ТАП Эйр Португалия
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | 14 марта 1945 г ( Португальцы Transportes Aéreos ) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало деятельности | 19 сентября 1946 г | ||||||
Хабы | Лиссабонский аэропорт [1] | ||||||
Вторичные концентраторы | Порту аэропорт | ||||||
Фокусные города | Аэропорт Мадейры | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | TAP Miles&Go | ||||||
Альянс | Звездный Альянс | ||||||
Дочерние компании | ТАП Экспресс | ||||||
Размер флота | 80 | ||||||
Направления | 87 [2] (включая TAP Express) | ||||||
Штаб-квартира | Лиссабон , Португалия | ||||||
Ключевые люди | Луис Родригес [3] | ||||||
Доход | ![]() | ||||||
Операционная прибыль | ![]() | ||||||
Чистая прибыль | ![]() | ||||||
Общий капитал | ![]() | ||||||
Сотрудники | 6,626 [4] | ||||||
Веб-сайт | www |
TAP Air Portugal флагманский авиаперевозчик Португалии — . [1] штаб-квартира находится в аэропорту Лиссабона , который также служит ее транспортным узлом . TAP – Transportes Aéreos Portugals – является членом Star Alliance с 2005 года и выполняет в среднем 2500 рейсов в неделю по 90 направлениям. [5] в 34 странах мира. По состоянию на май 2019 года парк компании насчитывает 100 самолетов. [6] все они произведены Airbus, за исключением 19 самолетов, произведенных Embraer , выполняющих рейсы от имени региональной авиакомпании TAP Express . [ нужна ссылка ]
Авиакомпания была основана 14 марта 1945 года и начала коммерческие перевозки 19 сентября 1946 года. Будучи основанной как национальное учреждение, авиакомпания была приватизирована впервые в своей истории в 1953 году. На протяжении всего своего существования TAP попеременно работала между государственной и частной авиакомпанией. собственность.
В 1965 году компания купила свой первый Boeing реактивный лайнер 707 . В 1967 году авиакомпания стала первой в Европе, эксплуатирующей исключительно реактивные самолеты. В 1979 году авиакомпания прошла программу модернизации, сменив название на TAP Air Portugal. К концу десятилетия авиакомпания имела парк из 32 современных авиалайнеров, которые обслуживали более 40 направлений на четырех континентах. В 1980-е годы парк самолетов Boeing 707 и 747 был заменен на самолеты Lockheed L-1011 TriStars и Airbus A310 на дальнемагистральных маршрутах. В 1983 году TAP начала эксплуатацию своих первых самолетов Boeing 737-200 на ближнемагистральных маршрутах. К концу 1990-х годов TAP продала свои Boeing 727 и 737, заменив их самолетами Airbus A319 , A320 и A321 . Его Lockheed L-1011 TriStars также были заменены Airbus A340 . Эти изменения привели к тому, что TAP с тех пор стала эксплуатантом только Airbus и эксклюзивным клиентом европейского производителя самолетов. [ нужна ссылка ]
Нынешнее правительство Португалии обнародовало планы реприватизации авиакомпании. [7] Счетная палата Португалии резко критиковала вмешательство общественности в TAP. [8] В 2022 году Министерство транспорта США объявило о «исторических» принудительных мерах в отношении шести авиакомпаний, включая TAP: выплачено 126,5 миллиона долларов в виде требуемого возмещения и штраф в размере 1,1 миллиона долларов «за крайние задержки с предоставлением возмещения». [9]
История
[ редактировать ]Создание и первые операции
[ редактировать ]
14 марта 1945 года авиакомпания была основана как государственная компания под названием Transportes Aéreos Portugals ( Португальские воздушные перевозки ) и действовала под юрисдикцией Управления гражданской авиации Португалии . [10] Позже в том же году компания получила свой первый самолет — пару Douglas DC-3 . Авиакомпания начала коммерческие перевозки 19 сентября 1946 года, выполнив первый рейс из Лиссабона в Мадрид , перевезя в общей сложности 11 пассажиров на одном из своих самолетов DC-3. [10] 31 декабря 1946 года TAP начал свою Linha Aérea Imperial , колониальную службу с двенадцатью остановками, включая Луанду , Анголу и Лоренсу-Маркиш (ныне Мапуту ), Мозамбик . [10] Он преодолел 24,450 километров (15,193 миль; 13,202 морских миль) за 15 дней (в обе стороны), что сделало его самым продолжительным воздушным сообщением с двухмоторными авиалайнерами на тот момент. Чтобы соответствовать тропическим условиям в большинстве этих мест, была принята специальная униформа, состоящая из рубашек цвета хаки с юбками или шортами. [10]
В 1947 году авиакомпания запустила свои первые внутренние рейсы, открыв маршрут между Лиссабоном и Порту , а также еще один международный маршрут между Сан-Томе и Лондоном . [10] В том же году в общей сложности четыре самолета Douglas DC-4 было приобретено Skymasters; Сообщается, что они оставались в эксплуатации авиакомпании еще в 1960 году. [11] Они использовались на маршрутах в Африку и в основные европейские пункты назначения, включая Лондон. [10] В 1948 году были открыты новые рейсы в Севилью и Париж . [10]
Приватизация
[ редактировать ]В 1953 году авиакомпания была приватизирована впервые в своей истории, реорганизовавшись из государственной службы в публичную компанию с ограниченной ответственностью (plc); в том же году он начал новые рейсы в Танжер и Касабланку . [10] В конце 1955 года Lockheed Super Constellation было приобретено несколько четырехмоторных герметичных авиалайнеров ; они были немедленно введены в регулярные рейсы TAP African в Луанду и Лоренсу-Маркеш. [12] Super Constellation удалось заметно сократить время полета по сравнению с предыдущими авиалайнерами на своих маршрутах. [10]
В 1955 году авиакомпания открыла новые горизонты, совершив успешный экспериментальный трансатлантический рейс на дальние расстояния в Рио-де-Жанейро , Бразилия . [10] На этом рейсе в качестве пассажира находился португальский авиатор и картограф Карлос Вьегас Гаго Коутиньо . К концу десятилетия фирма достигла нескольких важных результатов, в том числе перевезла 64 000 пассажиров, наработала 10 000 часов авиапарка, маршрутную сеть протяженностью 14 000 км, а также наняла более 1 000 сотрудников. [10]
Начиная с 1960 года, TAP открыл Рио-де-Жанейро в качестве своего первого пункта назначения в Бразилии в рамках совместного воздушного сообщения под названием « Voo da Amizade » («Полет дружбы») с Panair do Brasil (1960–1965) и Varig (1965–1967). ). [10] Маршрут из Лиссабона в Гоа , 19-часовой перелет с пятью пересадками, был добавлен в сеть в 1961 году. [13]
Эпоха реактивных самолетов – середина 1960-х годов.
[ редактировать ]
В июле 1962 года TAP вступила в эру реактивных самолетов , закупив первую партию из трех французских самолетов Sud Aviation Caravelle , первых двухдвигательных авиалайнеров. [10] Впервые они эксплуатировались на наиболее конкурентоспособных европейских маршрутах авиакомпании. [14] В том же году были запущены новые рейсы между Лиссабоном и Лас-Пальмасом , а также Санта-Марией на Азорских островах . В 1963 году открылись дополнительные европейские маршруты, обслуживающие Женеву , Мюнхен и Франкфурт . [10]


19 июня 1964 года авиакомпания перевезла миллионного пассажира, спустя почти 18 лет после начала деятельности. [10] В следующем году TAP приобрела свой первый Boeing реактивный лайнер 707 . Два года спустя за ним последует ближнемагистральный Boeing 727 . [10] 17 июня 1966 года TAP выполнила свой первый единственный рейс в Бразилию: один из ее самолетов 707 приземлился в аэропорту Галеан в Рио-де-Жанейро точно в то же время и в тот же день, когда гидросамолет Санта-Крус пришвартовался в заливе Гуанабара в 1922 году. когда Сакадура Кабрал и Гаго Коутиньо совершили свой исторический переход через Южную Атлантику. Открыт маршрут в Бразилию. [ нужна ссылка ]
В 1967 году авиакомпания достигла важной вехи: она стала первой европейской авиакомпанией, которая летала исключительно на реактивных самолетах. [15] В 1969 году сообщение с Нью-Йорком через остров Санта-Мария началось ; два года спустя Бостон был добавлен к службе Нью-Йорка. [10] В 1971 году авиакомпания решила переместить свою штаб-квартиру в аэропорт Лиссабона. [10] В следующем году TAP получила первый из первоначальной партии из четырех самолетов Boeing 747-200 . В 1974 году она стала первой европейской авиакомпанией, выполнившей полный ремонт двигателя Pratt & Whitney JT9D турбовентиляторного , который, среди других самолетов, использовался в ранних версиях Boeing 747. [10] К концу десятилетия авиакомпания имела парк из 32 современных авиалайнеров, которые обслуживали более 40 направлений на четырех континентах. [10]
В 1974 году TAP представила новую компьютеризированную систему бронирования, контроля загрузки и регистрации, известную как Tapmatic . [10] К концу 1974 года TAP перевезла более 1,5 миллиона пассажиров, налетала 68 210 часов по сети протяженностью почти 103 000 километров и имела штат более 9 000 человек.
Национализация
[ редактировать ]После революции 25 апреля 1974 года Португалию в следующем году охватила волна национализаций , и TAP не стала исключением, став, таким образом, государственной корпорацией в 1975 году. [13] [10]
После обретения независимости Анголой и Мозамбиком важность африканского рынка значительно снизилась; из-за снижения спроса на пассажиров два Боинга 747 были проданы в 1976 году. В 1979 году авиакомпания запустила программу модернизации; Среди других изменений бренда, его название было изменено на TAP Air Portugal , которое считалось более узнаваемым для международных клиентов. [10]
Модернизация и расширение флота
[ редактировать ]

В 1980 году TAP запустила новое сообщение между Лиссабоном и Барселоной ; операции были также расширены между Миланом и Римом . [10] В следующем году Тереза Карвальо стала первой женщиной-пилотом авиакомпании; в том же году был выпущен первый бортовой журнал Atlantis . Сообщается, что в 1985 году авиакомпания впервые перевезла два миллиона пассажиров за один год; 14 марта 1985 года в ознаменование сорокалетия компании также был открыт музей, посвященный авиакомпании. [10]
В 1980-е годы парк самолетов Boeing 707 и 747 был заменен на самолеты Lockheed L-1011 TriStars и Airbus A310 на дальнемагистральных маршрутах. В 1983 году TAP начала эксплуатацию своих первых самолетов Boeing 737-200 на ближнемагистральных маршрутах. [10] В 1988 году была запущена новая система расчета стоимости проезда и продажи билетов. В том же году она также стала первой авиакомпанией, которая использовала каналы передачи данных «земля-воздух» через спутниковую связь. [10]
В 1985 году TAP основала свою чартерную дочернюю компанию Air Atlantis , обеспечивающую развлекательные полеты в большинство европейских городов, где эксплуатировались лайнеры Boeing 707, Boeing 727 и Boeing 737. [ нужна ссылка ]
Сообщается, что в 1991 году авиакомпания впервые перевезла три миллиона пассажиров. [10] В 1993 году TAP начал летать в Тель-Авив . В 1994 году TAP подписала соглашение о совместном использовании кодов с Delta Air Lines для полетов в Северной Атлантике; действие этого соглашения истекло в 2005 году. [ нужна ссылка ] В 1996 году было открыто сообщение с Бостоном через остров Терсейра , было открыто сообщение с Макао и запущен веб-сайт TAP . [10] В 1997 году началось сообщение с Пунта-Каной и Бангкоком ; однако в следующем году полеты в Бангкок и Макао были прекращены. [ нужна ссылка ]
К концу 1990-х годов TAP расширила свой парк за счет продажи старых самолетов Boeing 727 и Boeing 737 и замены их самолетами Airbus A319 , A320 и A321 . [10] Ее самолеты TriStars были проданы Air Luxor и, начиная с 1995 года, заменены на Airbus A340. Эти изменения привели к тому, что TAP стала оператором только Airbus, что, по ее утверждению, также сделало ее парк более экономичным и универсальным. [10] Кроме того, авиакомпания инициировала программу постоянной модернизации и обновления салонов с целью достижения еще более высокого уровня обслуживания. В 1999 году TAP представила свои первые рейсы Blue Flight , на которых курение было запрещено. [10]
был сформирован стратегический альянс В 1997 году между TAP и Swissair . В рамках этого соглашения в TAP прибыла команда профессиональных менеджеров во главе с бразильцем Фернандо Пинту . Часть соглашения приведет к покупке Swissair 34% акций TAP. Кроме того, TAP стала участником Qualiflyer , программы для часто летающих пассажиров, проводимой швейцарским авиаперевозчиком. Из-за финансовых трудностей швейцарская компания в конечном итоге не купила согласованные акции TAP Air Portugal, в одностороннем порядке аннулировав соглашение о партнерстве, что привело к неожиданным расходам для португальской авиакомпании в 2000 году. Этот отзыв завершился судебным иском, поданным TAP против Swissair. [16] [13]
Начало 21 века
[ редактировать ]
В феврале 2005 года TAP Air Portugal была переименована в TAP Portugal . [10] 14 марта 2005 года TAP стала членом многонационального Star Alliance , в тот же день компания отметила свое 60-летие. TAP также расторгла соглашение о совместном использовании кодов с Delta Air Lines и заключила новое соглашение с United в рамках своего членства в Star Alliance . В соответствии с этим соглашением код United (UA) размещается на трансатлантических рейсах TAP Air Portugal и некоторых рейсах в Африке, а код TAP Air Portugal (TP) размещается на рейсах United. [ нужна ссылка ]
В 2006 году TAP Air Portugal подписала соглашение с Espírito Santo International о приобретении 99,81% португальской региональной авиакомпании Portugália . Кроме того, компания заключила соглашение о совместном использовании кодов с US Airways на всех маршрутах между Португалией и США со стыковочными рейсами из Ньюарка и Филадельфии . [ нужна ссылка ]
В 2007 году компания TAP Air Portugal была награждена НАТО как лучший источник ремонта двигателей/самолетов для программы технического обслуживания систем АВАКС НАТО. TAP Air Portugal имеет комплексные базы технического обслуживания и ремонта в Португалии (Лиссабон) и Бразилии (Рио-де-Жанейро и Порту-Алегри), а также специализированные станции линейного технического обслуживания на трех континентах: 4 в Португалии, 8 в Бразилии и 1 в Анголе. [17] В июне 2009 года он начал регулярные полеты в Москву, Варшаву и Хельсинки . [18]
После решения передать свою систему обслуживания пассажиров на аутсорсинг в 2008 году, TAP перевела свои системы бронирования и инвентаризации на систему Altéa, управляемую Amadeus . До перехода в Альтеа TAP использовала систему Tapmatic, разработанную Delta Air Lines и используемую с 1972 года. [ нужна ссылка ]

В 2010 году TAP открыла два новых маршрута в Африку: Марракеш и Алжир , последний из которых был прекращен в 2017 году. Запуск этих новых маршрутов подчеркнул усиление стратегии авиакомпании-перевозчика в Африке, которая является важным сегментом сети, где С 2001 года авиакомпания постоянно расширялась, увеличившись с 236 000 до 541 000 пассажиров, то есть рост более чем на 129%. [ нужна ссылка ] новые дальние маршруты в Майами и Порту-Алегри . В 2011 году были открыты [19] [20]
Реприватизация
[ редактировать ]

Чтобы получить трехлетнюю национальную помощь , Португалия была вынуждена продать свои доли в нескольких компаниях, включая государственную авиакомпанию. [21] Несколько международных операторов были привлечены стратегической позицией авиакомпании, но 18 октября 2012 года правительство Португалии объявило единственного потенциального участника торгов на приватизированного национального перевозчика: южноамериканский консорциум Synergy Aerospace , владелец колумбийской авиакомпании Avianca . [21] Португальская финансовая газета Dinheiro Vivo сообщила, что правительство приостановит переговоры о приватизации, если предложение Германа Ефромовича Synergy Aerospace не будет одобрено. [21] [22]
21 марта 2014 года авиакомпания объявила, что приобретет два самолета ATR 42-600 для дочерней компании Portugália , заменив меньший Beechcraft 1900D, ранее эксплуатируемый PGA Express . [23] [24]
Правительство Португалии планировало продать свой контрольный пакет акций флагманского перевозчика одному или нескольким крупным инвесторам в рамках возобновления приватизации в 2014 году. [25] Он намеревался продать 66% акций авиакомпании, при этом 5% будет выделено для ее 7500 сотрудников. [26] Среди известных участников торгов были южноамериканский бизнесмен Герман Ефромович , чья заявка на TAP в 2012 году не соответствовала первоначальным условиям; [27] консорциум, образованный американским бизнесменом Фрэнком Лоренцо и португальским предпринимателем Мигелем Паисом ду Амаралом ; американский бразильский бизнесмен Дэвид Нилеман , основатель JetBlue в США и Azul в Бразилии; и, наконец, Globalia, материнская компания Air Europa . [28]
В мае 2015 года забастовка пилотов , продолжавшаяся более недели, привела к отмене около 3000 рейсов TAP Air Portugal. [29]
В июне 2015 года правительство Португалии решило продать группу TAP Air Portugal, владеющую TAP Air Portugal, консорциуму Atlantic Gateway, образованному партнерами Дэвидом Нилеманом и Умберто Педросой, которые взяли под свой контроль 61% капитала флагманского перевозчика. Согласно меморандуму, подписанному новым владельцем, TAP Air Portugal должна была сохранить Португалию в качестве основного узла авиакомпании в течение как минимум 30 лет. [30] Консорциум, обеспечивший приватизацию компании в июне 2015 года, пообещал купить для авиакомпании 53 новых самолета Airbus; Новые заказы включали 14 широкофюзеляжных самолетов A330 и 39 узкофюзеляжных самолетов семейства A320. [31]
Ренационализация
[ редактировать ]
В октябре 2015 года новое левое правительство стремилось вернуть контрольный пакет акций авиакомпании государству путем ренационализации , а в феврале 2016 года подписало соглашение с частным консорциумом, в котором говорилось, что 50% компании принадлежит португальскому государству, 45% — португальскому государству. консорциумом Atlantic Gateway и 5% акций, доступных сотрудникам и сотрудникам TAP. [32]
14 января 2016 года TAP Air Portugal объявила, что дочерняя компания Portugália Airlines к 27 марта 2016 года будет переименована в TAP Express в рамках дальнейших мер по реструктуризации внутри группы. [33] В тот же день было объявлено, что к июлю 2016 года весь парк Португалии будет заменен новыми самолетами, получившими окраску, аналогичную ливрее TAP Air Portugal. [33] В том же месяце произошло сокращение сети авиаперевозчиков: TAP объявила о прекращении дальнемагистральных рейсов в Панама-Сити , Манаус и Боготу , а также европейских рейсов в Ганновер и Загреб . [34]
TAP Air Portugal планировала продвигать Португалию как туристическое направление в Соединенных Штатах, а Лиссабон как ворота в Европу для путешественников из Северной Америки, а в феврале 2016 года объявила о возвращении нью-йоркского аэропорта Джона Ф. Кеннеди Интернэшнл и бостонского аэропорта Логан Интернэшнл в качестве ежедневного рейсового аэропорта. -остановочные направления из Лиссабона. Бостонское сообщение началось 11 июня, а новые ежедневные рейсы JFK - 1 июля, оба выполнялись на новых самолетах Airbus A330-200, полученных в июне того же года от Azul Brazil Airlines . Эти два новых маршрута усилили присутствие авиакомпании на американском рынке, наряду с рейсами в Майами из Лиссабона и в Ньюарк из Лиссабона и Порту. В совокупности количество рейсов TAP Air Portugal в США выросло до 30 в неделю. [35]
В 2017 году TAP расширила свою сеть, добавив 10 маршрутов, некоторые из которых ранее обслуживались авиакомпанией: Абиджан , Кот-д’Ивуар ; Аликанте и Лас-Пальмас , Испания ; Бухарест , Румыния ; Будапешт , Венгрия ; Кёльн и Штутгарт , Германия ; Фес , Марокко ; Ломе , Того ; Аэропорт Лондон-Сити , Великобритания и Торонто , Канада .
В марте 2017 года Мигель Антунес Фраскильо , президент и генеральный директор AICEP Portugal Global , был выбран новым председателем правления TAP Air Portugal. [36] [37]
14 сентября 2017 года TAP Portugal была переименована в TAP Air Portugal , вернувшись к названию, которое использовалось в период с 1979 по 2005 год. [38]
В 2020 году, в разгар кризиса, вызванного Covid-19 , Европейская комиссия одобрила план правительства Португалии по спасению флагманского перевозчика, открыв путь к первому траншу государственного кредита в размере 1,2 миллиарда евро (1,36 миллиарда долларов США), чтобы помочь ему пережить кризис. и план реструктуризации, включая сокращение штата сотрудников и продажу самолетов. [39]
14 ноября 2022 года Министерство транспорта США объявило об исторических принудительных мерах в отношении шести авиакомпаний, включая TAP, выплате 126,5 миллионов долларов США в виде требуемого возмещения и штрафе в размере 1,1 миллиона долларов США «за крайние задержки в предоставлении возмещения». В этом календарном году Департамент планирует издать дополнительные приказы об оценке гражданских санкций за нарушения защиты прав потребителей. [40]
Планируемая реприватизация
[ редактировать ]Правящее большинство Португалии в парламенте с тех пор объявило в сентябре 2022 года о желании еще раз реприватизировать компанию и ждет подходящего рыночного момента, чтобы приступить к осуществлению этого плана. [41] По его данным, правительство Португалии хочет завершить продажу в течение первого полугодия 2023 года. [ нужна ссылка ] Непосредственная предыдущая ренационализация, которая в настоящее время сохраняется, была заметным политическим обещанием, вытекающим из первого мандата нынешнего исполнительного директора, в рамках аргумента о том, что TAP является стратегической компанией для экономики страны и как таковая должна быть публичной. Ренационализация вызвала резкую критику со стороны Счетной палаты Португалии, которая подтвердила, что она не будет эффективной и обременит налогоплательщиков различными миллионами евро. Вливание денег португальских налогоплательщиков составило 337 500 000,00 евро напрямую и 615 000 000,00 евро косвенно в качестве гарантий по долгам компании. [42] [43] В октябре 2022 года Счетная палата Португалии снова подвергла резкой критике вливание налогоплательщиками денег в TAP, заявив в своей оценке общего государственного счета за 2021 год, что его следует учитывать как эффективные расходы, а не как финансовый актив: «классификация финансовых активов, не выраженных в фактических расходах, но оказывающих значительное влияние на долг, которые, по сути, направлены на достижение целей социальной и государственной политики и не предназначены для получения финансовой отдачи». Таким образом, рассматривая это как убыточную государственную инвестицию, связанную с риском суверенного долга для государства и, следовательно, угрожающую законным интересам налогоплательщиков. [44] [45]
Бывший министр инфраструктуры Португалии Педро Нуну Сантуш подал в отставку 29 декабря 2022 года после негативной реакции по поводу новостей о выходном пособии в полмиллиона евро бывшему руководителю TAP Александре Рейс, тогдашнему министру финансов, которая накануне ушла из правительства. [46] 6 марта 2023 года правительство Португалии уволило главного исполнительного директора (генерального директора) и председателя авиакомпании после разочаровывающего отчета Генеральной инспекции финансов Португалии. [47]
Корпоративные дела и айдентика
[ редактировать ]Головной офис TAP расположен в здании 25 на территории аэропорта Умберто Дельгаду в Санта-Мария-дос-Оливаис , Лиссабон . [48] [49]
Дочерние компании
[ редактировать ]Дочерними компаниями TAP Air Portugal являются:
|
До конца 2016 года TAP Air Portugal владела 51% акций Lojas Francas de Portugal (LFP), совместного предприятия по розничной торговле, созданного в 1995 году флагманским авиаперевозчиком и Dufry. LFP присутствует в Лиссабоне, Порту, Фару, Мадейре и Азорских островах с более чем 30 магазинами, а также присутствует на борту TAP Air Portugal со своим журналом покупок «On Air». Его доля в компании была продана Винчи , владельцу ANA Aeroportos de Portugal .
ТАП Карго
[ редактировать ]TAP Cargo — грузовое подразделение TAP Air Portugal. Она не управляет собственными грузовыми самолетами, но продает грузовые мощности на пассажирских рейсах TAP, а также поддерживает пять регулярных грузовых маршрутов с использованием других авиакомпаний:
- Лондонский аэропорт Хитроу, обслуживаемый компанией European Air Transport, на самолете Boeing 757.
- Аэропорт Франкфурта, обслуживаемый авиакомпанией MNG Airlines, на самолете Airbus A300.
- Аэропорт Кельн-Бонн, обслуживаемый авиакомпанией MNG Airlines, на самолете Airbus A300.
- Аэропорт Брюсселя обслуживается авиакомпанией Royal Jordanian на самолете Airbus A310.
- Дакар аэропорт
TAP Cargo также выполняет грузовые нерегулярные рейсы Лиссабон-Луанда на самолетах Avient Aviation DC-10F, Girjet 747-200F и других арендованных самолетах.
Бизнес-тенденции
[ редактировать ]Ключевые тенденции для TAP Air Portugal, в т.ч. TAP Express (по состоянию на финансовый год, заканчивающийся 31 декабря): [50]
Год до конца декабря | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Финансовые результаты | |||||||||
Выручка (млн евро) | 2,598 | 2,338 | 2,978 | 3,177 | 3,299 | 1,060 | 1,389 | 3,485 | 4,200 |
Операционный результат (млн евро) | −106 | 13 | 107 | −27 | 47 | −965 | −1,489 | 268 | 871 |
Чистый результат (млн евро) | −152 | −23 | 23 | −58 | −96 | −1,230 | −1,599 | 65 | 177 |
Эксплуатационные данные | |||||||||
Сотрудники | 11,023 | 11,019 | 10,881 | 8,145 | 9,006 | 8,106 | 6,626 | 6,988 | |
Пассажиры (м) [51] | 11.3 | 11.6 | 14.2 | 15.7 | 17.0 | 4.6 | 5.8 | 13.7 | 15.9 |
Коэффициент загрузки (%) | 80.3 | 79.8 | 82.9 | 81.0 | 80.1 | 64.6 | 63.0 | 80.0 | 80.8 |
Количество направлений | 84 | 75 | 85 | 91 | 95 | 88 | 88 | 90 | |
Действующий флот | 61 | 63 | 88 | 96 | 105 | 96 | 94 | 93 | |
Примечания/источники | [52] [53] | [54] | [55] | [56] | [57] | [58] [59] | [4] [59] | [60] [59] | [61] |
Брендинг и индивидуальность
[ редактировать ]Начиная с 28 февраля 2011 года TAP начала транслировать свою кампанию «TAP With Arms Wide Open» ( TAP de Braços Abertos ), демонстрируя свой новый слоган. Три певца, бразильская певица Роберта де Са , португальская певица Мариза и ангольский певец Пауло Флорес, снялись в музыкальном клипе на песню «Arms Wide Open». [62] [63] В музыкальном клипе приняли участие сотрудники TAP. [62] [64] Включение трех певцов было призвано подчеркнуть близость между народами португалоязычных стран. [62] [63]
В 2005 году TAP представила свой нынешний логотип и ливрею, приуроченную к членству в Star Alliance, во время 60-летия авиакомпании. [65] Также произошло изменение названия с TAP Air Portugal, представленного в 1970-х годах, на TAP Portugal. 14 сентября 2017 года TAP вернулось к прежнему названию. Первый логотип датируется 1945 годом, когда была основана авиакомпания. Он состоял из синего крыла, слева от которого была написана аббревиатура TAP. [10]
Музей
[ редактировать ]Музейное подразделение TAP было создано в 1978 году, но официально открылось только 14 марта 1985 года в рамках празднования 40-летия компании. Местом проведения мероприятия стал головной офис компании на территории аэропорта Лиссабона. Из-за нехватки места 29 января 2010 года новые помещения Museu do Ar (Музей авиации) в муниципалитете Синтра открылись для публики. Этот обширный музей является результатом трехстороннего партнерства между оператором аэропорта Ана-Аэропортос, ВВС Португалии и TAP. [66] Представленная коллекция рассказывает об истории военной и гражданской авиации Португалии. Посетители могут увидеть 40 самолетов, в том числе TAP Douglas DC-3, тренажеры, двигатели и другие экспонаты. Панно с фотографиями в главном ангаре рассказывает историю 100-летия авиации в Португалии.
Награды
[ редактировать ]В 2007 году компания TAP Air Portugal была награждена НАТО как лучший источник ремонта двигателей/самолетов для программы технического обслуживания систем АВАКС НАТО и была отмечена высшими наградами за практику технического обслуживания и капитального ремонта от Airbus Industries в 1996, 2000, 2003 и 2005 годах. сертифицирован на полное техническое обслуживание и капитальный ремонт самолетов, двигателей и компонентов от FAA , EASA и ряда других важных сертификационных организаций и производителей самолетов (Airbus, Boeing и Embraer). [67]
В 2010 году TAP Air Portugal была удостоена награды «Лучшая авиакомпания в мире» от британского журнала Condé Nast Traveler после того, как в предыдущие годы она была оценена за выдающиеся достижения. [68] и была оценена как «Лучшая авиакомпания в Южную Америку» по версии World Travel Awards в 2009 и 2010 годах, а также номинирована на «Ведущую авиакомпанию Европы» и «Ведущий бизнес-класс Европы» в 2007, 2009 и 2010 годах. [69] TAP Air Portugal также постоянно получает высокие оценки и различные награды от специализированных изданий по авиаперевозкам, таких как Skytrax и Publituris, благодаря превосходному качеству обслуживания и производительности компании. [70] В последние годы TAP Air Portugal последовательно избиралась ведущей мировой авиакомпанией для полетов в Африку и Южную Америку по версии World Travel Awards (WTA), которая считается «Оскаром» мировой туристической индустрии. [71]
В выпуске журнала Monocle 's Travel Top 50 за декабрь 2017/январь 2018 года, ежегодном списке, составленном редакцией журнала, португальская авиакомпания TAP была удостоена награды «самый красивый экипаж». [72]
Направления
[ редактировать ]По состоянию на июнь 2017 года [73] TAP Air Portugal обслуживает 87 рейсов. [73] направления в 34 странах Европы , Африки , Северной Америки и Южной Америки , при этом некоторые внутренние, европейские и африканские направления обслуживаются TAP Express . [74]
TAP Air Portugal — ведущая европейская авиакомпания, выполняющая рейсы в Бразилию, предлагающая больше направлений из своего хаба в Лиссабоне, чем любая другая европейская авиакомпания. Многие европейцы транзитом проходят через Португалию, чтобы полететь в Бразилию из-за большого количества мест, которые TAP имеет в этой южноамериканской стране. [31]
В марте 2016 года TAP Air Portugal запустила услугу воздушного шаттла под названием «Ponte Aérea», чтобы соединить аэропорты Лиссабона и Порту рейсами каждый час, что в сумме составляет 18 рейсов туда и обратно. Он управляется компанией White Airways от имени регионального бренда TAP Express . По состоянию на 2019 год TAP Air Portugal запустит 15 новых маршрутов, а также получит 15 новых самолетов. [75]
Соглашения о совместном использовании кодов
[ редактировать ]TAP Air Portugal имеет соглашения о код-шеринге со следующими авиакомпаниями: [76]
- Эгейские авиалинии
- airBaltic [77]
- Эйр Канада
- Эйр Чайна
- Эйр Индия [78]
- Все авиакомпании Nippon Airways
- Австрийские авиалинии
- Азорские острова: авиалинии
- Азул Бразильские авиалинии
- Пекин Кэпитал Эйрлайнз [79]
- Брюссельские авиалинии
- Хорватские авиалинии
- Египетэйр
- Эль Аль [80]
- Эмирейтс
- Эфиопские авиалинии
- Этихад Эйрвэйз
- Финнэйр
- Гол Транспортес Аэреос
- ИТА Эйрвэйз [81]
- ДжетБлю
- ЛАМ Мозамбик Эйрлайнз
- ЛОТ Польские авиалинии
- Люфтганза
- роскошь
- Нордика [82]
- S7 Airlines
- Сингапурские авиалинии
- Южноафриканские авиалинии
- Швейцарские международные авиалинии
- Тайские авиалинии Интернешнл
- Турецкие авиалинии
- Международные авиалинии Украины [83] [84]
- Юнайтед Эйрлайнз
Флот
[ редактировать ]Текущий автопарк
[ редактировать ]По состоянию на июнь 2024 г. [update], TAP Air Portugal управляет парком самолетов Airbus, состоящим из следующих самолетов: [85]
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры | Примечания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Б | Да+ | И | Общий | Ссылки | ||||
Аэробус А319-100 | 5 | — | — | — | 144 | 144 | [86] | |
Аэробус А320-200 | 15 | — | — | — | 174 | 174 | [87] | |
Аэробус А320нео | 12 | 14 [88] | — | — | 174 | 174 | [89] | |
Аэробус А321-200 | 3 | — | — | — | 216 | 216 | [90] | |
Аэробус А321нео | 23 | 8 [88] | 16 | 42 | 113 | 171 | [ нужна ссылка ] | |
16 | — | 182 | 198 | [ нужна ссылка ] | ||||
— | — | 216 | 216 | [ нужна ссылка ] | ||||
— | — | 221 | 221 | [ нужна ссылка ] | ||||
Аэробус А330-200 | 3 | — | 25 | — | 244 | 269 | [ нужна ссылка ] | |
Аэробус А330-900 | 19 | 2 [88] | 34 | 96 | 168 | 298 | [ нужна ссылка ] | Запустить клиента. [91] |
Общий | 80 | 24 |
Развитие флота
[ редактировать ]TAP Air Portugal стала стартовым заказчиком Airbus A330neo в ноябре 2018 года, когда авиастроительная компания передала авиакомпании первый самолет этого типа, взятый в аренду у Avolon . [92] TAP заказала 21 такой самолет, из которых 10 заказаны напрямую у Airbus, а остальные будут сданы в аренду. [93] По состоянию на сентябрь 2018 года к 2025 году в их парке будет 133 самолета, включая TAP Express. [94]
Исторический флот
[ редактировать ]До своего нынешнего парка TAP Air Portugal эксплуатировала следующие типы самолетов: [ нужна ссылка ]
Самолет | Представлено | Ушедший на пенсию |
---|---|---|
Аэробус А310-300 | 1988 | 2008 |
Аэробус А330-300 | 2017 | 2019 [ нужна ссылка ] |
Аэробус А340-300 | 1995 | 2019 [95] |
Боинг 707-320Б | 1965 | 1990 |
Боинг 727-100 | 1967 | 1989 |
Боинг 727-200 | 1975 | 1991 |
Боинг 737-200 | 1983 | 1999 |
Боинг 737-300 | 1988 | 2001 |
Боинг 747-200 | 1972 | 1984 |
de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter | 1979 | Unknown |
Дуглас DC-3 | 1945 | 1959 |
Дуглас DC-4 | 1947 | 1960 |
Локхид L-1011 ТриСтар | 1983 | 1997 |
Локхид L-1049 Супер Созвездие | 1953 | 1967 |
Суд Авиация Каравелла | 1962 | 1969 |
Услуги
[ редактировать ]Залы ожидания
[ редактировать ]TAP Air Portugal предлагает два разных зала ожидания в аэропорту Лиссабона : TAP Premium Lounge , доступный для обладателей Золотого зала Victoria Gold, участников Star Alliance Gold и пассажиров, летающих бизнес-классом на рейсах Star Alliance , в то время как Серебряные обладатели Victoria имеют доступ только к Blue Lounge по контракту. с по обработке грузов дочерней компанией Groundforce .
Каюты
[ редактировать ]Самолеты разделены на два класса салона: бизнес-класс (маркируется как Tap|Executive) и эконом- классы (Tap|plus, Tap|Classic, Tap|Basic и Tap|Discount). TAP Air Portugal не предлагает первоклассные услуги. На среднемагистральных самолетах Airbus A319 , Airbus A320 и Airbus A321 обе кабины были оснащены новыми кожаными сиденьями. [96] Представительский класс предлагает лучшую конфиденциальность, чем эконом-класс, и больше вариантов питания. В дальнемагистральном парке самолетов Airbus A330 , A330neo и A321LR салон разделен по двухклассной компоновке. Эконом-класс новых самолетов Airbus A330, A330neos и A321LR оснащен современными индивидуальными ЖК-дисплеями с сенсорным экраном и полным IFE . Весь парк самолетов эконом-класса Airbus A340 был обновлен в 2013 году, в результате чего был добавлен новый дизайн сидений и новая развлекательная система в полете . [97] В бизнес-классе сиденья могут превращаться в раскладывающиеся кровати. Новые самолеты Airbus A330 также оснащены дополнительными функциями.
Бортовой журнал TAP называется UP и доступен на борту в виде полностью адаптивного веб-сайта (совместимого с настольными компьютерами, смартфонами и планшетами), а также в виде бесплатно загружаемого приложения для iPad от Apple . [98]
Воздушное пространство от Airbus
[ редактировать ]Португальская авиакомпания также первой примет новую компоновку салона под названием «Airspace». Конструкция позволяет авиакомпаниям добавлять больше мест. [99]
Программа для часто летающих пассажиров
[ редактировать ]TAP Air Portugal Текущая программа лояльности — Miles & Go , которая заменила предыдущую программу Victoria . [100] Это программы, в которых участникам начисляются мили в зависимости от пройденного расстояния, тарифа билета и класса обслуживания.В рамках Star Alliance мили можно также зарабатывать от Star Alliance и других соответствующих критериям партнеров. Участие в программе для часто летающих пассажиров бесплатное. Программа Miles&Go разделена на три уровня: [101]
- Базовый уровень, без требований к пробегу.
- TAP Miles&Go Silver ( Star Alliance Silver) с требованием набрать 30 000 статусных миль или 25 сегментов, выполненных в течение одного года.
- TAP Miles&Go Gold ( Star Alliance Gold) с требованием набрать 70 000 статусных миль или 50 сегментов, выполненных в течение одного года.
В программе есть функция, благодаря которой некоторые мили можно конвертировать в обычные премиальные мили.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Согласно отчету JACDEC о безопасности авиалайнеров, опубликованному в январе 2021 года, TAP занимает 22-е место в списке 100 крупнейших авиакомпаний по доходам от пассажирских перевозок в RPK. [102]
- 27 января 1948 года самолет Douglas C-47A-50-DL (DC-3) (зарегистрированный как CS-TDB) выполнял тренировочный полет над Лиссабоном в плохую погоду, когда самолет потерял управление и разбился в Монте-да-Капарика. Все три человека, находившиеся на борту, погибли. [103] [104]
- Рейс 425 TAP Air Portugal : крушение рейса 425 в аэропорту Мадейры 19 ноября 1977 года остается самой смертоносной катастрофой TAP. Рейс 425 летел в аэропорт Мадейры из Брюсселя через Лиссабон . Боинг 727 разбился при посадке на взлетно-посадочную полосу 24 во время сильного дождя. Перед катастрофой пилот предпринял две неудачные попытки приземлиться и решил предпринять еще одну попытку. Самолет приземлился слишком поздно и вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, длина которой на тот момент составляла всего 1600 метров (5200 футов). Самолет упал на пляж в конце взлетно-посадочной полосы, раскололся на две части и загорелся. Из 164 человек, находившихся на борту, 131 погиб и 33 выжили. Это вторая по количеству смертей авиакатастрофа в Португалии (после рейса Independent Air Flight 1851 ). Катастрофа побудила чиновников изучить способы расширения короткой взлетно-посадочной полосы на Мадейре. Из-за высоты взлетно-посадочной полосы относительно пляжа внизу выполнение расширения в то время считалось очень сложным и слишком дорогим. Расширение на 200 м (656 футов) было построено в период с 1983 по 1986 год. В 2000 году взлетно-посадочная полоса была увеличена до длины 2781 м (9124 футов) и приспособлена для приема широкофюзеляжных коммерческих самолетов, таких как Боинг 747 и Аэробус А340 . [105]
- Рейс 1492 TAP Air Portugal: 2 сентября 2022 года двигатель 2 рейса 1492, самолета Airbus A320-251N , врезался в мотоцикл, пересекавший взлетно-посадочную полосу в международном аэропорту имени Ахмеда Секу Туре в Конакри, Гвинея, во время разбега самолета при посадке. Оба гонщика на мотоцикле погибли, однако все находившиеся на борту самолета не пострадали. В результате столкновения у самолета был поврежден второй двигатель. [106]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хофманн, Курт (4 февраля 2019 г.). «TAP сообщает о росте трафика на африканских маршрутах на 11,3% в 2018 году» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 5 февраля 2019 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ «TAP Air Portugal на ch-авиации» . ч-авиация . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Правительство увольняет генерального директора TAP» . Новости Португалии . 7 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2021 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Открой флот» . Флайтап . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ "TAP уже имеет парк из 100 самолетов. В этом году компания рассчитывает получить еще 10" . Живые деньги . 20 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 20 мая 2019 г. . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ [1] Правительство Португалии продаст TAP Portugal, Aviation Source News, Джейми Кларк, дата обращения 15 ноября 2022 г.
- ^ [2] Оценки Счетной палаты Португалии по общему счету штата за 2021 год, Счетная палата Португалии, дата обращения 06.10.2022, на португальском языке.
- ^ [3] Более 600 миллионов долларов в виде возмещений возвращены пассажирам авиакомпаний в соответствии с правилами DOT, подкрепленными новыми правоприменительными мерами, принятыми сегодня, ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА США, дата обращения 15.11.2022.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах «История» . Tapairportugal.com . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Морейра, Луис. «Транспорт LUMO – Флот TAP – Дуглас DC-4 (C-54A Skymaster) Pax» . www.lumotransport.eu (на европейском португальском языке) . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ Марсон 1982, с. 258.
- ^ Jump up to: а б с «TAP – Португалия в воздухе» . upmagazine-tap.com . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Шильон 1980, стр. 53–54.
- ^ «TAP – Португалия в воздухе» . upmagazine-tap.com . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ «TAP подает в суд на банкрота Swissair» . theportugalnews.com . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ «Техническое обслуживание и инжиниринг ТАП» . Решения ТОиР . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Легче путешествовать: TAP летает в Варшаву, Москву и Хельсинки, получено 8 декабря 2008 г.
- ^ «TAP Portugal вылетит в Порту-Алегри, Бразилия» . news.opodo.co.uk . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ «TAP Portugal: до 80% трафика приходится на МВД на новом маршруте Майами-Лиссабон» . Следующий Майами . 13 февраля 2012 года . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Пелаес, Марина Уотсон (19 октября 2012 г.). «Приватизация: единственный участник торгов на TAP-Air Portugal» . Лиссабон, Португалия . Проверено 23 октября 2012 .
- ^ Пратас, Хосе Карлос (19 октября 2012 г.), Базилиу Орта: процесс приватизации TAP «является национальным скандалом» (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: Dinheiro Vivo , получено 23 октября 2012 г.
- ^ «Агентство новостей туризма и путешествий» . www.Presstur.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Португалия. "КРАН" . TAPPortugal.com . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Португалия продаст до 66 процентов акций авиакомпании TAP в рамках возобновленной приватизации» . Рейтер . 13 ноября 2014 года . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «Архивная копия» . www.greenfieldreporter.com . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 17 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Анабела Рейс (13 ноября 2014 г.). «Португалия предпринимает новую попытку найти покупателя на флагманскую авиакомпанию TAP» . Bloomberg.com . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «Западная Австралия» . Запад . 13 ноября 2014 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Международные новости: последние заголовки новостей, видео и фотографии со всего мира – люди, места, кризисы, конфликты, культура, изменения, анализ и тенденции» . Новости АВС . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Магальяйнс, Лусиана (11 июня 2015 г.). «Основатель бразильской авиакомпании Azul Airlines выигрывает тендер на покупку португальской авиакомпании TAP» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Новые владельцы TAP видят прибыль с 2016 года, инвестируя до 800 млн евро» . Рейтер . 24 июня 2015 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «TAP Portugal: смена владельцев почти завершена, а отношения с Azul начинают приносить плоды» . CentreForAviation.com . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б atwonline.com TAP Portugal создает TAP Express вместо Португалии 15 января 2016 г.
- ^ air-journal.fr Португалия: TAP Express заменяет Portugalia (на французском языке), 14 января 2016 г.
- ^ TAP Portugal введет ежедневные беспосадочные рейсы в Лиссабон на новых самолетах A330 из аэропортов имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке и Бостона Логан (на английском языке) 25 февраля 2016 г.
- ^ «Мигель Фраскильо меняет пост президента AICEP на TAP» . Sapo.br. Проверено 2 января 2018 г.
- ^ ЧИПИРИАНО, Рита. «Мигель Фраскильо станет председателем TAP» . Наблюдатель . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Путешествие: TAP Portugal вернется к первоначальному бренду» . португальский-американский-журнал.com . 16 августа 2017 года . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ АвиацияTAP продаст восемь самолетов в 2021 году и сэкономит на техническом обслуживании, Jornal de Notícias https://www.jn.pt/economia/tap-vai-vender-oito-avioes-em-2021-e-poupar-em-manutencao-13097547 .html
- ^ [4] Более 600 миллионов долларов возмещений возвращены авиапассажирам в соответствии с правилами DOT, подкрепленными новыми правоприменительными мерами, принятыми сегодня, ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА США, дата обращения 15.11.2022.
- ^ [5] Правительство Португалии продаст TAP Portugal, Aviation Source News, Джейми Кларк, дата обращения 02.10.2022.
- ^ [6] Отчет Счетной палаты Португалии о ренационализации TAP Air Portugal, Аудиторский отчет № 10/2018, 2-й раздел, по запросу Ассамблеи Республики, аудит относится к процессу изменения состава акционерного капитала TAP. СГПС (реприватизация и выкуп), Дата обращения 02.10.2022.
- ^ [7] Приватизация ТАР? Продажа «может состояться в этом году», жительница Португалии, Наташа Донн, дата обращения 02.10.2022.
- ^ [8] Счетная палата Португалии считает, что вливания в TAP не приносят финансовой прибыли, ECO, на португальском языке, дата обращения 06.10.2022.
- ^ [9] Оценки Счетной палаты Португалии по общему счету штата за 2021 год, Счетная палата Португалии, дата обращения 06.10.2022, на португальском языке.
- ^ [10] Министр инфраструктуры Португалии уходит в отставку из-за разногласий по поводу TAP, корреспондент EU Reporter, EUReporter.co, 30.12.2022.
- ^ [11] СООБЩЕНИЕ МИНИСТРА ФИНАНСОВ ОБ ОЦЕНКЕ IGF ПРОЦЕССА ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДИРЕКТОРА ГРУППЫ TAP, 6 марта 2023 г., portugal.gov.pt, на португальском языке.
- ^ « Устав TAP. Архивировано 23 декабря 2009 года в Wayback Machine ». ТАП Португалия. Проверено 23 февраля 2010 года. «Штаб-квартира компании находится в Лиссабоне, в здании 25 аэропорта Лиссабона».
- ^ « Свяжитесь с нами. Архивировано 28 июля 2016 г. в Wayback Machine ». ТАП Португалия. Проверено 15 декабря 2011 года. «АЭРОПОРТ ЛИСБОА / АЭРОПОРТ ЛИСБОА, РЕД. 25 — R/C DTO / ЗДАНИЕ 25 — Первый этаж (справа) 1704-801 ЛИСБОА»
- ^ «Финансовая информация» . Институциональный | ТАП Эйр Португалия . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Количество пассажиров TAP Portugal в 2000-2020 гг.» . Статистика . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2015 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Отчет об устойчивом развитии TAP за 2015 год» (PDF) . КРАН . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2016 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2017 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2018 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2019 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2020 год» (PDF) . ТАП Эйр Португалия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет об устойчивом развитии TAP за 2022 год» (PDF) . КРАН . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Управленческий отчет и консолидированная отчетность за 2022 год» (PDF) . КРАН . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «TAP с рекордной прибылью в 177,3 миллиона евро в 2023 году» . Институциональный | TAP Air Portugal (на европейском португальском языке) . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Нери, Серджио. " TAP запускает новую институциональную кампанию на BTL 2011 [ постоянная мертвая ссылка ] .» Jornal de Turismo . Пятница, 25 февраля 2011 г. Получено 24 января 2012 г. «Чтобы проиллюстрировать эту близость и взаимодополняемость между народами, португалец Мариса, ангольец Паулу Флорес и бразильская певица Роберта де Са собрались вместе, чтобы высказать мнение о заразной инфекции. песня . На видео профессиональных певцов сопровождал хор, составленный из работников ТАП».
- ^ Jump up to: а б ВЕЛОЗО, Мария Жуан. « МОРА И АВИС – С ШИРОКО ОТКРЫТЫМИ РУКИМИ. Архивировано 1 сентября 2018 г. в Wayback Machine ». (На английском языке: « MORA & AVIS – DE BRAÇOS ABERTOS. Архивировано 14 мая 2014 г. в Wayback Machine ».) Вверх . TAP Portugal, 1 июня 2011 г. Проверено 24 января 2012 г.
- ^ « Мариса, Пауло Флорес и Роберта Са – с распростертыми объятиями ». ( Архив TAP Portugal на YouTube ) Официальный канал . Проверено 25 января 2012 года. «К этим артистам присоединились некоторые сотрудники TAP».
- ^ «TAP Portugal представила новую ливрею» . Aviationweek.com . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ Португалия, ТАП. «Музей» . www.tapportugal.com/Info/en . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «ТАП Португалия» . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «TAP Portugal — Звездный Альянс» . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ World Travel Awards: TAP Portugal получено 24 декабря 2011 г.
- ^ «TAP Portugal — Звездный Альянс» . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Нажмите «Португалия» . TAP Португалия (12 января 2012 г.). Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ «Каково это летать на TAP, авиакомпании с «самым красивым экипажем» в мире» . Бизнес-инсайдер. 30 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Все направления – подходящее место для вас – TAP Air Portugal» . www.FlyTAP.com . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Направления TAP , получено 15 февраля 2012 г.
- ^ «Антоноальдо Невес: В 2019 году у TAP будет 15 новых самолетов и 15 новых маршрутов» . www.jornaldenegocios.pt (на европейском португальском языке). Архивировано из оригинала 30 декабря 2020 года.
- ^ «Профиль TAP Португалии» . КАПА . Центр авиации. Архивировано из оригинала 31 октября 2016 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Лю, Джим (14 июня 2018 г.). «airBaltic / TAP Air Portugal начинает совместные рейсы с июня 2018 года» . Маршрут онлайн . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «Air India / TAP Air Portugal начинает совместные рейсы с марта 2018 года» . Маршрут авиалайнера . Проверено 16 марта 2018 г.
- ^ «TAP Portugal и Beijing Capital будут использовать код-шеринг» . TravelTradeDaily.com . Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Лю, Джим (10 ноября 2017 г.). «Эль-Аль / TAP Air Portugal начинает совместные рейсы с октября 2017 года» . Маршрут онлайн . Проверено 10 ноября 2017 .
- ^ «ITA и TAP объявляют о соглашении о совместном использовании кодов, расширяющем сообщение между Италией и Португалией» . 15 ноября 2021 г.
- ^ Лю, Джим (15 июня 2018 г.). «TAP Air Portugal/Nordica начинает сотрудничество по код-шерингу с июня 2018 года» . Маршрут онлайн . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Лю, Джим (10 ноября 2017 г.). «TAP Air Portugal/Ukrainian International расширяет совместные маршруты в W17» . Маршрут онлайн . Проверено 10 ноября 2017 г. .
- ^ Лю, Джим (22 марта 2018 г.). «TAP Air Portugal расширяет международный код-шеринг Украины на S18» . Маршрут онлайн . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ «Заказы и поставки» . Аэробус. Март 2024 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2024 г.
- ^ «TAP Air Portugal Airbus A319-112 — Star Alliance Virtual» . staralliancevirtual.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «TAP Air Portugal Airbus A320-214 — Star Alliance Virtual» . staralliancevirtual.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Заказы и поставки Airbus (XLS), обновляется ежемесячно, доступ осуществляется через «Заказы и поставки» . Аэробус . Эйрбас САС . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «TAP Air Portugal Airbus A320-251N — Star Alliance Virtual» . staralliancevirtual.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «TAP Air Portugal Airbus A321-211 — Star Alliance Virtual» . staralliancevirtual.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Airbus поставил первый А330-900 стартовому оператору TAP Air Portugal» . www.airbus.com . 28 октября 2021 г. Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Airbus поставил первый А330-900 начальному оператору TAP Air Portugal» (пресс-релиз). Аэробус. 26 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 10 января 2019 г.
- ^ Хофманн, Курт (26 ноября 2018 г.). «Оператор запуска TAP Air Portugal приняла поставку первого A330neo» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 18 декабря 2018 года.
- ^ «Семанарио | Антоноальдо Невес: «В 2019 году у TAP будет 15 новых самолетов и 15 новых маршрутов» » [Свяжитесь с нами | Антоноальдо Невес: «В 2019 году у TAP будет 15 новых планов и 15 новых маршрутов»]. Jornal Expresso (на европейском португальском языке). 8 сентября 2018 г. . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ «Последние полеты Airbus A340-300 в TAP Air Portugal» . NewsAvia (на европейском португальском языке). 23 октября 2019 года . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ «Модернизация флота» . www.FlyTAP.com . Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Бортовой журнал LisbonJet» . ЛиссабонДжет . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «Бортовые журналы для iPad» . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «TAP Portugal станет первым эксплуатантом A330neo и запустит салон воздушного пространства» . AirlinesAndDestinations.com . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «ТАП Португалия» . www.FlyTAP.com . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ «TAP Miles&Go Сатус» . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ [РЕЙТИНГ РИСКОВ АВИАКОМПАНИЙ JACDEC АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ 2021, Центр оценки данных о сбоях авиалайнеров JACDECМировстр. Посетите https://www.jacdec.de/ для получения годовых отчетов в формате PDF. 14 22083 Гамбург Германия, Дата обращения 10.09.2022.]
- ^ «Крушение Douglas C-47A-50-DL в Монте-да-Капарика: трое погибших | Архив бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Douglas C-47A-50-DL (DC-3) CS-TDB Monte de Caparica» . Aviation Security.net . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 727-282 CS-TBR в аэропорту Фуншала (FNC)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ «Авария: TAP A20N в Конакри, 2 сентября 2022 года, врезался в мотоцикл при приземлении» . avherald.com . Проверено 4 сентября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Шильон, Дж., Французские послевоенные транспортные самолеты, 1980, Air-Britain (Historians) Ltd, ISBN 0-85130-078-2 .
- Марсон, Питер Дж. Серия Lockheed Constellation, 1982, Air-Britain (Historians) Ltd, ISBN 0-85130-100-2 .