Рейс 201 авиакомпании Copa Airlines
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 6 июня 1992 г. |
Краткое содержание | Неисправность приборов, приводящая к пространственной дезориентации и ошибке пилота ; потеря управления, приводящая к развалу самолета в полете |
Сайт | Дариен Гап , недалеко от Тукути , Панама 7 ° 54'42 "N 78 ° 1'18" W / 7,91167 ° N 78,02167 ° W |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 737-204 Расширенный [ 1 ] |
Оператор | Копа Эйрлайнз |
Регистрация | HP-1205CMP |
Начало рейса | Международный аэропорт Токумен |
Место назначения | Международный аэропорт Альфонсо Бонилья Арагон |
Оккупанты | 47 |
Пассажиры | 40 |
Экипаж | 7 |
Погибшие | 47 |
Выжившие | 0 |
Рейс 201 авиакомпании Copa Airlines [ 2 ] был регулярным пассажирским рейсом из международного аэропорта Токумен в Панама-Сити, Панама , в международный аэропорт Альфонсо Бонилья Арагон в Кали , Колумбия . 6 июня 1992 года самолет Boeing 737-204 Advanced, следовавший по этому маршруту, перевернулся, вошел в крутое пикирование, распался в воздухе и через 29 минут после взлета врезался в джунгли Дарьенского ущелья , в результате чего погибли все 47 человек, находившиеся на борту. Авария в полете была вызвана неверными показаниями приборов и рядом других факторов, в том числе незаконченной подготовкой.
Рейс 201 — самая смертоносная катастрофа в истории панамской авиации и единственная катастрофа со смертельным исходом в истории Copa Airlines . [ 3 ] [ 4 ]
Самолет и экипаж
[ редактировать ]12-летней давности Это был Боинг 737-200 с регистрационным номером HP-1205CMP, пилотируемый капитаном Рафаэлем Карлосом Чиалом (53 года) и первым помощником Чезарео Техада (25 лет) с 5 бортпроводниками на этом рейсе. [ 5 ] На борту Copa 201 находились 40 пассажиров и 7 членов экипажа. Самолет был изготовлен в 1980 году и поступил на вооружение авиакомпании Britannia Airways с бортовым номером G-BGYL. Самолет был приобретен Copa Airlines за 2 месяца до крушения в результате лизингового соглашения, которое обе компании заключили в 1990-х годах, и самолет все еще использовал гибридную ливрею Britannia/Copa (все еще носил полосы Britannia, но с надписями «Copa»). на носовой части и хвосте фюзеляжа, а также панамский флаг на средней части фюзеляжа) на момент катастрофы. [ 1 ]
Крушение
[ редактировать ]Рейс 201 вылетел с взлетно-посадочной полосы 21L в международном аэропорту Токумен в Панама-Сити в 20:37 по местному времени как регулярный пассажирский рейс в Кали , Колумбия , с 40 пассажирами и 7 членами экипажа. [ 3 ] Среди пассажиров были колумбийские торговцы, ведущие бизнес в Панаме. [ 3 ] В 20:47, примерно через 10 минут после взлета, капитан Чиал связался с авиадиспетчерской службой Панама-Сити и запросил информацию о погоде. Диспетчер сообщил, что в 30–50 милях (26–43 морских миль; 48–80 км) от их позиции была зона очень плохой погоды.
В 20:48 капитан Чиал установил еще один радиоконтакт с просьбой разрешить УВД Панама-Сити лететь по другому маршруту из-за предстоящей суровой погоды. Новый маршрут пролетит над провинцией Дарьен . Минуту спустя, в 20:49, Панамский центр управления получил третье сообщение от капитана Чиала, который сообщил о достижении крейсерской высоты полета 250 (около 25 000 футов или 7600 метров).
Сообщается, что в 20:54 капитан сообщил о проблемах с самолетом и обратился с просьбой вернуться в Токумен, что было удовлетворено.
Проблемы с самолетом начались незадолго до завершения возврата на курс после отклонения от шторма. ADI начал показывать пилотам ложные данные, лишь изредка обновляя угол крена из-за короткого замыкания, что сбивало пилотов с толку. Наконец, в 20:56 рейс 201 накренился вправо, вошел в крутое пикирование под углом 80 градусов вправо и начал бесконтрольно перекатываться, ускоряясь к земле. Несмотря на попытки капитана Чиала и первого помощника Техады выровняться, самолет продолжал крутое пикирование, пока не превысил скорость звука и не начал разваливаться на части на высоте 10 000 футов (3 000 м). С большинства тел содрали одежду и выбросили из самолета. [ 3 ] Рейс 201 врезался в джунгли в Дариенском ущелье на скорости 486 узлов (900 км/ч; 559 миль в час), в результате чего погибли все 47 человек, находившихся на борту. [ 6 ]
В 20:57 служба управления воздушным движением Токумена безуспешно пыталась связаться с рейсом, пока не получила радиосообщение от самолета KLM DC-10, приближавшегося к аэропорту, в котором сообщалось, что они перехватили сигнал бедствия от транспондера рейса 201 в определенном районе. между колумбийской границей и провинцией Дарьен, в нескольких километрах от их позиции. После нескольких безуспешных попыток связаться с пропавшим самолетом диспетчерская служба Токумен наконец объявила в аэропорту полную чрезвычайную ситуацию и проинформировала колумбийский центр УВД в Боготе о пропавшем самолете. На рассвете следующего дня поисковые самолеты были отправлены к последней известной позиции рейса 201. [ 3 ] [ 7 ]
Через 8 часов поисковики заметили первые обломки в джунглях Дарьенского ущелья. [ 8 ] Из-за удаленности района и сложности доступа спасателям потребовалось 12 часов, чтобы добраться до места происшествия. [ 3 ] [ 9 ]
Поскольку тела жертв и различные части фюзеляжа самолета были разбросаны в радиусе 10 километров (6 миль), процесс восстановления был чрезвычайно трудным. После того, как следователи прибыли на место крушения, началось расследование по установлению причин крушения. [ 10 ]
Национальности жертв
[ редактировать ]На борту самолета находились 47 человек: 40 пассажиров и экипаж из семи человек. Погибли 36 колумбийцев, 8 панамцев, 2 американца и 1 итальянец.
Национальность | Пассажиры | Экипаж | Общий |
---|---|---|---|
Колумбия | 36 | 0 | 36 |
Панама | 1 | 7 | 8 |
Соединенные Штаты | 2 | 0 | 2 |
Италия | 1 | 0 | 1 |
Общий | 40 | 7 | 47 |
Экспертиза и расследование
[ редактировать ]Диктофон в кабине экипажа был обнаружен и доставлен в Панама-Сити, а затем в Соединенные Штаты для анализа Национальным советом по безопасности на транспорте . [ 3 ] Однако аналитики NTSB обнаружили, что лента была повреждена из-за ошибки обслуживания. Его отремонтировали, но запись на пленке была с другого полета. Расследователям катастроф повезло больше с самописцем полетных данных , который показал, что перед тем, как разбиться, самолет находился в пикировании на высокой скорости. [ 3 ] Рузвельт также показал, что самолет внезапно несколько раз накренился менее чем за секунду, что считалось беспрецедентным для коммерческого самолета.
Позже проблема была связана с неисправным жгутом проводов в приборах индикатора направления (ADI). Провода были изношены из-за повреждения в результате длительного перенапряжения, что вызвало периодическое короткое замыкание в потоке данных от вертикального гироскопа (VG) на стороне пилота, VG-1, к ADI на стороне пилота. Поскольку Рузвельт получал информацию от VG-1, он отображал неправильную информацию, и «внезапные» крены самолета, зафиксированные Рузвельтом, на самом деле были гораздо более постепенными.
Эта проблема усугубилась во время аварийного полета. Имеется два дисплея ADI, независимо питаемые от собственного VG: одна пара ADI/VG для пилота, отдельная пара для второго пилота. В случае возникновения проблемы с одним из VG экипаж может вручную переключить любой ADI на использование другого VG. Переключатель капитанского АДИ был обнаружен на месте катастрофы в положении «Оба на ВГ-1», питающем оба АДИ от одного и того же, периодически неисправного, ВГ со стороны пилота.
Как следствие, оба ADI на мгновение останутся неизменными (новые данные не поступят), заставляя экипаж полагать, что самолет все еще летит в определенном положении, тем самым вызывая дальнейшие управляющие воздействия со стороны экипажа, ожидая, что ADI покажет что они добились нового отношения, как просили. По сути, ADI сообщил экипажу, что самолет все еще кренится влево, тем самым побуждая пилота активнее крениться вправо. В результате этой реакции самолет развернулся почти на 80 градусов и привел к крутому пикированию без возможности восстановления. [ 3 ]
Следственная группа также установила, что резервный ADI (дежурный), вероятно, был доступен пилотам во время периодического отказа основных систем приборов (послеударное повреждение индикатора дежурного режима показало, что он работал исправно до момента удара). с землей), но из-за неэффективной процедуры перекрестной проверки, проведенной пилотами, резервный ADI не был правильно использован для выявления проблемы и выбора надежного источника информации о высоте.
Еще одним фактором, способствовавшим катастрофе, было то, что программа наземного обучения Copa Airlines была неэффективной, поскольку она не предоставляла достаточно информации, касающейся различий между воздушным судном и управлением ресурсами экипажа, чтобы дать летному экипажу знания для преодоления прерывистого индикатора ориентации. ошибок и поддерживать управление самолетом с помощью вспомогательных приборов ADI/VG. Более того, на аварийном самолете пилоты пытались применить то, чему научились на тренажере по этому вопросу, но из-за перемещения переключателя АДИ в положение «Оба на ВГ-1» и недостаточности информации во время их обучение; ссылка от VG-2 была потеряна, и, как следствие, пилоты не смогли выявить проблему. [ 11 ] [ 4 ]
Еще одним фактором, способствовавшим катастрофе, стали нестандартные конфигурации кабин самолетов парка компании, в том числе несоответствие самолетов и тренажеров, используемых для обучения. Это вызвало путаницу у пилотов при определении настроек переключателей ADI для самолета, который находился в эксплуатации в тот момент.
Несмотря на некоторое сходство с другими инцидентами, связанными с Боингом 737 в 1990-х годах (такими как рейс 585 United Airlines ), возможность отклонения руля направления в полете была исключена как возможная причина крушения. Однако рейс 201 был зарегистрирован по категории «происшествия, связанные с подозрительным отклонением руля направления».
Рассказы очевидцев
[ редактировать ]Утром следующего дня колумбийские и панамские радиостанции сообщили, что некоторые жители Тукути и других деревень, близлежащих к месту крушения, рассказали, что в ночь катастрофы они почувствовали очень сильный взрыв; Между тем другие заявили, что видели горящий объект, падавший с неба в сторону джунглей. [ 12 ]
Однако эти сообщения в конечном итоге были опровергнуты главой управления гражданской авиации Панамы Зосимо Гуардиа, который утверждал, что самолет не мог взорваться перед тем, как разбиться. [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]Ответ авиакомпании Copa Airlines
[ редактировать ]После катастрофы Copa предоставила билеты в Панама-Сити семьям жертв; Главные исполнительные члены Copa Holdings объявили о проведении постоянного экстренного совещания в главной штаб-квартире авиакомпании в Панама-Сити.
Copa Airlines пришлось усилить свою программу обучения летных экипажей: в частности, пилотов, обучающихся пилотированию различных типов самолетов, а также некоторым навыкам, таким как преодоление периодических ошибок индикатора ориентации (ADI) и способность сохранять контроль над самолетом во время полета. отказы приборов в неблагоприятных погодных условиях. Copa также пришлось реконфигурировать работу своего парка путем капитального ремонта, пока она не стала одной из самых современных и безопасных авиакомпаний в Америке. [ нужна ссылка ]
Авария остается самой смертоносной авиакатастрофой в истории панамской авиации и Copa Airlines по состоянию на 2024 год. [ 4 ]
Судебные процессы
[ редактировать ]В результате аварии родственники погибших в авиакатастрофе подали 49 исков о неправомерной смерти против компании Lucas Aerospace , одного из поставщиков комплектующих для Boeing 737. Дело было урегулировано во внесудебном порядке за нераскрытую сумму. [ 13 ]
В 1993 году один из родственников Кларизы Бернал Луна, одной из пассажиров рейса из США, подал иск против Copa Airlines в федеральный суд Техаса, утверждая, что авиакомпания продала пассажиру билет через туристическое агентство. в Хьюстоне, хотя у авиакомпании нет операционного центра в Техасе. В конечном итоге дело было прекращено судом 30 марта 1994 года. [ 14 ]
Освещение в СМИ
[ редактировать ]Через год после крушения история крушения рейса 201 и его расследование были показаны в документальном фильме WGBH , BBC и NDR . Он был показан в США в сериале PBS NOVA под названием «Таинственная крушение рейса 201» 30 ноября 1993 года. [ 3 ] в Соединенном Королевстве и в сериале Horizon под названием Air Crash - The Deadly Puzzle 14 февраля 1994 года. [ 15 ]
Авария также стала темой эпизода 14-го сезона канала Discovery / National Geographic сериала «Первомайский день» . Премьера эпизода с участием рейса 201 под названием « Sideswiped » состоялась в марте 2015 года. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «HP-1205CMP COPA Боинг 737-204(A) — cn 22059 / ln 631 — Planespotters.net» . planespotters.net. Архивировано из оригинала 8 июля 2008 г. Проверено 6 сентября 2008 г.
- ^ «Краткое описание ИКАО» (PDF) . ИКАО . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Таинственная крушение рейса 201». Нова . 30 ноября 1993 г. PBS. ИМДБ 0957980 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 737-204 HP-1205CMP Tucuti» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ «47 человек погибли в результате крушения панамского авиалайнера» . Лос-Анджелес Таймс . 8 июня 1992 года . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Эль Тьемпо (11 июня 2012 г.). «Взрыв самолета: погибло 47 человек» . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ «Официально: злосчастный самолет попал в грозу» . Новые времена проливов . 9 июня 1992 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Обнаружены обломки панамского самолета» . Манильский стандарт . 9 июня 1992 года.
- ^ «Джунгли затрудняют работу на месте крушения» . Адвокат Виктории . 9 июня 1992 года.
- ^ «47 человек погибли в результате крушения панамского самолета» . Пресс-обзор . 8 июня 1992 года.
- ^ «Крушение самолета Copa Airlines 737 в Южной Америке в 1992 году во время шторма» . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ «Панамский Боинг 737 разбился в джунглях с 47 людьми на борту» . Архив газеты ABC . 8 июня 1992 года . Проверено 26 августа 2013 г.
- ^ «Каплан, Массамилло и Эндрюс, ООО» . www.kmalawfirm.com . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ «ЛУНА против КОМПАНИИ ПАНАМЕНА – 851 F.Supp. 826 (1994) – upp82611547 – Leagle.com» . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ «Авиакатастрофа — смертельная головоломка (1994)» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2009 года . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ "Сайдсвайп". Первое мая . Сезон 14. Эпизод 4. 2015. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- PlaneCrashInfo.Com – Запись о рейсе 201 COPA
- Фотографии самолета в ливрее Britannia Airways – Airliners.Net
- Изображение самолета в гибридной ливрее Copa/Britannia – MyAviation.Net [ постоянная мертвая ссылка ]
- Описание происшествия в Сети авиационной безопасности
- AirDisaster.Com — Запись о рейсе 201 COPA [узурпировал] ( Архив [узурпировал] )
- Авиационные происшествия и происшествия в 1992 г.
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные отказом приборов
- Авиационные происшествия и происшествия в Панаме
- 1992 год в Панаме
- Аварии и инциденты с участием Boeing 737 Original
- Авиакатастрофы и инциденты Copa Airlines
- События июня 1992 года в Северной Америке
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные потерей управления