1970 г., крушение Spantax Convair CV-990 в Стокгольме.
![]() EC-BNM, самолет, попавший в аварию, показан здесь, в аэропорту Арланда в 1968 году. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 5 января 1970 г. |
Краткое содержание | микропорывами, , вызванный Сдвиг ветра и ненастная погода |
Сайт | 1800 метров к юго-западу от взлетно-посадочной полосы 01/19 аэропорта Арланда. 59 ° 37'40,81 ″ с.ш. 17 ° 53'51,35 ″ в.д. / 59,6280028 ° с.ш. 17,8975972 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Convair CV-990-30A-5 Коронадо [ 1 ] |
Оператор | Спантакс |
Регистрация | ЕС-БНМ [ 1 ] |
Начало рейса | Стокгольмский аэропорт Арланда |
Место назначения | Аэропорт Пальма-де-Майорка (оригинал) Аэропорт Цюриха |
Пассажиры | 7 [ 1 ] |
Экипаж | 3 [ 1 ] |
Погибшие | 5 [ 1 ] |
Выжившие | 5 [ 1 ] |
5 января 1970 года самолет Convair 990 Coronado испанской авиакомпании Spantax разбился вскоре после взлета из стокгольмского аэропорта Арланда , в результате чего погибли пять из десяти человек, находившихся на борту.
Фон
[ редактировать ]Ранее тем же вечером самолет собирался вылететь на Майорку со шведскими путешественниками, но при взлете в двигателе номер 4 возникла неисправность. Взлет был прерван, самолет вернулся к воротам, а пассажирам разрешили покинуть самолет. Вечером было решено совершить перегонный рейс с тремя двигателями в Цюрих для замены двигателя. [ 2 ] На борту находились три члена экипажа и семь пассажиров. В аэропорту был сильный ветер и -27°C. [ 3 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]В 22:24 самолет начал разбег на взлетно-посадочной полосе 19. Во время разбега нос отклонился вправо. Это исправили снижением мощности двигателя №1 с 85% до 80-60%. Самолет вращался со скоростью 134 узла с закрылками 27 градусов. При наборе высоты самолет накренился на 4-6 градусов вправо и скорость внезапно упала до 10 узлов ниже V2 (145 узлов). Самолет задел верхушки деревьев, накренился на 10-15 градусов и разбился в 1800 метрах от точки взлета. [ 1 ] Самолет бороздил длинную дорогу в лесу и развалился на несколько частей. Кабина была отделена от остальной части фюзеляжа, зажата между стволами деревьев и твердой мерзлой землей и наклонена на 45 градусов влево. [ 3 ]
Первый помощник Мигель Гранадо сидел справа и оказался в ловушке, когда сиденье выдвинулось вперед и обе ноги оказались зажаты под приборной панелью. Его правая голень была сломана и изогнута под углом. Его левая ступня была сильно защемлена, а также левая икра и ахиллово сухожилие . Косым под пилотом находился один из инженеров по техническому обслуживанию самолета , получивший множественные переломы ребер. Гранадо без перчаток держал руки за одну из труб фюзеляжа и пытался удержаться и тем самым ослабить давление на грудь друга. Обе руки получили сильные обморожения. [ 3 ]
Капитан . отделался легкими контузиями и смог вырваться на свободу и выбраться Осознавая опасность остаться неподвижным при таких низких температурах, он ходил вокруг и старался сохранять тело в тепле, отделавшись тем самым легким обморожением рук и ног. В темноте и рыхлом снегу они искали аварийный локаторный передатчик и, когда он был найден, могли позвать на помощь. [ 3 ] Чего экипаж не знал, так это того, что всего в ста метрах от места крушения находился дом, в котором спала семья, не обращая внимания на аварию. Позже семья проснулась, когда над их домом низко пролетел полицейский вертолет. [ 4 ]
Экстренное реагирование
[ редактировать ]Через четыре часа после катастрофы служба экстренной помощи обнаружила самолет. Попавшему в ловушку первому офицеру Гранадо пришлось ждать более восьми часов на сильном морозе, прежде чем он освободился. [ 3 ] На момент аварии готовность к стихийным бедствиям в Арланде была минимальной. Машина скорой помощи была размещена в лазеретте Löwenströmska в Уппландс-Вэсбю в 10 км к югу, но в ней не было установлено радио. Сотрудники были отправлены в белые халаты и сабо на ногах, чтобы помочь выжившим. [ 5 ] [ 6 ] Пять человек, в том числе шведская стюардесса, погибли в холодную погоду. [ 7 ]
Расследование
[ редактировать ]Шведское управление по расследованию происшествий суммировало взаимодействующие факторы аварии: [ 3 ]
- Неожиданная ранняя потеря внешнего визуального ориентира после взлета.
- Потеря контроля направления при переходе от визуального к полету по приборам . Рыскание приводило к увеличению сопротивления и крену.
- Наличие температурной инверсии, что повлекло за собой тягу вниз и потерю скорости.
- Наличие сдвига ветра , вызвавшего дополнительную потерю скорости.
Группа Шведского управления по расследованию происшествий, расследовавшая меры реагирования на чрезвычайную ситуацию, указала на определенные недостатки в поисково-спасательных системах, которые позже привели к реорганизации. [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]Авария со Спантаксом стала одним из событий, побудивших шведское здравоохранение разработать как медицинскую готовность, так и оборудование для стихийных бедствий . [ 8 ] Они также начали разрабатывать планы действий в чрезвычайных ситуациях. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 191 авиакомпании Delta Airlines , рейс 1016 USAir , рейс 806 Pan Am и рейс 834 Организации Объединенных Наций — все аварии, в которых причиной аварии стал микровзрыв.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «05 ЯНВАРЯ 1970» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ «Небольшой кусочек истории авиации, вырезанный из литературы» (на шведском языке). Аэропорт Скавста . Архивировано из оригинала 21 января 2016 года . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хиертон, Тор (1992). «Несмотря ни на что, он снова летает» [Несмотря ни на что, он снова летает] (PDF) . Ортопедический журнал (на шведском языке) (1). Сольна: Центр закупок окружного совета (LIC): 6–9.
- ^ Фликт, Йенс (17 сентября 2015 г.). «Следы авиакатастрофы» [Следы авиакатастрофы]. Новая газета Упсалы (на шведском языке). Архивировано из оригинала 4 января 2017 года . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Горделёф, Брат (23 августа 2012 г.). «Планирование возможного» [Планирование возможного]. Корреспондент Östgöta (на шведском языке) . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Рютер, Андерс. «Обзор знаний, медицина катастроф с национальной и международной точки зрения» [Обзор знаний, медицина катастроф с национальной и международной точки зрения] (PDF) (на шведском языке). Шведское агентство по чрезвычайным ситуациям в гражданском секторе . п. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «ХРОНОЛОГИЯ АВИАЦИИ В ШВЕЦИИ» [ХРОНОЛОГИЯ АВИАЦИИ В ШВЕЦИИ] (PDF) (на шведском языке). Шведская ассоциация истории авиации. 4 января 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2014 г. . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ «Катастрофмедицинский бередскап - Справочник» [Готовность к чрезвычайным ситуациям - Руководство] (PDF) (на шведском языке). Национальный совет здравоохранения и социального обеспечения . 24 июня 2008 г. с. 12 . Проверено 10 сентября 2015 г.