Блюма Зейгарник
Блюма Зейгарник | |
---|---|
Рожденный | Zhenya Bluma Geršteinaite 9 ноября 1900 г. |
Умер | 24 февраля 1988 г. | ( 87 лет
Известный |
|
Академическое образование | |
Альма-матер | Берлинский университет |
Научные консультанты | Курт Левин |
Академическая работа | |
Дисциплина | Психопатология |
Bluma Zeigarnik ( Ukrainian : Блюма Вульфовна Зейга́рник ; 9 November [ OS 27 October] 1900 [1] — 24 февраля 1988) — советский психолог литовского происхождения , член Берлинской школы экспериментальной психологии и так называемого кружка Выготского . Она способствовала становлению экспериментальной психопатологии как отдельной дисциплины в Советском Союзе в послевоенный период.
В 1920-х годах она провела исследование памяти, в котором сравнила память в отношении прерванных и завершенных задач. Она обнаружила, что прерванные задачи запоминаются лучше, чем завершенные; теперь это известно как эффект Зейгарник . С 1931 года работала в Советском Союзе. Ее считают одним из сооснователей кафедры психологии МГУ . В 1983 году она получила Премию Мемориала Левина за свои психологические исследования.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Зейгарник родилась как Женя Блюма Герштейн (или Герштейнайте) в еврейской семье в Пренае , Сувальская губерния (ныне в Литве ) в семье Вульфа и Рони Фейги Герштейн, как их единственный ребенок. Ее основным языком был русский, хотя она также могла говорить на идише, литовском и польском языках. Родители Блюмы неофициально усыновили ее будущего мужа Альберта Зейгарника и оплатили обучение обоих детей за границей.
В своей автобиографической записке, которую она написала в 1927 году, поскольку это требовалось для ее докторской диссертации и которая имеется в архиве Гумбольдтского университета, она писала, что до 15 лет брала частные уроки, а в 1916 году поступила в [пятый класс] гимназии Реймана-Далматова в Минске , которую она покинула в 1918 году после сдачи выпускного экзамена. В 1920–1922 годах посещала лекции на гуманитарном факультете Литовских высших курсов в Ковно (ныне Университет Витаутаса Великого ). [2]
В мае 1922 года будущая пара уехала в Берлин, где он учился в Политехническом институте, а она — в Берлинском университете. Они поженились в Каунасе 9 января 1924 года. В Берлинском университете она познакомилась с Куртом Левином и по окончании учебы помогала ему в его экспериментальной работе. Она окончила университет в 1925 году и получила докторскую степень в том же университете в 1927 году. [1] [3] Эффект Зейгарник она описала в диссертации, подготовленной под руководством Курта Левина . [4]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В мае 1931 года Зейгарник переехала из Берлина в Москву, где начала тесно сотрудничать со Львом Выготским в Институте высшей нервной деятельности отделения естествознания Коммунистической академии , в Психоневрологической больнице Всесоюзного института неврологии. Экспериментальной медицины (существовал в Москве в 1932–1944 гг.), а с 1940-х гг. – в Институте психиатрии в Москве. [2] [5]
В 1940 году в жизни Зейгарник произошло важное событие; ее муж Альберт был арестован и приговорен (26 февраля 1942 года) Особым советом НКВД к 10 годам лишения свободы в трудовом лагере, который часто называют ГУЛАГом , «как агент иностранной разведки и за шпионскую деятельность». (реабилитирован 27 июня 1956 года). К этому времени у них было двое детей: одному шесть лет (1934 г.р.), другому меньше года (1939 г.р.); ей пришлось позаботиться о них одной. Альберт умер в лагере в 1940-х годах. [1]
Во время Великой Отечественной войны Зейгарник и ее дети были эвакуированы из Москвы. В тот период она работала вместе с Александром Лурией и другими психологами в Нейрохирургической больнице № 3120 в Эвакуации села Кисегач Челябинской области , где занималась восстановлением когнитивных и психических функций после черепно-мозговых травм и реабилитационным лечением больных. раненые.
Зейгарник умерла в Москве 24 февраля 1988 года. [1]
Влияния
[ редактировать ]Одним из первых людей, оказавших влияние на Зейгарник, был Курт Левин . Зейгарник познакомилась с Левином в 1924 году в Берлинском университете . [5] В это время Левин был учителем и исследователем. Зейгарник нравились его прогрессивные взгляды, и она начала свою научную карьеру в рамках его исследовательской группы. Именно вместе с Левином она разработала свою известную теорию: эффект Зейгарник. Левин не только оказал главное влияние на жизнь Зейгарник, но и был ее хорошим другом. Другим влиятельным человеком Зейгарник был Лев Выготский . Зейгарник познакомилась и начала работать с ним, а также с Александром Лурией и Алексеем Леонтьевым в 1931 году. Вместе они изучали темы, связанные с психическими структурами и общей психологией. Их исследования также позволили Зейгарник создать и назвать свою собственную область психологии. [1]
Исследования и вклад
[ редактировать ]В 1920-х годах Зейгарник продолжила свое исследование под руководством Левина и смогла провести исследование памяти, в котором она сравнила память в отношении прерванных и завершенных задач и обнаружила, что люди склонны запоминать прерванные задачи лучше, чем завершенные. Это открытие стало известно как эффект Зейгарник.
В 1930-е годы она начала работать в Институте высшей нервной деятельности, где испытала влияние Выготского. Под влиянием Выготского она начала заниматься различными проблемами, связанными с патологиями мышления, психотическими и личностными расстройствами, посттравматической глупостью и т. д. Гита Биренбаум, еще одна ученица Левина и выпускница Берлинского университета, была тесной сотрудницей ее.
В 1940 году Зейгарник начала публиковать работы о последствиях черепно-мозговых травм. Ее обучение продолжилось в 1941–1943 годах в нейрохирургической больнице № 3120 в эвакуации, организованной Александром Лурией . Ее основным интересом была потеря спонтанности при военных ранениях лобных долей мозга. Еще одной областью ее исследований в больнице была реактивная глухонемота после сотрясения мозга. [6] К концу 1940-х годов она накопила значительные знания, позволившие ей сравнивать патологии у пациентов с военной травмой и без нее. В результате этих исследований она подготовила докторскую диссертацию, но незадолго до ее завершения текст был украден. В 1950 году, с началом антисемитской кампании в Советском Союзе, Зейгарник перестала возглавлять лабораторию, а в 1953 году ее уволили из Института психиатрии. [1] В том же году после смерти Сталина она вернулась на работу в институт.
К 1959 году она подготовила еще одну докторскую диссертацию под названием «Нарушения мышления у психически больных». В своей диссертационной работе Зейгарник описала результаты исследования 710 пациентов, у которых были диагностированы шизофрения, эпилепсия, цереброваскулярные заболевания, черепно-мозговая травма, умственная отсталость, энцефалит, прогрессивный паралич, маниакально-депрессивный психоз и расстройства личности. Фактически в тот же период она участвовала в исследованиях других больных и других тем: вопросов саморегуляции, опосредования поведения (термин опосредствования был введен Львом Выготским), организации лечения больных нервными и психические заболевания и др. Зейгарник рассматривала три основные категории расстройств мышления: искажение процесса обобщения, искажение логической структуры мышления и искажение целенаправленного мышления. Она исследовала, какие подкатегории этих трех основных категорий характерны для тех или иных заболеваний и как лучше их идентифицировать. Оказалось, что не существует нарушений мышления, которые были бы характерны только для одного диагностированного заболевания. Однако для каждого заболевания одни более типичны, другие менее. Сопоставление экспериментально-психологических и клинических данных позволило более эффективно диагностировать заболевания. Экспериментальные данные привели Зейгарник к выводу, что обычное разделение психической деятельности на отдельные процессы искусственно и не позволяет последовательно описать распад мышления. Мышление распадается не как отдельный процесс, а как деятельность. Во многом благодаря исследованиям Зейгарник в 1940–1950-е годы в Советском Союзе произошло накопление большого массива систематически выстроенных исследовательских данных, которые впоследствии легли в основу экспериментальной аномальной психологии и чрезвычайно расширились в течение последующих десятилетий.
В последующие годы Зейгарник опубликовала несколько монографий и учебников для университетского образования, посвященных психологии различных видов расстройств у психически больных, в том числе расстройств сознания, личности, восприятия и памяти. В этих работах зафиксировано накопление экспериментального материала, развитие концепций и методик исследования, а также сформулированы задачи и возможности психологических тестов и экспериментов, роль патопсихологических исследований для понимания психологии в норме и для развития психиатрии: Расстройства мышления у психически больных (1958), [7] [8] Патология мышления (1962), [9] [10] Введение в ненормальную психологию (1969), [11] [12] Личность и патология деятельности (1971), [13] Основы аномальной психологии (1973), [14] Очерки психологии аномального развития личности (1980), [15] Аномальная психология (1968). [16]
Зейгарник подвергла критике психологические исследования, в которых основной упор делался не на эксперимент, а на измерение и корреляцию индивидуальных особенностей или черт личности. Она считала обязательным использование комплекса методик и считала, что патопсихологическое исследование должно включать в себя несколько компонентов: эксперимент, опрос больного, наблюдение за поведением больного во время исследования, анализ истории жизни больного человека. (которая представляет собой профессионально написанную врачом историю болезни и медицинскую карту) и сравнение экспериментальных данных с историей жизни пациента. С ее точки зрения, очень важно (хотя и не всегда возможно) провести исследование в динамике, то есть увидеть одного и того же человека через год-два. Эксперимент должен учитывать принципиальную неделимость психики на отдельные компоненты и поэтому не может сводиться к измерению характеристик отдельных ее компонентов. В то же время она критиковала спекулятивные психологические исследования: теории и идеи, не связанные с систематическими экспериментальными исследованиями. Зейгарник указывала, что наиболее плодотворны исследования, связанные с анализом интеллектуальной сферы (связанной с ощущениями, восприятиями, идеями, понятиями и их сочетанием, речью), а не с более изменчивой эмоциональной сферой (настроениями, чувствами и речью). диски). По ее мнению, основным принципом построения патопсихологического эксперимента является принцип качественного анализа течения психических процессов пациента, а не задача простого измерения их баллов. Помимо сложности задач, которые пациентка была в состоянии осмыслить или выполнить, она считала важным знать, что стало причиной ошибок пациента, а что было трудным. В отличие от здоровых испытуемых, обычное отношение которых к эксперименту состоит в том, чтобы принимать задания и следовать инструкциям, психически больные иногда игнорируют или неправильно интерпретируют задания, а иногда активно сопротивляются инструкциям. Зейгарник указывала, что патопсихологический эксперимент представляет собой совместную двустороннюю деятельность экспериментатора и испытуемого, а ситуация патопсихологического эксперимента представляет собой отрезок реальной жизни. Поэтому эксперимент не должен фиксировать какие-то статические психологические состояния, а должен носить формирующий характер. Диагностические тесты, по ее замыслу, должны проводиться как психологические эксперименты в смысле Выготского. [16]
Работа Зейгарник оказала большую услугу своей стране, и как патофизиолог она установила использование своих работ в медицинской помощи, особенно в клинической работе. Богатый опыт Зейгарник помог ей представить этапы развития русской психологии. [17] Ее работа имела клиническую направленность, что помогло специалистам в области психиатрии сосредоточить свое внимание на проблемах психического здоровья. Кроме того, она продолжала преподавать и сосредоточивалась на важности психического здоровья и клинической практики. Позднее Зейгарник пришла к выводу, что ключевое значение имеет личностная оценка психологического состояния пациента и общее понимание структуры его дефектов. [17] Зейгарник заявила, что «любая проблема, предлагаемая психиатрической практикой, касается ли она экспертизы инвалидности, или изучения структуры ремиссии, или эффективности лечения, — данные психологического исследования оказываются полезными только сразу, когда и где они предполагают квалификацию всей личности, а не определенного психического процесса». [18]
Эффект Зейгарник
[ редактировать ]В психологии эффект Зейгарник утверждает, что люди запоминают незавершенные или прерванные задачи лучше, чем завершенные (этот эффект не следует путать с эффектом Овсянкиной). [19] ). В гештальт-психологии эффект Зейгарник использовался для демонстрации общего присутствия гештальт-феноменов: они не просто проявляются как эффекты восприятия, но также присутствуют в познании. [20]
Награды и почести
[ редактировать ]В 1978 году Зейгарник получила Ломоносовскую премию МГУ. [21]
В 1980 году Зейгарник посетила Лейпцигский международный психологический конгресс, ставший первой и одной из немногих возможностей выехать за пределы Советского Союза и встретиться с зарубежными коллегами. Там она познакомилась с Джун Луин Тэпп, профессором Университета Миннесоты и председателем Комитета по присуждению премии Мемориала Курта Левина, которая была удивлена, обнаружив, что она женщина и одна из последних живых берлинских студенток Курта Левина. В 1983 году Джун Луин Тэпп объявила ее лауреатом Мемориала Курта Левина. [22] Хотя ей не разрешили выезжать за пределы Советского Союза, она получила диплом и финансовую поддержку. Каждый лауреат обычно представлял доклад, а Зейгарник — свою статью. [23] во многом основано на ее книге «Теория личности Курта Левина» (на русском языке).
Избранные публикации
[ редактировать ]- 1927: Сохранение завершенных и незавершенных задач . Психологические исследования 9, 1–85.
- 1965: Патология мышления . Нью-Йорк: Консультантское бюро предприятий.
- 1972: Экспериментальная аномальная психология . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
- 1984: Курт Левин и советская психология . Журнал социальных проблем 40 (2), 181–192.
Источники
[ редактировать ]- Ван Берген, А. (1968) Прерывание задачи . Амстердам: Издательство Северной Голландии.
- (на русском языке) Биография Зейгарник на сайте факультета психологии МГУ. Архивировано 17 января 2023 г. на Wayback Machine.
- А. В. Зейгарник, « Блюма Зейгарник: мемуары, заархивированные 24 февраля 2021 г. в Wayback Machine » в журнале Gestalt Theory (2007), № 3, стр. 256–268.
- Ясницкий, А. (2011). Кружок Выготского как персональная сеть ученых: восстановление связей между людьми и идеями . Интегративная психология и поведенческая наука, два : 10.1007/s12124-011-9168-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Зейгарник, Андрей (2007). «Блюма Зейгарник: Мемуары». Гештальт-теория . 29 (3): 256–268.
- ^ Jump up to: а б Ломпшер, Иоахим (2011), Фолькманн-Рауэ, Сибилла; Люк, Хельмут Э. (ред.), «Блюма Вольфовна Зейгарник: Единство психики» , «Важные психологи 20-го века » (на немецком языке), Висбаден: VS Verlag für Sozial Wissenschaften, стр. 207–222, doi : 10.1007/978-3-531-93064-0_16 , ISBN 978-3-531-17815-8 , получено 24 января 2023 г.
- ^ Маклауд, Колин М. (2020). «Зейгарник и фон Ресторф: эффекты памяти и истории, стоящие за ними» . Память и познание . 48 (6): 1073–1088. дои : 10.3758/s13421-020-01033-5 . ПМИД 32291585 . S2CID 256202619 .
- ^ Зейгарник, Блюма (1927). «Исследования по психологии действия и аффекта. III. Запоминание завершенных и незавершенных действий». Психологические исследования (на немецком языке). 9 :1-85. дои : 10.1007/BF02409755 . S2CID 198139733 .
- ^ Jump up to: а б Ярошевский, М.Г. (1988). "В школе К. Левина (беседы с Б. В. Зейгарник)" . Вопросы психологии (3): 172. Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 г. Проверено 23 января 2023 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Zeigarnik, B. V.; Rubinshtein, S. Ya. (1985). "Psychology during the War". Vestnik Moskovskogo Univeversiteta. Seriya 14. Psikhologiya (in Russian) (2): 8–12.
- ^ Zeigarnik, B. V. (1958). Narusheniya myshleniya u psikhicheskikh bol'nykh [ Thinking Disorders in the Mentally Ill ] (in Russian). Moscow: State Scientific Research Institute of Psychiatry.
- ^ Зейгарник, BW (2022). Готшальдт, Курт; Хелмс, Йоханнес (ред.). Расстройства мышления при психических заболеваниях (на немецком языке). Де Грютер. дои : 10.1515/9783112563601 . ISBN 978-3-11-256360-1 . S2CID 246739058 .
- ^ Zeigarnik, B. V. (1962). Patologiya myshleniya [ The Pathology of Thinking ] (in Russian). Moscow: Izd-vo Moskovskogo Universiteta.
- ^ Зейгарник, Б.В. (1967). Патология мышления . Консультантское бюро. OCLC 474033810 .
- ^ Zeigarnik, B. V. (1969). Vvedenie v patopsikhologiyu [ Introduction to Abnormal Psychology ] (in Russian). Moscow: Izd-vo Moskovskogo Universiteta.
- ^ Зейгарник, Б.В. (1972). Экспериментальная аномальная психология . Бостон, Массачусетс: Springer US. дои : 10.1007/978-1-4684-7421-3 . ISBN 978-1-4684-7423-7 .
- ^ Zeigarnik, B. V. (1971). Lichnost' i patologiya deyatel'nosti [ Personality and the Pathology of Activity ] (in Russian). Moscow: Izd-vo Moskovskogo Universiteta. OCLC 236203678 .
- ^ Zeigarnik, B. V. (1973). Osnovy patopsikhologii [ Foundations to Abnormal Psychology ] (in Russian). Moscow: Izd-vo Moskovskogo Universiteta. OCLC 14420056 .
- ^ Zeigarnik, B. V.; Bratus', B. S. (1980). Ocherki po psikhologii anomalʹnogo razvitiya lichnosti [ Essays on the Psychology of Abnormal Personality Development ] (in Russian). Moscow: Izd-vo MGU. OCLC 1077119202 .
- ^ Jump up to: а б Зейгарник, Б.В. (1976). Патопсихология [ Аномальная психология ]. Москва: Московский государственный университет. OCLC 818510657 .
- ^ Jump up to: а б Николаева, Валентина (2011). «Б.В. Зейгарник и патопсихология» . Психология в России: современное состояние . 4 : 176–192. дои : 10.11621/pir.2011.0010 .
- ^ Зейгарник, Блюма (1970), Значение психологической теории для патопсихологии (патопсихологии) , с. 12
- ^ Мария Овсянкина была коллегой Блюмы Зейгарник, которая исследовала влияние прерывания задачи на тенденцию возобновлять задачу при следующей возможности; ср. Овсянкина 1928: Возобновление прерванных действий . В: Психологические исследования 11 (3/4), 302–379.
- ^ см . Курт Коффка, Принципы гештальт-психологии , 1935, стр. 334 и далее.
- ^ "Ломоносовская премия - 1978: Б. В. Зейгарник | Летопись Московского университета" . letopis.msu.ru (на русском языке) . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ Тэпп, Джун Луэн (1984). «Обращение к памяти Курта Левина: Б. В. Зейгарник» . Журнал социальных проблем . 40 (2): 177–179. дои : 10.1111/j.1540-4560.1984.tb01100.x .
- ^ Зейгарник, Б.В. (1984). «Курт Левин и советская психология» . Журнал социальных проблем . 40 (2): 181–192. дои : 10.1111/j.1540-4560.1984.tb01101.x .
Источники
[ редактировать ]- Зейгарник, Б. (1938). О завершенных и незавершенных задачах. Справочник по гештальт-психологии, 1, 1-15.
- Дания, Флорида и Руссо, Н.Ф. (1987) Вклад женщин в психологию. Ежегодный обзор психологии, том. 38:279-298
- Баумайстер Р.Ф. и Бушман Б.Дж. (2008). Социальная психология и человеческая природа. США: Томпсон Уодсворт.
- Джонсон П.Б., Мехрабян А., Вайнер Б. (1968). Мотивация достижения и припоминание незавершенных и завершенных экзаменационных вопросов. Журнал педагогической психологии, 59 (3), 181–185.
- Берк, WW (2011). Взгляд на сферу развития и изменений организаций: эффект Зейгарник. Журнал прикладной поведенческой науки , 47 (2), 143–167.
- Николаева, В.В. (2011). Б. В. Зейгарник и патопсихология. Психология в России: современное состояние , 4 176-192.