Фиктивные товары
Концепция фиктивных товаров (или ложных товаров ) возникла в книге Карла Поланьи 1944 года «Великая трансформация» и относится ко всему, что считается рыночным товаром и не создано для рынка, в частности к земле , рабочей силе и деньгам . [1]
Критика коммодификации [ править ]
Для Поланьи попытка классической и неоклассической экономики подчинить общество свободному рынку была утопическим проектом, и, как утверждают ученые Поланьи Фред Блок и Маргарет Сомерс , «когда эти общественные блага и социальные потребности (то, что Поланьи называет «фиктивными товарами») ) рассматриваются как товары, произведенные для продажи на рынке, а не как защищенные права, наш социальный мир находится под угрозой, и последуют серьезные кризисы». [2]
Идеи Поланьи следуют марксистским понятиям « коммодификации » и « товарного фетишизма ». [3] Фетишизм в антропологии относится к примитивной вере в то, что божественные силы могут присутствовать в неодушевленных вещах, например, в тотемах . Маркс использует это понятие для описания «товарного фетишизма». Для Маркса «товар кажется на первый взгляд чрезвычайно очевидной, тривиальной вещью. Но его анализ показывает, что это очень странная вещь, изобилующая метафизическими тонкостями и богословскими тонкостями». А то, что является общественным отношением между людьми, между «капиталистами» и «эксплуатируемыми рабочими», вместо этого принимает «фантастическую форму отношения между вещами». [3]
Дэвид Болье писал, что, по словам Поланьи, «до возникновения рынка как упорядочивающего принципа общества политика, религия и социальные нормы были преобладающими силами управления. Земля, труд и деньги сами по себе не рассматривались главным образом как товары, предназначенные для их можно покупать и продавать, они были частью социальных отношений и подчинялись моральным соображениям, религиозным убеждениям и управлению обществом». [4] Как указывает Поланьи, на самом деле это «фиктивные товары» в том смысле, что они не являются по-настоящему дискретными «продуктами». Земля и люди имеют свою собственную суверенную динамику, помимо обращения с ними как с рыночными товарами. Отношение к ним как к «простому товару» создает «опасное давление» — например, когда в атмосферу выбрасывается слишком много углерода или люди теряют работу из-за «избыточности». [4]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Поланьи, Карл (2001) [1944]. Великая трансформация : политические и экономические истоки нашего времени (2-е изд.). Маяк Пресс. ISBN 978-0807056431 .
- ^ Фаррелл, Генри (18 июля 2014 г.). «Свободный рынок – это невозможная утопия» . Вашингтон Пост . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маркс, Карл (1992) [1867]. Капитал: критика политической экономии . Пингвинская классика. ISBN 978-0140445688 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье, Дэвид (24 февраля 2009 г.). «Почему Карл Поланьи все еще имеет значение» . На сайте Commons . Проверено 23 марта 2018 г.