Рейс 1903 Дэн-Эйр
![]() G-APDN, задействованный самолет, на фото 1964 года, когда он эксплуатировался BOAC. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 3 июля 1970 г. |
Краткое содержание | Управляемый полет на местности |
Сайт | Рядом с Арбусьесом , Каталония , Испания 41 ° 47'45 "N 2 ° 27'34" E / 41,79583 ° N 2,45944 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | de Havilland DH 106 Комета серии 4 |
Оператор | Дэн Эйр Сервисез Лтд. |
Регистрация | G-APDN |
Начало рейса | Аэропорт Манчестера , Великобритания |
Место назначения | Аэропорт Барселона-Эль-Прат , Испания |
Оккупанты | 112 |
Пассажиры | 105 |
Экипаж | 7 |
Погибшие | 112 |
Выжившие | 0 |
Рейс Dan-Air 1903 — незапланированный международный пассажирский рейс из Манчестера в Барселону , выполняемый компанией Dan Air Services Limited по контракту с британским туроператором Clarksons Holidays , который организовал рейс для перевозки группы отдыхающих, забронировавших пакет «все включено». отдых с оператором.
3 июля 1970 года самолет de Havilland Comet 4, обслуживавший рейс, врезался в лесистые склоны Серралада- дель-Монсень недалеко от Арбусьеса , в провинции Жирона в Каталонии , Испания . В результате крушения самолет был разрушен, а все 112 человек, находившихся на борту, погибли. Это была самая смертоносная авиационная катастрофа в 1970 году и остается самой смертоносной авиационной катастрофой с участием кометы Де Хэвилленда. [ 1 ]
Катастрофа стала первой катастрофой со смертельным исходом в компании Dan-Air, в которой погибли пассажиры, оплатившие проезд. Новость о первой крупной аварии на восемнадцатом году существования компании. [ 2 ] произошло всего через два дня после того, как британский туроператор Global Holidays заключил с ним четырехлетний фунтов стерлингов контракт стоимостью 2,5 миллиона на все чартерные рейсы Global из Бирмингема , начиная с апреля 1971 года. [ 3 ] [ 4 ]

Несчастный случай
[ редактировать ]Рейс 1903, вылетевший из аэропорта Манчестера в 16:08 по местному времени, столкнулся с задержками авиадиспетчерской службы (УВД) в районе Парижа, что привело к изменению маршрута. В 17:53 по местному времени была установлена радиосвязь между пилотом, управлявшим самолетом, и Центром управления районом Барселоны (РЦД), после чего РДЦ дал экипажу кабины экипажа разрешение на снижение с эшелона полета 220 на эшелон полета FL090. Через шесть минут рейс был передан УВД Барселоны (контроль захода на посадку), [ 5 ] и признал, что взлетно-посадочная полоса 25 использовалась в аэропорту Барселоны . Система контроля захода на посадку разрешила экипажу пролететь над Сабаделя ненаправленным маяком (NDB) в 14 милях (23 км) к северу от VOR Барселоны и снизиться дальше до эшелона FL060. Это включало поворот налево на курс примерно 140 градусов , чтобы перехватить удлиненную осевую линию взлетно-посадочной полосы 25 на расстоянии 12 миль (10 морских миль; 19 км).
Выполняя левый поворот в соответствии с инструкциями, экипаж по ошибке сообщил, что они миновали NDB Сабаделя. Фактически, в то время они все еще находились в 28 морских милях (32 милях; 52 км) к северу от Сабаделя, над Серралада- дель-Монсени , горным хребтом, самые высокие вершины которого достигают высоты более 5600 футов (1700 м). второго самолета Поскольку, по данным УВД, другой самолет пролетел над Сабаделем в то же время, УВД Барселоны приняло радиолокационное эхо за эхо-сигнал кометы Dan-Air, и поэтому авиадиспетчер, выполнявший рейс Dan-Air, не заметил навигационную ошибку, экипаж «Кометы». Однако нет никаких доказательств того, что в это время другой самолет пролетел над радиомаяком Сабадель. Показания авиадиспетчера остаются неправдоподобными. Из-за отсутствия доказательств обратного диспетчер разрешил экипажу Dan-Air продолжить снижение до высоты 2800 футов (850 м).
Примерно в 18:05 по местному времени самолет врезался в группу буковых деревьев на северо-восточных склонах пика Ле-Агюд на высоте около 3800 футов (1200 м). Во время аварии Ле-Агюд находился под половиной облачности на высоте 2500 футов (760 м) с хорошей видимостью внизу. Взрыв после удара полностью уничтожил самолет и мгновенно убил всех, кто находился на борту. Место крушения находилось в 23 милях (20 морских миль; 37 км) от Сабаделя под углом 45 градусов, где горы достигают высоты 5100 футов (1600 м). После длительных ночных поисков на обширной территории спасательные команды достигли места крушения на следующий день. Испанские власти настаивали на немедленном захоронении трупов по соображениям общественного здравоохранения. [ 2 ] [ 1 ] [ 5 ]
Самолет
[ редактировать ]Самолет, которым управляла компания Dan Air Services Ltd , представлял собой de Havilland DH 106 Comet series 4 (регистрация: G-APDN, серийный номер конструкции/производителя: 6415), совершивший свой первый полет в 1959 году. Dan-Air приобрела самолет у британской компании Dan Air Services Ltd. Overseas Airways Corporation - его первоначальный оператор - в 1969 году. На момент катастрофы он налетал 25 786 часов. [ 1 ] [ 5 ]
Причина
[ редактировать ]Расследование выявило сочетание ошибочной информации в отношении точек отчета по маршруту и существования радиолокационного эхо-сигнала от другого самолета, который пролетал над NDB Сабадель в то же время, когда экипаж Dan-Air ошибочно сообщил о пролете над ним, поскольку в результате происшествия вероятная причина. Эта комбинация привела к непроизвольной ошибке со стороны как УВД, так и самолета, которую невозможно было исправить к моменту, когда авиадиспетчер понял, что его указания экипажу самолета были даны в ответ на взаимное непонимание, возникшее в результате навигационной ошибки. со стороны экипажа, что осталось незамеченным. [ 1 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 2021 году общественная телекомпания Каталонии Catalan Media Corporation выпустила для бесплатного просмотра документальный фильм о крушении рейса 1903. Он назывался Montseny, la tragèdia enterrada ( «Монсень, Погребенная трагедия »), в котором отсылает к внезапное захоронение жертв после катастрофы. Были опрошены члены семей некоторых английских жертв, а дневник одной из жертв катастрофы был найден и возвращен ее семье. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рантер, Харро. «Авария самолета ASN de Havilland DH-106 Comet 4 G-APDN Sierra del Montseny» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 14 ноября 2005 года . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Крушение кометы в Барселоне» , Flight International , 9 июля 1970 г., стр. 39
- ^ Airliner World (Последняя из комет Dan-Air - Dan-Air и комета) , Key Publishing, Стэмфорд, Великобритания, ноябрь 2010 г., стр. 71
- ^ Дух Dan-Air , Саймонс, GM, GMS Enterprises, Питерборо, 1993, стр. 58
- ^ Jump up to: а б с «Отчет о происшествии гражданского самолета №: 1/1972. Dan Air Comet 4, G-APDN. Отчет об авиационном происшествии, произошедшем в горном массиве Сьерра-дель-Монсень, в муниципальном округе Арбусиас (Жерона), Испания, 3 июля 1970 года. " (PDF) . Отдел по расследованию авиационных происшествий . 1972 г.
перевод отчета, опубликованного Министерством авиации Испании, октябрь 1971 г.
- ^ «Монтсени, похороненная трагедия» . Каталонская корпорация аудиовизуальных медиа . 19 октября 2021 г. Проверено 22 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сеть авиационной безопасности
- Каталонский документальный фильм 2021 года о катастрофе
- «Ошибочная навигация» обвиняется» Flight International , 3 сентября 1970 г., стр. 332.
- «Праздничный самолет пропал над Испанией» . BBC News: В этот день. 3 июля 1970 года.
- Авиационные происшествия и происшествия 1970 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Испании
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с столкновением управляемого полета с землей
- Аварии и инциденты с участием кометы де Хэвилленда
- Авиакатастрофы и инциденты Dan-Air
- 1970 год в Испании
- События июля 1970 года в Европе
- Катастрофы 1970 года в Испании