Рейс 363 авиакомпании Татарстан
![]() VQ-BBN, самолет, попавший в аварию, на фото 2011 г. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 17 ноября 2013 г. |
Краткое содержание | Разбился во время прерванной посадки из-за пространственной дезориентации и ошибки пилота. |
Сайт | Международный аэропорт Казань , Казань , Россия 55 ° 36'32 "N 49 ° 16'37" E / 55,60889 ° N 49,27694 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 737-53А |
Оператор | Татарстанские авиалинии |
Номер рейса ИАТА. | U9363 |
Номер рейса ИКАО. | ТАК363 |
Позывной | ТАТАРСТАН 363 |
Регистрация | ВК-ББН |
Начало рейса | Международный аэропорт Домодедово , Москва , Россия |
Место назначения | Международный аэропорт Казань , Казань , Россия |
Оккупанты | 50 |
Пассажиры | 44 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 50 |
Выжившие | 0 |
Рейс 363 авиакомпании «Татарстан» — регулярный внутренний пассажирский рейс, выполняемый авиакомпанией «Татарстан» от имени «Ак Барс Аэро» из Москвы в Казань , Россия. 17 ноября 2013 года в 19:24 по местному времени ( UTC+4 ) Боинг 737-500 разбился при прерванной посадке в международном аэропорту Казани , в результате чего погибли все находившиеся на борту 44 пассажира и 6 членов экипажа, что сделало это крупнейшей авиакатастрофой 2013 года. [ 1 ] [ 2 ]
Согласно официальному отчету о расследовании Межгосударственного авиационного комитета (МАК), катастрофа произошла в результате ошибки пилота , возникшей из-за отсутствия навыков восстановления после чрезмерного поднятия носа во время процедуры ухода на второй круг . Недостатки пилотов были вызваны проблемами с управлением безопасностью полетов авиакомпании и отсутствием нормативного надзора. Однако один из членов комиссии представил альтернативное заключение, утверждая, что комиссия проигнорировала возможную неисправность органов управления лифтом самолета . [ 3 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]
Рейс 363 вылетел из международного аэропорта Домодедово в Москве в 18:25 по местному времени и направлялся в международный аэропорт Казани , расположенный примерно в 800 километрах (500 миль; 430 морских миль) к востоку от Москвы. [ 4 ]
На заходе на заход на посадку в международный аэропорт Казани экипаж из-за неустойчивого захода на посадку инициировал уход на второй круг, но врезался в взлетно-посадочную полосу под углом 75 градусов носом вниз на скорости 242 узла (448 км/ч; 278). миль в час) несколько мгновений спустя и взорвался при ударе о землю. [ 5 ] Второй взрыв произошел через 40 секунд после удара. Катастрофу засняла одна из камер наблюдения аэропорта. Все 44 пассажира и 6 членов экипажа погибли; жертв на земле не было. Во время крушения в аэропорту сообщалось о сильном ветре и облачности. [ 6 ] [ 7 ]
Международный аэропорт Казани был закрыт около 24 часов, обслуживая только транзитные рейсы, а затем был полностью открыт 18 ноября. [ 5 ] [ 8 ]
Самолет
[ редактировать ]Боинг 737-53А , регистрационный номер VQ-BBN, находился в эксплуатации более 23 лет. Его эксплуатировали семь авиакомпаний. [ 9 ] Принадлежащий AWAS с момента производства ( код клиента Boeing 3A представляет AWAS), он был сдан в аренду компаниям Euralair (с 1990 по 1992 год, зарегистрированный F-GGML), Air France (с 1992 по 1995 год, все еще как F-GGML), Uganda Airlines (с 1995 по 1995 год ). 1999 г., зарегистрированный 5X-USM), Rio Sul (с 2000 по 2005 г., зарегистрированный PT-SSI), Blue Air (с 2005 по 2008 г., зарегистрированный YR-BAB), Bulgaria Air (несколько месяцев в 2008 г., зарегистрированный LZ-BOY) и Татарстан. Авиакомпании (конец 2008 г., пока не разбилась). [ 9 ] [ 10 ]
Планер уже участвовал в двух предыдущих инцидентах:
- 17 декабря 2001 года, находясь на вооружении Rio Sul, самолет разбился примерно в 70 метрах (230 футов) от взлетно-посадочной полосы при приземлении в международном аэропорту Танкредо Невес в неблагоприятных погодных условиях, повредив шасси. Все 108 пассажиров и членов экипажа на борту выжили. [ 11 ] [ 12 ]
- 26 ноября 2012 года самолет совершил вынужденную посадку в Казани из-за проблем с разгерметизацией кабины вскоре после взлета. [ 13 ]
Экипаж
[ редактировать ]Капитаном стал 47-летний Рустем Габдрахманович Салихов, работавший в авиакомпании с 1992 года. Налет у него был 2755 часов, в том числе 2509 часов на Боинге 737. Первым помощником капитана был Виктор Никифорович Гуцул, которому также было 47 лет. Работает в авиакомпании с 2008 года и налетал 2093 часа, из них 1943 на Боинге 737. [ 14 ] [ 15 ] [ необходимы дополнительные ссылки ]
Жертвы
[ редактировать ]Национальность | Пассажиры | Экипаж | Общий |
---|---|---|---|
Россия | 42 | 6 | 48 |
Великобритания | 1 | 0 | 1 |
Украина | 1 | 0 | 1 |
Общий | 44 | 6 | 50 |
Полный список пассажиров и экипажа опубликовало МЧС . сын действующего президента Республики Татарстан Одним из пострадавших стал Ирек Минниханов , Рустама Минниханова . [ 16 ]
Расследование
[ редактировать ]
МАК начал расследование катастрофы и прибыл на место 18 ноября. Оба бортовых самописца: регистратор полетных данных (FDR) и диктофон кабины (CVR) были извлечены из-под обломков. [ 17 ] Транспортная прокуратура Татарстана возбудила уголовное дело по факту катастрофы. [ 5 ] Американский национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) направил на место крушения группу следователей. [ 18 ]
19 ноября директор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин заявил, что, хотя экипаж имел опыт, капитану лайнера, возможно, не хватило опыта выполнения маневра ухода на второй круг . За несколько мгновений до крушения пилот сообщил диспетчерской вышке, что самолет неправильно настроен для посадки, и начал уход на второй круг, а затем рухнул на землю, как если бы он заглох. Следователи заявили, что возможными причинами катастрофы являются техническая неисправность, а также ошибка пилота. [ 19 ]
22 ноября Британский отдел по расследованию авиационных происшествий (AAIB) объявил, что присоединился к расследованию и направил следователей в Казань. [ 20 ]
Официальные отчеты
[ редактировать ]Согласно материалам уголовного дела, обнародованному 14 ноября 2019 года Следственным комитетом России, следствие установило, что катастрофа стала прямым результатом ошибочных действий капитана (Салихова) и первого офицера (Гуцула). По информации, полученной в ходе расследования, Салихов не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к пилотированию на основании поддельных документов. [ 21 ]
19 ноября 2013 года Следственный совет МАК сообщил следующие предварительные подробности после восстановления некоторой информации из самописца полетных данных: [ 22 ] [ 23 ]
Комиссия по техническому расследованию происшествия с самолетом Boeing 737-500 авиакомпании "Авиакомпания Татарстан" МАК сообщает о предварительных результатах восстановления информации бортовых самописцев.
При заходе на не посадку экипаж смог выполнить стандартную схему посадки, определенную нормативной документацией. Поняв, что самолет не выровнен относительно ВПП, экипаж доложил диспетчеру УВД и начал уход на второй круг в режиме TOGA (взлет/уход на второй круг). Один из двух автопилотов , работавший во время финального захода на посадку, был выключен, и полет управлялся вручную.
Двигатели вышли на тягу, близкую к полной. Экипаж убрал закрылки из положения 30 градусов в положение 15 градусов.
Под действием подъемного момента, создаваемого тягой двигателя, самолет начал набор высоты , достигнув угла тангажа около 25 градусов. Приборная скорость начала снижаться. Экипаж убрал шасси . С момента начала маневра ухода на второй круг до этого момента экипаж не производил управляющих действий через штурвал .
После снижения скорости полета со 150 до 125 узлов (с 278 до 232 км/ч; с 173 до 144 миль в час) экипаж приступил к управлению штурвалом, наклонив нос вниз, что привело к остановке набора высоты, затем началу снижения и увеличению скорости полета. . Максимальные углы атаки во время полета не превышали эксплуатационных пределов.
Достигнув высоты 700 метров (2300 футов), самолет начал крутое пикирование, при этом угол тангажа к концу полета (концу записи) достиг -75°.
Самолет столкнулся с землей на высокой скорости (более 450 км/ч (240 узлов; 280 миль в час)) и с крайне отрицательным углом тангажа.
Между моментом начала ухода на второй круг и моментом остановки записи прошло около 45 секунд, снижение заняло около 20 секунд.
До столкновения с местностью двигательные установки работали. При предварительном анализе не обнаружено ни одной команды, которая бы свидетельствовала о отказах систем или агрегатов самолета или двигателей .
Итоговый отчет
[ редактировать ]24 декабря 2015 года МАК опубликовал свой окончательный отчет, в котором говорилось, что авария произошла по вине недостаточно квалифицированного экипажа, которому не хватало навыков, чтобы восстановиться после чрезмерного поднятия носа во время процедуры ухода на второй круг. Уход на второй круг был вызван позиционной ошибкой в навигационной системе, дрейфом карты. Недостатки пилотов были вызваны отсутствием управления безопасностью полетов и отсутствием надзора со стороны регулирующих органов. [ 24 ] [ 14 ] [ 25 ]
Согласно итоговому отчету, при конечном заходе на посадку экипаж инициировал уход на второй круг , но, находясь под большой нагрузкой , что, возможно, вызвало « эффект туннельного зрения », не воспринял предупреждающие сообщения, связанные с отключением автопилота. Когда самолет набрал высоту 700 м, угол его тангажа достиг 25 градусов, а скорость полета упала до 230 км/ч. В этот момент капитан, не выполнявший ухода на второй круг вне тренировок, сдвинул штурвал, наклонив нос вниз, что привело к остановке набора высоты и началу снижения и увеличения скорости самолета. Достигнув высоты 700 м, самолет начал крутое пикирование, угол тангажа при ударе о землю достигал -75°. Самолет упал на взлетно-посадочную полосу аэропорта на скорости более 450 км/ч. Время от начала ухода на второй круг до момента удара составило около 45 секунд, включая 20 секунд снижения самолета. [ 14 ]
Альтернативный отчет
[ редактировать ]Официальный представитель Росавиации в комиссии по расследованию авиационных происшествий Николай Студеникин подал альтернативное заключение, в котором выразил несогласие с выводами комиссии. [ 3 ]
В нем он заявил, что комиссия МАК сосредоточила расследование на поиске недостатков в подготовке летного состава в России и что прямой связи между такими недостатками и катастрофой рейса 363 фактически не установлено. Он также раскритиковал, что расследование возможной неисправности органов управления лифтами самолета было поручено их производителю, американской компании Parker Aerospace , которая постановила, что во время аварии их органы управления работали нормально. По словам Студеникина, моделирование разбившегося рейса, которое проводилось на мощностях Boeing , было направлено лишь на доказательство вины экипажа и не имитировало возможную механическую неисправность в самолете Boeing. [ 3 ]
Приостановление действия сертификата воздушного судна
[ редактировать ]Росавиация отказалась признать результаты расследования МАК авиакатастрофы рейса 363, сославшись на обеспокоенность по поводу управления лифтами Боинга 737 . [ 26 ] В МАК предположили, что такая позиция Росавиации вызвана ее нежеланием признать выявленные в докладе недостатки нормативного надзора Росавиации за подготовкой пилотов в России. 4 ноября 2015 года МАК неожиданно объявил о приостановке действия летных сертификатов Boeing 737 в России, объяснив это отказом Росавиации признать отсутствие проблем с безопасностью управления лифтом Boeing 737. [ 27 ]
Поскольку Boeing 737 был рабочей лошадкой нескольких российских авиакомпаний, приостановка полетов означала, что в течение нескольких дней значительная часть пассажирского парка страны может быть остановлена на неопределенный период времени. Дмитрий Песков Пресс-секретарь президента РФ заявил, что в Кремле знают о решении МАК приостановить эксплуатацию Boeing 737 в России и полагают, что профильные ведомства и Кабмин проведут необходимый анализ ситуации. [ 27 ] В Минтрансе заявили, что из 150 самолетов Boeing 737 в России только шесть имеют сертификаты, выданные МАК, остальные получили сертификаты в других странах и поэтому МАК не имеет права приостанавливать их действие. [ 26 ] В Росавиации заявили, что МАК не имеет права запрещать эксплуатацию любого Boeing 737 в России, поскольку такое решение могут принять только федеральные органы исполнительной власти. [ 27 ] Оно созвало экстренное совещание для обсуждения будущего Boeing 737 в России с участием Минтранса, Ространснадзора , представителей авиакомпаний и представителя Boeing в России, однако МАК отказался на нем присутствовать. [ 26 ] На следующий день МАК отозвал решение о приостановлении действия сертификатов Boeing 737. [ 26 ]
10 декабря 2015 года МАК встретился и официально принял окончательный отчет о расследовании происшествия с рейсом 363. [ 28 ] Росавиация и Студеникин отказались участвовать в этом заседании и одобрить отчет. [ 28 ]
Последствия
[ редактировать ]В начале декабря 2013 года рекомендовала авиакомпании . сертификат отозвать [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Об отзыве было объявлено 31 декабря 2013 года, а самолеты компании были переданы «Ак Барс Аэро» . [ 32 ]
РосавиацияСм. также
[ редактировать ]- Рейс 981 Flydubai - Боинг 737 разбился при аналогичных обстоятельствах в 2016 году.
- Рейс 821 Аэрофлота - еще один Боинг 737-500, который также разбился при аналогичных обстоятельствах в 2008 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Десятки погибших» в крушении российского самолета» . Новости Би-би-си . 17 ноября 2013 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ «Российский авиалайнер разбился в Казани, погибли десятки людей» . Новости CBS . 17 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2013 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Студеникин, Николай. Особое мнение представителя Росавиации [Альтернативное мнение представителя Росавиации] (PDF) (на русском языке). Межгосударственный авиационный комитет . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ Басвайн, Дуглас; де Карбоннель, Алисса (17 ноября 2013 г.). «В России разбился авиалайнер Boeing, 50 погибших» . Рейтер . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Градецкий, Симон (17 ноября 2013 г.). «Крушение: Татарстанский B735 в Казани 17 ноября 2013 года разбился при посадке» . avherald.com . Авиационный вестник . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ «Десятки погибших при крушении самолета в России» . Небесные новости . 17 ноября 2013 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ «Боинг 737 разбился в российском городе Казань, 50 человек погибли» . Торонто Сан . 17 ноября 2013 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ В Казани разбился самолет [Самолет разбился в Казани]. Интерфакс . 17 ноября 2013 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Боинг 737 — MSN 24785 — VQ-BBN» . airfleets.net . Авиация Воздушных Флотов . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ «VQ-BBN Авиакомпания Татарстан Боинг 737-500» . www.planespotters.net . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Рантер, Харро. «Описание происшествия» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 737-53A PT-SSI в международном аэропорту Белу-Оризонти-Танкредо Невес, MG (CNF)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ «Инцидент: Татарстан B735 под Казанью 26 ноября 2012 года, потеря давления в кабине» . avherald.com . Авиационный вестник. 27 ноября 2012 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Итоговый отчет, Boeing 737-500 (53A) VQ-BBN [английский перевод]» (PDF) . Межгосударственный авиационный комитет . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Россия винит в фатальной авиакатастрофе пилотов, в том числе того, кто лгал, чтобы получить лицензию» . Рейтер . 14 ноября 2019 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Авиакатастрофа в Казани: опубликован список 50 погибших Авиакатастрофа в Казани: опубликован список 50 погибших. ИТАР ТАСС . 17 ноября 2013 г.
- ^ "Оба самописца извлечены с места крушения Боинга 737 "Казань"" . Флайтглобал. 18 ноября 2013 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ "US, Boeing Officials to Travel to Russia After Kazan Plane Crash" . RIA Novosti . Rossiya Segodnya. 18 November 2013 . Retrieved 29 November 2013 .
- ^ «Казанский аварийный пилот не имел опыта ухода на второй круг» . Спутник Интернешнл . Москва. РИА Новости. 19 ноября 2013 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ «AAIB направил команду для участия в расследовании в Казани, Россия» . aaib.gov.uk. Отдел по расследованию авиационных происшествий . Архивировано из оригинала 22 ноября 2013 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ "Расследование крушения Боинга 737-500 в Казани завершено" . sledcom.ru . Следственный комитет России. 14 ноября 2019 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Боинг 737-500 VQ-BBN 17.11.2013» [Boeing 737-500 VQ-BBN 17.11.2013]. mak-iac.org (на русском языке). Межгосударственный авиационный комитет. 14 ноября 2019 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2015 г.
- ^ «Boeing 737-500 VQ-BBN 17.11.2013 [перевод английский]» . mak-iac.org . Межгосударственный авиационный комитет . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ «Итоговый отчет» (PDF) (на русском языке). Межгосударственный авиационный комитет. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2016 года . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Градецкий, Симон. «Авария: Татарстанский B735 в Казани 17 ноября 2013 года разбился при уходе на второй круг» . avherald.com . Авиационный вестник . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д "Росавиация отбила атаку МАК: Boeing-737 будут летать в России" [Rosaviation repulsed the IAC attack: Boeing 737 will fly in Russia]. BBC Russian Service (in Russian). 6 November 2015 . Retrieved 27 March 2016 .
- ^ Jump up to: а б с "МАК заявил о приостановке сертификатов на Boeing-737" [IAC announced the suspension of the Boeing 737 certificates]. BBC Russian Service (in Russian). 5 November 2015 . Retrieved 27 March 2016 .
- ^ Jump up to: а б Протокол итогового заседания комиссии по расследованию [Протокол итогового заседания следственной комиссии] (PDF) (на русском языке). Межгосударственный авиационный комитет . 10 декабря 2015 года . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (5 декабря 2013 г.). «Авиакомпании «Татарстан» грозит посадка на мель» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 5 декабря 2013 года.
- ^ Бородина, Полина (4 декабря 2013 г.). «Комиссия Росавиации рекомендует лишить Татарстан сертификата подлинности» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 года.
- ^ Бородина, Полина (23 декабря 2013 г.). «Россия аннулирует АОК Татарстана» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 23 декабря 2013 года.
- ^ Авиакомпания "Татарстан" лишилась сертификата эксплуатанта [Авиакомпания «Татарстан» лишилась сертификата эксплуатанта]. Коммерсантъ . 31 декабря 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Межгосударственный авиационный комитет
- Официальный профиль расследования авиакатастрофы
- Итоговый отчет по расследованию авиакатастрофы МАК
- Официальный профиль расследования авиакатастрофы (на русском языке) – русская версия является протокольным протоколом.
- Итоговый отчет [ постоянная мертвая ссылка ] о расследовании авиакатастрофы МАК (на русском языке)
- Официальный профиль расследования авиакатастрофы
- Альтернативное заключение представителя Росавиации в комиссии по расследованию авиакатастроф (на русском языке)
- Описание происшествия в Сети авиационной безопасности
- Полётный Манифест ( Архив ) (на русском языке) , 17 ноября 2013.