Азербайджанские авиалинии
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | 7 апреля 1992 г | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Хабы | Международный аэропорт Гейдар Алиев | ||||||
Фокусные города | |||||||
Программа для часто летающих пассажиров | Азал Майлз | ||||||
Дочерние компании | |||||||
Размер флота | 32 | ||||||
Направления | 55 [ 1 ] | ||||||
Материнская компания | Правительство Азербайджана | ||||||
Штаб-квартира | Баку , Азербайджан | ||||||
Ключевые люди | Самир Рзаев (Президент) | ||||||
Сотрудники | 7,000 | ||||||
Веб-сайт | www |
«Азербайджанские авиалинии» ( азербайджанский : Azərbaycan Hava Yolları ), также известные как AZAL , являются флагманским авиаперевозчиком и крупнейшей авиакомпанией страны Азербайджана . Базируясь в Баку , рядом с международным аэропортом Гейдар Алиев , перевозчик выполняет рейсы по направлениям в Азии , СНГ , Европе и США . «Азербайджанские авиалинии» являются членом Международной ассоциации воздушного транспорта .
Авиакомпания была основана 7 апреля 1992 года как первая национальная авиакомпания, созданная после обретения страной независимости. Государственная компания была приватизирована в 2000-х годах, в ходе которой право собственности на активы компании перешло в руки компаний, принадлежащих членам семей азербайджанских политических элит, в том числе президента Ильхама Алиева дочери Арзу Алиевой . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Первая авиационная эскадрилья в Азербайджане была сформирована 2 июня 1938 года. Эта дата была объявлена Днем гражданской авиации Азербайджана Указом Президента Азербайджанской Республики в 2006 году. В период с 1941 по 1945 годы авиация Азербайджана работала под девизом « Все для фронта».
В 1990 году Азербайджан объявил, что создает собственную авиакомпанию, независимую от «Аэрофлота» , давнего поставщика авиаперевозок для советских республик. «Азербайджанские авиалинии» (АЗАЛ) были официально созданы 17 августа 1992 года. Первым президентом авиакомпании стал Вагиф Садыхлы.
Созданная на базе регионального филиала Аэрофлота авиакомпания «Азербайджанские авиалинии», также известная как «Азербайджан Хава Йоллары», вскоре расправила свои крылья за пределами Советского Союза, который был эксклюзивной сферой деятельности Аэрофлота. был запущен регулярный маршрут Баку- Стамбул В январе 1991 года в партнерстве с Turkish Airlines было создано грузовое предприятие «Авиашарг» , а в сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами . AZAL унаследовал от Аэрофлота огромный флот, включающий более 20 самолетов Туполева советского производства, несколько региональных авиалайнеров и грузовых самолетов, 90 легких самолетов и 50 вертолетов. Однако мы быстро арендовали пару Боингов 727 , которые когда-то принадлежали Pan Am (и были построены в 1968 году). AZAL активно сотрудничал с Aviation Leasing Group (ALG), связанной с Фархадом Азимом , арендодателем самолетов Boeing 727 в США. [ 3 ] [ 4 ] У компании было совместное предприятие по трансатлантическим чартерным грузовым перевозкам с авиакомпанией ALG Buffalo Airways , которая также обучала экипажи AZAL по западным стандартам в Далласе , штат Техас .
В ноябре 1994 года AZAL открыл маршрут в Дубай , который, наряду со Стамбулом , был ключевым источником западных товаров. Вскоре он также начал летать в Тегеран , Тель-Авив , Санкт-Петербург , Лондон и Китай . В середине 1998 года рейсы по нескольким региональным направлениям были приостановлены из-за низкой рентабельности и необходимости ремонта трех самолетов Як-40. За исключением нескольких крупных городов, сообщение с соседними странами СНГ было приостановлено в январе 1999 года из-за задолженности. Эти маршруты, как правило, также были убыточными и столкнулись с новой конкуренцией со стороны поездов. По данным агентства Trend , в 1998 году на внутренние рейсы приходилось лишь около 16 процентов перевозок AZAL.
Пограничный спор Азербайджана с Арменией из-за Нагорного Карабаха задержал финансирование двух новых Boeing 757 США от Эксимбанка . По данным Air Transport Intelligence, гарантия по кредиту на сумму $66 млн стала первой сделкой Эксимбанка для Азербайджана. Финансирование также было гарантировано правительством Азербайджана и Международным банком Азербайджана . Королевства гарантировал Соединенного Департамент гарантирования экспортных кредитов финансирование двигателей Rolls-Royce , используемых на обоих самолетах Boeing 757. Первый из Боингов 757 был доставлен осенью 2000 года. Самолеты предлагали авиаперевозчику беспрецедентную дальность полета, комфорт и эффективность на дальнемагистральных международных маршрутах. Они также помогли представить миру современный образ. Второй Боинг 757, который должен был быть доставлен, прибыл в декабре с грузом медикаментов из-за недавнего землетрясения в Азербайджане. В январе 2001 года AZAL использовал один из самолетов для начала эксплуатации маршрута Париж -Баку в сотрудничестве с Air France .
В Азербайджане, преимущественно мусульманской стране, произошло сокращение воздушного движения после террористических атак 11 сентября на Соединенные Штаты . [ нужна ссылка ] Однако АЗАЛ смог оставаться прибыльным в течение 2001 года и даже добился прогресса в погашении своего долга. Вскоре авиакомпания стала закупать новые самолеты, поскольку вывела из эксплуатации устаревшие советские модели. AZAL заказал свои первые вертолеты западного производства в октябре 2002 года, купив шесть за 52 миллиона евро у Eurocopter . AZAL использовал вертолеты для переправки персонала и оборудования на нефтяные вышки в Каспийском море.
В июле 2004 года два авиалайнера AZAL были конфискованы Турцией из-за 12-летней задолженности Министерства сельского хозяйства Азербайджана турецкой компании. В том же месяце AZAL заказал новые украинского 52-местные турбовинтовые самолеты Ан-140 производства для пополнения своего регионального парка, заплатив около 36 миллионов долларов за четыре самолета.
22 июля 2010 года компании Boeing и «Азербайджанские авиалинии» подписали соглашение о замене двух самолетов Next-Generation 737 на один 767-300ER (увеличенной дальности полета) и два 767 Freighters. С учетом этого объявления, «Азербайджанские авиалинии» заказали в общей сложности восемь самолетов Boeing: два 767-300ER , два 767 Freighter , два Next-Generation 737 и два 787-8 . [ 5 ] В сентябре 2010 года AZAL отменил заказ на оставшиеся два самолета 737 Next-Generation. [ 6 ]
23 и 24 декабря 2014 года «Азербайджанские авиалинии» получили два Boeing 787 Dreamliner . заказанных самолета [ 7 ] авиакомпания также запустила свой продукт премиум-эконома . Вместе с 787 [ 8 ]
12 ноября 2017 года Boeing согласился продать 787-8 на сумму около 1,9 миллиарда долларов по прейскурантным ценам. авиакомпании «Азербайджанские авиалинии» пять самолетов [ 9 ]
Направления
[ редактировать ]Соглашения о совместном использовании кодов
[ редактировать ]«Азербайджанские авиалинии» имеют код-шеринговые рейсы со следующими авиакомпаниями: [ 10 ]
Флот
[ редактировать ]


Текущий автопарк
[ редактировать ]По состоянию на март 2024 г. [update]Парк «Азербайджанских авиалиний» состоит из следующих самолетов: [ 17 ]
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры | Примечания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
С | Да+ | И | Общий | Ссылки | ||||
Аэробус А319-100 | 3 | — | 24 | — | 90 | 114 | [ 18 ] | |
Аэробус А320-200 | 6 | — | 20 | — | 126 | 146 | [ 19 ] [ 20 ] | |
Аэробус А320нео | 3 | 12 | — | — | 186 | 186 | [ 21 ] | [ 22 ] [ 23 ] |
Аэробус А321нео | — | будет объявлено позже | ||||||
Аэробус А340-500 | 2 | — | 36 | — | 201 | 237 | [ 24 ] | Последняя авиакомпания в мире, выполняющая рейсы такого типа. Будет выведен из эксплуатации в 2025 году и заменен самолетами 787-8. |
Боинг 757-200 | 1 | — | 22 | — | 158 | 180 | [ 25 ] | |
Боинг 767-300ER | 2 | — | 22 | — | 176 | 198 | [ 26 ] | |
Боинг 787-8 | 2 | 12 | 18 | 35 | 157 | 210 | [ 27 ] | [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] |
Эмбраер 190 | 8 | — | — | — | 106 | 106 | ||
VIP автопарк | ||||||||
Аэробус ACJ319 | 1 | — | VIP | |||||
Аэробус ACJ320 | 1 | — | VIP | |||||
Аэробус А340-600 | 1 | — | VIP | |||||
Боинг 767-300ER | 1 | — | VIP | |||||
Боинг 777-200LR | 1 | — | VIP | [ 31 ] | ||||
Общий | 32 | 24 |
Исторический флот
[ редактировать ]

«Азербайджанские авиалинии» раньше эксплуатировали несколько самолетов, наиболее распространенным самолетом был Ту-154, пока он не был выведен из эксплуатации в 2013 году. Все самолеты, которыми эксплуатировались «Азербайджанские авиалинии», перечислены ниже.
Самолет | Флот | Представлено | Ушедший на пенсию | Примечания | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
АТР 42-500 | 2 | 2007 | 2013 | ||
АТР 72-200 | 4 | 2007 | 2013 | ||
Боинг 707-300 | 6 | 1994 | 1998 | [ 32 ] | |
Боинг 727-200 | 6 | 1993 | 2004 | Один автопарк в настоящее время находится на хранении | [ 32 ] |
Канадаэр CL-44 | 2 | 1997 | 1998 | [ 32 ] | |
Эмбраер 170 | 1 | 2013 | 2017 | Переведен в 100% дочернюю компанию Buta Airways. | |
Эмбраер 190 | 6 | 2013 | 2017 | ||
Ильюшин Ил-76 | 7 | 1993 | 2004 | Один самолет хранится в Баку | [ 32 ] |
Tupolev Tu-134 | 21 | 1993 | 2003 | [ 32 ] | |
1 | Все еще работает на правительство Азербайджана. | ||||
1 | 1995 | Разбился рейс 56 «Азербайджанских авиалиний» | |||
Tupolev Tu-154M | 31 | 1991 | 2013 | [ 32 ] | |
1 | Все еще работает на правительство Азербайджана. |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 30 ноября 1995 года, примерно в 19:10 LT, Боинг 707-323C , зарегистрированный как 4K-401, следовал из Урумчи ( URC ), но столкнулся с некоторыми проблемами с левым основным шасси . После пролета над взлетно-посадочной полосой Баку самолет совершил левый разворот, готовясь к посадке в аэропорту. Однако вскоре после этого самолет врезался в легкие стойки автомобильного моста и врезался в поле, в результате чего два члена экипажа погибли и еще четыре человека получили ранения. [ 33 ]
- 5 декабря 1995 года рейс 56 «Азербайджанских авиалиний» выполнял обратный рейс между Баку и Нахчываном . Рейс вылетел из Баку в 15:28 и прибыл в Нахчыван в 16:37 после полета без происшествий. Самолет был заправлен и подготовлен к обратному рейсу в Баку и вылетел в 17:52. При наборе высоты 60 метров после взлета и скорости полета 317 км/ч нет. 1 двигатель вышел из строя. Второй пилот отреагировал противодействием левому берегу. Затем капитан взял на себя управление самолетом. Поскольку второй пилот противостоял левому крену, у капитана не было сенсорной информации, которая могла бы предупредить его о том, что отказал левый двигатель. Самолет продолжил набор высоты 140 м, минуя слой смога , после чего капитан приказал заглушить правый двигатель. Бортинженер заметил, что мощность работающего двигателя снижается. Он вернул дроссель в исходное положение, но двигатель уже заглох. Через восемь секунд бортинженер сообщил, что отказали оба двигателя. Самолет достиг высоты 197 м, а скорость снизилась до 290 км/ч. Тогда капитан решил провести вынужденная посадка . Затем самолет совершил вынужденную посадку, во время которой был сделан резкий поворот направо, чтобы избежать столкновения с жилым домом. На правом крене под углом 37 градусов со скоростью снижения 10 м/с (1960 футов/мин) самолет врезался в поле на юго-западной окраине Нахчывана, в 3850 м от взлетно-посадочной полосы, в результате чего погибли 2 члена экипажа и 50 пассажиров; 30 получили ранения. Расследование показало, что из-за механической неисправности левого двигателя экипаж заглушил работающий правый двигатель. Эргономика кабины экипажа Ту-134Б способствовала тому, что бортинженерам было трудно контролировать параметры двигателя в условиях слабой освещенности. Позже был сделан вывод, что двигатель вышел из строя, поскольку проработал более 30 часов с неисправленной неисправностью. [ 34 ]
- 15 мая 1997 года несколько азербайджанских солдат возвращались в лагерь недалеко от Гянджи после учений по стрелковому оружию и начали стрелять по дорожному знаку. В то же время самолет Яковлев 40 4К-87504 возвращался с тренировочного полета и находился над районом на подходе к аэропорту Гянджи . Несколько шальных пуль попали в Як-40 и попали в кислородный баллон. Возник пожар, управление было потеряно. Самолет упал на расстоянии 5160 метров от взлетно-посадочной полосы и в 95 метрах левее продолженной осевой линии. Все 6 членов экипажа погибли. [ 35 ]
- 18 августа 2000 года пассажир угнал рейс 154 «Азербайджанских авиалиний», Ту-154 , когда самолет выполнял внутренний рейс между Нахчываном и Баку. Угонщик утверждал, что вооружен ручной гранатой и бутылкой с горючей жидкостью. Он потребовал, чтобы самолет, на борту которого находились 164 пассажира, был доставлен в Стамбул (Турция), где он хотел навестить госпитализированного азербайджанского политического лидера. Угонщик согласился на рекомендацию пилота дозаправиться в Тбилиси (Грузия). Однако угонщик был схвачен двумя сотрудниками МНБ, находившимися в самолете. Самолет приземлился в Баку, и угонщик был арестован. Гранаты у него не было, но, как сообщается, он имел при себе две бутылки: одну с керосином , а другую с неопознанной жидкостью. Угонщиком оказался председатель нахичеванского отделения оппозиционной партии "Мусават" . На следующий день в оппозиционной газете был напечатан ряд в основном политических требований угонщика, включая перенос парламентских выборов на декабрь. Через несколько дней после угона главный редактор газеты был арестован и обвинен в терроризм за поддержание контактов с угонщиком. Сообщается, что документы, касающиеся угона, находились в его квартире. Однако угонщик заявил, что действовал в одиночку. [ 36 ]
- 23 декабря 2005 года рейс 217 «Азербайджанских авиалиний» , самолет Ан-140 , зарегистрированный как 4K-AZ48, следовавший в Актау , упал в Каспийское море примерно в 20 милях к северу от Баку. Все 18 пассажиров и пять членов экипажа погибли. Авиакомпания приостановила производство остальных самолетов Ан-140 и отложила планы по закупке большего количества самолетов этого типа в Украине. [ 37 ] Следователи обнаружили, что три независимых гироскопа не предоставляли экипажу информацию о стабилизированном курсе и ориентации в начале полета. [ 38 ]
- 12 августа 2010 года у рейса 75 «Азербайджанских авиалиний», самолета Airbus A319-111, зарегистрированного как 4K-AZ04 и носившего название «Губа», произошло обрушение шасси, когда самолет покинул взлетно-посадочную полосу 05-23 после прибытия в международный аэропорт Ататюрк в Стамбуле. . Самолет получил серьезные повреждения, но все 127 пассажиров и экипаж остались невредимыми. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]- Музей гражданской авиации Азербайджана
- Список авиакомпаний Азербайджана
- Список аэропортов Азербайджана
- Список компаний Азербайджана
- Транспорт в Азербайджане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АЗАЛ Азербайджанские Авиалинии» на ч-авиации . ч-авиация . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Асадзаде, Ульвийе; Исмайлова, Хадиджа (13 августа 2010 г.). «Азербайджанская империя Алиева растет, когда в игру присоединяется дочь» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода .
- ^ Fitzgibbon, Will (5 April 2016). "Шпионам и сомнительным пособникам разведслужб удается оставаться в тени благодаря хитрым приемам компании" [Spies and dubious intelligence aides manage to stay in the shadows thanks to the company's cunning tricks]. OCCCR (in Russian). Archived from the original on 25 March 2019 . Retrieved 22 October 2021 .
- ^ «АЛГ Сервисез» . Веб-сайт ALG (algkc.com) . Архивировано из оригинала 18 августа 2013 года . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ «Азербайджанские авиалинии» заказали пассажирские и грузовые модели Boeing 767-300 . Boeing.mediaroom.com. 22 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 25 января 2011 г.
- ^ «Заказы и поставки Boeing на 2010 год. Часть 1» . Авиалайнеры.нет. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ «Первый Dreamliner для AZAL». Мир авиалайнеров : 10 марта 2015 г.
- ^ «[>talkinterior] «Азербайджанские авиалинии» (AZAL) наконец-то предоставили подробную информацию о компоновке Boeing 787» . > Talkairlines . 25 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 года . Проверено 29 декабря 2014 г.
- ^ Уолл, Роберт; Парази, Николас (12 ноября 2017 г.). «Авиакомпания Emirates заказала 40 самолетов Boeing 787 Dreamliner» . Уолл Стрит Джорнал . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ «Профиль об Азербайджанских Авиалиниях АЗАЛ» . КАПА . Центр авиации. Архивировано из оригинала 29 октября 2016 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Австрийские кодшеринговые партнеры» . Австрийский . 1 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2019 года . Проверено 1 июня 2020 г.
- ^ "AZAL и "Белавиа" подписали код-шеринговое соглашение по маршруту Баку-Минск" . Азербайджанские авиалинии (на французском языке). Архивировано из оригинала 22 октября 2018 года . Проверено 22 октября 2018 г.
- ^ Лю, Джим (26 апреля 2019 г.). «Азербайджанские авиалинии» расширяют кодшеринговое партнерство Etihad на S19» . Маршрут онлайн . Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 года . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ «S7 Airlines расширяет код-шеринговую услугу «Азербайджанские авиалинии» с конца января 2024 года» . Аэрорутс . 31 января 2024 г. Проверено 31 января 2024 г.
- ^ «S7 Airlines расширяет код-шеринговую услугу «Азербайджанские авиалинии» с середины мая 2024 года» . Аэрорутс . 20 мая 2024 г. Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Лю, Джим (16 сентября 2019 г.). «SCAT/Азербайджанские авиалинии планируют с конца октября 2019 года воспользоваться код-шеринговыми рейсами» . Маршрут онлайн. Архивировано из оригинала 18 сентября 2019 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
- ^ «Глобальный справочник авиакомпаний 2019 (Часть первая)». Мир авиалайнеров : 5 октября 2019 г.
- ^ «Аэробус А319» . Азербайджанские авиалинии (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Аэробус А320» . Азербайджанские авиалинии (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Азербайджанские авиалинии, ноябрь/декабрь 2023 г., арендовали GetJet A320» . Аэрорутс . 24 ноября 2023 г. Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ «АЗАЛ пополнит свой флот современными самолетами Airbus A320Neo» . Азербайджанские авиалинии . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «Азербайджанские авиалинии» заказали 12 самолетов семейства A320neo» . «Азербайджанские Авиалинии» (Пресс-релиз) . Проверено 6 апреля 2023 г.
- ^ «Азербайджанские авиалинии» заказали 12 самолетов семейства A320neo» . Airbus (Пресс-релиз) . Проверено 6 апреля 2023 г.
- ^ «Аэробус А340-500» . Азербайджанские авиалинии (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Боинг 757-200» . Азербайджанские авиалинии (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Боинг 767-300» . Корректировщик самолетов (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ «Боинг 787-8 Дримлайнер» . Азербайджанские авиалинии (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 14 июня 2017 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Азербайджанские авиалинии» заказали пять самолетов Boeing 787 Dreamliner . Рейтер. 12 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2017 года . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «АЗАЛ пополнит свой флот новыми самолетами Boeing 787 Dreamliner» (Пресс-релиз). Азербайджанские авиалинии. 20 июля 2022 г.
- ^ «Азербайджанские авиалинии» расширяют дальнемагистральный парк и оформляют заказ на большее количество самолетов Boeing 787 Dreamliner (пресс-релиз). Боинг. 28 апреля 2023 г.
- ^ «Азербайджанский AZAL пополнит свой первый самолет B777-200(LR) в VIP-конфигурации» . Ч-Авиация . 27 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 30 января 2020 года . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «АЗАЛ Азербайджанские Авиалинии - Флот - PlaneLogger» . www.planelogger.com . Архивировано из оригинала 3 августа 2017 года . Проверено 9 декабря 2017 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Boeing 707-323C 4K-401 в аэропорту Баку» . Aviation-safety.net. 30 ноября 1995 года. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ «Авиакатастрофа АСН Ту-134Б-3 4К-65703 Аэропорт Нахчыван» . Aviation-safety.net. Архивировано из оригинала 26 июня 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ «АСН Авиакатастрофа Яковлева 40 4К-87504 Аэропорт Гянджа» . Aviation-safety.net. 15 мая 1997 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2011 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ «Преступные действия против авиации» (PDF) . 2000. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ «В авиакатастрофе в Азербайджане погибло 23 человека» – BBC» . Новости Би-би-си . 23 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 г. Проверено 16 июня 2010 г.
- ^ «У разбившегося Ан-140 произошел отказ гироскопа» . Flightglobal.com. 10 января 2006 г.
- ^ «Авиационная катастрофа ASN Airbus A319-111 4K-AZ04, международный аэропорт Стамбул-Ататюрк» . Aviation-safety.net. Архивировано из оригинала 19 августа 2010 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с «Азербайджанскими авиалиниями» , на Викискладе?