Амодальное восприятие
Амодальное восприятие — это восприятие всей физической структуры, когда только ее части воздействуют на сенсорные рецепторы. Например, стол будет восприниматься как целостная объемная конструкция, даже если на сетчатку выступает только часть его — лицевая поверхность; он воспринимается как обладающий внутренним объемом и скрытыми задними поверхностями, несмотря на то, что обзору доступны только ближайшие поверхности. Точно так же мир вокруг нас воспринимается как окружающая среда, хотя в любой момент времени мы видим только его часть. Другой часто цитируемый пример - это «собака за частоколом», в которой длинный узкий объект (собака) частично закрыт столбами забора перед ним, но, тем не менее, воспринимается как единый непрерывный объект. Альберт Брегман отметил слуховой аналог этого явления: когда мелодия прерывается всплесками белого шума, она, тем не менее, слышна как единая мелодия, продолжающаяся «за» всплесками шума.
Формулировка теории принадлежит бельгийскому психологу Альберту Мишотту и психологу Фабио Метелли итальянскому , а их работы развивались в последние годы Э.С. Ридом и гештальтистами .
Модальное завершение — аналогичное явление, при котором фигура воспринимается как перекрывающая другие фигуры, даже если сама фигура не нарисована. Примеры включают треугольник, который кажется перекрывающим три диска, и очерченный треугольник в треугольнике Канижа , а также круги и квадраты, которые появляются в различных версиях креста Коффки .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Лехар, Стивен (1999). «Гештальт-изоморфизм и количественная оценка пространственного восприятия» (PDF) . Гештальт-теория . 21 (2): 122–139. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июня 2006 г. Проверено 24 октября 2006 г.
- Брекон, Тоби; Фишер, Роберт (2005). «Амодальное объемное завершение: трехмерное визуальное завершение» (PDF) . Компьютерное зрение и понимание изображений . 99 (3): 499–526. doi : 10.1016/j.cviu.2005.05.002 .
- Альберта Брегмана Анализ слуховой сцены , Массачусетский технологический институт, 1990'