Закон о зарегистрированных племенах и других традиционных лесных обитателях (признание прав на лес), 2006 г.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2016 г. ) |
Закон о зарегистрированных племенах и других традиционных лесных обитателях (признание прав на лес), 2006 г. | |
---|---|
Парламент Индии | |
| |
Цитирование | Закон № 2 2007 г. |
Принят | Парламент Индии |
Принят | 29 декабря 2006 г. |
Согласен на | 29 декабря 2006 г. |
Началось | 31 декабря 2007 г. |
Статус: Действует |
Закон о зарегистрированных племенах и других традиционных обитателях лесов (признание прав на лес) 2006 года является ключевым элементом лесного законодательства, принятого в Индии 18 декабря 2006 года. Его также называют Законом о лесных правах , Законом о правах племен , Законом о племенных правах. Билль и Закон о племенных землях . Закон касается прав лесных сообществ на землю и другие ресурсы, в которых им было отказано на протяжении десятилетий в результате действия колониальных законов о лесах в Индии.
Сторонники закона утверждают, что он исправит «историческую несправедливость», совершенную в отношении лесных жителей, и в то же время включает положения, которые сделают охрану природы более эффективной и прозрачной. Требование закона привело к массовым национальным демонстрациям, в которых приняли участие сотни тысяч человек. [1]
Однако закон также стал предметом серьезных споров в Индии. Противники закона утверждают, что он приведет к массовому уничтожению лесов и должен быть отменен.
Спустя немногим более года после его принятия Закон был уведомлен о вступлении в силу 31 декабря 2007 года. 1 января 2008 года за этим последовало уведомление о Правилах, разработанных Министерством по делам племен в дополнение к процедурным аспектам Закона. . [2]
Предыстория [ править ]
Леса Индии являются домом для сотен миллионов людей, в том числе многих зарегистрированных племен , которые живут в лесных районах страны или вблизи них. Около 250 миллионов человек живут в лесах Индии и вокруг них, из которых, по оценкам, численность коренного населения адиваси или племени составляет около 100 миллионов. Чтобы представить эти цифры в перспективе, если рассматривать их как нацию, они составили бы 13-ю по величине страну в мире, хотя их нельзя представить как представляющие какую-либо единую, монолитную культуру. [3] Леса обеспечивают средства к существованию в виде второстепенных лесных продуктов , воды, пастбищ и среды обитания для вахтового земледелия. Более того, обширные территории земли, которые могут быть или не быть лесами, классифицируются как «леса» в соответствии с лесным законодательством Индии, и те, кто обрабатывает эти земли, технически обрабатывают «лесные земли». [4] Закон о лесных правах также известен как «Общественное управление лесами» (CFM) в Телангане.
С незапамятных времен племенные общины Индии имели целостную и тесную связь с лесами и зависели от лесов как источника средств к существованию и существования. Отношения были взаимовыгодными и не односторонними. Однако права редко признавались властями, а из-за отсутствия реальной собственности на землю страдали и без того маргинализированные местные жители. [5]
Причиной этого последнего явления являются лесные законы Индии. Леса Индии регулируются двумя основными законами: Законом об индийских лесах 1927 года и Законом о защите дикой природы 1972 года . Первый дает правительству право объявлять любую территорию заповедным, охраняемым лесом или деревенским лесом. Последнее позволяет сделать любую территорию «охраняемой территорией», а именно: национальный парк, заповедник дикой природы, тигровый заповедник или общественную заповедную зону. [6]
Согласно этим законам, права людей, живущих на территории или зависящей от нее, которая должна быть объявлена лесом или охраняемой территорией, должны «урегулироваться» «специалистом по лесным поселениям». По сути, это требует от офицера расследования претензий людей на землю, второстепенные лесные продукты и т. д. и, в случае если претензии признаны обоснованными, разрешить их продолжение или погасить их путем выплаты компенсации.
Исследования показали, что во многих районах этот процесс либо не происходил вообще, либо протекал весьма ошибочно. Таким образом, по состоянию на декабрь 2003 г. 82,9% лесных участков в неделимом Мадхья-Прадеше не были заселены. [7] в то время как все холмистые участки Одиши были объявлены государственными лесами без какого-либо обследования. [8] В Одише около 40% государственных лесов являются «заповедными лесами», которые не обследовались. [9]
Те, чьи права не были зафиксированы в процессе урегулирования, могут быть выселены в любое время. Эта «сумеречная правовая зона» приводит к преследованиям, выселениям, вымогательству денег и сексуальным домогательствам к лесным жителям со стороны лесных чиновников, которые обладают абсолютной властью над средствами к существованию и повседневной жизнью лесных жителей. [10]
В «Заявлении о целях и причинах Закона о правах на леса» он описывается как закон, призванный исправить «историческую несправедливость», нанесенную лесным жителям в результате непризнания их прав. [11]
«Закон о зарегистрированных племенах и других традиционных обитателях лесов (признание лесных прав) 2006 года» был принят парламентом Индии в декабре 2006 года. [12] 28 июня 2022 года Министерство окружающей среды, лесов и изменения климата (MoEFCC) внесло поправку, которая позволила правительствам штатов снимать резервации или перенаправлять лесные земли. [13]
Положения [ править ]
Закон, принятый в 2006 году, содержит следующие основные положения:
Виды прав [ править ]
Права, включенные в раздел 3(1) Закона:
- Право владеть и жить на лесных землях, находящихся в индивидуальном или совместном пользовании для проживания или для самостоятельного возделывания с целью получения средств к существованию членом или членами зарегистрированного в лесу племени или других традиционных лесных жителей;
- Права сообщества, такие как нистар , как бы оно ни называлось, включая те, которые использовались в бывших княжеских государствах, Заминдари или подобных промежуточных режимах;
- Право собственности, доступ к сбору, использованию и утилизации второстепенной лесной продукции (включая всю недревесную лесную продукцию растительного происхождения), которая традиционно собиралась в пределах или за пределами деревень;
- Другие права сообщества на использование прав, таких как рыба и другие продукты водоемов, выпас скота (как оседлый, так и отгонный) и традиционный сезонный доступ к ресурсам кочевых или скотоводческих сообществ;
- Права, включая общинное владение средой обитания и жильем для примитивных племенных групп и доземледельческих сообществ;
- Права на спорные земли или на них по любой номенклатуре в любом штате, где претензии оспариваются;
- Права на конвертацию Патт, аренду или гранты, выданные любым местным советом или правительством любого штата. на земли лесного фонда с титулами;
- Права на заселение и преобразование всех лесных деревень, старых домов, необследованных деревень и других лесных деревень, независимо от того, зарегистрированы ли они, уведомлены или нет, в доходные деревни;
- Право защищать, восстанавливать, сохранять или управлять любым общинным лесным ресурсом, который они традиционно защищали и сохраняли для устойчивого использования;
- Права, которые признаются любым законодательством штата или законодательством любого автономного округа. Совет или Автономный региональный совет или которые признаются в качестве прав племен согласно любому традиционному или обычному праву соответствующих племен любого штата;
- Право на доступ к биоразнообразию и право сообщества на интеллектуальную собственность и традиционные знания, связанные с биоразнообразием и культурным разнообразием;
- Любое другое традиционное право, которым обычно пользуются зарегистрированные племена, живущие в лесу, или другие традиционные жители леса, в зависимости от обстоятельств, которые не упомянуты в пунктах с 1 по 11, но исключают традиционное право на охоту или отлов ловушек с извлечением части тела. любого вида диких животных.
Их можно резюмировать следующим образом:
- Титульные права , т.е. право собственности, на землю, которая обрабатывается племенами или лесными жителями по состоянию на 13 декабря 2005 года, но не более 4 гектаров; право собственности распространяется только на землю, которая фактически обрабатывается соответствующей семьей на эту дату, а это означает, что новые земли не предоставляются. [14]
- Права пользования – на второстепенную лесную продукцию (включая право собственности), на пастбища, на скотоводческие маршруты и т. д. [15]
- Права на помощь и развитие – на реабилитацию в случае незаконного выселения или принудительного перемещения; [16] и базовым удобствам, с учетом ограничений по охране леса. [17]
- Права на управление лесами – для защиты лесов и дикой природы [18]
Критерии отбора [ править ]
В соответствии с разделом 2(c) Закона о лесных правах (FRA), чтобы квалифицироваться как зарегистрированное племя, живущее в лесах (FDST) и иметь право на признание прав в соответствии с FRA,Заявители, которые могут быть «членами или сообществом», должны соответствовать трем условиям:
1. Должно быть зарегистрированным племенем на территории, на которой заявлено право; и
2. Преимущественно проживали в лесу или на лесных землях до 13.12.2005 г.; и
3. Зависят от леса или лесных угодий для обеспечения реальных потребностей в средствах к существованию.
В соответствии с разделом 2(o) Закона о правах на леса (FRA), чтобы квалифицироваться как «Другой традиционный житель леса» (OTFD) и иметь право на признание прав в соответствии с FRA, необходимо выполнить два условия:
1. В основном проживали в лесу или на лесных землях в течение трех поколений (75 лет) до 13 декабря 2005 г., и
2. Зависят от леса или лесных угодий для обеспечения реальных потребностей в средствах к существованию.
В разделе 2(o) для этой цели говорится о «любом члене или сообществе», и, следовательно, если OTFDдеревня устанавливает свое право на участие в соответствии с Законом, нет необходимости каждому человеку делать это отдельно. [19]
Процесс признания прав [ править ]
Раздел 6(1) Закона предусматривает, что грам сабха, или деревенское собрание, первоначально примет резолюцию, рекомендующую, чьи права на какие ресурсы следует признать (т. е. какие земли кому принадлежат, сколько земли обрабатывалось каждым человеком). по состоянию на 13 декабря 2005 г. и т. д.). Затем это решение рассматривается и утверждается на уровне подразделения (или талука), а затем и на уровне округа. Отборочные комиссии состоят из трех государственных чиновников (отделы лесного хозяйства, налогов и благосостояния племен) и трех избранных членов местного органа соответствующего уровня. Эти комитеты также рассматривают апелляции. [20]
Переселение в целях сохранения дикой природы
Статья 4(2) Закона определяет процедуру, согласно которой люди могут быть переселены с территорий, если будет установлено, что это необходимо для сохранения дикой природы. Первый шаг — показать, что переселение необходимо с научной точки зрения и другой альтернативы нет; это должно быть сделано посредством процесса общественных консультаций. Второй шаг заключается в том, что местное сообщество должно дать согласие на переселение. Наконец, переселение должно обеспечить не только компенсацию, но и надежные средства к существованию. [21]
Новая поправка 2022 года об охране лесов
В новых Правилах охраны леса 2022 года [22] Министерство окружающей среды, лесов и изменения климата (MoEFCC) внесло поправку в Закон об охране лесов 1980 года. [23] что нарушает Закон о правах на леса 2006 года. Эта поправка передала права на леса от племенных общин крупным корпорациям, таким как частные горнодобывающие и фармацевтические компании. Поправка позволяет окружным коллекторам отменять одобрение Грам Сабхаса и передавать лесные земли частным предприятиям. [24] При этом поправка лишает лесных жителей права на участие, делая их свидетелями действий, которые напрямую влияют на их средства к существованию. Вместо этого он предоставляет корпорациям неограниченные права на освоение земли для эксплуатационных целей, таких как подземная добыча полезных ископаемых.
Обоснованием принятия новых Правил 2022 года правительство Союза заключалось в том, чтобы упростить процесс вырубки лесов за счет оптимизации процесса и устранения элементов, которые, как считалось, препятствовали утверждению передачи земель в соответствии с Законом о лесах. [25]
Новые Правила 2022 года рассматриваются как символ ориентации администрации Моди на интересы бизнеса в ущерб защите окружающей среды и правам коренных общин. [26] Такой подход вызвал серьезную обеспокоенность по поводу потенциальной эксплуатации лесных ресурсов и вреда, причиняемого общинам, зависящим от лесов. Многие призывали правительство отменить поправку и обеспечить реализацию Закона о лесных правах таким образом, чтобы защищать права лесных сообществ и окружающую среду. [27]
Закона как схемы распределения Неправильное понимание земли
Большая часть дебатов подогревается непониманием цели Закона. Наиболее распространенным является то, что целью закона является раздача лесных земель лесным жителям или племенам, часто утверждая, что это из расчета 4 гектара на семью. [28] Закон призван признать земли, которые уже обрабатывались по состоянию на 13 декабря 2005 года, а не предоставлять право собственности на какие-либо новые земли. [ нужна ссылка ]
Оппозиция [ править ]
Закон вызвал большую обеспокоенность и сопротивление со стороны экологов и защитников дикой природы. Частично эта оппозиция была мотивирована теми, кто рассматривает закон как схему распределения земли, которая приведет к передаче лесов племенам и лесным жителям (см., например, Ванашакти, группу, выступающую против закона ). Но самая сильная оппозиция этому закону исходит от защитников дикой природы, которые опасаются, что закон сделает невозможным создание «неприкосновенных пространств» или зон, свободных от присутствия человека, в целях сохранения дикой природы. [29] Особую озабоченность вызывает сохранение тигров.
Интерпретация относительно даты окончания срока:М.Сай Сампат, основатель-президент Общества FAWN ОЭС, активно участвовал в охране окружающей среды и дикой природы, который также предстал перед Достопочтенным Парламентским комитетом с предложением включить «крайний срок» для завершения всего процесса идентификации, проверки и признания. прав на лес настоящим племенам и другим традиционным лесным жителям страны. Также важно, что г-н М.Сай Сампат связал сокращение/посягательство на лесные площади с реализацией ОЛР 2006 в стране, где Достопочтенный парламентский комитет согласился с поданным представлением и указал на площадь 16,21 лакх га лесных площадей, посягаемых после реализации Закона о лесных правах 2006 года, впоследствии Парламентский комитет предложил различные меры. (9-й и 18-й отчеты Парламентского комитета по петициям, 16-е заседание Лок Сабха).
Сторонники Закона придерживаются позиции, что Закон не является мерой по распределению земли, и что Закон более прозрачен, чем существующий закон, и поэтому может помочь остановить захват земель . [30] Что касается охраны дикой природы, они утверждают, что Закон на самом деле обеспечивает четкую и четкую процедуру переселения людей, когда это необходимо для защиты дикой природы, но также обеспечивает гарантии, предотвращающие произвольные действия. [31] [32]
Действительно, хотя некоторые защитники окружающей среды обеспокоены некоторыми положениями, они также утверждают, что «защитники природы, заявляющие, что Лесной законопроект станет похоронным звоном для лесов Индии, потворствуют необоснованным преувеличениям». [33]
Сторонники Закона и другие также утверждают, что положения Закона об охране сообществ на самом деле усилят защиту лесов в стране. Говорят, что это даст законное право самим общинам защищать лес, как это уже делают тысячи деревень, несмотря на официальную оппозицию. [34] [35]
Телевизионная реклама [ править ]
В октябре 2003 года «Ванашакти» группа , базирующаяся в Мумбаи , запустила по телевидению рекламу, направленную против закона. Это первый случай, когда какое-либо законодательство Индии подвергается нападкам посредством телевизионной кампании. [36]
Организация разместила шесть рекламных объявлений на основных индийских новостных и телевизионных каналах, и эти объявления по-прежнему доступны на их веб-сайте . Группа раскритиковала Закон о правах на леса как потенциально способный вызвать огромные наводнения, засухи и усилить глобальное потепление. [37] Они также осудили это как попытку удержать «племена в лесу» вместо того, чтобы способствовать их «развитию».
Отвечая на вопросы газеты, Ванашакти заявил, что был сформирован в результате «разговора за обеденным столом» в результате глубокой обеспокоенности по поводу Закона о правах на леса и отсутствия внимания к нему со стороны средств массовой информации. [38]
Телевизионная рекламная кампания была встречена гневной реакцией со стороны организаций по защите прав лесов. «Кампания за выживание и достоинство», федерация племенных и лесных организаций из нескольких штатов Индии, написала Открытое письмо Ванашакти , критикуя их за «нападки на Закон о правах на леса посредством искажений и лжи, которые никак не способствуют усилению защиты лесов». и многое, что может подорвать его». Кампания также создала веб-сайт под названием «Искажения и неправда Ванашакти» . Последовал обмен перепиской, которую можно найти как на веб-сайте Ванашакти , так и на веб-сайте, посвященном Закону о зарегистрированных племенах и других традиционных лесных жителях (признание прав на лес), созданном Кампанией [1] .
сторонников прав на со стороны лес Критика
Поддерживая принципы закона, сторонники лесных прав не полностью удовлетворены принятым законом. Рекомендации Объединенного парламентского комитета по закону были частично отклонены, а сторонники прав на леса заявили, что некоторые из отклоненных положений были важными. В частности, утверждается, что окончательная форма закона облегчает исключение некоторых категорий лесных жителей как племенного, так и неплеменного происхождения, подрывает демократический характер процессов, предусмотренных в Законе, и создает дополнительные препятствия и бюрократические ограничения. о правах людей. [39] В своем официальном заявлении по этому случаю Кампания за выживание и достоинство назвала окончательную форму закона «одновременно победой и предательством». [40]
Уведомление [ править ]
Задержка на один год уведомления о Законе и Правилах стала предметом значительного парламентского и политического возмущения на зимней сессии индийского парламента в 2007 году. [41] также прошли массовые протесты В октябре 2007 года по всей Индии с требованием уведомить об этом законе, а в ноябре 2007 года в Дели прошла недельная сидячая акция протеста с тем же требованием. [42]
31 декабря Закон был уведомлен о вступлении в силу, а 1 января были также уведомлены о Правилах Закона, которые предусматривают процедуры реализации его положений. [43] Кампания за выживание и достоинство приветствовала это уведомление, но резко раскритиковала ряд положений Правил, заявив, что они подрывают демократию и дух Закона. [44]
Реализация [ править ]
Поступало множество жалоб на то, как этот Закон был реализован после его уведомления. Например, в сентябре 2010 года Совет социального развития, Нью-Дели в аналитический центр , опубликовал «Краткий отчет о выполнении Закона о правах на леса», в котором говорилось, что:
Все ключевые особенности этого законодательства были подорваны сочетанием апатии и саботажа в процессе его реализации. В нынешней ситуации права большинства племен и других традиционных жителей леса попираются, а цель законодательства оказывается под угрозой. Если не будут приняты немедленные меры по исправлению положения, вместо устранения исторической несправедливости по отношению к племенным и другим традиционным лесным жителям закон приведет к прямо противоположному результату, сделав их еще более уязвимыми перед выселением и лишением их обычного доступа к лесам... а правительства штатов активно проводят политику, которая прямо нарушает дух и букву Закона». [45]
Министерство по делам племен ежемесячно публикует отчеты о ходе реализации Закона. Их можно получить на сайте министерства .
Решения [ править ]
Недавно научный сотрудник в области дикой природы сначала против Moefcc приказал выселить посягателей на лесные земли, при этом большинство жителей племен и лесов также было приказано выселить. [ когда? ] Этот приказ вызвал протесты со стороны различных сторон, поскольку во многих случаях запрос был отменен из-за отсутствия документов районным комитетом в соответствии с этим законом. Таким образом, суд согласился пересмотреть свое решение и дать правительствам штатов 4 месяца для повторного завершения процесса. [46]
Ссылки [ править ]
- ^ «Закон о лесных правах» . Закон о лесных правах . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Закон о лесных правах - Официальный сайт
- ^ Харе, Арвинд (27 июня 2015 г.). «Не пропустим лес» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Сарин, Мадху (5 мая 2005 г.). «Законопроект о зарегистрированных племенах: комментарий» (PDF) . Экономический и политический еженедельник . 40 (21) . Проверено 26 декабря 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ http://greencleanguide.com/2012/12/16/forest-rights-act-part-1-2/ Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Законодательство об окружающей среде, лесах и дикой природе, Министерство окружающей среды и лесов ,
- ^ Прабху, Прадип (август 2005 г.). «Право жить достойно» . Семинар (552).
- ^ «Плохой в законе», Мадху Сарин, веб-сайт Всемирного банка. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Лишенные и перемещенные лица: краткий документ о племенных проблемах в Ориссе», Кундан Кумар, Васундхара
- ^ Гопалакришнан, Шанкар (июнь – июль 2005 г.). «Скучаю по лесу за деревьями». Боевое право . 4 (4).
- ^ Закон о зарегистрированных племенах и других традиционных лесных жителях, 2006 г. Архивировано 25 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Экологическое законодательство» , The Statesman , 19 января 2017 г.
- ^ манияр, захид (25 октября 2022 г.). «Правила охраны лесов, 2022 год. Обзор изменений, которые лишают права Грам Сабхаса» . CJP . Проверено 12 мая 2023 г.
- ↑ Раздел 3 (1) Закона. Архивировано 25 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Раздел 3 (1) Закона. Архивировано 25 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Раздел 3 (1) Закона. Архивировано 25 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Раздел 3 (2) Закона.
- ^ Разделы 3 (1) и 5 Закона. Архивировано 25 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Разделы 2 (c) и 2 (o) Закона.
- ^ Разделы 6 (2)–6 (6) Закона. Архивировано 25 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Раздел 4 (2) Закона. Архивировано 25 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Министерство окружающей среды, лесов и изменения климата (июнь 2022 г.). УВЕДОМЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЛЕСА И ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА (PDF) . Контролер публикаций.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Закон о сохранении лесов 1980 года с поправками» . Индийский журнал государственного управления . 35 (3): 707–709. Июль 1989 г. doi : 10.1177/0019556119890344 . ISSN 0019-5561 .
- ^ «Новые правила отвода леса, принятые Министерством окружающей среды, являются плохой новостью для прав на лес» . Проволока . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Правила охраны лесов 2022: дымовая завеса «компенсационного облесения» » . Центр правовой политики Видхи . 11 января 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Сирур, Симрин (30 марта 2023 г.). «Разбавит ли новый законопроект правительства Моди существующие меры защиты лесов? Все о предлагаемом законе» . Печать . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Сирур, Симрин (30 марта 2023 г.). «Разбавит ли новый законопроект правительства Моди существующие меры защиты лесов? Все о предлагаемом законе» . Печать . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Индусское бизнес-направление: слишком жарко для планеты» . Архивировано из оригинала 8 мая 2009 года . Проверено 26 декабря 2007 г.
- ↑ Тапар, Валмик (23 декабря 2007 г.). «Конфликт возрастет на 10 000 процентов» , Daily News and Analysis
- ^ «Закон о зарегистрированных племенах и других традиционных лесных жителях (признание прав на лес)»
- ^ Правда и ложь о Законе о лесных правах
- ^ Раздел 4 (2) Закона. Архивировано 25 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Котари, Ашиш (30 декабря 2006 г.). «За вечные права» . Линия фронта . 23 (26).
- ^ Котари, Ашиш (30 декабря 2006 г.). «За вечные права» . Линия фронта . 23 (26).
- ^ «Закон о понимании зарегистрированных племен и других традиционных лесных обитателей (признание прав на лес)»
- ^ Сетхи, Нитин. «Активисты выходят с рекламой критики Закона о лесах» , Times of India , 23 октября 2007 г.
- ^ Ванашакти.com
- ^ Сетхи, Нитин. «Активисты выходят с рекламой критики Закона о лесах» , Times of India , 23 октября 2007 г.
- ^ Прасад, Арчана (30 декабря 2006 г.). «На кону выживание» . Линия фронта . 23 (26).
- ^ «Пресс-релиз кампании (см. нижнюю часть связанной страницы)» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2007 года . Проверено 26 декабря 2007 г.
- ^ «Уведомляйте о Законе о правилах леса, говорит Бринда Карат» , The Hindu , 28 ноября 2007 г.
- ^ Пресс-релизы Кампании за выживание и достоинство о Законе о лесных правах.
- ↑ Сетхи, Нитин и Мукул, Асхая (2 января 2008 г.). «Уведомлен о лесном законе, племена недовольны» . Времена Индии .
- ^ «Закон о лесных правах» . Закон о лесных правах . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ «Краткий отчет о реализации Закона о лесных правах, Совет социального развития, опубликованный на веб-сайте Кампании за выживание и достоинство» . Архивировано из оригинала 9 января 2011 года . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ «Постановление Верховного суда Индии относительно исков в соответствии с Законом о лесных правах 2006 г., 02.13.2019 - Индийский экологический портал | Новости, отчеты, документы, блоги, данные, анализ по окружающей среде и развитию | Индия, Южная Азия» . www.indiaenvironmentportal.org.in . Проверено 3 июля 2019 г.