Рейс 367 JAT
![]() YU-AHU, родственный самолет задействованного самолета. | |
Бомбардировка | |
---|---|
Дата | 26 января 1972 г. |
Краткое содержание | Бомбардировка |
Сайт | Србска Каменице , Чехословакия (ныне Србска Каменице , Чехия) |
Самолет | |
Тип самолета | Макдоннелл Дуглас DC-9-32 |
Оператор | ЯТ |
Регистрация | YU-AHT |
Начало рейса | Аэропорт Стокгольм-Арланда Стокгольм , Швеция |
Остановка в пути | Копенгаген аэропорт Копенгаген , Дания |
Последняя остановка | Загреб аэропорт Загреб , СФР Югославия (современная Хорватия) |
Место назначения | Белград аэропорт Белград , СФР Югославия (современная Сербия) |
Пассажиры | 23 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 27 |
Травмы | 1 |
Выжившие | 1 |

Рейс 367 JAT представлял собой самолет McDonnell Douglas DC-9-32 (регистрационный YU-AHT), который взорвался вскоре после пролета над NDB Хермсдорф (расположенный в Хинтерхермсдорфе или его окрестностях , в современном муниципалитете Зебниц ), Восточная Германия , по пути из Стокгольм , Швеция, в Белград , СФР Югославия , 26 января 1972 года. Самолет, пилотируемый капитаном Людвиком Раздрихом и первым офицером Ратко Михичем, развалился на три части и вышел из-под контроля, разбився возле деревни Србска-Каменице в Чехословакии (ныне Чехия). Из 28 находившихся на борту 27 погибли при ударе о землю, а один сербский член экипажа, Весна Вулович (1950–2016), выжил. [ 1 ] Ей принадлежит мировой рекорд Гиннеса по выживанию при самом высоком падении без парашюта на высоте 10 160 м (33 330 футов).
Причина
[ редактировать ]Второй экипаж рейса 367 JAT, летевшего из Стокгольма в Белград с остановками в Копенгагене и Загребе , прибыл в Данию утром 25 января 1972 года. [ 2 ] Рейс 367 вылетел из стокгольмского аэропорта Арланда в 13:30 26 января. Самолет McDonnell Douglas DC-9-32 приземлился в аэропорту Копенгагена в 14:30, где его взяли на себя Вулович и ее коллеги. [ 3 ] «Поскольку было уже поздно, мы были в терминале и видели, как он припарковался», - сказал Вулович. "Я видел, как все пассажиры и члены экипажа высадились из самолета. Один мужчина выглядел ужасно раздраженным. Не только я его заметил. Его видели и другие члены экипажа, как и начальник станции в Копенгагене. Я думаю, что это был человек, который заложил бомбу. в багаже, я думаю, он сдал багаж в Стокгольме, вышел в Копенгагене и больше не сел на рейс». [ 2 ]
Рейс 367 вылетел из аэропорта Копенгагена в 15:15. В 16:01 взрыв прогремел в багажном отсеке DC-9. [ 3 ] В результате взрыва самолет развалился над чехословацкой деревней Србска Каменице . [ 4 ] Вулович был единственным выжившим из 28 пассажиров и экипажа. [ 5 ] [ 6 ] В некоторых сообщениях говорилось, что Вулович находилась в задней части самолета, когда произошел взрыв, но она заявила, что ей сказали, что ее нашли в средней части самолета. [ 7 ] Ее обнаружил житель деревни Бруно Хонке, который услышал ее крики среди обломков. Ее бирюзовая униформа была залита кровью, а туфли на шпильках высотой 3 дюйма (76 мм) были оторваны силой удара. [ 4 ] Хонке был медиком во время Второй мировой войны и смог сохранить Вуловичу жизнь до прибытия спасателей. [ 2 ] [ 8 ] Вулович находился в коме 27 дней и был временно парализован ниже пояса, но выжил. [ 9 ] Она продолжала работать в JAT, занимая офисную должность. [ 10 ]
В период с 1962 по 1982 год хорватские националистические группы совершили 128 террористических атак на югославские гражданские и военные объекты. [ 11 ] Власти Югославии подозревали, что в крушении рейса 367 виноваты хорватские террористы-эмигранты. [ 12 ] В день катастрофы в поезде, следовавшем из Вены в Загреб, взорвалась бомба, ранив шесть человек. [ 13 ] На следующий день мужчина, назвавшийся хорватским националистом, позвонил в шведскую газету Kvällsposten и взял на себя ответственность за взрыв рейса 367. [ 14 ] Никаких арестов пока не произведено. [ 15 ] Чехословакии Позже Управление гражданской авиации объяснило взрыв взрывным устройством в портфеле . [ 16 ]


Теория заговора о перестрелке
[ редактировать ]Теория
[ редактировать ]Официально заявленная причина крушения рейса 367 на протяжении многих лет время от времени подвергалась сомнению со стороны теорий заговора . Например, в 1997 году чешское издание Letectví a kosmonautika сообщило, что самолет был сбит по ошибке чехословацкими средствами ПВО. [ 17 ]
Дискуссия о различных аспектах катастрофы возобновилась 8 января 2009 года, когда немецкий новостной журнал Tagesschau опубликовал репортаж журналистов-расследователей Питера Хорнунга и Павла Тайнера. [ 18 ] [ 19 ] Якобы основываясь на вновь полученных документах, в основном от Управления гражданской авиации Чехии, они пришли к выводу, что «чрезвычайно вероятно» то, что самолет был по ошибке сбит всего в нескольких сотнях метров над землей истребителем МиГ Чехословакии ВВС , был принят за самолет противника при попытке вынужденной посадки . [ 10 ] [ 20 ] Таким образом, все доказательства того, что самолет был уничтожен на большой высоте взрывчаткой, помещенной в чемодан, были сфабрикованы чехословацкой тайной полицией .
В качестве доказательства того, что DC-9 разбился на меньшей высоте, журналисты привели свидетельства очевидцев из Србска-Каменице, которые видели горящий, но еще неповрежденный самолет под низкими облаками, а также подтверждение сербского авиационного эксперта (который был присутствовал на месте крушения), что площадь обломков была слишком мала для крушения на большой высоте; это также относилось к наблюдениям второго самолета. [ 10 ] [ 19 ] По словам Хорнунга, рейс 367 попал в затруднительное положение, «пошел на крутое снижение и оказался над чувствительной военной зоной», недалеко от объекта ядерного оружия. [ 10 ] Однако сам Хорнунг заявил, что в пользу его теории «есть только указания, но не доказательства». [ 18 ] [ 19 ]
Скептицизм
[ редактировать ]Вулович (который не помнил ни о катастрофе, ни о полете после посадки) [ 10 ] ) назвал утверждения о том, что самолет пытался совершить вынужденную посадку или снизился на такую малую высоту, «туманной чепухой». [ 21 ] Представитель Книги рекордов Гиннесса , как сообщает немецкая газета Die Tageszeitung , заявил, что «похоже, что в тот момент Гиннесс был обманут этим мошенничеством так же, как и остальные СМИ». [ 10 ]
Управление гражданской авиации отвергло теорию заговора как спекуляции в СМИ, которые появляются время от времени. Ее представитель добавила, что эксперты ведомства их не комментируют. [ 22 ] и что результаты официального расследования подвергаются сомнению главным образом из-за привлекательности этой истории для СМИ. [ 23 ]
Чешский журнал Technet процитировал эксперта чешской армии: «В случае нарушения воздушного пространства инцидент будет решен не с помощью зенитных ракет, а с помощью истребителей. о происшествии знали бы примерно 150–200 человек. У них не было бы причин не рассказывать об инциденте сегодня». Потенциальный запуск ракеты будет слышен и особенно заметен для тысяч людей еще долгое время после этого. Далее он утверждает, что для югославского самолета было технически невозможно пикировать в "чрезвычайном положении" с проверенного эшелона полета на малую высоту и место, где он якобы был сбит. Он также утверждает, что площадь обломков не была «слишком маленькой», но основные части находились на расстоянии более 1,5 км друг от друга. [ 24 ] [ 25 ] Кроме того, чехословацкий солдат ПВО, который управлял радаром в день крушения, заявил в интервью 2009 года, что любые чехословацкие реактивные истребители будут замечены Западной Германии . ПВО [ 23 ]
Главным доказательством против такой теории являются летные данные, полученные из черного ящика , который предоставил точные данные о времени, скорости , направлении, ускорении и высоте самолета в момент взрыва. Оба черных ящика были открыты и проанализированы соответствующими сервисными компаниями в Амстердаме в присутствии экспертов из Чехословакии, Югославии и Нидерландов. [ 26 ]
Падение Вуловича стало предметом эпизода «Разрушителей мифов» , в котором был сделан вывод, что пережить падение можно в зависимости от того, как приземлились обломки, на которых кто-то сидел. [ 27 ]

Весна Вулович
[ редактировать ]Весна Вулович является официальным рекордсменом Книги рекордов Гиннеса по самому высокому падению, выжившему без парашюта. [ 7 ] Весна Вулович получила премию Гиннеса от Пола Маккартни . [ 7 ]
была частым гостем национальных телешоу, таких как «Максовизия» Милована Илича Минимакса Весна Вулович, крупная знаменитость Югославии, до 1990-х годов . Она присутствовала на ежегодных поминках на месте крушения, пока они не были прекращены в 2002 году. Ее имя носит дочь спасшего ее пожарного, а также местный отель Pension Vesna в Чехии, недалеко от места крушения. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Список происшествий и происшествий с авиалайнерами по авиакомпаниям
- Список террористических актов 1972 года
- Список нераскрытых смертей
- Хронология взрывов авиалайнеров
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Официальная реферат итогового отчета (на английском языке) ( Архив )
- ^ Перейти обратно: а б с «Весна Вулович: Как пережить бомбардировку на высоте 33 000 футов» . Журнал «Авиационная безопасность» . Апрель 2002 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2017 г. . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Краткий отчет» (PDF) (на чешском языке). Отчет подготовлен комиссией Федерального министерства транспорта ЧСРР. 19 июня 1972 года. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Билефски, Дэн (26 апреля 2008 г.). «Самый известный выживший в Сербии опасается, что недавняя история повторится» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Сандомир, Ричард (28 декабря 2016 г.). «Весна Вулович, бортпроводник, пережившая взрыв авиалайнера, умерла в возрасте 66 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ «Весна Вулович, стюардесса, пережившая авиакатастрофу – некролог» . «Дейли телеграф» . 3 января 2017 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Интервью с Весной Вулович» . avsec.com. Апрель 2002 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2013 г. Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Уайт, Колин (2010). Динамика снаряда в спорте: принципы и применение . Лондон: Рутледж. п. 305. ИСБН 978-1-13402-762-0 .
- ^ «ДЕТАЛИ АВАРИИ» . planecrashinfo.com . Проверено 15 августа 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кейт Коннолли: Женщина, упавшая на землю: были ли записи выживших в авиакатастрофе просто пропагандой? The Guardian , 13 января 2009 г.
- ^ Плучинский, Денис (2010). «Этнический терроризм: темы и вариации». В Тане, Эндрю Т.Х. (ред.). Политика терроризма: обзор . Лондон: Рутледж. п. 49. ИСБН 978-1-13683-336-6 .
- ^ Ричард Уэст (15 ноября 2012 г.). Тито и взлет и падение Югославии . Фабер и Фабер. стр. 179–. ISBN 978-0-571-28110-7 .
- ^ Ребич, Джуро (1987). Шпионы, диверсанты, террористы: остатки контрреволюции в Югославии (на сербско-хорватском языке). Загреб: Центр информации и рекламы. п. 354. ИСБН 978-8-67125-009-2 .
- ^ «Немецкие СМИ о деле JAT 1972 года: Нападение на хорватскую эмиграцию — плод воображения спецслужб» . Свободная Далмация (на хорватском языке). 9 января 2009 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ «Весна Вулович, стюардесса, пережившая падение с высоты 33 000 футов, умирает» . Новости Би-би-си . 24 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2017 г. Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ «Официальное резюме итогового отчета (на английском языке)» (PDF) . Чехословацкое управление гражданской авиации. п. 6. Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2015 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Широва, Тереза (26 января 2012 г.). «Только стюардесса выжила при теракте над Чехословакией, она упала с 10 км» . Technet.cz . Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б ПЧЕЛА, ЯНУШ (9 января 2009 г.). «Секретная служба придумала заговор с взрывом» . Ежедневная газета: Таз . ежедневная газета . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Актуальные новости – Внутреннее зарубежье Экономика Культура Спорт – ARD Tagesschau» . tagesschau.de . Архивировано из оригинала 2 февраля 2010 года.
- ↑ Бен Лич: падение сербской стюардессы с высоты 10 000 метров было «мистификацией» The Daily Telegraph , 14 января 2009 г.
- ^ « Мы не пролетели и ста метров» — Jutarnji List» . www.jutarnji.hr . 9 января 2009 г.
- ^ ЧТК. «Югославский самолет, вероятно, был сбит в 1972 году чехами – ARD» . České noviny.cz . Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 года . Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Сбитие Чехией югославского самолета не будет секретом, - говорит очевидец с радара" . iDNES.cz . 15 января 2009 г.
- ^ «Сериал: Теракт над Чехословакией, выжила только бортпроводница, упавшая с 10 км» . iDNES.cz . 26 января 2012 г.
- ^ Широва, Тереза (26 марта 2012 г.). «Военные сбили гражданский самолет? Это противоречит физике, говорит эксперт» . Technet.cz . Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ «Сводный отчет Госавиаинспекции о расследовании причин воздушного происшествия (НА, УКЛ, картон 84, сг. 2/1972)» . Национальный архив (Чехия) . Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ «Разрушители мифов: Спасательный парашют» . ТВ.com . Архивировано из оригинала 17 июня 2010 года . Проверено 28 августа 2019 г.
- ^ «Пансионат и ресторан ВЕСНА – Сербска Каменице» . www.ceskehory.cz .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Катастрофа югославского самолета YU-AHT 26 января 1972 года в чешской Каменице. Взрыв взрывчатки в ручной клади в переднем багажном отделении стал причиной крушения самолета DC-9-30 Югославских авиалиний рейса JU 367 Стокгольм – Копенгаген – Загреб – Белград ( Архив , формат PDF , Архив ) (на чешском языке)
- Сводный отчет Государственной авиационной инспекции по расследованию причин катастрофы (NA, UCL, картон 84, сг. 2/1972)] ( Архив ) (на чешском языке)
- Краткое содержание на английском языке: Анализ и выводы ( Архив ) – отрывок на английском языке из сводного отчета Международной организации гражданской авиации (NA, UCL, картон 83, от 2/1972 г.)
- Проект промежуточного отчета - воздушное пространство во время катастрофы: отчет и радиолокационные изображения (NA, UCL, картон 83, сг. 2/1972) ( Архив ) (на чешском языке)
- Фотографии экрана радара в УВД Котбуса (Восточная Германия) ( Архив ) (на чешском языке)
- Ситуационный план авиакатастрофы 1:10 000, приложение документации по осмотру личных вещей погибших. Федеральное министерство внутренних дел, Департамент расследований StB Ústí nad Labem (NA, UCL, картонная коробка 83, сг. 2/1972) ( Архивировано 2 ноября 2013 г. в Wayback Machine ) (на чешском языке)
- Airliners.Net: Изображение YU-AHT
- Вход на рейс 367 на PlaneCrashInfo.com
- Описание криминального происшествия в Сети авиационной безопасности
- JAT 367 Мемориал
- Авиакатастрофы и инциденты Jat Airways
- Нераскрытые взрывы авиалайнеров
- Авиационные происшествия и происшествия 1972 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Чехословакии
- 1972 год в Чехословакии.
- Авиационные происшествия и происшествия в Германии
- 1972 год в Хорватии
- Аварии и инциденты с участием McDonnell Douglas DC-9
- Террористические инциденты в Европе в 1972 году
- Массовое убийство в 1972 году.
- Хорватский националистический терроризм
- События января 1972 года в Европе
- Террористические инциденты в Германии в 1970-е годы
- Теории заговора, связанные с авиационными происшествиями
- Террористические инциденты в Чехии
- Взрывы с использованием самодельных взрывных устройств в 1972 году.
- Взрывы с использованием самодельных взрывных устройств в Европе
- Взрывы в Чехии
- Массовые убийства 20-го века в Европе
- Массовое убийство в Чехии.
- Дечинский район
- 1972 год в Восточной Германии.
- Отношения Чехословакии и Югославии
- Отношения Чехословакии и Восточной Германии
- Отношения Восточной Германии и Югославии
- Чехословацко-шведские отношения
- Германо-шведские отношения
- Отношения Швеции и Югославии
- 1972 год в Швеции
- 1972 в международных отношениях
- 1972 год в Дании
- Отношения Чехии и Дании
- Отношения Дании и Германии
- Дания-Швеция отношения
- Отношения Дании и Югославии