Эффект Зейгарник
В психологии эффект Зейгарник , названный в честь литовско-советского психолога Блюмы Зейгарник , возникает, когда прерванную деятельность легче вспомнить . Он постулирует, что люди запоминают незавершенные или прерванные задачи лучше, чем завершенные. В гештальт-психологии эффект Зейгарник использовался для демонстрации общего присутствия гештальт-феноменов: они не просто проявляются как эффекты восприятия, но также присутствуют в познании.
Эффект Зейгарник не следует путать с эффектом Овсянкиной . Мария Овсянкина , коллега Зейгарник, исследовала влияние прерывания выполнения задания на склонность возобновлять выполнение задания при следующей возможности. [1]
Обзор
[ редактировать ]Литовско-советский психолог Блюма Зейгарник впервые изучила этот феномен после того, как профессор, гештальт- психолог Курт Левин заметил, что официант лучше помнит еще неоплаченные заказы. [2] Однако после выполнения задания — после того, как все заплатили — официант больше не смог вспомнить никаких деталей заказов. Затем Зейгарник разработала серию экспериментов, чтобы раскрыть процессы, лежащие в основе этого явления. Отчет об исследовании был опубликован в 1927 году в журнале Psychologische Forschung . [3]
Преимущество запоминания можно объяснить, взглянув на теорию поля Левина : уже начатая задача создает напряжение, специфичное для задачи, что улучшает когнитивную доступность соответствующего содержания. [4] Напряжение снимается по завершении задания, но сохраняется, если его прерывают. Благодаря постоянному напряжению контент становится более доступным и легко запоминается. [4]
Эффект Зейгарник предполагает, что студенты, которые приостанавливают учебу для выполнения несвязанных действий (например, изучения другого предмета или игры в игру), будут запоминать материал лучше, чем студенты, которые завершают учебные занятия без перерыва (McKinney 1935; Zeigarnik 1927). [5] [6]
Правило Хардена
[ редактировать ]Спортивный обозреватель Мэтт Мур предположил, что эффект Зейгарник может объяснить широко распространенную критику Национальной баскетбольной ассоциации за разрешение штрафных бросков игроку, «выбрасывающему мяч всякий раз, когда к нему приближается парень». [7] При каждом нарушении игра останавливается. Если делать это неоднократно, создается впечатление, что возникает когнитивное предубеждение против этого шага. Критика потребовала изменения правила, наказывающего эту деятельность, известного как «Правило Хардена», названное в честь его самого известного пользователя Джеймса Хардена . [8] [9]
Критика
[ редактировать ]Надежность эффекта была предметом некоторых споров. [10]
Несколько исследований, проведенных позже в других странах, пытаясь повторить эксперимент Зейгарник, не смогли обнаружить каких-либо существенных различий в запоминании между «завершенными» и «незавершенными» (прерванными) задачами, например Ван Берген (1968). [11]
Использование
[ редактировать ]Программное обеспечение
[ редактировать ]Эффект Зейгарник используется в некоторых SaaS- системах (программное обеспечение как услуга) для более быстрого и эффективного подключения пользователей . [ нужна ссылка ]
Обычно это реализуется как геймификация взаимодействия с пользователем . Примеры включают в себя:
- Трекеры прогресса, которые информируют пользователей о том, насколько они близки к выполнению задачи. Например, когда пользователи видят сообщение типа «Ваш профиль заполнен на 64%», они с большей вероятностью потратят несколько минут на предоставление всех недостающих данных.
- Контрольные списки для обеспечения четкого пошагового процесса адаптации.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Овсянкина, Мария (январь 1928). «Возобновление прерванных задач». Психологические исследования (на немецком языке). 11 (3/4): 302–379. дои : 10.1007/BF00410261 . S2CID 147359058 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 г.
- ^ Коффка, Курт (1935). Принципы гештальт-психологии . Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко. 334 и далее. ISBN 978-0-415-86881-5 . ОСЛК 2314654 .
- ^ Зейгарник, Блюма (1938). «Запоминание выполненных и незавершенных задач» [О завершенных и незавершенных задачах] (PDF) . Психологические исследования (на немецком языке). 9 :1-85. Архивировано (PDF) из оригинала 24 декабря 2021 г., стр. 300–314 в WD Ellis (Ed.), A Sourcebook of Gestalt Psychology , London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.
- ^ Jump up to: а б Левин, Курт (1935). Динамическая теория личности: избранные статьи . McGraw-Hill Book Company, Inc. с. 243 и далее. ISBN 978-0-07-037451-5 . OCLC 760465262 .
- ^ Зейгарник, Блюма (1927). «Запоминание завершенных и незавершенных действий» ( PDF) (на немецком языке). стр. 300–314. Архивировано (PDF) из оригинала 24 декабря 2021 г.
- ^ МакКинни, Фред (апрель 1935 г.). «Исследования по сохранению прерванной учебной деятельности» . Журнал сравнительной психологии . 19 (2): 265–296. CiteSeerX 10.1.1.66.8781 . дои : 10.1037/h0056005 . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года.
- ^ Мур, Мэтт (4 октября 2017 г.). «Как недавно введенное НБА «Правило Хардена» повлияет на Джеймса Хардена в этом сезоне» . CBSSports.com . Архивировано из оригинала 6 февраля 2020 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Бун, Кайл (22 сентября 2017 г.). «НБА наконец-то расправилась с нечестными выходками Джеймса Хардена» . CBSSports.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «НБА реализует правила «Заза Пачулиа» и «Джеймса Хардена»» . NBCSports.com . 21 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ Эйнштейн, Жиль О.; Макдэниел, Марк А.; Уиллифорд, Кэрри Л.; Пэган, Джейсон Л.; Дисмукс, Р. Ки (2003). «Забывание намерений в сложных ситуациях происходит быстро» (PDF) . Журнал экспериментальной психологии: прикладной . 9 (3): 147–162. CiteSeerX 10.1.1.5.4816 . дои : 10.1037/1076-898X.9.3.147 . ПМИД 14570509 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
[...] существуют разногласия относительно надежности эффекта Зейгарник [...]
- ^ Колин М. Маклауд (6 апреля 2020 г.). «Зейгарник и фон Ресторф: эффекты памяти и истории, стоящие за ними». Память и познание . дои : 10.3758/S13421-020-01033-5 . ISSN 0090-502X . ПМИД 32291585 . Викиданные Q91935831 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Зейгарник
[ редактировать ]- Зейгарник, Блюма (1938). «Запоминание выполненных и незавершенных задач» [О завершенных и незавершенных задачах] (PDF) . Психологические исследования (на немецком языке). 9 :1-85. стр. 300-314 в WD Ellis (Ed.), Справочник по гештальт-психологии , Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко.
Другие
[ редактировать ]- Берк В.В., «Перспектива в области организационного развития и изменений: эффект Зейгарник», Журнал прикладной поведенческой науки , том 47, № 2 (июнь 2011 г.), стр. 143–167.
- Дания, Флоренс Л. (2010). «Эффект Зейгарник» . В Вайнере, Ирвинг Б.; Крейгхед, В. Эдвард (ред.). Энциклопедия психологии Корсини (4-е изд.). Джон Уайли и сыновья. стр. 1873–1874. дои : 10.1002/9780470479216.corpsy0924 . ISBN 9780470170236 .
- Мазур, Елена, «Эффект Зейгарник и концепция незавершенного дела в гештальт-терапии», Британский гештальт-журнал , Том 5, № 1 (1996), стр. 18-23.
- Ояма, Ёсинори, Манало, Эммануэль и Накатан, Ёсихидэ (2018), «Эффект Хемингуэя: как невыполнение задачи может положительно повлиять на мотивацию», Навыки мышления и креативность . doi=10.1016/j.tsc.2018.01.001
- Савицкий К., Медвец В.Х. и Гилович Т., «Вспоминание и сожаление: эффект Зейгарник и когнитивная доступность действий и бездействий, вызывающих сожаление», Бюллетень личности и социальной психологии , том 23, № 3 (март 1997 г.) ), стр.248-257. doi=10.1177/0146167297233004
- Сирек, К.Дж., Вайгельт, О., Пайфер, К. и Антони, Ч., «Бессонные ночи Зейгарник: как незавершенные задачи в конце недели ухудшают сон сотрудников на выходных из-за размышлений», Журнал психологии профессионального здоровья , Vol. 22, № 2 (апрель 2017 г.), стр. 225–238.
- Ван Берген, Энни, Прерывание задачи , Северная Голландия, (Амстердам), 1968.
- Вайнер Б., Джонсон П.Б. и Мехрабян А., «Мотивация достижения и припоминание неполных и завершенных экзаменационных вопросов», Журнал педагогической психологии , том 59, № 3, (июнь 1968 г.), стр. 181- 185. [ мертвая ссылка ]