Рейс 870 Итавиа
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 27 июня 1980 г. |
Краткое содержание | Упал в море; вызывать споры |
Сайт | Тирренское море , недалеко от Устики , Италия. 38 ° 50'22 "N 13 ° 25'31" E / 38,839494 ° N 13,425293 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Дуглас DC-9-15 |
Оператор | Итавия |
Номер рейса ИАТА. | IH870 |
Номер рейса ИКАО. | IHS870 |
Позывной | ИТАВИА 870 |
Регистрация | Я-ТИГИ |
Начало рейса | Аэропорт Болонья Гульельмо Маркони |
Место назначения | Аэропорт Палермо Пунта Раиси |
Оккупанты | 81 |
Пассажиры | 77 |
Экипаж | 4 |
Погибшие | 81 |
Выжившие | 0 |
27 июня 1980 года пассажирский самолет , McDonnell Douglas DC-9 следовавший из Болоньи в Палермо , Италия, потерпел крушение в Тирренском море между островами Понца и Устика , в результате чего погиб 81 человек. на борту.
Катастрофа , известная в Италии как резня в Устике («strage di Ustica»), привела к многочисленным расследованиям, а также судебным искам и обвинениям; он продолжает оставаться источником разногласий, включая утверждения о заговоре со стороны правительства Италии и других стран. Франческо Коссига , премьер-министр Италии тогдашний , объяснил катастрофу тем, что его случайно сбили французской ракетой во время воздушного боя между ливийскими и французскими истребителями. В сентябре 2023 года бывший премьер-министр Италии Джулиано Амато заявил, что авария была «частью плана по сбитию самолета Каддафи ». [1] [2]
Самолет
[ редактировать ]Самолет Douglas DC-9-15 , летавший под позывным Aerolinee Itavia Flight 870, был изготовлен в 1966 году и приобретен авиакомпанией 27 февраля 1972 года под серийным номером CN45724/22 и регистрационным номером I-TIGI (ранее N902H, [3] эксплуатируется авиакомпанией Hawaiian Airlines ).
История полетов
[ редактировать ]27 июня 1980 года в 20:08 по центральноевропейскому летнему времени самолет вылетел с задержкой на один час 53 минуты из аэропорта Болоньи имени Гульельмо Маркони для регулярного рейса в аэропорт Палермо Пунта Раиси на Сицилии. На борту находились 77 пассажиров, за штурвалом находились капитан Доменико Гатти (34 года) и первый помощник Энцо Фонтана (32 года) вместе с двумя бортпроводниками . [4] Авиадиспетчерская служба получила обозначение IH 870, а военная радиолокационная система использовала AJ 421. [5]
Контакт был потерян вскоре после того, как в 20:37 было получено последнее сообщение от самолета, в котором указывалось его положение над Тирренским морем недалеко от острова Устика, примерно в 120 километрах (70 миль) к юго-западу от Неаполя . [6] В 20:59 по центральноевропейскому летнему времени самолет развалился в воздухе и разбился. [7] Два итальянских ВВС F-104 были подняты в воздух в 21:00 с базы ВВС Гроссето , чтобы определить место происшествия и найти выживших, но не смогли этого сделать из-за плохой видимости. [ нужна ссылка ]
Позднее в этом районе были обнаружены плавучие части обломков. [8] Среди 81 человека, находившегося на борту, выживших не было. [9]
В июле 2006 года повторно собранные фрагменты DC-9 были возвращены в Болонью с базы ВВС Пратика-ди-Маре недалеко от Рима.
Официальные заявления и судебные разбирательства
[ редактировать ]Исполнители преступления остаются неизвестными. После слушаний, проводившихся с 1989 по 1991 год, Парламентская комиссия по терроризму, возглавляемая сенатором Либеро Гуалтьери , опубликовала официальное заявление по поводу крушения рейса 870, которое стало известно как «Резня в Устике» ( Strage di Ustica ). [10] Затем в судебном акте «prima facie» катастрофа была названа «прежде всего актом войны, де-факто незарегистрированной войной – как это было принято со времен Перл-Харбора и до последнего балканского конфликта – по сути, международной полицейской операции». вплоть до великих держав, поскольку в этом смысле не существовало мандата на невоенные принудительные действия, осуществляемые законно или незаконно одним государством против другого, или террористический акт, как утверждалось позже, нападение на какое-либо государство; глава государства или лидер режима». [11]
Ряд военнослужащих итальянских ВВС подверглись расследованию и предстали перед судом по ряду предполагаемых преступлений, включая фальсификацию документов, государственную измену, дачу ложных показаний, злоупотребление служебным положением, а также пособничество и подстрекательство. Никто не был осужден. 30 апреля 2004 года генералы Коррадо Мелильо и Зено Ташио были признаны невиновными в государственной измене. Мелкие обвинения против ряда других военнослужащих также были сняты. Другие обвинения больше не могли быть предъявлены после истечения срока исковой давности , поскольку катастрофа произошла более 15 лет назад, включая обвинения против генералов Ламберто Бартолуччи и Франко Ферри. В 2005 году апелляционный суд постановил, что обвинения не подтверждаются никакими доказательствами. 10 января 2007 года Кассационный суд Италии оставил в силе это решение и окончательно закрыл дело, полностью оправдав Бартолуччи и Ферри в любых правонарушениях.
В июне 2010 года президент Италии Джорджо Наполитано призвал все итальянские власти сотрудничать в расследовании инцидента. [12]
В сентябре 2011 года гражданский трибунал Палермо обязал итальянское правительство выплатить 100 миллионов евро (137 миллионов долларов США) в качестве компенсации за гражданский ущерб родственникам жертв за неспособность защитить рейс, сокрытие правды и уничтожение доказательств. [13]
23 января 2013 года Гражданский кассационный суд постановил, что существует «достаточно» явных доказательств того, что самолет был сбит шальной ракетой , подтвердив постановление суда низшей инстанции о том, что итальянское правительство должно выплатить компенсацию. [14]
В апреле 2015 года апелляционный суд Палермо подтвердил решения гражданского трибунала Палермо 2011 года и отклонил апелляцию прокурора штата. [15]
Гипотезы о причинах
[ редактировать ]Террористическая бомба
[ редактировать ]После серии взрывов, обрушившихся на Италию в 1970-х годах , первым объяснением, которое было предложено, стал террористический акт. Поскольку рейс в Болонье был задержан почти на три часа, таймер бомбы мог быть установлен так, чтобы фактически вызвать взрыв в аэропорту Палермо или на следующем рейсе того же самолета.
Судебное расследование 1990 года было поддержано технической комиссией во главе с независимым следователем Фрэнком Тейлором. В отчете технической комиссии был сделан вывод, что взрыв в заднем туалете, а не ракетный удар, был единственным выводом, подтвержденным анализом обломков. [16] Испытательный взрыв в туалете DC-9 показал, что возникшая в результате деформация окружающей конструкции почти идентична той, что произошла у пропавшего самолета. [17] [18]
Отчет технической комиссии подвергся критике в итальянских СМИ Corriere della Sera и La Repubblica . [19] В частности, было заявлено об отсутствии следов взрывчатого вещества, согласно испытаниям, проведенным в 1994 году Агентством оборонных исследований Соединенного Королевства. [20] [21]
Ракетный удар во время военной операции
[ редактировать ]Некоторые итальянские СМИ утверждали, что самолет был сбит во время воздушного боя с участием Ливии , США , Франции и истребителей ВВС Италии в ходе покушения со стороны членов НАТО на важного ливийского политика, возможно, даже на ливийского лидера Муаммара аль-Каддафи , который в тот вечер летел в том же воздушном пространстве. [22] Эту версию поддержал в 1999 году судья Росарио Приоре, [23] который заявил в своем заключительном отчете, что его расследованию намеренно препятствовали итальянские военные и сотрудники секретной службы в соответствии с запросами НАТО. [23]
По данным итальянских СМИ, документы из архива ливийской секретной службы, переданные Хьюман Райтс Вотч после падения Триполи , свидетельствуют о том, что рейс 870 и ливийский МиГ подверглись атаке двух французских самолетов. [24]
18 июля 1980 года, через 21 день после инцидента с рейсом 870 Itavia, ливийский МиГ-23МС был найден разбившимся в горах Сила в Кастельсилано , Калабрия , на юге Италии. [25] По данным источников ВВС Ливии , пилот стал жертвой гипоксии . его самолета Когда автопилот был активирован, он продолжал лететь прямо и горизонтально, пока не кончилось топливо, и в конечном итоге разбился в горах Сила. [9]
В 2008 году Франческо Коссига (премьер-министр на момент инцидента) заявил, что рейс 870 Itavia был сбит французскими военными самолетами. [26] 7 июля 2008 года президенту Франции был вручен иск о возмещении ущерба. [ нужна ссылка ]
В 2023 году бывший премьер-министр Италии Джулиано Амато заявил, что Франция сбила самолет, нацеливаясь на ливийский военный самолет в попытке убить Муаммара Каддафи . Амато сказал, что Италия предупредила Ливию о запланированном убийстве, и поэтому Каддафи не сел на борт ливийского военного самолета. [27] [28] [29]
Теории заговора
[ редактировать ]Сохраняется несколько теорий заговора, объясняющих катастрофу. [30] Например, судно, проводившее поиск обломков на дне океана, было французским, однако доступ к найденным ими частям самолета имели только официальные лица США. [ нужна ссылка ] Несколько радиолокационных отчетов были стерты, а 20 лет спустя нескольким итальянским генералам были предъявлены обвинения в препятствовании осуществлению правосудия. Трудность, с которой следователи и родственники жертв столкнулись с получением полной и достоверной информации о катастрофе в Устике, в народе описывается как un muro di gomma (буквально «резиновая стена»). [31] потому что расследования, казалось, только что «пришли в норму».
Мемориал
[ редактировать ]27 июня 2007 года в Болонье открылся Музей памяти Устики. В музее хранятся собранные и выставленные части самолета, включая почти всю внешнюю часть фюзеляжа. В музее также есть предметы, принадлежавшие находившимся на борту, которые были найдены в море рядом с самолетом. Кристиану Болтански было поручено создать инсталляцию для конкретного объекта.Установка состоит из:
- Над самолетом висит 81 пульсирующая лампа
- 81 черное зеркало
- 81 динамик (за зеркалами)
Каждый динамик описывает простую мысль/беспокойство (например, «когда я приеду, я пойду на пляж»).Все найденные предметы содержатся в деревянном ящике, покрытом черной пластиковой кожей.По запросу посетителям доступна небольшая книга с фотографиями всех объектов и различной информацией.
Драматизация
[ редактировать ]Крушение рейса 870 Itavia было показано в 13-м сезоне канадского документального сериала Mayday в эпизоде под названием « Резня над Средиземным морем ». [32] В этом эпизоде обсуждались отдельные расследования этого события, и, похоже, в пользу расследования, проведенного Фрэнком Тейлором, который пришел к выводу, что обломки исключают наличие ракеты, и указал на то, что взрыв в заднем туалете или рядом с ним был наиболее вероятным. [16]
Итальянский фильм Марко Ризи 1991 года «Резиновая стена » рассказывает историю журналиста, ищущего ответы на многие вопросы, оставшиеся открытыми в результате аварии. В фильме рассматриваются несколько возможных сценариев, включая возможность того, что DC-9 был ошибочно сбит во время воздушного боя между реактивными истребителями НАТО и Ливии. [33]
См. также
[ редактировать ]- Список авиационных происшествий и происшествий, в результате которых погибло не менее 50 человек.
- Список нераскрытых убийств
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Агентство ANSA, 2 сентября 2023 г.
- ^ « Амато: «Я подтверждаю все об Устике. Макрон говорит о базе на Корсике» , la Repubblica , 5 сентября 2023 г.
- ^ «I-TIGI Itavia McDonnell Douglas DC-9-15 – cn 45724 / ln 22» . planespotters.net. Архивировано из оригинала 6 января 2014 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «Резня над Средиземным морем» Mayday [документальный сериал].
- ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN Douglas DC-9-15 I-TIGI Устика, Италия [Тирренское море]» . Aviation-safety.net . Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ "Итальянский DC-9 проиграл у Сицилии". Рейс Интернешнл . 5 июля 1990 г. с. 2 . ( Прямая ссылка PDF , Архив )
- ^ DC 9 ПРИШЛА ИЗ США] « ЛЕНТА Архив – la Repubblica.it (на итальянском языке). 16 июня 1987 года . Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ «Дело об анализе обломков» (PDF) . 2006.
- ^ Jump up to: а б Купер 2018 , с. 26
- ^ Парламентская комиссия по расследованию терроризма в Италии и причин невозможности установить виновных в массовых убийствах. Отчет о расследовании событий, связанных с авиакатастрофой в Устике. Президент Либеро Гуальтьери (одобрено Комиссией на сессии 14-15 апреля 1992 г.)
- ^ Постановление-приговор судьи Р. Приоре, 1999 г., с. 4965
- ^ Троендл, Стефан (27 июня 2010 г.). «Наполитано призывает к разъяснению катастрофы в Устике» . Тагешау . Проверено 27 июня 2010 г.
В годовщину катастрофы самолета в Устике президент Италии Джорджо Наполитано призвал все правительственные ведомства работать вместе, чтобы окончательно прояснить ситуацию. Должна быть проведена удовлетворительная и честная реконструкция событий, чтобы устранить все двусмысленности.
- ^ «Итальянский суд оштрафовал правительство на 137 миллионов долларов за загадочную катастрофу самолета над Устикой» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс . 13 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 г.
- ^ «Итальянский суд: Ракета стала причиной авиакатастрофы в Средиземноморье в 1980 году; Италия должна выплатить компенсацию» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс . 23 января 2013 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 г.
- ^ «Апелляционный суд Устики подтверждает: «DC-9 был сбит ракетой» » . Il Fatto Quotidiano . 8 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б А. Фрэнк Тейлор, «История дела, связанная с анализом обломков: уроки расследований в Устике» ( Архив )
- ^ А. Фрэнк Тейлор (март 1995 г.) «Авария с Itavia DC-9 возле Устики, 27 июня 1980 г.: информация и анализ обломков и воздействий», Форум Международного общества расследователей воздушной безопасности (Париж, октябрь 1994 г.), 28 (1): 6 и далее. Доступно онлайн по адресу: Strage di Ustica.
- ^ * А.Ф. Тейлор (1998) «Изучение обломков самолетов: ключ к расследованию происшествий», Technology, Law and Insurance , 3 (2): 129–147.
- ^ «Устика, 41 год спустя. Миг, подозрительные смерти, неверные указания: вот что мы знаем» . corriere.com (на итальянском языке). 27 июня 2021 г. Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «ТАИНСТВЕННОЕ ОТСУТСТВИЕ ЭКСПЕРТОВ USTICA - la Repubblica.it» . Архив — la Repubblica.it (на итальянском языке). 28 июня 1994 года . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ «Устика, английский эксперт: неправильное направление ракеты. Оспаривает тезисы других экспертов: очень много дезинформации. «Связь с Болонской резней » . 25 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 г. Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Томас Ван Хэйр (27 июня 2012 г.). «Самая темная ночь Италии» . Исторические крылья .
- ^ Jump up to: а б Тайна рейса 870 , The Guardian , 21 июля 2006 г.
- ^ Ноэль Грима (18 сентября 2011 г.). «Ливийские секретные документы, как утверждается, раскрывают трагедию в Устике... и то, как Каддафи сбежал на Мальту невредимым» . Мальта Индепендент .
- ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , с. 41
- ↑ Италия вновь открывает расследование авиакатастрофы 1980 года: СМИ , Reuters, 22 июня 2008 г.
- ^ Д'Эмилио, Фрэнсис (2 сентября 2023 г.). «Бывший премьер-министр Италии утверждает, что французская ракета случайно сбила авиалайнер в 1980 году, пытаясь убить Каддафи» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 2 сентября 2023 г. - через MSN.
- ^ Д'Эмилио, Фрэнсис (2 сентября 2023 г.). «Бывший премьер-министр Италии утверждает, что французская ракета случайно сбила авиалайнер в 1980 году, пытаясь убить Каддафи» . АП Новости . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ «Бывший премьер-министр Италии утверждает, что Франция сбила пассажирский самолет, пытаясь убить Каддафи» . ПОЛИТИКА . 2 сентября 2023 г. Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Элизабетта Поволедо (10 февраля 2013 г.). «Получение положительных эффектов заговора в судебном решении по делу о крахе» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ АЛАН КОУЭЛЛ (10 февраля 1992 г.). «Итальянская одержимость: был ли сбит авиалайнер?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Гнилые помидоры . «Mayday: 13 сезон, 7 серия | Резня над Средиземным морем» . www.rottentomatoes.com . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ Невидимая стена (1991) . Проверено 26 мая 2024 г. - через m.imdb.com.
Источники
[ редактировать ]- Купер, Том (2018). МиГ-23 Флоггер на Ближнем Востоке, Микоян и Гуревич МиГ-23 на вооружении в Алжире, Египте, Ираке, Ливии и Сирии, 1973-2018 гг . Уорик: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912-390328 .
- Купер, Том; Грандолини, Альберт; Делаланд, Арно (2015). Ливийские воздушные войны, часть 1: 1973-1985 гг . Издательство «Гелион и компания». ISBN 978-1-909982-39-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Ассоциации родственников жертв ДТП [ мертвая ссылка ]
- AirDisaster.Com Краткая информация о происшествии рейса 870 [узурпировал]
- Подробности происшествия на сайте planecrashinfo.com.
- Резиновая стена на IMDb , фильм об аварии
- Тайна рейса 870 – газета Guardian.
- Инциденты сбития авиалайнера
- Аварии и инциденты с участием McDonnell Douglas DC-9
- Авиационные происшествия и происшествия в 1980 г.
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные со взрывами в полете
- Авиационные происшествия и происшествия в Италии
- Авиационные происшествия и инциденты в Средиземном море
- Инциденты, связанные со сбиванием самолетов 20-го века
- 1980 год в Италии
- Аварии и происшествия на Итавиа
- События июня 1980 года в Европе
- Морские спасательные операции
- Массовое убийство в 1980 году.
- Военные скандалы
- Нераскрытые взрывы авиалайнеров
- Нераскрытые массовые убийства
- Нераскрытые убийства в Италии
- Годы руководства (Италия)