Парк Турецких авиалиний
По состоянию на июль 2024 г. [update]Турецкие авиалинии эксплуатируют парк из 356 самолетов Airbus и Boeing . Авиакомпания начала свою деятельность в 1933 году всего с пятью самолетами. В 1945 году авиакомпания закупила более 30 дешевых самолетов Douglas DC-3 и Douglas C-47, использовавшихся во время Второй мировой войны в Соединенных Штатах Америки . У DC-3 было множество проблем с безопасностью, но они оставались в парке до 1967 года. первый самолет с реактивным двигателем , арендованный McDonnell Douglas DC-9 В том же году к флоту присоединился . В 1972 году было приобретено несколько McDonnell Douglas DC-10 , ставших первым широкофюзеляжным самолетом авианосца. компания Fokker F28 Fellowships В том же году к флоту присоединилась . Боинги 727 были добавлены два года спустя. С присоединением Airbus A310 в 1985 году самолеты Douglas DC-10 и Fokker F28 были переданы в Boğaziçi Hava Taşımacılığı для стандартизации парка. Оценив Boeing 747 , McDonnell Douglas MD-11 и Airbus A340 , перевозчик выбрал последний в качестве замены DC-10.
Боинг 737-400 был добавлен в 1991 году, а первый Airbus A340 - в 1993 году. В том же году перевозчик также получил Avro RJ100 для полетов во внутренних аэропортах с ограниченной инфраструктурой, заменив Douglas DC-9. Шесть Boeing 737-800 присоединились к компании в 1998 году. Размер парка оставался практически постоянным с 1995 по 2003 год. В 2004 и 2005 годах авиакомпания заказала почти 60 самолетов у Airbus и Boeing . Самолеты Avro RJ с высокими эксплуатационными расходами были выведены из парка. С 2003 по 2008 год авиакомпания почти удвоила размер своего парка с 65 до 120 самолетов. В 2008 году Turkish Airlines начала арендовать Airbus A320 и Boeing 737 Next Generation самолеты авиакомпания также арендовала три самолета Boeing 777-300ER . В том же году . В 2010 году было заказано 40 узкофюзеляжных самолетов.
В 2013 году авиакомпания объявила о рекордном заказе на 117 самолетов Airbus, включая самолеты нового семейства Airbus A320neo . В следующем месяце Turkish Airlines также заказала 60 самолетов Boeing 737 MAX . Через два года были заказаны еще 20 самолетов семейства Airbus A320neo. Зимой 2016 года авиакомпания приостановила полеты 30 самолетов из-за снижения трафика. В марте 2018 года Turkish Airlines завершила заказ на 25 самолетов Boeing 787 и 25 самолетов Airbus A350 . В 2019 году авиакомпания объявила, что ее интересуют Airbus A220 и Embraer E190/E195 . Из-за последствий пандемии COVID-19 Turkish Airlines приостановила работу более 100 самолетов зимой 2020 года. Несколько месяцев спустя перевозчик отменил заказ на 40 самолетов Boeing 737 MAX. С 2021 года перевозчик выводит из своего парка самолеты Airbus A330 , которые заменяются более новыми самолетами. Turkish Airlines объявила о своих планах заказать 600 новых самолетов в 2023 году, однако твердого заказа размещено не было.
Самолеты в парке Turkish Airlines названы в честь районов, провинций, рек и туристических мест Турции, при этом некоторые арендованные самолеты не имеют названия. С 2010 года авиакомпания использовала преимущественно белую окраску с синими буквами, серый тюльпан, тянущийся от середины до конца фюзеляжа самолета , и красный хвост с логотипом компании внутри круга. Turkish Airlines также управляет несколькими самолетами Airbus в специальной ливрее, а как член Star Alliance - также самолетами в ливрее альянса.
Развитие флота
[ редактировать ]Ранние годы и послевоенный период
[ редактировать ]В октябре 1932 года турецкое государство заказало Kingbird D-2 два самолета у компании Curtiss-Wright для использования на внутренних почтовых службах и, возможно, на пассажирских рейсах в будущем. Эти самолеты прибыли в Турцию в январе 1933 года. Тем временем правительство отремонтировало два из трех неиспользованных Юнкерсов F 13 уже принадлежавших ему с использованием запчастей из Германии. Они не совершали регулярных рейсов и оставались в качестве запасных самолетов на случай, если Kingbird придется вывести из эксплуатации. Почтовые рейсы из Стамбула в Анкару через Эскишехир начались в феврале; Пассажирские перевозки начались позже в апреле в рамках испытания Турецкого авиационного общества (TTaC). [ 1 ] Turkish Airlines, тогда называвшаяся Turkish State Airlines ( турецкий : Devlet Hava Yolları ), официально начала свою деятельность 20 мая 1933 года на этих самолетах. [ 2 ] подарил стране Поликарпова Р-5 и Туполева АНТ-9 самолеты Позже в октябре Советский Союз . «Туполев» также был передан авиакомпании, однако из-за отсутствия запчастей через два года его сняли с эксплуатации. [ 1 ] [ 3 ] Два Junkers F 13 также были сняты и переданы TTaC, поскольку их одномоторные характеристики не подходили для безопасных и комфортных пассажирских полетов. [ 4 ] Со временем отношения между турецким правительством и Curtiss-Wright ухудшились, поскольку производитель жаловался на проблемы с оплатой и длительные бюрократические процессы в Турции. Несмотря на смену ключевых лиц с турецкой стороны, отношения так и не были полностью восстановлены, и вместо этого авиакомпания начала поиск европейских производителей. [ 5 ] Чтобы заменить все выходящие самолеты, штат заключил соглашение с британской компанией de Havilland в конце 1935 года на четыре самолета de Havilland Dragon Rapide , четыре самолета de Havilland Express и один самолет de Havilland Dragonfly , которые прибыли в течение 1936 и 1937 годов. [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ]
Развитие флота в последующие годы было ограниченным, и его размер оставался прежним до 1943 года, когда авианосец пополнил свой флот шестью de Havilland Dominies , военной версией Dragon Rapide. [ 8 ] Пять Юнкерсов Ju 52 присоединились к ним годом позже, в 1944 году. [ 9 ] В конце 1945 года авиакомпания купила 30 самолетов Douglas DC-3 и три самолета Douglas C-47 . [ 10 ] Эти самолеты использовались во время Второй мировой войны Соединенными Штатами Америки и располагались в Каире , Египет. Pan Am помогла авиакомпании в покупке этих самолетов, а также в обучении пилотов. [ 11 ] Многие из них имели дефекты, из-за чего их цена была очень низкой. Самолеты поступили на вооружение в 1946 году после каждого технического обслуживания. [ 12 ] Покупка увеличила размер флота авианосца до 52 самолетов. [ 2 ] тем самым делая ее крупнейшей авиакомпанией на Ближнем Востоке. [ 13 ] Интерьер этих самолетов, которые при покупке были настроены с учетом нужд войны, был отремонтирован в период с 1946 по 1950 год в центре технического обслуживания Турецкой авиационной ассоциации на авиабазе Этимесгут . [ 14 ] В 1947 году размер парка упал до 33, поскольку остались только Douglas DC-3 и Douglas C-47, а другие типы были сняты с производства. [ 15 ] К 1954 году остался только один С-47, который сняли в 1955 году. [ 16 ] Два C-47 были добавлены еще в 1957 году. [ 17 ]
В 1950 г. в эксплуатации находилось только 14 самолетов из 33; запасные части, включая двигатели, были заказаны из США для ремонта остальных. [ 18 ] В середине 1950-х годов количество самолетов Douglas DC-3 авиакомпании упало до 16, некоторые из которых вышли из строя. Семь из них считались королевами ангара и требовали тщательного обслуживания, а пять подвергались доработке в Нидерландах компанией Fokker . Из-за финансовых трудностей четыре самолета застряли в Нидерландах, после чего авиакомпания приступила к доработке DC-3 самостоятельно. Это оказалось быстрее и значительно дешевле. [ 19 ] В 1956 году семь самолетов de Havilland Heron . к флоту присоединились [ 10 ] но были удалены три года спустя, в 1959 году. [ 20 ] В 1958 году пятью Виккерсами Виконтами . флот пополнился [ 21 ] за ним последовали шесть Fokker F27 Friendship в 1960 году. [ 20 ] Douglas DC-3 и C-47 продолжали летать до 1967 года. [ 22 ]
Начало эры реактивных самолетов
[ редактировать ]Начиная с 1959 года, крупные аэропорты Турции были отремонтированы, чтобы иметь возможность принимать самолеты с реактивными двигателями . [ 23 ] В 1965 году компания Turkish Airlines начала поиск реактивного самолета для расширения своего парка. Первоначально для оценки рассматривались четыре типа: BAC One-Eleven , Hawker Siddeley Trident , McDonnell Douglas DC-9 и Sud Aviation Caravelle VI . [ 24 ] «Каравеллу» быстро исключили из списка, поскольку она разбилась в Анкаре несколькими годами ранее . Trident был арендован у British European Airways на короткий период, но оказался недостаточным. На более поздних этапах советский Ту-134 также был предложен авиакомпании его производителем . В 1966 году руководство решило заказать McDonnell Douglas DC-9. [ 25 ] Руководство хотело заказать три самолета этого типа, но из-за финансовых ограничений заказало два и взяло в аренду один. [ 26 ] Арендованный Douglas DC-9-10, зарегистрированный как TC-JAA, присоединился к флоту в следующем году и стал первым самолетом с реактивным двигателем Turkish Airlines и должен был оставаться там до тех пор, пока не будут доставлены недавно купленные Douglas DC-9-30. [ 27 ] Первоначально идея заключалась в том, чтобы зарегистрировать самолет как TC- NAZ , но позже это было изменено: буква «J» в регистрации обозначала, что это самолет с реактивным двигателем; эта практика использовалась и в более поздних самолетах. [ 28 ] Один Douglas DC-7 также был арендован у Швеции на один год для удовлетворения растущего пассажирского спроса. [ 25 ] В следующем году авианосец получил два самолета Douglas DC-9-30. [ 29 ] Еще два Douglas DC-9 были добавлены к флоту в 1969 году, а затем еще четыре в 1970 году. [ 30 ] В 1971 году « Виккерс Виконты» были выведены из состава флота. [ 29 ] В том же году три Боинга 707 были арендованы для удовлетворения растущего спроса. [ 10 ] [ 31 ]
Широкофюзеляжные операции и полностью реактивный парк
[ редактировать ]Комиссия Turkish Airlines опубликовала отчет по выбору первого широкофюзеляжного самолета авиакомпании в декабре 1971 года. В отчете Douglas DC-10-10 занял первое место, Lockheed L-1011 TriStar - второе, а Airbus A300 занял третье место. [ 31 ] В окончательном отчете, опубликованном в июле 1972 года, было рекомендовано не использовать L-1011 TriStar из-за существующих проблем с двигателем. Переговоры с Макдоннелл Дуглас начались в августе. [ 32 ] В том же месяце корпорация Lockheed направила Turkish Airlines предложение на L-1011 TriStar. [ 33 ] Комиссия производителя прибыла в Стамбул для обсуждения потенциального заказа. В результате дискуссии 25 августа цена самолетов была снижена до 17 миллионов долларов за единицу. Его конкурент, Douglas DC-10-10, имел более раннюю дату поставки, но стоил на 900 000 долларов дороже за единицу. [ 34 ] 25 сентября 1972 года генеральное управление разместило заказ на три Douglas DC-10-10. [ 35 ]
В период с 1972 по 1973 год пять стипендий Fokker F28 . к флоту добавились [ 10 ] последний из которых заменил Fokker F27, в результате чего парк полностью состоит из самолетов с реактивными двигателями. [ 36 ] Еще один Fokker F28 был взят в аренду и возвращен Fokker после 42 дней эксплуатации. Этот тип был куплен из-за того, что некоторые короткие взлетно-посадочные полосы не могли принимать более крупные самолеты. Fokker F27 были проданы обратно в Нидерланды для оплаты нового самолета. [ 37 ] Арендованный Douglas DC-9-10 оставался в составе флота до 1973 года. [ 28 ] Четыре самолета Boeing 727 присоединились год спустя, в 1974 году. [ 10 ] Три Fokker F28 Fellowships были объявлены потерявшими корпус после аварий в 1974 , 1975 и 1979 годах . [ 38 ] а два оставшихся самолета позже разбились: рейс 1363 Air Ontario и рейс 746 авиакомпании Iran Aseman Airlines . [ 39 ] С 1969 по 1975 год количество самолетов Turkish Airlines увеличилось с 16 до 21. [ 40 ] Авиакомпания серьезно пострадала в результате турецкого вторжения на Кипр в 1974 году. [ 41 ]
1980-е годы
[ редактировать ]К 1984 году у Turkish Airlines было три самолета de Havilland Canada Dash 7 , пять самолетов Boeing 707, два самолета Fokker F28 Fellowship, девять самолетов Douglas DC-9, девять самолетов Boeing 727 и два самолета Douglas DC-10. [ 42 ] Флот состоял из несвязанных самолетов, которые не могли удовлетворить потребности полетной сети Turkish Airlines. [ 43 ] В 1980-е годы авиакомпания производила самолеты по заказу Airbus A310 , Boeing 757 или Boeing 767 , министр транспорта и инфраструктуры Вейсел Атасой переговоры вел . Airbus A310 имел большую грузоподъемность, и Airbus предоставил скидку, что привело к выбору типа. Первоначально Совет хотел разместить твердый заказ на три варианта и иметь два варианта, но позже это количество было увеличено до семи каждого. [ 44 ] Четыре Airbus A310 присоединились к флоту в 1985 году, а затем еще три в 1988 году. [ 45 ] За 7 лет парк пополнился 14 самолетами Airbus A310. [ 38 ] Самолеты De Havilland Canada Dash 7 были возвращены арендодателям после истечения их контрактов в 1986 году, что ознаменовало прекращение эксплуатации винтовых самолетов авиакомпании. [ 3 ] В 1987 году Douglas DC-10, Fokker F28, а также два самолета Boeing 707 были переданы недавно созданной дочерней компании Boğaziçi Hava Taşımacılığı (BHT) для стандартизации парка Turkish Airlines. [ 46 ] [ 42 ] С 1988 по 1989 год планировалось внести изменения в парк с целью повышения производительности самолетов. [ 47 ] Основная идея заключалась в уменьшении количества эксплуатируемых типов. [ 48 ]
Компания хотела как можно скорее демонтировать Douglas DC-10-10, все еще эксплуатируемые BHT, поскольку у них часто были неисправности, которые трудно исправить, а их большая вместимость затрудняла их заправку зимой. Кроме того, если бы пришлось провести обширную проверку технического обслуживания , сеть полетов стала бы затрудненной, поскольку для замены одного DC-10 потребовалось бы два самолета. Спрос на пассажирский самолет этого типа падал, но у грузовых вариантов все еще были клиенты. Первой и единственной авиакомпанией, заинтересовавшейся двумя самолетами, была FedEx , которая в конечном итоге купила самолеты и запасной двигатель. В качестве замены DC-10 совет директоров рассматривал McDonnell Douglas MD-11 и Airbus A340 , оба из которых находились в стадии разработки. [ 38 ] Тургут Озал , восьмой президент Турции , хотел, чтобы авиакомпания имела Боинг 747-400 , и Министерство транспорта и инфраструктуры направило официальное письмо с просьбой оценить тип самолета. Правление пришло к выводу, что добавление Боинга 747 нанесет компании еще больший ущерб, поскольку сезонные перевозки авиакомпании означали, что этот тип не достигнет коэффициента загрузки 80–90%, необходимого для безубыточности в низкий сезон. [ 49 ]
1990-е годы
[ редактировать ]Результат планирования флота, сделанного в течение предыдущего десятилетия, показал свои результаты в 1990-х годах. [ 50 ] В январе 1990 года внутренняя комиссия, созданная для принятия решения о замене Douglas DC-10, после нескольких туров провела окончательное голосование, и вместо McDonnell Douglas MD-11 был единогласно выбран Airbus A340 из-за его технических преимуществ и стоимости. преимущества. Несколько дней спустя генеральный директор Джем Козлу объяснил свое решение Тургуту Оджалу, который принял его только после того, как Козлу стал гарантом. [ 51 ] Окал снова вспомнил о Боинге 747 несколько месяцев спустя, когда началась война в Персидском заливе . У Kuwait Airways было четыре самолета этого типа, которые из-за конфликта хранились в Египте. Он попросил Козлу взять этот тип в аренду до разрешения конфликта. К моменту урегулирования сложных кредитных и страховых дел конфликт перерос в войну, и от планов пришлось отказаться. [ 52 ]
Примерно в то же время комиссии также пришлось выбирать между Boeing 737 Classics и Airbus A320 , причем последний получил небольшое преимущество. В конечном итоге выбор пал на Boeing 737, поскольку Airbus A320 имел более поздние сроки поставки и новые технические характеристики, которые было сложно исправить в случае поломки самолета в аэропортах Анатолии без соответствующей технической инфраструктуры. Компания также не хотела полностью отходить от Boeing, поскольку примерно в то время большая часть заказов авиакомпании доставалась Airbus. [ 53 ] Еще два Airbus A310 были поставлены авиакомпании в 1990 и 1992 годах, в результате чего количество самолетов в ее парке достигло 32. [ 54 ] Впервые Boeing 737 Classics был поставлен в 1991 году. [ 50 ] Еще шесть Boeing 737-400 и два меньших Boeing 737-500 присоединились к флоту год спустя, в 1992 году. [ 55 ] Первый самолет Airbus A340-300 был поставлен в 1993 году, что позволило авиакомпании летать в пункты назначения в Восточной Азии , такие как Токио . [ 50 ] Четвертый А340, получивший регистрационный номер TC-JDM, прославился в стране своей странной ненадежностью и получил прозвище Дели Майк . [ 56 ]
Turkish Airlines получила свой первый Avro RJ100 самолет в июле 1993 года, на борту которого присутствовал принц Чарльз . Самолет с четырьмя двигателями использовался для внутренних рейсов в Восточную и Юго-Восточную Анатолию , где большинство аэропортов имели короткие взлетно-посадочные полосы. Удовлетворившись самолетом, в 1995 году авиакомпания заказала еще пять RJ100 и четыре более короткого варианта RJ70. Самолеты RJ70 были куплены из-за модифицированного шасси , которое позволяло этому типу приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы, что позволило авиакомпания для перевозки солдат турецкой армии . Первоначальные проблемы с утечкой масла из двигателей были устранены с помощью модификаций, сделанных Turkish Technic . [ 57 ] Боинги 727, все из которых были переоборудованы в грузовые самолеты, были выведены из эксплуатации в 1996 году. [ 55 ] Во время визита президента Турции Сулеймана Демиреля во Францию в феврале 1998 года компания Turkish Airlines заказала два дополнительных самолета Airbus A340, в результате чего общее количество самолетов этого типа достигло семи. [ 58 ] В ноябре 1998 года авиакомпания пополнила следующего поколения . свой флот шестью Боингами 737-800 в варианте [ 55 ] Самолеты приземлились один за другим в аэропорту Ататюрк 2 ноября, что стало первым случаем в истории турецкой авиации, когда шесть самолетов были доставлены в один и тот же день. Первый заходивший на посадку самолет ушел на второй круг , что является традицией. [ 59 ] К 1999 году общее количество самолетов в парке выросло до 75. [ 60 ]
2000-е
[ редактировать ]На продажу были выставлены семь Airbus A310 и три Boeing 727. К 2001 году было продано по одному экземпляру каждого типа. В 2000 году один вариант Airbus A340 был превращен в твердый заказ. С 2000 по 2002 год авиакомпания получила 11 самолетов Боинг 737-800. [ 61 ] Примерно в 2002 году Turkish Airlines продала компании Iran Air шесть Airbus A310 . Позже в том же году, в сентябре, Mahan Air купила у перевозчика семь Airbus A310. [ 62 ] В 2004 году Turkish Airlines объявила о заказе пяти самолетов Airbus A330 , 19 самолетов Airbus A320 и 12 самолетов Airbus A321 . За 2004 и 2005 годы авиакомпания заказала 23 самолета Boeing 737-800 . Поставки были завершены в конце 2008 года. гораздо более старые самолеты, такие как 11 Avro RJ , пять Boeing 737-400 Из парка были выведены и два Boeing 737-500. Три пассажирских Airbus A310 самолета были переоборудованы в грузовые . [ 63 ] Avro RJ планировалось снять с вооружения в конце 2003 года именно из-за их низкой мощности и высоких эксплуатационных расходов. [ 64 ] Десятилетняя арендная сделка на несколько самолетов закончилась в мае 2004 года. Во время регулярного технического обслуживания второго самолета перед отправкой обратно внутри топливных баков были обнаружены признаки коррозии , в результате чего семь других самолетов Avro RJ, все еще работающих в парке, были остановлены. [ 57 ] Последний Avro RJ покинул флот в декабре 2006 года. Верблюд был зарезан в ангаре технического обслуживания Turkish Technic в аэропорту Ататюрк во время прощальной церемонии, посвященной снятию с эксплуатации этого типа. [ 65 ] В том же году количество самолетов в парке достигло 100. [ 66 ]
Почти удвоив размер своего парка с 65 до 120 за пять лет и не заказывая ни одного самолета с 2005 года, Hürriyet сообщила в октябре 2008 года, что авиакомпания планирует заказать до 25 широкофюзеляжных и 50 узкофюзеляжных самолетов. Самолет Airbus A330, заказанный четырьмя годами ранее, заменил только старые самолеты Airbus A310 , а это означает, что у Turkish Airlines не было значительного роста дальнемагистрального парка. Перевозчик также арендовал четыре самолета Boeing 737-700 для замены более старого варианта 737-400 , договор аренды которого не был продлен. [ 67 ] [ 68 ] Кроме того, в 2008 году к флоту присоединился 21 арендованный самолет, большинство из которых составляют самолеты семейства Airbus A320 и Boeing 737 Next Generation , а также четыре широкофюзеляжных самолета. [ 63 ] В апреле 2008 года авиакомпания учредила торговую марку AnadoluJet и передала ей пять своих самолетов Boeing 737-400. AnadoluJet не является отдельной компанией и работает под управлением Turkish Airlines. [ 69 ] К ноябрю 2008 года авиакомпания переоборудовала три своих Airbus A310 в грузовые самолеты. [ 70 ] Два самолета этого типа были проданы авиакомпании Ariana Afghan Airlines в апреле 2009 года. [ 71 ] три Boeing 777-300ER самолета В декабре 2008 года Turkish Airlines арендовала у Jet Airways . [ 72 ] В апреле 2009 года Turkish Airlines объявила, что заказала пять самолетов Boeing 777-300ER. В июле того же года было заказано еще семь самолетов, в результате чего общее количество самолетов достигло 12. [ 73 ] [ 74 ] В ноябре 2009 года авиакомпания заказала три самолета Airbus A330-300 , в результате чего общее количество заказанных самолетов достигло десяти. Turkish Airlines также подписала меморандум о взаимопонимании с Airbus на два грузовых самолета Airbus A330-200F . [ 75 ]
2010-е годы
[ редактировать ]В октябре 2010 года Turkish Airlines объявила о заказе 14 самолетов Airbus A321-200 и шести самолетов Airbus A319-100 . [ 76 ] Месяц спустя авиакомпания объявила о заказе десяти самолетов Boeing 737-800 и десяти самолетов Boeing 737-900ER с опционом еще на 15 самолетов. [ 77 ] В марте 2011 года авиакомпания заказала дополнительно десять самолетов Airbus A321-200 и три самолета Airbus A330-200F. [ 78 ] Ее 200-м самолетом стал Boeing 737-900ER, который присоединился к флоту в 2012 году. [ 79 ] В марте 2013 года авиакомпания объявила о заказе 117 самолетов Airbus , что стало крупнейшим заказом, размещенным турецкой авиакомпанией. Заказ включал 25 самолетов Airbus A321-200 , четыре самолета Airbus A320neo и 53 самолета Airbus A321neo, а также опцион на еще 35 самолетов A321neo. [ 80 ] В следующем месяце Turkish Airlines разместила твердый заказ на 20 самолетов Boeing 737-800, 50 самолетов Boeing 737 MAX 8 и десять самолетов Boeing 737 MAX 9. В заказ также входили еще 25 самолетов 737 MAX 8. [ 81 ] Из опционов 15 были превращены в твердые заказы в июне 2014 года. [ 82 ] В декабре 2014 года заказы на A320neo были конвертированы в A321neo, а восемь вариантов A321neo были преобразованы в твердые заказы. [ 83 ] В декабре 2015 года перевозчик заказал еще 20 самолетов Airbus A321neo, в результате чего общее количество заказанных самолетов достигло 92. [ 84 ]
В зимний период после попытки турецкого переворота в 2016 году авиакомпания столкнулась с резким сокращением количества пассажиров, что привело к приостановке работы 30 самолетов. [ 85 ] 14 февраля 2017 года Turkish Airlines объявила, что достигла соглашения с Boeing о преобразовании своего заказа на два самолета Boeing 777-300ER в Boeing 777-200F . грузовой вариант [ 86 ] В сентябре 2017 года Turkish Airlines подписала письмо о намерениях приобрести 25 самолетов Boeing 787-9 , которое включало опцион еще на пять. [ 87 ] Оба 777 грузовых самолета были переданы авиакомпании в декабре 2017 года. [ 88 ] В конце того же месяца были заказаны еще три 777F. [ 89 ] В январе 2018 года авиакомпания подписала меморандум о взаимопонимании с Airbus на приобретение 25 самолетов Airbus A350-900 и пяти опционов. [ 90 ] Сделка по Boeing 787 и Airbus A350 была завершена два месяца спустя, и авиакомпания официально заказала эти два типа в марте 2018 года. [ 91 ] 25 ноября 2018 года авиакомпания заказала еще три грузовых самолета Boeing 777. [ 92 ] По состоянию на декабрь 2018 года [update] авиакомпании принадлежало 37 из 330 самолетов, которые она эксплуатировала, остальные были сданы в аренду. Из арендованных самолетов 207 самолетов имели долгосрочные и 87 - краткосрочные контракты. [ 93 ] В течение 2018 года 11 самолетов семейства Airbus A320 прошли масштабную модернизацию салонов, а 12 самолетов Boeing 737-800 были переданы дочерней компании AnadoluJet . [ 94 ]
12 марта 2019 года по требованию Генерального директората гражданской авиации Turkish Airlines приостановила полеты всех своих 12 самолетов Boeing 737 MAX. Некоторым самолетам, вылетевшим за несколько часов до принятия решения, пришлось вернуться в стамбульский аэропорт Ататюрк . [ 95 ] Turkish Airlines также не приняла поставку еще 12 самолетов 737 MAX из-за глобального приземления , в результате чего самолеты были храниться на авиабазе Boeing Field . [ 96 ] Последний Airbus A340-300 покинул флот в апреле 2019 года. [ 97 ] 26 июня 2019 года авиакомпания получила свой первый Boeing 787-9 с регистрацией TC-LLA. Самолет встретили в аэропорту Стамбула на церемонии, на которой присутствовали турецкие СМИ. [ 98 ] Первый коммерческий рейс этого типа был выполнен 8 июля в аэропорт Трабзона . [ 99 ] В августе 2019 года председатель Turkish Airlines Илькер Айджи заявил, что перевозчик рассматривает возможность получения заказов на дальнемагистральные самолеты, такие как Airbus A350-900, раньше, чем планировалось. Кроме того, он сообщил, что авиакомпания заинтересована в Airbus A220 и Embraer E190/E195 для обслуживания новых направлений. [ 100 ] 31 декабря 2019 года стало известно, что Turkish Airlines получила от Boeing компенсацию в размере около 225 миллионов долларов из-за приземления самолетов 737 MAX. [ 101 ]
2020-е годы
[ редактировать ]Из-за сокращения авиаперевозок, вызванного пандемией COVID-19 , председатель правления Илькер Айджи сообщил Hürriyet 27 мая 2020 года, что авиакомпания может задержать поставки новых широкофюзеляжных самолетов. [ 102 ] авиакомпания получила свой первый Airbus A350-900 . В октябре 2020 года [ 103 ] при этом самолет был построен почти за год до поставки. [ 104 ] В конце 2020 года из-за начала зимы авиакомпания приостановила работу 25 широкофюзеляжных и 55 узкофюзеляжных самолетов, но позже приостановила еще 21 самолет Boeing 737-800 , что увеличило общее количество приземленных самолетов Turkish Airlines до более 100. [ 105 ] Turkish Airlines снова начала использовать свои самолеты Boeing 737 MAX 12 апреля 2021 года, совершив внутренний рейс из аэропорта Стамбула в аэропорт Анкары Эсенбога . [ 106 ] Однако через три дня после повторного введения Turkish Airlines отменила заказ на 10 самолетов 737 MAX 8 и превратила 40 твердых заказов в опционы, которые необходимо было активировать до 21 декабря 2021 года, в результате чего осталось в общей сложности 25 твердых заказов. [ 107 ] Авиакомпания также продолжает возвращать самолеты Airbus A330-200 арендодателям, чтобы упростить свой парк. [ 108 ]
12 января 2022 года авиакомпания получила свой 20-й и последний самолет Boeing 737 MAX 8, который она заказала напрямую у Boeing . [ 109 ] В апреле 2022 года перевозчик объявил, что собирается арендовать семь самолетов Boeing 737 MAX 8 для пополнения флота на летний период. [ 110 ] В мае 2022 года перевозчик принял поставку самолета Airbus A350 , первоначально предназначавшегося для «Аэрофлота» , который не прошел из-за санкций, введенных в отношении авиакомпании после российского вторжения в Украину . [ 111 ] Аналогичным образом, AnadoluJet приняла поставку самолетов Airbus A320neo, A321neo и Boeing 737 MAX, первоначально предназначавшихся для S7 Airlines . [ 112 ] Авиакомпания снова проявила интерес к Airbus A220 и Embraer E190/E195 перед Стамбульским авиасалоном 2022 года в октябре, где оба производителя представили свои самолеты. [ 113 ] Однако перевозчик не решается размещать заказ на эти типы самолетов из-за их двигателей. Оба самолета используют двигатели семейства Pratt & Whitney PW1000G . Airbus A321neo авиакомпании уже использует PW1100G, члена семейства, у которого были проблемы с надежностью. [ 114 ] По состоянию на 2023 год [update]Turkish Airlines является крупнейшим эксплуатантом Airbus A330ceo . [ 115 ]
В феврале 2023 года Turkish Airlines получила свой 400-й самолет Airbus A350-900. [ 116 ] В мае председатель правления Ахмет Болат сообщил, что авиакомпания приближается к заказу 600 новых самолетов у Boeing и Airbus, что станет крупнейшим заказом за всю историю, если он будет подтвержден. 400 из этих самолетов будут узкофюзеляжными, а остальные 200 — широкими. Болат также сообщил, что к 2033 году авиакомпания будет эксплуатировать более 800 самолетов. [ 117 ] Приказ должен был быть подтвержден во время ежегодного собрания Международной ассоциации воздушного транспорта, состоявшегося в Стамбуле в июне, но был отложен на два месяца из-за всеобщих выборов в Турции в 2023 году . [ 118 ] В августе заказ снова был отложен, на этот раз из-за проблем с вариантами двигателей и оценкой контрактов на техническое обслуживание. [ 119 ] достиг соглашения об аренде 25 самолетов Boeing 737 MAX 8 и 3 самолетов Boeing 787-9 у AerCap. Тем временем перевозчик объявил, что в октябре [ 120 ] и еще 20 узкофюзеляжных и один широкофюзеляжный самолет в ноябре. [ 121 ] В декабре Turkish Airlines и Airbus объявили, что достигли соглашения о твердом заказе на 230 самолетов и опционе на еще 125. В заказ входили A321neo, A350-900, A350-900F и A350-1000. [ 122 ]
Текущий автопарк
[ редактировать ]По состоянию на май 2024 г. [update]Турецкие авиалинии имеют парк из 370 самолетов. [ а ] состоящий из 13 типов пассажирских самолетов. [ 108 ] Количество самолетов в парке практически поровну разделено между Airbus и Boeing, при этом у авиакомпании 54,9% самолетов принадлежит последнему и 45,1% - первому. [ 125 ] Из эксплуатируемых самолетов 59,2% — узкофюзеляжные, 40,8% — широкофюзеляжные. Средний возраст всех самолетов составляет 9,3 года. [ 126 ] Исторически в этот список попали самолеты авиакомпании AnadoluJet , не имевшие собственного сертификата эксплуатанта (AOC) и до 2024 года выполнявшие рейсы под сертификатом AOC Turkish Airlines. [ 127 ] В марте 2024 года AnadoluJet завершила ребрендинг в AJet и начала работать отдельно от Turkish Airlines под собственным сертификатом соответствия. [ 128 ]
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры | Примечания | Ссылки
| ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
С | И | Общий | |||||
Аэробус А319-100 | 6 | — | — | 132 | 132 | [ 123 ] | |
Аэробус А320-200 | 12 | — | — | - | 150 | ||
159 | 159 | ||||||
Аэробус А321-200 | 65 | — | 20 | 158 | 178 | ||
16 | 164 | 180 | |||||
— | 194 | 194 | |||||
Аэробус А321нео | 47 | 182 | 20 | 162 | 182 | Самолет в конфигурации Airbus Cabin Flex (ACF). Дополнительный заказ на 150 шт. со 100 опциями в декабре 2023 г. |
[ 123 ] [ 84 ] [ 129 ] [ 122 ] |
Аэробус А330-200 | 12 | — | 30 | 190 | 220 | Арендованные самолеты возвращаются лизингодателям. | [ 123 ] [ 108 ] |
22 | 228 | 250 | |||||
24 | 255 | 279 | |||||
Аэробус А330-300 | 36 | — | 28 | 261 | 289 | ||
40 | 265 | 305 | |||||
Аэробус А350-900 | 23 | 68 | 32 | 297 | 329 | Четыре заказа перешли к «Аэрофлоту» , из которых Аэрофлот сохранит свой интерьер. Дополнительный заказ 50 штук с 20 опциями в декабре 2023 года. |
[ 123 ] [ 130 ] [ 122 ] |
28 | 288 | 316 | [ 131 ] | ||||
Аэробус А350-1000 | — | 15 | будет объявлено позднее | [ 122 ] | |||
Боинг 737-800 | 40 | — | 16 | 135 | 151 | [ 123 ] | |
Боинг 737-900ER | 15 | — | 16 | 135 | 151 | ||
153 | 169 | ||||||
Боинг 737 МАКС 8 | 20 | 21 | 16 | 135 | 151 | [ 123 ] [ 110 ] [ 120 ] | |
Боинг 737 МАКС 9 | 5 | — | 16 | 153 | 169 | [ 123 ] [ 132 ] | |
Боинг 777-300ER | 36 | — | 49 | 300 | 349 | 2 сданы в аренду IndiGo . 1 без опознавательных знаков, с интерьером Эмирейтс 2005 года. (ТК-ЛКФ) | [ 123 ] [ 133 ] |
28 | 372 | 400 | |||||
Боинг 787-9 | 23 | 7 | 30 | 270 | 300 | Первоначально поставки планировались до 2022 года, но были отложены из-за проблем с контролем качества . | [ 123 ] [ 134 ] [ 135 ] [ 120 ] |
Грузовой парк Turkish Airlines | |||||||
Аэробус А310-300F | 3 | — | Груз
|
Арендован у ULS Airlines Cargo . | [ 123 ] [ 136 ] | ||
Аэробус А330-200F | 10 | — | Груз
|
[ 123 ] | |||
Аэробус А350F | — | 5 | Груз
|
Закажите 5 прав на покупку в декабре 2023 г. | [ 122 ] | ||
Боинг 747-400BCF | 2 | — | Груз
|
[ 123 ] | |||
Боинг 777Ф | 8 | 4 | Груз
|
[ 137 ] | |||
Общий | 363 | 302 |
Исторический флот
[ редактировать ]Мы
[ редактировать ]Арендованный у Швеции самолет Douglas DC-7 прибыл в Стамбул 20 марта 1967 года. На нем до сих пор значилось его первоначальное название — « Мальмё ». Когда самолет перекрасили в ливрею Turkish Airlines, это название было изменено на «Стамбул». Это был первый самолет авиакомпании, получивший имя. С тех пор самолеты Turkish Airlines получили собственное имя. [ 25 ]
До 2010-х годов самолеты Turkish Airlines назывались в честь провинций, рек и туристических мест Турции. [ 165 ] В 2013 году у авиакомпании закончились названия провинций, и после переговоров с Министерством культуры и туризма она использовала в качестве названий 39 туристических мест . названия турецких районов . Когда планировалось присоединить еще 25 самолетов, было предложено использовать и [ 166 ] Имена написаны под окнами кабины. На некоторых арендованных самолетах нет названия, несмотря на то, что они окрашены в полную ливрею. [ 167 ]
Путаница в наименовании и регистрации самолетов Turkish Airlines возникла, когда авиакомпания арендовала самолет Airbus A310, зарегистрированный как TC-AKP, у World Focus Airlines на летний период 2004 года, причем AKP — это аббревиатура Партии справедливости и развития . [ 168 ] Министр транспорта Бинали Йылдырым уточнил, что регистрация была предоставлена World Focus Airlines и что следующие самолеты, которые Turkish Airlines планирует добавить в свой парк, будут названы в честь турецких провинций в зависимости от их численности населения. Он добавил, что регистрация или присвоение имен самолетам в честь других сторон технически возможна. [ 165 ]
Символические имена
[ редактировать ]Самолет Airbus A330-200 с регистрацией TC-JNC был переименован в ноябре 2015 года в честь японского города Кушимото , жители которого помогали выжившим на затонувшем османском фрегате Эртугрул . [ 169 ] В августе 2016 года Turkish Airlines объявила, что назовет восемь своих самолетов в честь районов Турции, которые еще не были представлены, в ответ на сопротивление граждан этих районов попытке турецкого государственного переворота в 2016 году . [ 170 ] [ ж ] 26 июня 2019 года авиакомпания начала онлайн-опрос, чтобы назвать свой первый Boeing 787 с вариантами Perga , Assos , Göbeklitepe и Zeugma . [ 171 ] После широкой реакции в социальных сетях с просьбой назвать самолет в честь Эрена Бюльбюля , самолет был назван Мачка , его родной город, вместо первоначальных четырех предложенных вариантов. [ 172 ]
В сентябре 2019 года самолет Airbus A321neo, зарегистрированный как TC-LSH, получил название Sivrihisar , отсылка к самолету Sivrihisar , который был куплен жителями города и подарен ВВС Турции во время турецкой войны за независимость . [ 173 ] После землетрясения в Турции и Сирии в 2023 году 400-й самолет авиакомпании получил название Tek Yürek , что связано с кампанией Türkiye Tek Yürek по сбору денег после катастрофы. Airbus A350-900 совершил свой первый пассажирский рейс в марте 2023 года, на борту которого находились 275 выживших после землетрясения. [ 174 ]
Ливрея
[ редактировать ]За первые 25 лет эксплуатации самолет имел лишь несколько красных полос на металлическом цвете на фюзеляже. [ 175 ] Название авиакомпании впервые было написано на носу самолета de Havilland Dragon Rapides . [ 3 ] Начиная с 1958 года, с появлением новых турбовинтовых самолетов Vickers Viscount , авиакомпания применила ливрею в стиле «пижамы» с пятью красными полосами. [ 175 ] Поскольку в то время у авиакомпании не было логотипа, на хвосте был только турецкий флаг . [ 3 ]
В 1959 году генеральный директор авиакомпании Ульви Йенал решил провести конкурс на выбор нового логотипа Turkish Airlines. Дизайн Месута Маниоглу выиграл конкурс и был использован на самолете в 1961 году и с тех пор остается в ливрее с небольшими изменениями в 1986 году для упрощения логотипа. [ 176 ] Серый гусь был выбран потому, что это одно из немногих животных, способных летать на большой высоте и на большие расстояния. [ 177 ] Если наклонить логотип под тремя углами, он будет выглядеть как буквы «T», «H» и «Y», которые являются инициалами «Türk Hava Yolları», названия авиакомпании на турецком языке. [ 178 ]
После появления логотипа гуся ливрея «пижамы» была немного изменена и включала новый логотип: белый хвост с белым кругом, включая красную эмблему. [ 175 ] Брюхо самолетов имело алюминиевую отделку, а нос был черным. Надпись на самолете слева гласила: «THY Türk Hava Yolları-Turkish Airlines»; справа концепция была такой же, но с другим текстом: «Türk Hava Yolları-Turkish Airlines THY». [ 179 ] [ 169 ] Однако самолет Boeing 707, представленный в 1971 году, какое-то время имел немного другую окраску. Четыре тонкие полосы были превращены в одну толстую, а остальная часть окраски осталась практически той же. [ 175 ]
В начале 1990-х годов была представлена новая ливрея: белый фюзеляж с синей надписью «Turkish Airlines» спереди и красной надписью «THY» сзади, а также красное хвостовое оперение с логотипом компании в белом круге в центре. . [ 175 ] В середине 2005 года ливрея была обновлена и теперь включает серый текст «Airlines» под синим «Turkish», а тюльпан на фюзеляже впервые был добавлен того же цвета, идущий от задней части крыла к хвосту. последний из которых, по словам генерального директора Темеля Котила, является важным символом авиакомпании, призванным придать самолетам и сотрудникам «более современный имидж». [ 180 ] [ 181 ] Первый самолет с дизайном тюльпана, спроектированный Джемилем Ипекчи, был доставлен авиакомпании Turkish Airlines 25 сентября 2005 года. [ 182 ]
представила свою новую окраску для Боинга 737-800 под названием Elazığ 4 июля 2010 года компания Turkish Airlines впервые . Разработан Бюлентом Эркменом. [ 183 ] Новая ливрея авиакомпании Eurowhite включает белый фюзеляж с синими буквами и красное хвостовое оперение с логотипом компании в белом круге. Крыло . также получило такую же конструкцию, как и хвостовое оперение Серая надпись «Авиакомпании» была перенесена вверх рядом с текстом «Турецкий», а серый низ фюзеляжа остался без изменений. [ 184 ] Серый тюльпан на фюзеляже изначально убрали, [ 183 ] [ 184 ] но более новые самолеты теперь снова поставляются с тюльпаном. [ 185 ] [ 186 ] Краска самолета сохраняется не менее пяти лет перед повторной покраской. [ 187 ]
Специальные ливреи
[ редактировать ]Turkish Airlines эксплуатирует следующие самолеты в специальной ливрее:
Регистрация | Самолет | Имя | Описание | Фото | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
TC-JZ | Аэробус А330-223 | Алакахойюк | Инвестируйте в ливрею Турции | [ 188 ] | |
TC-JNB | Аэробус А330-203 | Konya | олимпийской сборной Турции Ливрея | [ 189 ] | |
ТЦ-JNC | Аэробус А330-203 | Кушимото | Ретро ливрея | [ 169 ] [ 190 ] | |
ТК-JNM | Аэробус А330-343 | Самсун | Лиги чемпионов УЕФА Ливрея | [ 191 ] | |
TC-JRG | Аэробус А321-231 | Финике | Откройте для себя потенциальную ливрею | [ 192 ] | |
ТК-JRO | Аэробус А321-231 | Улудаг | Евролиги Ливрея | [ 193 ] [ 194 ] | |
ТК-ИГУ | Аэробус А321-231 | Калечик | Ливрея на биотопливе , нанесенная на самолет, совершивший первый рейс авиакомпании на биотопливе в феврале 2022 года. | [ 195 ] [ 196 ] | |
ТЦ-JVZ | Боинг 737-8F2 | Бештепе | «6000-й самолет Boeing 737 Next Generation» Наклейка | [ 197 ] | |
TC-LGH | Аэробус А350-900 | Одно сердце | 400-й самолет Turkish Airlines | [ 198 ] | |
TC-LJJ | Боинг 777-3F2ER | — | Лиги чемпионов УЕФА Ливрея | [ 199 ] | |
ТК-ЛНК | Аэробус А330-303 | Рефахие | 300-й самолет Turkish Airlines | [ 200 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Количество перечисленных самолетов взято с сайта Turkish Airlines. [ 123 ] вычтены самолетами AJet. [ 124 ]
- ^ Наибольшее количество самолетов, эксплуатируемых за год.
- ↑ Позже несколько самолетов были взяты в аренду у ULS Airlines Cargo . [ 136 ]
- ^ Обычная конфигурация
- ^ Конфигурация высокой плотности
- ^ Восемь кварталов: Бештепе , Сарачане, Ченгелькёй , Каваджик , Казань , Аджибадем , Атышаланы и Гёлбаши . [ 170 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нергиз 2020 , стр. 110–112.
- ^ Jump up to: а б с д и Угур Асланхан (19 мая 2021 г.). «Глобальному турецкому бренду THY исполняется 88 лет» . Агентство Анадолу . Архивировано из оригинала 20 мая 2021 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гёкчен Ата (октябрь 2013 г.). «Годы Пропеллера» . Журнал Skylife (на турецком языке). Нет. 363. Стамбул : Турецкие авиалинии . Архивировано из оригинала 7 октября 2013 года.
- ^ Jump up to: а б Нергиз 2020 , стр. 127–129.
- ^ Нергиз 2020 , стр. 120–123.
- ^ Шекерли 2021 , с. 853.
- ^ Албайрак 1983 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Албайрак 1983 , с. 50.
- ^ Юртоглу 2016 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Аяс 1990 , с. 29.
- ^ Молс 2022 , с. 6.
- ^ Албайрак 1983 , с. 55.
- ^ Шекерли 2021 , с. 854.
- ^ Юртоглу 2016 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б с д Албайрак 1983 , с. 64.
- ^ Албайрак 1983 , с. 79.
- ^ Албайрак 1983 , с. 93.
- ^ Юртоглу 2016 , с. 304.
- ^ Албайрак 1983 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с д Албайрак 1983 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Албайрак 1983 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Албайрак 1983 , с. 129.
- ^ Юртоглу 2016 , с. 314.
- ^ Гок 2018 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с Гок 2018 , с. 71.
- ^ Молс 2022 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б «Тарихче» . Турецкие авиалинии . Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гок 2018 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с д Албайрак 1983 , с. 142.
- ^ Шекерли 2021 , с. 859.
- ^ Jump up to: а б Ялчук 1973 , с. 4.
- ^ Ялчук 1973 , с. 5.
- ^ Ялчук 1973 , с. 1.
- ^ Ялчук 1973 , с. 2.
- ^ Ялчук 1973 , с. 6.
- ^ Албайрак 1983 , с. 149.
- ^ Гок 2018 , с. 75–76.
- ^ Jump up to: а б с Козлу 2007 , стр. 81–85.
- ^ Гок 2018 , с. 131.
- ^ Динчсой 1976 , с. 23.
- ^ Шекерли 2021 , с. 873.
- ^ Jump up to: а б Аяс 1990 , с. 70.
- ^ Шекерли 2021 , с. 864.
- ^ Козлу 2007 , стр. 86–88.
- ^ Шекерли 2021 , с. 863.
- ^ Jump up to: а б Аяс 1990 , с. 30.
- ^ Козлу 2007 , с. 70.
- ^ Козлу 2007 , с. 101.
- ^ Козлу 2007 , стр. 94–98.
- ^ Jump up to: а б с д и Шекерли 2021 , с. 865.
- ^ Козлу 2007 , стр. 104–106.
- ^ Козлу 2007 , стр. 148–152.
- ^ Козлу 2007 , стр. 107–110.
- ^ Аяс 1990 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д и «Отношения с инвесторами — история» . Турецкие авиалинии . Архивировано из оригинала 1 декабря 2013 года.
- ^ Jump up to: а б Угур Чебечи (23 августа 2017 г.). « Сумасшедшему Майку 21 год» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 9 января 2020 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Угур Чебечи (16 мая 2004 г.). «Бактерии разрушают RJ» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 3 января 2020 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ «THY, Fransa'dan 2 Airbus A340 aldi» . Хюрриет . 21 февраля 1998 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2022 г. Проверено 26 марта 2022 г.
- ^ "THY'den Boeing şov" . Хюрриет (на турецком языке). 3 ноября 1998 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Сурмели 2001 , с. 49.
- ^ Сурмели 2001 , с. 178.
- ^ «Пустыня, наполненная самолетами» . Хюрриет . 22 сентября 2002 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 г. Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Количество самолетов THY достигло 127» . Мир . 7 января 2009 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2022 г. Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Синан Торос (12 ноября 2003 г.). «Продажа RJ» . Национальность . Архивировано из оригинала 2 февраля 2022 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Угур Чебечи (16 декабря 2006 г.). «Кровавое прощание» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 29 июля 2016 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Молс 2022 , с. 50.
- ^ Угур Чебечи (12 октября 2008 г.). «THY купит самолеты на 8,5 миллиардов долларов» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ «THY продает самолеты 737-400» . Хабертюрк . 3 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 г. Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Мурат Хердем (29 августа 2022 г.). «Должен ли Anadolujet быть отдельной компанией?» . Аэропорт Хабер (на турецком языке). Архивировано из оригинала 13 октября 2022 года . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ «THY переоборудует пассажирские самолеты в грузовые» . Хабертюрк . 16 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 г. Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ «THY продаст два своих самолета» . Национальность . 27 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 г. Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Толга Озбек (24 декабря 2008 г.). «Приближается первый Боинг 777 THY» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «THY, Boeing'e 7 uçak sipariş etti» . Информационное агентство Ихлас . 28 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 22 января 2022 г. . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «THY'den 1,9 миллиона долларов за покупку Boeing» . НТВ . 28 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 22 января 2022 г. . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «THY заказал еще 3 самолета А330-300» . Информационное агентство Ихлас . 6 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2022 г. Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ "THY'den dev sipariş" . Хюрриет . 4 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 9 марта 2021 г. Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «THY'den bir dev sipariş daha» . Хюрриет . 4 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 23 января 2022 г. Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «THY 13 uçak sipariş etti» . Хюрриет . 9 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 22 января 2022 г. . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Молс 2022 , с. 58.
- ^ «THY'den 117 uçak siparişi!» . Хабертюрк . 15 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2016 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «THY'den dev bir sipariş daha» . Хюрриет . 9 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 23 января 2022 г. . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «Boeing ve THY 15 Yeni 737 MAX 8 Siparişini Kesinleştirdi» . Боинг Турция . 16 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2020 г. . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «THY’den yeni uçak siparişi» . Дуня . 24 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б "THY'den 20 Airbus A321neo siparişi daha" . Агентство Анадолу . 1 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Толга Озбек (7 ноября 2016 г.). «ТВОИ заземлили 30 самолетов» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 13 января 2020 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ "THY'den 'Boeing 777' kararı" . Джумхуриет . 14 февраля 2017 г. Архивировано из оригинала 22 января 2022 г. Проверено 22 января 2022 г.
- ^ "THY 'Dreamliner' siparişi verdi" . Немецкая волна . 22 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2018 г. Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «THY приобрела свой первый грузовой самолет типа Boeing 777» . Новый рассвет . 7 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «THY заказал 3 грузовых самолета» . Республика . 27 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 22 января 2022 г. Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «Turkish Airlines выбирает A350 XWB, поднимая свой парк самолетов на новую высоту» . Аэробус . 9 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 21 января 2022 г. Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «Заказы THY на самолеты от Boeing и Airbus завершены» . Республика . 9 марта 2018 года. Архивировано из оригинала 23 января 2022 года . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «THY закупает три грузовых самолета» . Новый Завет . 25 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2018 г. Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Родоплу, Полат и Кылыч 2019 , с. 725.
- ^ Хасекиоглу 2018 , с. 27.
- ^ Энвер Увы (12 марта 2019 г.). "THY'den Boeing 737 Max карары" . CNN Тюрк . Архивировано из оригинала 13 марта 2019 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ «Через 2 года THY совершит свой первый рейс в Анкару на B737 MAX» . Новости ТРТ . 14 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2021 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Приключение THY с A340 закончилось; последний самолет покинул флот» . ХаваНьюс . 12 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Иззет Ташкиран (26 июня 2019 г.). «Самолет мечты THY находится в Стамбуле» . Агентство Анадолу . Архивировано из оригинала 27 июня 2019 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ «Самолет «Мечта» THY сегодня совершит свой первый полет для Эрена Бюльбюля» . Календарь . 8 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2020 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Угур Чебечи (19 августа 2019 г.). «Скоро будут новые рейсы» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 21 июля 2021 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Фарук Джан (31 декабря 2019 г.). «THY объявила, что получила компенсацию за 737 Max от Boeing» . Евроньюс . Архивировано из оригинала 20 января 2021 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «Турецкие авиалинии могут задержать поставку самолетов Airbus и Boeing: репортаж» . Рейтер . 27 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 19 января 2022 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Джоанна Бэйли (19 октября 2020 г.). «THY'nin lk Airbus A350's sinin geliş tarihi belli oldu» . Аэропорт Хабер (на турецком языке). Архивировано из оригинала 11 января 2024 года . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Гекхан Артан и Энвер Алас (13 февраля 2020 г.). «THY поделился фотографией самолета А350, который будет включать в себя множество инноваций» . Информационное агентство Демирорен (на турецком языке). Архивировано из оригинала 11 января 2024 года . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «THY решило остановить еще 21 самолет» . Национальность . 14 декабря 2020 г. Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «Через два года первый самолет Boeing 737-MAX компании THY снова поднялся в воздух» . Республика . 9 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2021 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «THY отменила заказ на 10 Boeing 737-Max» . Хабертюрк . 15 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Гюнтай Шимшек (11 октября 2021 г.). «THY упрощает свой парк самолетов» . Хабертюрк . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «THY 25'inci B737 Max uçağını İstanbul'a getirdi» . Аэропорт Хабер . 12 января 2022 года. Архивировано из оригинала 15 января 2022 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Угур Чебечи (2 апреля 2022 г.). «THY реконструируется» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 3 апреля 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «На А350, окрашенный Аэрофлотом, наклеена пленка THY» . Аэропорт Хабер (на турецком языке). 8 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Дочерняя компания Turkish Airlines AnadoluJet расширяет парк самолетов Boeing 737 MAX» . Новости авиации (на голландском языке). 28 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Airbus ve Embraer THY Ичин Капышачак» . Аэропорт Хабер (на турецком языке). 3 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 3 октября 2022 года . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ Мурат Хердем (10 октября 2022 г.). «Почему THY холодно смотрит на A220 и Embraer?» . Аэропорт Хабер (на турецком языке). Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ «Заказы и поставки» . Аэробус . Архивировано из оригинала 10 февраля 2019 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Количество самолетов THY увеличилось до 400» . ТРТ Хабер (на турецком языке). 26 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2023 года . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «Турецкие авиалинии планируют заказать 600 самолетов, - сообщил председатель правления» . Рейтер . 11 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2023 года . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Курт Хофманн (6 июня 2023 г.). «Турецкие авиалинии задерживают заказ на 600 самолетов на два месяца» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 4 сентября 2023 года . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ «THY отложит заказ на 600 самолетов из-за проблем с двигателями» . Толга Озбек (на турецком языке). 12 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Объявлены типы 28 самолетов, которые THY арендует у AerCap» . Толга Озбек (на турецком языке). 24 октября 2023 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «THY увеличивает мощности! Возьмет в аренду 21 самолет» . Хюрриет (на турецком языке). 9 ноября 2023 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2023 года . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Турецкие авиалинии» завершили закупку 355 самолетов . Хюрриет (на турецком языке). 15 декабря 2023 года. Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Флот» . Турецкие авиалинии. Архивировано из оригинала 4 апреля 2024 года . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ "О нас" . AnadoluJet (на турецком языке) . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ CAPA 2024 , с. 14.
- ^ CAPA 2024 , с. 13.
- ^ «АнадолуДжет» . Центр авиации . Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Новый бренд THY AJet совершил свой первый рекламный рейс из Анкары в Стамбул» . Мир (на английском языке). 29 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 1 апреля 2024 года . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ «Airbus поставляет первый A321neo в конфигурации Cabin Flex для авиакомпании Turkish Airlines» . Аэробус . Архивировано из оригинала 7 сентября 2020 года . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ «THY заказала 10 широкофюзеляжных аэробусов» . Мир (на английском языке). 4 сентября 2023 года. Архивировано из оригинала 4 сентября 2023 года . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ «Турецкие авиалинии ниммт Аэрофлот-А350» . aero.de (на немецком языке). 19 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Толга Озбек (15 января 2022 г.). «THY 25'inci 737 MAX'i aldı, teslimat tamamlandı» . Толгаозбек.com . Архивировано из оригинала 15 января 2022 года . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Самолет, арендованный THY для авиакомпании IndiGo Airlines, со своим персоналом совершил первый полет» . Мир (на английском языке). 1 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 11 января 2024 года . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Турецкие авиалинии 2018 , с. 17.
- ^ Гюнтай Шимшек (2 января 2023 г.). «THY вырастет на 17 процентов в 2023 году» . Хабертюрк (на турецком языке). Архивировано из оригинала 9 января 2023 года . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Цены на авиаперевозки выросли в 3 раза» . НовостиАэро . 14 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 18 апреля 2020 года . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Турецкие авиалинии» заказывают еще больше самолетов B777F . ch-aviation.com . 2 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Албайрак 1983 , стр. 24, 33.
- ^ Jump up to: а б Албайрак 1983 , стр. 33, 64.
- ^ Наргиз 2020 , с. 124.
- ^ Албайрак 1983 , с. 52.
- ^ Албайрак 1983 , стр. 57, 68, 78, 129.
- ^ Албайрак 1983 , с. 57.
- ^ Албайрак 1983 , с. 81.
- ^ Албайрак 1983 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Албайрак 1983 , с. 151.
- ^ Албайрак 1983 , стр. 125, 129, 136.
- ^ Албайрак 1983 , с. 125.
- ^ Козлу 2007 , с. 100.
- ^ Албайрак 1983 , стр. 125, 157.
- ^ Албайрак 1983 , с. 139, 151.
- ^ Турецкие авиалинии 1990a , с. 121.
- ^ Турецкие авиалинии 1990b , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Аяс 1990 , стр. 29, 70.
- ^ Албайрак 1983 , с. 146.
- ^ Албайрак 1983 , стр. 151, 188.
- ^ Абдулла Нергиз (30 июля 2012 г.). «Самолет будет куплен» . Авиакомпания101 . Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ Албайрак 1983 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б с Турецкие авиалинии 2002 , с. 159.
- ^ «THY A310'la 6 Temmuz'da vedalaşıyor» . Кокпит.аэро . Июнь 2015. Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Turkish Airlines 2013a , с. 28.
- ^ Турецкие авиалинии, 2013b , с. 24.
- ^ Турецкие авиалинии 2004a , с. 189.
- ^ Турецкие авиалинии 2004b , с. 189.
- ^ Jump up to: а б ТБММ 2004 , с. 220.
- ^ «THY Uçaklarına İsim Teklifi» . Информационное агентство Ихлас (на турецком языке). 12 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2022 г. . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ Ян Макмертри (13 ноября 2016 г.). «Как некоторые авиакомпании в Европе играют в «игру в имена» » . Авиационные фанаты . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ ТБММ 2004 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с Фаик Каптан и Мурат Чакыр (27 октября 2015 г.). «Впервые от THY, выкройка пижамы и «Кушимото» » . Хюрриет . Архивировано из оригинала 19 января 2022 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Имена районов-героев 15 июля будут сохранены на ТВОИХ самолетах» . Сабах (на турецком языке). 15 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2017 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «Первый «самолет мечты» THY будет завтра в Стамбуле! Начат опрос по его названию» . Хюрриет . 26 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2021 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Иззет Ташкиран (27 июня 2019 г.). «Самолет мечты THY получил название «Мачка»» . Агентство Анадолу . Архивировано из оригинала 28 июня 2019 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ «Вот имя, данное новому самолету ТВОИ: Сиврихисар! Почему ТВОИ назвали его «Сиврихисар»?» . Хабер (на турецком языке). 23 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 г. . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Джевдет Оздемир (4 марта 2023 г.). «Особые пассажиры 400-го самолета THY под названием «Одно сердце»» . Сабах (на турецком языке). Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Угур Чебечи (18 декабря 2005 г.). «ТВОИ цвета в небе» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ Гюнтай Шимшек (28 октября 2018 г.). «Что означает «Дикий гусь THY»?» . Хабертюрк . Архивировано из оригинала 2 декабря 2018 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «Вы знаете значение логотипа THY?» . Утро . 23 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2017 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «Сообщение в логотипе Turkish Airlines» . Новый рассвет . 23 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2018 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Тунджер Дженгиз (27 октября 2015 г.). «Ностальгическая» краска на СВОЕМ самолете» . Информационное агентство Ихлас . Архивировано из оригинала 3 июня 2018 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Угур Чебечи (26 июня 2005 г.). «Самолеты расцветут тюльпаны» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 10 ноября 2019 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «THY uçaklarına lale motifi» . Хюрриет . 30 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 19 января 2022 г. Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «Тюльпан встретился с небом» . Хюрриет . 25 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2022 г. Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «THY’de lale devri sona erdi» . Аэропорт Хабер . 5 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2017 г. . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Угур Чебечи (4 июля 2010 г.). "ТВОИ полетели с новой краской" . Хюрриет . Архивировано из оригинала 19 января 2020 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «THY добавила в свой парк 125-й самолет Boeing «737-900 ER»» Архивировано TRT News 12 мая 2015 г. из оригинала 27 августа 2015 г. Проверено 19 января 2022 г. .
- ^ «Вот характеристики «самолета мечты» THY» . НТВ . 27 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 1 июля 2019 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Иззет Ташкиран (11 апреля 2018 г.). «История покраски СВОИХ самолетов» . Агентство Анадолу . Архивировано из оригинала 19 января 2022 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Иззет Ташкиран (17 ноября 2015 г.). «Представлен самолет THY с логотипом «Инвестируйте в Турцию»» . Агентство Анадолу . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «THY возил национальных спортсменов на Олимпийские игры в Токио» . Хабер.аэро . 17 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2021 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ "THY'nin "Kushimoto" uçağı Tokyo'da!" . Сабах . 20 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2017 г. Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «Тематический самолет THY, посвященный Лиге чемпионов УЕФА, встретился в небе» . Новый Завет . 2 января 2022 года. Архивировано из оригинала 3 января 2023 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ «THY'nin «Откройте для себя потенциальную Турцию» uçağı tanıtıldı» . ТРТ Хабер . 8 января 2016 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2016 г. . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «Самолет Твой покрасили в цвета Евролиги» . Хюрриет . 6 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 14 июня 2017 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Ибрагим Йылдыз (6 мая 2017 г.). «Самолет Твой покрасили в цвета Евролиги» . Фанатик . Архивировано из оригинала 19 января 2022 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «Самолет THY, работающий на биотопливе, находится в небе» . Новости аэропорта . 27 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 29 апреля 2022 года . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Угур Чебечи (2 февраля 2022 г.). «Первый полет на биотопливе в THY» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 29 апреля 2022 года . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ «Приближается новый самолет THY» . Аэропорт Хабер (на турецком языке). 28 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2023 г. Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ «400-й самолет THY покинул ангар» . Аэропорт Хабер (на турецком языке). 3 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ «THY рисует еще один самолет с Лигой чемпионов» . Аэропорт Хабер (на турецком языке). 7 марта 2023 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2023 г. Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ Фаик Каптан и Мурат Чакыр (5 февраля 2016 г.). «300-й самолет THY» . Пресс-секретарь . Архивировано из оригинала 30 ноября 2017 года . Проверено 19 января 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Албайрак, Ильяс (1983). «Турецкие авиалинии» вчера . и сегодня: 1933–1983 (на турецком языке) Турецкие авиалинии .
- Айас, Фейт; и др. (май 1990 г.). VI. авиаперевозок Шестой пятилетний план развития ( PDF ) (на турецком языке). Анкара : Организация государственного планирования . ISBN 9751902436 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г.
- CAPA (январь 2024 г.). Краткие факты о Turkish Airlines (отчет). Центр авиации . Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 5 апреля 2024 г.
- Динчсой, Джахит; и др. (август 1976 г.). IV. авиаперевозок Четвертый пятилетний план развития ( PDF) (на турецком языке). Анкара : Организация государственного планирования . Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- Гёк, Керем (2018). гражданской авиации Турции ( Авиационные происшествия: происшествия, которые ознаменовали историю на турецком языке) (Первое изд.). Анкара : Канон Китап. ISBN 9786056864414 .
- Хасекиоглу, Оркун; и др. (2018). Одиннадцатый план развития производства и технического обслуживания самолетов ) ( PDF ( на турецком языке). Анкара : Министерство развития . Архивировано (PDF) из оригинала 11 июля 2022 года . Проверено 12 июля 2022 г.
- Козлу, Джем (2007). Восхождение над облаками: Airlines, история трансформации (на турецком языке Turkish ). Стамбул : Книжный магазин Ремзи. ISBN 9789751411983 .
- Молс, Йозеф (2022). Turkish Airlines: Стамбульский суперконнектор . Серия «Авиакомпании». Том. 4. Стэмфорд : Ключевое издательство . ISBN 9781802821314 .
- Нергиз, Абдулла (2020). Государственные авиалинии: рождение гражданской авиации в Турции (1933-1956) ( на турецком языке) (Первое изд.). Стамбул : Культурные публикации VakıfBank. ISBN 9786057947710 .
- Родоплу, Хакан; Полат, Гюлер; Кылыч, Доган (2019). «Исследование турецких авиационных компаний с точки зрения владения самолетами» . Евразийский журнал социально-экономических исследований (на турецком языке). 6 (1): 92–104. eISSN 2148-9963 . Архивировано из оригинала 2 июля 2020 года . Проверено 10 августа 2022 г.
- Шекерли, Эйюп Байрам (2021). «Обзор трансформации Turkish Airlines с момента ее создания до настоящего времени » . Журнал исследований гуманитарных и социальных наук (на турецком языке). 10 (1): 849–876. дои : 10.15869/itobiad.803271 . ISSN 2147-1185 . S2CID 233554314 . Архивировано из оригинала 12 июля 2022 года . Проверено 12 июля 2022 г.
- Сурмели, Февзи; и др. (2001). VIII. план развития авиаперевозок Восьмой пятилетний ( PDF ) (на турецком языке). Анкара : Организация государственного планирования . ISBN 9751927277 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- Великое национальное собрание Турции (сентябрь 2004 г.). «Вопрос депутата Малатьи Ферита Мевлюта Асланоглу относительно самолетов, арендованных THY, и критериев наименования, а также ответ министра транспорта Бинали Йылдырыма (7/3050)» [Вопрос депутата Малатьи Ферита Мевлюта Асланоглу относительно самолетов, арендованных THY, и критериев для определение имени и ответ министра транспорта Бинали Йылдырыма (7/3050)] (PDF) . Журнал протоколов Национального собрания (на турецком языке). 59 (119). Великое Национальное Собрание Турции : 218–220. Архивировано (PDF) из оригинала 11 сентября 2022 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
- Турецкие авиалинии (2013а). Отчет о деятельности Совета директоров за период с 1 января по 31 декабря 2013 г. ] (PDF) (Отчет) (на турецком языке). Турецкие авиалинии . Архивировано (PDF) из оригинала 8 июля 2022 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
- Турецкие авиалинии (2013b). Годовой отчет за 2013 год [Годовой отчет за 2013 год] (PDF) (Отчет) (на турецком языке). Турецкие авиалинии . Архивировано (PDF) из оригинала 26 сентября 2022 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
- Тюрк Хава Йоллары (2018). «Инвестиции, стимулы и инвестиционная политика» (PDF) . Отчет о деятельности Совета директоров за 1 квартал 2018 года . Архивировано (PDF) из оригинала 8 июля 2022 года . Проверено 10 мая 2018 г.
- Ялчук, Сафа; и др. (февраль 1973 г.). отчет Исследовательского комитета Сената Республики о статусе акционерного общества Turkish Airlines и акционерного общества обслуживания самолетов ( Дополнительный 10/33)] (PDF) (Отчет) (на английском языке). Сенат Республики . Архивировано (PDF) из оригинала 11 сентября 2022 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
- Юртоглу, Надир (2016). Turkish Airlines в секторе гражданской авиации (1933–1960)» «Историческое развитие (PDF) . Журнал республиканских исторических исследований (на турецком языке). 12 (23). Университет Хасеттепе : 293–325. ISSN 1305-1458 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
Скайлайф Журналы
[ редактировать ]- Турецкие авиалинии (октябрь 1990а). «Типы и особенности самолетов THY/Тип и конфигурация самолетов» . Журнал Skylife (на турецком и английском языках). Нет. 89. Стамбул : Турецкие авиалинии . п. 121. Архивировано из оригинала 10 сентября 2022 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
- Турецкие авиалинии (ноябрь 1990 г.). «Типы и особенности самолетов THY/Тип и конфигурация самолетов» . Журнал Skylife (на турецком и английском языках). Нет. 90. Стамбул : Турецкие авиалинии . п. 122. Архивировано из оригинала 10 сентября 2022 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
- Тюрк Хава Йоллары (июнь 2002 г.). «Учак Филомуз/Флот» . Журнал Skylife (на турецком и английском языках). № 227. Стамбул : Турецкие авиалинии . п. 159. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- Тюрк Хава Йоллары (май 2004 г.). «Учак Филомуз/Флот» . Журнал Skylife (на турецком и английском языках). № 250. Стамбул : Турецкие авиалинии . стр. 188–189. Архивировано из оригинала 10 сентября 2022 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
- Тюрк Хава Йоллары (июнь 2004b). «Учак Филомуз/Флот» . Журнал Skylife (на турецком и английском языках). № 251. Стамбул : Турецкие авиалинии . стр. 188–189. Архивировано из оригинала 10 сентября 2022 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с парком самолетов Turkish Airlines, на Викискладе?