Jump to content

Спантакс

Спантакс
СМОТРИТЕ ИКАО Позывной
ВХ БХС СПАНТАКС
Основан 6 октября 1959 г.
Прекращенная деятельность 29 марта 1988 г.
Хабы
Размер флота 14
Штаб-квартира Мадрид , Испания
Ключевые люди
  • Родольфо Бэй Райт
  • Марта Эстадес Саес

Spantax SA — бывшая испанская авиакомпания для отдыха со штаб-квартирой в Мадриде. [ 1 ] который работал с 6 октября 1959 года по 29 марта 1988 года. Spantax была одной из первых испанских авиакомпаний, выполнявших туристические чартерные рейсы между городами Европы и Северной Америки и популярными местами отдыха в Испании, и считалась основной силой в развитии массового туризма 20-го века в Испании. . Его популярность и имидж угасли с 1970-х годов, когда серия аварий и инцидентов выявила недостатки в безопасности, что в сочетании с ростом цен на топливо и усилением конкуренции привело к тому, что компания столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, которые привели к ее упадку в 1988 году.

Спантакс Дуглас DC-7C в 1966 году
Спантакс Дуглас DC-8 в 1973 году
Spantax Convair CV-990 в 1976 году
Спантакс Боинг 737-200 в 1986 году

Годы становления

[ редактировать ]

Испанская компания Air Taxi Líneas Aéreas SA была основана 6 октября 1959 года бывшим Iberia пилотом Родольфо Бэем Райтом и бывшей бортпроводницей Iberia Мартой Эстадес Саес. Авиакомпания базировалась в аэропорту Гран-Канария на Канарских островах и начала полеты с геологами и техническими специалистами, которые искали нефть в Сахаре и испанской Западной Африке . Первоначальные пункты назначения включали Эль-Фарсию , Гааду , Итгуй , Мардезиат , Тиндуф , Дахлу , Лагуиру и Эль-Аюн . В 1959 году флот состоял из трех Airspeed Consuls , двух Airspeed Oxford , одного Auster и одного Avro Anson . Douglas DC-3 пополнился флотом в 1960 году. [ 2 ]

В конце 1960 года авиакомпания приобрела у Swissair к ним присоединился самолет Piper Apache два самолета DC-3, которые были введены в эксплуатацию с мая 1961 года для выполнения туристических рейсов в пределах Канарских островов, а для коротких полетов . В 1962 году к флоту присоединились представительский самолет Beechcraft Model 18 и Bristol 170 , арендованный у Iberia. В следующем году Bristol был возвращен в Иберию, и четыре Douglas DC-4 были приобретены ; первый в Бельгийском Конго и три других из Авиако . Герметичный самолет дальнего действия Douglas DC-7 C поступил на вооружение авиакомпании в апреле 1963 года, и в конечном итоге Spantax продолжил эксплуатировать восемь самолетов, которые обслуживали пункты назначения в Соединенном Королевстве и других странах Европы. В период с июня 1963 года по сентябрь 1967 года авиакомпания также приобрела еще четыре самолета DC-4, а в мае 1965 года приобрела два самолета Douglas DC-6 . [ 2 ]

В период с 1962 по 1965 год авиакомпания эксплуатировала самолеты DC-3 и de Havilland Canada DHC-2 Beaver на маршрутах Air Mauritanie , а в 1966 году авиакомпания стала первой испанской авиакомпанией, которая эксплуатировала турбовинтовой самолет Fokker F27 Friendship , который был введен в эксплуатацию на маршрутах. на Канарских островах. [ 2 ] 7 декабря 1965 года авиакомпания потерпела первую катастрофу, когда самолет DC-3, выполнявший чартерный рейс из Лос-Родеос -Тенерифе на Гран-Канарию , разбился сразу после взлета, в результате чего погибли 28 пассажиров и 4 члена экипажа. [ 3 ]

После получения разрешения испанских властей на выполнение пассажирских чартерных рейсов авиакомпания перенесла свою штаб-квартиру с Гран-Канарии в Пальма-де-Майорку . База на Балеарских островах была выбрана из-за той роли, которую Майорка сыграла в развитии туризма в Испании , что позволило авиакомпании завоевать престиж на европейском рынке. [ 2 ]

Реактивный возраст

[ редактировать ]

Авиакомпания вступила в эпоху реактивных самолетов, когда в феврале и мае 1967 года два четырехмоторных реактивных лайнера Convair 990 присоединились к флоту после того, как были куплены подержанными у American Airlines . В период с 1968 по 1972 год к флоту присоединятся еще восемь Convair 990; два из которых были сданы в аренду Iberia Airlines в период с 1967 по 1969 год, в то время как у этой авиакомпании возникли задержки с поставкой собственных самолетов Douglas DC-8 . [ 2 ] Авиакомпания приобрела еще четыре самолета Convair у Swissair в апреле, мае и июне 1975 года. [ 2 ] и авиакомпания станет крупнейшим в мире оператором такого типа. [ 4 ] Последний вышел на пенсию в середине 1980-х годов.

Требуясь самолет с межконтинентальной дальностью полета, компания Spantax в феврале 1973 года приобрела два удлиненных самолета Douglas DC-8-61CF у Trans Caribbean Airways и в дальнейшем будет эксплуатировать еще четыре самолета этого типа. Два самолета DC-9-14 были приобретены у Southern Airways в апреле 1974 года для удовлетворения спроса на чартерные рейсы на внутренних и европейских маршрутах. [ 2 ] В октябре 1978 года авиакомпания ввела в эксплуатацию свой первый широкофюзеляжный самолет McDonnell Douglas DC-10-30 и начала эксплуатацию его на чартерных маршрутах в США . К 1980 году в авиакомпании работало 1168 человек, она перевезла 2 017 000 пассажиров и имела доход в 9,953 миллиарда песет . [ 2 ]

В 1983 году Spantax стала первой испанской авиакомпанией, совершившей рейс в Японию по полярному маршруту с остановкой в ​​Анкоридже , и в том же году парк самолетов Boeing 737-200 начал пополняться, чтобы заменить DC-9. [ 2 ] [ 5 ] Новые рейсы из Пальмы-де-Майорки в Турку , Куопио , Тампере и Ваасу в Финляндии были начаты на Боингах 737 в 1984 году, а в августе 1984 года авиакомпания предприняла чартерные рейсы в Венесуэлу на самолетах DC-10 совместно с Iberia и VIASA . [ 2 ]

К середине 1980-х годов конкуренция на рынке чартерных авиакомпаний в Европе стала острой, и в сочетании с растущими ценами на топливо судьба авиакомпании изменилась. Имея устаревший флот, компания была вынуждена арендовать 737-е у SABENA , а также два Boeing 747 и DC-10 у Malaysian Airline System . [ 2 ]

В 1987 году из-за финансовых проблем и забастовок компания Spantax была продана Aviation Finance Group, базирующейся в Люксембурге . Новые владельцы выделили капитал в размере 3 миллиардов песет и инвестиции в размере 4 миллиардов песет. Долги перед испанскими властями на общую сумму 13 миллиардов песет были реорганизованы для выплаты в течение двадцати пяти лет, а в рамках программы обновления авиапарка к 1993 году авиакомпания должна была эксплуатировать пятнадцать самолетов. Попытки модернизировать и рефинансировать авиакомпанию, обновить ее флот с помощью McDonnell Douglas MD-83 и переговоры с China Airlines о приобретении Boeing 767 оказались безуспешными. [ 2 ] После того, как Инвестиционное управление Кувейта отказалось от запланированного предложения о покупке авиакомпании, Spantax прекратил все операции 29 марта 1988 года, в результате чего около 7000 пассажиров по всей Европе оказались в затруднительном положении. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

На протяжении многих лет компания Spantax эксплуатировала следующие самолеты:

Спантакс Флот
Самолет Общий Примечания
Боинг 737-200 8
Дуглас C-47 Skytrain 3
Дуглас C-54 Скаймастер 4
Конвейр CV-990 11 ИК-БЗР списан

ЭК-БНМ списан

Дуглас DC-3 1 ИК-АРЗ списан
Дуглас DC-4 4
Дуглас DC-6 2
Дуглас DC-7 10 EC-ATQ списан
Макдоннелл Дуглас DC-8 8
Макдоннелл Дуглас DC-9 6
Макдоннелл Дуглас DC-10 7 EC-DEG списан
Макдоннелл Дуглас MD-83 4
Фоккер F-27 Дружба 3

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
  • 7 декабря 1965 года самолет Douglas DC-3 EC-ARZ разбился при взлете из аэропорта Лос-Родеос во время рейса в Лас-Пальмас. Было установлено, что самолет вошел в пикирование и разбился в нескольких километрах от аэродрома, в результате чего погибли все 32 пассажира, большинство из которых были скандинавскими туристами. [ 9 ] [ 10 ]
  • 31 мая 1967 года самолет CV-990, который должен был приземлиться в аэропорту Гамбурга, ошибся с взлетно-посадочной полосой и вместо этого приземлился в аэропорту Гамбурга Финкенвердер , частном аэропорту завода по производству самолетов Hamburger Flugzeugbau . Несмотря на то, что длина взлетно-посадочной полосы составляла всего 1350 метров, что слишком коротко для CV-990, пилотам удалось благополучно приземлиться, и все пассажиры остались невредимыми. Однако для Spantax это стало конфузным событием, тем более что это был демонстрационный полет с журналистами и представителями туристических компаний на борту, а самолетом управлял сам генеральный директор и соучредитель Spantax Родольфо Бэй Райт. [ 11 ]
  • 5 января 1970 года самолет CV-990 разбился при взлете трехмоторного парома в Цюрих, Швейцария, из аэропорта Арланда в Стокгольме после того, как у него возникли проблемы с одним из двигателей. Пять членов экипажа погибли. На борту находились десять человек. [ 12 ]
  • 30 сентября 1972 года самолет Douglas C-47B EC-AQE разбился при взлете из аэропорта Мадрид-Барахас . Самолет использовался для тренировок, и пилот-курсант перевернулся и заглох. Один из шести человек, находившихся на борту, погиб. [ 13 ]
  • 3 декабря 1972 г. - рейс 275 компании Spantax разбился в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе при взлете в Мюнхен при почти нулевой видимости, в результате чего погибли все семь членов экипажа и 148 пассажиров. Самолет достиг высоты 90 метров (300 футов) и разбился на высоте 325 метров (1066 футов) за взлетно-посадочной полосой. На тот момент это была самая страшная катастрофа в истории испанских авиакомпаний. [ 14 ]
  • 5 марта 1973 г. - самолет Spantax Convair 990, выполнявший рейс из Мадрида в Лондон, в 1973 году столкнулся в воздухе в Нанте с самолетом Iberia McDonnell Douglas DC-9 над Нантом, Франция. Самолет Spantax потерял часть левого крыла, но его пилотам удалось благополучно приземлиться в аэропорту Нант. Однако Iberia DC-9 разбился, в результате чего погибли все находившиеся на борту 68 пассажиров и члены экипажа. [ 15 ] [ 16 ]
  • 20 февраля 1976 года на рейсе из Хельсинки (Финляндия) в Лас-Пальмас (Гранд-Канария) разразилась эпидемия брюшного тифа. Один взрослый и один ребенок погибли, более двухсот из 253 пассажиров были госпитализированы. Четыре члена летного экипажа заразились брюшным тифом, который передался пассажирам через яичный салат, поданный на борту. [ нужна ссылка ]
  • 4 апреля 1978 года при посадке в аэропорту Кельн-Бонн пилоты Convair CV-990 забыли вытащить шасси, и самолет со 146 людьми на борту выкатился за взлетно-посадочную полосу, в результате чего загорелось правое крыло. Две пожарные машины пожарной службы аэропорта, оказавшиеся в непосредственной близости, вероятно, предотвратили человеческие жертвы в этой аварии. Все 146 человек, находившихся на борту, не пострадали. [ 17 ]
  • В 1982 году самолет Spantax DC-10, рейс 995 Spantax , готовился к взлету в Малаге на рейс в Нью-Йорк, когда пилот попытался прервать взлет. Полностью заправленный самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и задел оборудование ILS. Самолет остановился в 450 метрах от порога взлетно-посадочной полосы и загорелся. Причиной прерванного взлета стал лопнувший носовой шасси. Пятьдесят человек погибли и 110 получили ранения. [ 18 ]
  1. ^ "Всемирный справочник авиакомпаний". Рейс Интернешнл . 20 марта 1975 г. 503 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Диас Лоренцо, Хуан Карлос; Альта, Бренья (28 января 2007 г.). «Во времена Спантакса» (на испанском языке). Журнал уведомлений . Проверено 9 ноября 2009 г.
  3. ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
  4. ^ Рек, Брон (4 августа 1979 г.). «Профиль авиационной техники и летной эксплуатации» . Рейс Интернешнл . стр. 329–332 . Проверено 9 ноября 2009 г.
  5. ^ «Spantax смотрит в будущее» . Мадрид : Международный рейс . 22 октября 1983 г. с. 1079 . Проверено 9 ноября 2009 г.
  6. ^ «Инвестиционное управление Кувейта отозвало предложение по Spantax SA» . Томас: Слияния и поглощения. 4 апреля 1988 года . Проверено 9 ноября 2009 г.
  7. ^ «Испанская авиакомпания» . Нью-Йорк Таймс . 30 марта 1988 г. стр. D11 . Проверено 9 ноября 2009 г.
  8. ^ «Из-за остановки авиакомпаний пострадало 7000 человек» . Пальма-де-Майорка : Ассошиэйтед Пресс . 30 марта 1988 года . Проверено 9 ноября 2009 г.
  9. ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Douglas C-47A-25-DK (DC-3) EC-ARZ Эль Ортигаль де Арриба, Тенерифе» . Aviation-safety.net . Проверено 30 июля 2019 г.
  10. ^ «Крушение Douglas C-47A-25-DK на Тенерифе: 32 человека погибли | Архив бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 30 июля 2019 г.
  11. ^ Бонсен, Гетц. «Неправильный полет сломавшейся авиакомпании: полет с открытой челюстью на Spantax: как 50 лет назад в Гамбурге ненадолго исчез самолет | shz.de» . шз . Проверено 12 марта 2020 г.
  12. ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
  13. ^ «Описание аварии EC-AQE» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 7 сентября 2010 г.
  14. ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
  15. ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
  16. ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
  17. ^ «ВОЗДУШНОЕ ДВИЖЕНИЕ: Древняя рука - DER SPIEGEL 15/1978» . www.spiegel.de . Проверено 12 марта 2020 г.
  18. ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2009 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные со Спантаксом, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6dab28d7f7687a57bff9b5f42f2ab874__1717284480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/74/6dab28d7f7687a57bff9b5f42f2ab874.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spantax - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)