Соперничество (экономика)
В экономике товар если называется конкурирующим или конкурирующим, его потребление одним потребителем препятствует одновременному потреблению другими потребителями. [1] или если потребление одной стороной снижает способность другой стороны потреблять его. Товар считается неконкурентным или неконкурентным , если при любом уровне производства затраты на его предоставление маргинальному (дополнительному) индивидууму равны нулю. [2] Товар является «антиконкурентным» и «инклюзивным», если каждый человек получает больше пользы от его потребления другими людьми.
Товар можно расположить по континууму от конкурирующего через неконкурирующий к антиконкурентному. Различие между конкурирующими и неконкурирующими иногда называют совместностью поставок , вычитаемыми или невычитаемыми . [3] Экономист Пол Самуэльсон провел различие между частными и общественными благами в 1954 году, введя концепцию неконкурентного потребления. Экономист Ричард Масгрейв последовал за ним и добавил соперничество и исключаемость в качестве критериев определения потребительских товаров в 1959 и 1969 годах. [4]
Соперничество [ править ]
Большинство материальных благ, как длительного , так и кратковременного, являются конкурирующими товарами. Молоток – долговечный конкурентный товар. Использование молотка одним человеком не позволяет другим одновременно использовать молоток. Однако первый пользователь не «израсходовал» молот, а это означает, что некоторые конкурирующие товары все еще могут быть разделены со временем. Яблоко — это товар-конкурент недолговечного характера: как только яблоко съедено, оно «израсходовано» и больше не может быть съедено другими. Нематериальные блага также могут быть конкурирующими. Примеры включают владение радиоспектрами и доменными именами . В более общем плане почти все частные блага являются конкурирующими.
Несоперничество [ править ]
Напротив, неконкурирующие товары могут потребляться одним потребителем, не препятствуя одновременному потреблению другими. Большинство примеров неконкурентных товаров нематериальны. Радиовещательное телевидение является примером неконкурентного товара; когда потребитель включает телевизор, это не мешает работе телевизора в доме другого потребителя. Телевидение само по себе является конкурирующим товаром, но телевизионные передачи являются неконкурентным товаром. Другие примеры неконкурентных товаров включают прекрасный живописный вид , национальную оборону, чистый воздух, уличное освещение и общественную безопасность. В целом, большая часть интеллектуальной собственности не является конкурирующей. Фактически, определенные виды интеллектуальной собственности становятся более ценными по мере того, как их потребляет больше людей ( антиконкурент ). Например, чем больше людей используют определенный язык , тем более ценным становится этот язык.
Отсутствие соперничества не означает, что общие издержки производства низки, а означает, что предельные издержки производства равны нулю. В действительности лишь немногие товары являются полностью неконкурентными, поскольку на определенных уровнях может возникнуть соперничество. Например, использование дорог общего пользования, Интернета или полиции/судов является неконкурентным до определенной пропускной способности, после чего перегрузка означает, что каждый дополнительный пользователь снижает скорость для других. Поэтому современная экономическая теория рассматривает соперничество как континуум, а не как бинарную категорию . [5] где многие товары находятся где-то между двумя крайностями: полностью конкурирующими и совершенно неконкурентными. Совершенно неконкурентный товар может потребляться одновременно неограниченным числом потребителей.
Антисоперничество [ править ]
Товары являются антиконкурентными и инклюзивными, если удовольствие потребителя увеличивается пропорционально тому, как много других потребляют этот товар. Эту концепцию представил Стивен Вебер (2004), заявивший, что, когда все больше людей используют бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом , оно становится проще и эффективнее для всех пользователей. [6] Лессиг отметил, что любой естественный язык не допускает соперничества, поскольку его полезность возрастает по мере того, как часто его используют другие. [7] Купер отметил, что усилия по борьбе с изменением климата носят извращенно антисопернический характер, поскольку США выиграют от усилий других по борьбе с этой проблемой, даже если они откажутся это сделать. [8]
товаров, основанные на соперничестве в потреблении исключительности и Виды
См. также [ править ]
- Обобщенный сетевой микроэкономики . эффект
- Закон Меткалфа
- Антиконкурентное добро
- Погоня за рентой
- Проблема безбилетника
Ссылки [ править ]
- ^ Дэвид Л. Веймер; Эйдан Р. Вининг (2005). Политический анализ: концепции и практика . Пирсон: Прентис Холл. п. 72 . ISBN 0-13-183001-5 . Четвертое издание.
- ^ Корнс, Р., Т. Сэндлер. 1986. Теория внешних эффектов, общественных благ и клубных благ. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Хесс, К., Э. Остром. 2006. Введение. К. Хесс, Э. Остром, ред. Понимание знаний как достояния: от теории к практике. MIT Press, Кембридж, Массачусетс
- ^ Апестегия, Дж; Майер-Риго, Ф (2006). «Роль соперничества: общественные блага и ресурсы общего пользования» . Журнал разрешения конфликтов . 50 : 647. дои : 10.1177/0022002706290433 . S2CID 6738663 – через журналы SAGE.
- ^ Лич, Дж. 2004. Курс государственной экономики. Издательство Кембриджского университета: 155–56.
- ^ Стивен Вебер (2004). Успех открытого исходного кода . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-01858-7 . ОЛ 7671409М . Викиданные Q54641592 . .
- ^ Лоуренс Лессиг (18 августа 2005 г.). "Вы пользуетесь зубной нитью?" . Лондонское обозрение книг . 27 (16). ISSN 0260-9592 . Викиданные Q104836676 . .
- ^ Марк Купер (июль 2018 г.). «Управление глобальным климатическим достоянием: политическая экономия действий штатов и местных органов власти после провала США в отношении Парижского соглашения». Энергетическая политика . 118 : 440–454. doi : 10.1016/J.ENPOL.2018.03.037 . ISSN 0301-4215 . Викиданные Q63090519 . .