Рейс 1812 авиакомпании «Сибирь»
Перестрелка | |
---|---|
Дата | 4 октября 2001 г. |
Краткое содержание | Случайный сбит украинской ракетой С-200. [ 1 ] |
Сайт | Черное море 42 ° 11' с.ш. 37 ° 37' в.д. / 42,183 ° с.ш. 37,617 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Tupolev Tu-154M |
Оператор | Сибирь Авиакомпания |
Регистрация | РА-85693 |
Начало рейса | Бен-Гурион аэропорт Тель-Авив , Израиль |
Место назначения | Аэропорт Толмачёво Новосибирск , Россия |
Оккупанты | 78 |
Пассажиры | 66 |
Экипаж | 12 |
Погибшие | 78 |
Выжившие | 0 |
Рейс 1812 авиакомпании «Сибирь» [ 2 ] — коммерческий рейс, сбитый ВВС Украины над Черным морем 4 октября 2001 года по пути из Тель-Авива (Израиль) в Новосибирск (Россия). На борту самолета советского производства Ту-154 находились 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Большинство пассажиров были израильтянами, навещавшими родственников в России. Выживших не было. Место крушения находится примерно в 190 км к западу-юго-западу от черноморского курорта Сочи , в 140 км к северу от турецкого прибрежного города Фаца и в 350 км к юго-юго-востоку от Феодосии в Крыму . Причиной крушения стала ракета, выпущенная во время совместных украинско-российских учений ПВО. [ 3 ] на подконтрольном России полигоне 31-го научно-исследовательского центра Черноморского флота России на мысе Опук недалеко от города Керчь в Крыму. В конце концов Украина признала, что причиной крушения могла стать ошибочная ракета С-200, выпущенная ее вооруженными силами. [ 4 ] Украина выплатила 15 миллионов долларов оставшимся в живых членам семей 78 жертв (200 тысяч долларов за каждую жертву). [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Рейс 1812 вылетел из Тель-Авива с пунктом назначения в Новосибирске. Он проходил на высоте 36 000 футов (11 000 м) над Черным морем, когда российский наземный центр управления в Сочи внезапно потерял связь с авиалайнером. Вскоре после этого пилот армянского самолета, пересекавшего море неподалеку, сообщил, что видел, как российский самолет взорвался перед тем, как он упал в море примерно в 13:45 по московскому времени (09:45 по Гринвичу). [ 2 ] [ 7 ] Большинство пассажиров были израильтянами, навещавшими своих родственников в России. Никто из находившихся на борту не выжил.
В Израиле был учрежден национальный день траура с минутой молчания, приспущенными флагами и проведением в школах специальных уроков, посвященных этой трагедии. в Израиле установлен памятник жертвам В лесу Бен-Шемен . [ 8 ]
что катастрофа произошла менее чем через месяц после терактов 11 сентября в США, Российские официальные лица первоначально подозревали , и опровергли американские сообщения о том, что она была вызвана ракетой С-200 . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] в Москве Позже Межгосударственный авиационный комитет постановил, что причиной крушения стал случайный удар украинской ракеты С-200 во время военных учений, проходивших у мыса Опук в Крыму. [ 12 ] [ 13 ]
Первоначальные частные оценки американских военных показали, что авария была вызвана ракетой С-200, которая пролетела мимо своего дрона-мишени (который был успешно уничтожен С-300 одновременно запущенным ) и вместо самоуничтожения заблокировалась. на пассажирском самолете примерно в 250 километрах (160 миль) дальше и взорвался на высоте 15 метров (50 футов) над самолетом. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Российские официальные лица назвали заявление США «недостойным внимания». [ 16 ] а президент России Владимир Путин на следующий день заявил прессе, что «оружие, использованное в этих учениях, имело такие характеристики, что не позволяло им достичь воздушного коридора, по которому двигался самолет». [ 16 ] Украинские военные чиновники первоначально отрицали, что их ракета сбила самолет; они сообщили, что С-200 была запущена в сторону моря и успешно самоуничтожилась. Представитель Минобороны Константин Хивренко отметил, что "ни направление, ни дальность (ракеты) не соответствуют практической или теоретической точке взрыва самолета". [ 16 ] [ 18 ]
Однако некоторые украинские чиновники позже признали, что авиалайнер, вероятно, сбили их военные. Украинские официальные лица предположили, что помехи в воде заставили ракету отклониться от курса. [ 19 ] [ 20 ] Сообщается, что после этого инцидента Украина запретила испытания «Бука» , С-300 и аналогичных ракетных систем сроком на семь лет. [ 21 ] [ 22 ]
7 октября 2001 года сообщалось, что основной фюзеляж самолета, предположительно содержащий самописец «черный ящик» , находился на глубине 1000 метров (3300 футов), что было слишком глубоко для того, чтобы дайверы могли его извлечь. [ 23 ]
Компенсационные выплаты
[ редактировать ]Граждане Израиля
[ редактировать ]20 ноября 2003 года было подписано соглашение о компенсации ex gratia между правительствами Украины и Израиля . [ 5 ] Позже его ратифицировали родственники. [ нужны разъяснения ] жертв. Помимо вопросов компенсации, в соглашении говорилось, что "Украина не несет юридической ответственности за произошедшую с самолетом аварию и свободна от каких-либо обязательств в отношении нее". [ 24 ] Комментируя соглашение, генерал Александр Кузьмук , бывший министр обороны, потерявший работу после аварии, [ 25 ] сообщил СМИ, что «выплаты были гуманным действием, а не признанием вины». [ нужна ссылка ]
граждане России
[ редактировать ]Украина согласилась выплатить семьям каждой из 38 российских жертв сумму в 200 тысяч долларов, ту же сумму, которую она выплатила семьям 40 израильских жертв. Соглашение было ратифицировано российским парламентом в мае 2004 года, а президент Владимир Путин подписал его в июне 2004 года. [ 6 ]
Дополнительные требования о компенсации
[ редактировать ]Печерский местный суд
[ редактировать ]Некоторые родственники жертв авиакатастрофы отказались принять предложенную Украиной компенсацию. [ 26 ] Они подали гражданский иск против украинского правительства [ сомнительно – обсудить ] в Печерский местный суд города Киева . В ходе судебных заседаний представители Минобороны Украины заявили, что согласно судебно-медицинской экспертизе обломков самолета, радиолокационной информации и техническим возможностям ракет самолет "не мог быть сбит украинской ракетой". Они также утверждали, что советская система идентификации «свой - чужой» рассматриваемой ракеты не позволила бы ей поразить авиалайнер советского производства. [ 24 ] Адвокат, представляющий интересы истцов, заявил, что [ нужна ссылка ] что вина украинского правительства была фактически доказана тем фактом, что оно договорилось о компенсациях родственникам израильских жертв.
Апелляции в судах
[ редактировать ]22 августа 2007 года Киевский апелляционный суд отклонил иск родственников погибших к Минобороны, постановив, что военные Украины не несут ответственности за происшествие. [ 24 ] [ 27 ] [ 28 ] Решение суда противоречит отчету группы МАК , расследовавшей аварию от имени России. [ 29 ]
Иск авиакомпании «Сибирские авиалинии»
[ редактировать ]В период с 2003 по 2005 год правительство Украины выплатило родственникам погибших 15,6 миллиона долларов в качестве компенсации. В 2004 году авиакомпания «Сибирь» подала иск к Министерству обороны Украины и Государственному казначейству Украины в Киевский суд, требуя более $15,3 млн компенсации за потерю самолета. Однако в сентябре 2011 года Киевский межрегиональный апелляционный суд отклонил иск авиакомпании "Сибирь" о компенсации. Апелляция в Апелляционный экономический суд Киева была отклонена в мае 2012 года. В декабре 2012 года это решение было оставлено в силе Высшим хозяйственным судом Украины. [ 30 ] [ 31 ] По состоянию на январь 2013 г. [update]Судебные разбирательства продолжались, но были сорваны протестами на Майдане .
Панихиды
[ редактировать ]Панихиды прошли в Израиле, Сочи и Новосибирске. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 870 Итавиа
- Рейс 655 авиакомпании Иран Эйр
- Израильско-российские отношения
- Израильско-украинские отношения
- Рейс 007 Корейских авиалиний
- Список инцидентов, связанных со сбитием авиалайнера
- Рейс 902 Корейских авиалиний
- Рейс 17 Малайзийских авиалиний
- Рейс 752 Международных Авиалиний Украины
- 2003 г. Багдад, DHL, инцидент с попыткой сбития.
- Российско-украинские отношения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АСН Авиакатастрофа Туполев Ту-154М RA-85693 Адлер, Россия [Черное море]» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Российский самолет взорвался над Черным морем» . news.bbc.co.uk. Би-би-си. 4 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2008 г. Проверено 19 июля 2014 г.
- ^ Yanina Vaskovskaya (15 October 2001). "We Hit" . Novaya Gazeta . Archived from the original on 8 May 2016.
{{cite news}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Бен Арис (13 октября 2001 г.). «Украина признала, что сбила российский авиалайнер» . Телеграф . Архивировано из оригинала 9 апреля 2018 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Израиль и Украина подписали соглашение о компенсации пострадавшим от российских самолетов» . Гаарец . АП. 20 ноября 2003 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2014 г. Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Россия согласна на выплату авиалайнера» . news.bbc.co.uk. Би-би-си. 14 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 г. Проверено 19 июля 2014 г.
- ^ «Обнаружены обломки авиакатастрофы на Черном море» . news.bbc.co.uk. Би-би-си. 5 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2006 г. Проверено 19 июля 2014 г.
- ^ Аттила Шамплби (3 октября 2002 г.). «Митинг: Меняем жертв катастрофы на Черном море» . www.ynet.co.il. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ Патрик Мартин (6 октября 2001 г.). «Больше вопросов, чем ответов о взрыве самолета авиакомпании «Сибирские авиалинии»» . www.wsws.org . МСВС. Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ Маура Рейнольдс (6 октября 2001 г.). «Улики и останки разыскиваемых в катастрофе Сибирского авиалайнера» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ «Украинцы меняют позицию относительно причины авиакатастрофы» . Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ Коган Шнайер (17 июля 2014 г.). «История показывает, что при сбивании пассажирских самолетов часто случаются ошибки» . США сегодня . Архивировано из оригинала 4 марта 2018 года . Проверено 11 сентября 2017 г.
- ^ «Киевский суд отклонил апелляционную жалобу по поводу сбитого Ту-154» . 28 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ Сабрина Таверниз (7 октября 2001 г.). «Украинцы меняют позицию относительно причины авиакатастрофы» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Уайнс, Майкл (14 октября 2001 г.). «Через 9 дней Украина заявила, что ее ракета сбила российский самолет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Алан Филипс и Эндрю Воробей, «Авиалайнер взорвался в небе» Daily Telegraph (октябрь 2001 г.).
- ^ Гирас, Яцек. «АНАЛИЗ АВАРИЙ САМОЛЕТА ТУ-154» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 27 августа 2016 г.
- ^ «Российский самолет мог быть сбит из-за случайного выстрела» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ «Украина признала, что сбила российский авиалайнер» . www.telegraph.co.uk . Телеграф. 13 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2018 г. Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «Украина обвиняет воду в крушении авиалайнера» . news.bbc.co.uk. Би-би-си. 2 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2022 г. Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ «Доклад главы Минобороны Украины рисует мрачную картину вооруженных сил» . 12 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ "Министр обороны Украины оценивает боеготовность вооруженных сил страны как неудовлетворительную" . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 20 мая 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ Гилмор, Иниги (7 октября 2001 г.). «Израиль обвиняет Украину в сокрытии ракетного удара, уничтожившего самолет» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 30 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Российский "Ту-154" сбили не мы (in Ukrainian)
- ^ «Министр обороны уволен из-за авиакатастрофы» . Топика Капитал-Журнал . 25 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 26 июля 2014 г.
- ^ Сергей Солодкий (29 октября 2002 г.). "МИД обещает выплату за инцидент с Ту-154 в следующем году" . www.day.kyiv.ua. Архивировано из оригинала 8 февраля 2021 года . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ «Украинский суд постановил, что следователи не смогли доказать сбитый ракетой российский пассажирский самолет – 21 августа 2007 года» . КиевПочта . 21 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ Мария Данилова (22 августа 2007 г.). «Украинский суд решил, что за катастрофой не стояла ракета» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ "Киевский суд: отсутствуют доказательства того, что ракета сбила российский авиалайнер" . Гаарец . АП. 22 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2021 г. . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ «Украинский суд оставил в силе отказ в иске о сбитии самолета» . 11 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ "Киевский суд отклонил апелляционную жалобу S7 Airlines по делу о катастрофе Ту-154 в 2001 году" . КиевПочта. Интерфакс-Украина. 29 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ В России и Израиле вспоминали погибших в авиакатастрофе 2001 года Archived 18 December 2014 at the Wayback Machine 4 Oct 2011
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Расследование . Межгосударственный авиационный комитет .
- Описание криминального происшествия в Сети авиационной безопасности
- Канадское телевидение сообщает о незапланированной остановке в Бургасе, Болгария.
- Инциденты сбития авиалайнера
- Авиационные происшествия и происшествия в России в 2001 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Турции
- Аварии и происшествия с участием Туполева Ту-154
- 2001 г. в Турции
- 2001 г. в Украине
- Катастрофы 2001 года в России
- История Черного моря
- Авиационные происшествия и происшествия в Украине
- Авиационные происшествия и инциденты в международном воздушном пространстве
- Украинские ВВС
- Споры 2001 года
- События октября 2001 г. в Европе
- События октября 2001 года в Украине
- Израильско-российские отношения
- Израильско-украинские отношения
- Российско-украинские отношения
- События октября 2001 года в России
- Инциденты сбития самолетов 21 века
- Катастрофы в Крыму
- Катастрофы 2001 года в Украине
- Черное море