Jump to content

Рейс 932 компании Southern Airways

Координаты : 38 ° 22'27 "N 82 ° 34'42" W  /  38,37417 ° N 82,57833 ° W  / 38,37417; -82,57833

Рейс 932 компании Southern Airways
Самолет Southern Airways Douglas DC-9, похожий на самолет, попавший в аварию.
Несчастный случай
Дата 14 ноября 1970 г. ( 1970-11-14 )
Краткое содержание Управляемый полет на местности из-за ошибки пилота
Сайт Рядом с аэропортом трех штатов , Хантингтон, Западная Вирджиния , США
38 ° 22'27 "N 82 ° 34'42" W  /  38,37417 ° N 82,57833 ° W  / 38,37417; -82,57833
Самолет
Тип самолета Дуглас DC-9-31
Оператор Южные авиалинии
Регистрация Н97С
Начало рейса Региональный реактивный порт Кинстон , Кинстон, Северная Каролина
1-я остановка Аэропорт трех штатов , Хантингтон, Западная Вирджиния
2-я остановка Аэропорт Хопкинсвилл-Кристиан Каунти , Хопкинсвилл, Кентукки
Последняя остановка Международный аэропорт Александрия , Александрия, Луизиана
Место назначения Аэропорт Батон-Руж Метрополитен , Батон-Руж, Луизиана
Оккупанты 75
Пассажиры 71
Экипаж 4
Погибшие 75
Выжившие 0

Рейс 932 компании Southern Airways был зафрахтованным рейсом коммерческого реактивного самолета Southern Airways Douglas DC-9 для внутренних рейсов США из Столлингс-Филд (ISO) в Кинстоне, Северная Каролина , в аэропорт трех штатов Хантингтон/Милтон Дж. Фергюсон-Филд (HTS) возле Кеновы и Середо . , Западная Вирджиния . 14 ноября 1970 года в 19:36 самолет врезался в холм недалеко от аэропорта трех штатов , в результате чего погибли все 75 человек на борту, что было признано «худшей воздушной трагедией, связанной со спортом в истории США». . [ 1 ] [ 2 ]

На борту самолета находились 37 членов футбольной команды Thundering Herd Университета Маршалла , восемь членов тренерского штаба, 25 бустеров , два пилота, две бортпроводницы и чартерный координатор. [ 3 ] Команда возвращалась домой после поражения со счетом 17–14 от « Пайрэтс Восточной Каролины» на стадионе «Фиклен» в Гринвилле, Северная Каролина . [ 4 ]

В то время спортивные команды Маршалла редко путешествовали самолетами, поскольку большинство выездных игр проходило в пределах легкой досягаемости от кампуса. Первоначально команда планировала отменить рейс, но изменила планы и зафрахтовала самолет Southern Airways DC-9. [ 5 ] Авария является самой смертоносной трагедией, которая затронула любую спортивную команду в истории США. [ 6 ]

Это была вторая авиакатастрофа футбольной команды колледжа чуть более чем за месяц после крушения 2 октября , в результате которого погиб 31 человек ( главный тренер , 14 игроков штата Уичито и еще 16 человек).

Самолет и экипаж

[ редактировать ]

Самолет представлял собой 95-местный двухреактивный двигатель Douglas DC-9-30 с хвостовым регистром N97S. В состав экипажа авиалайнера входили капитан Фрэнк Эббот (47 лет), первый помощник Джерри Смит (28 лет) и два бортпроводника. Все были допущены к полету. Этот рейс был единственным рейсом футбольной команды Университета Маршалла в этом году. [ 2 ]

События, приведшие к катастрофе

[ редактировать ]

Первоначальное предложение зафрахтовать рейс было отклонено, поскольку оно превышало бы ограничения по взлету их самолета. Последующие переговоры привели к снижению веса пассажиров и багажа и чартерный рейс был запланирован. [ 7 ] Авиалайнер покинул Столлингс-Филд в Кинстоне, Северная Каролина, и рейс без происшествий проследовал в Хантингтон. В 19:23 экипаж установил радиосвязь с авиадиспетчерами с указанием снизиться до высоты 5000 футов (1500 м). [ 4 ] Диспетчеры сообщили экипажу, что «дождь, туман, дым и рваный потолок в аэропорту », что затрудняет посадку, но делает ее возможной. В 19:34 экипаж авиалайнера сообщил о прохождении внешнего указателя аэропорта трех штатов . Диспетчер дал им разрешение на посадку. Самолет начал нормальное снижение после прохождения внешнего маркера, но не остановил снижение и не удержал высоту на высоте 1240 футов (380 м), как того требует назначенная процедура захода на посадку по приборам. Вместо этого спуск продолжился еще на 300 футов (91 м) по неизвестным причинам, по-видимому, ни один из членов экипажа фактически не увидел огни аэропорта или взлетно-посадочную полосу. В стенограмме переговоров в кабине на последних минутах пилоты кратко поспорили, что их автопилот «захватил» для снижения глиссаду , хотя аэропорт был оборудован только курсовым радиомаяком . В отчете также отмечается, что корабль приблизился к нефтеперерабатывающему заводу в Катлеттсбурге за последние 30 секунд до столкновения, что «могло... повлиять на... визуальную иллюзию, возникающую из-за разницы в высоте нефтеперерабатывающего завода и аэропорта», которая была почти на 300 футов (91 м) выше нефтеперерабатывающего завода, между ними холмы. Второй пилот, наблюдающий за Высотомер , начинает немного светлеть   крикнул: «На земле здесь, на высоте … семисот футов   … Мы на двести выше [вектора снижения]», и чартерный координатор ответил: «Спорим, это будет промах». Соответствующий бортовой самописец показывает, что за эти 12 секунд корабль снизился еще на 220 футов (67 м) по высоте, а второй пилот кричит «четыреста» и соглашается с пилотом, что они находятся на правильном «заходе на посадку». Однако в следующую секунду второй пилот быстро объявляет новые показания: «сто двадцать шесть... сто», и сразу же следуют звуки удара. [ 7 ]

Крушение

[ редактировать ]

Авиалайнер продолжил заход на посадку к аэропорту трех штатов, когда он столкнулся с верхушками деревьев на склоне холма в 5543 футах (1690 м) к западу от взлетно-посадочной полосы 11 (ныне взлетно-посадочная полоса 12). [ 2 ] [ 7 ] Самолет загорелся и образовал полосу обугленной земли шириной 95 футов (29 м) и длиной 279 футов (85 м). Согласно официальному отчету Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB), авария была «неизлечимой». Самолет «наклонился вправо, почти перевернулся и врезался в яму носом вперед». [ 4 ] К тому времени, когда самолет остановился, он находился на расстоянии 4219 футов (1286 м) от взлетно-посадочной полосы и в 275 футах (84 м) к югу от среднего маркера. Хотя с тех пор взлетно-посадочная полоса аэропорта была удлинена и превысила первоначальный порог, что усложнило исторические измерения, в официальном отчете NTSB говорится, что «происшествие произошло в темное время суток на 38 ° 22' 27» северной широты и 82 ° 34' 42» Западная долгота ». В отчете также отмечается: «Большая часть фюзеляжа расплавилась или превратилась в порошкообразное вещество; однако несколько крупных кусков были разбросаны по всей сгоревшей зоне». [ 7 ] Останки шести пассажиров так и не были опознаны. [ 4 ]

Расследование

[ редактировать ]

NTSB расследовал происшествие, и его окончательный отчет был опубликован 14 апреля 1972 года. В отчете NTSB пришел к выводу: «[...] вероятной причиной этого происшествия было снижение ниже минимальной высоты снижения во время неточного захода на посадку в неблагоприятных условиях. условиях эксплуатации, без визуального контакта с обстановкой на ВПП». Далее они заявили: «Комиссия не смогла определить причину этого [большого] снижения, хотя двумя наиболее вероятными объяснениями являются (а) неправильное использование данных приборов кабины или (б) ошибка системы измерения высоты». [ 7 ] : 36  По крайней мере, один источник сообщает, что вода, просочившаяся в высотомер самолета, могла исказить показания высоты, заставив пилотов поверить в то, что самолет находился выше, чем было на самом деле. [ 8 ]

В результате этой аварии совет вынес три рекомендации, включая рекомендации по использованию проекционных дисплеев, устройств предупреждения о приближении к земле , а также наблюдения и проверки выполнения полетов. [ 7 ] : 37 

Последующие события в Маршалле

[ редактировать ]

на 8500 мест прошла поминальная служба 15 ноября 1970 года в закрытом полевом доме Мемориала ветеранов с минутами молчания, воспоминаниями и молитвами. [ 4 ] В следующую субботу еще одна поминальная служба прошла на открытом стадионе Фэрфилд на 18 000 мест . По всей стране многие выразили соболезнования. Занятия в Маршалле, а также многочисленные мероприятия и шоу Marshall Artists Series (и игра футбольной команды против Ohio Bobcats ) были отменены, а правительственные учреждения закрыты. В полевом доме прошли массовые похороны, и многие из погибших были похоронены на кладбище Спринг-Хилл , некоторые вместе, поскольку тела невозможно было опознать. [ 4 ] [ 9 ]

Последствия крушения в Хантингтоне вышли далеко за пределы кампуса Маршалла. Поскольку это был единственный чартерный рейс Herd в сезоне, на борту самолета находились сопровождающие лица и видные граждане, в том числе член городского совета, законодатель штата и четыре врача. У семидесяти детей в результате катастрофы погиб по крайней мере один родитель, а 18 из них остались сиротами. [ 10 ]

В День Святого Патрика 1971 года футбольный тренер колледжа Вустера Джек Лендьел был назначен новым главным тренером Маршалла. [ 11 ] Лендьель сразу почувствовал связь с Маршаллом, как только услышал о катастрофе. [ 12 ] В последующие недели Лендьелу удалось восстановить команду, чему способствовал тренер ресиверов Ред Доусон . [ 13 ] Доусон был тренером из предыдущего состава, который вернулся с игры в Восточной Каролине вместе с Гейл Паркер, тренером-новичком. Паркер прилетел на игру, но не улетел обратно, поменявшись местами с Диком Брэкеттом , другим тренером. Доусон и Паркер покупали вареный арахис в загородном магазине в сельской местности Вирджинии, когда услышали эту новость по радио. Перед поездкой они должны были отправиться с миссией по набору персонала в Феррум-колледж после игры ECU – Маршалл, но в конечном итоге безуспешно пытались завербовать полузащитника младшего колледжа Билли Джо Мантута . После крушения Ред Доусон помог собрать группу игроков, входивших в юношескую университетскую футбольную команду в сезоне 1970 года, а также студентов и спортсменов, занимающихся другими видами спорта, в футбольную команду 1971 года. [ 14 ]

NCAA предоставило Маршаллу разрешение использовать первокурсников в университетской команде, что в то время было запрещено. NCAA отменило этот запрет на своем ежегодном съезде в январе 1972 года. После авиакатастрофы штат Уичито получил аналогичное разрешение на использование первокурсников в университете для возобновления сезона 1970 года.

Главный тренер Рик Толли оказался среди жертв катастрофы. [ 14 ] Лендьел был назначен на место Толли 12 марта 1971 года, после того как Дик Бествик , первый кандидат на эту должность, отказался всего через неделю и вернулся в Технологический институт Джорджии . Лендьел, пришедший с тренерской работы в колледже Вустера , был нанят недавно нанятым спортивным директором Джо Макмалленом , под руководством которого он ранее работал в Университете Акрона в 1950-х годах. [ 15 ] [ 16 ]

Футбольная команда Университета Маршалла выиграла только две игры в сезоне 1971 года — против Ксавьера и Боулинг Грина . [ 14 ] Лендьел привел «Громовое стадо» к рекорду 9–33 за время своего пребывания в должности, которое закончилось после сезона 1974 года. [ 17 ]

Мемориалы

[ редактировать ]
Мемориал на кладбище Спринг-Хилл в Хантингтоне, Западная Вирджиния, в память жертв авиакатастрофы 1970 года.

Президент Университета Маршалла Джон Г. Баркер и вице-президент Дедмон вскоре после катастрофы назначили мемориальный комитет. [ 18 ] Комитет принял решение об установке одного крупного мемориала на территории кампуса: мемориальной доски и мемориального сада на стадионе Фэрфилд, а также гранитного кенотафа на кладбище Спринг-Хилл; Мемориальный студенческий центр также был признан мемориалом. [ 19 ]

12 ноября 1972 года Мемориальный фонтан . у входа в Мемориальный студенческий центр был открыт [ 18 ] Дизайнер скульптуры Гарри Бертоя создал мемориал стоимостью 25 000 долларов, в который вошли бронзовые, медные трубы и сварочные стержни. Скульптура весом 6500 фунтов и высотой 13 футов (2900 кг, высота 4 м) была завершена за полтора года. 10 августа 1973 года на постаменте была установлена ​​мемориальная доска с надписью:

Они будут жить в сердцах своих семей и друзей навсегда и
этот мемориал отражает их потерю для университета и общества. [ 18 ]

Каждый год, в годовщину крушения, фонтан закрывают во время памятной церемонии и не активируют снова до следующей весны. [ 20 ]

Мемориальный фонтан на территории кампуса возле Мемориального студенческого центра

Каждый год в годовщину катастрофы погибших оплакивают на церемонии в кампусе Университета Маршалла в Хантингтоне, Западная Вирджиния. Несколько жертв похоронены в могиле на кладбище Спринг-Хилл в Хантингтоне; 20-я улица между стадионом Джоан К. Эдвардс , нынешним футбольным стадионом Маршалла на территории кампуса, и кладбищем Спринг-Хилл была переименована в Мемориальный бульвар Маршалла в честь жертв катастрофы. [ 21 ]

11 ноября 2000 года была открыта бронзовая медаль «Мы — Маршалл» . Бронзовая статуя размером 17×23 фута (5×7 м) была создана художником Берлом Джонсом из Сиссонвилля, Западная Вирджиния , и стоила 150 000 долларов. Он основан на идеях Джона и Энн Кригер из Хантингтона. Он был подарен университету фанатами Маршалла и прикреплен к стадиону Джоан К. Эдвардс на западном фасаде. Его представили тысячам людей за 90 минут до игры с командой Университета Майами RedHawks . [ 22 ]

11 декабря 2006 года на месте авиакатастрофы была открыта мемориальная доска. [ 23 ] На церемонии выступили приглашенные докладчики Доусон и Хардин. Середо и Кенова . На мероприятии были отмечены пожарные части [ 24 ]

На мемориальной доске написано:

14 ноября 1970 года 75 человек погибли в результате самой страшной воздушной трагедии, связанной со спортом в истории США, когда самолет DC-9 авиакомпании Southern Airways врезался в склон холма неподалеку.
Среди жертв - 37 футболистов Университета Маршалла, 9 тренеров и администраторов, 25 болельщиков и 5 членов экипажа.
Никто не выжил в этой ужасной катастрофе. [ 1 ]

Еще одна мемориальная доска, посвященная футбольной команде Маршалла 1970 года, была открыта в Университете Восточной Каролины в тот же день, и ее можно увидеть у входа гостевой команды на стадион Дауди-Фиклен . Среди выступавших были канцлер Стив Баллард, спортивный директор Терри Холланд , телеведущий «Пиратов» Джефф Чарльз и президент «Маршалла» Стивен Копп.

Мемориальную колокольню планируется разместить на WV 75, рядом с выездом 1 межштатной автомагистрали 64 . [ 23 ]

14 ноября 2013 года Маршалл впервые сыграл выездную игру в годовщину катастрофы. В память о 75 жертвах игроки «Маршалла» носили на своих шлемах номер 75. В ту ночь Маршалл победил «Голден Харрикейн» Университета Талсы со счетом 45–34. [ 25 ] Дань уважения повторялась до конца сезона, в том числе, когда Маршалл встретил Райс в матче чемпионата США по футболу на конференции 2013 года . [ 26 ]

Маршалл должен был отметить 50-летие авиакатастрофы на открытии футбольного сезона 29 августа 2020 года. Соперником должна была стать Восточная Каролина - та же команда, которая победила Маршалла до того, как произошла катастрофа. Эта игра не состоялась из-за пандемии COVID-19. [ 27 ]

Во время перерыва в матче Восточной Каролины и Маршалла 2023 года команда ECU Pirates 1970 года подарила подписанный памятный футбольный мяч Рэду Доусону и Киту Морхаусу, сыну диктора Маршалла Джина Морхауса, который погиб в катастрофе.

В кино и на телевидении

[ редактировать ]

Телевидение

[ редактировать ]

События крушения задокументированы в эпизоде ​​​​сериала Aircrash Confidential под названием «Катастрофические спуски». [ 29 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Крушение Маршалла все еще маячит спустя 36 лет» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2011 года . Проверено 26 мая 2007 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Уилсон, Эми (18 декабря 2006 г.). «Ночь, когда умер Хантингтон» . Лексингтон Геральд-Лидер . Проверено 18 декабря 2006 г.
  3. ^ «Авиакатастрофа опустошила Университет Маршалла» . History.com . Проверено 25 сентября 2016 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уизерс, Боб (19 декабря 2006 г.). «История авиакатастрофы Маршалла в 1970 году» . Вестник-Диспетчер . Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 года . Проверено 15 ноября 2010 г.
  5. ^ Дрес, Уэйн (13 ноября 2000 г.). «Трагедия засоряет спортивный ландшафт: Маршалл остается самой страшной авиакатастрофой, связанной со спортом» . ЭСПН . Хантингтон, Западная Вирджиния: ESPN.
  6. ^ Принц, Джастин (16 ноября 2010 г.). «Репортер вспоминает худшую авиационную трагедию, связанную со спортом, в истории США» . Парфенон . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Отчет об авиационном происшествии – Southern Airways Inc. DC-9, N97S, аэропорт трех штатов, Хантингтон, Западная Вирджиния, 14 ноября 1970 г.» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 14 апреля 1972 г. NTSB-AAR-72-11. - Копия в Авиационном университете Эмбри-Риддла .
  8. ^ История Маршалла, Величайшее возвращение студенческого футбола , Henchard Press, Ltd., 2006, стр. 36–37.
  9. ^ Бьянки, Майк (12 ноября 2000 г.). «Люди не забыли Маршалла Крэша 30 лет назад» . Орландо Сентинел . Проверено 12 ноября 2020 г. Опознать тела было практически невыполнимой задачей, поскольку взрыв разорвал их на части, а огонь сжег на куски. Шесть жертв так и не были опознаны, и сегодня их тела похоронены в соседних могилах рядом с памятником на кладбище Спринг-Хилл, с которого открывается вид на кампус Маршалла.
  10. ^ Алипур, Сэм (20 декабря 2006 г.). «История, которую Голливуд понимает правильно» . ЭСПН.
  11. ^ «ESPN.com: NCF – Лендьел отправляет Херд в долгий обратный путь» . www.espn.com . Проверено 18 мая 2024 г.
  12. ^ «HerdNation – 40 лет: Интервью с Джеком Ленгиелом» . marshall.rivals.com . 19 ноября 2010 года . Проверено 18 мая 2024 г.
  13. ^ «Рэд Доусон помог сформировать команду 1971 года» . Вестник-Диспетчер . 19 декабря 2006. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 15 ноября 2010 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Уолш, Дэвид (13 ноября 2005 г.). «Эмоции трагедии привлекли Лендьела к Маршаллу» . Вестник-Диспетчер . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 15 ноября 2010 г.
  15. ^ Файнштейн, Джон (11 ноября 2020 г.). «Футбол Маршалла, спустя 50 лет после авиакатастрофы, продолжается и помнит» . Вашингтон Пост . Проверено 12 ноября 2020 г. Лендьел встретился со спортивным директором Джо Макмалленом и принял эту работу 11 марта 1971 года.
  16. ^ «Выпускник Акрона Джек Лендьел получит премию Маклафри AFCA» . Университет легкой атлетики Акрона . 2020 . Проверено 12 ноября 2020 г. Лендьел начал свою футбольную тренерскую карьеру в своей альма-матер, Университете Акрона, в 1959 году под руководством Джо Макмаллена.
  17. ^ Уолш, Дэйв (13 ноября 2005 г.). «Эмоции трагедии привлекли Лендьела к Маршаллу» . Вестник-Диспетчер . Проверено 12 ноября 2020 г. После четырех лет и общего рекорда 9-33 Лендьел покинул Маршалл и занялся бизнесом.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Уизерс, Боб (19 декабря 2006 г.). «Мемориальный фонтан призван олицетворять «восходящий рост, бессмертие, вечность» » . Вестник-Диспетчер . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 15 ноября 2010 г.
  19. ^ Рейнгольд, Лестер А. «Причина неизвестна» . Воздух и космос . Смитсоновский институт . Проверено 12 ноября 2020 г.
  20. ^ «Мемориальный фонтан» . История и традиции . Университет Маршалла. 2020 . Проверено 12 ноября 2020 г. Мемориальный фонтан был посвящен президентом Джоном Баркером 12 ноября 1972 года памяти жертв авиакатастрофы. Ежегодно в годовщину трагедии проводится панихида. Церемония включает в себя традиционное возложение венка и отключение воды в фонтане до следующей весны.
  21. ^ «Мемориальный бульвар Маршалла» . База данных исторических маркеров . Проверено 12 ноября 2020 г.
  22. ^ Веллман, Дэйв (12 ноября 2000 г.). «Бронза Мемориала Маршалла открыта, вызывая смешанные эмоции» . Вестник-Диспетчер . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 15 ноября 2010 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Пинкстон, Антвон. «Кенова посвятит мемориал катастрофе в понедельник». 10 декабря 2006 г. Herald-Dispatch [Хантингтон]. 11 декабря 2006 г. [1] [ постоянная мертвая ссылка ] .
  24. ^ «Маркер установлен на месте крушения, 11 декабря 2006 г.» . Вестник-Диспетчер . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 12 ноября 2020 г.
  25. ^ Штраус, Крис (14 ноября 2013 г.). «43 года спустя Маршалл все еще чтит память павших игроков» . США сегодня .
  26. ^ «Marshall Football наденет шлемы '75' до конца сезона» . Конференция США . 16 ноября 2013 года . Проверено 12 ноября 2020 г.
  27. ^ Динич, Хизер (27 августа 2020 г.). «Игра ECU и Marshall отложена из-за пандемии» . ESPN.com . Проверено 12 ноября 2020 г.
  28. ^ «Мы Маршалл» . WarnerBros.com . Проверено 12 ноября 2020 г.
  29. ^ «Секреты авиакатастроф» . Дискавери Великобритания . Проверено 5 декабря 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: def7b814658ddd7742bddcfaba74e7a2__1722989160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/a2/def7b814658ddd7742bddcfaba74e7a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Southern Airways Flight 932 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)