Рейс 301 Турецких авиалиний
38 ° 17'21 ″ с.ш. 27 ° 09'18 ″ в.д. / 38,28917 ° с.ш. 27,15500 ° в.д.
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 26 января 1974 г. |
Краткое содержание | Заглох и разбился при взлете |
Сайт | Аэропорт Измир Джумаоваси , Джумаовасы , Измир , Турция |
Самолет | |
Тип самолета | Фоккер F28-1000 Товарищество |
Название самолета | К |
Оператор | Турецкие авиалинии |
Регистрация | ТЦ-JAO |
Начало рейса | Аэропорт Измир Джумаоваси , Турция |
Место назначения | Аэропорт Стамбул Ешилькой , Турция |
Оккупанты | 73 |
Пассажиры | 68 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 67 |
Травмы | 6 |
Выжившие | 6 |
Рейс 301 Turkish Airlines был пассажирским рейсом, выполняемым самолетом Fokker F28-1000 Fellowship Turkish Airlines, зарегистрированным как TC-JAO, который разбился во время взлета в аэропорту Измир Джумаовасы 26 января 1974 года по пути в стамбульский аэропорт Ешилькёй , в результате чего погибли 67 из 73 пассажиров. и экипаж.
Ночь перед катастрофой самолет провел на улице при минусовой температуре, что привело к скоплению инея на крыльях, чего экипаж не заметил перед вылетом. Во время взлета пилоты слишком сильно развернули самолет, что привело к его остановке , что вместе с морозом заставило самолет подняться всего на 8–10 метров (26–33 фута), прежде чем он упал и повернул влево, врезавшись в землю и впоследствии загорелся.
В 1990 году утверждалось, что авария произошла из-за того, что двое пилотов были пьяны. Результаты вскрытия подтвердили, что в крови капитана и бортинженера был обнаружен алкоголь, но он не стал причиной катастрофы.
Самолет и экипаж
[ редактировать ]Это был самолет Fokker F28-1000 Fellowship, зарегистрированный как TC-JAO, с серийным номером 11057. [ 1 ] Свой первый полет он совершил 5 сентября 1972 года, присоединился к Turkish Airlines 9 января 1973 года и до катастрофы налетал 2269 часов за 3133 рейса. [ 2 ] Fokker F28 был назван Van в честь города Ван ; [ 3 ] его сертификат летной годности действовал до 13 декабря 1974 года. [ 4 ]
Капитаном и пилотом, командующим рейсом, был Ильхан Гюнайдын (37 лет). Он был бывшим пилотом ВВС Турции , окончившим академию ВВС в 1958 году. Он налетал 2600 часов на военных самолетах, пока не ушел в отставку и не присоединился к Turkish Airlines в 1970 году. В 1972 году он стал капитаном Fokker F28 и налетал 577 часов на самолетах. тип. Вторым пилотом была Кая Кюнельгин (36 лет). Кюнельгин также был бывшим пилотом ВВС, налетав на военных самолетах 2794 часа. Он ушел из ВВС в 1973 году и присоединился к Turkish Airlines. Налетал на Fokker F28 395 часов. [ 4 ] бортинженер В кабине также присутствовал Эрдал Парлакбилек. Бортпроводников было двое: Айнур Сюрюджю и Серап Озгенч. [ 5 ]
За день до катастрофы тот же экипаж и тот же самолет совершил рейс Измир-Афины-Измир, не сообщив о каких-либо проблемах, и остался на ночь в Измире. [ 6 ] Жена капитана, однако, заявила, что он позвонил ей накануне вечером и сказал: "Самолет неисправен, посмотрим, что будем делать". [ 7 ] Тот же самолет «недавно» был вынужден вернуться в аэропорт Ван Ферит Мелен после взлета после того, как одна из его дверей открылась в полете. [ 8 ] По словам неназванного представителя Turkish Airlines, группа голландских технических специалистов прибыла в Стамбул и провела техническое обслуживание самолета, чтобы устранить неполадки «некоторое время назад». [ 9 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]Командир Ильхан Гюнайдин завершил предполетный обход , ) самолет был готов к вылету и в 07:07 по местному времени (05:07 по Гринвичу в Стамбул . Самолет вырулил на взлетно-посадочную полосу 35 и начал разворот после получения разрешения от вышки. [ 6 ] Самолет начал взлетать после использования взлетно-посадочной полосы длиной 3200 футов (980 м) и набрал максимальную высоту 8–10 метров (26–33 фута), после чего начал крениться влево и крениться вниз. Первым коснулось земли левое крыло, а затем левая нижняя часть фюзеляжа ударилась о 50-сантиметровый (20 дюймов) берег дренажной канавы, расположенной в 28 метрах (92 фута) слева от взлетно-посадочной полосы. В результате удара произошел разрыв топливного бака, расположенного внутри левого крыла, в результате чего самолет загорелся. [ 6 ] [ 10 ] Самолет начал разваливаться, поскольку первой отделилась хвостовая часть. Хвостовая часть настигла фюзеляж и ударилась о него между кабиной и пассажирским салоном, в результате чего они тоже распались и перевернули последний. Носовая часть двинулась дальше, пока не столкнулась со стопкой пустых бочек высотой 2–3 метра (6,6–9,8 футов). [ 11 ] и в 150 метрах (490 футов) от взлетно-посадочной полосы. [ 12 ]
Обломки и восстановление
[ редактировать ]Внешнее видео | |
---|---|
Обломки и тела в результате крушения турецкого самолета Место происшествия через два дня после крушения |
Очевидцы катастрофы прибежали к месту происшествия, чтобы помочь с эвакуацией. [ 6 ] Когда самолет запустил двигатели, аварийно-спасательные службы в аэропорту уже находились в режиме ожидания и оперативно прибыли на место происшествия. группа пожарных с авиабазы Газиемир Десять минут спустя на помощь тушению прибыла и самого города. Пожар был потушен в течение 30 минут. Самописец был найден в хорошем состоянии. [ 10 ]
Огонь уничтожил весь самолет, за исключением кабины и хвостовой части, что не позволило спасти всех пассажиров имеющимися в аэропорту средствами. [ 12 ] Министр транспорта Ферда Гюлей , пришедший к исполнению своих обязанностей всего за день до катастрофы, попросил нейрохирурга для тяжелораненого члена экипажа. [ 5 ] Разборка обломков началась 28 января, взлетно-посадочная полоса была расчищена, и в тот же день открылся аэропорт. [ 13 ]
Жертвы
[ редактировать ]Большинство пассажиров на борту рейса были турецкими иммигрантами, проживающими в Германии и находившимися в отпуске на работе. В первоначальных сообщениях говорилось, что погибло 62 человека; 51 человек погиб на месте, а еще 11, включая всех трех пилотов, скончались в больнице после того, как их вытащили из-под обломков в критическом состоянии. [ 5 ] Сообщается, что еще один пассажир погиб 1 февраля. [ 14 ] Опознать тела было сложно, поскольку большинство из них были полностью сожжены, а несколько тел расплавились друг в друге. [ 8 ]
Согласно окончательному отчету, из 68 пассажиров 62 погибли; шестеро, включая младенца, выжили. Только один из пяти членов экипажа, Айнур Сюрюджю, выжил при первой катастрофе. [ 6 ] но умерла позже, 12 декабря 1975 года, из-за полученных травм. [ а ] С момента катастрофы она находилась в вегетативном состоянии находилась на лечении в больнице в Женеве , Швейцария. и до самой смерти [ 15 ] Ее семья обвинила авиакомпанию в том, что она «не заботится о ней». [ 16 ]
Семьи погибших получили 50 000 турецких лир в качестве компенсации от страховой компании. [ 17 ] На тот момент это была самая страшная авария с участием Fokker F28 и вторая по количеству смертей авиакатастрофа в Турции. По состоянию на октябрь 2023 г. [update]Это вторая по смертности авария такого типа и пятая по смертности в стране. [ 2 ]
Расследование
[ редактировать ]Первым приказом новоизбранного премьер-министра Бюлента Эджевита при вступлении в должность было министру транспорта посетить место происшествия и начать расследование для определения причины. [ 3 ] На следующий день после крушения летный инструктор, находившийся на борту в качестве пассажира, заявил, что самолет развернулся слишком рано и заглох . в результате [ 5 ] Пять различных комиссий встретились с Гюлеем 27 января в Измире. После встречи Гюлей объявил, что оба бортовых самописца были обнаружены и отправлены в Стамбул. [ 18 ] Диктофон в кабине самолета оказался неисправным, поскольку устройство ничего не записывало; Следователи не смогли прослушать запись, которая издавала только свистящий звук. [ 9 ] [ 19 ]
12 марта 1975 года Гюндюз Севильген, член 15-го парламента Турции от Партии национального спасения несколько вопросов, , написал Великому национальному собранию Турции касающихся авиакомпании Turkish Airlines, в том числе о причинах авиационных происшествий. [ 20 ] он получил ответ от министра транспорта Сабахаттина Озбека 18 марта . В ответе был приведен краткий список причин всех катастроф Turkish Airlines на сегодняшний день. [ 21 ] Причиной рейса 301 было: «[взлет] произведен с запредельным углом взлета и обледенением крыла, что привело к падению самолета из-за недостаточной скорости». [ 21 ]
Итоговый отчет
[ редактировать ]Окончательный отчет был переведен на английский язык и опубликован Международной организацией гражданской авиации в 1977 году. После крушения некоторые компоненты самолета были отправлены в компании Rolls-Royce и Fokker для проверки, которая не выявила никаких неисправностей в соответствующих деталях. [ 12 ] [ б ] Согласно сводкам погоды, ночью, когда самолет находился на улице, температура воздуха составляла 0 °C (32 °F) и влажность 95%. Следователи установили, что этих условий было достаточно для обледенения крыльев и рулей высоты , как это случилось с другим Fokker F28 на следующий день в аналогичных условиях. Во время обхода капитан не заметил этого нароста. [ 23 ]
Вероятная причина, упомянутая в окончательном отчете, заключалась в том, что «самолет заглох на взлете из-за чрезмерного вращения и обледенения крыльев». [ 24 ] Расчеты, основанные на температуре и нагрузке, показали, что самолет достиг бы взлетной скорости после взлетно-посадочной полосы длиной 2800 футов (850 м). Самописец полетных данных показал, что самолет развернулся после крена на 3200 футов (980 м) со скоростью 124 узла (230 км/ч). Скорость увеличилась до 133 узлов (246 км/ч), но затем упала до 124 узлов при повороте влево. «более обычного» Следователи объяснили эту потерю скорости углом атаки , а это означает, что пилоты слишком сильно развернули самолет, что привело к его остановке. Малая высота самолета не позволила пилотам восстановиться. Если бы не обледенение, самолет бы благополучно взлетел, несмотря на другие факторы. [ 23 ]
претензии 1990 года
[ редактировать ]18 мая 1990 года газета Milliyet , основываясь на признаниях Гюлея в его книге «Кендини Яшамак: Анылар» , сообщила, что причиной катастрофы стало пьянство пилотов. [ 25 ] Гюлей написал, что вскрытие показало, что и у капитана, и у бортинженера был алкоголь в крови. Он заявил, что хранил секрет с Эджевитом, чтобы «не потерять доверие людей», поскольку подобная авария «оставила бы черный след, который Turkish Airlines не смогла бы очистить в течение многих лет». [ 26 ] Гюлей также заявил, что экстренные службы в аэропорту были недостаточными, что привело к увеличению числа смертей. [ 27 ] Признание привело к тому, что тема катастрофы была передана на рассмотрение Великого национального собрания Турции , где министр транспорта Ченгиз Тунджер раскрыл государственные архивы, связанные с катастрофой. Документы подтвердили, что у капитана Гюнайдина в крови было 242 мг/кг алкоголя, а у бортинженера Парлакбилека – 26 мг/кг. Согласно документам, употребление алкоголя пилотами не было связано с причиной катастрофы. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 981 Turkish Airlines - гораздо более смертоносная катастрофа самолета Turkish Airlines, произошедшая через два месяца после крушения рейса 301.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сюрюджю не указан как погибший в окончательном отчете. [ 6 ]
- ^ Детали, отправленные в Rolls-Royce, включали: топливные насосы, контроллер воздушного потока, регулятор, привод верхнего контроля температуры и регулятор низкого давления. В Fokker были отправлены следующие детали: коллектор подъемно-спускового механизма, гидроусилитель руля высоты, регулятор натяжения, блок блокировки порывов руля высоты, сервопривод руля высоты, блок управления стабилизатором, блок управления рулем направления, блок управления левым элеронами и лента диктофона. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Крушение Fokker F28 Fellowship в Измире: 66 погибших» . Архив Бюро авиационных происшествий . Архивировано из оригинала 26 января 2022 года . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Рейс 301 Турецких авиалиний» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 17 апреля 2022 года . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гок 2018 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б ИКАО, 1977 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с д «62 человека убиты». Республика (на турецком языке). 27 января 1974 г. с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж ИКАО, 1977 , с. 109.
- ^ «62 погибших, 11 серьёзно раненых». Переводчик (на турецком языке). 27 января 1974 г. с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б «В Измире разбился самолет, погибли 62 человека». Миллиет (на турецком языке). 27 января 1974 г. с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б «Ящик для записи голоса во время полета фургона нельзя было прослушать, потому что он был неисправен». Республика (на турецком языке). 29 января 1974 г. с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б ИКАО, 1977 , с. 112.
- ^ ИКАО 1977 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с ИКАО, 1977 , с. 113.
- ^ «Причина катастрофической аварии пока не выяснена». Миллиет (на турецком языке). 28 января 1974 г. с. 11.
- ^ «Число жертв Джумаоваси увеличилось до 63». Республика (на турецком языке). 1 февраля 1974 г. с. 1.
- ^ «Умерла стюардесса-водитель в вегетативной жизни». Миллиет (на турецком языке). 13 декабря 1975 г. с. 1.
- ^ Гок 2018 , с. 83.
- ^ «Семьям погибших в авиакатастрофе будет выдан аванс в размере 50 тысяч лир». Республика (на турецком языке). 2 февраля 1974 года.
- ^ «Причина аварии будет установлена в течение нескольких месяцев». Республика (на турецком языке). 28 января 1974 г. с. 1.
- ^ «Авиакатастрофа». Миллиет (на турецком языке). 29 января 1974 г. с. 11.
- ^ ТБММ 1975 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б ТБММ 1975 , с. 110.
- ^ ИКАО 1977 , стр. 113–114.
- ^ Перейти обратно: а б ИКАО, 1977 , с. 114.
- ^ ИКАО 1977 , с. 115.
- ^ «Пьяные пилоты сбили фургон». Миллиет (на турецком языке). 18 мая 1990 г. с. 1.
- ^ «Мы скрыли секрет с Эджевитом». Миллиет (на турецком языке). 19 мая 1990 г. с. 1.
- ^ Гок 2018 , с. 81.
- ^ Гок 2018 , с. 82.
Библиография
[ редактировать ]- Великое национальное собрание Турции (март 1975 г.). «Вопрос депутата Манисы М. Гюндюза Севильгена относительно персонала организации генерального директората Turkish Airlines и авиационных происшествий и письменный ответ министра транспорта Сабахаттина Озбека» [Вопрос депутата Манисы М. Гюндюза Севильгена относительно персонала организации генерального директората Turkish Airlines и авиационных происшествий и письменный Ответ министра транспорта Сабахаттина Озбека] (PDF) . Журнал протоколов Национального собрания (на турецком языке). 11 . Великое Национальное Собрание Турции : 106–111. Архивировано (PDF) из оригинала 23 мая 2012 года . Проверено 19 августа 2022 г.
- ИКАО (1977). «Отчет № Т-5-199» (PDF) . Циркулярный сборник ИКАО по авиационным происшествиям . 21 . Международная организация гражданской авиации : 109–115. Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2018 года.
- Гек, Керем (2018). гражданской авиации Турции ( Авиационные происшествия: происшествия, которые ознаменовали историю на турецком языке) (Первое изд.). Анкара : Канон Китап. ISBN 9786056864414 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Авиационные происшествия и происшествия 1974 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Турции
- 1974 год в Турции.
- Авиакатастрофы и инциденты Turkish Airlines
- Аварии и происшествия с участием Fokker F28
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные льдом
- 20 век в Измире
- События января 1974 года в Турции