Пространственные способности

Пространственные способности или зрительно-пространственные способности — это способность понимать, рассуждать и запоминать визуальные и пространственные отношения между объектами или пространством. [1]
Визуально-пространственные способности используются для повседневного использования: навигации, понимания или ремонта оборудования, понимания или оценки расстояния и измерений, а также выполнения работы. Пространственные способности также важны для успеха в таких областях, как спорт, технические способности, математика , естественные науки, инженерное дело , экономическое прогнозирование, метеорология , химия и физика . [2] [3] Пространственные способности включают не только понимание внешнего мира, но также обработку внешней информации и рассуждение с ее помощью посредством представления в уме.
Определение и виды
[ редактировать ]Пространственные способности — это способность понимать, рассуждать и запоминать визуальные и пространственные отношения между объектами или пространством. [1] Существует четыре распространенных типа пространственных способностей, которые включают пространственное или зрительно-пространственное восприятие, пространственную визуализацию, умственное сгибание и умственное вращение . [4] Каждая из этих способностей имеет уникальные свойства и важность для многих типов задач, будь то на определенных работах или в повседневной жизни. Например, пространственное восприятие определяется как способность воспринимать пространственные отношения относительно ориентации своего тела, несмотря на отвлекающую информацию. [5] С другой стороны, умственное вращение — это умственная способность быстро и точно манипулировать и вращать 2D- или 3D-объекты в пространстве. [4] Наконец, пространственная визуализация характеризуется как сложные многоэтапные манипуляции с пространственно представленной информацией. [5] Эти три способности опосредованы и поддерживаются четвертым пространственным когнитивным фактором, известным как пространственная рабочая память. Пространственная рабочая память — это способность временно хранить определенное количество зрительно-пространственных воспоминаний под контролем внимания для выполнения задачи. [6] Эта когнитивная способность опосредует индивидуальные различия в способности к пространственным способностям более высокого уровня, таким как умственное вращение.
Пространственное восприятие
[ редактировать ]
Пространственное восприятие определяется как способность воспринимать пространственные отношения относительно ориентации своего тела, несмотря на отвлекающую информацию. [4] Оно состоит из способности воспринимать и визуально понимать внешнюю пространственную информацию, такую как особенности, свойства, измерения, формы, положение и движение. [7] Например, когда кто-то движется по густому лесу, он использует пространственное восприятие и осознание. Другой пример: пытаясь понять взаимоотношения и механику внутри автомобиля, они полагаются на свое пространственное восприятие, чтобы понять его визуальную структуру. Тесты, измеряющие пространственное восприятие, включают тест с стержнем и рамкой , где испытуемые должны расположить стержень вертикально, рассматривая рамку с ориентацией под углом 22 градуса, или задачу с уровнем воды , где испытуемые должны нарисовать или определить горизонтальную линию в наклоненной рамке. бутылка. [5]
Пространственное восприятие также очень актуально в спорте. Например, исследование показало, что игроки в крикет , которые быстрее воспринимали информацию с помощью кратко представленных визуальных дисплеев, были значительно лучшими игроками с битой в реальной игре. [8] Исследование 2015 года, опубликованное в журнале Journal of Vision, показало, что футболисты обладают более высокими способностями к восприятию кинематики тела, например, к обработке многозадачных сцен с толпой, в которых участвуют пешеходы, переходящие улицу, или сложных динамических визуальных сцен. [9] Другое исследование спортсменов-фехтовальщиков, опубликованное в журнале Human Kinetics, показало, что уровень достижений сильно коррелирует с навыками пространственного восприятия, такими как зрительное различение, зрительно-пространственные отношения, визуальная последовательная память, узкий фокус внимания и обработка визуальной информации. [10] Обзор, опубликованный в журнале Neuropsychologia, показал, что пространственное восприятие предполагает приписывание значения объекту или пространству, так что их сенсорная обработка фактически является частью семантической обработки поступающей визуальной информации. [11] Обзор также показал, что пространственное восприятие задействует зрительную систему человека в мозгу и теменную долю , которая отвечает за зрительно-моторную обработку и визуально целенаправленное действие. [11] Исследования также показали, что люди, которые играли в стрелялки от первого лица, имели лучшие навыки пространственного восприятия, такие как более быстрое и точное выполнение периферийных задач и задач идентификации при одновременном выполнении центрального поиска. [12] Исследователи предположили, что, помимо улучшения способности распределять внимание, игры в жанре экшн значительно улучшают навыки восприятия, такие как направление внимания сверху вниз к возможным целевым местам. [12]
Ментальное вращение
[ редактировать ]
Ментальное вращение — это способность мысленно представлять и вращать 2D и 3D объекты в пространстве быстро и точно, при этом характеристики объекта остаются неизменными. Ментальные представления физических объектов могут помочь в решении проблем и понимании. Например, Хегарти (2004) показал, что люди манипулируют мысленными представлениями, рассуждая о механических проблемах, например, о том, как работают шестерни или шкивы. [13] Аналогичным образом, Шварц и Блэк (1999) обнаружили, что выполнение таких мысленных симуляций, как наливание воды, улучшает умение людей находить ответы на вопросы о величине наклона, необходимого для контейнеров различной высоты и ширины. [13] В области спортивной психологии тренеры по различным видам спорта (например, баскетболу, гимнастике, футболу или гольфу) поощряют игроков использовать мысленные образы и манипуляции как один из методов достижения результатов в игре. (Джонс и Стат, 1997) [13] Недавние исследования (например, Cherney, 2008) также продемонстрировали доказательства того, что видеоигры при постоянной практике могут улучшить навыки умственного вращения, например, улучшение результатов у женщин после тренировки с игрой, включающей гонку в трехмерной среде. [13] Тот же эффект наблюдался при игре в экшн-видеоигры, такие как Unreal Tournament , а также в популярной популярной игре Тетрис . [14] Головоломки и кубик Рубика — это также занятия, требующие более высокого уровня умственного вращения, и их можно практиковать для постепенного улучшения пространственных способностей. [15] [16] [17]
Ментальное вращение также уникально и отличается от других пространственных способностей, поскольку оно также затрагивает области связанные с моторным моделированием . мозга, [18]
Пространственная визуализация
[ редактировать ]![]() | Этот раздел должен включать краткое описание возможностей пространственной визуализации . ( май 2022 г. ) |
Пространственная визуализация характеризуется как сложные многоэтапные манипуляции с пространственно представленной информацией. [5] Оно включает в себя визуальные образы , которые представляют собой способность мысленно представлять визуальные проявления объекта, и пространственные образы , которые состоят из мысленного представления пространственных отношений между частями или местоположениями объектов или движений. [19]
Пространственная визуализация особенно важна в областях науки и техники. Например, астроном должен мысленно представить себе структуру Солнечной системы и движение объектов внутри нее. [2] Инженер мысленно визуализирует взаимодействие частей машины или здания, которые ему поручено проектировать или с которыми он работает. [2] Химики должны уметь понимать формулы, которые можно рассматривать как абстрактные модели молекул с удаленной большей частью пространственной информации; пространственные навыки важны для восстановления этой информации, когда в формулах необходимы более подробные мысленные модели молекул. [2]
Пространственная визуализация также включает в себя воображение и работу с визуальными деталями измерения, форм, движения, особенностей и свойств посредством мысленных образов и использование этих пространственных отношений для достижения понимания проблемы. В то время как пространственное восприятие предполагает внешнее понимание через чувства, пространственная визуализация — это внутреннее понимание посредством мысленных образов в уме.
Еще одна важная способность пространственной визуализации — это мысленная анимация . [20] Ментальная анимация — это мысленная визуализация движения и движения компонентов внутри любой формы системы или в целом. [20] Эта способность очень важна для механического рассуждения и понимания, например, мысленная анимация в механических задачах может включать в себя мысленную деконструкцию шкивной системы на более мелкие единицы и анимацию их в соответствующей последовательности или законам механической системы. [21] Короче говоря, ментальная анимация — это мысленное представление того, как работают механические объекты, путем анализа движения их меньших частей.
Ментальное складывание — это сложная пространственная визуализация, которая включает в себя складывание двумерного рисунка или материала в трехмерные объекты и представления. [22] По сравнению с другими исследованиями, ментальное складывание было исследовано относительно мало. По сравнению с мысленным вращением, мысленное сворачивание представляет собой нежесткую способность пространственной трансформации, что означает, что характеристики объекта, которым манипулируют, в конечном итоге изменяются в отличие от мысленного вращения. При жестких манипуляциях меняется не сам объект, а его пространственное положение или ориентация, тогда как при нежестких трансформациях, таких как мысленное складывание, изменяются объект и формы. [23] Мысленное складывание в задачах обычно требует серии мысленных вращений, чтобы последовательно сложить объект в новый. Классические тесты на складывание в уме — это задание на складывание бумаги, похожее на оригами . Оригами также требует мысленного складывания: необходимо сложить двумерную бумагу достаточное количество раз, чтобы создать трехмерную фигуру. [22]
Способность визуального проникновения - наименее распространенная задача пространственной визуализации, которая включает в себя способность представить, что находится внутри объекта, на основе внешних особенностей. [24]
Пространственная рабочая память
[ редактировать ]Пространственная рабочая память — это способность временно хранить зрительно-пространственные воспоминания под контролем внимания для выполнения задачи. [6] Эта когнитивная способность опосредует индивидуальные различия в способности к пространственным способностям более высокого уровня, таким как умственное вращение. Пространственная рабочая память предполагает хранение большого количества кратковременных пространственных воспоминаний относительно зрительно-пространственного блокнота. Он используется для временного хранения и манипулирования визуально-пространственной информацией, такой как запоминание форм, цветов, местоположения или движения объектов в пространстве. Он также участвует в задачах, связанных с планированием пространственных движений, например, планированием маршрута через сложное здание. Зрительно-пространственный блокнот можно разделить на отдельные визуальные, пространственные и, возможно, родственно-эстетические (движения) компоненты. Его нейробиологическая функция также коррелирует с правым полушарием мозга. [25]
Половые различия у людей
[ редактировать ]В обширном обзоре исследований половых различий Маккоби и Джеклин сообщили, что мужчины обычно лучше справляются с пространственными задачами, чем женщины, что соответствует результатам других исследований. [4] Они также обнаружили, что практика приводит к быстрому улучшению пространственных способностей у обоих полов. [4]
Профессиональные приложения
[ редактировать ]Исследователи обнаружили, что пространственные способности играют важную роль в получении высшего образования в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM). [26] [27] Исследования показали, что вероятность получения ученой степени в области STEM увеличивается в положительной зависимости от уровня пространственных способностей. Например, исследование 2009 года, опубликованное в « Журнале педагогической психологии», показало, что 45% людей с докторской степенью STEM находились в пределах верхнего процента высоких пространственных способностей в группе из 400 000 участников, которых анализировали в течение 11 лет, начиная с 12-го класса. [26] Только менее 10% из тех, кто имел докторскую степень STEM, в подростковом возрасте имели пространственные способности ниже верхней четверти. [26] Затем исследователи пришли к выводу, насколько важны пространственные способности для STEM и как фактор достижения высоких образовательных успехов в этой области. [26]
Пространственная визуализация особенно важна в науке и технике . Например, астроном должен визуально представить себе структуру Солнечной системы и путь тел внутри нее. [2] Инженер должен визуально представить движения частей машины или здания, с которыми ему поручено работать. [2] Химики должны уметь понимать формулы, которые по сути представляют собой абстрактные модели, которые должны отражать пространственную динамику молекул, и поэтому пространственные навыки важны для визуализации моделей молекул, которые необходимы в формулах. [2] Способность к пространственным манипуляциям также важна в области структурной геологии, когда вы визуально представляете, как горные породы изменяются с течением времени, например, миграция магматического тела через кору или прогрессивная складчатость стратиграфической последовательности. Другой навык пространственной визуализации, известный как способность к визуальному проникновению, важен в геологии, поскольку он требует от геологов визуализировать то, что находится внутри твердого объекта, на основе прошлых знаний. [24]
Современная литература также указывает на то, что математика включает в себя зрительно-пространственную обработку. Исследования показали, что одаренные ученики, изучающие математику, например, лучше справляются с пространственной визуализацией, чем не одаренные ученики. [19] Обзор 2008 года, опубликованный в журнале Neuroscience Biobehavioural Reviews, обнаружил доказательства того, что зрительно-пространственная обработка интуитивно участвует во многих аспектах обработки чисел и математических вычислений. Например, значение цифры в многозначном числе кодируется в соответствии с пространственной информацией, учитывая ее отношение к ее положению внутри числа. [28] Другое исследование показало, что численная оценка может основываться на интеграции различных визуально-пространственных признаков (диаметр, размер, местоположение, измерение) для получения ответа. [29] Исследование, опубликованное в 2014 году, также обнаружило доказательства того, что математические вычисления основаны на интеграции различных пространственных процессов. [30] Другое исследование 2015 года, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, также показало, что обработка чисел и арифметика могут зависеть от способностей зрительного восприятия. [31]
Исследование 2007 года, опубликованное в журнале Cognitive Science, также показало, что способность пространственной визуализации имеет решающее значение для решения кинематических задач в физике. [32] Тем не менее, современная литература указывает на то, что пространственные способности, в частности умственное вращение, имеют решающее значение для достижения успеха в различных областях химии, техники и физики. [3] [33]
См. также
[ редактировать ]- Фантазия
- Механические способности
- Моторные образы
- Прогрессивные матрицы Равена
- Пространственное познание
- Пространственная контекстуальная осведомленность
- Пространственная память
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Пространственные способности» (PDF) . www.jhu.edu . Университет Джонса Хопкинса.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Университет Джонса Хопкинса. «Что такое пространственная способность?» (PDF) . Университет Джонса Хопкинса.
- ^ Перейти обратно: а б (нас), Национальная академия наук; (нас), Национальная инженерная академия; Комитет инженерного дела и Медицинского института (США) по максимальному раскрытию потенциала женщин в академической науке (1 января 2006 г.). «Женщины в науке и математике» . Издательство национальных академий (США).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Доннон, Тайрон; ДеКото, Жан-Гастон; Виолато, Клаудио (01 октября 2005 г.). «Влияние когнитивной визуализации и половых различий на развитие навыков лапароскопического наложения швов» . Канадский журнал хирургии . 48 (5): 387–393. ISSN 0008-428X . ПМК 3211902 . ПМИД 16248138 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Линн, Марсия К.; Петерсен, Энн К. (1985). «Появление и характеристика половых различий в пространственных способностях: метаанализ» . Развитие ребенка . 56 (6): 1479–1498. дои : 10.1111/j.1467-8624.1985.tb00213.x . ПМИД 4075870 .
- ^ Перейти обратно: а б Шелтон, Джилл Т.; Эллиотт, Эмили М.; Хилл, BD; Каламиа, Мэтью Р.; Гувье, Вм. Дрю (01 мая 2009 г.). «Сравнение лабораторных и клинических тестов рабочей памяти и их прогнозирование гибкого интеллекта» . Интеллект . 37 (3): 283. doi : 10.1016/j.intell.2008.11.005 . ISSN 0160-2896 . ПМК 2818304 . ПМИД 20161647 .
- ^ Симмонс, Элисон (2003). «Пространственное восприятие с картезианской точки зрения» (PDF) . Философские темы . 31 : 395–423. дои : 10.5840/philtopics2003311/22 .
- ^ Дорогой, Эй Джей; Митчелл, Х. (1 января 1989 г.). «Осмотр времени и скоростные игры с мячом». Восприятие . 18 (6): 789–792. дои : 10.1068/p180789 . ISSN 0301-0066 . ПМИД 2628929 . S2CID 27010211 .
- ^ Ромеас, Томас; Фобер, Джоселин (01 сентября 2015 г.). «Оценка спортивного специфического и неспецифического восприятия биологических движений у футболистов показывает фундаментальное преимущество перцептивных способностей по сравнению с неспортсменами в распознавании кинематики тела» . Журнал видения . 15 (12): 504. дои : 10.1167/15.12.504 . ISSN 1534-7362 .
- ^ Хиджази, Мона Мохамед Камаль (31 декабря 2013 г.). «Внимание, зрительное восприятие и их связь со спортивными достижениями в фехтовании» . Журнал человеческой кинетики . 39 : 195–201. дои : 10.2478/hukin-2013-0082 . ISSN 1640-5544 . ПМЦ 3916930 . ПМИД 24511355 .
- ^ Перейти обратно: а б Жаннерод, М.; Джейкоб, П. (1 января 2005 г.). «Визуальное познание: новый взгляд на модель двух визуальных систем» (PDF) . Нейропсихология . 43 (2): 301–312. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2004.11.016 . ISSN 0028-3932 . ПМИД 15707914 . S2CID 13225551 .
- ^ Перейти обратно: а б Ву, Сидзин; Спенс, Ян (01 мая 2013 г.). «Игра в шутеры и вождение видеоигр улучшает управление сверху вниз при визуальном поиске». Внимание, восприятие и психофизика . 75 (4): 673–686. дои : 10.3758/s13414-013-0440-2 . ISSN 1943-393X . ПМИД 23460295 . S2CID 10088645 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Онлайн-лаборатория психологии – о психическом вращении» . opl.apa.org . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ Лэтэм, Эндрю Дж.; Патстон, Люси Л.М.; Типпетт, Линетт Дж. (13 сентября 2013 г.). «Виртуальный мозг: 30 лет видеоигр и когнитивные способности» . Границы в психологии . 4 : 629. дои : 10.3389/fpsyg.2013.00629 . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 3772618 . ПМИД 24062712 .
- ^ Левин, Южная Каролина; Рэтлифф, КР; Хуттенлохер, Дж.; Кэннон, Дж. (01 марта 2012 г.). «Ранняя игра-головоломка: предсказатель навыков пространственной трансформации дошкольников» . Психология развития . 48 (2): 530–542. дои : 10.1037/a0025913 . ISSN 0012-1649 . ПМК 3289766 . ПМИД 22040312 .
- ^ Барон-Коэн, Саймон; Эшвин, Эмма; Эшвин, Крис; Тавассоли, Тереза; Чакрабарти, Бхишмадев (27 мая 2009 г.). «Талант при аутизме: гиперсистематизация, гипервнимание к деталям и сенсорная гиперчувствительность» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 364 (1522): 1377–1383. дои : 10.1098/rstb.2008.0337 . ISSN 0962-8436 . ПМЦ 2677592 . ПМИД 19528020 .
- ^ Хопкинс, Дж. Рой (10 мая 2014 г.). Подростковый возраст: переходные годы . Академическая пресса. ISBN 9781483265650 .
- ^ Закс, Джеффри М. (1 января 2008 г.). «Нейровизуализационные исследования психического вращения: метаанализ и обзор» . Журнал когнитивной нейронауки . 20 (1): 1–19. дои : 10.1162/jocn.2008.20013 . ISSN 0898-929X . ПМИД 17919082 . S2CID 14543380 .
- ^ Перейти обратно: а б Ван Гардерен, Делинда (2006). «Пространственная визуализация, визуальные образы и решение математических задач учащихся с разными способностями» (PDF) . Журнал неспособности к обучению . 39 (6).
- ^ Перейти обратно: а б Симс, В.К.; Хегарти, М. (1 мая 1997 г.). «Ментальная анимация в зрительно-пространственном блокноте: данные исследований с двойной задачей» . Память и познание . 25 (3): 321–332. дои : 10.3758/bf03211288 . ISSN 0090-502X . ПМИД 9184484 .
- ^ Хегарти, М. (1 сентября 1992 г.). «Ментальная анимация: определение движения на основе статических изображений механических систем». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 18 (5): 1084–1102. CiteSeerX 10.1.1.167.8298 . дои : 10.1037/0278-7393.18.5.1084 . ISSN 0278-7393 . ПМИД 1402712 .
- ^ Перейти обратно: а б Гласс, Лейла; Крюгер, Франк; Соломон, Джеффри; Раймонт, Ванесса; Графман, Джордан (01 июля 2013 г.). «Ментальное складывание бумаги после проникающей черепно-мозговой травмы у ветеранов боевых действий: исследование картирования повреждений» . Кора головного мозга . 23 (7): 1663–1672. дои : 10.1093/cercor/bhs153 . ISSN 1047-3211 . ПМЦ 3673178 . ПМИД 22669970 .
- ^ Харрис, Джастин; Хирш-Пасек, Кэти; Ньюкомб, Нора С. (01 мая 2013 г.). «Понимание пространственных преобразований: сходства и различия между мысленным вращением и мысленным складыванием». Когнитивная обработка . 14 (2): 105–115. дои : 10.1007/s10339-013-0544-6 . ISSN 1612-4790 . ПМИД 23397105 . S2CID 6072708 .
- ^ Перейти обратно: а б Титус, Сара (2009). «Характеристика и улучшение навыков пространственной визуализации». Журнал геонаучного образования . 57 (4): 242–254. Бибкод : 2009JGeEd..57..242T . дои : 10.5408/1.3559671 . S2CID 8733070 .
- ^ Баддели, AD (2000). «Эпизодический буфер: новый компонент рабочей памяти?» . Тенденции в когнитивных науках . 4 (11): 417–423. дои : 10.1016/S1364-6613(00)01538-2 . ПМИД 11058819 . S2CID 14333234 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Вай, Джонатан (2009). «Пространственные способности для областей STEM: согласование более чем 50-летних совокупных психологических знаний подтверждает их важность» (PDF) . Журнал педагогической психологии . 101 (4): 817–835. дои : 10.1037/a0016127 . S2CID 17233758 .
- ^ Тосто, Мария Грация; Хэнскомб, Кен Б.; Хаворт, Клэр, Массачусетс; Дэвис, Оливер СП; Петрилл, Стивен А.; Дейл, Филип С.; Малых, Сергей; Пломин, Роберт; Ковас, Юлия (01 мая 2014 г.). «Почему пространственные способности предсказывают математические способности?» . Наука развития . 17 (3): 462–470. дои : 10.1111/дес.12138 . ISSN 1363-755X . ПМЦ 3997754 . ПМИД 24410830 .
- ^ де Эвиа, Мария Долорес; Валлар, Джузеппе; Гирелли, Луиза (1 октября 2008 г.). «Визуализация чисел мысленным взором: роль зрительно-пространственных процессов в числовых способностях». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 32 (8): 1361–1372. doi : 10.1016/j.neubiorev.2008.05.015 . ISSN 0149-7634 . ПМИД 18584868 . S2CID 207088066 .
- ^ Гебуис, Тития; Рейнвоет, Берт (1 января 2012 г.). «Роль визуальной информации в оценке численности» . ПЛОС ОДИН . 7 (5): e37426. Бибкод : 2012PLoSO...737426G . дои : 10.1371/journal.pone.0037426 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 3355123 . ПМИД 22616007 .
- ^ Маргетис, Тайлер; Нуньес, Рафаэль; Берген, Бенджамин К. (1 января 2014 г.). «Выполнение арифметических действий вручную: движения рук во время точных арифметических действий демонстрируют систематическую, динамическую пространственную обработку» . Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 67 (8): 1579–1596. дои : 10.1080/17470218.2014.897359 . ISSN 1747-0226 . ПМИД 25051274 .
- ^ Чжоу, Синьлинь; Вэй, Вэй; Чжан, Юнь; Цуй, Цзясинь; Чен, Чуаньшэн (01 января 2015 г.). «Визуальное восприятие может объяснить тесную связь между обработкой чисел и беглостью вычислений» . Границы в психологии . 6 : 1364. doi : 10.3389/fpsyg.2015.01364 . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 4563146 . ПМИД 26441740 .
- ^ Кожевникова Мария; Мотс, Майкл А.; Хегарти, Мэри (2007). «Пространственная визуализация в решении физических задач» . Когнитивная наука . 31 (4): 549–579. дои : 10.1080/15326900701399897 . ISSN 1551-6709 . ПМИД 21635308 .
- ^ Ха, Оай; Фан, Нин (2016). «Пространственные способности в изучении инженерной механики: критический обзор» . Журнал профессиональных вопросов инженерного образования и практики . 142 (2): 04015014. doi : 10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.0000266 . Проверено 15 января 2016 г.