Рейс 4203 Атласджета
![]() Самолет, попавший в аварию, рулит в варшавском аэропорту имени Шопена в августе 2007 года. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 30 ноября 2007 г. |
Краткое содержание | Управляемый полет на местности из-за ошибки пилота |
Сайт | Тюрбетепе, Кечиборлу , провинция Испарта , Турция 37 ° 52'24 "N 30 ° 12'07" E / 37,87333 ° N 30,20194 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Макдоннелл Дуглас MD-83 |
Оператор | World Focus Airlines от имени Atlasjet |
Номер рейса ИАТА. | КК4203 |
Номер рейса ИКАО. | ККК4203 |
Позывной | АТЛАС ДЖЕТ 4203 |
Регистрация | ТК-АКМ |
Начало рейса | Стамбульский аэропорт Ататюрк |
Место назначения | Аэропорт Испарта Сулейман Демирель |
Оккупанты | 57 |
Пассажиры | 50 |
Экипаж | 7 |
Погибшие | 57 |
Выжившие | 0 |
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на турецком языке . (Октябрь 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Рейс 4203 компании Atlasjet был регулярным внутренним пассажирским рейсом из стамбульского аэропорта Ататюрк в Стамбуле в аэропорт Испарта Сулейман Демирель в провинции Испарта , Турция . 30 ноября 2007 года самолет McDonnell Douglas MD-83 , который компания Atlasjet арендовала у World Focus Airlines всего пять месяцев назад, разбился в окрестностях Кечиборлу между деревнями Йенитепе и Чукурёрен при заходе на посадку , примерно в 12 километрах. (7,5 миль) к западу от аэропорта назначения. Рейс вылетел из Стамбула в 00:51 по восточноевропейскому времени. На борту находились 50 пассажиров и 7 членов экипажа. В результате аварии погибли все 57 пассажиров.
Фон
[ редактировать ]Самолет
[ редактировать ]Самолетом, выполнявшим рейс 4203, был McDonnell Douglas MD-83, изготовленный в августе 1994 года с серийным номером 53185. Он был оснащен двумя Pratt & Whitney JT8D-219 турбовентиляторными двигателями . [ 1 ]
Первоначально самолет был направлен на обслуживание в Reno Air в сентябре 1994 года, где он эксплуатировался до августа 1999 года, вплоть до его слияния с American Airlines, где он затем служил до марта 2001 года. Впоследствии турецкая чартерная авиакомпания Freebird Airlines приобрела самолет и эксплуатировала его. до мая 2005 года. [ 2 ] Наконец, World Focus Airlines приобрела самолет и зарегистрировала его как TC-AKM в мае 2005 года. [ 3 ] Самолет MD-83 был сдан в аренду Turkish Airlines в конце ноября того же года и возвращен семь месяцев спустя, в июне 2006 года. В конце концов, в конце июня 2007 года World Focus Airlines передала самолет в субаренду компании Atlasjet сроком на пять месяцев. [ 4 ] [ 5 ]
Экипаж
[ редактировать ]Экипаж состоял из двух пилотов, одного техника и четырех бортпроводников. Пилотом самолета был капитан Мухаммет Серхат Оздемир, 48 лет. Мехмет Тахир Аксой, бывший пилот ВВС Турции был Первым офицером . [ 6 ] Он присоединился к World Focus Airlines всего за три месяца до катастрофы и наработал около 14 часов на MD-83, что значительно ниже минимальных 100 часов, требуемых турецкими правилами. [ 7 ] Из семи членов экипажа трое бортпроводников были сотрудниками Atlasjet, оба пилота, техник и один бортпроводник — в World Focus Airlines. [ 8 ]
Пассажиры
[ редактировать ]Все 50 пассажиров, один из которых был шестинедельным ребенком, были гражданами Турции. Среди находившихся на борту был физик-ядерщик профессор доктор Энгин Арик . Ее сопровождали еще пять ученых, направлявшихся на конференцию в Университете Сулеймана Демиреля в Испарте, посвященную проекту турецкого ускорительного центра. Шесть ученых работали в разных университетах Турции и сыграли решающую роль в проекте. Профессор Арик также работал в Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) в экспериментах ATLAS и CAST . [ 9 ]
В результате аварии погибли все пассажиры и члены экипажа, находившиеся на борту. [ 10 ]
Крушение
[ редактировать ]Рейс 4203 вылетел из стамбульского аэропорта Ататюрк в Стамбуле рано утром 30 ноября 2007 года в 00:51 по восточноевропейскому времени (EET) (22:51 UTC 29 ноября) и направлялся в аэропорт Испарты имени Сулеймана Демиреля в провинции Испарта на юго-западе Турции. Взлет и набор высоты из Стамбула прошли без происшествий.
Через двадцать семь минут после начала полета капитан Оздемир сообщил диспетчерской службе воздушного движения (УВД), что они приближаются к аэропорту Испарта, используя всенаправленный диапазон УКВ . [ 11 ] это тип радионавигационной системы ближнего действия, которая позволяет самолету определять свое положение и оставаться на курсе; довольно небольшой аэропорт, обслуживающий в основном внутренние рейсы, не был оборудован более сложной системой посадки по приборам . [ не удалось пройти проверку ]
В 01:36 по восточноевропейскому времени экипаж совершил последний обычный контакт с диспетчером УВД (при отсутствии каких-либо отклонений), заявив, что они «прибывают». Диспетчер подтвердил сообщение, которое представляло собой последний обмен словами между экипажем и диспетчером УВД. Дальнейшие попытки связаться с экипажем оказались тщетными. [ 12 ]
Немедленный ответ
[ редактировать ]По истечении расчетного времени прибытия рейса 4203 и без каких-либо признаков судьбы самолета авиадиспетчер решил установить связь с другими самолетами в этом районе, попросив их высматривать обреченный рейс. Однако это не дало никаких результатов, и УВД официально объявило, что самолет пропал, и были начаты поисково-спасательные работы под руководством турецкой жандармерии . Из-за преобладающей темноты и гористой местности первоначальные наземные операции оказались трудными, поэтому ВВС Турции направили вертолет, оснащенный тепловизионными камерами, чтобы обыскать предполагаемое место крушения и определить местонахождение самолета. [ 13 ] Рано утром, вскоре после 06:00 по восточноевропейскому времени, обломки были обнаружены вертолетом на холме Тюрбетепе высотой 1830 метров (6000 футов), примерно в 12 километрах (7,5 миль) к западу от аэропорта и в 6 километрах (3,7 миль). ) к юго-западу от города Кечиборлу. К этому месту немедленно были направлены все остальные поисково-спасательные группы, включая полицейский вертолет и машину скорой помощи. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Однако по прибытии среди 57 пассажиров выживших не оказалось. Поле обломков занимало площадь 5000 квадратных метров (54 000 квадратных футов). [ 17 ]
Первоначальные замечания губернатора Испарты Шемсеттина Узуна привлекли внимание к месту, где остановился самолет, который, как он заявил, не соответствует официальной траектории полета, подразумевая, что полет никогда не должен был находиться рядом с местом, где он упал. . [ 18 ] [ 19 ]
Сразу после крушения генеральный директор Atlasjet Тунчай Доганер заверил на пресс-конференции, что «катастрофа произошла из-за ошибки пилота, никаких технических неисправностей у самолета не было » . [ 20 ] Генеральный директор DGCA Али Аридуру разделил мнение Доганера и заявил, что "проблем с техническим обслуживанием самолета не было, очевидно, что самолет разбился из-за ошибки пилота". Эти заявления подверглись широкой критике в средствах массовой информации и со стороны экспертов, поскольку они были сделаны в тот момент, когда невозможно было так быстро узнать, что произошло, не имея возможности правильно оценить ситуацию или знать факты. [ 21 ]
Расследование
[ редактировать ]Расследование катастрофы возглавило Главное управление гражданской авиации Турции (DGCA, турецкий: Sivil Havacılık Genel Müdürlüğü, SHGM ), которое немедленно направило на место крушения группу из четырех следователей. Феридун Серен был назначен руководителем следственной группы, ответственной за установление причин катастрофы.
Бортовые самописцы
[ редактировать ]Оба бортовых самописца , бортовой диктофон (CVR) и регистратор полетных данных (FDR) были обнаружены во второй половине дня после крушения и впоследствии отправлены в лаборатории Lufthansa Technik в Германии для анализа.
Однако, согласно отчету о расследовании турецкой ежедневной газеты Sabah в феврале 2012 года со ссылкой на внутреннюю переписку, бортовые самописцы на самом деле так и не были переданы Lufthansa Technik. Вместо этого бортовые самописцы были отправлены в Федеральное бюро по расследованию авиационных происшествий Германии (BFU), где их вскрыл и исследовал сам Феридун Серен и его команда. Сообщается, что BFU заявил, что турецкая следственная группа сама провела расследование и что BFU не вмешивался в процесс. [ 22 ] [ 23 ]
Вопреки первоначальным сообщениям новостей, в которых говорилось, что оба бортовых самописца были успешно считаны, группа по расследованию установила, что бортовые самописцы не могут быть проанализированы, поскольку CVR не работал в течение девяти дней, предшествовавших катастрофе, и ФДР был загадочным образом найден. записал только первые 14 минут полета. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Договор аренды с обслуживанием
[ редактировать ]В другом отчете о расследовании, представленном Сабахом, утверждалось, что в день катастрофы самолет летел без разрешения. Контракт субаренды между World Focus Airlines и Atlasjet на эксплуатацию MD-83 был подписан 25 июня 2007 года сроком на пять месяцев, который закончился 25 ноября 2007 года, за пять дней до крушения. [ 27 ] Однако на пресс-конференции Atlasjet опровергла утверждение о том, что самолет летел без разрешения, заверив, что краткосрочный контракт сроком на три дня был подписан 29 ноября 2007 года, за день до крушения. [ 28 ]
Неисправные компоненты самолета
[ редактировать ]Хотя самолет был оборудован системой предупреждения о сближении с землей (GPWS), которая предупреждает пилотов, если самолету грозит непосредственная опасность врезаться в землю или препятствие, следователи установили, что она работала со сбоями как минимум в 85 из последних 234 полетов. полеты самолетов. [ 29 ] Ранее этот блок был установлен на другом самолете Atlasjet MD-83 (зарегистрированный TC-AKN), но его заменили за неделю до катастрофы. Хотя о неисправности блока GPWS было известно авиакомпании и DGCA, она не была должным образом зарегистрирована в записях о техническом обслуживании, чтобы остаться незамеченной.
Поскольку анализ CVR и FDR был невозможен, следователи обратили свое внимание на радиолокационные записи, которые показали, что обреченный рейс приближался к аэропорту Испарта по намеченной траектории полета, направляясь на юго-запад, юг аэропорта и параллельно взлетно-посадочной полосе, и снизился на высоту 2600 метров ( 8500 футов). После этого этапа самолет должен был развернуться на 180 градусов вправо и выровняться по взлетно-посадочной полосе 05 для выполнения финального захода на посадку . Однако при повороте к взлетно-посадочной полосе самолет отклонился от траектории полета на 30 градусов и в итоге улетел от взлетно-посадочной полосы не на северо-восток, а на север. Предполагая, что они находятся на курсе, экипаж спустился дальше, но вскоре достиг холма Тюрбетепе высотой 1830 метров (6000 футов). [ 30 ]
Погода была немедленно исключена как возможная причина, поскольку во время аварии погодные условия были хорошими и видимость не была ограничена. Следователи также установили, что в момент столкновения с землей двигатели работали, шасси и закрылки были развернуты правильно, пожара не было ни до, ни после крушения, а также что экипаж прошел тесты на алкоголь и наркотики. вернул отрицательные результаты. [ 31 ]
Возникло так много неопределенностей относительно того, что могло способствовать или стать причиной аварии. Поскольку место, где остановился самолет, достоверно не соответствовало официальной траектории полета (рейс оказался к северо-западу от аэропорта, тогда как приближался к нему с юга), а авиадиспетчер сообщил, что экипаж не запрашивал отклонении и не заявило о каких-либо других неудобствах типа аварийной ситуации, было установлено, что произошла какая-то навигационная ошибка по вине экипажа.
Итоговый отчет
[ редактировать ]Окончательный отчет был опубликован в ноябре 2008 года, через год после крушения. Установлено, что причиной катастрофы стала навигационная ошибка пилотов. Министр транспорта Турции Бинали Йылдырым заявил, что катастрофа была «обычным управляемым полетом на местность по вине экипажа». В отчете говорится, что GPWS не смогла подавать звуковые сигналы из-за неисправности. И капитан, и первый офицер были довольно неопытны, и это был их первый подход к Испарте. ни стандартный вылет по приборам из Стамбула, ни стандартный маршрут прибытия в терминал и процедуру захода на посадку в Испарту Им не удалось ввести в систему управления полетом . [ 32 ]
Последствия
[ редактировать ]3 декабря 2007 года провинциальный совет Испарты решил построить мавзолей рядом с местом крушения в память о жертвах. [ 33 ]
В феврале 2008 года World Focus Airlines изменила свой корпоративный имидж на «Анкаир» в результате огласки вокруг крушения. Вскоре после этого турецкие власти приостановили действие лицензии на ее деятельность. [ 34 ]
В октябре 2011 года руководитель следственной группы Феридун Серен был арестован вместе с шестью другими обвиняемыми в связи со спорной катастрофой Medair Bell 206 в 2009 году, в результате которой погиб BBP лидер Мухсин Языджиоглу , в расследовании которого он также принимал участие, на том основании, что он позволил бортовые самописцы подвергаются манипуляциям, скрывая доказательства и создавая фальшивые протоколы. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Иск
[ редактировать ]Иск по факту крушения был подан в декабре 2009 года в 1-й Тяжёлый уголовный суд Испарты. Суд огласил свое окончательное решение примерно пять лет спустя, в январе 2015 года: владелец World Focus Airlines World Focus Airlines Явуз Чизмечи был признан виновным в убийстве по неосторожности за то, что позволил сдать в аренду самолет, непригодный для полетов и с известными неисправностями в техническом обслуживании, а руководитель Исполнительный директор Айдын Кызылтан и технический руководитель Исмаил Ташделен были признаны виновными в убийстве по неосторожности по той же причине. Все трое обвиняемых были приговорены к 11 годам и 8 месяцам тюремного заключения за убийство по неосторожности. [ 38 ] Начальник технического обслуживания World Focus Airlines Фикри Зафер Динчер также был приговорен к 5 годам и 10 месяцам тюремного заключения за убийство по неосторожности. Бывший генеральный директор DGCA Али Аридуру и помощник генерального директора Октай Эрдаги были приговорены к 1 году и 8 месяцам тюремного заключения за халатность . [ 39 ]
утвердила 12-я уголовная палата Кассационного суда решение Суда по тяжким уголовным делам в марте 2016 года. [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа самолета ASN McDonnell Douglas DC-9-83 (MD-83) TC-AKM Аэропорт Испарта (ISE)» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ World Focus в плохом обслуживании самолетов « Были обвинения !» . Национальность (на турецком языке). 30 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 02 декабря 2007 г.
- ^ «ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ О JACDEC» (PDF) . ЖАКДЕК . Архивировано из оригинала (PDF) 3 июня 2016 г. Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ "SADECE PILOTLAR MI SUÇLU?" . Аэропорт Хабер (на турецком языке). 27 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 г.
- ^ «Авиакатастрофа; выживших не найдено» . CNN . 30 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 02 декабря 2007 г.
- ^ «К сожалению, выживших нет» . Хюрриет (на турецком языке). 30 ноября 2007 года . Проверено 18 августа 2016 г.
- ^ «World Focus MD-83 в плохом состоянии до Atlasjet CFIT» . FlightGlobal . 27 ноября 2008 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ « Он сказал: «Я видел след» и упал» . БирГюн (на турецком языке). 30 ноября 2007 года . Проверено 18 августа 2016 г.
- ^ «Ужасное подозрение: самолет сбили?» . Родина (на турецком языке). 1 декабря 2007 года . Проверено 18 августа 2016 г.
- ^ «Эксперт-физик, малыш среди погибших самолетов» . CNN . 30 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2007 г.
- ^ «Пилот: «Вышка Испарта, мы на подходе » . Хюрриет (на турецком языке). 30 ноября 2007 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Охота за разгадками турецкой катастрофы» . Новости Би-би-си . 30 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2007 г.
- ^ « Он сказал: «Я видел трек» и ударил Тюрбетепе» . Хюрриет (на турецком языке). 1 декабря 2007 года . Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ «Пассажирский самолет разбился в Испарте» . Хюрриет (на турецком языке). 30 ноября 2007 года . Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ « Никто не выжил» в авиакатастрофе в Турции» . Новости Би-би-си . 30 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2007 г.
- ^ "ПРЕСС-РЕЛИЗ" . Главное управление гражданской авиации (на турецком языке). 30 ноября 2007 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Последняя встреча пилота и башни» . НТВ (на турецком языке). 30 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2016 г. Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Рейс 4203 Atlasjet» (на турецком языке). 16 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 23 августа 2016 г.
- ^ Хаджаоглу, Селкан (1 декабря 2007 г.). «В авиакатастрофе в Турции погибли все 57 человек, находившиеся на борту» . Associated Press через The Roanoke Times . Архивировано из оригинала 4 декабря 2007 г.
- ^ «Время расплаты для Atlasjet» . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ «Запрос на Atlasjet в WikiLeaks» . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ «Черный ящик Atlasjet пропал» . Сабах (на турецком языке). 26 февраля 2012 года . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ «Бюллетень. Аварии и происшествия в эксплуатации гражданской авиации. Ноябрь 2007 г.» . Федеральное бюро по расследованию авиационных происшествий (на немецком языке) . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ «Экспертное заключение о крушении самолета Испарта: Пилоты управляли самолетом, который не должен был лететь» . Национальность (на турецком языке). 21 февраля 2012 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «ОТЧЕТ, КОТОРЫЙ ОЗНАЧАЕТ АВАРИЯ В ИСПАРТЕ!» . Аэропорт Хабер (на турецком языке). 21 марта 2013 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Главный магистр Унал. «После авиакатастрофы в Испарте» (PDF) (на турецком языке) . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Мир все еще ждет ответов по поводу крушения самолета Atlas Jet» . Ежедневный Сабах . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ «ПОДДЕРЖКА ATLASJET ОТ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ..!» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ «Скандал Каракуту» (на английском языке). Новый рассвет . 11 декабря 2007 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Первое впечатление об ошибке пилота черного ящика» . НТВ (на турецком языке). 12 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 г. Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ «Пресс-релиз по поводу авиакатастрофы в ИСПАРТА...» Главное управление гражданской авиации (на турецком языке) . Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ Градецкий, Симон (30 ноября 2007 г.). «Крушение: AtlasJet MD83 в Испарте 29 ноября 2007 г., радиолокационный контакт потерян при заходе на посадку» . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Мавзолей жертв авиакатастрофы» . Хюрриет (на турецком языке). 3 декабря 2007 г. Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ «САА Турции приостанавливает деятельность Анкаира из-за недостаточного флота» . 21 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 6 января 2009 г.
- ^ «ФЕРИДУН СЕРЕН БЫЛ АРЕСТОВАН» . Аэропорт Хабер (на турецком языке). 2 октября 2011 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Есть ли медиа-скандал в катастрофе, унесшей 57 жизней?» (на турецком языке) . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Отвертка на сцене Atlasjet» (на турецком языке) . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Судья просил оправдать участников, участники осуждены» . Родина (на турецком языке). 12 января 2015 года . Проверено 19 сентября 2016 г.
- ^ «Тюрьма для 8 обвиняемых за самолет, разбившийся 8 лет назад!» . Родина (на турецком языке). 7 января 2015 года . Проверено 19 сентября 2016 г.
- ^ «Верховный суд: В рейсе Испарты виновны все учреждения» . Хюрриет (на турецком языке). 11 марта 2016 года . Проверено 22 августа 2016 г.
- 2007 г. в Турции
- Авиационные происшествия и происшествия в 2007 году
- Авиационные происшествия и происшествия в Турции
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с столкновением управляемого полета с землей
- Авиакатастрофы и инциденты, вызванные ошибкой пилота
- Аварии и инциденты с участием McDonnell Douglas MD-83
- История Испарты
- События ноября 2007 г. в Турции
- Аварии и инциденты авиакомпаний Турции
- Катастрофы 2007 года в Турции