Тетрис
Тетрис | |
---|---|
![]() Типичный Тетрис экран игры | |
Дизайнер(ы) | Алексей Пажитнов |
Платформа(ы) | Список тетриса вариантов |
Выпускать | Электроника 60
|
Жанр (ы) | |
Режим(ы) |
Тетрис (русский: Тетрис [а] ) — видеоигра-головоломка, созданная в 1985 году Алексеем Пажитновым , советским инженером-программистом . [1] Он был опубликован несколькими компаниями для разных платформ, особенно во время спора о присвоении прав в конце 1980-х годов. После значительного периода публикации Nintendo , в 1996 году права вернулись к Пажитнову, который вместе основал компанию Tetris с Хенком Роджерсом для управления лицензированием.
В «Тетрисе» игроки завершают линии, перемещая фигуры разной формы ( тетромино ), которые опускаются на игровое поле. Заполненные линии исчезают и приносят игроку очки, и игрок может приступить к заполнению освободившихся мест. Игра заканчивается, когда неочищенные линии достигают верха игрового поля. Чем дольше игрок сможет отсрочить этот результат, тем выше будет его счет. В многопользовательских играх игроки должны продержаться дольше, чем их противники; в определенных версиях игроки могут налагать штрафы на противников, заполнив значительное количество линий. В некоторых версиях добавляются варианты правил, такие как трехмерное отображение или система резервирования фигур.
Построенный на простых правилах, «Тетрис» зарекомендовал себя как одна из величайших когда-либо созданных видеоигр . К декабрю 2011 года было продано 202 миллиона копий — примерно 70 миллионов физических единиц и 132 миллиона платных загрузок мобильных игр , — что сделало ее одной из самых продаваемых франшиз видеоигр . Версия для Game Boy — одна из самых продаваемых игр всех времен : продано более 35 миллионов копий. Тетрис доступен на более чем 65 платформах , что установило Гиннеса мировой рекорд как самая портированная видеоигра. Тетрис уходит корнями в массовую культуру, и его популярность выходит за рамки видеоигр; образы из игры повлияли на архитектуру, музыку и косплей . Игра также стала предметом различных исследований, которые проанализировали ее теоретическую сложность и показали ее влияние на человеческий мозг после сеанса, в частности «Тетриса» эффект .
Геймплей [ править ]
Тетрис в основном представляет собой игровое поле, на котором фигуры различной геометрической формы, называемые « тетромино ». с верха поля спускаются [2] Во время этого спуска игрок может перемещать фигуры вбок и вращать их до тех пор, пока они не коснутся нижней части поля или не приземлятся на фигуру, расположенную перед ней. [3] В большинстве версий игрок не может ни замедлить падающие части, ни остановить их, но может ускорить их. [4] : 4 [5] Цель игры — использовать детали для создания как можно большего количества полных горизонтальных линий блоков. Когда линия завершена, она исчезает, а блоки, расположенные выше, опускаются на один ранг. [3] Завершение линий дает очки, а накопление определенного количества очков или очищенных линий переводит игрока на уровень выше, что увеличивает количество очков, начисляемых за завершенную линию. [4] : 16
В большинстве версий скорость падающих фигур увеличивается с каждым уровнем, оставляя игроку меньше времени на размышления о размещении. [3] Игрок может очистить несколько линий одновременно, за что в некоторых версиях можно заработать бонусные очки. [2] Используя I-образное тетромино, можно одновременно завершить до четырех строк; этот ход называется «Тетрис», и, наряду с тем фактом, что семь его различных фигур (тетромино) состоят из 4 квадратов, он лежит в основе названия игры. [4] : 16
Если игрок не сможет заставить блоки исчезнуть достаточно быстро, поле начнет заполняться; когда фигуры достигают вершины поля и препятствуют прибытию дополнительных фигур, игра заканчивается. [3] В конце каждой игры игрок получает балл в зависимости от количества заполненных линий. [4] : 16 Игра никогда не заканчивается победой игрока, поскольку игрок может заполнить только максимально возможное количество линий перед неизбежным проигрышем. [2]
С 1996 года компания Tetris разработала внутренние спецификации и рекомендации, которых должны придерживаться издатели, чтобы получить лицензию на Tetris . Содержание этих правил устанавливает такие элементы, как соответствие кнопок и действий, размер игрового поля и систему ротации. [6] [7]
Игровые фрагменты [ править ]

игра Тетрис, Фигуры, на которых основана называются «тетромино». В оригинальной версии Пажитнова для компьютера «Электроника 60» зеленые скобки обозначали блоки, составляющие тетромино. [8] Версии тетриса на оригинальном Game Boy/Game Boy Color и в большинстве специализированных портативных игр используют черно-белую графику или графику в оттенках серого , но в наиболее популярных версиях для каждой отдельной формы используется отдельный цвет. До стандартизации Tetris Company в начале 2000-х годов эти цвета сильно различались от реализации к реализации.
Подсчет очков [ править ]
Формула подсчета очков для большинства продуктов Tetris основана на идее, что за более сложное прохождение линий следует начислять больше очков. Например, зачистка одной линии в Tetris Zone приносит 100 очков, очистка четырех линий одновременно (известная как тетрис подряд ) стоит 800, а каждый последующий тетрис стоит 1200. [9] Кроме того, игроки могут получать комбинации, существующие в определенных играх, которые вознаграждают за быстрое зачистку нескольких линий. Точные условия для запуска комбо и степень их важности варьируются от игры к игре. [ нужна ссылка ]
Почти все игры в тетрис позволяют игроку нажать кнопку, чтобы увеличить скорость спуска текущей фигуры или заставить фигуру упасть и немедленно зафиксироваться на месте, что известно как «мягкое падение» и «жесткое падение» соответственно. Выполняя мягкое падение, игрок также может остановить увеличение скорости детали, отпустив кнопку до того, как деталь встанет на место. В некоторых играх разрешено только одно из мягкого или жесткого падения; у других есть отдельные кнопки для каждого. Во многих играх количество очков начисляется в зависимости от высоты, на которую упала фигура до фиксации, поэтому использование жесткого падения обычно дает больше очков.
Бесконечный игровой вопрос [ править ]
В 1992 году Джон Бжустовский из Университета Британской Колумбии написал диссертацию, размышляющую над вопросом, можно ли теоретически играть в тетрис вечно. [10] Он пришел к выводу, что игра статистически обречена на завершение. Если игрок получает достаточно большую последовательность чередующихся тетромино S и Z, наивная гравитация, используемая в стандартной игре, в конечном итоге вынуждает игрока оставлять дыры на доске. Дырки обязательно сложатся вверх и, в конечном итоге, завершат игру. Если кусочки распределены случайным образом, в конечном итоге возникнет такая последовательность. Таким образом, если играть в игру, например, с идеальным, однородным, некоррелированным генератором случайных чисел , достаточно долго, любой игрок почти наверняка выиграет. [11] [12]
В современных версиях тетриса , выпущенных после 2001 года, используется рандомизатор в виде мешочка, который гарантирует, что игроки никогда не получат более четырех фигур S и Z подряд, перетасовывая тетромино всех типов для каждых семи фигур. [13] 5:20 Это одно из «обязательных правил», предусмотренных Руководством по игре «Тетрис» , которому должны следовать все официально лицензированные игры «Тетрис» . [7]
Легкий спор по вращению [ править ]
«Легкое вращение» или «бесконечное вращение», [14] - это функция в некоторых играх «Тетрис» , когда тетромино перестает падать на мгновение после движения или вращения влево или вправо, что позволяет игроку приостановить фигуру, решая, где ее разместить. Механика была представлена в The Next Tetris 1999 года. [ нужна ссылка ] и вызвал критику в обзорах Tetris Worlds 2001 года . [14]
Эта функция реализована в официальном руководстве компании Tetris . [7] Этот тип игры отличается от традиционного «Тетриса», поскольку в нем отсутствует давление, связанное со скоростью более высокого уровня. Некоторые рецензенты [15] зашел так далеко, что заявил, что этот механизм сломал игру. Цель в Tetris Worlds — как можно быстрее завершить определенное количество линий, поэтому способность удерживать позицию фигуры не ускорит достижение этой цели. Позже GameSpot более открыто высказался о «легком вращении», заявив, что «проблема с бесконечным вращением, честно говоря, действительно затрагивает только несколько режимов однопользовательского игрового процесса в Tetris DS , потому что любой соревновательный режим требует, чтобы вы складывали фигуры как можно быстрее». ". [16]
Хенк Роджерс рассказал Nintendo World Report , что бесконечное вращение было преднамеренной частью игрового дизайна, позволяя начинающим игрокам тратить часть своего доступного времени для подсчета очков, чтобы выбрать лучшее размещение фигуры. Он заметил, что «беспричинное вращение» не происходит в соревновательной игре, поскольку опытным игрокам не требуется много времени, чтобы подумать о том, куда следует разместить фигуру. В более поздних играх франшизы было наложено ограничение на бесконечную задержку блокировки, где после определенного количества вращений и движений деталь мгновенно блокируется. По умолчанию это 15 таких действий. [7]
История [ править ]
Концепция [ править ]

В 1979 году Алексей Пажитнов поступил на работу в Вычислительный центр АН СССР в качестве исследователя распознавания речи . Хотя ему было поручено протестировать возможности нового оборудования, его целью было использовать компьютеры, чтобы сделать людей счастливыми. [17] : 85 Пажитнов разработал несколько игр-головоломок на институтском компьютере « Электроника 60» , который в то время был дефицитным ресурсом, отчасти благодаря CoCom . [18] : 298 [13] 1:50 По мнению Пажитнова, «игры позволяют людям лучше узнать друг друга и раскрывают то, что вы обычно не замечаете, например, их образ мышления». [17] : 85
В 1984 году, пытаясь воссоздать любимую головоломку своего детства с пентамино , [19] Пажитнов представил себе игру, состоящую из набора случайных фигур, которые игрок будет поворачивать, чтобы заполнить ряды. [17] : 85 Пажитнов чувствовал, что игра будет излишне усложнена двенадцатью различными вариациями фигур, поэтому он свел концепцию к тетромино , которых существует семь вариантов. [20] Пажитнов назвал игру «Тетрис» — слово, образованное от сочетания слова «тетра» (что означает «четыре») и его любимого вида спорта — « тенниса ». [21] [13] 1:20
Поскольку у «Электроники 60» не было графического интерфейса , Пажитнов моделировал поле и фигуры, используя пробелы и скобки. [18] : 299 (45 строк по 80 символов ASCII ). [13] 1:50 Понимая, что завершенные строки быстро заполняют экран, Пажитнов решил удалить их, создав ключевую часть игрового процесса «Тетриса» . [20] В этой ранней версии «Тетриса» не было системы подсчета очков и уровней, но ее захватывающий характер отличал ее от других игр-головоломок, созданных Пажитновым. [22] Пажитнов написал игру на языке Паскаль для операционной системы РТ-11 на «Электронике 60». [13] 1:50
Пажитнов завершил первую игровую версию Тетриса c. 1985. [23] [24] Пажитнов подарил тетрис своим коллегам, которые быстро к нему пристрастились. [17] : 87 Оно распространилось по кабинетам Академии наук и за несколько недель дошло до каждого московского института с компьютером. [17] : 87 [25] : 9 мин. Друг Пажитнова Владимир Похилко , запросивший игру для Московского медицинского института, увидел, как люди перестали работать, чтобы играть в тетрис . В конце концов Похилко запретил игру в Медицинском институте, чтобы восстановить продуктивность. [17] : 87
Пажитнов стремился адаптировать «Тетрис» к персональному компьютеру IBM , который имел более качественный дисплей, чем «Электроника 60». Пажитнов нанял Вадима Герасимова , 16-летнего старшеклассника, известного своими компьютерными навыками. [17] : 87 [18] : 300 Пажитнов раньше встречался с Герасимовым через общего знакомого, и они вместе работали над предыдущими играми. [8] адаптировал тетрис к IBM PC, включив в него цвет и табло. Герасимов за несколько недель [18] : 300 Порт для ПК был написан с помощью Turbo Pascal . [13] 1:50
Приобретение прав компаниями Mirrorsoft и Spectrum HoloByte [ править ]
Пажитнов хотел экспортировать тетрис , но не имел знаний о мире бизнеса. Его начальство в Академии не обязательно было радо успеху игры, поскольку не предполагало создания такого творения исследовательской группой. [17] : 87 Более того, закон об авторском праве Советского Союза создал государственную монополию на импорт и экспорт произведений, защищенных авторским правом, и советским исследователям не разрешалось продавать свои творения. [18] : 301 [25] : 10 мин. Пажитнов попросил своего руководителя Виктора Брябрина, обладавшего знаниями о мире за пределами Советского Союза, помочь ему опубликовать «Тетрис» . Пажитнов предложил передать права на игру Академии и был рад получить в рамках этой сделки необязательное вознаграждение от Брябрина. [17] : 88
В 1986 году Брябрин отправил копию «Тетриса» венгерскому издателю игр Novotrade . [17] : 88 Оттуда копии игры начали распространяться на дискетах по всей Венгрии и даже в Польше . [17] : 89 Роберт Стейн, международный продавец программного обеспечения лондонской фирмы Andromeda Software, увидел коммерческий потенциал игры во время визита в Венгрию в июне 1986 года. [18] : 302 [25] : 11 мин. После равнодушного ответа Академии, [25] : 12 мин. Штейн связался с Пажитновым и Брябриным по факсу, чтобы получить лицензионные права. [25] : 11 мин. Исследователи выразили заинтересованность в заключении соглашения со Штейном по факсу, но они не знали, что это факсимильное сообщение можно считать юридическим контрактом в западном мире; [26] Штейн начал обращаться к другим компаниям с просьбой создать игру. [17] : 89–90
Штейн обратился к издателям на выставке Consumer Electronics Show 1987 года в Лас-Вегасе . Гэри Карлстон, соучредитель Broderbund , нашел копию и привез ее в Калифорнию. Несмотря на энтузиазм среди своих сотрудников, Broderbund по-прежнему скептически относился к советскому происхождению игры. Точно так же Mastertronic Мартин Альпер заявил, что «ни один советский продукт никогда не будет работать в западном мире». соучредитель [17] : 90
В конечном итоге Штейн подписал два соглашения: он продал европейские права издателю Mirrorsoft. [17] : 90 [27] и американские права на дочернюю компанию Spectrum HoloByte . [28] Последний получил права после визита президента Spectrum HoloByte Фила Адама в Mirrorsoft, где он в течение двух часов играл в тетрис . [17] : 90 [25] : 15 мин. На тот момент Штейн еще не подписал контракт с Советским Союзом. [27] Тем не менее, он продал права двум компаниям за 3000 фунтов стерлингов и роялти от 7,5 до 15% от продаж. [18] : 304
Прежде чем выпустить «Тетрис» в США, генеральный директор Spectrum HoloByte Гилман Луи попросил переработать графику и музыку игры. [17] : 90 Советский дух был сохранен: поля, иллюстрирующие русские парки и здания, а также мелодии, заложенные в русском фольклоре того времени. Целью компании было вызвать у людей желание покупать российский продукт. Игра шла в комплекте с красной упаковкой и текстом на кириллице — необычный подход по ту сторону Берлинской стены . [25] : 16 мин. Версия Spectrum HoloByte была выпущена для ПК с DOS в январе 1988 года, а в следующем году за ней последовали и другие платформы. [29] [17] : 91
Mirrorsoft портировала Tetris на такие платформы, как Amiga , Atari ST , ZX Spectrum , Commodore 64 и Amstrad CPC . Тетрис имел коммерческий успех в Европе и США: Mirrorsoft продала десятки тысяч копий за два месяца. [17] : 91 и Spectrum HoloByte продали более 100 000 единиц за год. [25] : 18 мин. По данным Spectrum HoloByte, среднестатистическому игроку в тетрис было от 25 до 45 лет, и он был менеджером или инженером. На церемонии вручения наград Ассоциации издателей программного обеспечения за выдающиеся достижения в области программного обеспечения в марте 1988 года «Тетрис» получил награды за лучшее развлекательное программное обеспечение, лучшую оригинальную игру, лучшую стратегическую программу и лучшее потребительское программное обеспечение. [17] : 91
Штейн столкнулся с проблемой: единственным документом, подтверждающим лицензионный сбор, был факс от Пажитнова и Брябрина, а это означало, что Штейн продал лицензию на игру, которой у него еще не было. Штейн связался с Пажитновым и попросил у него контракт на права. Штейн начал переговоры по факсу, предложив 75% дохода, полученного Штейном от лицензии. [18] : 304 «Электроноргтехника» («Элорг»), центральная организация Советского Союза по импорту и экспорту компьютерного программного обеспечения, это не убедило и потребовала 80% дохода. Штейн совершил несколько поездок в Москву и провел длительные беседы с представителями Элорга. [18] : 305
Штейн пришел к соглашению с Элоргом 24 февраля 1988 года. [18] : 308 10 мая [25] : 22 мин. он подписал контракт на десятилетнюю всемирную лицензию Tetris для всех нынешних и будущих компьютерных систем. [17] : 92 Пажитнов и Брябрин не знали, что игра уже поступила в продажу и что Штейн заявлял, что владеет правами до заключения соглашения. [27] Хотя никаких процентов от этих продаж Пажитнов не получил, [17] : 92 он сказал, что «мне достаточно того факта, что так много людей наслаждаются моей игрой». [17] : 96
прав Nintendo и судебная тяжба Приобретение

В 1988 году Spectrum HoloByte продала японские права на свои компьютерные игры из Bullet-Proof Software , Хенку Роджерсу который искал игры для японского рынка. [25] : 22 мин. Mirrorsoft продала права на аркады Atari Games дочерней компании Tengen , которая затем продала японские права на аркады компании Sega и права на консоль компании BPS, которая опубликовала версии для японских компьютеров, включая MSX2 , PC-88 и X68000 , а также консольный порт для Семейный компьютер Nintendo (Famicom), известный за пределами Японии как Nintendo Entertainment System . [30] : 480 Японский порт был написан на C. [13] 2:55 и на ассемблере 6502 для Nintendo. [13] 3:05
На тот момент почти дюжина компаний считали, что они владеют правами на Тетрис , а Штейн сохранил за собой права на версии для домашних компьютеров. [30] : 480 Элорг Советского Союза все еще не знал о сделках, заключенных Штейном, которые не приносили им денег. Тетрис имел коммерческий успех в Северной Америке, Европе и Азии. [25] : 22 мин.
В том же году Nintendo готовилась выпустить свою первую портативную консоль Game Boy . Nintendo привлекла тетрис своей простотой и добилась успеха на Famicom. [17] : 92 [30] : 480 Роджерс, который был близок к тогдашнему президенту Nintendo Хироши Ямаути , стремился получить права на портативные устройства. [17] : 92 После неудачных переговоров с Atari. [17] : 93 Роджерс связался со Штейном в ноябре 1988 года. Штейн согласился подписать контракт, но объяснил, что ему нужно проконсультироваться с Элоргом, прежде чем вернуться к переговорам с Роджерсом. [25] : 24 мин. [18] : 313 После нескольких контактов со Штейном Роджерс начал подозревать нарушение контракта со стороны Штейна и в феврале 1989 года решил поехать в Советский Союз и договориться о правах с Элоргом. [17] : 93 [18] : 313
Роджерс прибыл в офис Elorg без приглашения, а Штейн и менеджер Mirrorsoft Кевин Максвелл договорились о встрече в тот же день, не посоветовавшись друг с другом. [25] : 29 мин. В ходе обсуждений Роджерс объяснил, что хочет получить права на Тетрис для Game Boy. [17] : 95 Быстро договорившись с президентом Элорг Николаем Беликовым, [18] : 316 Роджерс показал Беликову картридж Famicom Tetris . [17] : 94 Беликов был удивлен, так как в то время считал, что права на «Тетрис» подписывались только на компьютерные системы. [25] : 31 мин.
Присутствующие стороны обвинили Роджерса в незаконной публикации, но Роджерс защищался, объясняя, что он получил права через Atari Games, которая сама подписала соглашение со Штейном. [17] : 94 Затем Беликов осознал, какой сложный путь прошел лицензия в течение четырех лет из-за контрактов Штейна, и разработал стратегию, чтобы вернуть себе права и получить более выгодные коммерческие соглашения. В тот момент Элорг столкнулся с тремя разными компаниями, стремившимися купить права. [25] : 35 мин.
В это время Роджерс подружился с Пажитновым во время игры в го . Пажитнов поддерживал Роджерса на протяжении всех дискуссий, в ущерб Максвеллу, который приехал, чтобы обеспечить права на консоль для Mirrorsoft. [17] : 93 Беликов предложил Роджерсу аннулировать права Стайна и предоставить Nintendo права на игры как для домашних, так и для портативных консолей. [17] : 94 Роджерс прилетел в Соединенные Штаты, чтобы убедить американское отделение Nintendo подписать права. Контракт с Elorg был подписан исполнительным директором и президентом Минору Аракавой на сумму 500 000 долларов плюс 50 центов за проданный картридж. [17] : 95 [25] : 42 мин.
Затем Элорг отправил обновленный контракт Штейну. Один из пунктов определял компьютер как машину с экраном и клавиатурой, поэтому права Штейна на консольные версии были отозваны. [25] : 37 мин. Штейн подписал контракт, не обратив внимания на этот пункт. [17] : 95 а позже понял, что все остальные пункты контракта, особенно о платежах, были лишь «дымовой завесой», чтобы его обмануть. [25] : 37 мин. [18] : 319
В марте 1989 года Nintendo направила Atari Games заявление о прекращении производства версии Tetris для NES . [25] : 47 мин. Atari Games связалась с Mirrorsoft и получила заверения, что права по-прежнему сохраняются. Nintendo сохранила свою позицию. В ответ владелец Mirrorsoft Роберт Максвелл оказал давление на лидера Советского Союза Михаила Горбачева , чтобы тот расторгнул контракт между Elorg и Nintendo. [17] : 95 Несмотря на угрозы в адрес Беликова, Элорг отказался уступить и подчеркнул финансовые преимущества своего контракта по сравнению с подписанными со Штейном и Mirrorsoft. [17] : 95 [25] : 45 мин.
15 июня 1989 года Nintendo и Atari Games начали судебную тяжбу в судах Сан-Франциско. Atari Games стремилась доказать, что NES была компьютером, о чем свидетельствует ее японское название «Famicom», аббревиатура от «Семейный компьютер». В этом случае первоначальная лицензия разрешает Atari Games выпустить игру. Центральным аргументом Atari Games было то, что Famicom был спроектирован так, чтобы его можно было превратить в компьютер через порт расширения. Этот аргумент не был принят, и Пажитнов подчеркнул, что первоначальный контракт касался только компьютеров и никакой другой машины. [17] : 96
Nintendo привлекла Беликова для дачи показаний от своего имени. [25] : 48 мин. Судья Ферн М. Смит заявила, что Mirrorsoft и Spectrum HoloByte никогда не получали явного разрешения на маркетинг на консолях, и 21 июня 1989 года вынесла решение в пользу Nintendo, предоставив им предварительный судебный запрет против Atari Games. [17] : 96 На следующий день Atari Games сняла с продажи свою версию для NES, а на складах компании остались непроданными тысячи картриджей. [31] [32]
Sega планировала выпустить Genesis версию тетриса 15 апреля 1989 года, но отменила ее выпуск во время судебной тяжбы между Nintendo и Atari; [33] было изготовлено менее десяти экземпляров. [34] Новый порт аркадной версии от M2 был включен в микроконсоль Sega Genesis Mini , выпущенную в сентябре 2019 года. [35]
прав Пажитновым успех и приобретение Коммерческий

Благодаря юридической истории лицензии Пажитнов завоевал репутацию на Западе. Его регулярно приглашали журналисты и издатели, благодаря чему он узнал, что Тетрис был продан миллионами копий, на которых он не заработал никаких денег. Он гордился игрой, которую считал «электронным послом доброжелательности». [17] : 96
В январе 1990 года Пажитнов был приглашен Spectrum HoloByte на выставку Consumer Electronics Show, и он впервые погрузился в американскую жизнь. [17] : 97 После периода адаптации он изучал американскую культуру в нескольких городах, включая Лас-Вегас, Сан-Франциско, Нью-Йорк и Бостон. Он дал интервью нескольким ведущим, в том числе директорам Nintendo of America. [18] : 347 Он поражался свободе и преимуществам западного общества и, вернувшись в Советский Союз, часто рассказывал о своих путешествиях своим коллегам. Он понял, что в России нет рынка для их программ. [17] : 97 В то же время продажи Game Boy в комплекте с портативной версией Тетриса резко выросли, превысив прогнозы продаж в три раза. [17] : 97
В 1991 году Пажитнов и Похилко эмигрировали в США. [17] : 97 Пажитнов переехал в Сиэтл, где занимался производством игр для Spectrum HoloByte. В апреле 1996 года, по договоренности с Академией десятью годами ранее и после соглашения с Роджерсом, права на Тетрис вернулись к Пажитнову. [36] Пажитнов и Роджерс основали компанию Tetris в июне 1996 года для управления правами на все платформы, поскольку срок действия предыдущих соглашений истек. Теперь Пажитнов получает гонорар за каждую игру «Тетрис» и ее производные, проданные по всему миру. [17] : 100
В 2002 году Пажитнов и Роджерс основали Tetris Holding после покупки оставшихся прав на игру у Elorg, ставшей частной компанией после распада Советского Союза . Компания «Тетрис» теперь владеет всеми правами на бренд «Тетрис» и в основном отвечает за удаление с рынка нелицензионных клонов. [36] [17] : 100 Компания регулярно призывает Apple Inc. и Google удалить нелегальные версии из своих магазинов мобильных приложений . [37] [38] В одном примечательном деле 2012 года Tetris Holding, LLC против Xio Interactive, Inc. , Tetris Holding и компания Tetris защитили свои авторские права против клона iOS, что установило новую позицию в оценке нарушений клонов видеоигр на основе внешнего вида . [39]
В декабре 2005 года Electronic Arts приобрела компанию Jamdat, специализирующуюся на мобильных играх. [40] Ранее Джамдат купил компанию, основанную Роджерсом в 2001 году, которая управляла лицензией Тетрис на мобильных платформах. В результате Electronic Arts получила 15-летнюю лицензию на все версии Тетриса для мобильных телефонов . [36] срок действия которого истек 21 апреля 2020 г. [41]
По состоянию на 2020 год Blue Planet Software , компания-преемница Bullet-Proof Software, основанная Хенком Роджерсом, владеет 50% акций The Tetris Company, а Tetris Holding владеет другой половиной. [42]
Версии [ править ]

Тетрис был выпущен на множестве платформ с момента создания оригинальной версии на Electronika 60 . Игра доступна на большинстве игровых консолей, в нее можно играть на персональных компьютерах, смартфонах и iPod . Книга рекордов Гиннеса признала тетрис самой портированной видеоигрой в истории: по состоянию на октябрь 2010 года более 200 вариантов появилось на более чем 65 различных платформах. [43] К 2017 году это число увеличилось до 220 официальных вариантов. [44]
С 2000-х годов разрабатываются интернет-версии игры. Коммерческие версии, не одобренные компанией Tetris, обычно удаляются в соответствии с политикой компании. [37] [38] Самая известная онлайн-версия Tetris Friends от Tetris Online, Inc. привлекла более миллиона зарегистрированных пользователей. [45] Tetris Online также разработал версии для консольных служб цифровой загрузки. [46] [47] Из-за своей популярности и простоты разработки тетрис часто используется как проект «Привет, мир» для программистов, пишущих новую систему или язык программирования. Это привело к доступности большого количества портов для разных платформ. Например, μTorrent и GNU Emacs содержат игры со штабелированием фигур, похожие на пасхальные яйца. [48] [49]
В каждой официальной части франшизы в каждую версию внесены улучшения, учитывающие развивающиеся технологии и цель сделать игру более полной. Разработчикам предоставляется свобода добавлять новые режимы игры и пересматривать концепцию с разных сторон. Некоторые концепции, разработанные в официальных версиях, были интегрированы в рекомендации Tetris , чтобы стандартизировать будущие версии и позволить игрокам без особых усилий переходить между разными версиями. [7] Версия для IBM PC была наиболее развитой по сравнению с исходной версией и имела графический интерфейс, цветные тетромино, статистику количества размещенных тетромино и руководство по элементам управления. [8]
Вычислительная сложность [ править ]
В информатике принято анализировать вычислительную сложность задач, включая реальные задачи и игры. Было доказано, что для «офлайновой» версии тетриса (игрок знает полную последовательность фигур, которые будут выброшены, т.е. нет скрытой информации) следующие цели являются NP-полными :
- Максимальное увеличение количества очищаемых рядов при воспроизведении заданной последовательности фигур.
- Максимизация количества размещенных фигур до того, как произойдет потеря.
- Увеличение количества одновременных очисток четырех рядов.
- Минимизация высоты самого высокого заполненного квадрата сетки на протяжении всей последовательности.
Также сложно даже приблизительно решить первую, вторую и четвертую задачу. фигур NP -трудно При наличии исходной игровой доски и последовательности из p аппроксимировать первые две задачи с точностью до p. 1 - е для любой константы ε > 0 .Последнюю задачу NP-трудно аппроксимировать с точностью до 2 − ε для любой константы ε > 0 .
Для доказательства NP-полноты было показано, что существует полиномиальная редукция между задачей 3-х разбиений , которая также является NP-полной, и задачей тетрис . [50]
Музыка [ править ]
В самых ранних версиях Тетриса не было музыки. [13] 3:10 Русская народная мелодия 1860-х годов « Коробейники » впервые появилась в версиях тетриса для Macintosh и Apple IIGS от Spectrum Holobyte 1988 года как одна из мелодий, которые кратко воспроизводятся в начале каждого уровня. [51] Он также появился в качестве музыки на титульном экране в японском выпуске Bullet-Proof Software для Famicom. Версия Nintendo для NES не включает Коробейники ; вместо этого он включает аранжировку «Танца феи сахарной сливы» из второго акта «Щелкунчика» , сочиненную Чайковским и аранжированную Хирокадзу Танакой , а также две оригинальные композиции Танаки. Версия для Game Boy от Nintendo включает «Коробейники», а также Иоганна Себастьяна Баха Французскую сюиту № 3 си минор (BWV 814) и оригинальный трек Танаки. Версия, включенная в компиляцию Tetris & Dr. Mario для Super NES , использует аранжировки музыки версии для Game Boy.
«Коробейники» используется в большинстве версий игры, а также появлялось в других играх, альбомах и фильмах, в которых упоминается Тетрис . Doctor Spin 1992 года Евродэнс- кавер (под названием " Tetris ") достиг 6-го места в британском чарте синглов . В 2000-х годах компания «Тетрис» добавила в качестве обязательного условия для получения лицензии наличие в игре версии «Коробейники». [22]
Советская народная мелодия времен Второй мировой войны « Катюша » также появилась в версиях Tengen и Bullet-Proof Software.
эффекты Когнитивные
Тетрис был предметом научных исследований. Владимир Похилко был первым клиническим психологом, который провел эксперименты с использованием «Тетриса» . [52] Впоследствии он использовался для исследований в нескольких областях, включая теорию вычислений , теорию алгоритмов и когнитивную психологию .
Тетрис может заставить мозг непроизвольно представлять комбинации Тетриса , даже когда игрок не играет ( тетриса эффект ), хотя это может произойти в любой компьютерной игре или ситуации, демонстрирующей повторяющиеся изображения или сценарии, например, в виде головоломки . Хотя дебаты о когнитивных преимуществах «Тетриса» продолжаются, некоторые исследователи считают его важной вехой в геймификации образования. [53]
Исследования американского психолога Ричарда Хайера в 1992 году обнаружили, что мозг использует меньше энергии по мере улучшения игровых навыков игроков. [54] Исследование показало, что регулярная игра в тетрис позволяет мозгу работать более оптимально и даже увеличивает толщину коры головного мозга . Длительная игра в «Тетрис» также может привести к более эффективной деятельности мозга во время игры. [55] Когда вы впервые играете в тетрис , функции и активность мозга увеличиваются, а также увеличивается потребление энергии мозгом, что измеряется скоростью метаболизма глюкозы . По мере того, как игроки в тетрис становятся более опытными, их мозг начинает потреблять меньше глюкозы, что указывает на более эффективную мозговую деятельность при выполнении этой задачи. [56] Согласно одному исследованию, умеренная игра в тетрис (по полчаса в день в течение трех месяцев) улучшает общие когнитивные функции, такие как «критическое мышление, рассуждение, речь и обработка данных», а также увеличивает коры головного мозга . толщину [57]
Джеки Андраде и Джон Мэй из Института познания Плимутского университета и аспирантка Джессика Скорка-Браун провели исследование, которое показывает, что игра в тетрис может отвлечь от тяги и дать «быстрое и выполнимое» решение для людей, изо всех сил пытающихся придерживаться диеты. или бросить курить или пить. [58]
Исследователь Гарвардского университета Роберт Стикголд провел обширные исследования [59] в 2000 году связал сон с «Тетрисом». После игры по несколько часов каждый вечер перед сном 60% пользователей сообщили, что видели кусочки тетриса, когда засыпали и даже когда просыпались. [59] Это результат многочасовой игры, которая позволяет мозгу начать создавать новые нейронные пути . Это помогает мозгу легче распознавать закономерности и работать лучше с меньшими усилиями. Мозг начинает обучаться поиску большего количества изображений для организации. Было обнаружено, что игроки бессознательно думают о том, как они могут соединить объекты вместе в реальной жизни, например, визуализируя здания или полки магазинов. [59] Используя свои выводы на основе предыдущей работы Ричарда Хайера, он ввел термин «эффект тетриса». [60]
В январе 2009 года исследовательская группа Оксфордского университета, возглавляемая Эмили Холмс, сообщила, что у здоровых добровольцев игра в тетрис вскоре после просмотра травмирующего материала в лаборатории снизила количество воспоминаний об этих сценах на следующей неделе. Они считают, что компьютерная игра может разрушить воспоминания, которые сохранились о видах и звуках, свидетелями которых они были в тот момент, и которые позже переживаются заново посредством непроизвольных, тревожных воспоминаний об этом моменте. Группа надеялась на дальнейшее развитие этого подхода в качестве потенциального вмешательства для уменьшения воспоминаний, возникающих при посттравматическом стрессовом расстройстве , но подчеркнула, что это лишь предварительные результаты. [61] Исследование 2017 года показало, что люди, которые играли в тетрис и подобные игры, такие как Candy Crush , в ожидании лечения после дорожно-транспортных происшествий, на следующей неделе имели меньше навязчивых воспоминаний. [62] [63]
Исследование [64] Исследование, проведенное Mind Research Network в 2009 году, заметило, что девочки, которые играли в тетрис по 30 минут в течение трехмесячного периода, показали более высокую эффективность работы мозга и толщину коры. Длительная игра в тетрис может значительно улучшить когнитивные навыки игроков, пространственное восприятие и сохранение памяти. [64]
Еще одним примечательным эффектом является то, что, согласно канадскому исследованию, проведенному в апреле 2013 года, было обнаружено, что игра в тетрис лечит подростков старшего возраста с амблиопией (ленивым глазом), что лучше, чем заплатка здорового глаза жертвы для тренировки более слабого глаза. Роберт Хесс из исследовательской группы сказал: «Это намного лучше, чем установка исправлений — гораздо приятнее, это быстрее и, кажется, работает лучше». [65] Этот эксперимент, опробованный в Великобритании , также помогает детям с этой проблемой. [66]
Тетрис вызывает привыкание из-за эффекта Зейгарник : человеческий мозг сохраняет незавершенные задачи и избавляется от них, когда они больше не нужны. Тетрис , постоянно создавая новые незавершенные задачи, удерживает наше внимание. [67] [68] [69]
Исследование в 2021 году [70] провели извлечение данных из 28 исследований, проведенных в период с 2006 по 2021 год, и обнаружили положительную корреляцию со снижением стресса при игре в казуальные игры. Исследование отнесло тетрис к казуальной видеоигре. Тетрис также был включен в эту категорию как инструмент релаксации для многих, кто боролся с тревогой. [70]
и наследие Прием
Публикация | Счет |
---|---|
ВсеИгры | Аркада: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() С64: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Макинтош: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() РЭШ (справа): ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() РЭШ (Нинтендо): ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Крушение | 77% [77] |
Компьютерные и видеоигры | 94% [76] |
Пользователь Синклера | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Ваш Синклер | 9/10 [79] |
Ззап! 64 | 98% [80] |
ТУЗ | 95% [81] |
Публикация | Премия |
---|---|
Ззап! 64 | Золотая медаль |
Пользователь Синклера | СУ Классик |
Вычислите! назвал версию тетриса для IBM «одной из самых захватывающих компьютерных игр по эту сторону Берлинской стены … [это] не та игра, которую стоит начинать, если у вас есть работа или назначена встреча. Считайте, что вы предупреждены». [82] Орсон Скотт Кард пошутил, что игра «доказывает, что Россия все еще хочет нас похоронить . Мне страшно подумать об ударе по нашей экономике, когда производительность компьютеров упадет до 0». Отметив, что «Тетрис» не защищен от копирования, он написал: «Очевидно, что игра предназначена для того, чтобы проникнуть на каждую американскую машину». [83]
Версия игры для IBM была рассмотрена в 1988 году в книге «Дракон № 135» Хартли, Патрицией и Кирком Лессером в колонке «Роль компьютеров». Рецензенты дали игре 4,5 звезды из 5. [84] Позже Лессеры рассмотрели для Macintosh версию тетриса от Spectrum HoloByte в 1989 году в Dragon No. 141, поставив этой версии 5 звезд из 5. [85]
Macworld рассмотрел версию тетриса для Macintosh в 1988 году, высоко оценив ее стратегический игровой процесс, заявив, что « тетрис предлагает редкое сочетание простоты в освоении и чрезвычайно сложной игры», а также высоко оценив включение версии Desk Accessory , которая использует меньше оперативной памяти. . Macworld резюмировал свой обзор, перечислив плюсы и минусы Тетриса , заявив, что Тетрис «элегантен; в него легко играть; он сложен и увлекателен; требует быстрого мышления, долгосрочной стратегии и молниеносной реакции», а минусы Тетриса отмечены как «Нет». [86]
Рой Вагнер сделал обзор игры для Computer Gaming World и сказал, что « Тетрис прост по своей концепции, в него легко играть и у него уникальный дизайн». [87]
В своем июньском номере 1989 года Zzap!64 присвоил версии Commodore 64 оценку 98%, что является самым высоким показателем за всю историю журнала. [80]
В феврале 2019 года распространилась ложь о том, что в оригинальном руководстве по эксплуатации Тетриса для NES семь тетромино были названы такими именами, как «Оранжевый Рикки», «Герой» и «Smashboy», но она была опровергнута. Несмотря на то, что историки видеоигр опровергли этот вопрос, вопрос в передаче Jeopardy! от 7 октября! упоминались эти имена. [88]
Продажи [ править ]
Версии Spectrum HoloByte для персональных компьютеров были проданы тиражом 150 000 копий за 6 миллионов долларов ( 15 миллионов долларов с учетом инфляции) за два года, с 1988 по 1990 год. Тетрис добился большего успеха с выпуском версии Nintendo для NES и версии для Game Boy в 1989 году. За шесть месяцев копий версии для NES к 1990 году было продано 1,5 миллиона за 52 миллиона долларов ( 128 миллионов долларов с учетом инфляции), а в комплекте с Game Boy с тетрисом было продано 2 миллиона единиц. [89] В августе – сентябре 1989 года он возглавил чарты продаж Японии. [90] [91] и с декабря 1989 г. по январь 1990 г. [92]
Тетрис стал бестселлером Nintendo за первые несколько месяцев 1990 года. [93] для Nintendo К 1992 году версии Tetris были проданы тиражом 7,5 миллионов копий. в США [94] и более 20 миллионов во всем мире к 1996 году. [95] В конечном итоге Nintendo продала в общей сложности 35 миллионов копий Game Boy. [96] и 8 миллионов для РЭШ. [25] : 51 мин.
Sega от Аркадная версия Тетриса имела успех в Японии, где стала самой кассовой аркадной игрой 1989 года . [97] для ПК от Spectrum HoloByte По состоянию на 1995 год версии Tetris было продано тиражом более 1 миллиона копий. [update], причем женщины составляют почти половину игроков в тетрис , в отличие от большинства других компьютерных игр . [98]
В январе 2010 года «Тетрис» франшизы было продано более 170 миллионов копий , в том числе около 70 миллионов физических копий и более 100 миллионов копий для мобильных телефонов . [22] [99] что сделало ее одной из самых продаваемых франшиз видеоигр всех времен . По состоянию на декабрь 2011 г. [update], Тетрис был продан 132 миллионами платных загрузок мобильных игр . [100]
Похвалы [ править ]
В 1993 году версия игры для ZX Spectrum заняла 49-е место в Your Sinclair официальном рейтинге 100 лучших игр всех времен по версии . [101] В 1996 году поставила Tetris Pro на 38-е место среди лучших игр всех времён Amiga Power . [102] Entertainment Weekly назвал эту игру 8-м номером величайшей игры, доступной в 1991 году, заявив: «Благодаря бесконечной рекламе Nintendo, Тетрис стал одной из самых популярных видеоигр». [103] Computer Gaming World подарила Тетрису Compute 1989 года! Премия «Выбор» за аркадную игру, назвав ее «безусловно, самой захватывающей игрой на свете». [104] В 1989 году игра получила три награды Ассоциации издателей программного обеспечения за выдающиеся достижения в области программного обеспечения, в том числе за лучшую развлекательную программу и премию «Выбор критиков» для потребителей. [105]
В 1995 году журнал Flux поставил Тетрис на 30-е место в списке 100 лучших видеоигр. [106] В 1996 году Computer Gaming World поставила ее на 14-е место в списке самых инновационных компьютерных игр журнала. [107] В том же году компания Next Generation поместила его на второе место в списке «100 лучших игр всех времён», отметив, что « есть что-то настолько совершенное, такое дзенское в падающих блоках тетриса , что игра привлекла интерес всех, кто играл». когда-либо играл в нее». [108]
В 1999 году компания Next Generation поместила Тетрис на второе место в списке «50 лучших игр всех времен», отметив, что « Тетрис — это суть игрового процесса в его самом базовом виде. У вас есть простая цель, простое управление и простые объекты, которыми можно манипулировать». . [109] 12 марта 2007 года газета The New York Times сообщила, что Тетрис был включен в список десяти самых важных видеоигр всех времён, так называемый игровой канон . [110] После объявления на конференции разработчиков игр 2007 года Библиотека Конгресса приняла предложение о сохранении видеоигр и начала с этих 10 игр, включая тетрис . [111] [112]
В 2007 году веб-сайт видеоигр GameFAQs провел шестую ежегодную « Битву персонажей », в которой пользователи номинируют своих любимых персонажей видеоигр для участия в конкурсе популярности, в котором участвуют персонажи. в форме буквы L Деталь Тетрис (или «L-Блок», как ее называли) участвовала в конкурсе как шуточный персонаж, но 4 ноября выиграла конкурс. [113] 6 июня 2009 года Google отметила Тетриса 25- летие , изменив свой логотип на версию, нарисованную из блоков Тетриса : буква «l» представляет собой длинный блок Тетриса, опускающийся на свое место. [114] видел здесь. [115] В 2009 году Game Informer поместил Тетрис на третье место в своем списке «200 лучших игр всех времен», заявив, что «если игру можно считать нестареющей, то это Тетрис ». [116] Сотрудники Game Informer также поместили ее на третье место в списке 100 лучших игр всех времен за 2001 год. [117]
Gaming Monthly Electronic В 100-м выпуске журнала Тетрис занял первое место в списке «100 лучших игр всех времён», в котором отмечалось, что « Тетрис настолько чист, насколько это возможно в видеоиграх… Когда на вашем пути встретятся нужные блоки — и если вам удастся избежать ошибок — игра может расслаблять. Однако один затерянный блок, и ваши обязанности переключаются на контроль повреждений, безумный, панический рывок, чтобы навести порядок или умереть». Тетрис также был единственной игрой, для которой в списке не была указана одна или две версии; Редакторы объяснили, что после тупика в выборе лучшей версии они пришли к выводу, что не существует неправильной версии тетриса, в которую можно было бы играть. [118] В 2007 году тетрис занял второе место в рейтинге IGN «100 величайших видеоигр всех времен». [119]
В 1991 году журнал PC Format назвал тетрис одной из 50 лучших компьютерных игр всех времен. Редакторы назвали ее «невероятно захватывающей» и «одной из лучших игр всех времен». [120] В 2015 году Национальный музей игры Стронг включил тетрис в свой Всемирный зал славы видеоигр . [121] Опрос, проведенный GQ в 2023 году с участием команды журналистов видеоигр из всей отрасли, поставил тетрис на третье место среди лучших видеоигр всех времен. [122]
Исследования [ править ]
Во время игры в тетрис блоки кажутся прилипшими к нижней поверхности окна. Это побудило ученых использовать тетромино «в качестве заместителя молекул сложной формы» для моделирования их « на плоской поверхности» для изучения термодинамики наночастиц адсорбции . [123] [124]
Фильм [ править ]
Тетрис появился в короткометражном анимационном фильме «Пиксели» 2010 года и в одноименном фильме 2015 года, вдохновленном первым. [125]
В 2014 году было объявлено, что Threshold Entertainment объединились с компанией Tetris для разработки экранизации игры. Генеральный директор Ларри Касанофф назвал это эпическим научно-фантастическим приключением и первой частью трилогии. [126] [127] В 2016 году в пресс-релизе ложно утверждалось, что фильм будет снят в Китае в 2017 году с бюджетом в 80 миллионов долларов. [128]
Фильм под названием «Тетрис » о юридической тяжбе вокруг игры в конце 1980-х годов с Тэроном Эгертоном в главной роли в роли Хенка Роджерса. [129] Премьера состоялась на Apple TV+ 31 марта 2023 года. [130] [131]
См. также [ править ]
- Brain Wall и Blokken , игровые шоу по мотивам Тетриса
- Экстаз порядка: Мастера тетрис , документальный фильм 2011 года о чемпионате мира по классическому тетрису 2010 года , в котором представлены интервью с Пажитновым и Ричардом Хайером, а также в тетрис игроками Тором Акерлундом и будущим семикратным чемпионом мира по классическому тетрису Йонасом Нойбауэром.
- Game Over (книга Шеффа) , книга 1993 года, посвященная истории Nintendo, включая интервью с Пажитновым и другими людьми по поводу тетриса . лицензирования
Примечания [ править ]
- ^ Произносится [ˈtʲetrʲɪs] или [ˈtetrʲɪs]
Ссылки [ править ]
- ^ «Тетрис | видеоигра | Британника» . www.britanica.com . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кент 2001 , с. 377.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «О Тетрисе » . Компания Тетрис. Архивировано из оригинала 5 ноября 2019 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Тетрис (буклет с инструкциями для Game Boy).
- ^ Тетрис ДС (буклет с инструкцией). п. 6.
- ^ «История Тетриса » . Компания Тетрис. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 года . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Меттс, Джонатан (6 апреля 2006 г.). « Тетрис сверху: Интервью с Хенком Роджерсом» . Всемирный отчет Nintendo . Архивировано из оригинала 11 марта 2014 года . Проверено 28 апреля 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Герасимов, Вадим. «Оригинальный тетрис : история и загрузка» . Архивировано из оригинала 21 августа 2006 года . Проверено 10 июня 2007 г.
- ^ «Руководство по зоне тетрис» . Зона тетрис . Архивировано из оригинала 6 февраля 2009 года.
- ^ Бжустовский, Джон (март 1992 г.). Можно ли выиграть в тетрис? (PDF) (Магистерская диссертация). Университет Британской Колумбии . Архивировано из оригинала 18 марта 2022 года . Проверено 16 октября 2013 г. Альтернативный URL
- ^ Бургель, Хайди (7 января 1996 г.). «Обсуждение апплета Тетриса» . Страница исследований тетриса . Архивировано из оригинала 9 декабря 2006 года . Проверено 25 февраля 2007 г.
- ^ Хайди Бургель. Как проиграть в тетрисе. Архивировано 13 мая 2003 г. в Wayback Machine , Mathematical Gazette, vol. 81, стр. 194–200 1997 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Неразгаданные загадки тетриса с создателем Алексием Пажитновым и дизайнером Хенком Роджерсом» (Видео). Арс Техника . 26 апреля 2023 г. — через YouTube .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвис, Райан (5 сентября 2001 г.). «Обзор Tetris Worlds для Game Boy Advance» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 28 октября 2011 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Джефф Герстманн ; Райан Дэвис (19 апреля 2002 г.). «Обзор Tetris Worlds для PlayStation 2» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 30 января 2009 года . Проверено 12 ноября 2008 г.
- ^ Дэвис, Райан (20 марта 2006 г.). «Обзор Тетрис ДС» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 5 августа 2011 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с Ичбиа, Дэниел (1997). Сага о видеоиграх (на французском языке) (1-е изд.). Издания Pix'N Love. ISBN 2266087630 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Шефф, Дэвид; Эдди, Энди (1999). Игра окончена: нажмите «Старт», чтобы продолжить (1-е изд.). Киберактивная Медиа Группа. ISBN 0966961706 .
- ^ Фрайс, Мэтт Бир и Джейкоб (24 сентября 1998 г.). «Перешел грань» . СФГЕЙТ . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоад, Фил (2 июня 2014 г.). « Тетрис : как мы сделали захватывающую компьютерную игру | Культура» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 июня 2017 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ «О Тетрисе» . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джонсон, Бобби (1 июня 2009 г.). «Как тетрис завоевал мир, квартал за кварталом» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года.
- ^ «Тетрис: кусочек старого блока» . 12 февраля 2004 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ шмупляции (11 января 2022 г.). «Тетрис — интервью с разработчиком 1993 года — shmuplations.com» . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Темпл, Магнус (2004). Тетрис: Из России с любовью (документальный).
- ↑ Храм 2004 , 12 мин..
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кент 2001 , с. 479.
- ^ Кент 2001 , с. 294 479.
- ^ Кент 2001 , с. 294.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Логидис, Билл; Бартон, Мэтт (2009). Винтажные игры: взгляд изнутри на историю самых влиятельных игр всех времен (1-е изд.). Фокальная пресса . ISBN 978-0240811468 .
- ^ «Из России с судебными тяжбами». Следующее поколение . № 26. Imagine Media . Февраль 1997 г. с. 42.
- ^ «Список желаний». Edge представляет ретро . 2002.
- ^ «Игровой автомат: «Nintendo предлагает домашнюю видеоигру тетрис »» (PDF) . Развлекательная пресса. 1 мая 1989 г. Архивировано (PDF) из оригинала 31 января 2020 г. . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Маквертор, Майкл (18 июля 2011 г.). «Вы могли бы стать обладателем этой копии тетриса всего за 1 000 000 долларов» . Котаку . Архивировано из оригинала 4 июня 2019 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Хан, Имран (4 июня 2019 г.). «Последний список из 12 мини-игр Genesis включает одну из самых редких в мире версий тетриса » . Игровой информер . Архивировано из оригинала 4 июня 2019 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «История Тетриса : Хенк Роджерс (Часть 5)» . Шрамана Митра . 20 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2020 г. Проверено 9 апреля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шартье, Дэвид (8 октября 2008 г.). «Компания Tetris снова наносит удар: удален еще один клон приложения для iPhone» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Райан, Пол (2 июня 2010 г.). «Google блокирует клоны Тетриса на рынке Android» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 2 декабря 2012 года . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ Браун, Марк (21 июня 2012 г.). «Судья объявил клон iOS Tetris «нарушающим авторские права» » . Проводной . ISSN 1059-1028 . Проверено 19 января 2021 г.
- ^ «EA приобретает JAMDAT Mobile Inc. — лидера североамериканских мобильных интерактивных развлечений; ускоряет достижение цели EA по глобальной экспансии в сфере мобильных устройств» . Деловой провод . 8 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 9 августа 2020 г. Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Фишер, Кристина (22 января 2020 г.). «EA закрывает свои мобильные игры Тетрис » . Engadget . Архивировано из оригинала 23 января 2020 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Журнал Retrogamer (испанское издание), выпуск 25, стр. 23.
- ^ «Самая портированная компьютерная игра» . Книги рекордов Гиннесса . 1 октября 2010 года. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 7 июня 2013 г.
- ^ «Большинство вариантов видеоигры» . Книги рекордов Гиннесса .
- ^ Массельман, Кэти (13 апреля 2010 г.). « Онлайн-игры Tetris Friends достигли отметки в 1 миллион и запускают Tetris Arena » . Маркетвайр . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
- ^ « Тетрис Вечеринка в прямом эфире » . Тетрис онлайн . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года.
- ^ « Тетрис Всплеск » . Тетрис онлайн . Архивировано из оригинала 28 мая 2011 года.
- ^ «Пасхалка uTorrent: Тетрис в uTorrent» . Eeggs.com. 16 марта 2006. Архивировано из оригинала 21 ноября 2012 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ поенн. «macosxhints.com – играйте в тетрис в терминале через emacs» . Hints.macworld.com. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Демейн, Эрик Д.; Хоэнбергер, Сьюзен; Либен-Ноуэлл, Дэвид (25–28 июля 2003 г.). Тетрис сложно даже приблизить (PDF) . Материалы 9-й Международной конференции по вычислительной технике и комбинаторике (COCOON 2003) . Биг Скай, Монтана. Архивировано (PDF) из оригинала 13 июня 2010 г. Проверено 18 декабря 2009 г.
- ^ «Межкультурная тематическая песня о тетрисе» . КМИД 89,5 | Радиостанция классической музыки Остина . 13 июня 2019 г. Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ Марк Дж. П. Вольф (31 августа 2012 г.). Энциклопедия видеоигр: культура, технологии и искусство игр . АВС-КЛИО. п. 642. ИСБН 978-0-313-37936-9 . Архивировано из оригинала 28 мая 2013 года . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «Прошло 30 лет с тех пор, как Тетрис появился в США» eLearningInside News . 29 января 2018 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ «Обучение/Тетрис» . Ричард Хайер . 29 мая 2014 года . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Ричард Дж. Хайер; Шериф Карама; Леонард Лейба; Рекс Э. Юнг (2009). «МРТ-оценка изменения толщины коры и функциональной активности у девочек-подростков после трехмесячной практики решения зрительно-пространственной задачи» . Исследовательские заметки BMC . 2 : 174. doi : 10.1186/1756-0500-2-174 . ПМК 2746806 . ПМИД 19723307 .
- ^ Хайер Р.Дж., Сигел Б.В., Маклахлан А., Содерлинг Э., Лоттенберг С., Буксбаум М.С. (январь 1992 г.). «Региональные изменения метаболизма глюкозы после изучения сложной зрительно-пространственной / двигательной задачи: позитронно-эмиссионное томографическое исследование». Мозговой Рес . 570 (1–2): 134–43. дои : 10.1016/0006-8993(92)90573-R . ПМИД 1617405 . S2CID 21725897 .
- ↑ Тетрис «может повысить умственные способности». Архивировано 12 февраля 2010 г., в новостях Wayback Machine Telegraph, 2 сентября 2009 г.
- ^ ГАНДЕР, КАШМИРА. «Игра в тетрис может помочь похудеть и уменьшить тягу к курению, утверждают психологи» . Независимый . Архивировано из оригинала 24 февраля 2014 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стикголд, Роберт; Малия, апрель; Магуайр, Дениз; Родденберри, Дэвид; О'Коннор, Маргарет (13 октября 2000 г.). «Воспроизведение игры: гипнагогические образы у нормальных людей и людей с амнезией» . Наука . 290 (5490): 350–353. Бибкод : 2000Sci...290..350S . дои : 10.1126/science.290.5490.350 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 11030656 .
- ^ «Обучение/Тетрис» . Ричард Хайер . 29 мая 2014 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Холмс Э.А.; Джеймс Э.Л.; Куд-Бейт Т; Дипроуз С (2009). Белл, Воган (ред.). «Может ли компьютерная игра «Тетрис» уменьшить накопление воспоминаний о травме? Предложение когнитивной науки» . ПЛОС ОДИН . 4 (1): е4153. Бибкод : 2009PLoSO...4.4153H . дои : 10.1371/journal.pone.0004153 . ПМК 2607539 . ПМИД 19127289 .
- ^ «Может ли игра в тетрис помочь предотвратить посттравматическое стрессовое расстройство?» . nhs.uk. 3 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 г. Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ «Может ли ТЕТРИС предотвратить посттравматическое стрессовое расстройство?» . Психология сегодня . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Визуализация мозга показывает, что игра в тетрис приводит как к повышению эффективности мозга, так и к утолщению коры | Сеть исследований разума (MRN)» . www.mrn.org . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Люк Кармали (23 апреля 2013 г.). «Исследование показало, что тетрис эффективно лечит ленивый глаз» . ИГН . Архивировано из оригинала 20 июня 2015 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Лечение видеоиграми для ленивых глаз» . Новости Би-би-си . 4 апреля 2012. Архивировано из оригинала 19 августа 2015 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Ламби, Райан (6 июня 2019 г.). «Тетрис: 10 фактов, которые нужно знать об истории игры» . Логово Компьютерщика . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Стаффорд, Том. «Психология Тетриса» . bbc.com . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Голдсмит, Джеффри. «Это твой мозг в тетрисе» . Проводной . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паллавичини, Федерика; Пепе, Алессандро; Мантовани, Фабриция (16 августа 2021 г.). «Готовые коммерческие видеоигры для снижения стресса и тревоги: систематический обзор» . JMIR психического здоровья . 8 (8): е28150. дои : 10.2196/28150 . ПМЦ 8406113 . ПМИД 34398795 .
- ^ Кук, Брэд. «Тетрис» . Вся игра. Архивировано из оригинала 14 ноября 2014 года . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ Сутьяк, Джонатан. «Тетрис» . Вся игра. Архивировано из оригинала 15 ноября 2014 года . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ Савиньяно, Лиза Карен. «Тетрис» . Вся игра. Архивировано из оригинала 15 ноября 2014 года . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ Миллер, Скайлер. «Тетрис» . Вся игра. Архивировано из оригинала 15 ноября 2014 года . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ Вайс, Бретт Алан. «Тетрис» . Вся игра. Архивировано из оригинала 16 февраля 2010 года . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ «Тетрис Мастертроник» . Компьютерные и видеоигры . № 92. Июнь 1989. с. 74. Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ «Обзоры: Тетрис» . Крушение . № 50. Март 1988. с. 10. Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ «ТЕТЯИС: Аркадное обозрение» . Пользователь Синклера . Февраль 1988 г. с. 13. Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Уорролл, Тони. «Тетрис» . Годы рок-н-ролла вашего Синклера. Архивировано из оригинала 27 апреля 2012 года . Проверено 8 августа 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Золотой стандарт» . Def Gui для Zzap!64. Архивировано из оригинала 4 декабря 2012 года . Проверено 8 августа 2012 г.
- ^ «Тетрис: может MIRRORSOFT их упаковать?» . ТУЗ . Февраль 1988 г. с. 49. Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Уэзерман, Линн (июль 1988 г.). «Тетрис» . Вычислите! . п. 72. Архивировано из оригинала 16 марта 2014 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Кард, Орсон Скотт (апрель 1989 г.). «Геймплей» . Вычислите! . п. 11. Архивировано из оригинала 16 марта 2014 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Лессер, Хартли; Лессер, Патрисия; Лессер, Кирк (июль 1988 г.). «Роль компьютеров». Дракон (135): 82–89.
- ^ Лессер, Хартли; Лессер, Патрисия; Лессер, Кирк (январь 1989 г.). «Роль компьютеров». Дракон (141): 72–78.
- ^ Будери, Роберт (декабрь 1988 г.). «Обзор Тетрис 1.0» . Макмир . Мак Паблишинг. п. 178.
- ^ Вагнер, Рой (май 1988 г.). «Загадочные встречи: два названия из международной серии Spectrum HoloByte». Мир компьютерных игр . Том. 1, нет. 47. С. 42–43.
- ^ Колер, Крис (8 октября 2019 г.). «Jeopardy! Показана до смешного неправильная мелочь о тетрисе» . Котаку . Архивировано из оригинала 8 октября 2019 года . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Дворчак, Роберт (17 июня 1990 г.). «Советская игра завоевывает свободный рынок: Технология: Тетрис, электронный кубик Рубика, вызывает привыкание. Продажи растут. Продолжение выходит из Восточного блока» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 10 января 2020 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ 30» [Famicom Tsushin Top 30] «Famicom Tsushin Top .
- ^ Tsushin Top 30» [Famicom Tsushin Top 30] « Famicom .
- ^ «Еженедельный хит-парад Famimaga! (25.12 ~ 28.01)» . Семейный компьютерный журнал (на японском языке). Токума Шотен . 23 февраля 1990 г., стр. 134–6.
- ^ «Выживаем вместе» . Выживаем вместе . 20–22. Комитет и Институт: 68. 1990.
Спустя 2,5 миллиона игрой Nintendo копий «Тетрис» стал самой продаваемой за первые несколько месяцев 1990 года.
- ^ Уивер, Китти Д. (1992). Бушели рублей: советская молодежь в переходный период . Издательство Прагер . п. 149. ИСБН 978-0-275-93844-4 .
«Если бы я знал, что это принесет большие деньги, я бы не отдал все права», — говорит он, предполагая продажу 7,5 миллионов копий в США, где тетрис является стандартным оборудованием для портативного устройства Nintendo Game Boy. .
- ^ «Спутник: Дайджест» . Спутник: Дайджест (10–12). Типография «Новости»: 37. 1996.
Тетрис стал бестселлером. Уже продано более двадцати миллионов копий, не считая пиратских.
- ^ Спаркс, Мэтью (6 июня 2014 г.). «Тетрис в 30 лет: история самой успешной игры в мире» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2017 года . Проверено 26 апреля 2017 г.
- ^ «Награды 3-го » Игры (на японском языке), Том 41 (февраль 1990 г.), стр. 52–79.
- ^ Макгоуэн, Крис; Маккало, Джим (1995). Развлечения в Киберзоне . Электронный паб Random House. п. 81. ИСБН 978-0-679-75804-4 .
Spectrum HoloByte утверждает, что почти половина игроков в тетрис — женщины, что разительно контрастирует с профилями большинства других компьютерных игр. Компания утверждает, что с 1988 года продала более миллиона копий компьютерной продукции семейства Tetris .
- ^ «»Тетрис достигает 100 миллионов платных загрузок (и немного истории игры) – Maximejohnson.com/techno: технологические новости, тесты и мнения j» . Maximejohnson.com. 19 января 2011. Архивировано из оригинала 26 июля 2012 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ «EA сегодня запускает новую игру Тетрис в App Store» . Деловой провод . 1 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ «100 лучших игр всех времен». Ваш Синклер . Сентябрь 1993 года.
- ^ Журнал Amiga Power, выпуск 64, Future Publishing, август 1996 г.
- ^ «Руководство по видеоиграм» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 19 февраля 2017 года . Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «189 наград Compute! Choice Awards» . Вычислите! . Январь 1989 г. с. 24. Архивировано из оригинала 16 марта 2014 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Шиско, Питер (август 1989 г.). «Конверт, пожалуйста» . Вычислите! . п. 6. Архивировано из оригинала 16 марта 2014 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ «100 лучших видеоигр» . Флюс (4). Публикации Харриса: 28 апреля 1995 г.
- ^ «15 самых инновационных компьютерных игр» . Мир компьютерных игр . Ноябрь 1996 г. с. 102. Архивировано из оригинала 8 апреля 2016 года . Проверено 25 марта 2016 г.
- ^ «100 лучших игр всех времен». Следующее поколение . № 21. Imagine Media . Сентябрь 1996 г. с. 71.
- ^ «50 лучших игр всех времен». Следующее поколение . № 50. Imagine Media . Февраль 1999 г. с. 81.
- ^ ЧАПЛИН, ХЕЗЕР (12 марта 2007 г.). «Это просто игра? Нет, это культурный артефакт» . nytimes.com . Архивировано из оригинала 4 декабря 2015 года . Проверено 1 ноября 2013 г.
- ^ Рэнсом-Уайли, Джеймс. «10 самых важных видеоигр всех времен по мнению двух дизайнеров, двух ученых и одного скромного блоггера» . Джойстик. Архивировано из оригинала 22 апреля 2014 года.
- ^ Оуэнс, Тревор (26 сентября 2012 г.). «Да, в Библиотеке Конгресса есть видеоигры: интервью с Дэвидом Гибсоном» . blogs.loc.gov. Архивировано из оригинала 5 декабря 2013 года . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ «Осень 2007: Великая битва персонажей GameFAQ VI» . Часто задаваемые вопросы по игре . Архивировано из оригинала 29 октября 2007 года . Проверено 29 ноября 2007 г.
- ^ «Google представляет TETRIS Look к 25-летию игры» . Электронное искусство. 5 июня 2009. Архивировано из оригинала 16 февраля 2011 года . Проверено 25 сентября 2009 г.
Google будет внедрять дизайн, вдохновленный TETRIS, в течение 24 часов, начиная с 13:00 по восточному времени в Японии, Австралии и Новой Зеландии. С 18:00 до 19:00 по восточному времени дизайн, вдохновленный TETRIS, начнет появляться в Европе, Азии, Африке и на Ближнем Востоке. Начиная с 6 июня, в 12:00 по восточному времени, дизайн, вдохновленный TETRIS, будет доступен в Северной и Южной Америке.
- ^ «25 лет Тетрису – предоставлено ООО «Тетрис Холдинг» . 6 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Сотрудники Game Informer (декабрь 2009 г.). «200 лучших игр всех времен». Игровой информер . № 200. С. 44–79. ISSN 1067-6392 . OCLC 27315596 .
- ^ Корк, Джефф (16 ноября 2009 г.). «100 лучших игр всех времен по версии Game Informer (около 100 выпуска)» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 8 апреля 2010 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ «100 лучших игр всех времен». Ежемесячник электронных игр . № 100. Зифф Дэвис . Ноябрь 1997 г. с. 160. Примечание. Вопреки названию, во вступлении к статье (на странице 100) прямо указано, что список охватывает только консольные видеоигры, а это означает, что компьютерные и аркадные игры не допускаются.
- ^ «100 лучших игр всех времен по версии IGN – 2007» . Top100.ign.com. Архивировано из оригинала 7 ноября 2013 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Персонал (октябрь 1991 г.). «50 лучших игр всех времен!». Формат ПК (1): 109–111.
- ^ «Тетрис» . Стронг Национальный музей игры . Сильный . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ «100 величайших видеоигр всех времен по оценкам экспертов» . Британский журнал GQ . 10 мая 2023 г. . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Термодинамика Тетириса. Архивировано 12 сентября 2011 года в Wayback Machine , Ars Technica, 2009.
- ^ Барнс, Брайан С.; Сидериус, Дэниел В.; Гельб, Лев Д. (2009). «Структура, термодинамика и растворимость в тетромино жидкостях» . Ленгмюр . 25 (12): 6702–6716. дои : 10.1021/la900196b . ПМИД 19397254 .
- ^ Пиксели (2015) , заархивировано из оригинала 18 ноября 2016 г. , получено 3 февраля 2018 г.
- ^ « Фильм «Тетрис» задуман как эпическое научно-фантастическое приключение» . Киновеб . 30 сентября 2014. Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 30 сентября 2014 г.
- ^ Бжески, Патрик (17 мая 2016 г.). « Фильм «Тетрис» будет стоить 80 миллионов долларов совместного производства США и Китая» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ Дики, Джош (17 мая 2016 г.). «Это фильм «Тетрис» на самом деле? Слишком много ключевых моментов не хватает, чтобы быть уверенным» . Машаемый. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ «Тэрон Эджертон сыграет главную роль в фильме «Тетрис»» . List.co.uk. 17 июля 2020 г. Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ «Apple Original Films представляет трейлер «Тетриса», нового триллера с Тэроном Эгертоном в главной роли» . Apple TV+ Нажмите . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Пингиторе, Сильвия (19 марта 2023 г.). «Интервью с создателем тетриса Алексеем Пажитновым» . Проверено 12 июля 2023 г.
Библиография [ править ]
Книги [ править ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
- Акерман, Дэн (2016). Эффект тетриса: игра, которая загипнотизировала мир . Нью-Йорк: PublicAffairs . ISBN 9781610396110 . OCLC 943694339 .
- Бжустовский, Джон (1992). Сможете ли вы выиграть в тетрис? (Диссертация). Университет Британской Колумбии. дои : 10.14288/1.0079748 .
- Ихбиа, Дэниел (2009). «IV: Тетрис» . Сага о видеоиграх (на французском языке) (1-е изд.). Триэль-сюр-Сен: Pix'N Love Editions. стр. 71–85. ISBN 978-2266087636 . OCLC 1194432922 .
- Кент, Стивен (2001). Полная история видеоигр: от понга до покемонов: история увлечения, которое коснулось нашей жизни и изменило мир (1-е изд.). Три Риверс Пресс. стр. 377–381. ISBN 9780761536437 . OCLC 47254175 .
- Логидис, Билл; Бартон, Мэтт (2009). Винтажные игры: взгляд изнутри на историю самых влиятельных игр всех времен (1-е изд.). Фокальная пресса . стр. 291–301. ISBN 978-0240811468 .
- Шефф, Дэвид; Эдди, Энди (1999). Игра окончена: нажмите «Старт», чтобы продолжить . Уилтон, Коннектикут: Cyberactive Media Group. стр. 295–348. ISBN 0966961706 . OCLC 1190934258 .
- Трефри, Грегори (2010). Дизайн казуальных игр: создание игры для каждого из нас . Берлингтон, Массачусетс: CRC Press. стр. 179–185. ISBN 978-0123749536 . OCLC 440113525 .
Документальные видео [ править ]
- Тетрис: Из России с любовью на IMDb . Великий Храм 2004 г.
- Экстаз порядка: Мастера тетриса на IMDb . Адам Корнелиус 2011 год
- История Тетриса на YouTube . Историк игр. 2019.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Gerasimov, Vadim. "Tetris Story" . OverSigma .
- Грэм, Сара (29 октября 2002 г.). «Математики доказывают, что тетрис — это сложно» . Научный американец .
- Создание Тетриса . Всемирная служба Би-би-си . Би-би-си . 29 декабря 2012 г.
Внешние ссылки [ править ]

- Официальный сайт
- В версию тетриса для MS-DOS можно бесплатно играть в браузере в Интернет-архиве.
- 1985 год в Советском Союзе
- видеоигры 1985 года
- Алексей Пажитнов игры
- ДОС-игры
- Пазлы с падающими блоками
- Mirrorsoft игры
- NP-полные задачи
- Видеоигры-головоломки
- Русские изобретения
- Советские бренды
- Советские игры
- Советские изобретения
- Спектральные игры HoloByte
- Тетрис
- Тетрис игры
- Франшизы видеоигр, представленные в 1985 году.
- Видеоигры, разработанные в России.
- Всемирный зал славы видеоигр