Частное благо
Частное благо определяется в экономике как «товар, который приносит людям положительную выгоду». [1] это исключается , т.е. его владельцы могут осуществлять права частной собственности , не позволяя тем, кто не заплатил за него, использовать товар или потреблять его выгоды; [2] и конкурирующим , т.е. потребление одним обязательно предотвращает потребление другого. Частное благо, как экономический ресурс , ограничено , что может вызвать конкуренцию за него. [3] Кривая рыночного спроса на частное благо представляет собой горизонтальную сумму кривых индивидуального спроса. [4]
В отличие от общественных благ , таких как чистый воздух или национальная оборона, частные блага с меньшей вероятностью сталкиваются с проблемой безбилетника , при которой человек извлекает выгоду из общественного блага, не внося в него вклад. Если предположить, что частное благо оценивается всеми положительно, эффективности его получения препятствует конкуренция ; то есть одновременное потребление конкурирующего товара теоретически невозможно. Возможность получения блага затрудняется из-за его исключаемости , а это означает, что люди должны платить за него, чтобы пользоваться его преимуществами. [5]
Один из наиболее распространенных способов рассмотрения товаров в экономике — это изучение уровня конкуренции при получении данного товара и возможности исключения его потребления; нельзя, например, помешать другому насладиться прекрасным видом в общественном парке или чистым воздухом. [6]
Матрица определений
[ редактировать ]Пример частного блага
[ редактировать ]Примером частного блага является хлеб : хлеб, съеденный одним человеком, не может быть потреблен другим (соперничество), и пекарю легко отказаться продавать буханку (эксклюзив).
Чтобы проиллюстрировать характеристику горизонтального суммирования, предположим, что в этой экономике работают только два человека и что:
- Человек А купит: 0 буханок хлеба по 4 доллара, 1 буханку хлеба по 3 доллара, 2 буханки хлеба по 2 доллара и 3 буханки хлеба по 1 доллару.
- Человек Б купит: 0 буханок хлеба по 6 долларов, 1 буханку хлеба по 5 долларов, 2 буханки хлеба по 4 доллара, 3 буханки хлеба по 3 доллара, 4 буханки хлеба по 2 доллара и 5 буханок хлеба по 1 доллару.
В результате можно получить новую кривую рыночного спроса со следующими результатами:
Цена за буханку хлеба | Буханки хлеба | ||
---|---|---|---|
Человек А | Человек Б | Общий | |
$6 | 0 | 0 | 0 |
$5 | 0 | 1 | 1 |
$4 | 0 | 2 | 2 |
$3 | 1 | 3 | 4 |
$2 | 2 | 4 | 6 |
$1 | 3 | 5 | 8 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Николсон, Уолтер (2004). Промежуточная микроэкономика и ее применение . Соединенные Штаты Америки: Юго-Западное подразделение Thomson Learning. п. 59. ИСБН 0-324-27419-Х .
- ^ Рэй Пауэлл (июнь 2008 г.). «10: Частные блага, общественные блага и внешние эффекты». AQA AS Экономика (мягкая обложка). Филип Аллан. п. 352. ИСБН 978-0-340-94750-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Халлгрен, ММ; Макадамс, АК (1995). «Модель эффективного агрегирования ресурсов для экономических общественных благ в Интернете» . Журнал электронного издательства . 1 . дои : 10.3998/3336451.0001.125 . hdl : 2027/spo.3336451.0001.125 .
- ^ «Общественные блага: спрос» . Энциклономическая веб-*педия AmosWEB . ООО «АмосВЕБ» . Проверено 23 октября 2011 г.
- ^ Малкин Дж.; Вильдаваски, А. (1991). «Почему следует отказаться от традиционного различия между общественными и частными благами». Журнал теоретической политики . 3 (4): 355–378. дои : 10.1177/0951692891003004001 . S2CID 154607937 .
- ^ «Соперничество и исключаемость товаров» . Живая экономика . Проверено 22 октября 2011 г.