Дели Майк
Дели Майк | |
---|---|
Дели Майк в 2013 году | |
Другое имя (а) | Deli Mayk Измир |
Тип | Аэробус А340-300 |
Производитель | Аэробус |
Строительный номер | 115 |
Изготовлено | 1996 |
Регистрация | ТК-JDM 2-АВРА XT-ALL EP-MJC |
Первый полет | 27 февраля 1996 г. |
Владельцы и операторы | Турецкие авиалинии Махан Эйр |
В эксплуатации | 1996–2019 2024– |
Дели Майк или Дели Майк ( англ . Crazy Mike ) — прозвище, данное Airbus A340-300 авиакомпании Turkish Airlines с гражданской регистрацией TC-JDM . Самолет присоединился к флоту Turkish Airlines в 1996 году, заменив McDonnell Douglas DC-10 авиакомпании, и использовался для выполнения дальнемагистральных рейсов из Турции . Во время работы у Deli Mike были зафиксированы незначительные и странные технические сбои, например, по-разному светились огни. Эта ненадежность дала самолету прозвище, которое представляет собой игру слов в орфографическом алфавите ИКАО . В последнее время самолет выполнял как дальнемагистральные, так и ближнемагистральные рейсы. В 2016 году он был переконфигурирован так, чтобы в нем были места только эконом-класса , и он использовался исключительно для перевозки паломников в хадж .
Deli Mike был исключен из парка Turkish Airlines в начале 2019 года, позже в том же году был доставлен в международный аэропорт О.Р. Тамбо и перерегистрирован как 2-AVRA . После почти 4-летнего хранения в Йоханнесбурге самолет был доставлен в международный аэропорт Мехрабад в декабре 2022 года. Самолет предположительно был приобретен дочерней компанией иранской авиакомпании Mahan Air в Буркина-Фасо , чтобы избежать санкций, наложенных на авиакомпанию и страну . Самолет начал полеты в авиакомпании в марте 2024 года под позывным EP-MJC .
Фон
[ редактировать ]В конце 1980-х годов Turkish Airlines хотела расширить свою деятельность в Северной Америке и Восточной Азии . McDonnell Douglas DC-10, эксплуатировавшиеся авиакомпанией в то время, находились в процессе вывода из эксплуатации. [ 1 ] оставив Airbus A310 единственным вариантом для этих маршрутов. Однако у Airbus A310 не было достаточной дальности полета до этих пунктов назначения, и ему пришлось бы сделать остановку для дозаправки. [ 2 ] В январе 1990 года, после изучения двух возможных типов самолетов, которые все еще находились на стадии проектирования — Airbus A340 и McDonnell Douglas MD-11 — внутренняя комиссия единогласно проголосовала за выбор Airbus A340 в качестве замены McDonnell Douglas DC-10 из-за ее технические преимущества и экономическая выгода по сравнению с конкурентом. [ 3 ] 27 марта 1990 года Turkish Airlines заказала пять самолетов Airbus A340-300, включая опцион еще на пять. TC-JDM присоединился к флоту Turkish Airlines в апреле 1996 года и стал четвертым А340, сделавшим это. Самолету было присвоено имя « Измир ». [ 4 ]
Технические сбои и никнейм
[ редактировать ]Вскоре после поставки у самолета начались странные технические проблемы и сбои. Иногда самолет сам включал внешнее освещение, а затем выключал его, когда кто-то пытался вмешаться. [ 4 ] Время от времени огни аварийных выходов включались один за другим спереди назад, «как мексиканская волна », а не все одновременно, что, по словам бортпроводников, означало, что Дели Майк «был в хорошем настроении». Самолет также «подшучивал» над пассажирами и экипажем. Однажды самолет начал подавать в кабине главную предупредительную сигнализацию , что вызвало панику у одного из неопытных членов экипажа. Частые проблемы с самолетом включали в себя включение лампы для чтения совершенно другого пассажира при нажатии кнопки, та же проблема существует и с кнопкой вызова члена экипажа. Одна популярная среди технического персонала история гласит, что старший сотрудник починил неисправные пилотажные приборы самолета, просто похлопав по двери и спросив: «Что с тобой случилось, большой человек?» [ 5 ]
В орфографическом алфавите ИКАО , используемом в авиации, буквы D и M, последние две буквы гражданской регистрации самолета, пишутся как «Дельта Майк». Из-за технических проблем, связанных с самолетом, технические специалисты Turkish Airlines заменили «Delta» на «Deli», что в переводе с турецкого означает «сумасшедший», чтобы отразить характеристики самолета, что привело к прозвищу «Deli Mike». [ а ] По словам технических специалистов компании Turkish Technic , дочерней компании по техническому обслуживанию самолетов Turkish Airlines, « Дели Майк может без проблем улететь на другой конец света, если захочет. Если ей не хочется, она даже не пошевелится». один метр на земле». Технические специалисты также удалили и переустановили все бортовые системы и перезагрузили программное обеспечение самолета, пытаясь решить проблемы, но безуспешно. [ 4 ]
Последующая история
[ редактировать ]Несмотря на свой возраст, Airbus A340 в 2010-х годах использовались в качестве « джокеров », выполняя как короткие внутренние, так и дальнемагистральные рейсы. [ 6 ] 2 сентября 2011 года Дели Майк совершил экскурсию по взлетно-посадочной полосе при приземлении в международном аэропорту имени Чатрапати Шиваджи Махараджа в Мумбаи . Находившиеся на борту 93 пассажира были благополучно эвакуированы, никто из пассажиров в результате инцидента не пострадал. Самолет получил лишь незначительные повреждения. [ 7 ] Turkish Airlines отозвала свой самолет Airbus A340 от регулярных рейсов в мае 2016 года. [ 8 ] С июля 2016 года TC-JDM и другие самолеты A340 в парке Turkish Airlines использовались на чартерных рейсах для перевозки пассажиров в хадж . [ 4 ] Самолет был переконфигурирован на полностью эконом-класс без мест бизнес-класса. [ 8 ] В зимний период 2016 года из-за сильного спада трафика авиакомпания временно приостановила работу десятков самолетов, в том числе Deli Mike . [ 9 ] В августе 2017 года Hürriyet сообщила, что Turkish Airlines рассчитывает сохранить свои самолеты Airbus A340 и использовать их для полетов в хадж до 2021 года «благодаря хорошему техническому обслуживанию». [ 4 ] Deli Mike был старейшим самолетом парка Turkish Airlines по состоянию на сентябрь 2017 года. [ 10 ] Критикуя Turkish Airlines в феврале 2018 года за заказ новых самолетов, в то время как многие другие были тем временем приостановлены, Бора Эрдин из оппозиционной газеты Sözcü также добавил, что авиакомпания «не дала разъяснений относительно того, почему проблемный самолет [ Deli Mike ] постоянно использовался в то время как беспроблемные находились на земле», и подчеркнул частую проблему, когда шасси не убиралось после взлета, из-за чего самолет возвращался в аэропорт отправления. [ 11 ]
22 октября 2018 года Turkish Airlines приземлила TC-JDM вместе со своим родственным самолетом TC-JDN в стамбульском аэропорту Ататюрк . [ 12 ] Самолет выведен из состава парка в начале января 2019 года; [ 5 ] Позже в том же месяце с самолета была снята ливрея авиакомпании. [ 13 ] Первоначально ходили слухи о том, что самолет переоборудуют в ресторан, как это ранее произошло с тремя родственными самолетами. [ 5 ] В марте 2019 года самолет был переправлен в международный аэропорт О.Р. Тамбо в Йоханнесбурге , ЮАР. Впоследствии самолет был продан гонконгской компании для использования компанией Africa Charter Airline и хранился в Йоханнесбурге, где был перерегистрирован на 2-AVRA. [ 14 ] [ 15 ]
В декабре 2022 года Дели Майк и трое других бывших самолетов Airbus A340 Turkish Airlines снова поднялись в воздух, впервые за многие годы. [ 16 ] Самолеты вылетели из Йоханнесбурга один за другим 24 декабря в сторону Узбекистана, но все они объявили аварийную ситуацию в середине полета, отключили свои системы автоматического зависимого наблюдения и вещания и совершили вынужденную посадку в международном аэропорту Мехрабад в Тегеране . [ 17 ] Самолет был передан дочерней компании Mahan Air, базирующейся в Буркина-Фасо, через которую он получил регистрационный префикс страны. [ б ] Вскоре после того, как утверждалось, что операция была проведена с целью обойти санкции, введенные в отношении Ирана , Организация гражданской авиации подтвердила покупку четырех самолетов Airbus A340. [ 15 ] [ 18 ] Позже самолет был окрашен в ливрею Mahan Air и получил иранскую регистрацию EP-MJC. Он поступил на вооружение авиакомпании 19 марта 2024 года и использовался на рейсах в Турцию. [ 19 ] [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Аяс 1990 , с. 70.
- ^ Козлу 2007 , стр. 81–85.
- ^ Козлу 2007 , стр. 104–105.
- ^ Jump up to: а б с д и Чебечи, Угур (23 августа 2017 г.). « Дели Майку 21 год» [Дели Майку 21 год]. Хюрриет (на турецком языке). Архивировано из оригинала 9 января 2020 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Каплансерен, Эрдал (13 января 2019 г.). «Легендарный самолет THY «Дели Майк» списан» [Легендарный самолет «Дели Майк» авиакомпании Turkish Airlines списан]. Поста (на турецком языке). Архивировано из оригинала 18 июня 2020 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Чебечи, Угур (17 мая 2014 г.). «Да ладно, ни один бостонский пассажир не остался позади». Хюрриет (на турецком языке). Архивировано из оригинала 25 декабря 2022 года . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ «THY Uçağı Pistten Çıktı» [Экскурсия по взлетно-посадочной полосе самолета Турецких авиалиний]. Аэропорт Хабер (на турецком языке). 2 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 12 января 2024 г. . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Озбек, Толга (12 апреля 2016 г.). «THY отзывает A340 из регулярных рейсов» [Turkish Airlines отзывает A340 из регулярных рейсов]. Хавайолу101 (на турецком языке). Архивировано из оригинала 13 августа 2020 года . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ «THY Hangi uçakları Yere indirdi?» [Какие самолеты были остановлены авиакомпанией Turkish Airlines?]. Аэропорт Хабер (на турецком языке). 3 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 г. . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Шимшек, Гюнтай (16 сентября 2017 г.). « Самый старый в мире пассажирский самолет, находящийся в эксплуатации». Хабертюрк (на турецком языке). Архивировано из оригинала 7 марта 2018 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Эрдин, Бора (28 февраля 2018 г.). «THY размещает новые заказы, пока ее самолеты ждут в ангаре » . Сёзчу (на турецком языке). Архивировано из оригинала 5 июня 2018 года . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ «THY iki A340 uçağını yere indirdi» [Турецкие авиалинии заземлили два самолета А340]. Аэропорт Хабер (на турецком языке). 22 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2018 г. Проверено 7 января 2022 г.
- ^ « 'Deli Mike'in boyaları söküldü» [Ливрея 'Deli Mike' удалена]. Аэропорт Хабер (на турецком языке). 28 января 2022 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ «Дэли Майк» [Сумасшедший Майк]. Milli.az (на азербайджанском языке). 6 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Тагваи, Бабак (30 декабря 2022 г.). «Раскрыто: схема авиакомпании, связанной с КСИР, по получению запасных частей из Турции» . Исраэль Хайом . Архивировано из оригинала 4 января 2023 года . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ "THY'nin efsanesi "Deli Mike" yeniden gökyüzünde" [Легенда авиакомпании Turkish Airlines "Deli Mike" снова в небе]. Аэропорт Хабер (на турецком языке). 24 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2022 года . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ «Иран использует старый трюк, чтобы получить Airbus A340 . Новости авиации (на голландском языке). 27 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2022 года . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Мехди, Сайед Зафар (29 декабря 2022 г.). «Иран подтверждает покупку 4 самолетов Airbus A340 на фоне санкций» . Анадолу Ажансы . Архивировано из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «TC-JDM Deli Mike İstanbul'da» [TC-JDM Deli Mike находится в Стамбуле]. ХаваСосялМедя (на турецком языке). 22 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2024 года . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Deli Mike geri döndü.. 2 yıl sonra Mahan Air filosunda kullanıldı» [Deli Mike вернулся.. Используется в парке Mahan Air спустя 2 года]. ХаваХабер (на турецком языке). 22 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 6 июня 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Айас, Фейт; и др. (май 1990 г.). VI. авиаперевозок Шестой пятилетний план развития ( PDF ) (на турецком языке). Государственная плановая организация . ISBN 9751902436 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г.
- Козлу, Джем (2007). Восхождение над , история трансформации (на турецком языке облаками: Turkish Airlines ). Книжный магазин Ремзи. ISBN 9789751411983 .