Возможность пространственной визуализации
Способность пространственной визуализации или зрительно-пространственная способность — это способность мысленно манипулировать двухмерными и трехмерными фигурами. Обычно он измеряется с помощью простых когнитивных тестов и позволяет прогнозировать производительность пользователя при использовании некоторых типов пользовательских интерфейсов.
Измерение [ править ]
Когнитивные тесты, используемые для измерения способности к пространственной визуализации, включая на ментальное вращение задачи , такие как тест на мысленное вращение , или задачи на умственное сокращение, такие как тест на мысленное сокращение ; и когнитивные тесты, такие как тесты VZ-1 (доска), VZ-2 (складывание бумаги) и VZ-3 (разработка поверхности) из набора когнитивных тестов с указанием факторов, разработанного Службой образовательного тестирования . Хотя описания пространственной визуализации и мысленного вращения звучат одинаково, мысленное вращение — это особая задача, которую можно выполнить с помощью пространственной визуализации. [1]
Тест на бумажную доску Миннесоты включает в себя предоставление участникам формы и набора меньших фигур, которые затем им предлагается определить, какая комбинация маленьких фигур полностью заполнит большую фигуру, не перекрывая друг друга. Тест на складывание бумаги включает в себя демонстрацию участникам последовательности складок листа бумаги, в которых затем пробивается ряд отверстий. Участники должны выбрать, какой из набора развернутых бумажек с дырочками соответствует только что увиденному.
Тест «Развитие поверхности» включает в себя предоставление участникам плоской формы с пронумерованными сторонами и трехмерной формы с буквенными сторонами и просьбу участников указать, какая пронумерованная сторона соответствует какой стороне с буквами.
История [ править ]
Концепция способности к пространственной визуализации была впервые выделена отдельно от общего интеллекта в 20 веке, а ее значение для проектирования компьютерных систем было выявлено в 1980-х годах.
В 1987 году Ким Висенте и его коллеги провели серию когнитивных тестов на группе участников, а затем определили, какие когнитивные способности коррелируют с производительностью при выполнении компьютеризированной задачи по поиску информации. Они обнаружили, что единственными значимыми предикторами производительности были словарный запас и способность к пространственной визуализации, и что люди с высокими способностями к пространственной визуализации выполняли задачу в два раза быстрее, чем люди с более низким уровнем способности к пространственной визуализации. [2]
Возрастные различия [ править ]
Пожилые люди, как правило, хуже справляются с измерениями способности к пространственной визуализации, чем молодые люди, и этот эффект, по-видимому, наблюдается даже среди людей, которые часто используют пространственную визуализацию на работе, таких как архитекторы и геодезисты (хотя они по-прежнему лучше справляются с измерениями, чем другие). того же возраста). Однако возможно, что типы пространственной визуализации, используемые архитекторами, не измеряются точно тестами. [ который? ]
Гендерные различия
Согласно некоторым исследованиям, у мужчин в среднем коэффициент пространственного интеллекта на одно стандартное отклонение выше, чем у женщин. [3] Эта область — одна из немногих, где проявляются явные половые различия в когнитивных способностях . Исследователи из Университета Торонто говорят, что различия между мужчинами и женщинами при выполнении некоторых задач, требующих пространственных навыков, в значительной степени исчезают после того, как обе группы играют в видеоигру всего несколько часов. [4] Хотя Герман Уиткин утверждал, что женщины более «визуально зависимы», чем мужчины, [5] это недавно было оспорено. [6]
Было обнаружено, что гендерные различия в пространственных способностях объясняются морфологическими различиями между мужским и женским мозгом. Теменная доля — это часть мозга, которая, как известно, участвует в пространственных способностях, особенно в 2D- и 3D-мысленном вращении. Исследователи из Университета Айовы обнаружили, что более толстое серое вещество в теменной доле у женщин приводит к ухудшению умственных вращений, а большая площадь поверхности теменной доли у мужчин приводит к преимуществу в умственных вращениях. Результаты, полученные в ходе исследований, подтверждают представление о том, что гендерные различия в пространственных способностях возникли в ходе эволюции человека, так что оба пола когнитивно и неврологически развились, чтобы вести себя адаптивно. Однако влияние социализации и окружающей среды на разницу в пространственных способностях все еще остается открытым. [7]
Другие исследования предполагают, что гендерные различия в пространственном мышлении могут быть объяснены эффектом угрозы стереотипов . Страх воплотить в жизнь стереотипы негативно влияет на производительность, что приводит к самоисполняющемуся пророчеству . [8]
См. также [ править ]
- Фантазия
- Модель рабочей памяти Бэддели.
- Графическое восприятие
- Невербальное расстройство обучения (нарушение зрительно-пространственного обучения)
- Доказательство без слов
- Пространственные способности
- Визуальное мышление
Ссылки [ править ]
Встроенные цитаты [ править ]
- ^ Митчелл, Дж.; Кент, Л. (2003). «Видимость непредвиденных ситуаций в одной панели и выпадающих меню». Международный журнал человеко-компьютерных исследований . 49 (1): 59–78. дои : 10.1006/ijhc.1998.0200 .
- ^ Висенте, Кей Джей; Хейс, Британская Колумбия; Виллигес, RC (июнь 1987 г.). «Анализ и выделение индивидуальных различий при поиске в иерархической файловой системе». Человеческий фактор . 29 (3): 349–359. дои : 10.1177/001872088702900308 . ISSN 0018-7208 . ПМИД 3623569 . S2CID 5395157 .
- ^ Робер, Мишель; Шеврие, Элиан (октябрь 2003 г.). «Сохраняется ли преимущество мужчин в умственном вращении, когда реальные трехмерные объекты либо ощущаются, либо видятся?» . Память и познание . 31 (7): 1136–1145. дои : 10.3758/BF03196134 . ISSN 0090-502X . ПМИД 14704028 .
- ^ Фэн, Цзин; Спенс, Ян; Пратт, Джей (06 мая 2016 г.). «Игра в видеоигру в жанре экшн уменьшает гендерные различия в пространственном познании». Психологическая наука . 18 (10): 850–855. CiteSeerX 10.1.1.392.9474 . дои : 10.1111/j.1467-9280.2007.01990.x . ПМИД 17894600 . S2CID 5885796 .
- ^ Уиткин, HA; Льюис, HB; Герцман, М.; Мачовер, К.; Мейснер, ПБ; Вапнер, С. (1954). Личность через восприятие: экспериментальное и клиническое исследование . Нью-Йорк: Харпер . ОСЛК 2660853 .
- ^ Барнетт-Коуэн, М.; Дайд, RT; Томпсон, К.; Харрис, ЛР (2010). «Мультисенсорные детерминанты восприятия ориентации: половые различия в зависимости от задачи» . Европейский журнал неврологии . 31 (10): 1899–1907. дои : 10.1111/j.1460-9568.2010.07199.x . ISSN 1460-9568 . ПМИД 20584195 . S2CID 1153800 .
- ^ Кошик, Тим; Мозер, Дэвид Дж.; Андреасен, Нэнси С.; Нопулос, Пег (2008). «Половые различия в морфологии теменных долей: связь с производительностью умственного вращения» . Мозг и познание . 69 (3): 451–459. дои : 10.1016/j.bandc.2008.09.004 . ПМК 2680714 . ПМИД 18980790 .
- ^ МакГлоун, Мэтью С.; Аронсон, Джошуа (2006). «Угроза стереотипов, значимость идентичности и пространственное мышление». Журнал прикладной психологии развития . 27 (5): 486–493. дои : 10.1016/j.appdev.2006.06.003 .
Общие ссылки [ править ]
- Алонсо, DL (1998). «Влияние индивидуальных различий в способности к пространственной визуализации на выполнение двух задач» . Проверено 14 мая 2006 г.
- Даунинг, RE; Мур, Дж.Л.; Браун, SW (2005). «Влияние и взаимодействие пространственной визуализации и знаний предметной области при поиске информации». Компьютеры в поведении человека . 21 (2): 195–209. дои : 10.1016/j.chb.2004.03.040 .
- Озер, диджей (1987). «Личность, интеллект и пространственная визуализация: корреляты результатов теста умственных вращений». Журнал личности и социальной психологии . 53 (1): 129–134. дои : 10.1037/0022-3514.53.1.129 . ПМИД 3612485 .
- Солтхаус, штат Техас; Бэбкок, РЛ; Сковронек, Э.; Митчелл, доктор медицинских наук; Палмон, Р. (1990). «Влияние возраста и опыта в пространственной визуализации». Психология развития . 26 (1): 128–136. дои : 10.1037/0012-1649.26.1.128 .
- Солтхаус, штат Техас; Митчелл, доктор медицины (1990). «Влияние возраста и естественного опыта на эффективность пространственной визуализации». Психология развития . 26 (5): 845–854. дои : 10.1037/0012-1649.26.5.845 .
- Чжан, Х.; Сальвенди, Г. (2001). «Значение возможностей визуализации и проектирования предварительного просмотра структуры для задач поиска информации в Интернете». Международный журнал взаимодействия человека и компьютера . 13 (1): 75–95. CiteSeerX 10.1.1.150.8722 . дои : 10.1207/S15327590IJHC1301_5 . S2CID 1576458 .