Jump to content

Convair 990 Коронадо

Convair 990 Коронадо
Convair 990 — низкоплан с четырьмя турбовентиляторными двигателями под крылом.
Роль Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Конвэйр
Первый полет 24 января 1961 г.
Введение 1962
Ушедший на пенсию Сентябрь 1987 г. (1994 г. с НАСА)
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Американские авиалинии
Спантакс
Свиссэйр
Произведено 1961–1963
Количество построенных 37
Разработано на основе Конвэйр 880

Convair 990 Coronado — американский узкофюзеляжный четырёхмоторный реактивный авиалайнер, выпускавшийся в период с 1961 по 1963 год подразделением Convair американской компании General Dynamics . Это была удлиненная версия более раннего Convair 880 , выпущенного в ответ на запрос American Airlines : 990 был удлинен на 10 футов (3,0 м), что увеличило количество пассажиров с 88 до 110 в 880 до 96 и 110 пассажиров. 121. Это было все же меньше пассажиров, чем у современных Boeing 707 (от 110 до 189) или Douglas DC-8 (от 105 до 173), хотя 990 был на 25–35 миль в час (40–56 км/ч) быстрее, чем любой из них в крейсерском режиме.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

American Airlines обратилась к Convair с просьбой разработать самолет для перелетов от побережья до побережья, способный совершать беспосадочные перелеты из Нью-Йорка в Лос-Анджелес против ветра. Им нужна была большая пассажировместимость, чем у Convair 880 , который был самым маленьким из реактивных авиалайнеров США первого поколения. Конструкция была известна как Convair 600 и была переименована в Convair 990 в месяц его первого полета. [ 1 ] Летные испытания модели 990 начались 24 января 1961 года. [ 2 ]

Одним из отличий от модели 880 были большие противоударные корпуса на верхней задней кромке крыльев, позволяющие увеличить критическое число Маха за счет уменьшения околозвукового сопротивления. Внутренние амортизаторы, которые были большего размера, также использовались в качестве дополнительных топливных баков. Позже, в период проектирования, Convair модифицировала конструкцию, включив топливо также в подвесные блоки, но во время первых испытательных полетов дополнительный вес заставлял подвесные двигатели раскачиваться в определенных условиях. Гондолы были еще раз изменены и укорочены на 28 дюймов (710 мм), что привело к увеличению лобового сопротивления. Внутренний набор контейнеров использовался для прокладки топливосливных трубок из топливных баков, заканчивающихся выступающим выпускным отверстием. [ 3 ]

Двигатели также были заменены на модернизированные General Electric CJ-805-23 , которые были уникальны тем, что в них использовалась ступень вентилятора в задней части двигателей по сравнению со ступенью вентилятора в передней части двигателя, установленной на Pratt & Whitney. JT3D , который использовался конкурентами 990-х. Двигатель представлял собой упрощенную гражданскую версию J79 без дожига , используемую в сверхзвуковых военных самолетах. Как и большинство версий J79, CJ805 и CJ805-23 были дымными, хотя в 1970-х годах второстепенный оператор Spantax в конечном итоге переоборудовал свои двигатели на малодымные камеры сгорания.

Как и 880, 990-е имели спинную «канатную дорожку», добавленную к верхней части фюзеляжа для размещения двух антенн ADF и одной VHF . антенны [ 4 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Кабина Convair 990 Coronado

Модель 990 не соответствовала обещанным характеристикам, и в результате American Airlines сократила свой заказ. Модель 990A была разработана путем добавления обтекателей к мотогондолам, среди других изменений. [ 5 ] Несмотря на модификации базового 880 и изменения, вызванные проблемами с сопротивлением во время испытаний, самолет так и не оправдал своих обещаний по беспосадочной перевозке от побережья до побережья от аэропорта JFK до Лос-Анджелеса. В расписаниях American Airlines разница во времени между рейсами 707 и 990A практически отсутствует. [ оригинальное исследование? ] АА начала утилизировать свои 990А в 1967 году. [ нужна ссылка ]

В мае 1961 года один из предсерийных самолетов 990, демонстрируя разницу между рабочей скоростью и возможностями во время пикирования на скорости 0,97 Маха с высоты от 32 000 до 22 500 футов, достиг скорости 675 миль в час (1086 км/ч) на высота 22 000 футов (6,7 км): самая высокая истинная воздушная скорость, когда-либо достигнутая коммерческим реактивным транспортом в то время. [ 6 ] [ 7 ] Однако в горизонтальном полете максимальная скорость 0,84 Мн оказалась меньше гарантированной American Airlines 0,89 Мн, поскольку уровни сопротивления противоударным корпусам оказались намного выше прогнозируемых. Была реализована программа снижения лобового сопротивления, в ходе которой оптимизация соединения пилона двигателя с крылом и добавление обтекателей гондолы достигли 0,89 Мн. [ 8 ]

Сообщалось, что в 1963 году модель 990A сжигала 13 750 фунтов (6,24 т) топлива в час на скорости 0,84 Маха (484 узлов; 897 км / ч) на высоте 35 000 футов (11 км) при массе 200 000 фунтов (91 т). [ 9 ] Напротив, современный Boeing 737 MAX 8 обычно перевозит 162 пассажира и сжигает 4460 фунтов (2,02 т) в час при скорости 0,78 Маха (450 узлов; 833 км / ч) при неоптимальных параметрах. [ 10 ] [ неправильный синтез? ]

Swissair 990A Coronado "Санкт-Галлен" в аэропорту Манчестера в 1964 году.

Начиная с 1962 года Swissair приобрела восемь самолетов 990A и эксплуатировала их на междугородних маршрутах в Южную Америку, Западную Африку, Ближний и Дальний Восток, а также на европейских маршрутах с интенсивным движением. Их парк был выведен из эксплуатации в 1975 году. Скандинавские авиалинии (SAS) также эксплуатировали 990A Coronados на своих дальнемагистральных рейсах в Токио и другие пункты назначения на Дальнем Востоке, а также в Южную Америку и Африку. [ 11 ]

Нишу 990-х вскоре заняли Boeing 720 и Boeing 720B , производные от Boeing 707 , а позже — Boeing 727 . К моменту закрытия сборочной линии в 1963 году было произведено всего 37 самолетов 990, в результате чего общее производство коммерческих реактивных авиалайнеров General Dynamics составило 102 планера. Неспособность авиакомпаний широко принять Convair 880 и 990 привела к тому, что материнская компания Convair, General Dynamics, понесла одни из крупнейших корпоративных убытков в истории. В результате Convair вышла из бизнеса реактивных авиалайнеров, хотя позже строила фюзеляжи для McDonnell Douglas , специально для DC-10 , KC-10 и MD-11 . [ 12 ]

Когда крупные авиакомпании отказались от своих самолетов Convair 990, они обрели вторую жизнь в чартерных авиакомпаниях. Spantax До середины 1980-х годов испанский имел большой флот, как и порты захода в Денвере . В 1967 году авиакомпания Alaska Airlines приобрела Convair 990 PP-VJE у Varig и эксплуатировала его как N987AS на регулярных рейсах до 1975 года. [ нужна ссылка ]

Варианты

[ редактировать ]
  • 600 : Обозначение, используемое для концепции, проектирования и сборки первого самолета.
  • 990 : Начальная производственная версия.
  • 990A : Более высокая крейсерская скорость и большая дальность полета. [ 13 ]

Операторы

[ редактировать ]
Интерьер самолета Convair 990 авиакомпании Swissair теперь выставлен на всеобщее обозрение в Швейцарском музее транспорта, Швейцарском музее транспорта в Люцерне.
NASA Convair 990. Этот самолет снят с вооружения и теперь выставлен у входа в космодром Мохаве .

*Оригинальные операторы.

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
  • 28 мая 1968 года: рейс 892 компании Garuda Indonesian Airways , самолет Convair 990 (PK-GJA), разбился через несколько минут после взлета из аэропорта Бомбей-Сантакруз , в результате чего погибли все 29 пассажиров и члены экипажа на борту. Один погибший также произошел на земле. [ 20 ]
  • 5 января 1970 года: самолет Spantax Convair 990 (EC-BNM) разбился в аэропорту Стокгольм-Арланда недалеко от Стокгольма , Швеция, при взлете на трехмоторном пароме в Цюрих , Швейцария, в результате чего погибли пять из семи пассажиров; три члена экипажа выжили. [ 21 ] [ 22 ]
  • 21 февраля 1970 года: рейс 330 Swissair разбился недалеко от Вюренлингена , Швейцария, при попытке вернуться в международный аэропорт Цюриха после того, как в кормовой грузовой кабине взорвалась бомба, в результате чего погибли все девять членов экипажа и 38 пассажиров. Самолет также перевозил значительное количество почты, часть которой уцелела при крушении.
  • 8 августа 1970 года. Самолет Modern Air Transport Convair 990 (N5603) переправлялся из Нью-Йорка в Акапулько, когда он разбился при подходе к международному аэропорту Альварес в Мексике. Никто не погиб, но один из восьми членов экипажа был тяжело ранен. [ 23 ]
  • 3 декабря 1972 года: рейс 275 Spantax , самолет Convair 990 (EC-BZR), разбился в аэропорту Лос-Родеос на Тенерифе при взлете при почти нулевой видимости, в результате чего погибли все семь членов экипажа и 148 пассажиров. [ 24 ]
  • 5 марта 1973 года: рейс 400 компании Spantax , самолет Convair 990, выполнявший рейс из Мадрида в Лондон, столкнулся в воздухе с рейсом 504 компании Iberia , самолетом McDonnell Douglas DC-9 , над Нантом . Convair 990 потерял часть левого крыла, но его пилотам удалось благополучно приземлиться на авиабазе Коньяк-Шатобернар . DC-9 разбился, в результате чего погибли все находившиеся на борту 68 пассажиров и члены экипажа.
  • ВМС США 12 апреля 1973 года: самолет Lockheed P-3C ( 157332 ), летавший с авиабазы ​​NAS Moffett Field в Саннивейле, Калифорния, столкнулся с самолетом NASA Convair 990 (N711NA) во время захода на посадку на взлетно-посадочную полосу 32R. Самолет разбился на муниципальном поле для гольфа Саннивейла, в полумиле от взлетно-посадочной полосы, что привело к разрушению обоих самолетов и гибели всех находившихся на борту, за исключением одного члена экипажа ВМФ. [ 25 ] [ № 1 ]
  • 17 июля 1985 года. У самолета NASA Convair 990 (N712NA) лопнуло колесо во время взлета на скорости около 140 узлов (259 км/ч) на авиабазе Риверсайд-Марч, Калифорния. При попытке покинуть взлетно-посадочную полосу обод разбился и вызвал прокол правого топливного бака перед правой главной стойкой. Все 19 пассажиров выжили, но последовавший за этим сильный пожар уничтожил самолет, его оборудование и документацию. [ 26 ]

Сохранившийся самолет

[ редактировать ]

Ранее консервированный, списанный

[ редактировать ]
  • 30-10-5 - N990AC - Кабина экипажа (старые регистрационные номера N990AC, OB-R-728), хранившаяся на свалке в Тусоне, штат Аризона, была списана и превращена в багажные бирки. [ 32 ]

Технические характеристики (Convair 990A)

[ редактировать ]

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1965-66 гг. [ 33 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 человека (+ бортпроводники)
  • Вместимость: до 149 пассажиров
  • Длина: 139 футов 9 дюймов (42,60 м)
  • Размах крыльев: 120 футов (37 м)
  • Высота: 39 футов 6 дюймов (12,04 м)
  • Площадь крыла: 2250 кв. футов (209 м ). 2 )
  • Соотношение сторон : 6,2
  • Пустой вес: 133 000 фунтов (60 328 кг)
  • Максимальный вес без топлива: 160 000 фунтов (72 575 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 253 000 фунтов (114 759 кг)
  • Максимальный посадочный вес: 202 000 фунтов (91 626 кг)
  • Силовая установка: 4 двигателя General Electric CJ805-23B турбовентиляторных с тягой 16 050 фунтов силы (71,4 кН) каждый в кормовой части = вентиляторные двигатели.

Производительность

  • Максимальная скорость: 540 узлов (620 миль в час, 1000 км/ч) на высоте 20 000 футов (6 096 м) при 200 000 фунтов (90 718 кг) AUW
  • Максимальная скорость: 0,871 Маха.
  • Максимально допустимая скорость погружения: М0,91.
  • Крейсерская скорость: 484 узла (557 миль в час, 896 км/ч) / M0,84 на высоте 35 000 футов (10 668 м)
  • Скорость сваливания: 109 узлов (125 миль в час, 202 км/ч) при 170 000 фунтов (77 111 кг) AUW с опущенными колесами и закрылками.
  • Дальность действия: 3302 миль (3800 миль, 6115 км) с полезным топливом 104 373 фунтов (47 343 кг), полезной нагрузкой 25 770 фунтов (11 689 кг) и резервным топливом 18 000 фунтов (8 165 кг).
  • Практический потолок: 41 000 футов (12 000 м)
  • Нагрузка на крыло: 112,44 фунта/кв. футов (549,0 кг/м) 2 )
  • Взлетный разбег: 9800 футов (2987 м) при максимальной взлетной высоте (длина поля SR-422B)
  • Посадочный пробег: 5400 футов (1646 м) при 170 000 фунтов (77 111 кг) AUW (длина поля SR-422B)

См. также

[ редактировать ]
Convair 990 (справа, с характерным противоударным корпусом) и конкурирующий Douglas DC-8 (слева, капоты двигателя открыты)

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. Один член экипажа ВМФ на P-3 выжил в катастрофе. Он находился в хвостовой части P-3, которая оторвалась от самолета при столкновении 990 сверху. Он выпал из сломанной хвостовой части и остался жив, получив тяжелые травмы. Люди на поле для гольфа, ставшие свидетелями крушения, пытались разбить окна на обломках клюшками для гольфа в тщетной попытке вытащить раненых, прежде чем огонь поглотит экипажи.
  1. ^ "Convair Traveler Vol. XII 1960 61" . 1953.
  2. ^ Проктор, Джон (июнь 1996 г.). Convair 880 и 990 (Первое издание). Майами: Всемирная транспортная пресса. п. 55. ИСБН  0-9626730-4-8 .
  3. ^ Проктор, Джон (июнь 1996 г.). Конвейр 880 и 990 . Майами: Всемирная транспортная пресса. п. 55. ИСБН  0-9626730-4-8 .
  4. ^ Авиалайнеры Convair Jet . Сан-Диего: General Dynamics: Отдел обслуживания клиентов, декабрь 1961 г., с. 203.
  5. ^ «Уменьшение сопротивления самолета Convair 990» . Журнал AIAA Aircraft, Vol. 1 № 1, январь – февраль 1964 г., стр. 8–12.
  6. ^ «Авиационная неделя 1961-08-07» . 7 августа 1961 года.
  7. Ливан (Пенсильвания) Daily News, 18 мая 1961 г., стр. 32.
  8. ^ Внутренняя история Convair 990, самого быстрого дозвукового авиалайнера в мире, Джон Т.Кутни-старший, AIAA 2007 5338, рисунки 10,16,21
  9. Рейс 31 января 1963 г., стр. 150.
  10. ^ Фред Джордж (12 мая 2017 г.). «Отчет пилота: полет на Боинге 737-8, новом узкофюзеляжном кормильце компании Boeing» . Неделя авиации и космических технологий .
  11. ^ https://www.timetableimages.com/ttimages/sk/sk6404/sk64-05.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
  12. ^ «Convair 990 Coronado: слишком быстро, слишком рано | Штаб-квартира международной авиации» . 14.11.2020 . Проверено 10 апреля 2023 г.
  13. ^ «Неудавшиеся: Convair 880 и 990». Архивировано 26 мая 2016 г. на сайте Wayback Machine Airliners.net. Проверено: 20 августа 2011 г.
  14. ^ "World Airline Survey Flight International ", 14 апреля 1966 г., стр. 595. Проверено: 23 декабря 2011 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Вегг 1990, с. 218
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Вегг 1990, с. 219
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Проктор 1994, с. 123
  18. ^ Проктор 1994, с. 80
  19. ^ Проктор 1994, с. 117
  20. ^ Описание аварии PK-GJA в Сети авиационной безопасности.
  21. ^ Описание происшествия для EC-BNM в Сети авиационной безопасности . Проверено 17 октября 2014 г.
  22. ^ Изображения, расписание. «Расписание Гаруда Индонезия» . Архивировано из оригинала 1 января 2018 г.
  23. ^ Описание происшествия для N5603 в Сети авиационной безопасности . Проверено 17 октября 2014 г.
  24. ^ Геро 1997, с. 111.
  25. ^ «Описание аварии: 12 апреля 1973 г.». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 августа 2011 г.
  26. ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN Convair CV-990-30A-5 Coronado N712NA, авиабаза Риверсайд-Марч, Калифорния (RIV)» . Aviation-safety.net .
  27. ^ «Convair 990, серийный номер 02, N990AB» . ConvairJet.com . Проверено 26 сентября 2016 г.
  28. ^ «Конвайр CV-990 Коронадо» . трафик дом.ч . Проверено 11 ноября 2015 г.
  29. ^ «Досье на планер — Convair CV-990, c/n 18, c/r EC-BZP» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 26 сентября 2016 г.
  30. ^ «Файл планера — Convair CV-990-30A-5, c/n 29, c/r N810NA» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 26 сентября 2016 г.
  31. ^ Эдлинд, Тони. «Спантакс СА (БХ)» . АнгелОгонь . Тони Эдлинд . Проверено 26 сентября 2016 г.
  32. ^ «Convair 990, серийный номер 05, настроенный на багажные бирки» . Planetags.com . Проверено 17 февраля 2022 г.
  33. ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1965). Джейн «Все самолеты мира», 1965–66 гг . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd., стр. 233–234.

Библиография

[ редактировать ]
  • Геро, Дэвид. Авиационные катастрофы . Йовил, Сомерсет, Великобритания: Патрик Стивенс Ltd (Haynes Publishing), 1997. ISBN   1-85260-526-X .
  • Грин, Уильям. Справочник Макдональда по самолетам . Лондон. Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1964.
  • Проктор, Джон. Конвейр 880 и 990 . Майами, Флорида: World Transport Press, 1996. ISBN   0-9626730-4-8 .
  • Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1965–66 . Лондон: Самсон Лоу, Марстон, 1965.
  • Вегг, Джон. Самолеты General Dynamic и их предшественники . Лондон: Патнэм, 1990. ISBN   0-85177-833-X .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3d513352c37f8da01aba2bd87f6d417__1719790500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/17/a3d513352c37f8da01aba2bd87f6d417.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convair 990 Coronado - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)