Рейс 498 Кроссэйра
![]() HB-AKK, самолет, попавший в аварию, 1998 г. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 10 января 2000 г. |
Краткое содержание | Разбился из-за потери управления в полете. |
Сайт | Нидерхасли , Швейцария 47 ° 28'12 "с.ш. 8 ° 28'12" в.д. / 47,470 ° с.ш. 8,470 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Можно получить 340B |
Оператор | Кроссэйр |
Номер рейса ИАТА. | LX498 |
Номер рейса ИКАО. | CRX498 |
Позывной | КРОССЭР 498 |
Регистрация | ХБ-АКК |
Начало рейса | Аэропорт Цюриха , Швейцария |
Место назначения | Аэропорт Дрездена , Германия |
Оккупанты | 10 |
Пассажиры | 7 |
Экипаж | 3 |
Погибшие | 10 |
Выжившие | 0 |
Рейс 498 Crossair — регулярный пригородный рейс из Цюриха , Швейцария, в Дрезден , Германия. 10 января 2000 г. самолет Saab 340B , выполнявший этот рейс, разбился через две минуты после взлета в швейцарском муниципалитете Нидерхасли 10 января 2000 г., в результате чего погибли все 10 пассажиров и экипаж. Это была одна из двух катастроф Crossair со смертельным исходом за время ее существования; другим был рейс 3597 компании Crossair , который разбился менее чем через два года при подлете к Цюриху. [ 1 ]
Аварию расследовало Швейцарское бюро по расследованию авиационных происшествий (AAIB), и окончательный отчет был выпущен в 2004 году. AAIB пришло к выводу, что катастрофа произошла из-за потери управления в результате многочисленных ошибок пилота. [ 2 ] : стр. 104–107.
Самолет и экипаж
[ редактировать ]Saab 340B — двухмоторный турбовинтовой пригородный самолет . [ 3 ] До потери корпуса рейса 498 Crossair с 1984 года в мире произошло всего пять крушений из 400 типов самолетов Saab-340, три из которых были с потерей корпуса. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Три потери корпуса: рейс 433 KLM Cityhopper , в результате которого погибли трое в Нидерландах, авиакатастрофа рейса 7623 авиакомпании Formosa Airlines , в результате которой погибли 13 человек на Тайване, [ 6 ] и инцидент с другим Crossair Saab 340, приведший к полной потере Crossair Saab 340 из-за убирания шасси, когда он все еще находился на перроне.
Компания Crossair находилась в процессе вывода из эксплуатации своего парка из 34 самолетов типа Saab-340; на момент катастрофы 17 из них были заменены Embraer ERJ-145 региональными самолетами . Остальная часть парка Saab была выведена из эксплуатации в 2001 и 2002 годах. [ 5 ] 33-местный самолет Saab 340B, использовавшийся для рейса 498 Crossair, был арендован компанией Crossair у Moldavian Airlines с 1 октября 1999 года. [ 6 ] С момента поставки авиакомпании в ноябре 1990 года он налетал 24 000 часов. [ 4 ] Этот тип самолета имел очень хорошие показатели безопасности. [ 3 ] [ не удалось пройти проверку ] В самолете не было ни груза , ни почты . Никаких признаков того, что с самолетом что-то не так, не было. Следующая регулярная техническая проверка должна была пройти 21 день спустя, 31 января 2000 года. [ 6 ]
Экипаж из трех человек состоял из 41-летнего молдавского пилота Павла Грузина, который был командиром пилота , 35-летнего словацкого второго пилота Растислава Колесара, который был первым офицером, и Северина Ябрина, из Франции стюардесса . [ 6 ] [ 7 ] Налет Грузина составил 8100 часов, из них 1900 на Saab 340. Всего у Колесара было около 1800 часов, из них 1100 часов на Saab 340. [ 6 ] [ 8 ]
Событие
[ редактировать ]Самолет должен был вылететь из аэропорта Цюриха в понедельник, 10 января 2000 года, около 18:00 по центральноевропейскому стандартному времени (CEST) и прибыть в аэропорт Дрездена через несколько часов. [ 8 ] [ 9 ] Холодная и дождливая погода была обычной для этого района. [ 4 ] После того, как семь пассажиров и три члена экипажа поднялись на борт, самолету было разрешено взлет вовремя в 17:54 по центральноевропейскому летнему времени (16:54 по всемирному координированному времени ). [ 2 ] : стр.108 Самолет вылетел с взлетно-посадочной полосы 28 и направился на запад. [ 8 ] Со взлета самолет набрал высоту нормально. Но через 7,2 км (4,5 миль; 3,9 морских миль) самолет внезапно начал терять высоту и поворачивать вправо вместо того, чтобы следовать по утвержденной траектории полета влево. Когда авиадиспетчеры спросили пилота, собирается ли он повернуть направо, им ответили: «Готовность», после чего радиосвязь была потеряна. [ 6 ]
В 17:56 по центральноевропейскому времени (16:56 по всемирному координированному времени), через одну минуту и 56 секунд полета, самолет исчез с экранов радаров и врезался в поле, мгновенно воспламенив более 2000 кг реактивного топлива. [ 6 ] [ 3 ] Позже официальные лица установили, что самолет совершил пикирующий правый поворот, а затем исчез с экранов радаров. [ 6 ] Горящие обломки были разбросаны на расстоянии от 200 до 300 метров (от 660 до 980 футов) возле домов в Нидерхасли, примерно в 5 километрах (3 мили; 3 морских мили) к северо-западу от взлетно-посадочной полосы в цюрихском аэропорту Клотен . [ 3 ] оба сильно повреждены . С места происшествия были извлечены полетные данные и диктофоны кабины, [ 8 ] Выживших не было. [ 3 ]
Пассажиры
[ редактировать ]Четверо пассажиров были немцами , а трое других — французами , швейцарцами и испанцами .
Окончательный подсчет национальностей пассажиров | |||
---|---|---|---|
Национальность | Пассажиры | Экипаж | Общий |
Германия | 4 | 0 | 4 |
Франция | 1 | 1 | 2 |
Швейцария | 1 | 0 | 1 |
Испания | 1 | 0 | 1 |
Молдавия | 0 | 1 | 1 |
Словакия | 0 | 1 | 1 |
Общий | 7 | 3 | 10 |
На момент крушения Crossair была дочерней компанией SAirGroup , которой принадлежал контрольный пакет акций . [ 5 ] Крушение рейса 498 Crossair стало первым случаем за 25-летнюю историю Crossair, когда региональная авиакомпания потеряла самолет. [ 5 ] Это была самая смертоносная авария, произошедшая с SAirGroup после крушения рейса 111 авиакомпании Swissair , самолета MD-11, летевшего из Нью-Йорка в Женеву , который упал в Атлантический океан у берегов Новой Шотландии 2 сентября 1998 года, в результате чего погибли все 229 человек на борту. [ 3 ]
Катастрофа произошла в разгар ожесточенного спора между трудовым коллективом и руководством компании Crossair и ее пилотами по поводу возможного повышения заработной платы и изменения правил работы. Профсоюз пилотов только что расторгнул соглашения об оплате труда с Crossair в декабре 1999 года, а расторжение вступило в силу летом 2000 года. Кроме того, еще до катастрофы два пилота Crossair сообщили швейцарским СМИ, что некоторые иностранные пилоты, нанятые Crossair, представляют угрозу безопасности, поскольку о недостаточном знании английского языка. Эти два пилота были уволены из Crossair, но затем были избраны главой профсоюза пилотов «Crossair Cockpit Personnel (CCP)». [ 6 ] [ 8 ] Расследование катастрофы позже показало, что пилот Грузин и второй пилот Колесар могли общаться друг с другом только на английском языке, но способность Грузина говорить по-английски была слишком ограничена, чтобы поддерживать что-то большее, чем простой разговор. [ 10 ]
После крушения и Crossair, и CCP, включая пилотов, которые ранее общались со СМИ и были уволены, публично заявили, что совпадение между происшествием и спором было очень неудачным и что сообщения об ошибке пилота, причастной к катастрофе, были спекуляциями. , [ 8 ] хотя позже было установлено, что именно этот вывод стал вероятной причиной аварии. [ 2 ] : стр.108
Расследование
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]При обследовании тела пилота Павла Грузина в его мышечной ткани были обнаружены следы препарата феназепам , седативного средства класса бензодиазепинов . [ 10 ] В багаже Грузина следователи также обнаружили открытую упаковку с наркотиком российского производства. [ 10 ]
Причины
[ редактировать ]Согласно отчету о расследовании Швейцарского бюро по расследованию авиационных происшествий (AAIB), происшествие произошло из-за того, что летный экипаж потерял контроль над самолетом по следующим причинам: [ 2 ] : стр.107
- Экипаж отреагировал неадекватно, когда авиадиспетчерская служба выдала разрешение на вылет.
- Второй пилот сделал запись без указания командира, что связано с изменением стандартного вылета по приборам СИД ЗУЭ 1. При этом он опустил выбор направления поворота.
- Командир отказался от использования автопилота в условиях полета по приборам и на трудоемком этапе набора высоты.
- Командир перевел самолет в спиральное пикирование вправо, поскольку с вероятностью, граничащей с достоверностью, потерял пространственную ориентацию.
- Первый офицер принял лишь неадекватные меры для предотвращения спирального пикирования или восстановления после него.
Согласно тому же отчету о расследовании, несчастному случаю могли способствовать следующие факторы: [ 2 ] : 107
- Командир оставался в одностороннем порядке твердым в своих представлениях, подсказывающих ему направление поворота налево.
- При интерпретации показаний приборов, отображающих отношение в условиях стресса, командир прибегал к шаблону реакции ( эвристике ), который он изучил ранее.
- Способность командира к анализу и критической оценке ситуации, возможно, была ограничена из-за воздействия бензодиазепинового препарата феназепама , обнаруженного в его мышечной ткани.
- После перехода на стандартный вылет по приборам СИД ЗУЭ 1Y экипаж расставил неверные приоритеты в выполнении своих задач и его концентрация осталась односторонней.
- Компания Crossair не знакомила командира систематически с особенностями западных систем и процедур в кабине.
Следствие рассмотрело возможность электромагнитных помех и протестировало аналогичный самолет с использованием мобильных телефонов. Он пришел к выводу, что «нет никаких признаков того, что на системы самолета негативно влияют электромагнитные помехи (EMI)».
Драматизация
[ редактировать ]Авиакатастрофа была показана в эпизоде 13 сезона (2013–14) «Трудностей перевода» канадского телесериала « Первомайский день» (называемого «Авиационная чрезвычайная ситуация и воздушные катастрофы в США» и «Расследование авиакатастроф в Великобритании и других странах мира»). . [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 821 Аэрофлота
- Индонезия, рейс 8501 AirAsia
- Рейс 294 авиакомпании West Air Швеция
- ТАРОМ, рейс 371
- Рейс 604 авиакомпании Flash Airlines
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа самолета ASN Saab 340B HB-AKK Nassenwil» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Отчет о расследовании авиационного происшествия с самолетом Saab 340B, регистрация HB-AKK рейса Crossair LX498, 10 января 2000 года недалеко от Нассенвиля / ZH» (PDF) . Бюро по расследованию авиационных происшествий . 21 октября 2002 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 апреля 2008 г. . Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Абегг, Эрнст Э. (10 января 2000 г.). «Самолет Crossair разбился под Цюрихом» . АП НОВОСТИ . Ассошиэйтед Пресс .
- ^ Jump up to: а б с Бирмингем Пост . (11 января 2000 г.). Десять человек погибли в огненном шаре самолета.
- ^ Jump up to: а б с д Авиационная газета . (11 января 2000 г.). В компании Crossair произошла первая авария Saab 340 недалеко от Цюриха. Том 339; выпуск 7; п. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Абегг, Эрнст Э. (11 января 2000 г.). «Самолет вошел в пикирование, перед тем как разбиться повернул направо, - говорят следователи». АП НОВОСТИ . Ассошиэйтед Пресс .
- ^ «Имена жертв» . crossair.ch . Кроссэр . 11 января 2000 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2000 г. Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Еженедельник деловой авиации. Архивировано 20 августа 2008 г. в Wayback Machine (17 января 2000 г.). Первая смертельная авария Crossair произошла на фоне беспорядков в сфере труда и управления. Том 70; выпуск 3; п. 27.
- ^ «Авиакатастрофа в Цюрихе унесла жизни 10 человек» . Новости ЦБК . Ассошиэйтед Пресс . 11 ноября 2000 г.
- ^ Jump up to: а б с Абегг, Эрнст Э. (23 августа 2002 г.). Ассошиэйтед Пресс . Следователи: Пилот авиакатастрофы в Швейцарии принимал транквилизаторы.
- ^ «Трудности перевода». Первое мая . 13 сезон. 2014. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние СМИ | |
---|---|
Изображения | |
![]() | |
![]() | |
Видео | |
![]() |
- Пресс-портал Crossair ( Архив ) - содержит пресс-релизы о рейсе 498 Crossair.
- Имена жертв ( Архив )
- Отчет о расследовании аварии самолета Saab 340B, регистрация HB-AKK рейса Crossair CRX498 10 января 2000 г. недалеко от Нассенвиля / ZH ( Архив ) - Бюро по расследованию авиационных происшествий (перевод)
- Немецкая версия ( Архив , оригинал)
- Французская версия ( Архив , перевод)
- Подробности ДТП ( Архив )
- Стенограмма диктофона кабины экипажа
- Авиационные происшествия и происшествия в 2000 г.
- Аварии и происшествия с участием Saab 340
- Авиакатастрофы и инциденты, вызванные ошибкой пилота
- Авиационные происшествия и происшествия в Швейцарии
- 2000 в Швейцарии
- Перекрестные происшествия и инциденты
- События января 2000 года в Европе
- 2000 катастроф в Швейцарии