Восприятие глубины
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |

Восприятие глубины — это способность воспринимать расстояние до объектов окружающего мира с помощью зрительной системы и зрительного восприятия . Это основной фактор в восприятии мира в трех измерениях . Восприятие глубины происходит прежде всего за счет стереопсиса и аккомодации глаза .
Ощущение глубины — соответствующий термин для животных, не являющихся людьми, поскольку, хотя известно, что они могут ощущать расстояние до объекта, неизвестно, воспринимают ли они его так же, как люди. [1]
Восприятие глубины возникает из-за множества сигналов глубины. Их обычно подразделяют на бинокулярные и монокулярные сигналы. Бинокулярные сигналы основаны на получении сенсорной информации в трех измерениях от обоих глаз, а монокулярные сигналы можно наблюдать только одним глазом. [2] [3] Бинокулярные сигналы включают в себя несоответствие сетчатки , которое использует параллакс и вергенцию . Стереопсис возможен благодаря бинокулярному зрению . Монокулярные сигналы включают относительный размер (удаленные объекты имеют меньшие углы обзора , чем близкие объекты), градиент текстуры, окклюзию, линейную перспективу, различия в контрасте и параллакс движения . [4]
Монокулярные подсказки [ править ]

Сигналы монокуляра предоставляют информацию о глубине даже при просмотре сцены только одним глазом.
Параллакс движения [ править ]
Когда наблюдатель движется, видимое относительное движение нескольких неподвижных объектов на фоне подсказывает их относительное расстояние. Если известна информация о направлении и скорости движения, параллакс движения может предоставить информацию об абсолютной глубине. [5] Этот эффект хорошо виден при езде на автомобиле. Близкие события проходят быстро, а далекие предметы кажутся неподвижными. Некоторые животные, у которых отсутствует бинокулярное зрение из-за того, что их глаза имеют мало общего поля зрения, используют параллакс движения более явно, чем люди, для определения глубины (например, некоторые виды птиц, которые покачивают головой для достижения параллакса движения, и белки, которые двигайтесь по линиям, ортогональным интересующему объекту, чтобы сделать то же самое [6] ). [примечание 1]
Глубина от движения [ править ]
Когда объект движется к наблюдателю, проекция объекта на сетчатке с течением времени расширяется, что приводит к восприятию движения по линии к наблюдателю. Другое название этого явления — глубина оптического расширения . [7] Динамическое изменение стимула позволяет наблюдателю не только видеть объект движущимся, но и воспринимать расстояние до движущегося объекта. Таким образом, в этом контексте изменяющийся размер служит сигналом расстояния. [8] Связанным с этим явлением является способность зрительной системы рассчитывать время контакта (TTC) приближающегося объекта по скорости оптического расширения – полезная способность в самых разных контекстах, от вождения автомобиля до игры в мяч . Однако расчет ТТС, строго говоря, представляет собой восприятие скорости, а не глубины.
глубины кинетической Эффект
Если неподвижную жесткую фигуру (например, проволочный куб) поместить перед точечным источником света так, чтобы ее тень падала на полупрозрачный экран, то наблюдатель, находящийся по другую сторону экрана, увидит двумерную картину из линии. Но если куб вращается, зрительная система из движений линий извлечет необходимую информацию для восприятия третьего измерения, и куб будет виден. Это пример эффекта кинетической глубины . [9] Эффект также возникает, когда вращающийся объект является сплошным (а не контурной фигурой), при условии, что проецируемая тень состоит из линий, имеющих определенные углы или конечные точки, и что эти линии меняют как длину, так и ориентацию во время вращения. [10]
Перспектива [ править ]
Свойство параллельных линий, сходящихся на расстоянии, на бесконечности, позволяет восстановить относительное расстояние двух частей предмета или особенностей ландшафта. Примером может служить ситуация, когда вы стоите на прямой дороге, смотрите вниз и замечаете, что дорога сужается по мере того, как она уходит вдаль. Зрительное восприятие перспективы в реальном пространстве, например, в помещениях, населенных пунктах и на природе, является результатом нескольких оптических впечатлений и интерпретации зрительной системой . Угол зрения важен для видимого размера . Близлежащий объект отображается на большей площади сетчатки , тот же объект или объект того же размера, расположенный дальше, на меньшей площади. [11] Восприятие перспективы возможно при взгляде только одним глазом, но стереоскопическое зрение усиливает впечатление пространственного. Независимо от того, исходят ли световые лучи, попадающие в глаз, из трехмерного пространства или из двухмерного изображения, они попадают внутрь глаза на сетчатку как на поверхность. То, что видит человек, основано на реконструкции его зрительной системы, при которой одно и то же изображение на сетчатке может интерпретироваться как двухмерно, так и трехмерно. Если трехмерная интерпретация была распознана, она получает предпочтение и определяет восприятие. [12]
- Контекстно-зависимая интерпретация размера
- Удары на разное расстояние
- Линия горизонта находится на высоте подлокотников.
- Вид из окна на 2 этаже дома
- Горная вершина возле линии снега и несколько горных вершин выше линии снега.
В пространственном зрении важную роль может играть горизонтальная линия зрения. На снимке из окна дома горизонтальная линия обзора находится на уровне второго этажа (желтая линия). Ниже этой линии, чем дальше находятся объекты, тем выше в поле зрения они появляются. Выше горизонтальной линии зрения объекты, находящиеся дальше, кажутся ниже, чем те, которые находятся ближе. Чтобы представить пространственные впечатления в графической перспективе , можно использовать точку схода . [13] При взгляде на большие географические расстояния эффект перспективы также частично обусловлен углом зрения, но не только этим. На пятом снимке серии на заднем плане — Монблан , самая высокая гора в Альпах. Он кажется ниже горы впереди в центре изображения. Измерения и расчеты могут быть использованы для определения доли кривизны Земли в субъективно воспринимаемых пропорциях.
Относительный размер [ править ]
Если известно, что два объекта имеют одинаковый размер (например, два дерева), но их абсолютный размер неизвестен, сигналы относительного размера могут предоставить информацию об относительной глубине двух объектов. Если один из них стягивает на сетчатке больший угол зрения, чем другой, объект, стягивающий больший угол зрения, кажется ближе.
Знакомый размер [ править ]
Поскольку угол зрения объекта, проецируемого на сетчатку, уменьшается с расстоянием, эту информацию можно объединить с предыдущими знаниями о размере объекта, чтобы определить абсолютную глубину объекта. Например, люди обычно знакомы с размером среднего автомобиля. Эти предварительные знания можно объединить с информацией об угле, под которым они располагаются на сетчатке, чтобы определить абсолютную глубину автомобиля в сцене.
Абсолютный размер [ править ]
Даже если фактический размер объекта неизвестен и виден только один объект, меньший объект кажется дальше, чем большой объект, представленный в том же месте. [14]
Аэрофотоснимок [ править ]
Из-за рассеяния света атмосферой объекты, находящиеся на большом расстоянии, имеют меньший контраст яркости и меньшую насыщенность цвета . Из-за этого изображения кажутся туманными по мере удаления от точки зрения человека. В компьютерной графике это часто называют « туманом на расстоянии ». Передний план имеет высокую контрастность; фон имеет низкую контрастность. Предметы, отличающиеся только контрастом с фоном, кажутся расположенными на разной глубине. [15] Цвет удаленных объектов также смещается в сторону синего конца спектра ( например, далеких гор). Некоторые художники, особенно Сезанн , используют «теплые» пигменты (красный, желтый и оранжевый), чтобы приблизить черты лица к зрителю, и «холодные» (синий, фиолетовый и сине-зеленый), чтобы указать часть формы, которая изгибается. вдали от картинной плоскости .
Проживание [ править ]
Аккомодация — это глазодвигательный сигнал восприятия глубины. Когда человек пытается сфокусироваться на удаленных объектах, цилиарные мышцы растягивают хрусталик глаза, делая его тоньше и, следовательно, изменяя фокусное расстояние . Кинестетические ощущения сокращения и расслабления цилиарных мышц (внутриглазных мышц) передаются в зрительную кору, где они используются для интерпретации расстояния и глубины. Аккомодация эффективна только на расстояниях более 2 метров.
Покрытие [ править ]
Затмение (также называемое интерпозицией ) происходит, когда ближние поверхности перекрывают дальние поверхности. [16] Если один объект частично закрывает обзор другого объекта, люди воспринимают его как более близкий. Однако эта информация позволяет наблюдателю лишь составить «ранжировку» относительной близости. Наличие монокулярных окружающих окклюзий состоит из текстуры и геометрии объекта. Эти явления способны уменьшить латентность восприятия глубины как естественных, так и искусственных раздражителей. [17] [18]
Криволинейная перспектива [ править ]
На внешних краях поля зрения параллельные линии становятся изогнутыми, как на фотографии, сделанной через объектив «рыбий глаз» . Этот эффект, хотя он обычно устраняется как в произведениях искусства, так и в фотографиях путем обрезки или кадрирования изображения, значительно усиливает у зрителя ощущение нахождения в реальном трехмерном пространстве. (Классическая перспектива не использует это так называемое «искажение», хотя на самом деле «искажения» строго подчиняются оптическим законам и предоставляют совершенно достоверную визуальную информацию, точно так же, как классическая перспектива делает это для той части поля зрения, которая попадает в ее пределы. рамка.)
Градиент текстуры [ править ]
Мелкие детали близлежащих объектов видны четко, тогда как на далеких объектах такие детали не видны. Градиенты текстуры — это зернистость предмета. Например, на длинной гравийной дороге гравий рядом с наблюдателем может четко видеть форму, размер и цвет. Вдалеке текстуру дороги невозможно четко различить.
Освещение и затенение [ править ]
То, как свет падает на объект и отражается от его поверхностей, а также тени, отбрасываемые объектами, дают мозгу эффективный сигнал для определения формы объектов и их положения в пространстве. [19]
Расфокусированное размытие [ править ]
Выборочное размытие изображения очень часто используется в фотографии и видео, чтобы создать впечатление глубины. Это может действовать как монокулярный сигнал, даже если все остальные сигналы удалены. Это может способствовать восприятию глубины естественных изображений сетчатки, поскольку глубина резкости человеческого глаза ограничена. Кроме того, существует несколько алгоритмов оценки глубины, основанных на расфокусировке и размытии. [20] Известно, что некоторые пауки-прыгуны используют расфокусировку изображения для оценки глубины. [21]
Высота [ править ]
Когда объект виден относительно горизонта, люди склонны воспринимать объекты, находящиеся ближе к горизонту, как находящиеся дальше от них, а объекты, находящиеся дальше от горизонта, как находящиеся ближе к ним. [22] Кроме того, если объект перемещается из положения, близкого к горизонту, в положение выше или ниже горизонта, будет казаться, что он приближается к зрителю.
Глазной параллакс [ править ]
Глазной параллакс — это эффект восприятия, при котором вращение глаза вызывает сдвиги изображения в зависимости от перспективы. Это происходит потому, что оптический центр и центр вращения глаза не совпадают. [23] Глазной параллакс не требует движения головы. Он отделен и отличается от параллакса движения.
Бинокль [ править ]
Бинокулярные сигналы предоставляют информацию о глубине при просмотре сцены обоими глазами.
Стереопсис, или ретинальное (бинокулярное) несоответствие, бинокулярный или параллакс
Животные , у которых глаза расположены фронтально, также могут использовать информацию, полученную от различных проекций объектов на каждую сетчатку, для оценки глубины. Используя два изображения одной и той же сцены, полученные под несколько разными углами, можно триангулировать расстояние до объекта с высокой степенью точности. Каждый глаз видит объект под разным углом, видимый левым и правым глазом. Происходит это из-за горизонтального параллакса разделения глаз. Если объект находится далеко, несоответствие этого изображения, попадающего на обе сетчатки, будет небольшим. Если объект находится близко или рядом, несоответствие будет большим. Именно стереопсис заставляет людей думать, что они воспринимают глубину при просмотре «Волшебных глаз» , автостереограмм , 3-D фильмов и стереоскопических фотографий .
Конвергенция [ править ]
Конвергенция — это бинокулярный глазодвигательный сигнал для восприятия расстояния и глубины. Из-за стереопсиса два глазных яблока фокусируются на одном и том же объекте; при этом они сходятся. Конвергенция растянет экстраокулярные мышцы – рецепторами для этого являются мышечные веретена . Как и в случае с сигналом монокулярной аккомодации, кинестетические ощущения от этих экстраокулярных мышц также помогают воспринимать расстояние и глубину. Угол конвергенции меньше, когда глаз фиксируется на объектах, находящихся далеко. Сведение эффективно на расстояниях менее 10 метров. [24]
Теневой стереопсис [ править ]
Антонио Медина Пуэрта продемонстрировал, что изображения на сетчатке без несоответствия параллакса, но с разными тенями стереоскопически сливаются, придавая изображенной сцене ощущение глубины. Он назвал это явление «теневым стереопсисом». Таким образом, тени являются важным стереоскопическим сигналом для восприятия глубины. [25]
Из этих различных сигналов только конвергенция, аккомодация и знакомый размер предоставляют абсолютную информацию о расстоянии. Все остальные сигналы относительны (например, их можно использовать только для того, чтобы определить, какие объекты находятся ближе по отношению к другим). Стереопсис является просто относительным, потому что большее или меньшее несоответствие соседних объектов может означать либо то, что эти объекты более или менее существенно различаются по относительной глубине, либо то, что ямочный объект находится ближе или дальше (чем дальше находится сцена, тем меньше сетчатка). несоответствие, указывающее на одинаковую разницу глубин).
Теории эволюции [ править ]
Закон Ньютона–Мюллера–Гуддена [ править ]
Исаак Ньютон предположил, что зрительный нерв человека и других приматов имеет специфическую архитектуру на пути от глаза к мозгу. Почти половина волокон сетчатки человека проецируются в полушарие мозга на той же стороне, что и глаз, из которого они берут начало. Эта архитектура называется полуперекрестием или ипсилатеральной (односторонней) зрительной проекцией (ИВП). У большинства других животных эти нервные волокна переходят на противоположную сторону мозга.
Бернхард фон Гудден показал, что ОК содержит как перекрещенные, так и неперекрещенные волокна сетчатки, а Рамон-и-Кахаль [26] заметил, что степень полукуссации различается у разных видов. [27] [26] Гордон Линн Уоллс формализовал общепринятое представление в законе Ньютона-Мюллера-Гуддена (NGM), утверждая, что степень перекреста оптических волокон в перекресте зрительных нервов обратно связана со степенью фронтальной ориентации оптических осей глаз. [28] [ нужна страница ] Другими словами, количество волокон, не пересекающих среднюю линию, пропорционально размеру бинокулярного поля зрения. Однако проблемой закона Ньютона-Мюллера-Гаддена являются значительные межвидовые вариации IVP, наблюдаемые у видов немлекопитающих. Эта изменчивость не связана с образом жизни, таксономической ситуацией и перекрытием полей зрения. [29]
Таким образом, общая гипотеза долгое время заключалась в том, что расположение нервных волокон в перекресте зрительных нервов у приматов и людей развивалось в первую очередь для создания точного восприятия глубины, стереопсиса, или, очевидно, для того, чтобы глаза наблюдали объект под несколько разными углами, и что эта разница в Угол помогает мозгу оценить расстояние.
глаза-передние конечности ( Гипотеза EF )
Гипотеза глаз-передние конечности (EF) предполагает, что необходимость точного контроля глаз и рук была ключевой в эволюции стереопсиса. Согласно гипотезе EF, стереопсис является эволюционным побочным продуктом более жизненно важного процесса: конструкция перекреста зрительных нервов и положение глаз (степень латерального или фронтального направления) формируются в ходе эволюции, чтобы помочь животному координировать конечности ( руки, когти, крылья или плавники). [30]
Гипотеза EF постулирует, что наличие коротких нервных путей между областями мозга, которые получают визуальную информацию о руке, и двигательными ядрами, контролирующими координацию руки, имеет селективное значение. Суть гипотезы EF состоит в том, что эволюционная трансформация OC повлияет на длину и, следовательно, на скорость этих нейронных путей. [31] Наличие типа OC примата означает, что мотонейроны, контролирующие/выполняющие, скажем, движение правой руки, нейроны, получающие сенсорную, например, тактильную информацию о правой руке, и нейроны, получающие визуальную информацию о правой руке, все будут расположены в одной и той же (левой) руке. ) полушарие мозга. Обратное справедливо для левой руки: обработка зрительной, тактильной информации и двигательные команды — все это происходит в правом полушарии. Кошки и древесные (лазающие по деревьям) сумчатые имеют аналогичное расположение (от 30 до 45% IVP и глаза, направленные вперед). В результате зрительная информация от их передних конечностей достигнет правильного (исполнительного) полушария.Эволюция привела к небольшим и постепенным колебаниям направления нервных путей в ОК. Эта трансформация может идти в любом направлении. [30] [32] Змеи, круглоротые и другие животные, у которых нет конечностей, имеют относительно много IVP. Примечательно, что у этих животных нет конечностей (рук, лап, плавников или крыльев), которыми можно было бы управлять. Кроме того, левая и правая части тела змееподобных животных не могут двигаться независимо друг от друга. Например, если змея сворачивается по часовой стрелке, ее левый глаз видит только левую часть тела, а в положении против часовой стрелки тот же глаз будет видеть только правую часть тела. По этой причине змеям полезно иметь некоторое количество IVP в OC (Naked). Потомкам круглоротых (другими словами, большинству позвоночных), которые в результате эволюции перестали скручиваться и вместо этого развили передние конечности, было бы выгодно достичь полностью перекрещенных путей, пока передние конечности были в основном заняты в латеральном направлении. Рептилии, такие как змеи, потерявшие конечности, выиграли бы, вспомнив в ходе своей эволюции пучок непересекающихся волокон. Судя по всему, это и произошло, что обеспечило дополнительную поддержку гипотезе EF. [30] [32]
Лапы мышей обычно заняты только в боковых полях зрения. Итак, в соответствии с гипотезой EF, у мышей глаза расположены латерально и очень мало пересечений в ОК. Список представителей животного мира, подтверждающих гипотезу EF, длинный (BBE). Гипотеза EF применима практически ко всем позвоночным, тогда как закон NGM и гипотеза стереопсиса в основном применимы только к млекопитающим. Даже у некоторых млекопитающих есть важные исключения, например, у дельфинов есть только непересекающиеся пути, хотя они и являются хищниками. [32]
Распространено предположение, что у хищных животных глаза обычно расположены спереди, поскольку это позволяет им оценивать расстояние до добычи, тогда как у животных, на которых охотятся, глаза расположены сбоку, поскольку это позволяет им сканировать и вовремя обнаруживать врага. Однако добычей могут стать и многие хищные животные, а у некоторых хищников, например у крокодила, глаза расположены латерально, а IVP вообще отсутствует. Эта архитектура OC обеспечит короткие нервные соединения и оптимальный зрительный контроль передней лапы крокодила. [32]
У птиц глаза обычно расположены сбоку, несмотря на это им удается пролетать, например, через густой лес.В заключение, гипотеза EF не отвергает значительную роль стереопсиса, но предполагает, что превосходное восприятие глубины (стереопсис) у приматов развилось, чтобы служить руке; что особая архитектура зрительной системы приматов в значительной степени эволюционировала, чтобы установить быстрые нервные пути между нейронами, участвующими в координации рук, помогая руке захватывать правильную ветвь. [31]
открытой равнины Большинству травоядных животных , особенно копытным, не хватает бинокулярного зрения, поскольку их глаза расположены по бокам головы, что обеспечивает панорамный обзор горизонта почти на 360°, что позволяет им замечать приближение хищников практически с любого направления. . Однако у большинства хищников оба глаза смотрят вперед, что обеспечивает бинокулярное восприятие глубины и помогает им оценивать расстояние, когда они набрасываются или пикируют на свою добычу. Животные, проводящие много времени на деревьях, пользуются бинокулярным зрением, чтобы точно оценивать расстояния при быстром перемещении с ветки на ветку.
Мэтт Картмилл, физический антрополог и анатом из Бостонского университета , раскритиковал эту теорию, ссылаясь на другие древесные виды, у которых отсутствует бинокулярное зрение, такие как белки и некоторые птицы . Вместо этого он предлагает «гипотезу зрительного хищничества», в которой утверждается, что предки приматов были насекомоядными хищниками, напоминающими долгопятов , и подвергались такому же давлению отбора в отношении фронтального зрения, что и другие хищные виды. Он также использует эту гипотезу для объяснения специализации рук приматов, которые, по его мнению, стали приспособлены для хватания добычи, что-то вроде того, как хищники используют свои когти .
В искусстве [ править ]
Фотографии, передающие перспективу, представляют собой двухмерные изображения, которые часто иллюстрируют иллюзию глубины. Фотография использует размер, контекст окружающей среды, освещение, текстурный градиент и другие эффекты, чтобы передать иллюзию глубины. [33] Стереоскопы и Viewmasters , а также 3D-фильмы используют бинокулярное зрение, заставляя зрителя видеть два изображения, созданные с немного разных позиций (точек зрения). Чарльз Уитстон был первым, кто обсудил, что восприятие глубины является признаком бинокулярного неравенства. [34] Он изобрел стереоскоп — инструмент с двумя окулярами, который отображает две фотографии одного и того же места/сцены, сделанные под относительно разными углами. При наблюдении отдельно каждым глазом пары изображений вызывали четкое ощущение глубины. [35] Напротив, телеобъектив , используемый, например, в спортивных трансляциях для фокусировки на зрителях стадиона, имеет противоположный эффект. Зритель видит размер и детали сцены так, как если бы она была достаточно близка, чтобы ее можно было потрогать, но перспектива камеры по-прежнему зависит от ее фактического положения на расстоянии ста метров, поэтому лица и объекты на заднем плане кажутся примерно того же размера, что и те, что на переднем плане. .
Обученные художники хорошо осведомлены о различных методах обозначения пространственной глубины (цветовые оттенки, дальность , перспектива и относительный размер) и используют их, чтобы придать своим работам «реальный» вид. Зритель чувствует, что можно было бы протянуть руку и схватить нос портрета Рембрандта или яблоко в натюрморте Сезанна — или войти в пейзаж и прогуляться среди его деревьев и камней.
Кубизм был основан на идее объединения нескольких точек зрения в нарисованном изображении, как бы для имитации визуального опыта физического присутствия объекта и просмотра его под разными углами. Радикальные эксперименты Жоржа Брака , Пабло Пикассо , Жана Метцингера » « Nu à la cheminée , [36] Альберта Глейзеса » « Женщина с флоксом . [37] [38] или Роберта Делоне виды Эйфелевой башни , [39] [40] используйте взрывную угловатость кубизма, чтобы преувеличить традиционную иллюзию трехмерного пространства. Тонкое использование множества точек зрения можно найти в новаторских поздних работах Сезанна, которые одновременно предвосхитили и вдохновили первых настоящих кубистов. Пейзажи и натюрморты Сезанна убедительно свидетельствуют о высокоразвитом чувстве глубины художника. В то же время, как и другие постимпрессионисты , Сезанн усвоил из японского искусства важность уважения плоского (двумерного) прямоугольника самой картины; Хокусай и Хиросигэ игнорировали или даже перевернули линейную перспективу и тем самым напомнили зрителю, что изображение может быть «правдивым» только тогда, когда оно признает истинность своей собственной плоской поверхности. Напротив, европейская «академическая» живопись была посвящена своего рода Большой Ложи о том, что поверхность холста является лишь заколдованной дверью в «настоящую» сцену, разворачивающуюся за ее пределами, и что главная задача художника — отвлечь зрителя от любого разочаровывающего зрелища. осознание присутствия нарисованного полотна. Кубизм , как и большая часть современного искусства, представляет собой попытку противостоять, если не разрешить, парадоксу, заключающемуся в отображении пространственной глубины на плоской поверхности, и исследовать это внутреннее противоречие посредством инновационных способов видения, а также новых методов рисования и живописи.
В робототехнике и компьютерном зрении [ править ]
В робототехнике и компьютерном зрении восприятие глубины часто достигается с помощью таких датчиков, как камеры RGBD . [41]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Ховард, Ян (2012). Восприятие в глубине . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-199-76414-3 .
- ^ Штернберг, РК (2012).
- ^ Гольдштейн Э.Б. (2014, 2017) Ощущение и восприятие (10-е изд.). Пасифик Гроув, Калифорния: Уодсворт.
- ^ Бертон Х.Э. (1945). «Оптика Евклида». Журнал Оптического общества Америки . 35 (5): 357–372. Бибкод : 1945JOSA...35..357B . дои : 10.1364/JOSA.35.000357 .
- ^ Феррис С.Х. (1972). «Параллакс движения и абсолютное расстояние» (PDF) . Журнал экспериментальной психологии . 95 (2): 258–263. дои : 10.1037/h0033605 . ПМИД 5071906 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Крал К. (2003). «Поведенчески-аналитические исследования роли движений головы в восприятии глубины у насекомых, птиц и млекопитающих» . Поведенческие процессы 64 : 1–12.
- ^ Суонстон, MC; Гогель, WC (1986). «Воспринимаемый размер и движение в глубине благодаря оптическому расширению» . Восприятие и психофизика . 39 (5): 309–326. дои : 10.3758/BF03202998 . ПМИД 3737362 .
- ^ Иттельсон, штат Вашингтон (апрель 1951 г.). «Размер как показатель расстояния: радиальное движение». Американский журнал психологии . 64 (2): 188–202. дои : 10.2307/1418666 . JSTOR 1418666 . ПМИД 14829626 .
- ^ Уоллах, Х.; О'Коннелл, DN (1953). «Кинетический эффект глубины». Журнал экспериментальной психологии . 45 (4): 205–217. дои : 10.1037/h0056880 . ПМИД 13052853 . S2CID 11979303 .
- ^ Кауфман, Ллойд (1974). Зрение и разум . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 139–141.
- ^ Основы оптики . страница 24.
- ^ Георг Эйснер: Перспектива и визуальная система - способы восприятия пространства, стр. 102–103.
- ^ Георг Эйснер: Перспектива и визуальная система - способы восприятия пространства , стр. 181
- ^ Соуза, Р., Бреннер, Э., и Смитс, JBJ (2011). «Оценка расстояния до незнакомого объекта по размеру его изображения на сетчатке». Журнал Vision , 11(9), 10, 1–6 .Соуза Р., Смитс Дж.Б.Дж. и Бреннер Э. (2012). «Размер имеет значение?» Восприятие , 41(12), 1532–1534 .
- ^ О'Ши Р.П., Блэкберн С.Г., Оно Х. (1994). «Контраст как признак глубины». Исследование зрения . 34 (12): 1595–1604. дои : 10.1016/0042-6989(94)90116-3 . ПМИД 7941367 . S2CID 149436 .
- ^ Джонстон, Алан. «Восприятие глубины» . Отделение психологии и языковых наук UCL. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ Гиллам Б., Борстинг Э. (1988). «Роль монокулярных областей в стереоскопических изображениях». Восприятие . 17 (5): 603–608. дои : 10.1068/p170603 . ПМИД 3249668 . S2CID 42118792 .
- ^ Шактер, Дэниел Л.; Гилберт, Дэниел Т.; Вегнер, Дэниел М. (2011). «Ощущение и восприятие» . Психология (2-е изд.). Нью-Йорк: Worth, Inc., стр. 136–137 . ISBN 9781429237192 .
- ^ Липтон, Л. (1982). Основы стереоскопического кино – углубленное исследование . Нью-Йорк: Ван Ностранд Рейнхольд. п. 56.
- ^ Мазер Дж. (22 февраля 1996 г.). «Размытие изображения как признак глубины изображения». Труды: Биологические науки . 263 (1367): 169–172. Бибкод : 1996РСПСБ.263..169М . дои : 10.1098/rspb.1996.0027 . ПМИД 8728981 . S2CID 30513172 .
- ^ Такаши Нагата; Коянаги, М; Цукамото, Х; Саэки, С; Исоно, К; Шичида, Ю; Токунага, Ф; Киношита, М; Арикава, К; и др. (27 января 2012 г.). «Восприятие глубины по расфокусировке изображения у прыгающего паука» . Наука . 335 (6067): 469–471. Бибкод : 2012Sci...335..469N . дои : 10.1126/science.1211667 . ПМИД 22282813 . S2CID 8039638 .
- ^ Карлсон, Нил Р.; Миллер-младший, Гарольд Л.; Хет, Дональд С.; Донахью, Джон В.; Мартин, Дж. Нил (2010). Психология: наука о поведении (7-е изд.). Пирсон. п. 187. ИСБН 978-0-205-76223-1 .
- ^ Конрад, Роберт; Ангелопулос, Анастасиос; Вецштейн, Гордон (30 апреля 2020 г.). «Рендеринг окулярного параллакса с учетом взгляда для виртуальной реальности». Транзакции ACM с графикой . 39 (2): 1–12. arXiv : 1906.09740 . дои : 10.1145/3361330 . ISSN 0730-0301 .
- ^ Окоши, Таканори. (2012). Методы трехмерной визуализации . Эльзевир. п. 387. АСИН B01D3RGBGS .
- ^ Медина Пуэрта А (1989). «Сила теней: теневой стереопсис». J. Опт. Соц. Являюсь. А. 6 (2): 309–311. Бибкод : 1989JOSAA...6..309M . дои : 10.1364/JOSAA.6.000309 . ПМИД 2926527 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рамон Ю., Кахал С. (1972): «Нервы, хиазма и банделены зрительного нерва»; Кандидат гистологии системы человека и позвоночных . Мадрид, Высший совет научных исследований, том 2, стр. 368–380.
- ^ Поляк С. (1957): Исследование зрительных путей и центров в период классической античности, средневековья и раннего периода современной научной эпохи; в Клювере Х. (ред.): Зрительная система позвоночных. Чикаго, Издательство Чикагского университета, стр. 113–115.
- ^ Уоллс, Гордон Л. (1942): Глаз позвоночных и его адаптивное излучение . Нью-Йорк, Хафнер.
- ^ Уорд Р., Реперант Дж., Хергета С., Мичели Д., Лемир М. (1995): «Ипсилатеральные зрительные проекции у неэутерийных видов: случайные изменения в центральной нервной системе?» Обзоры исследований мозга 20:155–170.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ларссон М., «Бинокулярное зрение и ипсилатеральные проекции сетчатки в отношении координации глаз и передних конечностей». Мозг, поведение и эволюция , 2011 – DOI: 10.1159/000329257.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ларссон М., «Перекресток зрительных нервов: поворотный момент в эволюции координации глаз и рук». Границы в зоологии . 2013 – DOI: 10.1186/1742-9994-10-41.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ларссон М., Бинокулярное зрение, перекрест зрительных нервов и их связь с двигательным поведением позвоночных. Границы экологии и эволюции , 2015 г. – DOI: 10.3389/fevo.2015.00089
- ^ «Восемь визуальных подсказок для идеальной глубины и разборчивости композиции» . фотосвиньи . 12 февраля 2018 г. Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ Брукс, Кевин Р. (январь 2017 г.). «Восприятие глубины и история трехмерного искусства: кто создал первые стереоскопические изображения?» . я-Восприятие . 8 (1): 204166951668011. doi : 10.1177/2041669516680114 . ISSN 2041-6695 . ПМЦ 5298491 . ПМИД 28203349 .
- ^ Шактер, Дэниел Л. (2011). Психология (2-е изд.). Нью-Йорк: Уорт, Ин. п. 151.
- ^ Дэниел Роббинс, Жан Метцингер: В центре кубизма , 1985, Джин Метцингер в ретроспективе, Художественный музей Университета Айовы, стр. 22
- ^ Альберт Глейзес 1881–1953, ретроспективная выставка , Дэниел Роббинс. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, в сотрудничестве с Национальным музеем современного искусства, Париж; Музей в Оствале, Дортмунд, опубликовано в 1964 году.
- ^ Питер Брук, Альберт Глейз, Хронология его жизни, 1881–1953 гг.
- ^ Робер Делоне – Соня Делоне, 1999, ISBN 3-7701-5216-6
- ^ Робер Делоне, Первая тетрадь, 1939, в «Новом искусстве цвета: сочинения Роберта и Сони Делоне», Viking Press, 1978
- ^ Розин, Пол Л.; Лай, Ю-Кун; Шао, Линг; Лю, Юнхуай (26 октября 2019 г.). Анализ и обработка изображений RGB-D . Спрингер Природа. ISBN 978-3-030-28603-3 .
Примечания [ править ]
- ^ Термин «параллаксное зрение» часто используется как синоним бинокулярного зрения, и его не следует путать с параллаксом движения. Первый позволяет гораздо точнее измерить глубину, чем второй.
Библиография [ править ]
- Ховард, Ян П.; Роджерс, Брайан Дж. (2012). Восприятие в глубине . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. В трех томах
- Палмер, SE (1999). Наука о зрении: фотоны в феноменологии . Кембридж, Массачусетс: Bradford Books/MIT Press. ISBN 9780262304016 .
- Пираццоли, GP (2015). Ле Корбюзье, Пикассо, Полифем и другие монокулярные гиганты / и другие монокулярные гиганты . Флоренция, Италия: goWare.
- Пинкер, Стивен (1997). «Око разума». Как работает разум . стр. 211–233 . ISBN 978-0-393-31848-7 .
- Штернберг Р.Дж., Штернберг К., Штернберг К. (2011). Когнитивная психология (6-е изд.). Уодсворт Паб Ко.
- Первес Д, Лото Б (2003). Почему мы видим то, что делаем: эмпирическая теория зрения . Сандерленд, Массачусетс: Sinauer Associates.
- Стейнман, Скотт Б.; Штейнман, Барбара А.; Гарсия, Ральф Филип (2000). Основы бинокулярного зрения: клиническая перспектива . Нью-Йорк: McGraw-Hill Medical. ISBN 978-0-8385-2670-5 .
- Окоши, Таканори. (2012). Методы трехмерной визуализации . Эльзевир. п. 387. АСИН B01D3RGBGS .
Внешние ссылки [ править ]

- Пример восприятия глубины. Архивировано 17 августа 2016 г. на Wayback Machine | ГО Иллюзии.
- Монокулярные гиганты
- Что такое бинокулярное (двуглазое) восприятие глубины?
- Почему некоторые люди не могут видеть в глубине
- Восприятие пространства | Вебвидение.
- Восприятие глубины | Вебвидение.
- Сделать3D .
- Сигналы глубины для кино, телевидения и фотографии