Боинг Х-66
Boeing X-66 — экспериментальный авиалайнер, разрабатываемый компанией Boeing . Он является частью серии X-plane и разрабатывается в сотрудничестве с НАСА и его «Демонстратор устойчивого полета» программой . Он будет использовать сверхдлинное и тонкое крыло, стабилизированное диагональными распорками, известное как крыло Transonic Truss-Braced Wing . Конфигурация самолета основана на исследованиях, получивших название « Дозвуковой ультра-зеленый самолет (SUGAR) », в ходе которых тщательно изучались ферменные конструкции и гибридные электрические технологии. [ 1 ] [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]К началу 2019 года, после обширных в аэродинамической трубе испытаний в Исследовательском центре Эймса НАСА , оптимизированная ферма и увеличенная стреловидность крыла с размахом 170 футов (52 м) позволили летать выше и быстрее, с 0,70–0,75 Маха до 0,80 Маха, как у нынешних реактивных лайнеров . [ 3 ] По сравнению с самолетами с свободнонесущими крыльями расход топлива сократится на 8-10%, а технология должна быть готова к 2030-2035 годам. Были оценены соотношения сторон до 27 по сравнению с 8-10 для нынешних узкофюзеляжных автомобилей . [ 4 ] Конструкция была представлена на конференции Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA) в январе 2019 года, и крыло складывается за пределы фермы, что позволяет использовать его для выхода на посадку в аэропорту, как у 737 с размахом 118 футов (36 м). [ 5 ] ( код аэродрома ИКАО C)
Позже крыло было усовершенствовано, стреловидностью 20° и смещено вперед, сечение фермы было оптимизировано, сужено с увеличенной корневой хордой и оптимизировано задней кромкой с передней стреловидностью, создающей подъемную силу. Он был испытан в начале 2019 года в туннеле НАСА Эймс длиной 11 футов (3,4 м) трансзвуковом , а затем в 2019 году в дозвуковом туннеле размером 14 на 22 фута (4,3 на 6,7 м) в НАСА в Лэнгли . Полномасштабный X-самолет разрабатывается и испытывается в рамках плана НАСА по сверхэффективному дозвуковому транспорту (UEST), изложенному в демонстрационном полете New Aviation Horizons в 2023 году. Компания Boeing предложила модифицировать MD-80 с турбовентиляторными двигателями, но это может протестировать последовательно-параллельный гибридный электрический двигатель, основанный на Rolls-Royce LibertyWorks от EVE концепции турбовентиляторного двигателя с редуктором . Электродвигатель/генератор мощностью 1,5 МВт (2000 л.с.), установленный между компрессором и вентилятором с регулируемым шагом , питаемый от батарей для ускорения взлета и набора высоты, позволяет использовать двигатель меньшего размера и повышает эффективность на 4,5% на расстоянии 3500 миль (4000 миль; 6500 км) миссия. Установленный на хвосте Вентилятор BLI поглощал и возобновлял медленный поток воздуха над фюзеляжем. [ 6 ]
18 января 2023 года было объявлено о создании полномасштабного демонстратора на базе McDonnell Douglas/Boeing MD-90 , при этом НАСА профинансирует 425 миллионов долларов в течение семи лет, а Boeing и ее партнеры инвестируют оставшуюся часть согласованных 725 миллионов долларов. [ 7 ] поскольку производитель планера уже потратил 110 миллионов долларов на исследования в области устойчивой авиации. [ 8 ] В сочетании с улучшенной силовой установкой и материалами эффективность планируется на 30% выше, чем у нынешних Boeing 737 MAX и Airbus A320neo . [ 9 ] Демонстратор с укороченным планером MD-90 и двигателями CFM International RISE планируется совершить полет в 2028 году, что станет основой для возможного семейства самолетов вместимостью от 130 до 210 мест. [ 10 ] [ 11 ] Полномасштабный демонстратор устойчивых полетов (SFD) получил обозначение «X-66A». [ 1 ] [ 2 ] В августе 2023 года планер MD-90 был переправлен в региональный аэропорт Палмдейл для полной перестройки в X-66. [ 12 ]
специальная модификация турбовентиляторных двигателей с редуктором (GTF) серии PW1500G/1900G под названием PW102XG В июне 2024 года компании Boeing и Pratt & Whitney объявили, что будет установлена . Этот выбор был сделан из-за проблем с весом, связанных с ранее ожидаемым применением производной PW1100G. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б О'Ши, Клэр (12 июня 2023 г.). «Экспериментальный самолет следующего поколения становится новейшим X-самолетом НАСА» . НАСА . Архивировано из оригинала 8 января 2024 года . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Норрис, Гай (13 июня 2023 г.). «ВВС США назначают НАСА демонстрационный X-Plane X-66A» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 13 июня 2023 года . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ «Расправляя крылья: Boeing представляет новое трансзвуковое крыло с ферменными опорами» . Боинг. 8 января 2019 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2023 г.
- ^ Хеммердингер, Джон (9 января 2019 г.). «Boeing представляет ферменное крыло, способное развивать реактивную скорость» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года.
- ^ Уорвик, Грэм (8 января 2019 г.). «Boeing представляет усовершенствованную концепцию авиалайнера с ферменным крылом» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 2 октября 2023 года.
- ^ Норрис, Гай; Уорвик, Грэм (11 января 2019 г.). «Boeing совершенствует концепцию авиалайнера с ферменным крылом» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2023 года.
- ^ Бардан, Роксана (18 января 2023 г.). «Награда НАСА за более экологичный и экономичный авиалайнер будущего» . НАСА . Архивировано из оригинала 31 декабря 2023 года . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ «Boeing заключила с НАСА контракт на демонстрационный образец устойчивых полетов» . Боинг . 18 января 2023 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2023 года.
- ^ Хеммердингер, Джон (18 января 2023 г.). «НАСА в партнерстве с Boeing разрабатывает демонстратор крыла с ферменными подкосами» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 2 июня 2023 года.
- ^ Уорвик, Грэм (18 января 2023 г.). «НАСА выбирает трансзвуковое ферменное крыло Boeing для устойчивого X-Plane» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года.
- ^ Береснявичюс, Ритис (22 июня 2023 г.). «Двигатель CFM с открытым вентилятором RISE для установки на Boeing X-66A» . АэроТайм . Архивировано из оригинала 25 сентября 2023 года . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Маргетта, Роберт (17 августа 2023 г.). «Boeing Transports Aircraft для переоборудования в новый X-Plane НАСА» . НАСА.
- ^ Перри, Доминик (14 июня 2024 г.). «Boeing обновляет информацию о ходе разработки X-66A по мере появления подробностей о двигателях PW102XG» . FlightGlobal .