Рейс 330 авиакомпании Swissair
![]() HB-ICD, задействованный самолет, замечен в 1969 году. | |
Бомбардировка | |
---|---|
Дата | 21 февраля 1970 г. |
Краткое содержание | Террористический взрыв, вызвавший потерю контроля |
Сайт | 2 км (1,3 миллиметра) к западу от Вюренлингена , Швейцария. 47 ° 32'11 ″ с.ш. 8 ° 14'23 ″ в.д. / 47,53639 ° с.ш. 8,23972 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Convair CV-990-30A-6 Коронадо |
Название самолета | Базелленд |
Оператор | Свиссэйр |
Номер рейса ИАТА. | СР330 |
Номер рейса ИКАО. | КСВ330 |
Позывной | СВИССЭР 330 |
Регистрация | HB-ICD |
Начало рейса | Аэропорт Цюрих-Клотен , Швейцария |
Остановка в пути | Международный аэропорт Тель-Авив-Лод , Израиль |
Место назначения | Аэропорт Кай Так , Британский Гонконг |
Оккупанты | 47 |
Пассажиры | 38 |
Экипаж | 9 |
Погибшие | 47 |
Выжившие | 0 |


Рейс 330 Swissair ( SR330/SWR330 ) был регулярным рейсом из аэропорта Цюриха в Клотене , Швейцария , в Гонконг с запланированной остановкой в Тель-Авиве , Израиль . Бомба, заложенная двумя членами ООП , взорвалась вскоре после взлета, в результате чего самолет разбился, в результате чего погибли все 47 пассажиров и экипаж. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]21 февраля 1970 г. HB-ICD. [ 3 ] членами экипажа . По маршруту летел самолет Convair CV-990 Coronado под названием «Baselland» с 38 пассажирами и девятью Бомба взорвалась в кормовой грузовой кабине самолета примерно через девять минут после взлета, во время набора высоты по южному курсу примерно в 12:15 UTC в районе Люцерна к северу от перевала Сен-Готард . Экипаж попытался развернуть самолет и совершить вынужденную посадку в Цюрихе, но не смог увидеть приборы из-за дыма в кабине. Самолет все больше и больше отклонялся на запад и вскоре разбился в лесистой местности в Вюренлингене недалеко от Цюриха , Швейцария, из-за отключения электроэнергии. Все находившиеся на борту самолета погибли. [ 4 ]
На место происшествия на вертолете был доставлен правительственный авиаинспектор. Вскоре за ним последовала группа из 50 следователей. В полиции сообщили, что женщина сдала 9-мм пистолет. Пистолет найден на месте крушения сразу после катастрофы. Некоторые обломки, в том числе куски ткани, были разбросаны по верхушкам и ветвям деревьев.
Сразу же заподозрили саботаж. Возможным мотивом была месть Швейцарии за троих палестинцев, приговоренных швейцарским судом к 12 годам тюремного заключения. Швейцарские информационные агентства сообщили, что ответственность взяла на себя отколовшаяся от Организации освобождения Палестины группа (ООП), хотя в других сообщениях СМИ говорилось, что группа отрицает свою причастность. [ 5 ] [ 6 ] Швейцарский следственный судья Роберт Акерет лично передал свой 165-страничный отчет федеральному генеральному прокурору Хансу Вальдеру. Согласно этому сообщению, взрыв совершили два члена ООП . [ 7 ]
Была использована бомба с барометрическим срабатыванием. В тот же день еще одна бомба взорвалась на борту самолета Austrian Airlines, в Вену, следовавшего Caravelle после взлета из Франкфурта . «Каравелла» благополучно приземлилась.
Стенограмма управления воздушным движением
[ редактировать ](Начало разговора с диспетчером Цюриха. Примечание: разговор на записи начинается после первого взрыва.)
Swissair 330 : А, 330, у нас проблемы с компрессией салона, нам пора возвращаться в Цюрих.
УВД Цюриха : Роджер, какой у тебя фактический уровень?
Swissair 330 : 140, запросите обратный курс.
УВД Цюриха : Роджер затем поворачивает направо, Swissair 330.
Swissair 330 : Цюрих, рейс Swissair 330, мы подозреваем взрыв в кормовой части самолета, на данный момент все в порядке, но мы немедленно запрашиваем разрешение на снижение и противопожарное оборудование на земле... для посадки.
УВД Цюриха : Swissair 330, скажите еще раз, пожалуйста?
Swissair 330 : Мы также просим полицию, эээ… расследовать инцидент.
Swissair 330 : Цюрих Swissair 330, у нас на борту пожар....просим немедленную посадку.
Swissair 330 : Это экстренный рейс из Цюриха с рейса 330.
Swissair 330 : 338(0), у нас проблемы с электричеством, ур... (Неразборчиво)
УВД Цюриха : (неразборчиво)
(И микрофоны ATC, и микрофоны с пилотной манипуляцией одновременно создают небольшой гетеродин.)
(Приглушенный голос экипажа Swissair указывает либо на проблемы с радио, либо на то, что пилоты говорят через кислородные маски.)
УВД Цюриха : Swissair 330, Swissair 330. Я больше не могу вас читать, я больше не могу вас читать. Пожалуйста, продолжайте свой курс, э-э, 330. (звук визга микрофона).
УВД Цюриха : Swissair 330, вы... теперь полностью сбились с пути.
Swissair 330 : Э-э, 330, можете ли вы сообщить мне мою позицию?
УВД Цюриха : Вы проезжаете Баден (громкий визг) , остановитесь сейчас.
Swissair 330 : Невозможно.
УВД Цюриха : Роджер 330, по какому курсу вы сейчас идете?
Swissair 330 : Объявляем чрезвычайную ситуацию! У нас на борту огонь и дым, я ничего не вижу!
Swissair 330 : 330 терпит крушение, (пауза) всем до свидания, всем до свидания! (последняя передача с самолета)
УВД Цюриха : Swissair 330, курс 080, пожалуйста.
УВД Цюриха : Swissair 330, пожалуйста, откройте окно, Swissair 330, откройте окно, пожалуйста.
УВД Цюриха : 330, я больше не могу вас читать.
(Конец записи).
Отрезок записи находится в публичном доступе на таких сайтах, как YouTube .
История почты
[ редактировать ]Как отмечено у Киббла ( Арабско-израильский конфликт: нет обслуживания, возвращенная и захваченная почта , 2014 г.) [ 8 ] - 21 февраля 1970 года рейс 330 Swissair вылетел из Цюриха, Швейцария, в Тель-Авив, Израиль. Бомба взорвалась в задней грузовой кабине через девять минут после взлета. Экипаж попытался развернуть самолет и совершить вынужденную посадку в Цюрихе, но вскоре он разбился в лесистой местности в Вюренлингене, недалеко от Цюриха. Бомба со спусковым крючком высотомера была помещена в посылку, отправленную на израильский адрес палестинскими экстремистами. Все 47 человек на борту (38 пассажиров и 9 членов экипажа) погибли. После крушения было обнаружено небольшое количество почты, которое высоко ценится коллекционерами аварийной почты.
На любую почту, уцелевшую после крушения, была нанесена черная инструкция на французском языке, которая в переводе гласит: [ 8 ]
Корреспонденция от «Коронадо», упавшего в Вюренлингене. Почтовое отделение Цюриха 58
Взрыв в Коронадо привел к изменению практики почтовых отправлений по всему миру. В частности, почта, отправляемая или направляемая в Израиль через Великобританию, Италию и США, в ближайшем будущем должна была быть отправлена наземной почтой. Авиапочта в Израиль больше не разрешалась. [ 8 ]
В отчете Еврейского телеграфного агентства от 25 февраля 1970 года под названием «Авиапочта из Европы не доставляется в Израиль, несмотря на заверения, что это произойдет», говорится следующее: [ 8 ] [ 9 ]
Авиапочта из Европы сегодня в Израиль не прибыла, несмотря на заверения нескольких авиакомпаний, что поставки продолжатся. По меньшей мере дюжина международных перевозчиков приостановили почтовые и грузовые перевозки в Израиль после фатальной катастрофы самолета Swissair в прошлую субботу. Авиакомпании заявили, что эта мера носит временный характер, а некоторые вчера объявили, что отменяют запрет. Но сегодня в аэропорту Лидды приземлились самолеты западногерманской Lufthansa, британской BEA и Swissair без сумок с почтой. Капитан рейса Swissair отказался принимать исходящую почту, но согласился, когда почтовые власти сообщили ему, что он действует вопреки инструкциям своей компании. Вчера Израиль сделал решительные заявления в Международном почтовом союзе против любых задержек в доставке зарубежной почты.
Обвинения после катастрофы
[ редактировать ]В книге под названием Schweizer Terrorjahre: Das geheime Abkommen mit der PLO журналист NZZ Марсель Гир исследовал возможные причины, по которым ни один из подозреваемых террористов не был осужден. Тезис Гира заключается в том, что в 1970 году Швейцария и ООП заключили секретную сделку, организованную тогдашним социал-демократов федеральным советником Пьером Грабером , которая, среди прочего, гарантировала, что два главных подозреваемых в нападении не были арестованы, но, прежде всего, это Палестинцы гарантировали, что они больше не будут совершать нападения на швейцарские объекты в будущем. Взамен, утверждал Гир, Швейцария предоставила тогдашней находившейся в международной изоляции ООП разрешение открыть офис в штаб-квартире ООН в Женеве. [ 10 ]
В ходе расследования 2016 года швейцарский парламент не обнаружил никаких доказательств того, что такая сделка когда-либо была согласована. [ 11 ] Фриц Бланкарт, занимавший пост государственного секретаря Швейцарии в 1970 году, также отверг существование соглашения. [ 12 ] В интервью 2020 года Руди Берлингер, сын капитана Swissair 330 Карла Берлингера, заявил, что не принимает выводы парламента, и призвал Швейцарию, США, Израиль и Германию полностью открыть свои архивы, касающиеся катастрофы. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Террористические инциденты против еврейских общин и граждан Израиля за рубежом, 1968-2003 гг.» . Международный институт по борьбе с терроризмом. 20 декабря 2003 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2021 г. Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Рубин, Барри; Рубин, Джудит Колп (2015). Хронологии современного терроризма . Рутледж. п. 186. ИСБН 9781317474654 .
- ^ «Авиафото № 0108667: Convair 990A Coronado (30A-6) — Swissair» . Авиалайнеры.нет . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ «Окончательный отчет Федеральной комиссии по расследованию авиационных происшествий об авиационном происшествии с самолетом Swissair Convair Convair 30 A CV-990 A «Coronado» HB-ICD 21 февраля 1970 г. недалеко от Вюренлингена / AG - заседание комиссии 21/22 апреля 1972 г.» (PDF) . Швейцарский совет по расследованию безопасности на транспорте (на немецком языке).
- ^ swissinfo.ch (21 февраля 2020 г.). « Всем до свидания»: катастрофа Swissair 330» . SWI swissinfo.ch .
- ^ "Нью-Йорк Таймс", 22 февраля 1970 г.
- ^ swissinfo.ch (21 февраля 2020 г.). « Всем до свидания»: катастрофа Swissair 330» . SWI swissinfo.ch . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Киббл, Дэрил Р. (2014). Арабо-израильский конфликт: нет обслуживания, возвращенная и захваченная почта . Перт: Яркое издательство. стр. 299–306. ISBN 978-1-925086-58-4 .
- ^ «Остановить авиапочту из Европы в Израиль; терроризм расследован» . Страж . 5 марта 1970 года . Получено 28 июня 2021 г. - через Национальную библиотеку Израиля.
- ^ ««Швейцарские годы террора»: деликатная сделка с ООП» . 20 января 2016 г.
- ^ swissinfo.ch, SWI (19 мая 2016 г.). «Парламент не нашел доказательств сделки с ООП» . SWI swissinfo.ch . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ swissinfo.ch, SWI (06 февраля 2016 г.). «Бывший высокопоставленный чиновник отрицает сделку Швейцарии с ООП» . SWI swissinfo.ch . Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ Хостеттлер, Отто (14 февраля 2020 г.). «Атака Swissair на Вюренлинген в 1970 году: «Я наконец хочу узнать, что произошло»» (на швейцарском верхненемецком языке). ISSN 1661-7444 . Проверено 26 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с рейсом 330 Swissair, на Викискладе?
- (на немецком языке) Заключительный отчет рейса 330
- (на немецком языке) Хубер, Дэниел. « Мы терпим крах – всем до свидания» . 20 минут . 19 февраля 2010 г.
- Видео места крушения из Associated Press. архива
- Убийства 1970 года в Швейцарии
- Взрывы авиалайнеров
- Авиационные происшествия и происшествия 1970 г.
- Аварии и происшествия с участием Convair 990 Coronado
- Авиационные происшествия и происшествия в Швейцарии
- Взрывы с использованием самодельных взрывных устройств в 1970 году.
- Массовые убийства 20-го века в Европе
- События февраля 1970 года в Европе
- Массовое убийство в 1970 году.
- Массовое убийство в Швейцарии.
- Палестинские террористические инциденты в Швейцарии
- Авиакатастрофы и инциденты Swissair
- Террористические инциденты в Европе в 1970 году
- Нападения на самолеты палестинских группировок боевиков
- Резня, совершенная Организацией освобождения Палестины