Браунаут (аэронавтика)
В авиации затемнение (или затемнение ) — это ограничение видимости в полете из-за пыли или песка в воздухе. [ 1 ] При отключении питания пилот не может видеть близлежащие объекты, которые обеспечивают внешние визуальные ориентиры, необходимые для управления самолетом у земли. [ 2 ] Это может вызвать пространственную дезориентацию и потерю ситуационной осведомленности, что приведет к аварии. [ 3 ] Пилоты сравнили посадку во время отключения электроэнергии с параллельной парковкой автомобиля с закрытыми глазами. [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]Явление затемнения приводит к несчастным случаям во время вертолетов посадки и взлета в засушливой пустынной местности. Интенсивные, ослепляющие облака пыли, поднимаемые нисходящей винта вертолета волной несущего во время приземного полета, создают значительные риски для безопасности полета из-за столкновений самолетов и наземных препятствий, а также динамического опрокидывания из-за наклонной и неровной местности. [ 5 ] В ходе недавних военных операций от отключений электроэнергии пострадало больше вертолетов, чем от всех других угроз вместе взятых (по состоянию на 2005 год). [ 6 ]
Существует несколько факторов, влияющих на вероятность и тяжесть отключения электроэнергии: [ 6 ]
- ротора загрузка диска
- конфигурация ротора
- состав почвы
- ветер
- скорость и угол подхода
Контрмеры по предотвращению аварий, связанных с отключением электроэнергии, включают:
- Подготовка сайта
- Технический пилот
- Системы синтетического зрения , также известные как «вижу и запоминаю». [ 7 ]
- Модернизированный индикатор горизонтального положения с улучшенной символикой. [ 8 ]
- Аэродинамика, такая как «крылатый ротор» на AgustaWestland EH101. [ 9 ]
- Невизуальное отображение данных о положении и ориентации, полученных от подходящих датчиков, таких как системы тактильной ситуационной осведомленности (TSAS), предоставляющих информацию пилоту посредством осязания с использованием такторов.
Сенсорные иллюзии
[ редактировать ]Дующий песок и пыль могут создать иллюзию наклоненного горизонта. Пилот, не использующий пилотажные приборы для ориентира, может инстинктивно попытаться выровнять самолет относительно ложного горизонта, что приведет к катастрофе. Омыв ротора вертолета также приводит к тому, что песок разлетается за окнами кабины, что, возможно, приводит к тому, что пилот испытывает иллюзию вектора , когда вертолет кажется вращающимся, хотя на самом деле он находится в горизонтальном зависании. Это также может привести к тому, что пилот будет совершать неверные управляющие действия, что может быстро привести к катастрофе при зависании у земли. [ 10 ] При ночных посадках освещение самолета может усилить визуальные иллюзии, освещая темное облако. [ 11 ]
Видимые последствия истирания песчаных роторов широко наблюдались в Афганистане. [ 12 ]
военный опыт США
[ редактировать ]Несколько военных самолетов коалиции были потеряны из-за опрокидывания при приземлении в пыль во время войны в Персидском заливе 1990–91 годов. За десять лет между этим событием и операцией «Несокрушимая свобода » армия США зафиксировала более 40 случаев аварий в условиях отключения электроэнергии во время тренировок в Национальном учебном центре военной резервации Форт-Ирвин в Калифорнии и других различных объектах. С 1991 года зарегистрировано более 230 случаев повреждения и/или травмирования самолетов из-за неудачных взлетов и посадок в запыленной среде. Хотя большинство инцидентов происходит во время приземления, значительное количество инцидентов произошло и во время взлета. Из более чем 50 случаев отключения электроэнергии с повреждениями, о которых сообщалось на сегодняшний день во время военных операций армии в 2001–2007 годах, 80 процентов произошли во время приземления и 20 процентов во время взлета. [ 13 ]
Отключение вертолетов представляет собой проблему стоимостью 100 миллионов долларов США в год для вооруженных сил США в Афганистане и Ираке. Армия ссылается на отключение электроэнергии в трех из каждых четырех происшествий вертолетов. [ 14 ] Аварии с отключением электроэнергии происходят близко к земле и на низкой скорости полета, что обеспечивает этим авариям более высокую живучесть, чем другим типам. Однако были случаи гибели людей в результате военных происшествий в Ираке и Афганистане, и почти все из них можно было предотвратить. [ 15 ]
В результате аварий с отключением электроэнергии были уничтожены или серьезно повреждены четыре самолета AH-64D Apache Longbow за первые три недели вторжения в Ирак в 2003 году, при этом только один был потерян в бою за тот же период. Тандемное кресло Apache имеет более узкое положение, чем UH-60 Black Hawk , что делает его более восприимчивым к опрокидыванию, если пилот начинает терять контроль над ориентацией по крену из-за падения напряжения. Но ночью система инфракрасного видения Apache обеспечивает улучшенную видимость, когда пыль закрывает лунный свет — очки ночного видения Blackhawk только усиливают видимый свет. [ 16 ]
самолета CH-47 Chinook У относительно высокая частота аварий с отключением электроэнергии. По состоянию на 2007 год [update]девять «Чинуков» были потеряны в боях в Афганистане, и как минимум два были вызваны отключением электроэнергии, которое, вероятно, сыграло роль в нескольких других инцидентах. [ 17 ] По данным Проекта государственного надзора (POGO), 12 из 41 аварии с отключением электроэнергии в армии США в период с 2002 по 2005 год были связаны с самолетами CH-47. Данные, собранные POGO из правительственных источников, показывают, что «Чинук» налетал 7 процентов всех часов налета вертолетов армии США в период с 2003 по 2005 год, но на его долю пришлось 30 процентов всех происшествий, связанных с отключением электроэнергии. [ 18 ]
Особое беспокойство вызывает американский V-22 Osprey конвертоплан . [ 19 ] который был задействован для боевых действий в Ираке в сентябре 2007 года. Высокая пропеллера нагрузка на диск создает высокоскоростную нисходящую струю, которая поднимает облако пыли с гораздо большей высоты. Это может стать проблемой при зависании во время ввода и извлечения персонала с помощью подъемника или троса. [ 20 ] Первоначальный опыт эксплуатации показывает, что, хотя облако пыли у MV-22 больше, чем у CH-46, который он заменяет, пилоты сообщают о восстановлении видимости у земли, что позволяет им использовать визуальные ориентиры перед приземлением. [ 21 ]
Неполный список связанных несчастных случаев
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]- 18 августа 2001 г., Винтон, Калифорния , США — Rocky Mountain Holdings, Aerospatiale AS355 F1 (N53LH) — Вертолет для медицинской эвакуации поврежден в результате динамического переворота после прерванного взлета в удаленном месте, без травм. Вертолет получил существенные повреждения. Пилот отключился после отрыва от земли примерно на 3 фута (0,91 метра). [ 22 ]
- 22 сентября 2001 г., Чико, Калифорния , США — Медицинский центр Enloe Aerospatiale AS350 BA (N911NT) — вертолет был разрушен после столкновения с деревьями при прерванной посадке на стадионе, в результате чего пилот погиб и была ранена одна из двух летных медсестер на борту. Очевидцы, находившиеся на месте происшествия, сообщили, что затемненное облако затмило им сцену происшествия. [ 23 ]
- 21 марта 2004 г., Пайот, Техас , США — Med-Trans Bell 407 (N502MT) — Вертолет скорой помощи врезался в местность при маневрировании в условиях ограниченной видимости ночью при транспортировке пациента. Пилот, фельдшер, пациент и мать пациента погибли, а бортмедсестра получила серьезные ранения. Очевидцы сообщили, что в момент аварии было отключено электричество. [ 1 ]
- 26 июня 2004 г., Сибекью, Аризона , США — Американская воздушная скорая помощь AS350 B3 ( N5226R ) — Вертолет МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКЦИИ жестко приземлился на бейсбольном поле в полумраке, повредив хвостовую балку, но не причинив вреда экипажу. Повреждения не были обнаружены при послеполетном осмотре или последующих предполетных осмотрах и были замечены техником по техническому обслуживанию самолета только через 8 дней. [ 24 ]
- 16 августа 2005 г., Доннелли, Айдахо , США, Heliflite LLC, Hughes 369E (N500FU), вертолет был существенно поврежден, когда лопасть несущего винта ударилась о дерево при приземлении, никто не пострадал. Недавние строительные работы на объекте нарушили поверхность, создав неожиданные условия отключения электроэнергии. [ 25 ]
Военный
[ редактировать ]- 19 октября 2001 г., Далбандин , Пакистан. Рейнджеры армии США, оперативная группа 3/75 MH-60 K Black Hawk. Когда поисково-спасательный вертолет ночью приближался к посадке, это вызвало затемнение, закрывая зону приземления. Самолет врезался в песчаную дюну, в результате чего двое рейнджеров, находившихся на борту в качестве пассажиров, погибли и еще трое получили ранения. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
- 6 декабря 2001 г., Передовая оперативная база (FOB), Афганистан — Корпус морской пехоты США, HMM-365, UH-1 N — Вертолет случайно приземлился при взлете, дрейфуя вправо, и перевернулся. Один член экипажа катапультировался, а трое других покинули самолет до того, как самолет был уничтожен пожаром. Другой находившийся неподалеку вертолет был поврежден обломками несущего винта. [ 29 ]
- 12 августа 2002 г., FOB, операция «Несокрушимая свобода» - ВВС США, 347-е спасательное крыло, HH-60 G Pave Hawk - вертолет улетел медленно и не имел достаточной мощности, чтобы выбраться из облака пыли, образовавшегося при взлете от потока собственного несущего винта. . Пилот попытался приземлиться и врезался в песчаную насыпь. Шестеро пассажиров самолета эвакуировались без серьезных травм. [ 30 ]
- 13 февраля 2003 г., недалеко от авиабазы Али-Аль-Салем , Кувейт — ВВС США, 20-я эскадрилья специальных операций, MH-53 M (серийный номер 10930) — вертолет был сильно поврежден, когда экипаж неправильно рассчитал ночную посадку в условиях затемнения. Некоторые легкие травмы. Самолет удалось спасти. [ 31 ]
- 23 марта 2003 г., базовый лагерь авиации армии США, Центральный Ирак - 6-й кавалерийский полк армии США, AH-64D Apache Longbow - вертолет разбился при взлете в первый день пребывания подразделения в этом базовом лагере. [ 16 ]
- 28 марта 2003 г., Ирак - 101-й авиационный полк армии США, AH-64 D Apache - при вылете с FOB Shell для боевого задания примерно с 40 другими полностью загруженными вертолетами вертолет перевернулся из-за сильного отключения электроэнергии примерно через 4 минуты после первого самолета. снял. [ 32 ] [ 33 ]
- 28 марта 2003 г., Ирак — 101-й авиационный полк армии США, AH-64 D Apache (97-5032) — после возвращения на базу FOB «Шелл» с боевого задания вертолет жестко приземлился в условиях затемнения, перевернулся и получил серьезные повреждения ( хотя позже утилизирован и отремонтирован). [ 32 ] [ 33 ]
- 31 марта 2003 г., Ирак. 103-й авиационный полк армии США, AH-64 D Apache (99-5104), создает затемнение при взлете для выполнения миссии по сопровождению медицинской эвакуации, что приводит к удару несущего винта, опрокидыванию и потере самолета. [ 32 ] [ 34 ]
- 5 апреля 2003 года, Кэмп-Тандер-Роуд , Кувейт — 101-й авиационный полк армии США, UH-60 Black Hawk — вертолёт столкнулся с грузом на стропе во время попытки подбора в условиях затемнения. Трое раненых членов экипажа вытащили двух серьезно раненых пилотов из горящих обломков, прежде чем они были уничтожены огнем. [ 4 ]
- 26 апреля 2004 г., место не указано — Корпус морской пехоты США, HMM-266, CH-46E — Жёсткая посадка во время отключения электроэнергии. Лопасти несущего винта ударились о землю, но вертолет остался в вертикальном положении. [ 35 ]
- 27 июля 2005 г., Спин-Булдак , Афганистан - Королевские ВВС Нидерландов, 298-я эскадрилья CH-47D Chinook (D-105) - вертолет совершил «жесткую посадку» из-за «условий отключения света», когда экипаж пытался ввести силы на граница между Афганистаном и Пакистаном. Самолет сгорел в результате пожара, пострадавших нет. [ 36 ] [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Отчет специального расследования деятельности служб неотложной медицинской помощи (PDF) . ПБ2006-917001. Национальный совет по безопасности на транспорте . Июнь 2001 г. NTSB/SIR-06/01 . Проверено 26 июня 2007 г.
Условия затемнения означают ограничения видимости в полете из-за пыли или песка в воздухе.
- ^ Ки, Дэвид Л. (14 сентября 1999 г.). «Анализ данных об ошибках пилотов армейских вертолетов и их влияние на качество управления» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 июня 2006 г. Проверено 23 июня 2007 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Штейн, Вики (12 февраля 2007 г.). «Новости AFOSR - Национальные эксперты по вертолетам собираются, чтобы обсудить аэродинамические решения проблемы затемнения» . Управление научных исследований ВВС, AFRL. Архивировано из оригинала 3 декабря 2014 г. Проверено 25 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Скиба, Кэтрин М. (7 апреля 2003 г.). «Вертолет США совершил аварийную посадку в Ираке, ранив пилотов и экипаж» . Милуоки Журнал Страж .
Пилоты сравнили посадку во время отключения электроэнергии с параллельной парковкой автомобиля с закрытыми глазами.
- ^ «STO: Предложения — Программа пескоструйной обработки» . Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов . Архивировано из оригинала 18 мая 2007 г. Проверено 24 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Колби, подполковник Стив (1 марта 2005 г.). «Военный поворот» . Ротор и крыло . Аксесс Интеллект, ООО. Архивировано из оригинала 3 сентября 2007 г. Проверено 25 июня 2007 г.
В ходе недавних военных операций от отключений электроэнергии пострадало больше вертолетов, чем от всех других угроз вместе взятых.
- ^ «Коротко о новостях / Kurzmeldungen» . Flug Revue (Германия) . Мотор-Пресс Штутгарт. 18 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 г.
- ^ «Последние новости Vertiflight: Армия готовит комплект для снижения напряжения» . АХС Интернешнл. Июль 2004 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 28 июня 2007 г.
[Многофункциональный дисплей] заменяет стандартный индикатор горизонтальной ситуации и отображает для экипажа цифровую скорость относительно земли, аналоговую вертикальную скорость, цифровой и аналоговый радиолокационный высотомер, а также аналоговые символы курса.
- ^ Харви, Гарет (28 ноября 2005 г.). «Супер Чоппер: жизненно важные функции: больше никаких отключений» . Инженерный архив . Канал National Geographic. Архивировано из оригинала 21 июля 2009 г. Проверено 1 августа 2009 г.
Чтобы противодействовать этому, «крылатые» лопасти несущего винта EH101 создают то, что пилоты называют «эффектом пончика» — круглое окно чистого воздуха внутри пылевой бури, которое позволяет им видеть землю, когда они заходят на посадку.
- ^ Лессард, доктор Чарльз (9 апреля 2003 г.). «Песчаные бури в пустыне добавляют опасности для пилотов» . Техас A&M Engineering . Техасский университет A&M . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 г.
- ^ Колби, подполковник Стив (1 июля 2005 г.). «Военный поворот» . Ротор и крыло . Аксесс Интеллект, ООО. Архивировано из оригинала 17 января 2013 г. Проверено 25 июня 2007 г.
«Пыль пикси» — странное явление, часто встречающееся во время ночных приземлений в условиях затемнения.
- ^ Йон, Майкл (17 августа 2009 г.). «Эффект Коппа-Этчелла» . Майкл Йон Онлайн . Майкл Йон Онлайн.
Иногда гало выглядят как далекие галактики.
- ^ Гант, Рэндалл (апрель 2007 г.). «Владение авиационным преимуществом: NVGPID: простое устройство для тренировки важнейших навыков» (PDF) . Армейская авиация . Армия Соединенных Штатов . п. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 г.
- ^ Саббаг, Лесли (3 октября 2006 г.). «Полет вслепую в Ираке: американские вертолеты преодолевают настоящие бури в пустыне». Популярная механика .
- ^ Карри, LTC Ян П. (январь 2006 г.). «Ситуационная осведомленность и пространственная дезориентация в бою» (PDF) . ФЛАЙТфакс . Армия Соединенных Штатов . Проверено 23 июня 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Ливер, Стив (14 апреля 2003 г.). «Приземление в пустыне действует на нервы пилотам» . Звезды и полосы , европейское издание .
- ^ Гольдфарб, Майкл (19 апреля 2007 г.). «Ничей первый выбор: еще одна сделка ВВС, которая не прошла проверку на запах» . Еженедельный стандарт .
- ^ Юнайтед Пресс Интернэшнл . «У спасательного вертолета проблемы с отключением электроэнергии» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2007 г.
Данные, собранные POGO из правительственных источников, показывают, что «Чинук» налетал 7 процентов всех часов налета вертолетов армии США в период с 2003 по 2005 год, но на его долю пришлось 30 процентов всех происшествий, связанных с отключением электроэнергии.
- ^ Министерство обороны США (апрель 2002 г.). «Отчет о состоянии программы V-22 Конгрессу» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Уэйн, Лесли (14 апреля 2007 г.). «Боевые действия с ограничениями вырисовываются для гибридных самолетов» . Нью-Йорк Таймс .
Нисходящий поток V-22 настолько силен... что может создать условия "ослабления"... в результате, когда используются веревочные лестницы, V-22 должен зависать на большей высоте...
- ^ Ллинарес, Рик (11 ноября 2006 г.). «Интервью — майор Роб Фриланд, VMMT-204 — бывший оперативный офицер и пилот CH-46» . Авиационная фотография Dash 2 . Проверено 23 июня 2007 г.
- ^ «Краткая информация об аварии NTSB: LAX01LA283» . Национальный совет по безопасности на транспорте . 08.06.2005 . Проверено 26 июня 2007 г.
- ^ «Краткая информация об аварии NTSB: LAX01LA304» . Национальный совет по безопасности на транспорте . 08.06.2005 . Проверено 26 июня 2007 г.
- ^ «Краткая информация об аварии NTSB: LAX04LA285» . Национальный совет по безопасности на транспорте . 13 сентября 2005 г. Проверено 26 июня 2007 г.
- ^ «Краткая информация об аварии NTSB: SEA05CA173» . Национальный совет по безопасности на транспорте . 20 декабря 2005 г. Проверено 26 июня 2007 г.
- ^ Бахманьяр, Мир (2006). Теневые воины: история рейнджеров армии США . Чтение: Издательство Osprey. п. 184. ИСБН 1-84603-142-7 .
- ^ «Официальный отчет об инцидентах с «Чинуком» в Афганистане» . двое убитых солдат; Спецназ нападает на объекты Талибана . Министерство обороны США . 20 октября 2001 г.
- ^ «Далбандин, Пакистан: 28°52'41,15» северной широты и 64°24'12,54» восточной долготы . Globalsecurity.org . Проверено 28 июня 2007 г.
Поисково-спасательный вертолет Black Hawk врезался в песчаную дюну вблизи периметра аэродрома в Далбандине.
- ^ Уилбур, Тед (1 сентября 2004 г.). «Браунаут. (Дедушка Петтибоун)» . Новости морской авиации . Том. 86, нет. 6. Морская авиация. п. 4.
- ^ Чепмен, Сюзанн (февраль 2003 г.). «Аэрокосмический мир». Журнал «ВВС» . п. 24.
- ^ «Серийные номера ВВС США 1968 года» . 01.06.2007. Архивировано из оригинала 8 августа 2007 г. Проверено 25 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бернштейн, Джонатан (2005). Оперативные подразделения Ah-64 Apache «Несокрушимая свобода» и «Свобода Ирака» . Оксфорд: Osprey Publishing (Великобритания). стр. 53–54. ISBN 1-84176-848-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Чилкот, Райан (29 марта 2003 г.). «На месте происшествия: Первая глубокая атака» . Кабельная новостная сеть .
Прямо здесь, на траектории полета, при аварийной посадке вертолеты приземляются в так называемых условиях затемнения, то есть пыль на дне пустыни поднимается вверх и поглощает вертолет, и пилоту в таких условиях очень трудно видеть землю. и очень легко испортить посадку.
- ^ Кордесман, Энтони (2003). Война в Ираке . Нью-Йорк: Прегер. п. 255. ИСБН 0-275-98227-0 .
- ^ Даути, Томас (22 июня 2004 г.). «Устранение коррозии с использованием диска с радиальной щетиной. (Набор инструментов Air Wing)» .
- ^ «Официальный отчет об инцидентах с «Чинуком» в Афганистане» . Пресс-служба американских вооруженных сил . Министерство обороны США . 28 июля 2005 г.
- ^ «Тачдаун-авиация — Королевские ВВС Нидерландов — 298-я эскадрилья» . Архивировано из оригинала 16 августа 2007 г. Проверено 24 июня 2007 г.
Д-105 погиб 27 июля и был заменен на Д-104.