Спантакс
| |||||||
Основан | 6 октября 1959 г. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прекращенная деятельность | 29 марта 1988 г. | ||||||
Хабы | |||||||
Размер флота | 14 | ||||||
Штаб-квартира | Мадрид , Испания | ||||||
Ключевые люди |
|
Spantax SA — бывшая испанская авиакомпания для отдыха со штаб-квартирой в Мадриде. [ 1 ] который работал с 6 октября 1959 года по 29 марта 1988 года. Spantax была одной из первых испанских авиакомпаний, выполнявших туристические чартерные рейсы между городами Европы и Северной Америки и популярными местами отдыха в Испании, и считалась основной силой в развитии массового туризма 20-го века в Испании. . Его популярность и имидж угасли с 1970-х годов, когда серия аварий и инцидентов выявила недостатки в безопасности, что в сочетании с ростом цен на топливо и усилением конкуренции привело к тому, что компания столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, которые привели к ее упадку в 1988 году.
История
[ редактировать ]



Годы становления
[ редактировать ]Испанская компания Air Taxi Líneas Aéreas SA была основана 6 октября 1959 года бывшим Iberia пилотом Родольфо Бэем Райтом и бывшей бортпроводницей Iberia Мартой Эстадес Саес. Авиакомпания базировалась в аэропорту Гран-Канария на Канарских островах и начала полеты с геологами и техническими специалистами, которые искали нефть в Сахаре и испанской Западной Африке . Первоначальные пункты назначения включали Эль-Фарсию , Гааду , Итгуй , Мардезиат , Тиндуф , Дахлу , Лагуиру и Эль-Аюн . В 1959 году флот состоял из трех Airspeed Consuls , двух Airspeed Oxford , одного Auster и одного Avro Anson . Douglas DC-3 пополнился флотом в 1960 году. [ 2 ]
В конце 1960 года авиакомпания приобрела у Swissair к ним присоединился самолет Piper Apache два самолета DC-3, которые были введены в эксплуатацию с мая 1961 года для выполнения туристических рейсов в пределах Канарских островов, а для коротких полетов . В 1962 году к флоту присоединились представительский самолет Beechcraft Model 18 и Bristol 170 , арендованный у Iberia. В следующем году Bristol был возвращен в Иберию, и четыре Douglas DC-4 были приобретены ; первый в Бельгийском Конго и три других из Авиако . Герметичный самолет дальнего действия Douglas DC-7 C поступил на вооружение авиакомпании в апреле 1963 года, и в конечном итоге Spantax продолжил эксплуатировать восемь самолетов, которые обслуживали пункты назначения в Соединенном Королевстве и других странах Европы. В период с июня 1963 года по сентябрь 1967 года авиакомпания также приобрела еще четыре самолета DC-4, а в мае 1965 года приобрела два самолета Douglas DC-6 . [ 2 ]
В период с 1962 по 1965 год авиакомпания эксплуатировала самолеты DC-3 и de Havilland Canada DHC-2 Beaver на маршрутах Air Mauritanie , а в 1966 году авиакомпания стала первой испанской авиакомпанией, которая эксплуатировала турбовинтовой самолет Fokker F27 Friendship , который был введен в эксплуатацию на маршрутах. на Канарских островах. [ 2 ] 7 декабря 1965 года авиакомпания потерпела первую катастрофу, когда самолет DC-3, выполнявший чартерный рейс из Лос-Родеос -Тенерифе на Гран-Канарию , разбился сразу после взлета, в результате чего погибли 28 пассажиров и 4 члена экипажа. [ 3 ]
После получения разрешения испанских властей на выполнение пассажирских чартерных рейсов авиакомпания перенесла свою штаб-квартиру с Гран-Канарии в Пальма-де-Майорку . База на Балеарских островах была выбрана из-за той роли, которую Майорка сыграла в развитии туризма в Испании , что позволило авиакомпании завоевать престиж на европейском рынке. [ 2 ]
Реактивный возраст
[ редактировать ]Авиакомпания вступила в эпоху реактивных самолетов, когда в феврале и мае 1967 года два четырехмоторных реактивных лайнера Convair 990 присоединились к флоту после того, как были куплены подержанными у American Airlines . В период с 1968 по 1972 год к флоту присоединятся еще восемь Convair 990; два из которых были сданы в аренду Iberia Airlines в период с 1967 по 1969 год, в то время как у этой авиакомпании возникли задержки с поставкой собственных самолетов Douglas DC-8 . [ 2 ] Авиакомпания приобрела еще четыре самолета Convair у Swissair в апреле, мае и июне 1975 года. [ 2 ] и авиакомпания станет крупнейшим в мире оператором такого типа. [ 4 ] Последний вышел на пенсию в середине 1980-х годов.
Требуясь самолет с межконтинентальной дальностью полета, компания Spantax в феврале 1973 года приобрела два удлиненных самолета Douglas DC-8-61CF у Trans Caribbean Airways и в дальнейшем будет эксплуатировать еще четыре самолета этого типа. Два самолета DC-9-14 были приобретены у Southern Airways в апреле 1974 года для удовлетворения спроса на чартерные рейсы на внутренних и европейских маршрутах. [ 2 ] В октябре 1978 года авиакомпания ввела в эксплуатацию свой первый широкофюзеляжный самолет McDonnell Douglas DC-10-30 и начала эксплуатацию его на чартерных маршрутах в США . К 1980 году в авиакомпании работало 1168 человек, она перевезла 2 017 000 пассажиров и имела доход в 9,953 миллиарда песет . [ 2 ]
В 1983 году Spantax стала первой испанской авиакомпанией, совершившей рейс в Японию по полярному маршруту с остановкой в Анкоридже , и в том же году парк самолетов Boeing 737-200 начал пополняться, чтобы заменить DC-9. [ 2 ] [ 5 ] Новые рейсы из Пальмы-де-Майорки в Турку , Куопио , Тампере и Ваасу в Финляндии были начаты на Боингах 737 в 1984 году, а в августе 1984 года авиакомпания предприняла чартерные рейсы в Венесуэлу на самолетах DC-10 совместно с Iberia и VIASA . [ 2 ]
Кончина
[ редактировать ]К середине 1980-х годов конкуренция на рынке чартерных авиакомпаний в Европе стала острой, и в сочетании с растущими ценами на топливо судьба авиакомпании изменилась. Имея устаревший флот, компания была вынуждена арендовать 737-е у SABENA , а также два Boeing 747 и DC-10 у Malaysian Airline System . [ 2 ]
В 1987 году из-за финансовых проблем и забастовок компания Spantax была продана Aviation Finance Group, базирующейся в Люксембурге . Новые владельцы выделили капитал в размере 3 миллиардов песет и инвестиции в размере 4 миллиардов песет. Долги перед испанскими властями на общую сумму 13 миллиардов песет были реорганизованы для выплаты в течение двадцати пяти лет, а в рамках программы обновления авиапарка к 1993 году авиакомпания должна была эксплуатировать пятнадцать самолетов. Попытки модернизировать и рефинансировать авиакомпанию, обновить ее флот с помощью McDonnell Douglas MD-83 и переговоры с China Airlines о приобретении Boeing 767 оказались безуспешными. [ 2 ] После того, как Инвестиционное управление Кувейта отказалось от запланированного предложения о покупке авиакомпании, Spantax прекратил все операции 29 марта 1988 года, в результате чего около 7000 пассажиров по всей Европе оказались в затруднительном положении. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Флот
[ редактировать ]На протяжении многих лет компания Spantax эксплуатировала следующие самолеты:
Самолет | Общий | Примечания |
---|---|---|
Боинг 737-200 | 8 | |
Дуглас C-47 Skytrain | 3 | |
Дуглас C-54 Скаймастер | 4 | |
Конвейр CV-990 | 11 | ИК-БЗР списан
ЭК-БНМ списан |
Дуглас DC-3 | 1 | ИК-АРЗ списан |
Дуглас DC-4 | 4 | |
Дуглас DC-6 | 2 | |
Дуглас DC-7 | 10 | EC-ATQ списан |
Макдоннелл Дуглас DC-8 | 8 | |
Макдоннелл Дуглас DC-9 | 6 | |
Макдоннелл Дуглас DC-10 | 7 | EC-DEG списан |
Макдоннелл Дуглас MD-83 | 4 | |
Фоккер F-27 Дружба | 3 |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 7 декабря 1965 года самолет Douglas DC-3 EC-ARZ разбился при взлете из аэропорта Лос-Родеос во время рейса в Лас-Пальмас. Было установлено, что самолет вошел в пикирование и разбился в нескольких километрах от аэродрома, в результате чего погибли все 32 пассажира, большинство из которых были скандинавскими туристами. [ 9 ] [ 10 ]
- 31 мая 1967 года самолет CV-990, который должен был приземлиться в аэропорту Гамбурга, ошибся с взлетно-посадочной полосой и вместо этого приземлился в аэропорту Гамбурга Финкенвердер , частном аэропорту завода по производству самолетов Hamburger Flugzeugbau . Несмотря на то, что длина взлетно-посадочной полосы составляла всего 1350 метров, что слишком коротко для CV-990, пилотам удалось благополучно приземлиться, и все пассажиры остались невредимыми. Однако для Spantax это стало конфузным событием, тем более что это был демонстрационный полет с журналистами и представителями туристических компаний на борту, а самолетом управлял сам генеральный директор и соучредитель Spantax Родольфо Бэй Райт. [ 11 ]
- 5 января 1970 года самолет CV-990 разбился при взлете трехмоторного парома в Цюрих, Швейцария, из аэропорта Арланда в Стокгольме после того, как у него возникли проблемы с одним из двигателей. Пять членов экипажа погибли. На борту находились десять человек. [ 12 ]
- 30 сентября 1972 года самолет Douglas C-47B EC-AQE разбился при взлете из аэропорта Мадрид-Барахас . Самолет использовался для тренировок, и пилот-курсант перевернулся и заглох. Один из шести человек, находившихся на борту, погиб. [ 13 ]
- 3 декабря 1972 г. - рейс 275 компании Spantax разбился в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе при взлете в Мюнхен при почти нулевой видимости, в результате чего погибли все семь членов экипажа и 148 пассажиров. Самолет достиг высоты 90 метров (300 футов) и разбился на высоте 325 метров (1066 футов) за взлетно-посадочной полосой. На тот момент это была самая страшная катастрофа в истории испанских авиакомпаний. [ 14 ]
- 5 марта 1973 г. - самолет Spantax Convair 990, выполнявший рейс из Мадрида в Лондон, в 1973 году столкнулся в воздухе в Нанте с самолетом Iberia McDonnell Douglas DC-9 над Нантом, Франция. Самолет Spantax потерял часть левого крыла, но его пилотам удалось благополучно приземлиться в аэропорту Нант. Однако Iberia DC-9 разбился, в результате чего погибли все находившиеся на борту 68 пассажиров и члены экипажа. [ 15 ] [ 16 ]
- 20 февраля 1976 года на рейсе из Хельсинки (Финляндия) в Лас-Пальмас (Гранд-Канария) разразилась эпидемия брюшного тифа. Один взрослый и один ребенок погибли, более двухсот из 253 пассажиров были госпитализированы. Четыре члена летного экипажа заразились брюшным тифом, который передался пассажирам через яичный салат, поданный на борту. [ нужна ссылка ]
- 4 апреля 1978 года при посадке в аэропорту Кельн-Бонн пилоты Convair CV-990 забыли вытащить шасси, и самолет со 146 людьми на борту выкатился за взлетно-посадочную полосу, в результате чего загорелось правое крыло. Две пожарные машины пожарной службы аэропорта, оказавшиеся в непосредственной близости, вероятно, предотвратили человеческие жертвы в этой аварии. Все 146 человек, находившихся на борту, не пострадали. [ 17 ]
- В 1982 году самолет Spantax DC-10, рейс 995 Spantax , готовился к взлету в Малаге на рейс в Нью-Йорк, когда пилот попытался прервать взлет. Полностью заправленный самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и задел оборудование ILS. Самолет остановился в 450 метрах от порога взлетно-посадочной полосы и загорелся. Причиной прерванного взлета стал лопнувший носовой шасси. Пятьдесят человек погибли и 110 получили ранения. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Всемирный справочник авиакомпаний". Рейс Интернешнл . 20 марта 1975 г. 503 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Диас Лоренцо, Хуан Карлос; Альта, Бренья (28 января 2007 г.). «Во времена Спантакса» (на испанском языке). Журнал уведомлений . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ Рек, Брон (4 августа 1979 г.). «Профиль авиационной техники и летной эксплуатации» . Рейс Интернешнл . стр. 329–332 . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «Spantax смотрит в будущее» . Мадрид : Международный рейс . 22 октября 1983 г. с. 1079 . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «Инвестиционное управление Кувейта отозвало предложение по Spantax SA» . Томас: Слияния и поглощения. 4 апреля 1988 года . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «Испанская авиакомпания» . Нью-Йорк Таймс . 30 марта 1988 г. стр. D11 . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «Из-за остановки авиакомпаний пострадало 7000 человек» . Пальма-де-Майорка : Ассошиэйтед Пресс . 30 марта 1988 года . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Douglas C-47A-25-DK (DC-3) EC-ARZ Эль Ортигаль де Арриба, Тенерифе» . Aviation-safety.net . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Крушение Douglas C-47A-25-DK на Тенерифе: 32 человека погибли | Архив бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ Бонсен, Гетц. «Неправильный полет сломавшейся авиакомпании: полет с открытой челюстью на Spantax: как 50 лет назад в Гамбурге ненадолго исчез самолет | shz.de» . шз . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «Описание аварии EC-AQE» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 7 сентября 2010 г.
- ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «ВОЗДУШНОЕ ДВИЖЕНИЕ: Древняя рука - DER SPIEGEL 15/1978» . www.spiegel.de . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные со Спантаксом, на Викискладе?