Jump to content

Эффект Зейгарник

В психологии эффект Зейгарник , названный в честь литовско-советского психолога Блюмы Зейгарник , возникает, когда прерванную деятельность легче вспомнить . Он постулирует, что люди запоминают незавершенные или прерванные задачи лучше, чем завершенные. В гештальт-психологии эффект Зейгарник использовался для демонстрации общего присутствия гештальт-феноменов: они не просто проявляются как эффекты восприятия, но также присутствуют в познании.

Эффект Зейгарник не следует путать с эффектом Овсянкиной . Мария Овсянкина , коллега Зейгарник, исследовала влияние прерывания выполнения задания на склонность возобновлять выполнение задания при следующей возможности. [1]

Литовско-советский психолог Блюма Зейгарник впервые изучила этот феномен после того, как профессор, гештальт- психолог Курт Левин заметил, что официант лучше помнит еще неоплаченные заказы. [2] Однако после выполнения задания — после того, как все заплатили — официант больше не смог вспомнить никаких деталей заказов. Затем Зейгарник разработала серию экспериментов, чтобы раскрыть процессы, лежащие в основе этого явления. Отчет об исследовании был опубликован в 1927 году в журнале Psychologische Forschung . [3]

Преимущество запоминания можно объяснить, взглянув на теорию поля Левина : уже начатая задача создает напряжение, специфичное для задачи, что улучшает когнитивную доступность соответствующего содержания. [4] Напряжение снимается по завершении задания, но сохраняется, если его прерывают. Благодаря постоянному напряжению контент становится более доступным и легко запоминается. [4]

Эффект Зейгарник предполагает, что студенты, которые приостанавливают учебу для выполнения несвязанных действий (например, изучения другого предмета или игры в игру), будут запоминать материал лучше, чем студенты, которые завершают учебные занятия без перерыва (McKinney 1935; Zeigarnik 1927). [5] [6]

Правило Хардена

[ редактировать ]

Спортивный обозреватель Мэтт Мур предположил, что эффект Зейгарник может объяснить широко распространенную критику Национальной баскетбольной ассоциации за разрешение штрафных бросков игроку, «выбрасывающему мяч всякий раз, когда к нему приближается парень». [7] При каждом нарушении игра останавливается. Если делать это неоднократно, создается впечатление, что возникает когнитивное предубеждение против этого шага. Критика потребовала изменения правила, наказывающего эту деятельность, известного как «Правило Хардена», названное в честь его самого известного пользователя Джеймса Хардена . [8] [9]

Надежность эффекта была предметом некоторых споров. [10]

Несколько исследований, проведенных позже в других странах, пытаясь повторить эксперимент Зейгарник, не смогли обнаружить каких-либо существенных различий в запоминании между «завершенными» и «незавершенными» (прерванными) задачами, например Ван Берген (1968). [11]

Использование

[ редактировать ]

Программное обеспечение

[ редактировать ]

Эффект Зейгарник используется в некоторых SaaS- системах (программное обеспечение как услуга) для более быстрого и эффективного подключения пользователей . [ нужна ссылка ]

Обычно это реализуется как геймификация взаимодействия с пользователем . Примеры включают в себя:

  • Трекеры прогресса, которые информируют пользователей о том, насколько они близки к выполнению задачи. Например, когда пользователи видят сообщение типа «Ваш профиль заполнен на 64%», они с большей вероятностью потратят несколько минут на предоставление всех недостающих данных.
  • Контрольные списки для обеспечения четкого пошагового процесса адаптации.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Овсянкина, Мария (январь 1928). «Возобновление прерванных задач». Психологические исследования (на немецком языке). 11 (3/4): 302–379. дои : 10.1007/BF00410261 . S2CID   147359058 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 г.
  2. ^ Коффка, Курт (1935). Принципы гештальт-психологии . Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко. 334 и далее. ISBN  978-0-415-86881-5 . ОСЛК   2314654 .
  3. ^ Зейгарник, Блюма (1938). «Запоминание выполненных и незавершенных задач» [О завершенных и незавершенных задачах] (PDF) . Психологические исследования (на немецком языке). 9 :1-85. Архивировано (PDF) из оригинала 24 декабря 2021 г., стр. 300–314 в WD Ellis (Ed.), A Sourcebook of Gestalt Psychology , London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.
  4. ^ Jump up to: а б Левин, Курт (1935). Динамическая теория личности: избранные статьи . McGraw-Hill Book Company, Inc. с. 243 и далее. ISBN  978-0-07-037451-5 . OCLC   760465262 .
  5. ^ Зейгарник, Блюма (1927). «Запоминание завершенных и незавершенных действий» ( PDF) (на немецком языке). стр. 300–314. Архивировано (PDF) из оригинала 24 декабря 2021 г.
  6. ^ МакКинни, Фред (апрель 1935 г.). «Исследования по сохранению прерванной учебной деятельности» . Журнал сравнительной психологии . 19 (2): 265–296. CiteSeerX   10.1.1.66.8781 . дои : 10.1037/h0056005 . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года.
  7. ^ Мур, Мэтт (4 октября 2017 г.). «Как недавно введенное НБА «Правило Хардена» повлияет на Джеймса Хардена в этом сезоне» . CBSSports.com . Архивировано из оригинала 6 февраля 2020 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
  8. ^ Бун, Кайл (22 сентября 2017 г.). «НБА наконец-то расправилась с нечестными выходками Джеймса Хардена» . CBSSports.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.
  9. ^ «НБА реализует правила «Заза Пачулиа» и «Джеймса Хардена»» . NBCSports.com . 21 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.
  10. ^ Эйнштейн, Жиль О.; Макдэниел, Марк А.; Уиллифорд, Кэрри Л.; Пэган, Джейсон Л.; Дисмукс, Р. Ки (2003). «Забывание намерений в сложных ситуациях происходит быстро» (PDF) . Журнал экспериментальной психологии: прикладной . 9 (3): 147–162. CiteSeerX   10.1.1.5.4816 . дои : 10.1037/1076-898X.9.3.147 . ПМИД   14570509 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. [...] существуют разногласия относительно надежности эффекта Зейгарник [...]
  11. ^ Колин М. Маклауд (6 апреля 2020 г.). «Зейгарник и фон Ресторф: эффекты памяти и истории, стоящие за ними». Память и познание . дои : 10.3758/S13421-020-01033-5 . ISSN   0090-502X . ПМИД   32291585 . Викиданные   Q91935831 .


Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Зейгарник

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28d47949d58e430eea4f96ebd09bb956__1720725780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/56/28d47949d58e430eea4f96ebd09bb956.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zeigarnik effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)