Jump to content

Пространственная дезориентация

Пространственная дезориентация — это неспособность определить положение или относительное движение, обычно возникающая в периоды плохой видимости, поскольку зрение является доминирующим чувством ориентации. Слуховая система , вестибулярная система (во внутреннем ухе ) и проприоцептивная система (сенсорные рецепторы, расположенные в коже, мышцах, сухожилиях и суставах) вместе работают над координацией движения с балансом, а также могут создавать иллюзорные невизуальные ощущения, приводящие к пространственной дезориентации. при отсутствии ярких визуальных подсказок.

В авиации пространственная дезориентация может привести к неправильному восприятию положения самолета , имея в виду ориентацию самолета относительно горизонта. Если пилот полагается на это неправильное восприятие, это может привести к непреднамеренному повороту, набору высоты или снижению. Для авиаторов правильное распознавание положения самолета наиболее важно ночью или в плохую погоду, когда нет видимого горизонта; в этих условиях авиаторы могут определять положение самолета по указателю ориентации . Пространственная дезориентация может возникнуть и в других ситуациях, когда видимость ограничена, например, при водолазных операциях.

Безопасность полетов, история и статистика

[ редактировать ]
Тест на равновесие проводится потенциальному пилоту через кресло Барани.

Пространственной ориентации в полете добиться трудно, поскольку многочисленные сенсорные стимулы (зрительные, вестибулярные и проприоцептивные) различаются по величине, направлению и частоте. Любые различия или несоответствия между зрительными, вестибулярными и проприоцептивными сенсорными входами приводят к сенсорному несоответствию, которое может вызвать иллюзии и привести к пространственной дезориентации. Считается, что зрительное чувство вносит наибольший вклад в ориентацию. [1] : 4 

Испытывая ранний индикатор поворота и скольжения, разработанный его другом Элмером Сперри в 1918 году, авиакорпуса армии США пилот Уильям Окер вошел в спираль кладбища , пролетая сквозь облака без визуальных ориентиров; Указатель поворота показывал, что он находится в развороте, но чувства подсказывали ему, что он летит в горизонтальном положении. Выйдя из облаков, Окер смог восстановиться после пикирования. [2] подверг Окера тесту равновесия на стуле Барани В 1926 году доктор Дэвид А. Майерс в Крисси Филд ; возникающее в результате дублирование пережитой им соматогиральной иллюзии и последующее повторное тестирование, которое он прошел с помощью указателя поворота, [3] привел его к разработке и пропаганде полетов по приборам. [4] Сперри изобрел гирокомпас и индикатор ориентации , оба из которых проходили испытания к 1930 году. [5] : 8  Вместе с лейтенантом Карлом Крейном Окер опубликовал в 1932 году учебный текст « Полет вслепую в теории и практике» . [4] Среди влиятельных сторонников летной подготовки по приборам были Альберт Хегенбергер и Джимми Дулиттл . [5] : 8 

В 1965 году Федеральное авиационное агентство США выпустило консультативный циркуляр AC 60-4, предупреждающий пилотов об опасности пространственной дезориентации, которая может возникнуть в результате выполнения полетов по правилам визуального полета в условиях предельной видимости. [6] Новая версия рекомендаций была выпущена в 1983 году под названием AC 60-4A, определяя пространственную дезориентацию как «неспособность определить, в какую сторону идти вверх » . [7]

Статистика показывает, что от 5% до 10% всех происшествий в авиации общего назначения могут быть связаны с пространственной дезориентацией, 90% из которых заканчиваются смертельным исходом. [8] Потеря сознания, вызванная пространственной D и силой G (g-LOC), являются двумя наиболее распространенными причинами смерти от человеческого фактора в военной авиации. [9] Исследование распространенности случаев пространственной дезориентации пришло к выводу, что «если пилот летит достаточно долго... нет никаких шансов, что он/она избежит хотя бы одного эпизода [пространственной дезориентации]. С другой стороны, пилоты могут быть считаются принадлежащими к одной из двух групп: те, кто был дезориентирован, и те, кто будет дезориентирован». [1] : 2 

Физиология

[ редактировать ]

Существует четыре физиологические системы, которые взаимодействуют, позволяя людям ориентироваться в пространстве. Зрение является доминирующим чувством ориентации, но вестибулярная система, проприоцептивная система и слуховая система также играют определенную роль. [ нужна ссылка ]

Пространственная ориентация (обратная — пространственная дезориентация, также известная как пространственная-D ) — это способность сохранять ориентацию и позу тела по отношению к окружающей среде (физическому пространству) в состоянии покоя и во время движения. Люди эволюционировали, чтобы сохранять пространственную ориентацию на земле. Хорошая пространственная ориентация на земле зависит от использования зрительной, слуховой, вестибулярной и проприоцептивной сенсорной информации. Изменения линейного ускорения, углового ускорения и силы тяжести обнаруживаются вестибулярной системой и проприоцептивными рецепторами, а затем сравниваются в мозге с визуальной информацией. [ нужна ссылка ]

Трехмерная среда полета незнакома человеческому телу, создавая сенсорные конфликты и иллюзии, которые затрудняют, а иногда и делают невозможным достижение пространственной ориентации. Результатом этих различных визуальных и невизуальных иллюзий является пространственная дезориентация. [10] [9] [11] Были разработаны различные модели для количественного прогнозирования дезориентации, связанной с известным ускорением самолета. [12]

Вестибулярная система и сенсорные иллюзии

[ редактировать ]
Внутреннее ухо

Вестибулярная система обнаруживает линейное и угловое (вращательное) ускорение с помощью специализированных органов внутреннего уха. Линейные ускорения регистрируются отолитовыми органами , а угловые — полукружными каналами .

Обманчивые ощущения

[ редактировать ]

Без визуального ориентира или подсказок, таких как видимый горизонт, люди будут полагаться на невизуальные чувства, чтобы установить ощущение движения и равновесия. Во время аномального ускорения полета вестибулярная и проприоцептивная системы могут быть введены в заблуждение, что приводит к пространственной дезориентации. Когда самолет маневрирует, силы инерции могут создаваться изменениями скорости транспортного средства (линейное ускорение) и/или изменениями направления (ускорение вращения и центробежная сила ), что приводит к ошибочной оценке вертикали в восприятии, поскольку объединенные силы гравитации и инерции не согласовывайтесь с тем, что, по мнению вестибулярной системы, является вертикальным направлением силы тяжести (к центру Земли).

В идеальных условиях визуальные сигналы предоставят достаточно информации, чтобы перекрыть иллюзорные вестибулярные сигналы, но ночью или в плохую погоду зрительные сигналы могут быть подавлены этими иллюзорными невизуальными ощущениями, что приводит к пространственной дезориентации. Условия полета с ограниченной видимостью включают ночь, [6] над водой или другой монотонной/безликой местностью, сливающейся с небом, [6] белая погода , [6] или непреднамеренное попадание в метеорологические условия по приборам после полета в туман или облака.

Подъемная сила (L) и силы веса/гравитации (w), действующие на самолет, совершающий крен или скоординированный разворот.

Например, в самолете, который совершает скоординированный (накрененный) разворот , независимо от того, насколько крутой, у пассажиров будет мало или вообще не будет ощущения наклона в воздухе, если не будет виден горизонт, поскольку ощущаются объединенные силы подъемной силы и гравитации. как прижимание пассажира к сидению без боковой силы, смещающей его в обе стороны. [13] Аналогичным образом можно постепенно подниматься или спускаться без заметного изменения давления на сиденье. В некоторых самолетах можно выполнить петлю без возникновения отрицательных перегрузок, так что без визуального контроля пилот может оказаться вверх ногами, даже не осознавая этого. [ нужна ссылка ] Постепенное изменение любого направления движения может оказаться недостаточно сильным для активации вестибулярной системы, поэтому пилот может не осознавать, что самолет ускоряется, замедляется или кренится.

Стандартный набор пилотажных приборов , включая указатель ориентации (вверху в центре) и указатель поворота и скольжения (внизу слева)

Гироскопические летные приборы, такие как указатель ориентации (искусственный горизонт) и указатель поворота и скольжения, предназначены для предоставления информации для противодействия вводящим в заблуждение ощущениям, исходящим от невизуальных органов чувств.

Отолиты и соматогравитационные иллюзии

[ редактировать ]

Два отолитовых органа — мешочек и маточка — расположены в каждом ухе и расположены под прямым углом друг к другу. Матрешка обнаруживает изменения линейного ускорения в горизонтальной плоскости, а мешочек обнаруживает линейные ускорения в вертикальной плоскости; люди эволюционировали, чтобы предположить, что вертикальное ускорение вызвано гравитацией. Однако мешочек и маточка могут вводить в заблуждение сенсорное восприятие, когда сила тяжести не ограничивается вертикальной плоскостью или когда скорость и ускорение транспортного средства приводят к инерционным силам, сравнимым с силой тяжести, поскольку отолиты обнаруживают только ускорение и не могут различать силы инерции. от силы тяжести. [8] Некоторые примеры этого включают силы инерции, возникающие во время вертикального взлета вертолета или после внезапного раскрытия парашюта после свободного падения. [ нужна ссылка ]

Иллюзии, вызванные отолитовыми органами, называются соматогравитическими иллюзиями и включают иллюзии инверсии, головы вверх и головы вниз. Иллюзия инверсии возникает в результате крутого подъема с последующим внезапным возвращением к горизонтальному полету; Результирующее относительное увеличение скорости движения создает иллюзию перевернутого самолета. [8] Иллюзии «голова вверх» и «голова вниз» схожи и включают внезапное линейное ускорение (голова вверх) или замедление (голова вниз), что приводит к неправильному восприятию того, что нос самолета наклоняется вверх (голова вверх) или вниз (голова вверх). -Вниз); В ответ авиатора можно обмануть и заставить нос опуститься вниз (Head-Up) или вверх (Head-Down), что приведет к аварии или остановке самолета соответственно. [8]

Обычно иллюзия Head-Up возникает во время взлета, поскольку для создания подъемной силы над крылом и закрылками используется сильное линейное ускорение. Без визуального ориентира пилот может предположить по вестибулярной системе, что нос поднят вверх, и дать команду на пикирование; если это произойдет во время взлета, воздушному судну может не хватить высоты для восстановления перед столкновением с землей. [1] : 7 

Полукружные каналы и соматогиральные иллюзии.

[ редактировать ]
Показано внутреннее ухо с полукруглыми каналами, сравнивающими их с осями крена, тангажа и рыскания самолета.

Кроме того, во внутреннем ухе имеются вращательные акселерометры , известные как полукружные каналы, которые передают в нижний мозг информацию об ускорениях вращения по осям тангажа, крена и рыскания . Изменения угловой скорости обнаруживаются по относительному движению жидкости в каналах и самого канала, закрепленного на головке; из-за инерции жидкость в каналах имеет тенденцию отставать при движении головы, сигнализируя об ускорении вращения. Однако выход из полукружного канала прекращается после длительного вращения (более 15–20 с ), поскольку теперь жидкость вовлекается в движение за счет трения, соответствующего движению головы. Если вращение затем прекращается, воспринимаемый сигнал движения от внутреннего уха указывает на то, что авиатор теперь поворачивается в направлении, противоположном фактическому перемещению, поскольку жидкость продолжает двигаться, в то время как канал остановился. [8] Кроме того, инерция жидкости означает, что порог обнаружения вращательного ускорения ограничен примерно 2°/сек. 2 ; угловые ускорения ниже этого значения не могут быть обнаружены. [1] : 5  Конкретными распространенными соматогиральными иллюзиями, вызванными полукружными каналами, являются наклоны, кладбищенское вращение, кладбищенская спираль и кориолис.

Если самолет постепенно входит в незамеченный длительный разворот, а затем внезапно возвращается в горизонтальный полет, это может привести к наклону . Постепенный поворот приводит жидкость в полукружные каналы в движение, при этом вращательное ускорение в два градуса в секунду (или меньше) не может быть обнаружено. Как только самолет внезапно возвращается в горизонтальный полет, продолжающееся плавное движение создает ощущение, что самолет кренится в направлении, противоположном только что завершившемуся повороту; авиатор может попытаться исправить неправильное восприятие вертикали, повернув в исходный разворот. [8] Наклоны считаются наиболее распространенной формой пространственной дезориентации. [1] : 9 

Кладбищенская спираль и кладбищенское вращение

И « кладбищная спираль» , и «кладбищное вращение» вызваны акклиматизацией полукружных каналов к длительному вращению; после кренового поворота (в случае кладбищенской спирали) или вращения (для кладбищенского вращения) в течение примерно 20 секунд жидкость в полукружных каналах увлекается в движение за счет трения, и вестибулярная система больше не воспринимает вращательное ускорение. . Если затем авиатор завершит поворот или вращение и вернется в горизонтальный полет, продолжающееся движение жидкости вызовет ощущение, что самолет поворачивается или вращается в противоположном направлении, и пилот может непреднамеренно повторно войти в исходный разворот или вращение; авиатор может не распознать иллюзию до того, как самолет потеряет слишком большую высоту, что приведет к столкновению с землей. [8] или перегрузки самолета могут превысить конструкционную прочность планера , что приведет к катастрофическому отказу. Одной из самых печально известных катастроф в истории авиации, связанной с кладбищенской спиралью, является авиакатастрофа с участием Джона Ф. Кеннеди-младшего в 1999 году. [14]

Как только самолет попадает в условия, при которых пилот не может видеть четкого визуального горизонта, дрейф во внутреннем ухе остается неисправленным. Ошибки в восприятии скорости поворота вокруг любой оси могут накапливаться со скоростью от 0,2 до 0,3 градуса в секунду. [ нужна ссылка ] Если пилот не умеет пользоваться гироскопическими летными приборами, эти ошибки будут достигать такой степени, что управление самолетом будет потеряно, обычно при крутом пикирующем развороте, известном как кладбищенская спираль . В течение всего времени, предшествующего маневру и во время него, пилот не осознает поворота, полагая, что самолет сохраняет прямой полет. [15] : 125 

В исследовании 1954 года (эксперимент с поворотом на 180 градусов) Институт авиации Университета Иллинойса обнаружил, что 19 из 20 пилотов-испытуемых, не имеющих рейтинга по приборам, впадали в спираль кладбища вскоре после входа в смоделированные условия по приборам. Пилот 20-го полка также потерял управление своим самолетом, но при другом маневре. Среднее время между возникновением приборного состояния и потерей контроля составило 178 секунд. [16]

Пространственная дезориентация также может влиять на пилотов, имеющих рейтинг по приборам, в определенных условиях. Сильное ощущение кувыркания ( головокружение ) может возникнуть, если пилот слишком сильно двигает головой во время полета по приборам. Это называется иллюзией Кориолиса . Поскольку полукружные каналы расположены по трем разным осям вращения, если авиатор внезапно двигает головой во время вращательного ускорения, один канал может внезапно начать обнаруживать угловое ускорение, а другой прекращается, что приводит к ощущению кувырка. [1] : 9 

Визуальные иллюзии

[ редактировать ]

Даже при хорошей видимости вводящие в заблуждение визуальные данные, такие как наклонные слои облаков, незнакомые уклоны взлетно-посадочной полосы или ложные горизонты, также могут создавать оптические иллюзии , в результате чего пилот неправильно оценивает вертикальную ориентацию, скорость или высоту воздушного судна и/или восприятие расстояния и глубины ; они могут даже сочетаться с невизуальными иллюзиями вестибулярной и проприоцептивной систем, создавая еще более мощную иллюзию. [17]

Избранный список авиационных происшествий, связанных с пространственной дезориентацией
Дата Расположение Авария/Полет Примечания и ссылки.
3 февраля 1959 г. Клир-Лейк, Айова , США День, когда умерла музыка Крушение Beechcraft Bonanza , в результате которого погибли Бадди Холли , Ричи Валенс и «Большой боппер» Дж. П. Ричардсон ; Пилот не имел квалификации для полетов по приборам, но вылетел в ухудшающуюся погоду, поскольку пассажиры были важны. Судебно-медицинские данные показали, что во время крушения самолет находился на крутом правом крене (90°) с носом вниз на скорости 3000 футов/мин (910 м/мин). [18]
5 марта 1963 г. Камден, Теннесси , США Крушение Camden PA-24 в 1963 году. Четыре смерти, включая певицу Пэтси Клайн .
31 июля 1964 г. Брентвуд, Нэшвилл, Теннесси , США Катастрофа Beechcraft Debonair в 1964 году. Считается, что [ по мнению кого? ] что певец Джим Ривз страдал от пространственной дезориентации, когда его самолет Beechcraft разбился в районе Брентвуд в Нэшвилле, штат Теннесси, во время сильной грозы 31 июля 1964 года, унеся жизни Ривза и его пианиста Дина Мануэля.
1 января 1978 г. Аравийское море , недалеко от аэропорта Сантакруз , Бомбей , Индия Рейс 855 авиакомпании Air India
21 октября 1978 г. Бассовый пролив , Австралия Исчезновение Фредерика Валентича
6 июня 1992 г. Дариен Гап , недалеко от Тукути , Панама Рейс 201 авиакомпании Copa Airlines
16 июля 1999 г. Атлантический океан , у западного побережья Мартас-Винъярд , Массачусетс, США. Авиакатастрофа Джона Ф. Кеннеди-младшего Катастрофа произошла во время ночного полета над водой недалеко от Мартас-Винъярд . Последующее расследование указало на пространственную дезориентацию как на вероятную причину аварии. [19] Из-за известности пилота Джона Ф. Кеннеди -младшего причина крушения привела к обширным сообщениям о пространственной дезориентации в прессе в 1999 году. [14]
10 января 2000 г. Нидерхасли , Швейцария Рейс 498 Кроссэйра
23 августа 2000 г. Персидский залив , недалеко от международного аэропорта Бахрейна , Бахрейн Рейс 072 Галф Эйр
16 октября 2000 г. Хиллсборо, Миссури , США Крушение Cessna 335 в 2000 году Левый указатель ориентации вышел из строя, и пилот продолжал поворачивать голову, чтобы перепроверить правый указатель ориентации (положение второго пилота), что привело к пространственной дезориентации; [20] В результате крушения погиб губернатор штата Миссури Мел Карнахан . [21]
3 января 2004 г. Красное море , недалеко от международного аэропорта Шарм-эль-Шейха , Египет. Рейс 604 авиакомпании Flash Airlines Спорная причина: возможная ошибка пилота (из-за пространственной дезориентации) или механические/программные неисправности.
15 марта 2005 г. недалеко от Кэмпбелтауна, Аргайл, Шотландия Катастрофа с островом Логанаир в 2005 году.
1 января 2007 г. Макассарский пролив у Маджене , Сулавеси , Индонезия Адам Эйр, рейс 574 Из-за того, что экипаж сосредоточился на устранении неполадок с INS , они отключили автопилот, не заметив этого, и не осознали, что находятся на снижении, пока восстановление не стало маловероятным. Силы перегрузки на самолете оказывали давление на корпус самолета и еще больше дезориентировали экипаж, пока самолет не развалился в воздухе.
5 мая 2007 г. Международный аэропорт Дуала , Камерун Рейс 507 Kenya Airways
30 ноября 2007 г. Тюрбетепе, Кечиборлу , провинция Испарта , Турция Рейс 4203 Атласджета
14 сентября 2008 г. Пермь, Россия Рейс 821 Аэрофлота
1 июня 2009 г. над Атлантическим океаном , недалеко от путевой точки TASIL Рейс 447 авиакомпании Air France
12 мая 2010 г. Международный аэропорт Триполи , Ливия Рейс 771 авиакомпании Afriqiyah Airways
24 августа 2010 г. недалеко от Шихарпура , Непал Рейс 101 Агни Эйр
1 октября 2012 г. Верхняя Канданга, Квинсленд , Австралия Крушение DH.84 Dragon в Квинсленде, 2012 г. Винтажный самолет по имени Риама
19 марта 2016 г. Ростов-на-Дону , Россия Рейс 981 авиакомпании Flydubai
12 мая 2018 г. недалеко от аэропорта Сентенниал , Колорадо, США Авария Cirrus SR22 Федеральные следователи установили, что причиной фатальной катастрофы небольшого самолета, вероятно, стала дезориентация пилота в сложных погодных условиях. [22] [23]
23 февраля 2019 г. Тринити Бэй , Техас , США Рейс 3591 Атлас Эйр Крушение грузового самолета Boeing 767 произошло из-за неадекватной реакции первого помощника пилота на непреднамеренное включение режима ухода на второй круг самолета на большой высоте (6200 футов), что привело к его пространственной дезориентации. [24] [25]
9 апреля 2019 г. недалеко от префектуры Аомори , Япония. Крушение F-35 JASDF в 2019 году Первая катастрофа F-35 A; [26] пилот быстро снизился во время одновременного разворота налево. [27] [28]
26 янв. 2020 г. Калабасас, Калифорния , США Крушение вертолета в Калабасасе в 2020 году Согласно расследованию NTSB , Ара Зобаян, пилот вертолета, попавший в аварию со смертельным исходом, в результате которой 26 января 2020 года погибли Коби Брайант вместе с его дочерью Джанной и шестью другими людьми, вероятно, испытал пространственную дезориентацию. [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Ньюман, Дэвид Г. (3 декабря 2007 г.). Обзор пространственной дезориентации как фактора авиационных происшествий и происшествий (PDF) (Отчет). Австралийское бюро транспортной безопасности. ISBN  978-1-921165-52-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 сентября 2020 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
  2. ^ Вулвертон, Марк (осень 2008 г.). «Отец слепого полета» . Изобретения и технологии . 23 (3). Институт американского наследия . Проверено 11 февраля 2021 г.
  3. ^ Чивалетт, Уильям И. (1998). «Сержант Уильям Чарльз Окер: третий рядовой пилот армии» (PDF) . Научно-исследовательский институт наследия, внесенный в список ВВС . Проверено 11 февраля 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б ЛеКомпт, Том (сентябрь 2008 г.). «Дезориентирующий экспресс» . Воздух и космос . Смитсоновский институт . Проверено 11 февраля 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б Макинтош, Дэвид М. (1988). Эволюция полетов по приборам в армии США (PDF) (Отчет). Воздушное командно-штабное училище. Архивировано (PDF) из оригинала 1 ноября 2019 г. Проверено 11 февраля 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Мур, Джордж С. (9 февраля 1965 г.). «AC 60-4: Пространственная дезориентация пилота» . Федеральное авиационное агентство . Проверено 11 февраля 2021 г.
  7. ^ Хант, Кеннет С. (9 февраля 1983 г.). «AC 60-4A: Пространственная дезориентация пилота» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 11 февраля 2021 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Антуньяно, Мельчор Дж. «Медицинские факты для пилотов: пространственная дезориентация, брошюра по безопасности AM-400-03/1» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 9 февраля 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б Джедик, Рокки «Аполлон» (1 апреля 2013 г.). «Пространственная дезориентация» . Иди в летную медицину . Проверено 30 июля 2016 г.
  10. ^ Превич, Фред Х.; Эрколин, Уильям Р. (2004). Пространственная дезориентация в авиации . Рестон, Вирджиния: Американский институт астронавтики и аэронавтики. дои : 10.2514/4.866708 . ISBN  978-1-60086-670-8 .
  11. ^ «Пространственная дезориентация – физиология» . Британника . Проверено 30 июля 2016 г.
  12. ^ Ньюман, Майкл С.; Лоусон, Бен Д.; Руперт, Ангус Х.; МакГрат, Брейден Дж. (13–16 августа 2012 г.). «Роль перцептивного моделирования в понимании пространственной дезориентации во время летных и наземных тренировок на тренажерах». Конференция AIAA по моделированию и имитационным технологиям . Конференция AIAA по моделированию и симуляционным технологиям. Миннеаполис, Миннесота: Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/6.2012-5009 . ISBN  978-1-62410-183-0 .
  13. ^ «Пилоты АНА в течение 17 секунд не заметили, что самолет едва не перевернулся» . Япония сегодня . 31 августа 2012 года . Проверено 11 февраля 2021 г. В какой-то момент самолет накренился более чем на 130 градусов влево, но из-за темноты снаружи многие из находившихся на борту не заметили, что корабль чуть не перевернулся.
  14. ^ Jump up to: а б Джедик, Рокки «Аполлон» (15 апреля 2014 г.). «Происшествие с Джоном Кеннеди-младшим, Пайпер Саратога» . Иди в летную медицину.
  15. ^ Кэмпбелл, Дуглас Э. (2018). VPNavy! Патрульные самолеты USN, USMC, USCG и NATS, потерянные или поврежденные во время Второй мировой войны (изд. 2018 г.). Синека Исследования. ISBN  978-1-387-49193-3 .
  16. ^ Оллс Брайан, Лесли; Стоунсайфер, Джесси В.; Арон, Карл (1954). Эксперимент с поворотом на 180 градусов . Университет Иллинойса. АСИН   B0007EXGMI . LCCN   а54009717 . ОСЛК   4736008 . ОЛ   207786М .
  17. ^ Антуньяно, Мельчор Дж. «Медицинские факты для пилотов: пространственная дезориентация, зрительные иллюзии; брошюра по безопасности AM-400-00/1» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 9 февраля 2021 г.
  18. ^ Ландсберг, Брюс (1 февраля 2009 г.). «Знаменитые аварии пилотов-пилотов безопасности: день, когда умерла музыка» . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . Проверено 11 февраля 2021 г.
  19. ^ Идентификация NTSB: NYC99MA178 (отчет). Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 11 февраля 2021 г.
  20. ^ Краткое описание авиационных происшествий AAB-02/02, номер происшествия CHI01MA011 (PDF) (отчет). Национальный совет по безопасности на транспорте. 2002 . Проверено 28 февраля 2021 г.
  21. ^ «Пространственная дезориентация обрекла Карнахана на бегство» . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов. 6 июня 2002 года . Проверено 28 февраля 2021 г.
  22. ^ «Дезориентация пилота привела к смертельной катастрофе возле аэропорта Сентенниал, в результате которой двигатель застрял в доме, по правилам NTSB» . 31 мая 2023 г.
  23. ^ «Дезориентация пилота стала причиной фатальной катастрофы после вылета из аэропорта Сентенниал» . 31 мая 2023 г.
  24. ^ «NTSB публикует результаты крушения грузового самолета Atlas Air» . 15 июля 2020 г.
  25. ^ «DCA19MA086.aspx» .
  26. ^ «Останки японского пилота ASDF найдены через два месяца после крушения истребителя F-35A у Аомори» . Джапан Таймс . 7 июня 2019 г. Проверено 11 февраля 2021 г.
  27. ^ Йео, Майк (10 июня 2019 г.). «Япония обвиняет пространственную дезориентацию в катастрофе F-35» . Новости обороны . Проверено 11 февраля 2021 г.
  28. ^ «Японский пилот разбился из-за «пространственной дезориентации» » . Новости Би-би-си . 10.06.2019 . Проверено 10 июня 2019 г.
  29. ^ «Следователи сообщают, что пилот Коби Брайанта дезориентировался в облаках» . 09.02.2021 . Проверено 10 февраля 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 64d06db00e7083fc60fc2835874cf46d__1721395920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/6d/64d06db00e7083fc60fc2835874cf46d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spatial disorientation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)