Jump to content

Блюма Зейгарник

Блюма Зейгарник
Зейгарник ок. 1921 год
Рожденный
Zhenya Bluma Geršteinaite

( 1900-11-09 ) 9 ноября 1900 г.
Умер 24 февраля 1988 г. ) ( 1988-02-24 ) ( 87 лет
Известный
Академическое образование
Альма-матер Берлинский университет
Научные консультанты Курт Левин
Академическая работа
Дисциплина Психопатология

Bluma Zeigarnik ( Ukrainian : Блюма Вульфовна Зейга́рник ; 9 November [ OS 27 October] 1900 [1] — 24 февраля 1988) — советский психолог литовского происхождения , член Берлинской школы экспериментальной психологии и так называемого кружка Выготского . Она способствовала становлению экспериментальной психопатологии как отдельной дисциплины в Советском Союзе в послевоенный период.

В 1920-х годах она провела исследование памяти, в котором сравнила память в отношении прерванных и завершенных задач. Она обнаружила, что прерванные задачи запоминаются лучше, чем завершенные; теперь это известно как эффект Зейгарник . С 1931 года работала в Советском Союзе. Ее считают одним из сооснователей кафедры психологии МГУ . В 1983 году она получила Премию Мемориала Левина за свои психологические исследования.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Зейгарник родилась как Женя Блюма Герштейн (или Герштейнайте) в еврейской семье в Пренае , Сувальская губерния (ныне в Литве ) в семье Вульфа и Рони Фейги Герштейн, как их единственный ребенок. Ее основным языком был русский, хотя она также могла говорить на идише, литовском и польском языках. Родители Блюмы неофициально усыновили ее будущего мужа Альберта Зейгарника и оплатили обучение обоих детей за границей.

В своей автобиографической записке, которую она написала в 1927 году, поскольку это требовалось для ее докторской диссертации и которая имеется в архиве Гумбольдтского университета, она писала, что до 15 лет брала частные уроки, а в 1916 году поступила в [пятый класс] гимназии Реймана-Далматова в Минске , которую она покинула в 1918 году после сдачи выпускного экзамена. В 1920–1922 годах посещала лекции на гуманитарном факультете Литовских высших курсов в Ковно (ныне Университет Витаутаса Великого ). [2]

В мае 1922 года будущая пара уехала в Берлин, где он учился в Политехническом институте, а она — в Берлинском университете. Они поженились в Каунасе 9 января 1924 года. В Берлинском университете она познакомилась с Куртом Левином и по окончании учебы помогала ему в его экспериментальной работе. Она окончила университет в 1925 году и получила докторскую степень в том же университете в 1927 году. [1] [3] Эффект Зейгарник она описала в диссертации, подготовленной под руководством Курта Левина . [4]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В мае 1931 года Зейгарник переехала из Берлина в Москву, где начала тесно сотрудничать со Львом Выготским в Институте высшей нервной деятельности отделения естествознания Коммунистической академии , в Психоневрологической больнице Всесоюзного института неврологии. Экспериментальной медицины (существовал в Москве в 1932–1944 гг.), а с 1940-х гг. – в Институте психиатрии в Москве. [2] [5]

В 1940 году в жизни Зейгарник произошло важное событие; ее муж Альберт был арестован и приговорен (26 февраля 1942 года) Особым советом НКВД к 10 годам лишения свободы в трудовом лагере, который часто называют ГУЛАГом , «как агент иностранной разведки и за шпионскую деятельность». (реабилитирован 27 июня 1956 года). К этому времени у них было двое детей: одному шесть лет (1934 г.р.), другому меньше года (1939 г.р.); ей пришлось позаботиться о них одной. Альберт умер в лагере в 1940-х годах. [1]

Во время Великой Отечественной войны Зейгарник и ее дети были эвакуированы из Москвы. В тот период она работала вместе с Александром Лурией и другими психологами в Нейрохирургической больнице № 3120 в Эвакуации села Кисегач Челябинской области , где занималась восстановлением когнитивных и психических функций после черепно-мозговых травм и реабилитационным лечением больных. раненые.

Зейгарник в 1980-е годы

Зейгарник умерла в Москве 24 февраля 1988 года. [1]

Одним из первых людей, оказавших влияние на Зейгарник, был Курт Левин . Зейгарник познакомилась с Левином в 1924 году в Берлинском университете . [5] В это время Левин был учителем и исследователем. Зейгарник нравились его прогрессивные взгляды, и она начала свою научную карьеру в рамках его исследовательской группы. Именно вместе с Левином она разработала свою известную теорию: эффект Зейгарник. Левин не только оказал главное влияние на жизнь Зейгарник, но и был ее хорошим другом. Другим влиятельным человеком Зейгарник был Лев Выготский . Зейгарник познакомилась и начала работать с ним, а также с Александром Лурией и Алексеем Леонтьевым в 1931 году. Вместе они изучали темы, связанные с психическими структурами и общей психологией. Их исследования также позволили Зейгарник создать и назвать свою собственную область психологии. [1]

Исследования и вклад

[ редактировать ]

В 1920-х годах Зейгарник продолжила свое исследование под руководством Левина и смогла провести исследование памяти, в котором она сравнила память в отношении прерванных и завершенных задач и обнаружила, что люди склонны запоминать прерванные задачи лучше, чем завершенные. Это открытие стало известно как эффект Зейгарник. 

В 1930-е годы она начала работать в Институте высшей нервной деятельности, где испытала влияние Выготского. Под влиянием Выготского она начала заниматься различными проблемами, связанными с патологиями мышления, психотическими и личностными расстройствами, посттравматической глупостью и т. д. Гита Биренбаум, еще одна ученица Левина и выпускница Берлинского университета, была тесной сотрудницей ее.

В 1940 году Зейгарник начала публиковать работы о последствиях черепно-мозговых травм. Ее обучение продолжилось в 1941–1943 годах в нейрохирургической больнице № 3120 в эвакуации, организованной Александром Лурией . Ее основным интересом была потеря спонтанности при военных ранениях лобных долей мозга. Еще одной областью ее исследований в больнице была реактивная глухонемота после сотрясения мозга. [6] К концу 1940-х годов она накопила значительные знания, позволившие ей сравнивать патологии у пациентов с военной травмой и без нее. В результате этих исследований она подготовила докторскую диссертацию, но незадолго до ее завершения текст был украден. В 1950 году, с началом антисемитской кампании в Советском Союзе, Зейгарник перестала возглавлять лабораторию, а в 1953 году ее уволили из Института психиатрии. [1] В том же году после смерти Сталина она вернулась на работу в институт.

К 1959 году она подготовила еще одну докторскую диссертацию под названием «Нарушения мышления у психически больных». В своей диссертационной работе Зейгарник описала результаты исследования 710 пациентов, у которых были диагностированы шизофрения, эпилепсия, цереброваскулярные заболевания, черепно-мозговая травма, умственная отсталость, энцефалит, прогрессивный паралич, маниакально-депрессивный психоз и расстройства личности. Фактически в тот же период она участвовала в исследованиях других больных и других тем: вопросов саморегуляции, опосредования поведения (термин опосредствования был введен Львом Выготским), организации лечения больных нервными и психические заболевания и др. Зейгарник рассматривала три основные категории расстройств мышления: искажение процесса обобщения, искажение логической структуры мышления и искажение целенаправленного мышления. Она исследовала, какие подкатегории этих трех основных категорий характерны для тех или иных заболеваний и как лучше их идентифицировать. Оказалось, что не существует нарушений мышления, которые были бы характерны только для одного диагностированного заболевания. Однако для каждого заболевания одни более типичны, другие менее. Сопоставление экспериментально-психологических и клинических данных позволило более эффективно диагностировать заболевания. Экспериментальные данные привели Зейгарник к выводу, что обычное разделение психической деятельности на отдельные процессы искусственно и не позволяет последовательно описать распад мышления. Мышление распадается не как отдельный процесс, а как деятельность. Во многом благодаря исследованиям Зейгарник в 1940–1950-е годы в Советском Союзе произошло накопление большого массива систематически выстроенных исследовательских данных, которые впоследствии легли в основу экспериментальной аномальной психологии и чрезвычайно расширились в течение последующих десятилетий.

В последующие годы Зейгарник опубликовала несколько монографий и учебников для университетского образования, посвященных психологии различных видов расстройств у психически больных, в том числе расстройств сознания, личности, восприятия и памяти. В этих работах зафиксировано накопление экспериментального материала, развитие концепций и методик исследования, а также сформулированы задачи и возможности психологических тестов и экспериментов, роль патопсихологических исследований для понимания психологии в норме и для развития психиатрии: Расстройства мышления у психически больных (1958), [7] [8] Патология мышления (1962), [9] [10] Введение в ненормальную психологию (1969), [11] [12] Личность и патология деятельности (1971), [13] Основы аномальной психологии (1973), [14] Очерки психологии аномального развития личности (1980), [15] Аномальная психология (1968). [16]

Зейгарник подвергла критике психологические исследования, в которых основной упор делался не на эксперимент, а на измерение и корреляцию индивидуальных особенностей или черт личности. Она считала обязательным использование комплекса методик и считала, что патопсихологическое исследование должно включать в себя несколько компонентов: эксперимент, опрос больного, наблюдение за поведением больного во время исследования, анализ истории жизни больного человека. (которая представляет собой профессионально написанную врачом историю болезни и медицинскую карту) и сравнение экспериментальных данных с историей жизни пациента. С ее точки зрения, очень важно (хотя и не всегда возможно) провести исследование в динамике, то есть увидеть одного и того же человека через год-два. Эксперимент должен учитывать принципиальную неделимость психики на отдельные компоненты и поэтому не может сводиться к измерению характеристик отдельных ее компонентов. В то же время она критиковала спекулятивные психологические исследования: теории и идеи, не связанные с систематическими экспериментальными исследованиями. Зейгарник указывала, что наиболее плодотворны исследования, связанные с анализом интеллектуальной сферы (связанной с ощущениями, восприятиями, идеями, понятиями и их сочетанием, речью), а не с более изменчивой эмоциональной сферой (настроениями, чувствами и речью). диски). По ее мнению, основным принципом построения патопсихологического эксперимента является принцип качественного анализа течения психических процессов пациента, а не задача простого измерения их баллов. Помимо сложности задач, которые пациентка была в состоянии осмыслить или выполнить, она считала важным знать, что стало причиной ошибок пациента, а что было трудным. В отличие от здоровых испытуемых, обычное отношение которых к эксперименту состоит в том, чтобы принимать задания и следовать инструкциям, психически больные иногда игнорируют или неправильно интерпретируют задания, а иногда активно сопротивляются инструкциям. Зейгарник указывала, что патопсихологический эксперимент представляет собой совместную двустороннюю деятельность экспериментатора и испытуемого, а ситуация патопсихологического эксперимента представляет собой отрезок реальной жизни. Поэтому эксперимент не должен фиксировать какие-то статические психологические состояния, а должен носить формирующий характер. Диагностические тесты, по ее замыслу, должны проводиться как психологические эксперименты в смысле Выготского. [16]

Работа Зейгарник оказала большую услугу своей стране, и как патофизиолог она установила использование своих работ в медицинской помощи, особенно в клинической работе. Богатый опыт Зейгарник помог ей представить этапы развития русской психологии. [17] Ее работа имела клиническую направленность, что помогло специалистам в области психиатрии сосредоточить свое внимание на проблемах психического здоровья. Кроме того, она продолжала преподавать и сосредоточивалась на важности психического здоровья и клинической практики. Позднее Зейгарник пришла к выводу, что ключевое значение имеет личностная оценка психологического состояния пациента и общее понимание структуры его дефектов. [17] Зейгарник заявила, что «любая проблема, предлагаемая психиатрической практикой, касается ли она экспертизы инвалидности, или изучения структуры ремиссии, или эффективности лечения, — данные психологического исследования оказываются полезными только сразу, когда и где они предполагают квалификацию всей личности, а не определенного психического процесса». [18]

Эффект Зейгарник

[ редактировать ]

В психологии эффект Зейгарник утверждает, что люди запоминают незавершенные или прерванные задачи лучше, чем завершенные (этот эффект не следует путать с эффектом Овсянкиной). [19] ). В гештальт-психологии эффект Зейгарник использовался для демонстрации общего присутствия гештальт-феноменов: они не просто проявляются как эффекты восприятия, но также присутствуют в познании. [20]

Награды и почести

[ редактировать ]

В 1978 году Зейгарник получила Ломоносовскую премию МГУ. [21]

В 1980 году Зейгарник посетила Лейпцигский международный психологический конгресс, ставший первой и одной из немногих возможностей выехать за пределы Советского Союза и встретиться с зарубежными коллегами. Там она познакомилась с Джун Луин Тэпп, профессором Университета Миннесоты и председателем Комитета по присуждению премии Мемориала Курта Левина, которая была удивлена, обнаружив, что она женщина и одна из последних живых берлинских студенток Курта Левина. В 1983 году Джун Луин Тэпп объявила ее лауреатом Мемориала Курта Левина. [22] Хотя ей не разрешили выезжать за пределы Советского Союза, она получила диплом и финансовую поддержку. Каждый лауреат обычно представлял доклад, а Зейгарник — свою статью. [23] во многом основано на ее книге «Теория личности Курта Левина» (на русском языке).

Избранные публикации

[ редактировать ]
  • 1927: Сохранение завершенных и незавершенных задач . Психологические исследования 9, 1–85.
  • 1965: Патология мышления . Нью-Йорк: Консультантское бюро предприятий.
  • 1972: Экспериментальная аномальная психология . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
  • 1984: Курт Левин и советская психология . Журнал социальных проблем 40 (2), 181–192.

Источники

[ редактировать ]
  • Ван Берген, А. (1968) Прерывание задачи . Амстердам: Издательство Северной Голландии.
  • (на русском языке) Биография Зейгарник на сайте факультета психологии МГУ. Архивировано 17 января 2023 г. на Wayback Machine.
  • А. В. Зейгарник, « Блюма Зейгарник: мемуары, заархивированные 24 февраля 2021 г. в Wayback Machine » в журнале Gestalt Theory (2007), № 3, стр. 256–268.
  • Ясницкий, А. (2011). Кружок Выготского как персональная сеть ученых: восстановление связей между людьми и идеями . Интегративная психология и поведенческая наука, два : 10.1007/s12124-011-9168-5 .
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Зейгарник, Андрей (2007). «Блюма Зейгарник: Мемуары». Гештальт-теория . 29 (3): 256–268.
  2. ^ Jump up to: а б Ломпшер, Иоахим (2011), Фолькманн-Рауэ, Сибилла; Люк, Хельмут Э. (ред.), «Блюма Вольфовна Зейгарник: Единство психики» , «Важные психологи 20-го века » (на немецком языке), Висбаден: VS Verlag für Sozial Wissenschaften, стр. 207–222, doi : 10.1007/978-3-531-93064-0_16 , ISBN  978-3-531-17815-8 , получено 24 января 2023 г.
  3. ^ Маклауд, Колин М. (2020). «Зейгарник и фон Ресторф: эффекты памяти и истории, стоящие за ними» . Память и познание . 48 (6): 1073–1088. дои : 10.3758/s13421-020-01033-5 . ПМИД   32291585 . S2CID   256202619 .
  4. ^ Зейгарник, Блюма (1927). «Исследования по психологии действия и аффекта. III. Запоминание завершенных и незавершенных действий». Психологические исследования (на немецком языке). 9 :1-85. дои : 10.1007/BF02409755 . S2CID   198139733 .
  5. ^ Jump up to: а б Ярошевский, М.Г. (1988). "В школе К. Левина (беседы с Б. В. Зейгарник)" . Вопросы психологии (3): 172. Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 г. Проверено 23 января 2023 г. {{cite journal}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  6. ^ Zeigarnik, B. V.; Rubinshtein, S. Ya. (1985). "Psychology during the War". Vestnik Moskovskogo Univeversiteta. Seriya 14. Psikhologiya (in Russian) (2): 8–12.
  7. ^ Zeigarnik, B. V. (1958). Narusheniya myshleniya u psikhicheskikh bol'nykh [ Thinking Disorders in the Mentally Ill ] (in Russian). Moscow: State Scientific Research Institute of Psychiatry.
  8. ^ Зейгарник, BW (2022). Готшальдт, Курт; Хелмс, Йоханнес (ред.). Расстройства мышления при психических заболеваниях (на немецком языке). Де Грютер. дои : 10.1515/9783112563601 . ISBN  978-3-11-256360-1 . S2CID   246739058 .
  9. ^ Zeigarnik, B. V. (1962). Patologiya myshleniya [ The Pathology of Thinking ] (in Russian). Moscow: Izd-vo Moskovskogo Universiteta.
  10. ^ Зейгарник, Б.В. (1967). Патология мышления . Консультантское бюро. OCLC   474033810 .
  11. ^ Zeigarnik, B. V. (1969). Vvedenie v patopsikhologiyu [ Introduction to Abnormal Psychology ] (in Russian). Moscow: Izd-vo Moskovskogo Universiteta.
  12. ^ Зейгарник, Б.В. (1972). Экспериментальная аномальная психология . Бостон, Массачусетс: Springer US. дои : 10.1007/978-1-4684-7421-3 . ISBN  978-1-4684-7423-7 .
  13. ^ Zeigarnik, B. V. (1971). Lichnost' i patologiya deyatel'nosti [ Personality and the Pathology of Activity ] (in Russian). Moscow: Izd-vo Moskovskogo Universiteta. OCLC  236203678 .
  14. ^ Zeigarnik, B. V. (1973). Osnovy patopsikhologii [ Foundations to Abnormal Psychology ] (in Russian). Moscow: Izd-vo Moskovskogo Universiteta. OCLC  14420056 .
  15. ^ Zeigarnik, B. V.; Bratus', B. S. (1980). Ocherki po psikhologii anomalʹnogo razvitiya lichnosti [ Essays on the Psychology of Abnormal Personality Development ] (in Russian). Moscow: Izd-vo MGU. OCLC  1077119202 .
  16. ^ Jump up to: а б Зейгарник, Б.В. (1976). Патопсихология [ Аномальная психология ]. Москва: Московский государственный университет. OCLC   818510657 .
  17. ^ Jump up to: а б Николаева, Валентина (2011). «Б.В. Зейгарник и патопсихология» . Психология в России: современное состояние . 4 : 176–192. дои : 10.11621/pir.2011.0010 .
  18. ^ Зейгарник, Блюма (1970), Значение психологической теории для патопсихологии (патопсихологии) , с. 12
  19. ^ Мария Овсянкина была коллегой Блюмы Зейгарник, которая исследовала влияние прерывания задачи на тенденцию возобновлять задачу при следующей возможности; ср. Овсянкина 1928: Возобновление прерванных действий . В: Психологические исследования 11 (3/4), 302–379.
  20. ^ см . Курт Коффка, Принципы гештальт-психологии , 1935, стр. 334 и далее.
  21. ^ "Ломоносовская премия - 1978: Б. В. Зейгарник | Летопись Московского университета" . letopis.msu.ru (на русском языке) . Проверено 30 января 2023 г.
  22. ^ Тэпп, Джун Луэн (1984). «Обращение к памяти Курта Левина: Б. В. Зейгарник» . Журнал социальных проблем . 40 (2): 177–179. дои : 10.1111/j.1540-4560.1984.tb01100.x .
  23. ^ Зейгарник, Б.В. (1984). «Курт Левин и советская психология» . Журнал социальных проблем . 40 (2): 181–192. дои : 10.1111/j.1540-4560.1984.tb01101.x .

Источники

[ редактировать ]
  • Зейгарник, Б. (1938). О завершенных и незавершенных задачах. Справочник по гештальт-психологии, 1, 1-15.
  • Дания, Флорида и Руссо, Н.Ф. (1987) Вклад женщин в психологию. Ежегодный обзор психологии, том. 38:279-298
  • Баумайстер Р.Ф. и Бушман Б.Дж. (2008). Социальная психология и человеческая природа. США: Томпсон Уодсворт.
  • Джонсон П.Б., Мехрабян А., Вайнер Б. (1968). Мотивация достижения и припоминание незавершенных и завершенных экзаменационных вопросов. Журнал педагогической психологии, 59 (3), 181–185.
  • Берк, WW (2011). Взгляд на сферу развития и изменений организаций: эффект Зейгарник. Журнал прикладной поведенческой науки , 47 (2), 143–167.
  • Николаева, В.В. (2011). Б. В. Зейгарник и патопсихология. Психология в России: современное состояние , 4 176-192.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a4f4f69015638b0f1d85f60b0a2048d__1704852180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/8d/0a4f4f69015638b0f1d85f60b0a2048d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bluma Zeigarnik - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)