Jump to content

Tupolev Tu-154

(Перенаправлено с Ту-154 )

Ту-154
Иранский Airtour Ту-154
Роль Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер
Национальное происхождение Советский Союз и Российская Федерация
Производитель Aviakor
Дизайнер ОКБ Туполева
Первый полет 4 октября 1968 г .; 55 лет назад ( 1968-10-04 )
Введение 7 февраля 1972 г. в составе Аэрофлота.
Статус В ограниченном обслуживании
Основные пользователи Воздушно-космические силы России
ВВС Народно-освободительной армии
Эйр Корё
Произведено 1968–2013 [1]
Количество построенных 1,026
Варианты Tupolev Tu-155

Туполев Ту-154 ( русский : Тыполев Ту-154 ; кодовое название НАТО : « Беззаботный ») — трёхмоторный среднемагистральный выпускаемый узкофюзеляжный , авиалайнер разработанный в середине 1960-х годов и Туполевым . Будучи рабочей лошадкой советских и (впоследствии) российских авиакомпаний на протяжении нескольких десятилетий, он перевез половину всех пассажиров, перевезенных Аэрофлотом и его дочерними компаниями (137,5 миллионов в год или 243,8 миллиардов пассажиро-км в 1990 году), оставаясь стандартным авиалайнером внутренних маршрутов России. и бывших советских республик до середины 2000-х годов. Он экспортировался 17 зарубежным авиакомпаниям и использовался в качестве транспортного средства главы государства ВВС ряда стран.

Самолет имеет крейсерскую скорость 850 км/ч (460 узлов; 530 миль в час). [2] и дальность полета 5280 км (3280 миль). Способный действовать с грунтовых и гравийных аэродромов, имея только базовые возможности, он широко использовался в экстремальных арктических условиях северных и восточных регионов России, где другие авиалайнеры не могли работать. Первоначально рассчитанный на срок службы 45 000 часов (18 000 циклов), но с модернизациями он мог работать до 80 000 часов. Ожидалось, что он будет продолжать эксплуатироваться до 2016 года, хотя правила по шуму ограничили полеты в Западную Европу и другие регионы.

Разработка

[ редактировать ]
Ту-154 для Минобороны России Производство, завод «Авиакор», 2009 г., один из нескольких планеров, построенных в 1990-е годы и оставшихся непроданными.

Ту-154 был разработан для удовлетворения требований Аэрофлота по замене Ту реактивных -104 и Ан-10 и Ил-18 турбовинтовых . Требования предусматривали либо грузоподъемность 16–18 т (35 000–40 000 фунтов) с дальностью полета 2 850–4 000 км (1 540–2 160 миль) при крейсерской скорости 900 км / ч (490 узлов), либо полезную нагрузку 5,8. т (13 000 фунтов) с дальностью полета 5 800–7 000 км (3 100–3 800 миль) при крейсерской скорости 850 км / ч (460 узлов). взлетная дистанция 2600 м (8500 футов) при максимальной взлетной массе В качестве требования также была предусмотрена . Концептуально похожий на британский Hawker Siddeley Trident , который впервые поднялся в воздух в 1962 году, и американский Boeing 727 , который впервые поднялся в воздух в 1963 году, Ту-154 средней дальности продавался Туполевым в то же время, когда Ильюшин продавал свой дальнемагистральный самолет. Ильюшин Ил-62 . Министерство авиационной промышленности СССР выбрало Ту-154, поскольку он воплощал в себе новейшие разработки советских самолетов и лучше всего отвечал ожидаемым требованиям Аэрофлота на 1970-е и 1980-е годы. [3]

Первым руководителем проекта был Сергей Егер [ ru ] ; в 1964 году Дмитрий Сергеевич Марков [ ru ] эту должность занял передана С. Шенгардту Александру . В 1975 году главная роль в . проекте была [4]

Ту-154 совершил первый полет 4 октября 1968 года. Первые поставки Аэрофлоту были осуществлены в 1970 году, грузовые (почтовые) перевозки начались в мае 1971 года, а пассажирские - в феврале 1972 года. По состоянию на январь 2009 года ограниченное производство модели 154М все еще продолжалось. несмотря на предыдущие объявления об окончании производства в 2006 году. [5] Всего построено 1025 Ту-154, из которых по состоянию на 14 декабря 2009 года 214 находились в эксплуатации. [6] Последний серийный Ту-154 был передан Минобороны России 19 февраля 2013 года. [7] производства завода «Авиакор», оснащенный модернизированной авионикой, VIP-салоном и комплексом связи. На складе завода имеется четыре недостроенных планера, которые могут быть достроены при поступлении новых заказов. [8]

Туполев Ту-154Б-1 компании Palair Македонский в аэропорту Цюриха в 1992 году.

Ту-154 оснащен тремя расположенными сзади малоконтурными турбовентиляторными двигателями, расположенными аналогично двигателям Боинга 727 , но немного крупнее своего американского аналога. И на Боинге-727, и на Ту-154 используется S-образный воздуховод для среднего (второго) двигателя . Исходная модель оснащалась двигателями Кузнецова НК-8-2 заменили на Соловьевские Д-30КУ-154 , которые на Ту-154М . Все модели самолетов Ту-154 имеют относительно высокую тяговооруженность , что обеспечивает этому типу отличные характеристики, хотя и за счет более низкой топливной эффективности . Это стало важным фактором в последующие десятилетия, когда стоимость топлива выросла. [ нужна ссылка ]

Кабина Ту-154.

Кабина штурвальными оборудована обычными двойными колонками . Поверхности управления полетом имеют гидравлический привод.

Салон Ту-154, хотя и имеет ту же шестирядную компоновку сидений, производит впечатление овального салона с более низким потолком, чем это принято на Boeing и Airbus авиалайнерах . Пассажирский салон вмещает 128 пассажиров в двухклассной компоновке, 164 пассажира в одноклассной компоновке и до 180 пассажиров в высокоплотной компоновке. Планировку можно изменить на зимний вариант, в котором вынесены некоторые сиденья и установлен шкаф для верхней одежды пассажиров. Пассажирские двери меньше, чем у аналогов Boeing и Airbus. Место для багажа в верхних отсеках очень ограничено.

Как и Ту-134 , Ту-154 имеет крыло, стреловидное назад под углом 35° по линии четверти хорды . Британский Hawker Siddeley Trident имеет такой же угол стреловидности, а у Boeing 727 угол стреловидности немного меньший — 32°. Крыло также имеет ангедральную форму (стреловидность вниз), что является отличительной особенностью российских низкопланов, спроектированных в то время. Большинство западных авиалайнеров с низкорасположенным крылом, таких как современный Боинг 727, имеют двугранную форму (стреловидность вверх). Наличие угла означает, что российские авиалайнеры имеют плохую боковую устойчивость по сравнению со своими западными аналогами, но также более устойчивы к крена голландским тенденциям .

Значительно тяжелее своего предшественника, авиалайнера советской постройки Ил-18 , Ту-154 был оснащен шасси увеличенного размера для уменьшения нагрузки на землю, что позволяло ему эксплуатироваться с тех же взлетно-посадочных полос. Самолет имеет две шестиколесные основные тележки, оснащенные большими шинами низкого давления, которые убираются в гондолы, выступающие из задних кромок крыльев (обычная особенность Туполев), а также двухколесный носовой агрегат. Мягкие олео-стойки ( амортизаторы ) обеспечивают гораздо более плавную езду по неровным аэродромам, чем большинство авиалайнеров, которые очень редко эксплуатируются на таких плохих поверхностях.

Первоначальное требование заключалось в том, чтобы экипаж состоял из трех человек — капитана , первого помощника капитана и бортинженера — в отличие от экипажа из четырех или пяти человек, как на других советских авиалайнерах. Вскоре выяснилось, что четвертый член экипажа, штурман , все еще необходим, и на серийных самолетах было добавлено сиденье, хотя эта рабочая станция была скомпрометирована из-за ограничений оригинальной конструкции. Штурманов больше не готовят, и эта профессия устаревает с выводом из эксплуатации самых старых самолетов советской эпохи.

навигационную систему НВУ-Б3 Последний вариант (Ту-154М-100, представлен в 1998 году) включает в себя доплеровскую , тройной автопилот , обеспечивающий автоматический заход на посадку по ILS по погодным минимумам II категории ИКАО , автомат тяги , доплеровский дрейф и систему измерения скорости. и радионавигационный комплекс «Курс-МП». [ нужна ссылка ] Система повышения устойчивости и управления улучшает характеристики управляемости при ручном полете. Современные обновления обычно включают модернизированные TCAS , GPS и другие системы (в основном американского или европейского производства).

Ранние версии Ту-154 не могут быть модифицированы для соответствия действующим нормам по шуму Stage III , поэтому им больше не разрешается летать в воздушном пространстве, где такие правила соблюдаются, например, в Европейском Союзе, но двигатели Д-30 Ту-154М могут быть оснащены комплектами шумоглушения , что позволяет им соответствовать нормам по шуму.

Варианты

[ редактировать ]
Аэрофлот Ту-154 над Волгой
ТАРОМ Ту-154Б-1
Черномор-Авиа Ту-154Б-2
Ту-154Б-2 Кубаны
Узбекские авиалинии Ту-154М

Было построено множество вариантов этого авиалайнера. Как и его западный аналог, Боинг 727, многие из находящихся в эксплуатации Ту-154 были скрыты, а некоторые переоборудованы в грузовые самолеты.

Ту-154
Производство Ту-154 началось в 1970 году, а первый пассажирский рейс был выполнен 9 февраля 1972 года. Он оснащен турбовентиляторными двигателями Кузнецова НК-8-2 и перевез 164 пассажира. Всего было построено около 42.
Ту-154А
В первой модернизированной версии исходного Ту-154, модели А, выпускавшейся с 1974 года, были добавлены топливные баки центроплана и дополнительные аварийные выходы, а двигатели были модернизированы до Кузнецова НК-8-2У большей тяги. Другие обновления включают автоматические закрылки/предкрылки и органы управления стабилизатором, а также модифицированную авионику. Макс. Взлетная масса - 94 000 кг (207 000 фунтов). Для различных внутренних и международных клиентов было предложено 15 различных планировок салона, вмещающих от 144 до 152 пассажиров. Чтобы отличить модель А от базовой модели, обратите внимание на шип на стыке плавника и хвоста. Это толстая пуля у модели А и тонкий шип у базовой модели. [9]
Ту-154Б
Поскольку у первоначальных Ту-154 и Ту-154А после нескольких лет эксплуатации появились трещины в крыле, в 1975 году в производство пошла версия с новым, более прочным крылом, получившая обозначение Ту-154Б. У нее также был дополнительный фюзеляжный топливный бак, дополнительный аварийные выходы в хвосте. Также максимальная взлетная масса увеличилась до 98 000 кг (216 000 фунтов). Важным для «Аэрофлота» было увеличение пассажировместимости и, следовательно, снижение эксплуатационных расходов. При использовании двигателей НК-8-2У единственным способом улучшить экономику самолета было распределение затрат на большее количество мест. [10] Автопилот . сертифицирован для автоматического захода на посадку по категории II ИКАО Большинство ранее построенных Ту-154 и Ту-154А также были доработаны в этот вариант с заменой крыла. Максимальная взлетная масса увеличена до 96 000 кг (212 000 фунтов). было построено 111 штук.
Ту-154Б-1
Аэрофлот хотел эту версию для увеличения доходов на внутренних маршрутах. Он перевез 160 пассажиров. Эта версия также имела некоторые незначительные модификации топливной системы, авионики, кондиционера и шасси. 64 были построены с 1977 по 1978 год.
Ту-154Б-2
Незначительная модернизация Ту-154Б-1. Самолет был спроектирован таким образом, чтобы его можно было переоборудовать из версии на 160 пассажиров в версию на 180 пассажиров путем удаления камбуза. [11] Процедура заняла около 2 + 1 часа . Некоторые из более ранних Ту-154Б были модифицированы под этот стандарт. Максимальная взлетная масса увеличилась до 98 000 кг (216 000 фунтов), позже до 100 000 кг (220 000 фунтов). Всего было построено 311 самолетов, включая VIP-версии. Некоторые остаются в строю.
Ту-154С
Ту-154С представляет собой грузовую или грузовую версию Ту-154Б, в которой используется усиленный пол и добавлена ​​передняя грузовая дверь на левом борту фюзеляжа. Самолет мог перевозить девять советских поддонов ПАВ-3. Максимальная полезная нагрузка - 20 000 кг (44 000 фунтов). Планировалось построить 20 самолетов, но переоборудовали только девять: два — модели Ту-154 и семь — модели Ту-154Б. Испытания были проведены в начале 1980-х годов, а в 1984 году самолет был допущен к регулярным полетам. К 1997 году все они были списаны. [12]
Ту-154М
Ту-154М и Ту-154М «Люкс» — наиболее модернизированные версии, которые впервые поднялись в воздух в 1982 году и поступили в серийное производство в 1984 году. На них используются более экономичные ТРДД Соловьева Д-30 КУ-154. Вместе со значительным улучшением аэродинамики это привело к значительному снижению расхода топлива, следовательно, к увеличению дальности полета, а также к снижению эксплуатационных расходов. На самолете установлены новые двухщелевые (вместо трехщелевых) закрылки с дополнительным положением 36 градусов (в дополнение к существующим положениям 15, 28 и 45 градусов на старых версиях), что позволяет снизить шум при заходе на посадку. Он также имеет перенесенную вспомогательную силовую установку и множество других улучшений. Максимальная взлетная масса увеличилась сначала до 100 000 кг (220 000 фунтов), затем до 102 000 кг (225 000 фунтов). Некоторые самолеты сертифицированы до 104 000 кг (229 000 фунтов). Всего было изготовлено около 320 экземпляров. Массовое производство закончилось в 2006 году, хотя ограниченное производство продолжалось по состоянию на январь 2009 года. С начала 1990-х годов не производилось новых планеров, и с тех пор производство включало сборку самолетов из имеющихся компонентов. [13] Китайский самолет радиотехнической разведки Ту-154МД оснащен крупногабаритной радиолокационной станцией с синтезированной апертурой (САР) под основным корпусом. [14] [15]
Ту-154М-ЛК-1
Тренер космонавтов. Это был салон VIP-самолета, модифицированный для подготовки космонавтов к полетам на многоразовом космическом корабле «Буран» , советском аналоге американского космического корабля «Шаттл» . Ту-154 использовали потому, что «Бурану» требовался крутой спуск, который был способен повторить Ту-154. В кабине располагались рабочие места для стажеров, одно из которых было идентично кабине экипажа «Бурана». Передний багажный отсек был переоборудован в фотоотсек, поскольку самолет использовался для обучения космонавтов технике наблюдения и фотосъемки. [16]
Самолет наблюдения Ту-154М-ОН
Германия модифицировала один из Ту-154, унаследованных от бывших Восточной Германии, ВВС в самолет наблюдения. Этот самолет участвовал в инспекционных полетах по открытому небу . Он был переоборудован на Эльбском авиационном заводе (Elbe Flugzeugwerke) в Дрездене и совершил полет в 1996 году. После 24 миссий по мониторингу он был потерян в результате столкновения в воздухе в 1997 году. [17]
Россияне также переоборудовали Ту-154М в самолет наблюдения за открытым небом . Использовали Ту-154М-ЛК-1, а переоборудовали его в Ту-154М-ОН. Когда он не летает над Северной Америкой, он используется для перевозки космонавтов. Считается, что Китай [ по мнению кого? ] переоборудовать один Ту-154 в самолет радиоэлектронного противодействия . [18]
Ту-154М-100
Проектирование этого варианта началось в 1994 году, но первые самолеты были поставлены только в 1998 году. Это модернизированная версия с западной авионикой, включая компьютер управления полетом , GPS , EGPWS , TCAS и другие современные системы. Самолет мог перевозить до 157 пассажиров. В кабине была автоматическая кислородная система и большие багажные отсеки. Три были произведены в счет погашения задолженности России перед Словакией . Три самолета были поставлены в 1998 году компании Slovak Airlines и проданы обратно в Россию в 2003 году. [19]
Ту-155
Ту-154 переоборудовали в испытательный стенд альтернативных видов топлива. Впервые он совершил полет в 1988 году и использовался до распада Советского Союза, после чего был помещен на хранение.
Ту-164
Первоначальное обозначение Ту-154М.
Ту-174
Предлагался удлиненный вариант Ту-154.
Ту-194
Предлагался укороченный вариант Ту-154.

Операторы

[ редактировать ]

Текущие операторы

[ редактировать ]
Эйр Корё Ту-154Б
ВВС России Ту-154Б-2

По состоянию на август 2017 года на гражданской, государственной или военной службе находились 44 самолета Ту-154 всех модификаций. [20] [ нужно обновить ]

В 2017 году был замечен 45-й самолет авиакомпании « Эйр Кыргызстан» . [21] но не включен авиакомпанией в свой парк. [ нужна ссылка ]

46-й самолет, польский Ту-154 с боевым номером 102, сейчас находится на хранении на военном аэродроме в Минске-Мазовецком . Его эксплуатировал 36-й специальный авиационный полк , но после крушения Ту-154 101-го Ту-154 ВВС Польши в 2010 году полк был расформирован, а самолет остановлен. Он был полностью работоспособен, но правительство решило не использовать и не продавать его до завершения расследования катастрофы под Смоленском. По состоянию на июнь 2021 года самолет не летает и вряд ли вернется в строй, поскольку правительство располагает парком совершенно новых, более экономичных самолетов, таких как Gulfstream G550 и Boeing 737 NG . установила В 2020 году следственная группа под руководством Антони Мацеревича , что самолет получил структурные повреждения. Доступ к самолету ограничил генеральный прокурор, а для входа в его ангар требуется специальное разрешение. [ нужна ссылка ]

По состоянию на июнь 2015 года оставшиеся операторы: [22] [ нужно обновить ]

Авиакомпания В эксплуатации Примечания
Северная Корея Эйр Корё 4 Последний пассажирский оператор в мире. [20]
Казахстан Вооруженные Силы Республики Казахстан 1
Россия Федеральная служба безопасности 2
Кыргызстан Правительство Кыргызстана 1
Россия Летно-исследовательский институт имени Громова 1
Китай ВВС Народно-освободительной армии 12 [23] Из них 6 — версии ELINT с РЛС с синтезированной апертурой . [ нужна ссылка ]
Россия Воздушно-космические силы России 16
Россия МВД России 4 работал в правительстве России
Россия ВМФ России 2
Россия Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина 1
Россия Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина 1
Общий: 45

Операционная история

[ редактировать ]

В январе 2010 года российский флагманский авиаперевозчик Аэрофлот объявил о выводе из эксплуатации своего парка Ту-154 после 40 лет эксплуатации, причем последним регулярным рейсом Аэрофлота был рейс 736 Аэрофлота из Екатеринбурга в Москву 31 декабря 2009 года. [24] В декабре 2010 года компания «Узбекистон хаво йуллари» также заявила о выводе из эксплуатации Ту-154. [25] В феврале 2011 года все оставшиеся иранские Ту-154 были остановлены после двух инцидентов. [26] [27]

27 декабря 2016 года Министерство обороны России объявило, что приостановило эксплуатацию всех своих Ту-154 до завершения расследования катастрофы Ту-154 Ту-154 1983 года выпуска в декабре 2016 года . [28] За этим последовало прекращение эксплуатации всех Ту-154 в России. [29] [30] Ту-154 упал в Черное море сразу после взлета из Сочи , Россия, 25 декабря 2016 года, в результате чего погибли все 92 человека на борту, в том числе 64 члена Ансамбля имени Александрова , официального армейского хора Вооруженных Сил России . [29] [30]

В октябре 2020 года АЛРОСА , последняя российская пассажирская авиакомпания, эксплуатирующая этот самолет, списала свой последний оставшийся Ту-154. [31]

Бывшие операторы

[ редактировать ]
Аэрофлот Ту-154М
Белавиа Ту-154М
Болгарский воздушный чартер Ту-154М
Польский военный VIP- транспортный самолет Ту-154М «Люкс» из расформированного 36-го специального авиатранспортного полка. Этот самолет разбился в сильном тумане в аэропорту Смоленск-Северный 10 апреля 2010 года, в результате чего погибли все пассажиры, включая президента Польши.

Бывшие гражданские операторы

[ редактировать ]
Афганистан Афганистан
 Албания
 Армения
 Азербайджан
 Беларусь
 Босния и Герцеговина
 Болгария
 Китайская Народная Республика
 Хорватия
 Куба
 Чешская Республика
 Чехословакия
 Джибути
 Египет
 Эстония
 Грузия
 Германия
 Венгрия
 Иран
 Казахстан
 Кыргызстан
 Ливия
 Северная Македония
 Молдавия
 Монголия
 Никарагуа
 Пакистан
 Польша
 Румыния
 Россия
 Словакия
 Сомали
 Латвия

Латавио

 Сирия
 Таджикистан
 Турция
 Туркменистан
 Украина
 Узбекистан
 Йемен

Бывшие военные операторы

[ редактировать ]
 Армения
Армянские ВВС
 Болгария
Болгарский Air Force One 154B списан в 1988 году; один 154M списан в апреле 2010 г., заменен на A319 CFM.
 Куба
Кубинские ВВС
 Чехословакия
Чехословацкие ВВС (переданы государствам-правопреемникам)
 Чешская Республика
Чешские ВВС (заменены на Airbus A319 CJ)
 Восточная Германия
ВВС Восточной Германии (перешли к ФРГ)
 Германия
Немецкие ВВС (перешли к Восточной Германии; один потерян в результате столкновения в воздухе, другой продан)
 Монголия
Монгольские ВВС
 Польша
ВВС Польши — 1 Ту-154М выведен из эксплуатации в 2011 году, 1 Ту-154М разбился в 2010 году .
 Словакия
Государственная летная служба Словакии (заменена на Airbus A319 CJ)
 Советский Союз
Советские ВВС (переданы государствам-преемникам)
 Туркменистан
ВВС Туркменистана - два Ту-154Б-2 списаны.
 Украина
Украинские ВВС
 Узбекистан
Военные Узбекистана

Инциденты и несчастные случаи

[ редактировать ]

С 1970 по декабрь 2016 года произошло 110 серьезных происшествий с Ту-154. [34] в том числе 73 потери корпуса, [35] с 2911 погибшими. [36] Из всех происшествий со смертельным исходом пять произошли в результате террористических или военно-террористических действий (две другие потери во время войны были несмертельными), несколько - из-за плохих условий на взлетно-посадочной полосе зимой (в том числе один , когда самолет задел снегоочистители на взлетно-посадочной полосе), перегрузки груза на взлетно-посадочной полосе. нарушение постсоветских федеральных стандартов безопасности и столкновения в воздухе из-за ошибок в управлении воздушным движением . Другие инциденты произошли из-за механических проблем, нехватки топлива на внеплановых маршрутах, ошибок пилотов (включая недостаточную летную подготовку новых экипажей) и пожаров грузов; несколько несчастных случаев остаются необъяснимыми.

2 января 2011 года Ространснадзор рекомендовал авиакомпаниям прекратить использование оставшихся экземпляров Ту-154 (вариант Б) до тех пор, пока фатальный пожар в Сургуте . не будет расследован [37] Его эксплуатация в Иране прекратилась в феврале 2011 года из-за ряда аварий и происшествий с этим типом (почти 9% всех потерь Ту-154 произошли в Иране). Это запрет усугубил последствия эмбарго США на запчасти для гражданских самолетов, существенно уменьшив количество годных к полетам самолетов в иранском гражданском парке. [38] В 2010 году произошло две фатальные потери Ту-154 из-за ошибки пилота и/или погодных условий (президентский самолет Польши пытался приземлиться на сельском аэродроме в густом тумане, крушение Ту-154 ВВС Польши в 2010 году и зарегистрированный в России самолет). самолет, у которого заглох двигатель после того, как член экипажа случайно отключил топливоперекачивающий насос). После этих происшествий в марте 2011 года Федеральное бюро авиации России рекомендовало вывести из эксплуатации оставшиеся Ту-154М. [39]

27 декабря 2016 года Министерство обороны России приостановило полеты всех Ту-154 в России в ожидании расследования крушения Ту-154 25 декабря 2016 года, в результате которого погибли 64 участника Ансамбля Александрова , официального хора Красной Армии Вооруженных Сил России . [28]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
СССР-85020 в Государственном музее авиации Украины.
HA-LCR рядом с пожарным депо в международном аэропорту Салоник , апрель 2018 года.

Технические характеристики

[ редактировать ]

[ нужна ссылка ]

Измерение Ту-154Б-2 Ту-154М
Экипаж кабины 5(Ту-154Б)-3(Ту-154М) [45]
Количество мест 114–180
Длина 48,0 м (157 футов 6 дюймов)
Размах крыльев 37,55 м (123 фута 2 дюйма)
Площадь крыла 201,45 м 2 (2168,4 кв. футов) 202 м 2 (2170 кв. футов)
Высота 11,4 м (37 футов 5 дюймов)
Ширина кабины 3,58 м (11 футов 9 дюймов) [46]
МВВ 98 000–100 000 кг
216 000–220 000 фунтов
102 000–104 000 кг
225 000–229 000 фунтов
Пустой вес 50700 кг (111800 фунтов) 55 300 кг (121 900 фунтов)
Максимальная скорость 913 км/ч (493 узла) (0,86 Маха) [47]
Диапазон полностью загружен 2500 км (1300 миль) 5280 км (2850 миль)
Дальность с максимальным расходом топлива 3900 км (2100 миль) 6600 км (3600 миль)
Сервисный потолок 12 100 м (39 700 футов)
Двигатель (х 3) Kuznetsov NK-8-2U Соловьев Д-30КУ-154
Макс. тяга (х 3) 90 кН (20 000 фунтов силы) каждый [48] 103 кН (23000 фунтов силы) каждый [48]
Макс. запас топлива 47 000 л (12 000 галлонов США) 49 700 л (13 100 галлонов США)
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Рабиновиц, Джейсон (26 февраля 2013 г.). «Поставлен последний Ту-154 – через 16 лет после прекращения производства» . Репортер авиакомпании . Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
  2. ^ «Ту-154 – Туполев» . www.tupolev.ru . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 11 января 2017 г.
  3. ^ Komissarov, p. 8
  4. ^ Komissarov, pp. 5, 18
  5. ^ «Новостной канал | Домашняя страница» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 22 октября 2019 г.
  6. ^ «Банк данных авиатранспорта» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2002 года . Проверено 26 декабря 2014 г.
  7. ^ «Последний серийный Ту-154 передан представителям Минобороны России» . Взгляд.Ру. 19 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
  8. ^ "Наука и техника: Оружие: Шойгу получит последний самолет Ту-154М" . Lenta.ru. Archived from the original on 15 May 2013 . Retrieved 16 August 2013 .
  9. ^ Komissarov, p. 21
  10. ^ ОКБ Туполева, История ОКБ и его самолетов, Ефин Гордон и Владимир Ригмант, перевод Александра Бойда, под редакцией Дмитрия Комиссарова (Хинкли, Великобритания, 2005 г.) ISBN   1-85780-214-4 стр. 257.
  11. ^ Komissarov, p. 27
  12. ^ Komissarov, pp. 29–31
  13. ^ Komissarov, p. 34
  14. ^ «AirForceWorld.com Ту154мд Самолет электронной разведки» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 5 марта 2011 года . Проверено 30 апреля 2011 г.
  15. ^ «Как стареющий российский пассажирский самолет стал ключевым элементом сбора военной разведки Китая» . СКМП . 24 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 8 января 2020 года . Проверено 15 декабря 2020 г.
  16. ^ Komissarov, pp. 36–37
  17. ^ Komissarov, pp. 38–39
  18. ^ Komissarov, p. 40
  19. ^ Komissarov, pp. 36, 144–145
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "✈ russianplanes.net ✈ наша авиация" . russianplanes.net . Архивировано из оригинала 13 марта 2013 года . Проверено 26 декабря 2016 г.
  21. ^ "✈ russianplanes.net ✈ наша авиация" . russianplanes.net . Архивировано из оригинала 15 августа 2017 года . Проверено 15 августа 2017 г.
  22. ^ ch-aviation.com - Быстрый поиск самолетов: Ту-154. Архивировано 11 июня 2015 г. на Wayback Machine , получено 10 июня 2015 г.
  23. ^ "✈ russianplanes.net ✈ наша авиация" . russianplanes.net . Архивировано из оригинала 11 декабря 2016 года . Проверено 26 декабря 2016 г.
  24. ^ «Аэрофлот снимает с вооружения легендарные Ту-154» . Полет Глобал. 18 января 2010 года. Архивировано из оригинала 27 января 2010 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
  25. ^ «Uzbekistan Airways» обновляет парк самолетов . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
  26. ^ «Флот Иранских авиалиний» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2010 года.
  27. ^ Крамер, Эндрю Э. (21 июня 2011 г.). «Оно однажды танцевало, но чаще выходит из строя» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 декабря 2016 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Россия заморозила все свои самолеты Ту-154 после крушения» . RTE.ie. ​27 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 27 декабря 2016 г.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Россия может остановить полеты Ту-154 после того, как в результате взрыва на взлетно-посадочной полосе погибли три человека» . News.com.au. АФП . 3 января 2021 года. Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 25 июня 2021 г.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чан, Минни (24 декабря 2017 г.). «Как стареющий российский пассажирский самолет стал ключевым элементом сбора военной разведки Китая» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 8 января 2020 года . Проверено 15 декабря 2020 г.
  31. ^ "Ту-154 совершил последний в России гражданский перелет" (in Russian). RIA Novosti. 28 October 2020. Archived from the original on 14 December 2020 . Retrieved 28 October 2020 .
  32. BH Airlines. Архивировано 17 октября 2015 г. на сайте Wayback Machine на rzjets.net, дата обращения 13 декабря 2014 г.
  33. ^ «Иран представил модернизированную ракету и пять единиц военной техники» . Тегеран Таймс . Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 16 августа 2013 г.
  34. ^ Харро Рантер. «Сеть авиационной безопасности – результаты базы данных авиационной безопасности ASN» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 декабря 2016 г.
  35. ^ Харро Рантер. «Сеть авиационной безопасности – результаты базы данных авиационной безопасности ASN» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2015 года . Проверено 26 декабря 2014 г.
  36. ^ «Статистика аварий Ту-154» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 8 февраля 2021 года . Проверено 3 февраля 2021 г.
  37. ^ "Российским авиакомпаниям следует запретить полеты Ту-154, - считает наблюдатель" . Новости Би-би-си . 2 января 2011 года. Архивировано из оригинала 3 января 2011 года . Проверено 2 января 2011 г.
  38. ^ «С начала марта колесницы смерти в небе застрянут на земле» . [ мертвая ссылка ]
  39. ^ "Россия. Ту-154М могут вывести из эксплуатации с 1 июля" . Речь Посполитая . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 26 декабря 2014 г.
  40. ^ «Ту-154» . Государственный музей авиации Олега Антонова . Архивировано из оригинала 22 февраля 2020 года . Проверено 8 мая 2020 г.
  41. ^ «ТУ-154Б-2» . Аэропарк Будапешта (на венгерском языке). Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
  42. ^ «Туполев, Ту-154» . Авиомузей Бургас (на болгарском языке). Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 10 апреля 2023 г.
  43. ^ «Ту-154 М «Наган Экспресс» » . Музей авиации в Куновице (на чешском языке). 9 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2020 года . Проверено 29 октября 2020 г.
  44. ^ Пухер, Филип (31 декабря 2017 г.). «ВИДЕО - Последний рейс Ту-154 в Кошице» . airliners.sk (на словацком языке). Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 29 октября 2020 г.
  45. ^ «Ту-154 – Туполев» . www.tupolev.ru . Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 года . Проверено 26 января 2019 г.
  46. ^ «Ту-154 Беспечный» . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 15 января 2019 года . Проверено 14 января 2019 г.
  47. ^ «Руководство по работе летного экипажа Ту-154Б» . Архивировано из оригинала 22 сентября 2018 года . Проверено 21 сентября 2018 г.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Первоначально измерялось как 10500 кгс .

Библиография

[ редактировать ]
  • Дмитрий Комиссаров, Туполев Ту-154, среднемагистральный реактивный авиалайнер СССР (Хинкли, Великобритания, 2007 г.) ISBN   1857802411
  • Ефин Гордон и Владимир Ригмант, ОКБ Туполева, История ОКБ и его самолетов , перевод Александра Бойда, под редакцией Дмитрия Комиссарова (Хинкли, Великобритания, 2005 г.) ISBN   1-85780-214-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e412e783061a8ae74751c97152486696__1719168000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/96/e412e783061a8ae74751c97152486696.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev Tu-154 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)