Наклоняется
Наклон – наиболее распространенный тип пространственной дезориентации у авиаторов . Благодаря стабилизации жидкости в полукружных каналах пилот может воспринимать прямой и горизонтальный полет, находясь на самом деле в вираже . Это вызвано быстрым возвратом к горизонтальному полету после постепенного, продолжительного разворота, который пилот не заметил. Это явление состоит в ложном восприятии углового смещения относительно оси крена и поэтому становится иллюзией крена. Эта иллюзия часто связана с вестибулоспинальным рефлексом, в результате которого пилот фактически наклоняется в направлении ложно воспринимаемой вертикали. Другие распространенные объяснения худобы связаны с недостатками сенсорных механизмов как отолитовых органов, так и полукружных протоков. [ 1 ]
Физиология
[ редактировать ]Наклоны — это тип вестибулярной иллюзии в полете, которая вызывает пространственную дезориентацию. В процесс вовлекаются полукружные каналы вестибулярной системы . Полукружные каналы обнаруживают угловое ускорение. Всего имеется три полукружных канала : передний , задний и латеральный . Каждый канал заполнен жидкостью, называемой эндолимфой , и каждый канал возникает из небольшой мешкообразной структуры, называемой маточкой . На концах каждого протока имеется мешкообразная часть, называемая ампулой . Внутри находятся волосковые клетки и поддерживающие клетки, известные как ампулярный гребешок . [ 2 ]
Изменение ориентации человека приведет к стимуляции определенных волосковых клеток. Когда голова поворачивается, каналы движутся, но из-за своей инерции эндолимфатическая жидкость имеет тенденцию отставать и тем самым стимулирует волосковые клетки. Эта стимуляция приводит к осознанию углового ускорения в этой плоскости. Примерно через 10–20 секунд скорость эндолимфы совпадает со скоростью канала, что прекращает стимуляцию волосковых клеток, и ощущение вращения человека снижается или прекращается. [ 3 ] [ 4 ] Кроме того, каналы не могут обнаружить вращательное ускорение примерно 2 градуса в секунду или ниже; это порог обнаружения полукружных каналов. [ 3 ] [ 4 ]
Поэтому пилот может не заметить медленный поворот или крен, если входить постепенно и удерживаться достаточно долго. Если затем пилот выходит из поворота или крена и выравнивает крылья, эндолимфатическая жидкость продолжает двигаться, повторно стимулируя волосковые клетки и создавая иллюзию, что самолет слишком сильно кренится в противоположном направлении из-за входной задержки. [ 4 ] В ответ пилот часто наклоняется в направлении исходного поворота, пытаясь исправить и восстановить восприятие правильного вертикального положения. [ 4 ] Наклоны также могут быть вызваны периферийными визуальными ориентирами, которые вводят в заблуждение.
Опасность и риск
[ редактировать ]Если пилот не заметит дезориентацию и продолжит наклоняться, самолет может совершить крен в неправильном направлении и вызвать крен. Это самая распространенная пространственная дезориентация пилотов. Во всех случаях пространственной ориентации пилоты должны иметь возможность полагаться на свои летные приборы при внесении управляющих сигналов, чтобы преодолеть ложные ощущения. [ 3 ] [ 5 ] Федеральное управление гражданской авиации предупреждает пилотов, имеющих квалификацию исключительно по правилам визуальных полетов, избегать ситуаций, «когда есть вероятность попасть в ловушку при ухудшении погоды». [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Джеффри (2008). Основы аэрокосмической медицины . Филадельфия: ЛИППИНКОТТ УИЛЬЯМС И УИЛКИНС. стр. 180–181. ISBN 9780781774666 .
- ^ Саладин, КС (2011). Анатомия и физиология . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 605. ИСБН 978-0-07-337825-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шоу, Роджер. «Пространственная дезориентация: доверяйте своим инструментам» . Проверено 25 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Антуньяно, Мельчор Дж. «Медицинские факты для пилотов: пространственная дезориентация, брошюра по безопасности AM-400-03/1» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Пространственная дезориентация: путаница, которая убивает» (PDF) . Советник по безопасности полетов . Фонд воздушной безопасности AOPA. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2018 года . Проверено 25 июня 2018 г.