Jump to content

Рейс 2806 Внуковских авиалиний

Рейс 2806 Внуковских авиалиний
Самолет, похожий на захваченный
Террористический акт
Дата 15 марта 2001 г. ( 15 марта 2001 г. ) - 16 марта 2001 г. ( 16 марта 2001 г. )
Краткое содержание Террористический акт
Сайт   Азиза Саудовской Аравии Аэропорт Принца Мухаммеда бин Абдель , Медина ( Саудовская Аравия )
Всего погибших 3 (пассажир, бортпроводник и лидер террористов)
Всего травм 6
Всего выживших 171
Самолет
Тип самолета Ту-154М
Оператор  Россия Внуковские авиалинии
Регистрация РА-85619
Начало рейса  Турция Стамбул Международный аэропорт Ататюрк , Стамбул ( Турция )
Место назначения  Россия Внуково , Москва ( Россия )
Оккупанты 174 (включая угонщиков)
Пассажиры 162
Экипаж 12
Погибшие 3
Травмы 6
Выжившие 171

или Рейс 2806 Внуковских авиалиний угон Ту-154 в Саудовскую Аравию террористический акт, осуществленный чеченскими террористами с 15 по 16 марта 2001 года. В ходе инцидента Ту-154М авиалайнер Внуковских авиалиний, выполнявший рейс ВКО-2806 из Стамбул - Москва был угнан. Захваченный самолет приземлился в аэропорту Медины ( Саудовская Аравия ). Самолет был освобожден в результате операции спецназа Саудовской Аравии. Погибли три человека — один пассажир, бортпроводник и лидер террористов.

Информация о рейсе 2806

[ редактировать ]

Ту-154М с заводским номером 0738 и заводским номером 86А738 был изготовлен заводом «Авиакор» 12 ноября 1986 года.

С 1986 по 1993 год самолет принадлежал «Аэрофлоту», с 1993 по 1995 год — «Мета Авиотранспорт Македония», с 1996 по 2000 год — «Внуковским авиалиниям», а с 2002 по 2012 год — «Сибири» (S7).

Списан в 2012 году с общим ресурсом около 50 000 летных часов и 30 годами эксплуатации.

Экипаж рейса ВКО-2806 состоял из:

  • Captain — Nikolai Sergeevich Vinogradov
  • First Officer — Sergey Borisovich Vorobyov
  • Navigator — Sergey Olegovich Kozhevnikov
  • Navigator-instructor — Gennady Semyonovich Chernitenko
  • Flight ngineer — Andrey Borisovich Guselnikov
  • Стюардессы :
    • Николай Юрьевич Дмитриев (старший бортпроводник и инспектор, руководитель бортпроводниковой службы авиакомпании)
    • Yulia Vyacheslavovna Fomina,
    • Alexander Alekseevich Khromov
    • Елена Александровна Дубинина
    • Светлана Серафимовна Иванив [ 1 ]

В состав экипажа также входили два инженера наземного обслуживания.

Этот полет должен был стать последним для капитана Виноградова перед выходом на пенсию.

Угонщики

[ редактировать ]

находились трое угонщиков На борту :

  • 42-летний Супьян Арсаев — лидер террористов. Инвалид первой группы, брат бывшего министра шариатской госбезопасности Ичкерии Асламбека Арсаева.
  • 19-летний Дени (Денис) Магомедзаев — сын Супьяна Арсаева (носил фамилию матери).
  • 16-летний Ирисхан Арсаев — сын Супьяна Арсаева. [ 2 ]

Среди пассажиров было до пяти пособников террористов. Они не принимали активного участия в угоне, но следили за ходом теракта. [ 3 ] В частности, на борту находился человек, позже опознанный как турецкий террорист Эртан Джушкун, участвовавший в захвате российского парома «Аврася» в 1996 году . [ 4 ] По словам представителей российской разведки [ 5 ] и Александр Хинштейн , [ 6 ] К организации угона могла быть причастна Национальная разведывательная организация Турции. [ 7 ]

Террористы были вооружены ножом -стилетом , который был тайно пронесен в каблуке ботинка Супьяна Арсаева. [ 3 ] Возможно, у них также было взрывное устройство, замаскированное под коробку для видеомагнитофона, которое кто-то из сотрудников стамбульского аэропорта пронес на борт. [ 8 ]

Хронология

[ редактировать ]

15 марта 2001 года самолет Ту-154М с бортовым номером RA-85619 авиакомпании «Внуковские авиалинии» выполнил чартерный рейс ВКО-2806 из Стамбула в Москву по поручению туристической компании «Пан-Украина». В 14:57 мск самолет вылетел из стамбульского международного аэропорта Ататюрк . На борту находились 164 (по другим данным, 162) пассажира (в том числе 98 россиян) и 12 членов экипажа. [ 3 ] Через несколько минут после взлета, пока авиалайнер еще набирал высоту, Супьян Арсаев и его сын, сидевшие в 7 ряду, встали и направились к кабине пилотов. Бортпроводники Хромов и Дмитриев, которых угонщики попросили передать экипажу их требования, попытались оказать сопротивление. В результате Супьян Арсаев ранил Хромова стилетом в живот, а Дмитриеву удалось сбежать в кабину и предупредить летный экипаж об опасности. [ 8 ] Замок двери кабины был неисправен, поэтому, чтобы предотвратить проникновение террористов, бортинженеры по очереди держали ручку двери вручную в течение следующих 22 часов.

Террористы приказали пассажирам оставаться на своих местах и ​​не сопротивляться, угрожая взорвать самолет бомбой, которую держал в руках Ирисхан Арсаев. Они заявили, что бомба была у четвертого террориста (то ли несуществующего, то ли бездействовавшего до конца акта), который предположительно находился среди пассажиров. [ 8 ] Угонщики ворвались в огнетушительный отсек самолета и вооружились двумя небольшими топорами из инвентаря. Еще они взяли с камбуза ножи. Угонщики связались с пилотами по внутреннему телефону и потребовали доступа в кабину. Экипаж подал сигнал бедствия и попытался вернуться для вынужденной посадки в Стамбуле, снизившись на 400 м, однако попытка была пресечена террористами, угрожавшими взорвать самолет. Позже Арсаев потребовал перенаправить самолет в Саудовскую Аравию или Объединенные Арабские Эмираты . [ 3 ]

Дальнейший полет

[ редактировать ]

Отказавшись впустить террористов в кабину ради их безопасности, капитан предложил приземлиться в любом близлежащем аэропорту мусульманской страны, чтобы террористы могли предъявить свои требования властям. Однако Арсаев повторил, что самолет должен приземлиться только в Саудовской Аравии или ОАЭ. Захваченный самолет взял курс на юго-восток. Узнав об изменении курса, террористы успокоились и перестали стучать в дверь кабины. [ 8 ] Самолет пролетел 2500 км через воздушное пространство Турции , Кипра , Египта и Саудовской Аравии в поисках подходящего аэропорта для посадки. [ 9 ] Между тем, не желая брать на себя ответственность за спасение заложников, власти Египта, Израиля и Сирии отказали российскому самолету в приземлении на своей территории.

Через три часа полета у самолета закончилось топливо, и экипажу стало ясно, что необходима немедленная посадка. Ближайшим аэропортом был международный аэропорт принца Мохаммеда бин Абдель Азиза в саудовском городе Медина . Экипаж использовал вспомогательные бортовые данные GPS и бортового компьютера, так как навигационных карт местности у них не было. Власти Саудовской Аравии также не захотели иметь дело с террористами и отказали самолету в просьбе приземлиться. Более того, Медина является священным городом для мусульман, и присутствие немусульман здесь строго запрещено. [ 10 ] Авиадиспетчеры пригрозили сбить Ту-154 истребителями ПВО, если он немедленно не покинет воздушное пространство Саудовской Аравии. Командиру и штурману удалось объяснить, что других вариантов посадки нет, и в случае падения самолета ответственность ляжет на авиационные власти Саудовской Аравии. Диспетчер снова отказал в разрешении на посадку, но экипаж чудом приземлился в незнакомом аэропорту. [ 3 ] Аэропорт находится в горной местности со сложными подходами, и пилотов там никогда не было. Тем не менее в 18:20 мск Ту-154 успешно приземлился в Медине. [ 9 ] В баках оставалось 1,5 тонны керосина, которого хватило бы еще на 10-12 минут полета.

На земле

[ редактировать ]

Аэропорт Медины был немедленно закрыт, а российский авиалайнер перенесен на удаленную стоянку. Супьян Арсаев потребовал пропустить его в кабину, чтобы сообщить свои требования по радио, но экипаж снова отказался. Несмотря на угрозы убить бортпроводницу Юлию Фомину и других заложников, экипаж не открыл дверь кабины. Террористам пришлось вести переговоры с властями Саудовской Аравии через открытую входную дверь. [ 3 ] Террористы потребовали прекращения боевых действий в Чечне . Арсаев пояснил, что российские власти забрали у него все из-за Второй чеченской войны : убили его родственников, разбомбили его дом и оставили инвалидом. Угонщики хотели привлечь внимание всего мира к чеченскому вопросу. В краткосрочной перспективе Арсаев потребовал немедленной дозаправки и безопасного отбытия в Афганистан . [ 8 ]

После того, как угонщикам доставили еду и рацию, они позволили покинуть самолет 20 пассажирам (больным, пожилым людям, женщинам и детям), а также находящемуся без сознания бортпроводнику Александру Хромову. Поскольку в аэропорту было очень жарко (+54°С), террористы разрешили бортпроводникам открыть все двери. Благодаря этому около 15 пассажиров сумели спастись через запасной выход в хвостовой части. Однако террористы ранили троих пассажиров, чтобы продемонстрировать свою серьезность. [ 11 ] Осознав побег пассажиров, террористы заперли все люки и двери, оставив открытым только тот, что возле кабины. После того, как другой пассажир, гражданин Турции, скрылся ночью (под предлогом курения), угонщики закрыли и эту дверь. [ 8 ] Перегрев самолета удалось стабилизировать только ночью после подключения кондиционера. В ходе переговоров власти Саудовской Аравии заявили, что требования угонщиков невыполнимы и самолету не будет разрешено вылететь. [ 3 ]

Пилоты поддерживали связь с Москвой по ВЧ-каналам с самого начала угона. В Москве был создан оперативный штаб, который возглавил первый заместитель директора ФСБ Владимир Проничев . Бойцы группы «Альфа» готовились вылететь в Медину, однако Турция, Египет и Саудовская Аравия не допустили прибытия российского спецназа. Власти Саудовской Аравии гарантировали Владимиру Путину , что справятся со спасением заложников и не позволят самолету покинуть Медину. Ночью Путин лично связался с экипажем (во время поездки на Алтай) и пообещал сделать все возможное, попросив не поддаваться угрозам террористов и не взлетать. [ 3 ]

К утру самолет был окружен спецназом Саудовской Аравии. Поскольку самолет находится на территории России, власти Саудовской Аравии запросили у России согласие на проведение операции. По словам руководителя оперативного штаба Владимира Проничева, такое разрешение было получено. Репетиция прошла ночью на другом Ту-154, предоставленном авиакомпанией «Сибирь» . Чтобы ввести террористов в заблуждение, самолет заправили, создав иллюзию, что ему скоро разрешат вылет. Первая попытка штурма провалилась, поскольку террористы увидели приближающихся военных и начали выламывать дверь кабины. По требованию экипажа спецназ отступил. После очередной дозаправки экипаж имитировал запуск двигателя. На борту осталось 117 заложников.

Атаковать

[ редактировать ]

В 12:15 мск 16 марта спецназ вновь окружил самолет и начал подготовку к штурму. Террористы начали стучать в дверь кабины, требуя немедленного взлета. Под непрерывными ударами дверь начала ломаться, в результате чего диспетчер приказал экипажу покинуть кабину. Едва удерживая дверь, всем пяти членам экипажа удалось выбраться через аварийный люк, при этом легкие ранения получили бортинженер Андрей Гусельников и капитан Николай Виноградов. [ 3 ]

В это время к самолету подошли самоходные трапы со спецназовцами в черных масках и бронежилетах, вооруженных короткоствольными винтовками. Они атаковали одновременно с четырех направлений. Первая группа прошла через кабину, используя веревку, на которой экипаж сбежал. Вторая группа вошла через главный выход между каютами. Третья группа проникла через задний люк, из которого ранее сбежали пассажиры. Четвертая группа приземлилась на крыло и планировала проникнуть в кабину через запасные окна.

Спецназовцы медлили с открытием люков, поэтому группа из кабины первой начала штурм кабины. Спецназовец в упор расстрелял Супьяна Арсаева, стоявшего в вестибюле. Одна из пуль попала в живот турецкой пассажирке Гюрзель Камбал, обе скончались по дороге в больницу. [ 8 ]

Возникла паника, и пассажиры бросились в хвост самолета. Другие группы не смогли открыть выходы. Тогда им на помощь пришла 27-летняя стюардесса Юлия Фомина. Протиснувшись сквозь толпу к двери, она открыла ее и тут же была ранена (предположительно, спецназовец целился в пытавшегося ее уложить пассажира, приняв его за террориста). Юлия умерла в 28 лет от раны на шее. [ 3 ]

К 13:00 все было кончено. Двое оставшихся террористов, не оказавших сопротивления, были арестованы. Пятеро российских граждан, подозреваемых в пособничестве террористам, были задержаны и позже освобождены. Сообщается, что среди спецназовцев один человек убит и несколько ранены, но власти Саудовской Аравии не подтвердили эту информацию. [ 8 ]

Последствия

[ редактировать ]

Пятьдесят находившихся на борту турецких граждан были отправлены в Стамбул на самолете Turkish Airlines, включая предполагаемых сообщников. На следующий день, 17 марта, в 17:13 в Россию вернулся Ил-62 авиакомпании «Россия» со 121 человеком — пассажирами из России и стран СНГ, членами экипажа и телом Юлии Фоминой. [ 12 ] По прибытии за медицинской помощью обратились 28 человек. 19 марта после технического обслуживания Ту-154М вернулся в Москву. В тот же день Юлию Фомину похоронили на Пыхтинском кладбище во Внуково .

Президент России Владимир Путин заявил на встрече в Кремле, что трагедия при освобождении заложников из угнанного Ту-154, повлекшая за собой гибель двух невинных людей, "напомнила российскому и международному сообществу, с кем имела дело российская армия во время войны". контртеррористическая операция в Чечне и кем сейчас занимаются правоохранительные органы и спецслужбы при наведении конституционного порядка в этой республике». [ 13 ]

За мужество, отвагу и профессионализм члены экипажа Ту-154 удостоены государственных наград. Первоначально Виноградов был номинирован на звание Героя России, но позже был награжден Орденом Мужества , которым также были награждены Андрей Гусельников, Александр Хромов, [ 1 ] и посмертно Юлии Фоминой. [ 14 ] Sergey Vorobyov, Nikolai Dmitriev, Elena Dubinina, Svetlana Ivaniv, Sergey Kozhevnikov, and Gennady Chernitenko received the Medal "For Courage" . [ 1 ]

Российским властям не удалось экстрадировать угонщиков, поскольку между Россией и Саудовской Аравией не существует договора об экстрадиции. В июле 2002 года шариатский суд Саудовской Аравии вынес приговор выжившим террористам. Несмотря на смертную казнь за терроризм в Саудовской Аравии, суд вынес на удивление мягкие приговоры: Дени Магомерзаев получил шесть лет лишения свободы, а Ирисхан Арсаев — четыре года. [ 15 ] Их судьба после освобождения неизвестна. Супьян Арсаев был похоронен в Саудовской Аравии при помощи чеченской диаспоры.

  • За пять месяцев до этого инцидента еще один Ту-154 Внуковских авиалиний (бортовой номер RA-85624) был угнан террористом-одиночкой и направился в Израиль. [ 16 ] Несмотря на предупреждение о повышенной опасности, руководство авиакомпании не организовало охрану этого рейса. Сообщается, что это произошло из-за того, что авиакомпания находилась на грани банкротства. [ 9 ]
  • Ту-154М с бортовым номером RA-85619 позже эксплуатировалась S7 Airlines (после приобретения «Сибирью» Внуковских авиалиний). 14 мая 2002 года самолету было присвоено имя «Юлия Фомина» в честь погибшей бортпроводницы. Он выведен из эксплуатации в 2008 году и списан в апреле 2012 года на Минеральноводском заводе №411. [ 17 ]
  • Стюардесса Николай Дмитриев позже работал бортпроводником на Мирнинском авиапредприятии . 7 сентября 2010 года находился на борту Ту-154, совершившего вынужденную посадку в Ижме . За это происшествие Дмитриев получил Орден Мужества. [ 18 ]
  • Этот угон стал последним угоном самолета в гражданской авиации России (по состоянию на весну 2024 года). С 1990 по 2001 год террористы осуществили 17 угонов советских и российских самолетов. [ 19 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2001 № 840 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников акционерного общества «Внуковские авиалинии»»
  2. ^ «Саудовская Аравия пощадила угонщиков Ту-154» . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 г. Проверено 14 октября 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж "Кровавая Медина рейса VKO-2806" [Bloody Medina of flight VKO-2806]. sovsekretno.ru (in Russian). Archived from the original on 2012-10-06 . Retrieved 2012-10-14 .
  4. ^ «ФСБ: Турецкие спецслужбы были причастны к угону Ту-154» . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 г. Проверено 14 октября 2012 г.
  5. ^ "По данным ФСБ, к захвату парома "Аврася" и Ту-154 были причастны турецкие службы" . 19 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2007 г. Проверено 14 октября 2012 г.
  6. ^ «Александр Хинштейн, Янычары плаща и кинжала» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2012 г. Проверено 14 октября 2012 г.
  7. ^
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сергей Дюпин (27 марта 2001 г.), Два угона одного самолета , Коммерсантъ
  9. ^ Jump up to: а б с «До свидания, стюардесса…» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 г. Проверено 14 октября 2012 г.
  10. Еврейский город Ясриб. Архивировано 30 июня 2012 г. в Wayback Machine.
  11. ^ «Саудовский спецназ нейтрализовал террористов» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2017 г. Проверено 14 октября 2012 г.
  12. Ил-62 с пассажирами угнанного Ту-154 прибыл из Саудовской Аравии в Москву.
  13. Заявление президента России Владимира Путина.
  14. ^ «Бортпроводница Юлия Фомина, погибшая от рук террористов, будет награждена Орденом Мужества» . 17 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 06 апреля 2022 г. Проверено 28 мая 2022 г.
  15. ^ «Десять лет на двоих за угон» . 31 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 06 марта 2016 г. Проверено 14 октября 2012 г.
  16. ^ Как в СССР угоняли самолеты
  17. ^ «russianplanes.net» . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 г. Проверено 14 октября 2012 г.
  18. ^ «Указ «О награждении государственными наградами Российской Федерации членов экипажа самолета Ту-154 Мирнинского авиационного предприятия компании «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество), Республика Саха (Якутия)» » . Архивировано из оригинала 11 октября 2010 г. Проверено 14 октября 2012 г.
  19. ^ «За последние 11 лет российские самолеты были угнаны 17 раз» . 15 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г. Проверено 14 октября 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 622f0fde045340bd6dade418cde5b99f__1725273900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/9f/622f0fde045340bd6dade418cde5b99f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vnukovo Airlines Flight 2806 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)