Jump to content

MSX

(Перенаправлено с MSX2 )

MSX
Sony MSX, модель HitBit 10-P
Разработчик ASCII-корпорация
Производитель National , Sony , Pioneer , Panasonic , Samsung , Sharp , Philips , Canon , Yamaha , Toshiba , Mitsubishi , Sanyo , JVC , Fujitsu , Spectravideo , GoldStar , Hitachi , Kyocera , Yashica , Daewoo , Dragon MSX , Casio
Тип Домашний компьютер
Дата выпуска 21 октября 1983 г. (MSX)
Снято с производства 1993 (MSX турбоR)
Операционная система MSX БЕЙСИК , MSX-DOS
Процессор
  • Zilog Z80 или эквивалент (MSX1, MSX2, MSX2+)
  • Р800 (Турбо Р)
Память
Графика

MSX — стандартизированная архитектура домашнего компьютера , анонсированная корпорацией ASCII 16 июня 1983 года. [1] [2] Первоначально он был задуман Microsoft как продукт для восточного сектора и совместно продвигался на рынок Кадзухико Ниши , директором ASCII Corporation. [3] Microsoft и Ниши задумали этот проект как попытку создать унифицированные стандарты для различных производителей домашних компьютерных систем того периода, аналогично стандарту VHS для домашних видеокассет . [4] [5] Первым компьютером MSX, проданным широкой публике, был Mitsubishi ML-8000, выпущенный 21 октября 1983 года, что ознаменовало официальную дату его выпуска. [6]

Системы MSX были популярны в Японии и ряде других стран. Существуют разные отчеты о продажах MSX. Один источник утверждает, что по всему миру было продано 9 миллионов единиц MSX, в том числе 7 миллионов только в Японии. [7] тогда как основатель корпорации ASCII Кадзухико Ниши утверждает, что 3 миллиона были проданы в Японии и 1 миллион за рубежом. [8] Несмотря на участие Microsoft, в США было выпущено несколько машин на базе MSX. [9]

Значение аббревиатуры MSX остается предметом споров. В 2001 году Кадзухико Ниси напомнил, что многие предполагали, что он произошел от «Microsoft Extended», имея в виду встроенный Microsoft Extended BASIC ( MSX BASIC ). Другие полагали, что это означает «Мацусита-Сони». Ниши сказал, что первоначальное определение команды было «Машины с возможностью обмена программного обеспечения». [10] хотя в 1985 году он сказал, что он был назван в честь ракеты MX . [11] Согласно его книге 2020 года, он считал, что название нового стандарта должно состоять из трех букв, как VHS . Он считал, что «MSX» подходит, потому что оно означает «следующий за Microsoft», а также содержит первые буквы названий Matsushita ( Panasonic ) и Sony. [12]

До успеха MSX Nintendo семейного компьютера была платформой, для которой разрабатывались крупные японские игровые студии, такие как Konami и Hudson Soft . Metal Gear была впервые написана для оборудования MSX. серия Например, [13]

Spectravideo SV-328 является предшественником стандарта MSX. Многие программы MSX были неофициально портированы на SV-328 домашними программистами.

В начале 1980-х годов большинство домашних компьютеров, производимых в Японии, таких как серии NEC PC-6001 и PC-8000 , Fujitsu FM -7 и FM-8 , а также Hitachi вариант интерпретатора Microsoft BASIC. Basic Master, имели встроенный в свои встроенные ПЗУ . Аппаратная конструкция этих компьютеров и различные диалекты их BASIC были несовместимы. [14] Другие японские производители бытовой электроники, такие как Panasonic , Canon , Casio , Yamaha , Pioneer и Sanyo , искали способы выйти на рынок новых домашних компьютеров.

Крупные японские компании по производству электроники вышли на компьютерный рынок в 1960-х годах, а компания Panasonic (Matsushita Electric Industrial) также занималась разработкой мэйнфреймов . Японская экономика столкнулась с рецессией после летних Олимпийских игр 1964 года , и Panasonic решила выйти из компьютерного бизнеса и сосредоточиться на бытовой технике. Это решение имело огромный успех, и Panasonic превратилась в одну из крупнейших компаний по производству электроники. В конце 1970-х годов компания исследовала другие области бизнеса, помимо бытовой техники. Panasonic также увидела потенциал в недавней революции микрокомпьютеров . Один из дистрибьюторов Panasonic, Yamagata National, сказал президенту Panasonic Тошихико Ямасите:

В последнее время NEC персональные компьютеры хорошо продаются и в Ямагате , и наши дилеры тоже заказывают товары. Однако нам приходится приобретать не только персональные компьютеры, но и бытовую технику NEC. Я думаю, что Matsushita также нуждается в разработке персональных компьютеров.

Ямасита поручил вице-президенту Сюнкичи Кисаке разработать персональный компьютер, а Кисака обратился к Кадзуясу Маэде из научно-исследовательского центра Мацушиты. [15]

Маэда попросил Ниши помочь в разработке. Они уже были близко друг к другу. Когда они встретились на семинаре, проводимом NEC, они заметили, что оба родом из Кобе и окончили один и тот же университет. Они часто говорили друг с другом о домашних компьютерах. В то же время Spectravideo связалась с Microsoft, чтобы получить программное обеспечение для своего нового домашнего компьютера. Ниши отправился в Гонконг , чтобы встретиться с Spectravideo и предложил некоторые улучшения его прототипа. Президент Spectravideo Гарри Фокс был готов принять предложения Ниши. Ниши задумал создать на основе своей машины единый стандарт, и Маэда согласился с его идеей. [12] Ниши хотел привлечь Panasonic и Sony к разработке домашних компьютеров. Пока они боролись за форматы видеокассет , Нобуюки Идей из Sony принял его предложение. Идей считал, что Sony следует сотрудничать с Panasonic в его разработке, поскольку SMC-70 , первый персональный компьютер Sony, столкнулся с трудностями на рынке, когда Sony начала свой компьютерный бизнес. Маэда тоже хотел пригласить NEC, но NEC предпочла пойти своим путем. [15]

Ниши предложил MSX как попытку создать единый отраслевой стандарт для домашних компьютеров. Вдохновленные успехом VHS как стандарта для видеомагнитофонов , многие японские производители электроники (включая GoldStar , Philips и Spectravideo ) создали и продвигали компьютеры MSX. Любое оборудование или программное обеспечение с логотипом MSX было совместимо с продуктами MSX других производителей. В частности, формат картриджей расширения был частью стандарта; любое расширение MSX или игровой картридж будут работать на любом компьютере MSX.

Стандарт Ниши был построен на базе компьютера Spectravideo SV-328 . [16] Стандарт состоял в основном из нескольких готовых частей; основным процессором был Zilog Z80 с частотой 3,58 МГц , [17] Texas Instruments TMS9918 графический чип с 16 КБ выделенной видеопамяти , поддержкой звука и частичного ввода-вывода обеспечивался чипом AY-3-8910 производства General Instrument (GI), а чипом программируемого периферийного интерфейса (PPI) Intel 8255 был используется для параллельного ввода-вывода, например клавиатуры. Выбор этих компонентов был использован многими другими домашними компьютерами и игровыми консолями того периода, такими как ColecoVision и Sega SG-1000 игровые системы . Чтобы снизить общую стоимость системы, во многих моделях MSX использовалась специальная микросхема, известная как « MSX-Engine », которая включала в себя связующую логику , 8255 PPI, совместимый звуковой чип YM2149 и многое другое, иногда даже процессор Z80. Однако почти во всех системах MSX вместо клавиатуры Chiclet использовалась профессиональная клавиатура , что повышало цену по сравнению с оригинальной SV-328. от Microsoft Следовательно, эти компоненты вместе с MSX BASIC сделали MSX конкурентоспособным, хотя и несколько дорогим комплектом для домашнего компьютера.

Персональный компьютер Yamaha YIS503II MSX, предназначенный для советских школ — аббревиатура «КУВТ» означает «Класс обучающей вычислительной техники)».
Canon V-20 имеет 64 КБ оперативной памяти , а V-10 — 16 КБ.

27 июня 1983 года [18] О MSX было официально объявлено во время пресс-конференции, и множество крупных японских фирм заявили о своих планах представить эти машины. Японские компании избегали высококонкурентного рынка домашних компьютеров США, который находился в агонии Commodore под руководством ценовой войны . Только Spectravideo и Yamaha некоторое время продавали машины MSX в США. MSX компании Spectravideo пользовалась очень небольшим успехом, а модель Yamaha CX5M , созданная для взаимодействия с различными типами MIDI- оборудования, рекламировалась скорее как цифровой музыкальный инструмент, чем как стандартный персональный компьютер.

Эволюция

[ редактировать ]

MSX породил четыре поколения. Первые три, MSX (1983), MSX2 (1985), [19] и MSX2+ (1988) — все они были 8-битными компьютерами на базе микропроцессора Z80 . MSX2+ был выпущен эксклюзивно в Японии.

Первоначально планировалось, что новый MSX3 будет выпущен в 1990 году, но из-за задержек в разработке VDP, разработанного Yamaha, он пропустил срок выхода на рынок . [20] Вместо него был выпущен MSX TurboR, в котором использовался новый специальный 16-битный микропроцессор R800, разработанный корпорацией ASCII и предназначенный для MSX3, но такие функции, как DMA и 24-битная адресация, были отключены. Как и MSX2+, MSX TurboR выпускался исключительно в Японии. К тому времени, когда в 1990 году был объявлен стандарт MSX TurboR, только Panasonic производила компьютеры MSX. Его первоначальная модель FS-A1ST имела умеренный успех, но модернизированная модель FS-A1GT, представленная в 1991 году, продавалась плохо из-за высокой розничной стоимости в 99 800 иен (около 740 долларов США на тот момент). Производство TurboR закончилось в 1993 году, когда Panasonic решила сосредоточиться на выпуске 3DO . [ нужна ссылка ] В конечном итоге VDP был поставлен в 1992 году, на два года позже запланированного срока, и к этому времени рынок уже начал развиваться. Пытаясь сократить свои финансовые потери, Yamaha лишилась почти всей совместимости с V9958 и продавала полученный V9990 E-VDP III как видеочипсет для графических карт VGA для ПК с умеренным успехом.

Hotbit Epcom , разработанный Sharp , подразделением домашних компьютеров стал хитом в Бразилии .
Компьютер Talent TPC-310 MSX2, произведенный в Аргентине компанией Telematica (1988 г.), на основе конструкции Daewoo.
Компьютер Dynadata DPC 200 MSX с дисководом Dynadata DPF-550, произведенный в Корее для Daewoo и продаваемый в Испании компанией Dynadata Informática.
MSX Sakhr AX150 ( صخر ), произведенный в Японии компанией Yamaha для кувейтской компании Al Alamiah, продается в Египте и государствах Совета сотрудничества стран Персидского залива .

В Японии, Южной Корее, Аргентине и Бразилии MSX была выдающейся домашней компьютерной системой 1980-х годов. Он также был довольно популярен в континентальной Европе , особенно в Нидерландах и Испании. Классы, заполненные подключенными к сети компьютерами Yamaha MSX, использовались для преподавания информатики в школах некоторых арабских стран, Советского Союза и на Кубе, где они широко использовались в государственных школах. [21] что позволило кубинскому правительству обучать студентов компьютерным предметам. Всего в Японии было продано 9 миллионов компьютеров MSX, что сделало его относительно популярным. Однако MSX не стал предусмотренным мировым стандартом из-за ограниченного распространения на других рынках. Прежде чем отсутствие успеха MSX на этих рынках стало очевидным, американский производитель Commodore Business Machines в начале 1980-х годов пересмотрел свою линейку продуктов и представил такие модели, как Plus/4 и Commodore 16 , которые должны были лучше конкурировать с компьютерами MSX.

По сравнению с конкурирующими 8-битными компьютерами, Commodore 64, по оценкам, было продано 12,5–17 миллионов единиц по всему миру. [22] [23] Apple II было продано 6 миллионов единиц, [24] ZX Spectrum было продано более 5 миллионов единиц, 8-битные компьютеры Atari проданы не менее 4 миллионов единиц, Amstrad CPC продано 3 миллиона единиц, а Tandy TRS-80 Model 1 продано 250 000 единиц. [ нужна ссылка ]

Аппарат Sony MSX2 был запущен в космос к российской орбитальной станции «Мир» . [25]

Подобные системы

[ редактировать ]

Система MSX больше всего напоминала домашний компьютер Spectravideo SV-328 (Spectravideo даже заявляла в рекламе о своей «MSX-совместимости» перед фактическим запуском систем MSX, но она не была с ним полностью совместима). Это привело к появлению нового и недолговечного вида взлома программного обеспечения : конвертации . Поскольку в игры MSX невозможно было играть на компьютере SV-328, взломщики SV-328 разработали метод модификации игр (MSX), чтобы они работали на SV-328. В большинстве случаев это включало загрузку MSX BIOS в SV-328 с ленты или дискеты. Позже Spectravideo выпустила SVI-728 , который полностью соответствовал стандарту MSX.

Sega SG-1000 , Memotech MTX , Tatung Einstein и ColecoVision имеют много общего со стандартом MSX1, но ни один из них не полностью с ним совместим. Переносить игры между этими системами довольно легко. Также было очень распространено портирование игр с ZX Spectrum на MSX, поскольку оба имели один и тот же процессор, Spectrum 128 имел один и тот же звуковой чип, а графический режим ZX Spectrum можно было легко эмулировать в режиме экрана-2 MSX.

Локализация

[ редактировать ]

По умолчанию машины MSX имеют жестко закодированный набор символов обработки кода сканирования клавиатуры и алгоритм . Хотя MSX имеет полную совместимость прикладного программного обеспечения на уровне встроенного ПО (BIOS), из-за незначительных аппаратных различий замена BIOS на другой с другого компьютера может привести к неверным переводам скан-кодов и привести к некорректному поведению подсистемы клавиатуры для прикладного программного обеспечения. .

В 2011 году AGE Labs представила прошивку языкового пакета, стремящуюся обеспечить поддержку каждой модели нескольких локализаций. В комплекте GR8BIT от AGE Labs языковой пакет устанавливается по умолчанию вместо Kanji -ROM. Это позволяет изменять набор символов и раскладку клавиатуры устройства при запуске между японским, русским, международным и португальским языками. Это также дает возможность менять локали во время работы машины с помощью недавно представленного LANG команда на БЕЙСИКЕ. [26] Выбранная настройка локали сохраняется в неиспользуемой области памяти RTC NVRAM .

несколько популярных франшиз видеоигр На MSX было создано :

Другие получили различные версии для MSX, в том числе несколько игр, уникальных для системы, или сильно переработанные версии игр для других форматов:

Производители

[ редактировать ]
Компьютер Yashica YC-64 в Музее компьютерных и игровых консолей в Хельсинки , 2012 год.
MSX
Spectravideo , Philips , Al Alamiah, Sony , Sanyo , Mitsubishi , Toshiba , Hitachi , National / Panasonic , Canon , Casio , Pioneer , Fujitsu General , Yamaha , JVC , Yashica -Kyocera , GoldStar , Samsung /Fenner, Daewoo/Yeno , Gradiente , Шарп /Эпком, Талант.
MSX2
Philips , Sony , Sanyo , Mitsubishi , Victor (он же JVC ), Toshiba , National / Panasonic , Canon , Yamaha , ACVS/CIEL*, DDX*, Daewoo/Yeno , NTT , Talent, AGE Labs .
MSX2+
Sony , Sanyo , Panasonic , ACVS/CIEL*, DDX*.
MSX ТурбоР
Панасоник .

* Клоны или нелицензионное оборудование.

Наследие

[ редактировать ]
1чипMSX

В 2001 году Кадзухико Ниси инициировал возрождение MSX на базе официального эмулятора MSX под названием MSXPLAYer. Это единственный официальный эмулятор MSX, поскольку все авторские права MSX принадлежат Ассоциации MSX. В 2004 году голландская компания Bazix объявила, что стала представителем Ассоциации MSX в Европе , являясь английским контактным лицом по любым вопросам, касающимся товарных знаков MSX, авторских прав и лицензирования. 17 октября 2006 года Bazix запустил WOOMB.Net, веб-сайт по продаже игр MSX на английском и других языках с выбором из 14 игр. В Японии продажи игры начались раньше, через Project EGG. WOOMB.Net был английским аналогом этой и других японских услуг, предлагаемых D4 Enterprise , которая также объявила в августе 2006 года о запуске новой MSX2-совместимой системы под названием « onechip-MSX », системы, основанной на Altera Cyclone EP1C12Q240C8 FPGA . . [27] «Одночиповый MSX» по своей концепции аналогичен C-One , клону Commodore 64, также построенному на основе одного чипа FPGA. Новая система MSX помещена в коробку из прозрачного синего пластика и может быть используется со стандартным монитором (или телевизором) и клавиатурой ПК. Он имеет два слота для картриджей MSX и поддерживает аудиорасширения MSX-MUSIC и SCC+. Карту памяти SD/MMC можно использовать в качестве внешнего носителя данных, имитируя дисковод . и может использоваться для загрузки MSX-DOS . Благодаря программируемому оборудованию VHDL устройству можно предоставить новые аппаратные расширения, просто запустив программу реконфигурации под MSX-DOS. «One Chip-MSX» также имеет два USB разъема . его можно использовать после добавления вспомогательного кода VHDL.

Собранный комплект GR8BIT

В 2011 году AGE Labs объявила [28] GR8BIT, набор для сборки компьютера MSX своими руками. Комплект, лицензированный MSX Licensing Corporation, предназначен для тех, кто хочет узнать больше о компьютерном оборудовании. Он включает в себя все необходимые компоненты для сборки работающего MSX2-совместимого компьютера, за исключением корпуса ATX, блока питания, флоппи-дисковода, жесткого диска, клавиатуры PS/2 и монитора.

SymbOS , альтернативная операционная система
Музыкальный модуль Phillips
Музыкальный модуль Phillips

Некоторые из участников корейского форума, создавшие Zemmix Neo, создали новую MSX-совместимую модель под названием Mini IQ3000 Cutie, которая имеет схожие характеристики с моделью MSX2 корейского производства Daewoo Electronics, IQ-2000. Он основан на 1ChipMSX, но имеет некоторые специальные функции, такие как «Генератор строк сканирования», который улучшает качество отображения видео, и «Многоязычная поддержка», которая позволяет поддерживать два языка. По умолчанию машина работает с корейской версией MSX, отображающей корейский шрифт, но если во время загрузки нажать клавишу «del», она будет работать в японском режиме. Несмотря на то, что режим по умолчанию — корейский, таблица распределения шрифтов по умолчанию — японская, и при запуске программ японской версии в ней будут отображаться японские символы. [29]

MSX Philips VG8020
MSX Philips VG8020

В 2019 году группа фанатов разработала MSX Mini Replica. Это копия компьютера Philips VG-8020 в масштабе 1:2, совместимая с программным обеспечением поколений MSX, MSX2, MSX2+ и TurboR. Он оснащен 2 портами USB , видеовыходом HDMI и внутри использует то же оборудование, что и C64 Mini . Подключение дополнительного периферийного устройства под названием MSX Player позволяет запускать оригинальные игры на ПЗУ-картриджах.

MSXVR — это компьютер , выпущенный в 2020 году и совместимый с компьютерами семейства MSX. Как и последние игровые консоли Zemmix , она также основана на карте Raspberry Pi с дополнительными схемами для подключения оригинальной периферии MSX.

В 2022 году Ниши объявил об официальном возрождении компьютерного стандарта MSX, получившего название MSX3, который будет реализован в нескольких конфигурациях, включая картридж для обновления существующих компьютеров MSX. Позже, в 2023 году, после успешной краудфандинговой кампании, наряду с базовым устройством MSX3 было представлено устройство Интернета вещей, напоминающее Game Boy с клавиатурой, MSX0, предназначенное для использования в Интернете вещей. В планах также создание суперкомпьютера MSX Turbo X 128, основанного на концепции кластеров. [30]

Технические характеристики системы

[ редактировать ]
MSX [31] MSX2 MSX2+ MSX ТурбоР
Выпускать Во всем мире (1983) Во всем мире (1985) Только официально в Японии (1988)
(доступно в Европе и Бразилии после обновлений)
Только Япония (1990)
Процессор Zilog Z80 A работает на частоте 3,58 МГц Zilog Z80A работает на частоте 3,58 МГц
(модели HC-90 и HC-95 от JVC имеют процессор HD64180 с частотой 6,144 МГц , но он не является частью стандарта)
Совместимость с Zilog Z80, работающая на частоте 3,58 МГц
(модели MSX2+ от Panasonic можно программно настроить на частоту 5,37 МГц, но это не является частью стандарта)
  • R800 работает на частоте 7,16 МГц (инструкции используют примерно в 4 раза меньше тактов, чем Z80, поэтому при сравнении с Z80 часто называют 28,6 МГц)
  • Совместимость с Zilog Z80A (встроен в T9769C MSX-Engine ), работающая на частоте 3,58 МГц для обратной совместимости.
ПЗУ 32 КБ 48 КБ 64 КБ 96 КБ
  • BIOS + Расширенный BIOS (32 КБ)
  • MSX BASIC V2.0 или V2.1 (16 КБ)
  • DiskROM (16 КБ) (дополнительно, обычно)
  • MSX-Audio BIOS (32 КБ) (необязательно, не известны машины со встроенным BIOS)
  • BIOS + расширенный BIOS (32 КБ)
  • MSX BASIC V3.0 (16 КБ)
  • DiskROM (16 КБ) (необязательно, очень часто)
  • Кун-БЕЙСИК (16 КБ) (необязательно)
  • Кандзи-ROM (необязательно)
  • BIOS + Расширенный BIOS (48 КБ)
  • MSX BASIC V4.0 (16 КБ)
  • ДискROM (16 КБ)
  • Кун-БЕЙСИК (16 КБ)
  • Кандзи ПЗУ (256 КБ)
  • Прошивка (4 МБ)
БАРАН Минимум 8 КБ, большинство машин предоставляют либо 32, либо 64 КБ; существуют машины со 128 КБ Минимум 64 КБ, обычно 128 КБ в Европе, 64 КБ на японских компьютерах, выпускались машины с размером до 512 КБ. Обычно отображается память (максимум 4 МБ на слот, всего максимум 48 МБ) Обычно 64 КБ (на японских компьютерах), обычно отображается память (максимум 4 МБ на слот, всего 48 МБ) 256 КБ (FS-A1ST) или 512 КБ (FS-A1GT)
  • С отображением в памяти (максимум 4 МБ/слот, всего максимум 44 МБ)
  • Дополнительно 16 КБ (FS-A1ST) или 32 КБ (FS-A1GT) SRAM (с питанием от батареи)
Процессор видеодисплея Texas Instruments TMS9918 Семейство
  • Видеопамять: 16 КБ
  • Текстовые режимы: 40×24 и 32×24.
  • Разрешение: 256х192 или 64х48 (16 цветов). На самом деле доступно всего 15 цветовых оттенков, потому что, как и в ZX Spectrum, для черного цвета есть два кода. Однако, в отличие от Спектрума, один из черных цветов на самом деле « прозрачен », поэтому видеоизображение MSX может быть наложено на другой видеосигнал, например, с видеодиска .
  • Спрайты: 32 спрайта с разрешением 8x8 или 16x16, 1 цвет, максимум 4 на горизонтальную линию.
Yamaha V9938 (также известный как MSX-Video) поддерживает все видеорежимы MSX.
  • Увеличенная видеопамять: 128 КБ (иногда 64 КБ)
  • Новый текстовый режим: 80×24 или 80×26,5.
  • Новые режимы растрового видео без конфликта атрибутов MSX1, с режимами для 4, 16 или 256 одновременных цветов.
  • Новые разрешения: 256x212p, 512x212p, 256x424i и 512x424i.
  • Увеличенное количество и более продвинутые спрайты: 32 спрайта с разрешением 8x8 или 16x16, максимум 8 на горизонтальную линию. Каждая линия спрайта может иметь 1 или 3 разных цвета.
  • Аппаратное ускорение копирования, линии, заливки и т. д.
  • Чересстрочная развертка для удвоения разрешения по вертикали
  • Полноэкранный регистр вертикальной прокрутки
  • Регистр смещения вертикального и горизонтального дисплея
Ямаха В9958
  • Минимальный объем видеопамяти теперь составляет 128 КБ. Поддерживается до 192 КБ.
  • новый видеорежим YJK 256x212p или 256x424i с 19268 одновременными цветами
  • новый видеорежим 256x212p или 256x424i, смешанный YJK/RGB с 12499 одновременными цветами
  • горизонтальная прокрутка с поддержкой полноэкранного или двухстраничного режима
Yamaha V9958 (он же MSX-Video), то есть те же возможности, что и MSX2+.
Звуковой чип General Instrument AY-3-8910 (ПСГ)
  • Ямаха YM2149 (ПСЖ)
  • Yamaha YM2413 (OPLL) (MSX-Музыка)
  • Дополнительно: Yamaha Y8950 (OPL1) (MSX-Audio)
  • ПКМ
    • 8-битный одноканальный (без DMA), максимум 16 кГц с использованием процедур BIOS
    • Микрофон встроенный
  • (только FS-A1GT): MIDI-вход/выход
Чип часов (Не установлено.) Ricoh RP5C01 (или совместимый)
Интерфейсы
  • 1 слот для картриджей (обычно 2, до 16)
  • 1 или 2 порта общего назначения (также известных как порты джойстика)
  • Дополнительно: параллельный порт принтера.
  • 1 слот для картриджей (обычно 2, до 16)
  • 2 порта общего назначения (также известных как порты джойстика)
  • Параллельный порт принтера
  • Опционально: светового пера. интерфейс
  • Дополнительно: средство наложения видео
  • Дополнительно: дигитайзер видео
СМИ

Периферийные устройства

[ редактировать ]
Эффект конфликта атрибутов при использовании режима высокого разрешения 256×192 на MSX-1. Чтобы избежать этого, TMS9918 предоставляет до 32 спрайтов, которые можно накладывать на основной графический экран.
Компьютер MSX2+: Panasonic FS-A1WSX

Клавиатура

[ редактировать ]

Клавиатура представляет собой функционально отдельный блок, который может быть подключен посредством немультиплексированных и мультиплексированных интерфейсов. Мультиплексные клавиатуры имеют дополнительную линию направления данных, позволяющую отправлять номер строки сканирования на клавиатуру, используя те же строки данных, которые используются для обратного кода сканирования, что уменьшает общее количество проводов между клавиатурой и машиной. Немультиплексный интерфейс обычно используется для внутренних клавиатур (и некоторых внешних клавиатур, например Panasonic CF-3300); мультиплексный интерфейс используется для внешних клавиатур (например, в модели Yamaha YIS805).

Клавиатура организована в виде матрицы с максимум 11 строками ввода и 8 строками вывода, что позволяет использовать максимум 88 клавиш (включая все управляющие, цифровые и буквенно-цифровые клавиши). Каждая строка сканирования регулярно запрашивается для определения состояния клавиш на линии; Скорость запроса определяется частотой системных прерываний. Такая организация позволяет системе определять состояние каждой клавиши, не создавая пресловутой проблемы с клавиатурами на базе микроконтроллера 8042 , когда одновременное нажатие нескольких клавиш (обычно более 3) приводит к генерации неправильных входных символов или делает невозможным распознавание нажатия большего количества клавиш.

Поскольку сканирование клавиатуры контролируется системными прерываниями, одним из советов по устранению неполадок, когда компьютер MSX не отображает никакого изображения (при условии наличия питания), является нажатие клавиши CAPS, чтобы увидеть, переключается ли соответствующий светодиод. Если он не переключается, возможно, в системе возникла более серьезная проблема, чем просто отсутствие изображения на экране (т. е. проблема с видеокабелем или интерфейсом видеодисплея в целом).

В 2009 году Камиль Каримов разработал плату-адаптер. [32] для подключения клавиатуры PS/2 к мультиплексному интерфейсу клавиатуры MSX. Прошивка, встроенная в чип ATTiny, была специально разработана для машин Daewoo CPC.

В 2011 году компания AGE Labs встроила блок контроллера клавиатуры PS/2 на базе Microchip микроконтроллера GR8BIT в свою самодельную машину . Его прошивка разработана для прямого преобразования кодов сканирования PS/2 в коды сканирования клавиатуры MSX. Таким образом, он полностью прозрачен для приложений, что позволяет использовать контроллер с разными MSX-совместимыми машинами и для различных настроек локализации. [26]

Картриджи

[ редактировать ]

Стандарт MSX требует как минимум 1 слот для картриджей, большинство моделей MSX имеют 2. Эти слоты [33] взаимозаменяемы, поэтому в большинстве случаев нет разницы, в какой слот вставлен картридж. Физический разъем представляет собой 50-контактный (2 × 25 контактов) стандартный разъем с шагом 2,54 мм (0,1 дюйма) . К этим разъемам для картриджей можно было подключить самые разнообразные периферийные устройства.

Обычные игровые картриджи имеют размер аудиокассеты ( так называемый «размер Konami»). Несмотря на более высокую стоимость, этот формат был популярен благодаря своей надежности и простоте использования.

Примерно в 1985 году компания Hudson Soft размером с кредитную карту выпустила Bee Card , которая задумывалась как более дешевая и удобная альтернатива картриджам с ПЗУ. Но это был коммерческий провал, и в этом формате было выпущено очень мало игр.

Исходные файлы [34] для разработки картриджей MSX доступны в AGE Labs для EAGLE .

Дисководы для гибких дисков

[ редактировать ]

Ранние модели MSX не имели встроенного дисковода, поэтому программное обеспечение изначально публиковалось на картриджах и кассетах. [14]

Mitsumi QuickDisks изначально была выпущена как собственное расширение для MSX в начале 1984 года. [35] но они так и не прижились, так как были быстро превзойдены стандартным интерфейсом гибких дисков, выпущенным несколько месяцев спустя. В этом формате было выпущено лишь несколько игр.

В 1984 году Sony также создала картридж оперативной памяти с батарейным питанием, « картридж данных» HBI-55, для некоторых компьютеров линейки систем MSX «Hit-Bit», который можно было использовать для хранения программ или данных в качестве альтернативы кассетам. [36] Многие музыкальные программы Yamaha также совместимы с этим картриджем.

Традиционные дисководы для гибких дисков были доступны для MSX в 1984 году либо встроенными, либо в виде картриджа, содержащего электронику интерфейса диска и ПЗУ расширения BIOS (интерфейс дисковода гибких дисков), подключенное к внешнему корпусу с дисководом. В Южной Америке во многих из этих систем использовались дисководы для гибких дисков диаметром 5,25 дюйма (133 мм), но в Европе более популярны были дисководы диаметром 3,5 дюйма (89 мм). В Японии некоторые системы MSX1 включали встроенный 3,5-дюймовый дисковод, например Panasonic (ранее называвшийся National) CF-3300. В Европе ряд систем Philips MSX2 NMS 8230, 8235, 8245, 8250 и выше оснащен 3,5-дюймовыми дисководами для гибких дисков емкостью 360 или 720 КБ.

В 1985 году был выпущен MSX2, и эти системы часто (но не всегда) включали также встроенный 3,5-дюймовый дисковод. Следовательно, популярные носители игр и другого программного обеспечения перешли на дискеты.

MSX -DOS Дисковая операционная система имела двоичную совместимость с CP/M , но использовала ту же FAT файловую систему , что и MS-DOS . Его пользовательские команды также были похожи на ранние версии MS-DOS. Таким образом, Microsoft могла бы продвигать MSX для домашнего использования, одновременно продвигая MS-DOS на базе персональные компьютеры в офисных средах. [37]

3,5-дюймовые дискеты MSX напрямую совместимы с MS-DOS (хотя некоторые детали, такие как восстановление файлов и код загрузочного сектора , различались). Как и MS-DOS 1, диски MSX (отформатированные) в MSX-DOS 1 не поддерживают подкаталоги . [38]

В сентябре 2012 года AGE Labs расширила стандарт, включив поддержку 3,5-дюймового формата объемом 1,44 МБ. Дискета объемом 1,44 МБ поставляется в двух конфигурациях: стандартная (1 сектор на кластер, 9 секторов FAT) и совместимая (4 сектора на кластер, 3 сектора FAT). [39]

  • Yamaha Y8950 , коммерчески выпущенный как:
    • Panasonic: MSX-Audio FS-CA1 (32 КБ SampleRAM, 32 КБ AudioROM)
    • Philips: Музыкальный модуль NMS-1205 (32 КБ SampleRAM, без MSX-Audio BIOS)
    • Toshiba: FM-синтезатор MSX HX-MU900 (без оперативной памяти, без MSX-Audio BIOS)
  • 9 каналов FM или 6 каналов FM + 5 барабанов. Совместимость с YM3526.
  • ADPCM Запись и воспроизведение с аппаратным ускорением
  • Можно обновить до 256 КБ SampleRAM.

MSX-Музыка

[ редактировать ]
  • Yamaha YM2413 (OPLL) , также известный как:
    • MSX-Музыка (стандартное имя)
    • Panasonic : FM-PAC
    • Земля : Музыкальная шкатулка
    • Галочка: FM-Стерео-Пак
    • ДДКС: FMX
    • Tecnobytes: FM Sound Stereo (содержит совместимый чип U3567)
  • 9 каналов FM или 6 каналов FM + 5 барабанов
  • 15 предустановленных инструментов, 1 пользовательский
  • Встроен в большинство компьютеров MSX2+ и входит в стандартную комплектацию компьютеров MSX TurboR.

Эмуляция

[ редактировать ]

Компьютеры MSX сегодня эмулируются на многих платформах. Ранние эмуляторы MSX часто основывались на коде пионера fMSX , портативного эмулятора MSX Марата Файзуллина. Многие эмуляторы полностью удалили код эмуляции Z80 Файзуллина в более поздних версиях, чтобы избежать юридических проблем, поскольку в то время fMSX не был свободным программным обеспечением . Несколько позже исходный код fMSX стал бесплатным для некоммерческого использования; однако для коммерческого использования по-прежнему требовалась лицензия. 31 декабря 2013 года была выпущена версия fMSX 3.7 для Windows, бесплатная для всех. [40]

Официальный эмулятор MSX MSXPLAYer (на японском языке) которой является изобретатель стандарта MSX Кадзухико Ниси производится ассоциацией MSX, президентом .

Начиная с версии 0.146.u, MESS в настоящее время поддерживает 90% всех версий MSX.

Виртуальная консоль

[ редактировать ]

В феврале 2007 года японская компания Nintendo объявила, что игры MSX будут доступны для Wii консоли эмулятора виртуальной . Было подтверждено, что игры будут стоить 700 Wii Points и станут доступны с середины 2007 года. 25 декабря 2013 года они также стали доступны для Wii U. В конечном итоге 13 игр, в основном игры Konami, для Wii, плюс одна для Wii. Wii U были выпущены только для обслуживания в Японии.

Список эмуляторов MSX

[ редактировать ]
Имя Текущая версия Дата Система Платформа Лицензия Веб-сайт
синийMSX 2.8.2 14 августа 2009 г. MSX, MSX2, MSX2+, MSX TurboR, SpectraVideo SVI318/328, ColecoVision, Sega SG-1000 Окна лицензия GPL [1]
openMSX 19.0 25 июля 2023 г. MSX, MSX2, MSX2+, MSX TurboR, SpectraVideo SVI318/328, ColecoVision, Sega SG-1000 Мультиплатформенность лицензия GPL [2]
Тактовый сигнал 2022-11-25 11 ноября 2022 г. Разнообразные компьютеры и консоли; Только MSX1. macOS Открытый исходный код [3]
КакаоMSX 3.5.41 23 октября 2013 г. MSX, MSX2, MSX2+, MSX ТурбоР macOS лицензия GPL [4]
fMSX 6.0 24 февраля 2021 г. MSX, MSX2, MSX2+ Мультиплатформенность Коммерческий [5]
fMSX PSP 3.5.41 17 марта 2010 г. MSX, MSX2, MSX2+ Сони ПСП Открытый исходный код [6]
jsMSX 0.9.2 19 апреля 2013 г. MSX JavaScript лицензия GPL [7]
МАМЕ 0.251 31 декабря 2022 г. Разнообразные компьютеры и консоли Мультиплатформенность лицензия GPL [8]
Мэйсэй 1.3.1 9 февраля 2010 г. MSX Окна Открытый исходный код [9]
МСКИСС 0.2.4 13 марта 2000 г. MSX, MSX2, MSX2+ ДОС , Windows Бесплатное ПО [10]
Эмулятор MSX 0.10б 26 октября 2006 г. MSX Атари СТ Бесплатное ПО [11] Архивировано 11 ноября 2020 г. в Wayback Machine.
Эмулятор MSX 1.8 16 августа 2010 г. MSX, MSX2 UNIX лицензия GPL [12] Архивировано 23 октября 2019 г. в Wayback Machine.
msxDS 0.93 1 января 2012 г. MSX, MSX2, MSX2+ Нинтендо ДС Бесплатное ПО [13]
НЛМСХ 0.48 12 июня 2003 г. MSX, MSX2, MSX2+, MSX ТурбоР Окна Бесплатное ПО [14]
НЕТ$MSX 1.5 1 мая 2003 г. MSX, MSX2 Windows , ДОС Условно-бесплатное ПО [15]
параMSX 0,50б 8 октября 2009 г. MSX, MSX2, MSX2+, MSX ТурбоР Окна Бесплатное ПО [16]
РуMSX 0.41 2 июля 2008 г. MSX, MSX2, MSX2+, MSX ТурбоР Окна Бесплатное ПО [17]
WebMSX 6.0.3 2 июня 2020 г. MSX, MSX2, MSX2+, MSX турбо R JavaScript ? [Источник на GitHub [18] [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лэнг, Гордон (2004). Цифровое ретро: эволюция и дизайн персонального компьютера . Айлекс Пресс. ISBN  9781904705390 .
  2. ^ домашнего персонального компьютера MSX» « ASCII (на японском языке 7 (8) Express: спецификация нового . ISSN   0287-9506 .
  3. ^ Вуд, Роберт (1983). «Японцы стремятся доминировать на внутреннем рынке» . Инфомир . 5 (49): 158 . Проверено 16 сентября 2019 г. - через Google Книги.
  4. ^ «MSX: Японцы идут! Японцы идут!» . Регистр . 27 июня 2013 г.
  5. ^ «Кадзухико Ниси» . eNotes.com .
  6. ^ «Первый MSX» . ascii.jp .
  7. ^ Логидис, Билл (14 апреля 2017 г.). «Яркая жизнь MSX, ПК-аутсайдера Японии» . ПК-геймер . Проверено 27 ноября 2021 г.
  8. ^ «[Легендарный ПК MSX] Создатель наконец раскрывает «суть неудачи» . Diamond Online (на японском языке, 26 декабря 2020 г.). Проверено 25 мая 2023 г. .
  9. ^ Рут, Ховард; Уильямс, Брайан (август 1984 г.). «Вбрасывание: будет ли MSX успешным в США» . Творческие вычисления . Том. 10, нет. 8. с. 198.
  10. ^ Ниси, Кадзухико (21 апреля 2001 г.). MSX Fair Tilburg 2001 – автор Totally Chaos (видео). Событие происходит в 14:40. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
  11. ^ Ватт, Пегги (4 февраля 1985 г.). «Японский MSX готовится к США» . Инфомир . Том. 7, нет. 5. InfoWorld Media Group, Inc., стр. 19–20 – через Google Книги.
  12. ^ Jump up to: а б декабря 2020 г.) «Наконец-то раскрыто! Удивительная «закулиса» рождения легендарного персонального компьютера «MSX»» Проверено 22 . (на японском языке) Ниси, Кадзухико ( 5 февраля 2021 г.
  13. ^ «Кодзима Продакшн» . Konami.jp . Проверено 22 июня 2011 г.
  14. ^ Jump up to: а б Дворжак, Джон К. (28 ноября 2006 г.). «Что случилось с компьютерами MSX?» . Дворжак без цензуры . Проверено 22 июня 2011 г.
  15. ^ Jump up to: а б Секигути, Ваичи (2000). революции персональных компьютеров на японском языке), Знаменосцы стр. 186–190. (  4-532-16331-5 .
  16. История Spectravideo samdal.com, получено 20 декабря 2012 г.
  17. ^ Дворжак, Джон К. (7–14 января 1985 г.). «MSX: Понг 1980-х». Инфомир . 7 (1–2). InfoWorld Media Group: 88. ISSN   0199-6649 .
  18. ^ «Toshiba MSX (HX-10) 64K» . Retrovideogamesystems.com . 8 сентября 2010 г.
  19. ^ «МСХ2» . OLD-COMPUTERS.COM: Музей .
  20. ^ Журнал MSX-FAN (выпуск за февраль 1995 г., стр. 90)
  21. ^ «Дистанционное образование в кубинском контексте» . 22 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2012 г.
  22. ^ Стейл, Майкл (1 февраля 2011 г.). «Сколько компьютеров Commodore 64 было продано на самом деле?» . Pagetable.com . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 18 марта 2017 г.
  23. ^ Реймер, Джереми. «Доля рынка персональных компьютеров: 1975–2004 гг.» . Архивировано из оригинала 6 июня 2012 года . Проверено 17 июля 2009 г.
  24. ^ «Продано от 5 до 6 миллионов Apple II» . Мак Дейли Ньюс . 5 июня 2007 года . Проверено 22 июня 2011 г.
  25. ^ «MSX В SPAAAACCCEE» . msx.gnu-linux.net .
  26. ^ Jump up to: а б Брычков, Евгений (2012). KB0004: Использование языкового пакета GR8BIT и клавиатуры PS2 (PDF) . AGE Labs.
  27. ^ Ресурсный центр MSX. «Одночиповый MSX MKII» . MSx.org . Проверено 22 июня 2011 г.
  28. ^ «Рождение GR8BIT — MSX 2 сделай сам» . Ресурсный центр MSX . 18 января 2012 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
  29. ^ Центр, Ресурс MSX. «Mini IQ3000 (Временное название небольшого проекта) – Ресурсный центр MSX (페이지 1/9)» . www.msx.org .
  30. ^ «Соавтор MSX Кадзухико Ниси заявляет, что «каждый MSX может быть MSX3» » . www.timeextension.com . 30 января 2023 г.
  31. ^ «Технический документ Портара MSX» . www.problemkaputt.de .
  32. ^ Karimov, Kamil (February 14, 2010). "Контроллер PS/2 клавиатуры для MSX (Russian)" . MSX Resource Center . Retrieved September 20, 2013 .
  33. ^ «2 стандартных гнезда для картриджей MSX» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года.
  34. ^ «Схема, плата и библиотека MSX» . AGE Labs . Архивировано из оригинала 1 декабря 2013 года . Проверено 23 июня 2013 г.
  35. ^ https://www.msx.org/wiki/Category:QuickDisk_BASIC Mitsumi QuickDisk BASIC Экран авторских прав
  36. ^ изображение картриджа с данными HBI-55. Архивировано 29 октября 2013 г. на Wayback Machine.
  37. ^ Книга технических данных MSX
  38. ^ «Раздел MSX-DOS 2» . Часто задаваемые вопросы по Ultimate MSX . Faq.msxnet.org . Проверено 22 июня 2011 г.
  39. ^ «Руководство по подсистеме хранения v.3.0» (PDF) . AGE Labs . Проверено 23 июня 2013 г.
  40. ^ «fMSX: портативный эмулятор MSX» . Fms.komkon.org. 31 декабря 2013 года . Проверено 31 марта 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67edce0d83f8fe94d3b5cc2041759261__1721304360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/61/67edce0d83f8fe94d3b5cc2041759261.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
MSX - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)