Jump to content

Рейс 236 авиакомпании Air Transat

Координаты : 42 ° 43'59 "N 23 ° 04'59" W  /  42,733 ° N 23,083 ° W  / 42,733; -23,083

Рейс 236 авиакомпании Air Transat
C-GITS, задействованный самолет, замечен в 1999 году, за 2 года до инцидента.
Несчастный случай
Дата 24 августа 2001 г. ( 24 августа 2001 г. )
Краткое содержание Истощение топлива из-за утечки топлива
Сайт Аэропорт Лажеш/База ВВС ,
Третий остров , Азорские острова , Португалия
42 ° 43'59 "N 23 ° 04'59" W  /  42,733 ° N 23,083 ° W  / 42,733; -23,083
Самолет
Тип самолета Аэробус А330-243
Оператор Эйр Трансат
Номер рейса ИАТА. ТС236
Номер рейса ИКАО. ТСК236
Позывной ТРАНСАТ 236 ТЯЖЕЛЫЙ
Регистрация C-GITS
Начало рейса Международный аэропорт Торонто Пирсон , Торонто , Онтарио , Канада
Место назначения Аэропорт Портела , Лиссабон , Португалия
Оккупанты 306
Пассажиры 293
Экипаж 13
Погибшие 0
Травмы 18 (16 второстепенных, 2 основных)
Выжившие 306

Рейс 236 Air Transat трансатлантический рейс, направлявшийся в Лиссабон (Португалия) из Торонто (Канада). У него полностью отключилась мощность двигателя во время полета над Атлантическим океаном 24 августа 2001 года. В Airbus A330 закончилось топливо из-за утечки топлива, вызванной неправильное обслуживание. Капитан Роберт Пише , 48 лет, опытный пилот- планерист , и первый офицер Дирк ДеДжагер, 28 лет, довели самолет до успешной вынужденной посадки на Азорских островах , спасая всех 306 человек (293 пассажира и 13 членов экипажа) на борту. [ 1 ] Большинство пассажиров рейса были канадцами, посетившими Европу, или португальскими эмигрантами, вернувшимися навестить семью в Португалии. Это также был самый длинный полет пассажирского самолета без двигателей: он пролетел почти 75 миль (121 км; 65 морских миль). [ 2 ] После этой необычной авиационной катастрофы этот самолет получил прозвище « Азорский планер ». [ 3 ]

Речь шла о самолете Airbus A330-243, заводской серийный номер 271, зарегистрированном как C-GITS. Самолет совершил свой первый полет в 1999 году и был доставлен Air Transat 28 апреля 1999 года. Самолету было чуть больше двух лет, и он был оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Trent 772B-60 . [ 4 ] [ 5 ]

Инцидент

[ редактировать ]

Рейс 236 вылетел из Торонто в 00:52 ( UTC ) в пятницу, 24 августа 2001 г. (местное время: 20:52 ( ET ) в четверг, 23 августа), направляясь в Лиссабон, Португалия, с 293 пассажирами и 13 членами экипажа . доска. Рейс пилотировал капитан Роберт Пише , имеющий налет 16 800 часов (из них 796 на Airbus A330). [ 6 ] : 12  и первый офицер Дирк ДеДжагер, налет которого составил 4800 часов (в том числе 386 часов на Airbus A330). [ 6 ] : 12  Самолет представлял собой двухлетний Airbus A330-243, зарегистрированный как C-GITS. [ 7 ] который совершил первый полет 17 марта 1999 года, [ 8 ] рассчитан на 362 места и введен в эксплуатацию компанией Air Transat 28 апреля 1999 г. [ 8 ] Он был оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Trent 772B-60, каждый из которых имел тягу 71 100 фунтов силы (316 кН) . Выйдя из ворот в Торонто, самолет имел на борту 46,9 тонны (46 900 кг; 103 000 фунтов) топлива, что на 4,5 тонны (4 500 кг; 9 900 фунтов) больше, чем требуется по правилам. [ 6 ]

В 04:38 UTC (почти четыре часа после начала полета) из самолета началась утечка топлива из-за трещины, образовавшейся в топливопроводе №1. 2 (правый) двигатель. [ 6 ] : 23  В 05:03 UTC, спустя более четырех часов полета, пилоты заметили низкую температуру масла и высокое давление масла в двигателе №1. 2. [ 6 ] : 7, 23  Хотя эти показания были косвенным результатом утечки топлива, у пилотов не было оснований считать это причиной. Следовательно, капитан Пише заподозрил, что это были ложные предупреждения, и поделился этим мнением с центром управления техническим обслуживанием Air Transat в Монреале, который посоветовал им следить за ситуацией. [ 6 ] : 56 

Признаки проблемы с топливом

[ редактировать ]
  1. Уровень топлива на борту уменьшался с необычной скоростью, что отображалось в количестве топлива на борту (FOB) на дисплее предупреждения двигателя.
  2. Предполагаемый запас топлива на борту в пункте назначения должен был уменьшаться, что указывает на уменьшение запаса хода.
  3. Полная перекачка топлива вперед в триммерном баке была преждевременной, учитывая, что при вылете из Торонто запас топлива составлял 46 900 кг (103 400 фунтов). Эта информация будет отображаться в продолжительном 19-минутном сообщении TRIM TANK XFR между 05:11 и 05:30, а затем в сообщении TRIM TANK XFRD между 05:30 и 05:33. [ 9 ]

В 05:36 UTC пилоты получили предупреждение о небалансе топлива. [ 10 ]

Вместо того чтобы обращаться к соответствующим контрольным спискам, экипаж действовал по памяти, что привело к перекрестной подаче топлива в уже негерметичный двигатель.

Перекаченное топливо потерялось из-за разрыва топливопровода, утечка которого составила около 13 тонн в час (более 3,6 кг/с). Это вызвало повышенный, чем обычно, поток топлива через мазутный теплообменник, что, в свою очередь, привело к падению температуры масла и повышению давления масла для №1. 2 двигатель. [ 6 ] [ 3 ]

Рейс 236 Air Transat находится в Северной Атлантике.
Азорские острова
Азорские острова
Торонто
Торонто
Лиссабон
Лиссабон
Вылет, первоначальный и конечный пункты назначения рейса 236.

В 05:45 UTC пилоты приняли решение перенаправиться на авиабазу Лажес на Азорских островах . Первоначально имело место отклонение курса на 14 градусов от заданного курса на 230 градусов магнитного, вызванное тем, что автопилот находился в режиме истинного курса. Через 2 минуты авиадиспетчерская служба Санта-Мария-Океаник передала по рации: «Трансат-236 тяжелый держит магнитный курс 230». Эта передача не была подтверждена, однако самолет повернул в правильном направлении. Через три минуты после изменения курса они объявили авиадиспетчерской службе Санта-Мария-Океаник о чрезвычайной ситуации с топливом. [ 6 ]

В 06:13 UTC, находясь еще в 150 морских милях (280 км; 170 миль) от Лажеса и на высоте 39 000 футов (12 000 м), двигатель №. 2 загорелись из -за нехватки топлива. [ 6 ] Затем Пише начал снижение до высоты 33 000 футов (10 000 м), что было подходящей высотой для одного двигателя для веса самолета на тот момент. Десять минут спустя экипаж отправил сигнал бедствия в авиадиспетчерскую службу Санта-Мария-Океаник. [ 6 ]

Тринадцать минут спустя, в 06:26 UTC и примерно в 65 морских милях (120 км; 75 миль) от авиабазы ​​Лажеш, двигатель №. 1 также загорелся, и самолету пришлось пролететь оставшееся расстояние. [ 6 ] : 8  Без мощности двигателя самолет лишился основного источника электроэнергии. Аварийная воздушная турбина сработала автоматически, чтобы обеспечить необходимую мощность для важнейших датчиков и пилотажных приборов для управления самолетом, а также достаточное гидравлическое давление для управления основными органами управления полетом (без которых самолет был бы неуправляемым). Самолет потерял гидравлическую мощность закрылков , запасных тормозов и спойлеров . Предкрылки тормозном по-прежнему будут получать питание, а основные тормоза смогут срабатывать ограниченное количество раз, используя давление, накопленное в аккумуляторе . Когда ни один из двигателей не работал, не было источника отбора воздуха для поддержания давления в кабине. Через пять минут, в 06:31 UTC, в пассажирском салоне упали кислородные маски. [ 6 ] : 9 

Военные авиадиспетчеры с помощью радиолокационной системы направили самолет в аэропорт. Скорость снижения самолета составляла около 2000 футов/мин (610 м/мин). Они подсчитали, что у них осталось от 15 до 20 минут, прежде чем им придется броситься в океан . Авиабаза была замечена через несколько минут. Пише выполнил один поворот на 360 °, а затем серию S-образных поворотов, чтобы сбросить избыточную высоту.

В 06:45 UTC самолет резко приземлился примерно в 1030 футах (310 м) от порога взлетно-посадочной полосы 33 на скорости около 200 узлов (370 км / ч; 230 миль в час), отскочил один раз, а затем снова приземлился. , примерно в 2800 футах (850 м) от порога. Было применено и сохранено максимальное экстренное торможение, и самолет остановился после разбега, который занял 7600 футов (2300 м) взлетно-посадочной полосы длиной 10 000 футов (3 000 м). Поскольку системы противоскольжения и модуляции тормозов были неработоспособны, [ а ] восемь основных колес заблокировались, шины истерлись и полностью сдулись в течение 450 футов (140 м), а сами колеса были изношены до осевых шеек во время выкатывания. [ 6 ] : 11 

Четырнадцать пассажиров и два члена экипажа получили легкие травмы, двое пассажиров получили серьезные травмы во время эвакуации самолета. Самолет получил конструктивные повреждения основных стоек шасси (от жесткого приземления и истирания блокируемых колес о поверхность взлетно-посадочной полосы при разбеге) и нижней части фюзеляжа (как конструктивные деформации от жесткого приземления, так и различные проколы от ударов обломками). обломков основных стоек шасси).

Рейс 236 Air Transat после аварийной посадки

Расследование

[ редактировать ]

Португальский департамент по предотвращению и расследованию авиационных происшествий (GPIAA) расследовал происшествие вместе с властями Канады и Франции. [ 11 ]

Расследование показало, что основными причинными факторами катастрофы стали действия экипажа по устранению утечки топлива в самолете №1. 2 двигатель. [ 12 ]

Утечка топлива произошла из-за установки неправильной детали гидравлической системы обслуживающим персоналом Air Transat в рамках планового технического обслуживания. [ 11 ] Двигатель был заменен запасным двигателем, предоставленным компанией Rolls-Royce от более старой модели, не имевшей гидравлического насоса. Несмотря на опасения ведущего механика, Air Transat разрешила использовать деталь от аналогичного двигателя, приспособление, которое не обеспечивало достаточный зазор между гидравлическими линиями и топливопроводом. Это отсутствие зазора порядка миллиметров от предполагаемой части, [ 11 ] допустил трение между топливопроводами, что привело к разрыву топливопровода и возникновению утечки.

Air Transat взяла на себя ответственность за аварию и была оштрафована на 250 000 канадских долларов , которое по состоянию на 2009 год канадским правительством был самым крупным штрафом в истории Канады. [ 11 ]

Выводы, сделанные в отчете об аварии, показали, что:

  • Летный экипаж не обнаружил наличия проблемы с топливом до тех пор, пока не было отображено предупреждение Fuel ADV и не был отмечен дисбаланс топлива на странице Fuel ECAM.
  • Экипаж неправильно оценил ситуацию, прежде чем принять меры.
  • Летный экипаж не распознал наличие ситуации утечки топлива и провел процедуру разбалансировки топлива по памяти, в результате чего топливо из левых баков попало в утечку правого двигателя.
  • Выполнение процедуры ДИСБАЛАНСА ТОПЛИВА по памяти свело на нет защиту предостережения в контрольном списке ДИСБАЛАНСА ТОПЛИВА, которая могла побудить экипаж задуматься о своевременном выполнении процедуры ДИСБАЛАНСА ТОПЛИВА.
  • Хотя имелся ряд других признаков того, что произошла значительная потеря топлива, экипаж не пришел к выводу о существовании ситуации с утечкой топлива - невыполнение процедуры УТЕЧКИ ТОПЛИВА было ключевым фактором, приведшим к израсходованию топлива. [ 13 ]

Тем не менее, канадская пресса снова встретила пилотов как героев после успешной приземления без двигателя. В 2002 году капитан Пише был награжден премией за выдающееся летное мастерство от Ассоциации пилотов воздушных линий . [ 14 ]

Последствия

[ редактировать ]

После расследования происшествия Главное управление гражданской авиации Франции (DGCA) издало F-2002-548B, требующее подробного описания процедуры утечки топлива в руководстве по летной эксплуатации и необходимости информирования экипажей об этом. [ 15 ] Позже он был отменен и заменен F-2005-195. [ 16 ] США Федеральное управление гражданской авиации (FAA) издало AD 2006-02-01, вступающее в силу 3 февраля 2006 г., требующее новых процедур руководства по летной эксплуатации самолетов, которые необходимо соблюдать в случае утечки топлива для самолетов Airbus моделей A330 и A340. [ 17 ]

В результате аварии DGCA и FAA издали директиву о летной годности (AD). [ 18 ] требуя от всех эксплуатантов Airbus моделей A318 , A319 , A320 и A321 узкофюзеляжных самолетов пересмотреть свои руководства по летной эксплуатации, подчеркивая, что экипажи должны убедиться, что любой дисбаланс топлива не вызван утечкой топлива, прежде чем открывать клапан поперечной подачи. AD потребовало, чтобы все авиакомпании, эксплуатирующие эти модели Airbus, внесли изменения в руководства по летной эксплуатации, прежде чем будут разрешены дальнейшие полеты. ФАУ предоставило 15-дневный льготный период, прежде чем ввести в действие AD. Airbus также модифицировал свои компьютерные системы; бортовой компьютер теперь сверяет все уровни топлива с планом полета. Теперь он дает четкое предупреждение, если расход топлива превышает указанный уровень расхода топлива двигателями. Rolls-Royce также выпустил бюллетень, в котором сообщалось о несовместимости соответствующих деталей двигателя.

Самолет был отремонтирован и возвращен в эксплуатацию Air Transat в декабре 2001 года. [ нужна ссылка ] по прозвищу «Азорский планер». Он был помещен на хранение 17 марта 2020 года из-за пандемии COVID-19 . 18 октября 2021 года самолет совершил последний рейс авиакомпании Air Transat и впоследствии был возвращен арендодателю AerCap . Самолет перерегистрирован на N271AD. [ 19 ] и хранится в аэропорту Пиналь . [ 20 ] Дальнейшее использование самолета неизвестно. [ 8 ]

[ редактировать ]

Маргарет Маккиннон, в то время постдокторантка психологии в Baycrest Health Sciences в Торонто, была пассажиркой во время медового месяца рейса 236. Она и ее коллеги набрали 15 других пассажиров для исследования посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), опубликованного в журнале Август 2014 года в академическом журнале Clinical Psychology Science , в котором сравнивались детали, вспоминаемые пассажирами с посттравматическим стрессовым расстройством, с теми, которые вспоминали пассажиры без посттравматического стрессового расстройства и с контрольной группой. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

Драматизации

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Циклическое включение/выключение системы противоскольжения быстро истощит ограниченное давление в тормозном аккумуляторе, если он останется работоспособным.
  1. ^ Кроссетт, Барбара (10 сентября 2001 г.). «Пилот, спасший 304 человека, считает героизм испорченным» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 21 августа 2007 г.
  2. ^ «Как терпящий бедствие гражданский самолет установил мировой рекорд планера» . Мы Могучие . 14 августа 2020 г. . Проверено 25 мая 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Рейс 236 Air Transat: Планер Азорских островов» (PDF) . Проверено 27 июля 2010 г.
  4. ^ «N271AD AirCap Airbus A330-243» . www.planespotters.net . Получено 22 марта .
  5. ^ «Авиакатастрофа ASN Airbus A330-243 C-GITS, авиабаза Терсейра-Лажес, Азорские острова (LFB)» . Aviation-safety.net . Проверено 22 марта 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Окончательный отчет о расследовании происшествия – Приземление с выключенными двигателями из-за исчерпания топлива – Air Transat Airbus A330-243 имеет маркировку C-GITS, Лажеш, Азорские острова, Португалия, 24 августа 2001 г.» (PDF) . Португальский департамент по предотвращению и расследованию авиационных происшествий . 17 декабря 2004 года . Проверено 26 декабря 2016 г.
  7. ^ «Канадский регистр гражданских самолетов (C-GITS)» . Транспорт Канады .
  8. ^ Jump up to: а б с «Airbus A330 – MSN 271 – C-GITS: Общая информация и журнал полетов» . airfleets.net . Проверено 16 июня 2018 г.
  9. ^ «Рейс Air Transat TSC236, C-GITS Лажеш, Азорские острова, Португалия, 24 августа 2001 г.» . Федеральное управление гражданской авиации США . Проверено 4 сентября 2023 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  10. ^ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Департамент по предотвращению и расследованию авиационных происшествий. Итоговый отчет по расследованию авиационных происшествий. Приземление с выключенными двигателями из-за выработки топлива Air Transat Airbus A330-243 отмечает C-GITS Лажеш, Азорские острова, Португалия, август 24, 2001 стр. 74
  11. ^ Jump up to: а б с д Первомайский день - S01E03 - Flying On Empty Air, рейс 236 Transat на YouTube
  12. ^ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Департамент предотвращения и расследования авиационных происшествий Заключительный отчет о расследовании несчастного случая Посадка с выключенными двигателями из-за исчерпания топлива Air A330-243 имеет маркировку C-GITS Лажеш, Азорские острова, Португалия 24 августа 2001 г.
  13. ^ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗЕЙ УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Итоговый отчет Департамента по предотвращению и расследованию авиационных происшествий Посадка с выключенными двигателями из-за исчерпания топлива Air Transat Airbus A330-243 имеет маркировку C-GITS Лажеш, Азорские острова, Португалия 24 августа 2001 г.
  14. ^ «Премия Роберта Пише» . Сеть новостей аэро . Сеть новостей аэро. 26 августа 2002 года . Проверено 26 декабря 2016 г.
  15. ^ «F-2002-548R2: Процедура утечки топлива» . ad.easa.europa.eu . Проверено 6 мая 2020 г.
  16. ^ «F-2005-195 Топливо – Процедура утечки топлива» . ad.easa.europa.eu . Проверено 6 мая 2020 г.
  17. ^ «Директивы по летной годности; самолеты Airbus серий A330-200 и -300, самолеты серий A340-200 и -300, а также самолеты моделей A340-541 и A340-642» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации США. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2016 года . Проверено 4 сентября 2023 г.
  18. ^ «Аэробус модели А318-100, А319-100, А320-200, А321-100» . Федеральное управление гражданской авиации. Архивировано из оригинала 13 марта 2007 года . Проверено 6 мая 2020 г.
  19. ^ «N271AD AirCap Airbus A330-200» . www.planespotters.net . Получено 7 , января
  20. ^ КИРК, ДУНКАН (29 мая 2022 г.), Пинальский аэропорт Air Transat A330, 29 мая 22 , получено 7 января 2023 г.
  21. ^ «Признаки посттравматического стрессового расстройства, полученные от пассажиров ужасающего рейса» . CBC.ca. ​14 августа 2014 г.
  22. ^ Маккиннон, Маргарет С.; Паломбо, Даниэла Дж.; Назаров, Антоний; Кумар, Намита; Хуу, Уэйн; Левин, Брайан (1 июля 2015 г.). «Угроза смерти и автобиографическая память – исследование пассажиров рейса AT236» . Клиническая психологическая наука . 3 (4). Публикации SAGE : 487–502. дои : 10.1177/2167702614542280 . ISSN   2167-7026 . ПМЦ   4495962 . ПМИД   26167422 .
  23. ^ Хаясаки, Эрика (23 февраля 2021 г.). «Как помнить о катастрофе, не сокрушаясь ею» . проводной.com .
  24. ^ «Полет на пустом месте». Первое мая . Сезон 1. Эпизод 6. 2003. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
  25. ^ «Кто управляет самолетом?». Первое мая . Сезон 6. Эпизод 3. 2007. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
  26. ^ «На крыле и молитве (скачать)» . Об этом сообщает MSNBC . Проверено 26 марта 2018 г.
  27. ^ « Обзор Entre ciel et terre » . cinoche.com (на французском языке). Архивировано из оригинала 22 июля 2010 года . Проверено 1 июля 2010 г.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5ef7b68a4d3db449073df2b0414c135__1722704040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/35/d5ef7b68a4d3db449073df2b0414c135.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Air Transat Flight 236 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)