, то сторона с большей оценкой общественного блага всегда должна быть владельцем, независимо от инвестиционных технологий сторон. . [13]
Совсем недавно некоторые авторы показали, что инвестиционная технология также имеет значение в рамках концепции Бесли-Гатака, если сторона-инвестор незаменима. [14] или если между правительством и частной стороной возникают переговорные трения. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Общественная собственность» . Оксфордские словари . Архивировано из оригинала 26 января 2018 года . Проверено 25 января 2018 г.
Право собственности правительства на актив, корпорацию или отрасль.
- ^ Таппер, Аллан (7 февраля 2006 г.). «Общественная собственность» . Канадская энциклопедия . Историка Канады . Проверено 25 января 2018 г.
Государственная собственность обычно относится к предприятиям, полностью или частично принадлежащим государству, которые продают товары и услуги по цене, соответствующей их использованию. Согласно этому определению, государственные железные дороги, авиакомпании и коммунальные предприятия являются примерами государственной собственности, а больницы, автомагистрали и государственные школы — нет.
- ^ Грегори, Пол Р.; Стюарт, Роберт С. (2003). Сравнение экономических систем XXI века . Бостон: Хоутон Миффлин. п. 27. ISBN 0-618-26181-8 .
Существуют три широкие формы собственности: частная, общественная и коллективная (кооперативная).
- ^ Гастингс, Адриан; Мейсон, Алистер; Пайпер, Хью (21 декабря 2000 г.). Оксфордский справочник христианской мысли . Издательство Оксфордского университета. п. 677 . ISBN 978-0198600244 .
Социалисты всегда признавали, что существует множество возможных форм общественной собственности, одной из которых является кооперативная собственность. Национализация сама по себе не имеет ничего общего с социализмом и существовала при несоциалистических и антисоциалистических режимах. Каутский в 1891 году указывал, что «кооперативное государство» не может быть результатом «всеобщей национализации всех отраслей промышленности», если не произойдет изменение «характера государства».
- ^ Эллман, Майкл (1989). Социалистическое планирование . Издательство Кембриджского университета. п. 327. ИСБН 0-521-35866-3 .
Государственная собственность на средства производства не обязательно является общественной собственностью, а государственная собственность может снижать эффективность.
- ^ Арнольд, Скотт (1994). Философия и экономика рыночного социализма: критическое исследование . Издательство Оксфордского университета. стр. 44 . ISBN 978-0195088274 .
По ряду философских и практических причин, затронутых в главе 1, наиболее очевидным кандидатом в современных обществах на эту роль является государство. В прошлом это приводило к тому, что социалисты отдавали предпочтение национализации как основному способу обобществления средств производства… Идея состоит в том, что точно так же, как частная собственность служит частным интересам, общественная или государственная собственность будет служить общественным интересам.
- ^ Фридрих Энгельс. «Социализм: утопический и научный (глава 3)» . Марксисты.орг . Проверено 8 января 2014 г.
- ^ Кларк, Элисон; Пол Колер (2005). Право собственности: комментарии и материалы . Издательство Кембриджского университета. п. 40. ИСБН 9780521614894 .
- ^ Харт, Оливер (1995). «Фирмы, контракты и финансовая структура» . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Харт, Оливер; Шлейфер, Андрей; Вишны, Роберт В. (1997). «Правильные рамки государственного управления: теория и применение к тюрьмам» (PDF) . Ежеквартальный экономический журнал . 112 (4): 1127–1161. дои : 10.1162/003355300555448 . ISSN 0033-5533 . S2CID 16270301 .
- ^ Хоппе, Ева И.; Шмитц, Патрик В. (2010). «Государственная и частная собственность: количественные контракты и распределение инвестиционных задач». Журнал общественной экономики . 94 (3–4): 258–268. дои : 10.1016/j.jpubeco.2009.11.009 .
- ^ Шмитц, Патрик В. (2023). «Пересмотр правильных полномочий правительства: асимметричная информация и стимулирующие контракты» (PDF) . Европейское экономическое обозрение . 157 : 104511. doi : 10.1016/j.euroecorev.2023.104511 . ISSN 0014-2921 . S2CID 259487043 .
- ^ Бесли, Тимоти; Гатак, Майтриш (2001). «Государство против частной собственности на общественные блага». Ежеквартальный экономический журнал . 116 (4): 1343–1372. CiteSeerX 10.1.1.584.6739 . дои : 10.1162/003355301753265598 . JSTOR 2696461 . S2CID 39187118 .
- ^ Халонен-Акатвиджука, Майя (2012). «Природа человеческого капитала, технологий и собственности на общественные блага». Журнал общественной экономики . Фискальный федерализм. 96 (11–12): 939–945. CiteSeerX 10.1.1.173.3797 . дои : 10.1016/j.jpubeco.2012.07.005 . S2CID 154075467 .
- ^ Шмитц, Патрик В. (2015). «Правительство против частной собственности на общественные блага: роль переговорных трений» . Журнал общественной экономики . 132 : 23–31. дои : 10.1016/j.jpubeco.2015.09.009 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ювелирный лорд Нем Сингх; Джеффри К. Чен (2018), Государственные предприятия и политическая экономия межгосударственных отношений в развивающемся мире , Third World Quarterly, 39:6, 1077–1097, дои : 10.1080/01436597.2017.1333888