Дворцовое хозяйство
Часть серии о |
Экономические системы |
---|
Основные типы |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( июнь 2024 г. ) |
Дворцовая экономика или перераспределительная экономика [1] — это система экономической организации , в которой значительная часть богатства поступает под контроль централизованной администрации , дворца , а оттуда — к населению в целом. В свою очередь, населению могут быть предоставлены собственные источники дохода , но оно в значительной степени зависит от богатства, распределяемого дворцом. Традиционно это оправдывалось тем принципом, что дворец наиболее способен эффективно распределять богатство на благо общества. [2] [3] Храмовая экономика (или экономика храма-государства ) представляет собой аналогичную концепцию.
Концепция экономического распределения по меньшей мере так же стара, как и времена фараонов . Антропологи отметили множество таких систем: от систем соплеменников, ведущих общее натуральное хозяйство различного рода, до сложных цивилизаций, таких как система Империи инков , которая закрепляла сегменты экономики за конкретными деревнями. Суть идеи состоит в том, что центральная администрация планирует производство , назначает элементы населения для его выполнения, собирает созданные таким образом товары и услуги и перераспределяет их между производителями. [ нужна ссылка ]
Дворцовая экономика — это особый тип системы распределения, в которой экономическая деятельность цивилизации осуществляется в помещениях центральных административных комплексов, дворцах абсолютных монархов или группы священников в храмовых версиях или рядом с ними. Функция дворцовой администрации — снабжать производителей капитальными товарами для производства дальнейших товаров и услуг, которые считаются собственностью монарха. Обычно это не альтруистическое предприятие. Дворец в первую очередь заинтересован в создании капитала , которым затем можно будет распорядиться по своему усмотрению правителю. Некоторые из них могут стать торговым капиталом для продажи или обмена с целью получения прибыли , а некоторые могут быть реинвестированы в другие центры, включая дополнительные производственные мощности, войны (экономическая деятельность, от которой ожидается получение прибыли), выгодные союзы, флоты и т. д. господство над морями.
В древних дворцовых системах производители обычно были частью оборотного капитала . От высших до низших они были связаны с дворцовым хозяйством узами принудительного рабства или покровительства . Ожидалось, что любые инвестиции в войну принесут возврат грабежей и пленных, которые стали частью богатства дворцового комплекса. Дворец отвечал за покрытие расходов продюсеров. Ему приходилось обеспечивать еду, одежду и кров, что оно часто делало на территории.
Этимология
[ редактировать ]Нить, ведущая к нынешнему использованию этих терминов, возникла в результате изучения дворцов минойской и микенской цивилизаций , которые процветали в эпоху поздней бронзы на Крите и в материковой Греции соответственно. Термин «дворцовая экономика» возник как обозначение экономической деятельности отдельных дворцов, которые содержали очень большие площади для хранения сельскохозяйственной продукции. Например, сэр Артур Эванс дворца говорил о дворцовой экономике, имея в виду экономику Кносского . Другие последовали этому примеру, даже не изучив до конца, что это за экономика.
В 1956 году Вентрис и Чедвик опубликовали идею, которую они рассматривали ранее: [4]
В табличках также нет никаких свидетельств существования чего-либо, напоминающего валюту. Каждый товар указан отдельно, и никогда не бывает никаких признаков эквивалентности между одной единицей и другой.
В то же время М. Финли заметил свидетельства перераспределения в табличках и попытался понять, как это могло происходить в те доденежные времена. В «Мире Одиссея» он отметил, что большая часть распространения была внутренней: [5]
Вся производственная работа, и посев, и сбор урожая, и фрезеровка, и ткачество, даже охота и набеги, хотя и велись отдельными лицами, но производились от имени всего хозяйства в целом... и из центра они перераспределялись...
Финли далее предположил, что дарение подарков, «основной организационный механизм у многих примитивных народов», [6] была развита в систему обмена без цен и зависящую от специальной оценки обменников:
Акт дарения был... всегда первой половиной ответного действия, другая половина которого была ответным подарком.
Наблюдения Финли были немедленно и почти повсеместно приняты; однако за прошедшие с тех пор десятилетия возникли некоторые оговорки. Микенские корабли отправлялись из дворцовых комплексов, нагруженные керамикой, маслами, парфюмерией и другими товарами именно так, как будто это был экспортный товар для продажи, а не для дарения.
Вентрис умер в 1956 году. Как и другие археологи того времени, он никогда не рассматривал дворцовую экономику как нечто большее, чем повседневную экономику дворца, хотя Вентрис и Чедвик все же отмечали «сходства в размерах и организации царские дворцы» Нузи , Алалаха и Угарита . [7] Точно так же Финли в конце 1950-х годов не называл свою систему дворцовой экономикой. Статус этого слова изменился к 1960 году, когда историки-теоретики соединили их вместе. [8]
Кто именно был первым, неясно, но лучшим кандидатом является Карл Поланьи , экономический типолог, находившийся тогда к концу жизни и на пике карьеры. Он одобрил работу Финли и пошел дальше. В сборнике 1960 года «Город непобедимый » [9] В письме, написанном до 1958 года, он вспомнил заявление Вентриса об отсутствии валюты на табличках, но сформулировал это по-другому: «Майкл Вентрис… утверждал отсутствие денег в дворцовой экономике Микенской Греции». Вентрис не делал ничего подобного. Он никогда не утверждал, что в Микенской Греции существовала дворцовая экономика; между 1956 и 1958 годами была определена новая система, получившая название дворцовой экономики. Большинство теоретиков последовали этому примеру. Грэм Кларк (1961) писал о «дворцовой экономике, заимствованной с Крита…». [10] Честер Старр (1961) сказал [11] «Ремесленники и крестьяне в значительной степени были вовлечены в дворцовую экономику под королевским контролем…» Леонард Р. Палмер (1963). [12] упоминалось о «высокоцентрализованной «дворцовой экономике»» Кносса и Пилоса. Слово больше никогда не было просто экономической деятельностью на одном объекте.
К наступлению 1965 года дворцовая экономика широко применялась во всех цивилизациях Эгейского моря, Ближнего и Среднего Востока позднего бронзового века. Оно стало настолько привычным, что впоследствии стало применяться к современным типам экономических систем. Однако было отмечено заметное воздержание. Чедвик, унаследовавший работу и традиции Вентриса, в «Микенском мире » (1976) особенно не упоминает дворцовую экономику. Вместо этого он подразумевает такие вопросы, как [13]
... не так ясно, насколько маленьким может быть дворец... Из дворцовых построек мы можем сделать вывод, что существуют административные центры... каждый административный центр предполагает администратора, будь то независимый монарх, полуавтономный князь, или местный барон....
Это означало, что модель дворцовой экономики могла быть упрощенной, что предвещало нынешнюю тенденцию. Холстед резюмирует форум, начатый Накассисом и другими, как [14]
Термин «перераспределение» использовался в различных значениях в контексте Эгейского бронзового века и поэтому скорее скрывал, чем освещал возникновение и функционирование политической экономии.
Бронзовый век Средиземноморья и Ближнего Востока
[ редактировать ]Критская цивилизация
[ редактировать ]Средний Минойский Крит
[ редактировать ]Еще в среднем бронзовом веке , примерно в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры, в восточном Средиземноморье доминировала цивилизация, названная Минойской ее первооткрывателем сэром Артуром Эвансом дворец , раскопавшим Кносский , который он назвал Дворцом Миноса. Цивилизация была морской, ее флот был легендарным, ее поселения были в основном прибрежными, а ее операции были в основном мирными. Существуют легенды, такие как легенды о Тесее и Минотавре , которые указывают на то, что Крит собирал какую-то дань из заморских мест, но его легендарная история сильно отличается от войн и воинов материка.
Эволюция дворцовых построек, если они таковыми были, началась на Крите в среднеминойский (ММ) период средней бронзы. Начало того, что Шоу называет «большой тройкой» – Кносс, Фест и Малия – датируется MMI, но другие начались в MMII. Отношения между всеми учредителями остаются неизвестными, но теперь следует исключить единый учредительный акт. [15]
Тип экономической системы, преобладающей на Крите и, предположительно, везде, где достигало критского влияния, очень хорошо задокументирован сотнями табличек, найденных в разных местах Крита. Лишь упорное сопротивление письменности линейного письма А расшифровке не позволяет прочитать эти документы и усвоить содержащуюся в них информацию. Следовательно, об экономике ничего не известно, кроме того, что можно вывести из археологии или сделать вывод, проводя рискованные параллели с информацией, представленной в документах позднего бронзового века, которые можно прочитать. То, что минойцы, как называл их Эванс, не зная их настоящего имени или имен, могли иметь дворцовую экономику, является чистым предположением.
Позднеминойский Крит
[ редактировать ]Экономика минойской цивилизации зависела от выращивания пшеницы, оливок, винограда и других продуктов, а также поддерживала несколько отраслей, таких как текстильная, гончарная и металлообрабатывающая промышленность. Некоторые промышленные предприятия располагались во дворцах. Продукты с окрестных сельскохозяйственных угодий собирались, записывались и хранились во дворцах, о чем свидетельствует большое количество найденных складских помещений и пифоев (кувшинов для хранения). Судя по всему, дворцы имели определенный контроль над внешней торговлей. Обнаружение табличек с линейным письмом А и линейным письмом Б , на которых перечислены товары в архивных помещениях Кносского дворца , предполагает высокоорганизованную бюрократию и систему учета, которая контролировала всю входящую и исходящую продукцию.
Другие локации
[ редактировать ]Дворцовая экономика в Древнем Египте , Месопотамии , Анатолии и Леванте пришла в упадок в конце бронзового века, уступив место примитивной рыночной экономике, возглавляемой частными торговцами или чиновниками, владевшими частным бизнесом на стороне. [ нужна ссылка ] Последним оплотом и воплощением дворцовой системы была Микенская Греция , которая была полностью разрушена во время краха бронзового века и последовавших за ним средневековья Греции .
Азия
[ редактировать ]Модель мандалы для описания закономерностей диффузной политической власти в ранней истории Юго-Восточной Азии, предложенная О. У. Уолтерсом в 1982 году, не затрагивает экономические проблемы. После миссии британского агента Джона Кроуферда в Сиаме в 1822 году его дневник описывает «дворцовую экономику», которую он приписывает жадности. Его миссия была отложена в порту Пак Нам до тех пор, пока он не дал удовлетворительного отчета о подарках дворцу, закончившись допросом в мельчайших деталях, касающихся подарка лошади, которую Кроуферд считал «лишь хорошим образцом деликатности и жадность, которую мы впоследствии обнаружили столь характерной для сиамского двора и его должностных лиц по каждому вопросу аналогичного характера». [16] Эта ситуация положила начало переходу к рыночной экономике с Договора Боуринга , заключенного защитником свободной торговли сэром Джоном Боурингом с модернизирующим сиамским королем Монгкутом , подписанным 18 апреля 1855 года.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лукас де Блуа; Р. Дж. ван дер Спек (1997). Знакомство с Древним миром . Перевод Меллора, Сьюзен. Рутледж. стр. 56–60. ISBN 0415127734 .
- ^ Блейк, Эмма; Кнапп, А. Бернард, ред. (2005). «Археология предыстории Средиземноморья» . Издательство Блэквелл. стр. 275, 287.
- ^ Коннор, Эндрю Джеймс (2006). Храмы как экономические агенты в раннем римском Египте: случай Тебтуниса и Сокнопаиу Несоса . Университет Цинциннати. стр. 355–56.
- ^ Чедвик 1973 , с. 198.
- ^ Финли 1979 , с. 62.
- ^ Финли 1979 , с. 64.
- ^ Чедвик 1973 , с. 106.
- ^ Накассис, Дмитрий (2010), «Переоценка основного капитала и финансов богатства в Микенском Пилосе», в Пуллен, DJ (редактор), Политическая экономия Эгейского бронзового века , Oxford: Oxbow Books, стр. 127
- ^ Поланьи, Карл, «Сравнительный подход к экономическим институтам в древности с иллюстрациями из Афин, Микен и Алалаха», в Крелинге, Карл Герман; Адамс, Роберт МакКормик (ред.), « Город непобедимый: симпозиум по урбанизации и культурному развитию на древнем Ближнем Востоке, состоявшийся в Восточном институте Чикагского университета, 4–7 декабря 1958 г.» , Чикаго: University of Chicago Press, стр. . 329–50
- ^ Кларк, Грэм (1961). Мировая предыстория, очерк . Кембридж [Англ.]: Университетское издательство. п. 148 .
- ^ Старр, Честер Дж. (1961). Истоки греческой цивилизации: 1100–650 гг. до н.э. Нью-Йорк. п. 48.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Палмер, Леонард Р. (1963). Толкование микенских греческих текстов . Оксфорд: Кларендон.
- ^ Чедвик, Джон (1976). Микенский мир . Кембридж; Лондон; Нью-Йорк; Мельбурн: Издательство Кембриджского университета. п. 70 . ISBN 9780521290371 .
- ^ Холстед, Пол (2011). «Перераспределение в эгейских дворцовых обществах: терминология, масштаб и значение» (PDF) . Американский журнал археологии . 115 : 229–35. дои : 10.3764/aja.115.2.229 .
- ^ Шоу, Джозеф В. (2006). Коммос: минойский портовый город и греческое святилище на Южном Крите . Афины: Американская школа классических исследований в Афинах. п. 119.
- ^ Кроуферд, Джон (21 августа 2006 г.) [1830]. «Ч. В. – Жадность суда». . Журнал посольства генерал-губернатора Индии при дворах Сиама и Кочинского Китая . Том. 1 (второе изд.). Лондон: Х. Колберн и Р. Бентли. стр. 115–16. OCLC 03452414 .
Ссылки
[ редактировать ]- Чедвик, Джон (1973). Документы на микенском греческом языке (1-е, 2-е изд.). Кембридж: в University Press.
- Финли, Моисей И. (1979). Мир Одиссея (2-е изд.). Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 9780140205701 .
- Бендалл, Лиза Мария (2007). Экономика религии в микенском мире: ресурсы, посвященные религии в микенском дворцовом хозяйстве (1-е изд.). Оксфорд: Школа археологии Оксфордского университета.