Джат Эйрвэйз
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | 17 июня 1927 г. (как Аэропут ) [ примечание 1 ] [ 1 ] | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало деятельности | 1 апреля 1947 г. (как JAT Югославские авиалинии ) | ||||||
Прекращенная деятельность | 26 октября 2013 г. (стала Эйр Сербия ) | ||||||
Хабы | Белградский аэропорт Никола Тесла | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | Экстра-клуб полетов | ||||||
Размер флота | 17 | ||||||
Направления | 35 | ||||||
Материнская компания | Правительство Сербии | ||||||
Штаб-квартира | Белград , Сербия | ||||||
Ключевые люди | Дэйн Кондич (последний генеральный директор ) | ||||||
Доход | ![]() | ||||||
Чистая прибыль | ![]() | ||||||
Всего активов | ![]() | ||||||
Общий капитал | ![]() | ||||||
Сотрудники | 1,527 (2013) [ 2 ] |
Jat Airways (стилизовано как JatAirways ; сербско-хорватский : Jat ervejz / Јат ервејз ) была национальным авиаперевозчиком и крупнейшей авиакомпанией Югославии , а затем Сербии и Черногории и, наконец, Сербии . Основанная в 1927 году как Aeroput , авиакомпания прекратила свою деятельность во время Второй мировой войны . После возобновления полетов в 1947 году авиакомпания была переименована в Югословенский Аэротранспорт (сокращенно JAT , произносится [джат] ; «Югославский воздушный транспорт») 1 апреля 1947 года. Авиакомпания была снова переименована 8 августа 2003 года. Jat Airways и их предшественники были одними из старейших авиакомпаний, до сих пор действующих . Полеты базировались в белградском аэропорту Никола Тесла , и авиакомпания выполняла регулярные рейсы по 72 международным направлениям, за пределами территорий, ранее входивших в состав Югославии, а также чартеры и аренду с обслуживанием . [ 3 ] Jat Airways принадлежала правительству Сербии и имела 1250 сотрудников.
1 августа 2013 года правительство Сербии и Etihad Airways заключили соглашение, согласно которому деятельность Jat Airways была реорганизована и переименована в Air Serbia . после окончания переходного периода [ 4 ] Некоторые активы, такие как самолет ATR 72 , будут переданы Air Serbia, в то время как другие активы (например, самолеты 737-300 ) останутся под брендом JAT Airways до вывода из эксплуатации. [ 5 ] Это изменение ознаменовало конец 66-летнего существования бренда JAT.
История
[ редактировать ]Аэропуть
[ редактировать ]









JAT ведет свою историю с 1927 года, когда была основана Aeroput , первая гражданская авиакомпания в Югославии. Их первый международный рейс состоялся в 1929 году между Белградом и Грацем . [ 6 ] В 1937 году расширение международных маршрутов и увеличение количества пассажиров позволило Aeroput приобрести Lockheed Model 10 Electra . Aeroput продолжал работать до начала Второй мировой войны . JAT Югославские авиалинии были запущены 1 апреля 1947 года и заменили Aeroput в 1948 году. Название было изменено на Jugoslovenski Aerotransport (сокращенно JAT ; «Югославский воздушный транспорт»), затем на JAT Yuglavian Airlines и, наконец, на Jat Airways 8 августа 2003 года. [ 7 ]
JAT – Югославские авиалинии
[ редактировать ]В 1946 году стало очевидно, что югославские ВВС не могут участвовать в послевоенном наращивании гражданской авиации страны. Следовательно, велась подготовка к созданию авиатранспортной компании. Три Douglas C-47 Skytrain и три Junkers Ju 52 были переоборудованы для перевозки пассажиров. 1 апреля 1947 года авиакомпания была официально переименована в Jugoslovenski Aerotransport ( JAT ).
В 1949 году Югославия оказалась в тяжелом международном положении: она была изолирована как Западом, так и Востоком. Это привело к дальнейшему нормированию топлива, трудностям с закупкой запасных частей и отмене всех рейсов по направлениям Восточной Европы. JAT была вынуждена выжить на шести внутренних линиях. Когда Югославия повернулась на Запад, со Swissair было заключено соглашение об открытии маршрута Белград- Цюрих , который был открыт 24 августа 1949 года. В 1949 году деятельность компании ознаменовалась стагнацией, поскольку объем перевозок был значительно ниже потенциала парка и транспортных потребностей страны. . Однако 1954 год стал во многом поворотным. Самолеты Convair CV-340 и Convair CV-440 Metropolitan были закуплены для ближне- и среднемагистральных маршрутов, после чего Douglas DC-3 использовался только на внутренних маршрутах. Вскоре после этого были открыты многочисленные международные и внутренние маршруты. шесть самолетов Ил-14М В 1957 году было закуплено . В 1959 году JAT приобрела несколько самолетов Douglas DC-6B для дальних маршрутов. [ 7 ]
Реактивный возраст
[ редактировать ]первый самолет Sud Aviation Caravelle В 1963 году к флоту JAT присоединился . В 1969 году прибыл первый McDonnell Douglas DC-9-32 (из 16), за ним последовали Boeing 707 в 1970 году, McDonnell Douglas DC-10 в 1971 году (из 7), а в 1974 году - первые два (из девяти) Boeing 727. -200 с . [ 8 ] [ 9 ]
1970-е годы
[ редактировать ]Дальнемагистральные маршруты в Северную Америку, Австралию и на Дальний Восток выполнялись на самолетах Boeing 707 , представленных в 1970 году.
В 1975 году Белград соединился с Карачи , Сингапуром и Сиднеем . [ 10 ] три совершенно новых Боинга 727 В том же году были представлены . В 1976 году флот насчитывал 4 Boeing 707 , 13 McDonnell Douglas DC-9 , 3 Boeing 727 , 5 Caravelle и один Convair .
В 1976 году к флоту присоединились еще два Боинга 727 , всего пять. В том же году Белград был соединен с Нью-Йорком , Мальтой , Багдадом , Кувейтом и Дамаском . Все «Каравеллы» были выведены из состава флота, а линия на Карачи была прекращена. В том году у JAT было почти три миллиона пассажиров. [ 10 ]
новые маршруты в Мадрид и Лион В 1977 году были открыты .
В 1978 году был приобретен широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10-30 (который был выбран вместо Boeing 747-200 ), чтобы заменить Boeing 707 на дальнемагистральных маршрутах, хотя 707 оставались в эксплуатации до 1980-х годов на разовых маршрутах. чартеры и самолеты на замену регулярным рейсам. За покупкой DC-10-30 через несколько лет последовала покупка среднемагистрального самолета. [ 8 ] В том же году был добавлен новый маршрут в Пекин.
В 1979 году JAT перевезла почти 4 миллиона пассажиров. [ 10 ]
1980-е годы
[ редактировать ]В 1980 году был открыт маршрут Белград – Чикаго. еще двумя новенькими Боингами 727 Парк пополнился .
В 1981 году Кливленд был добавлен в качестве остановки на маршруте Белград – Чикаго. В том же году парк JAT насчитывал 28 самолетов: 2 DC-10 , 13 DC-9 , 4 Boeing 707 и 9 Boeing 727 . [ 10 ]
В 1983 году Джат открыл новые маршруты в Алжир и Салоники и прекратил маршрут в Пекин.
В 1984 году был открыт маршрут Белград – Торонто. Джат был официальным перевозчиком и спонсором зимних Олимпийских игр 1984 года .
В 1985 году JAT стала первой европейской авиакомпанией, купившей Боинг 737-300 . В те годы компания перевозила пять миллионов пассажиров ежегодно и обслуживала 80 направлений на пяти континентах (19 внутренних, 45 среднемагистральных и 16 дальнемагистральных). JAT также построила большой ангар для размещения широкофюзеляжных самолетов и стенд для испытаний реактивных двигателей в своем хабе в Белграде. В том же году Бомбей и Калькутта были соединены с Белградом.
В 1987 году Белград был связан с Мельбурном, Пертом, Монреалем, Лос-Анджелесом и Гонконгом. Прибыль в том году составила 205 миллионов долларов. [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ]
1990-е годы
[ редактировать ]В 1992 году Социалистическая Федеративная Республика Югославия распалась, что привело к югославским войнам . JAT был вынужден остановить все внутренние перевозки. 20 мая 1992 года Организация Объединенных Наций ввела санкции против Югославии. Впервые со времен Второй мировой войны в Югославии были принудительно прекращены международные перевозки. Этому предшествовало решение Германии и Италии прекратить любое сообщение с Югославией: 21 декабря 1991 г. - Германия, крупнейший рынок для JAT в Европе, с семью рейсами в день и валовой годовой прибылью в 40 миллионов немецких марок, за ней 10 декабря следовала Италия. Январь 1992 года. 2 мая 1992 года США ввели эмбарго на воздушное сообщение с Югославией: последние рейсы JAT в США были в Чикаго и Нью-Йорк. Руководство JAT решило перенаправить дальние рейсы из Северной Америки в Канаду. Однако Канада быстро последовала этому примеру и запретила въезд в страну всех рейсов JAT, прекратив все операции JAT через Северную Атлантику.
В то время JAT выполняла только внутренние рейсы между Белградом , Подгорицей , Тиватом , Нишем , Приштиной и — в течение очень короткого времени — аэропортом Ужице-Поникве . В 1994 году JAT возобновила часть своих международных услуг. В 1998 году JAT заказала восемь самолетов Airbus A319 . Президент Слободан Милошевич воспринял это как политический трюк . [ 11 ] Первоначальной датой поставки был июнь 2000 года, но эта дата была отложена до тех пор, пока Airbus не выплатил в общей сложности 23,5 миллиона долларов, в то время как JAT надеялась переключить сделку на другую авиакомпанию. Вскоре после этого все полеты были отменены, поскольку Европа ввела новый запрет, а Союзная Республика Югославия подвергалась бомбардировкам в течение 78 дней во время войны в Косово . [ 8 ]
В апреле 2000 года генеральный директор Жика Петрович был застрелен перед своим домом в Белграде . [ 8 ]
2000-е
[ редактировать ]Международные санкции были сняты в 2000 году, и JAT возобновила регулярные полеты. Чтобы отпраздновать переезд, который совпал с реструктуризацией страны из Союзной Республики Югославии в Сербию и Черногорию , 8 августа 2003 года югославские авиалинии JAT изменили свое название на Jat Airways. В 2004 году базирующаяся в Белграде авиакомпания Intair Link Airlines была объединена с Jat, через год после Intair Link. начал службу. [ 12 ] Джат продал свой последний DC-10-30 24 июня 2005 года французской компании TAT Industries. В течение 2005 года компания также отказалась от всех оставшихся самолетов Boeing 727 и DC-9 . Последний годный к полетам DC-9-32 из Объединенных Арабских Эмиратов был передан в аренду компании Eastern SkyJets .
К тому времени Jat Airways не была членом каких-либо альянсов или партнерств, но осуществляла код-шеринг на некоторых маршрутах с Adria Airways , Аэрофлотом , Air France , Alitalia , Austrian Airlines , B&H Airlines , KLM , LOT Polish Airlines и TAROM .
Jat Airways представила свою систему онлайн-бронирования в сентябре 2006 года и электронные билеты в апреле 2007 года. 17 июня 2007 года Jat Airways отметила 80-летие своей деятельности. В 2007 и 2008 годах авиакомпания получила награду как один из пяти лучших брендов Сербии. Они также получили награду за свою телевизионную рекламу, посвященную 80-летию службы. [ 13 ] 3 июля 2008 года авиакомпания Jat Airways восстановила воздушное сообщение с соседней Хорватией после 17-летнего отсутствия. [ 14 ]
В 2012 году компания Jat отпраздновала свое 85-летие и начала ремонт салонов бизнес- и эконом-класса, одновременно вводя новую программу для часто летающих пассажиров. [ 15 ]
Попытки приватизации
[ редактировать ]Правительство Сербии предприняло две безуспешные попытки приватизировать Jat Airways в 2008 и 2011 годах. [ 16 ]
16 января 2008 года правительство Сербии объявило о продаже 51% акций авиакомпании. [ 17 ] Стартовая цена за 51% акций авиакомпании составляла 51 миллион евро и была снижена с объявленных ранее 150 миллионов евро в целях повышения интереса. [ 18 ] Тендер был отменен после того, как ни одна компания не представила свое предложение в установленный срок.
В 2011 году правительство Сербии объявило, что создаст преемницу Jat Airways со стратегическим партнером. Новая авиакомпания возьмет на себя все активы Jat, соглашения о совместном использовании самолетов, самолеты и слоты в аэропортах. [ 19 ] Baltic Aviation Systems была единственной компанией, которая приобрела тендерную документацию, но решила не развивать партнерство дальше. [ 20 ] Тендер снова был отменен из-за отсутствия заинтересованных покупателей.
Стратегическое партнерство с Etihad Airways
[ редактировать ]Сербии В марте 2013 года министр финансов Младан Динкич отправился в Абу-Даби , чтобы предложить Etihad Airways приобрести долю в Jat, чтобы обновить свой флот. [ 21 ] [ 22 ] В апреле было подтверждено, что Etihad включила Белград в свое летнее расписание в рамках инициативы стать совладельцем Jat вместе с правительством Сербии. [ 23 ] В средствах массовой информации широко предлагается покупка 49% акций Jat компанией Etihad, что зависит от того, будет ли подписан меморандум о взаимопонимании (MoU) с правительством Сербии, возможно, в мае 2013 года. [ 24 ] [ 25 ] 17 июня 2013 года был подписан меморандум о взаимопонимании с Etihad и правительством Сербии об изучении возможности инвестирования в акционерный капитал Jat Airways. [ 26 ]
1 августа 2013 года правительство Сербии и Etihad Airways официально подписали соглашение, согласно которому деятельность авиакомпании будет реорганизована и переименована в Air Serbia , компанию, в которой правительству Сербии будет принадлежать 51% акций, а Etihad Airways будет владеть 49%. [ 27 ] Etihad Airways также получила права управления авиаперевозчиком на первоначальный пятилетний период. [ 27 ]
К тому времени в Сербии был только один авиаперевозчик — с пакетом акций Jat Airways, компания со своим уставом, советом директоров и органами управления. Air Сербия является результатом соглашения о стратегическом партнерстве между Etihad Airways и Jat Airways, которое обязывает компанию выполнять нормативные требования, и было зарегистрировано в Агентстве бизнес-регистров (APR). Впоследствии Jat Airways сменила название на Air Serbia, а все остальное осталось без изменений, продолжая оставаться акционерным обществом, коммерческой организацией, зарегистрированной в АТР, со всеми правами и обязанностями Jat Airways. В тот момент Jat Airways работала на полную мощность и выполняла обязательства по регулярным и чартерным пассажирским перевозкам, предусмотренные ее бизнес-планом на 2013 год. [ 28 ]
Ливреи
[ редактировать ]Югославские авиалинии
[ редактировать ]Когда название «Югославские авиалинии» впервые появилось на самолетах в 1950 году, авиакомпания имела простую, преимущественно белую окраску . В эти годы на хвосте был югославский флаг, а на корпусе надпись « Югословенский аэротранспорт» . Вскоре после этого авиакомпания сменила свою окраску и добавила логотип на хвостовую часть с яйцом в форме красного яйца на хвосте, на котором белым было написано JAT, логотип сохранялся до конца периода СФР Югославии. Остальная часть хвоста была синей, а на фюзеляже красной надписью «Югославские авиалинии». Вариации этой ливреи существовали в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. Самым большим изменением в этот период стало то, что первые самолеты Боинг 737-300 прибыли с серебристым корпусом и остались таковыми, с добавлением только логотипа и базовой окраски.
JAT Югославские авиалинии
[ редактировать ]
С возобновлением международных рейсов в 1994 году после двух лет экономических санкций JAT представила новую ливрею и корпоративный имидж. Была принята «евро-белая» ливрея, а центральным элементом стал новый хвостовой логотип, который содержал стилизованный югославский флаг, белый цвет которого был представлен парой белых крыльев, причем большее крыло символизировало Сербию и меньшее Черногорию. Впервые слово JAT было написано на самолете маленькими синими буквами. Слова «Югословенский аэротранспорт» были написаны на правом борту, а «Югославские авиалинии» на левом борту, и они были написаны серебряным курсивом. В 1996 году ливрея была немного изменена: JAT был окрашен в размер рекламного щита спереди с небольшим югославским флагом в букве «А» в JAT. За это время в результате обширной аренды самолетов компанией JAT большинство самолетов полностью лишились хвостового логотипа. В 2001 году ливрея была снова обновлена: флаг в заголовках рекламных щитов исчез, а слова «Югославские авиалинии» и «Югославские авиалинии» Югословенский Аэротранспорт окрашен в синий цвет с использованием того же шрифта, что и основной логотип. Не все самолеты получили это обновление, поскольку ливрея была снова обновлена с введением нового названия «Jat Airways».
Джат Эйрвэйз
[ редактировать ]20 марта 2003 года авиакомпания сменила название на Jat Airways. [ 29 ] Был проведен национальный конкурс на разработку нового логотипа и ливреи. На хвосте победившего дизайна было три точки: синяя, красная и синяя. На фюзеляже самолета было большое название Jat Airways: Jat красного цвета, а Airways синего. Новым логотипом стало название Jat Airways, написанное с тремя точками синего, красного и синего цвета после него. Jat Airways покрасила в эти цвета только один самолет — Боинг 737-300 .
Jat начала красить свои самолеты в белый цвет, и в 2006 году большинство самолетов были белыми с небольшим логотипом Jat Airways. В декабре 2006 года авиакомпания решила вернуться к точечной окраске. К августу 2007 года все самолеты были покрашены. Ливрея немного отличается от предыдущей точечной ливреи. У него есть точки на хвосте, но маленькие названия Jat остаются, а не большой логотип Jat Airways на фюзеляже. [ нужна ссылка ]
Направления
[ редактировать ]Соглашения о совместном использовании кодов
[ редактировать ]Jat Airways имела соглашения о код-шеринге со следующими авиакомпаниями: [ 30 ]
|
|
Услуги
[ редактировать ]Джат Кейтеринг
[ редактировать ]
Jat Catering — дочерняя компания Jat Airways, предоставляющая бортовое питание для Jat Airways. Офисы и кухни Jat Catering расположены в промышленной зоне белградского аэропорта Никола Тесла . Jat Catering предлагает специальные блюда для вегетарианцев, веганов и детей ясельного возраста.
На борту
[ редактировать ]Самолеты Jat Airways оснащены двухклассной компоновкой. В самолете Боинга у Джата есть секция бизнес-класса и секция эконом-класса. На самолетах ATR 72 авиакомпания предлагает одноклассную конфигурацию эконом-класса с секцией бизнес-класса, которая раньше располагалась сзади, удаленной в середине 2008 года. Каждый пассажир получает бесплатный экземпляр бортового журнала Джата «Jat Airways Review». Все напитки, еда и товары беспошлинной торговли доступны во время полета.
- Джат Бизнес-класс
Включает экземпляр журнала Jat Airways Review , большие черные кожаные сиденья с ограниченными возможностями наклона и столики для безбилетных пассажиров. С августа 2012 года сиденья бизнес-класса будут постепенно заменяться серыми кожаными сиденьями эконом-класса. Однако среднее сиденье останется незанятым для большего пространства для ног и комфорта.
- Джат Эконом-класс
Включает экземпляр журнала Jat Airways Review , темно-синие кожаные сиденья с ограниченной возможностью наклона и столики для безбилетных пассажиров. С августа 2012 года авиакомпания начала реконструкцию салона эконом-класса Боинга 737-300 с заменой сидений на серые кожаные.
Часто летающий пассажир
[ редактировать ]Extra Flight Club — это программа для часто летающих пассажиров Jat Airways . Программа работает так, что пассажиры регистрируются каждый раз, когда летят с Jat, получая взамен бонусные баллы. После набора соответствующего количества баллов пассажирам выдается бесплатный билет.
Чартеры
[ редактировать ]Jat Airways организует индивидуальные и групповые чартерные рейсы на всех типах самолетов Jat Airways, как внутренних, так и международных. Пользователями этого сервиса являются туристические агентства, спортивные команды и болельщики, творческие коллективы и ансамбли, а также участники конгрессов и ярмарок. Большинство чартеров осуществляется в летнее время на курорты Греции, Турции, Египта, Туниса, Испании, Италии, Португалии, Франции и Болгарии.
Груз
[ редактировать ]Jat Airways предлагает грузовые перевозки по всем направлениям своей сети, включая специальные грузовые рейсы в Подгорицу и Тиват в Черногории, а также пассажирские рейсы.
Джат Технология
[ редактировать ]Юридически отдельная компания от Jat Airways, Jat Tehnika предоставляет услуги и техническое обслуживание флоту Jat и другим авиакомпаниям, таким как Jet2.com.
Флот
[ редактировать ]
На момент ребрендинга и до прекращения деятельности под старым названием в октябре 2013 года парк Jat Airways состоял из следующих самолетов: [ 32 ]
Самолет | Во флоте | Заказы | Пассажиры | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Дж | И | Общий | ||||
АТР 72-202 | 3 | 0 | 0 | 66 | 66 | |
АТР 72-500 [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] | 2 | 0 | 0 | 70 | 70 | |
Боинг 737-300 | 10 | 0 | 8 | 126 | 134 | Две единицы хранятся в запасных частях. [ 39 ] |
2 | 0 | 12 | 110 | 122 | Арендовано у Bulgaria Air [ 40 ] | |
Общий | 17 | 0 |
Исторический флот
[ редактировать ]


На протяжении многих лет Jat Airways (JAT Yuglav Airlines) эксплуатировала следующие типы самолетов:
Самолет | Представлено | Ушедший на пенсию | Примечания |
---|---|---|---|
АТР 42-300 | 1987 | 1990 | |
АТР 72-201 | 1991 | 2011 | |
Боинг 707-300С | 1971 | 1988 | |
Боинг 707-321 | 1970-е годы | 1980-е годы | |
Боинг 707-340С | 1970-е годы | 1980-е годы | |
Боинг 707-351С | 1970-е годы | 1980-е годы | |
Боинг 727-200 | 1974 | 2005 | |
Боинг 737-300 | 1985 | 2021 | Вышел на пенсию 17 февраля 2021 г. [ 41 ] |
Боинг 737-400 | 2003 | 2010 | Арендовано у Air One и US Airways. |
Конвэйр CV-340 | 1950-е годы | 1960-е годы | |
Convair CV-440 Метрополитен | 1950-е годы | 1960-е годы | |
Дуглас C-47 Skytrain | 1947 | 1950-е годы | |
Дуглас DC-3 | 1947 | 1950-е годы | |
Дуглас DC-6 B | 1958 | 1975 | Личный транспорт Иосипа Броз Тито [ 42 ] |
Ильюшин Ил-14 М | 1950-е годы | 1960-е годы | |
Юнкерс Ю 52 | 1947 | 1950-е годы | |
Локхид L-1011-500 ТриСтар | 1989 | 1989 | В аренде у Royal Jordanian |
Макдоннелл Дуглас DC-9-32 | 1969 | 2005 | |
Макдоннелл Дуглас DC-10-30 | 1978 | 2005 | |
Ромбак 1-11-561RC | 1990 | 1990 | В аренде у ТАРОМ |
Sud Aviation SE-210 Каравелла VI-N | 1963 | 1976 |
Разнообразный
[ редактировать ]The Aeroput MMS-3 (reg. as YU-SAR) [ 43 ] стал первым пассажирским самолетом, спроектированным и произведенным в Сербии в 1934 году под торговой маркой Aeroput. Также компания Aeroput заказала два самолета Spartan Cruiser II и лицензию на строительство дополнительных самолетов того же типа. В 1935 г. один Cruiser II (рег. Ю-САП). [ 44 ] был построен по лицензии Spartan для Aeroput авиастроительной компанией Zmaj в Земуне . [ 45 ]
В 1953 году JAT начала организовывать свои полеты с введения кодов полетов. Первый код, JU720, использовался на маршруте Белград – Загреб – Любляна , а обратный рейс имел код JU721. [ 46 ]
В конце августа 1959 года JAT перевезла миллионного пассажира с момента основания компании в 1927 году. [ 46 ]
Бывшая стюардесса JAT Весна Вулович является мировым рекордсменом по выживанию в свободном падении без парашюта , когда она упала с высоты 10 160 метров (33 330 футов) после того, как самолет, на котором она находилась, был уничтожен бомбой. [ 47 ]
JAT Boeing 707-321 (YU-AGA) совершил кругосветный полет. Начиная с 10 ноября 1974 года, полет занял 19 дней по маршруту Белград — Бейрут — Бомбей — Сингапур — Токио — Гонолулу — Лос-Анджелес — Нью-Йорк — Лондон — Белград . [ 46 ]
13 февраля 1978 года Мария Тодев родила ребенка в самолете Боинг 707 (YU-AGI) рейсом Jat Белград — Сидней . Мальчика назвали Джатко. [ 46 ]
В 1978 году был приобретен широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10-30 (который был выбран вместо Boeing 747-200 ), чтобы заменить Boeing 707 на дальнемагистральных маршрутах, хотя 707 оставались в эксплуатации до 1980-х годов на разовых маршрутах. чартеры и самолеты на замену регулярным рейсам. [ 46 ]
состоялся первый в мировой истории авиации аукцион картин 16 февраля 1979 года в самолете JAT DC-10 (YU-AMA) на регулярном рейсе Белград – Загреб – Нью-Йорк . [ 46 ]
Jat Airways была первым эксплуатантом самолетов Boeing 737-300 в Европе. Он прибыл в белградский аэропорт Никола Тесла 8 августа 1985 года под позывным YU-AND. [ 48 ] Этот самолет был выведен из эксплуатации в феврале 2020 года и ожидает консервации. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Jat Airways должна была стать первым эксплуатантом самолета McDonnell Douglas MD-11 . Однако из-за распада Югославии и введения санкций против Сербии самолеты так и не были поставлены. [ 46 ]
В 1985 году рейс югославских авиалиний JAT забрал Абу Аббаса в Риме , Италия , когда он просил политического убежища в Югославии после того, как власти США потребовали его ареста. [ 52 ]
В 2002 году компания использовала свой флот для миссий ООН в Демократической Республике Конго во время Второй войны в Конго . [ 53 ]
JAT начала свою кампанию по борьбе с курением с запрета курения на внутренних рейсах в 1987 году. С 5 апреля 2002 года курение запрещено на всех рейсах Jat. [ 46 ]
одной из самых безопасных авиакомпаний Европы В 2004 году Jat Airways была названа IATA . Пилоты Jat Airways считаются одними из самых подготовленных пилотов в мире. [ 54 ]
Тело бывшего президента Слободана Милошевича было перевезено в Сербию для захоронения регулярным коммерческим рейсом Jat Airways из Амстердама 15 марта 2006 года. [ 55 ]
С 1994 года Jat Airways использует следующие лозунги: «В надежных руках» ( U sigurnim rukama ) [2010 – настоящее время] , «Лучший полет с Джатом» ( Najbolji lete «Jatom» ) [2007–2010] и «Больше, чем полет» ( Više od letenja). ) [1994–2007] [ 46 ]
19 января 2008 года в самолете Ята Боинг 737-300 на регулярной линии Белград — Стокгольм на высоте 10 000 метров женился на Биргитте Берглунд из Швеции и Предраге Марковиче из Сербии. Молодожены с шампанским, георгиевским стихотворением (Джурджевдан), тортом, аплодисментами и поздравлениями 117 пассажиров рейса JU374, роковым словом сказали «да» в присутствии крестных Лелы Ристич из Медиа-центра «Ят» и Весны Йованович, стюардессы – казначей. [ 56 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]
Дата | Тип самолета | Погибшие | Описание |
---|---|---|---|
26 января 1972 г. |
27 |
Рейс JU 367 McDonnell Douglas DC-9-32 был уничтожен в полете бомбой на борту. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] бортпроводница Весна Вулович . Из 28 пассажиров и членов экипажа на борту 27 погибли, единственной выжившей стала [ 60 ] | |
11 сентября 1973 г. |
41 |
Рейс JU 769 — последняя авиакатастрофа JAT, повлекшая за собой человеческие жертвы. Самолет врезался в пик Бабин Зуб на Маганик горе недалеко от Подгорицы на высоте 6300 футов при снижении с высоты 9000 до 6000 футов в условиях IMC во время полета из Скопье в Титоград (сегодня известный как Подгорица), в результате чего погиб весь 41 пассажир и член экипажа на борту. Предположительно, самолету было дано указание начать снижение, хотя самолет не был виден на радарах (которые в то время якобы работали плохо), а персонал диспетчерской вышки в аэропорту Подгорицы не смог установить визуальный контакт с самолетом. На момент полета на диспетчерской вышке в Подгорице не было квалифицированного персонала. [ 61 ] |
Дата | Тип самолета | Погибшие | Описание |
---|---|---|---|
23 ноября 1974 г. |
Никто | Самолет разбился в 1 миле от взлетно-посадочной полосы после потери визуального контакта при заходе на посадку в белградском аэропорту Сурчин . Никто из 50 пассажиров не пострадал. | |
16 августа 1980 г. |
Боинг 707-340С YU-AGG |
Никто | Самолет пролетел над взлетно-посадочной полосой 26 стокгольмского аэропорта Арланда и приземлился во время грозы, в результате чего несколько шин лопнуло и во все четыре двигателя попала грязь. Погибших в результате инцидента не было. [ 61 ] |
4 октября 2009 г. |
Никто | Самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы стамбульского аэропорта Ататюрк при приземлении на пути из Белграда на 50 метров. Все 125 пассажиров и шесть членов экипажа были благополучно эвакуированы. [ 63 ] |
Генеральные директора (1990–2013)
[ редактировать ]- Томислав Стойчич (1990)
- Миодраг Васильевич (1 декабря 1990 г. - 22 июня 1991 г.)
- Живко Маркичевич (23 июня 1991 г. - 4 марта 1992 г.)
- Зика Петрович (5 марта 1992 г. - 24 апреля 2000 г.)
- Михайло Вуйнович (5 июля 2000 г. - 19 апреля 2001 г.)
- Душан Костич (24 апреля 2001 г. - 26 октября 2001 г.)
- Предраг Вуйович (26 октября 2001 г. - 25 марта 2004 г.)
- Александр Милутинович (25 марта 2004 г. - 18 февраля 2005 г.)
- Небойша Старчевич (18 февраля 2005 г. - 25 октября 2007 г.) (исполнял обязанности до 28 сентября 2006 г.)
- Саша Влайсавлевич (25 октября 2007 г. - 2 июля 2009 г.)
- Срджан Радованович (2 июля 2009 г. - 8 декабря 2010 г.)
- Владимир Огнянович (8 декабря 2010 г. - 8 мая 2013 г.) (исполняющий обязанности)
- Велибор Вукашинович (8 мая 2013 г. - 11 сентября 2013 г.) (исполняющий обязанности)
- Дане Кондич (11 сентября - 26 октября 2013 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Jat Airways – История» . jat.com. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Основные данные консолидированного финансового отчета за 2013 год. . Сербское агентство коммерческих реестров (на сербском языке) . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ «Справочник: Мировые авиалинии». Рейс Интернешнл . 3 апреля 2007 г. с. 97.
- ^ «Etihad Airways и правительство Сербии объявляют о стратегическом партнерстве» . Этихад Эйруэйз. Архивировано из оригинала 5 августа 2013 года . Проверено 6 августа 2013 г.
- ^ «Брифинг для сотрудников Air Сербии» . new.livestream.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Джат Эйрвэйз. «Историят» (на сербском языке).
- ^ Jump up to: а б Джат Эйрвэйз. «Аэропут Историят» (на сербском языке).
- ^ Jump up to: а б с д jatairways.com (старый сайт – больше не доступен). «ДЖАТ: 80 лет» .
- ^ «Справочник мировых авиакомпаний» . Рейс Интернешнл . 28 мая 1988 г. с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д Берге, Ян М. Дни славы: национальная авиакомпания Югославии через коммунизм, 1947–1987 гг . ISBN 9788691707101 . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ «Джат начинает обновление флота» . exyuaviation.blogspot.com. 3 июня 2009 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Авиакомпании – Сербия» . www.airlineshistory.co.uk . Проверено 15 октября 2017 г.
- ^ «Jat Airways – просмотр отдельных новостей» . Jat.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Джат летит в Пулу с 3 июля» (на сербском языке). Б92. 4 июня 2008 г. Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Джат представляет новый интерьер кабины» . exyuaviation.blogspot.com. 24 июля 2012 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Вечерние новости. «Джат идет два года» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года.
- ^ «Тендер на Джат до апреля» . Привредни преглед (на сербском языке). 16 января 2008 года . Проверено 30 ноября 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Приватизация Jat Airways: начинается тендер – стартовая цена 51 миллион евро» . exyuaviation.blogspot.com .
- ^ «Новая национальная авиакомпания» (на сербском языке). Радио Телевидение Сербии. 16 апреля 2010 года . Получено 7 октября.
- ^ «Новый Джат» . exyuaviation.blogspot.com .
- ^ «Мрконич: Слава Динкичу, если он нашел партнера для JAT!» (на сербском языке). Вспышка. 28 марта 2013 г.
- ^ Дэниел Шейн (25 марта 2013 г.). «Сербская компания Jat Airways предлагает миноритарную долю Etihad» . ArabianBusiness.com.
- ^ «ЭКСКЛЮЗИВ: Этихад – подробности матча Джата» . Авиационный блог Ex-Yu. 12 апреля 2013 г.
- ^ «JAT соглашается на маркетинговый альянс с Etihad» . airwise.com. 15 апреля 2013 г.
- ^ «Jat Airways и Etihad сделали первый шаг к партнерству» . Б92. 15 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2013 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ EX YU Aviation News: ОБНОВЛЕНО Etihad объявляет о возможных инвестициях в акционерный капитал Jat - 17 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Etihad Airways и правительство Сербии объявляют о стратегическом партнерстве для обеспечения будущего сербской национальной авиакомпании» (пресс-релиз). Этихад Эйруэйз. Архивировано из оригинала 5 августа 2013 года . Проверено 6 августа 2013 г.
- ^ «Джат не умер, Джат жил : Экономика : ПОЛИТИКА» . политика.рс . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ «Югословенский аэротранспортный постао JAT ervejz» (на сербском языке). Б92. 20 марта 2003 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Lufthansa прекращает сотрудничество с Jato» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2013 года.
- ^ «Air France и Jat повторно заключают соглашение о совместном использовании кодов» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 года.
- ^ «Джат Эйрвэйз Флот» . Jat.com. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Датский регистр гражданских самолетов — OY-CJT — Aeritalia/SNIAS ATR 72-500 (72-212A)» .
- ^ История аренды Alitalia (управляется Carpatair) ATR 72-212A (YR-ATR)
- ^ «Датский регистр гражданских самолетов — OY-NAB — Aeritalia/SNIAS ATR 72-500 (72-212A)» .
- ^ «Авиокарта.net — Еще один арендованный ATR для Джата вылетел в Белград» . Авиокарта.нет . 11 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 6 сентября 2013 г.
- ^ «Jat Airways ATR 72-212A(500) YU-ALU, бывший представитель Executive Airlines (American Eagle) N536AT» . Архивировано из оригинала 21 августа 2014 года . Проверено 20 августа 2015 г.
- ^ "Фото Alitalia Aerospatiale ATR-72-212A N536AT" .
- ^ «Aviokarta.net – Jat Airways с сегодняшнего дня будет летать всего на семи самолетах» . Авиокарта.нет . 19 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 г.
- ^ «Джат узима на лизинге два авиана» . gdeinvestirati.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ «[ЭКСКЛЮЗИВ] Air Сербия выводит из эксплуатации 737 самолетов – конец 36-летней карьеры» . Танго Шесть (на сербском языке). 17 февраля 2021 г. Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ «Летающие быки - История DC-6B» . Flybulls.at . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ «Mms3.JPG (425x302 пикселей)» . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ «ImageShack — Страница изображения» . ИмиджШак . Архивировано из оригинала 20 июля 2012 года.
- ^ aeroflight.co.uk. «Югославия – авиационная промышленность» . Aeroflight.co.uk . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «ДЖАТ: 80 лет» .
- ^ Патрик Мондаут. «Стюардесса выжила при крушении на высоте 33 000 футов» .
- ^ «Факты, даты и история самолета Boeing 737» . Flightlevel350.com. Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «JAT Airways Ю-И (Боинг 737 — MSN 23329) | Авиация Воздушных Флотов» . Проверено 23 апреля 2011 г.
- ^ «Фотографии самолетов | Airliners.net» . Проверено 23 апреля 2011 г.
- ^ «Самому старому в мире пассажиру 737-300, находящемуся в эксплуатации, исполняется 35 лет» . 20 декабря 2020 г.
- ^ Майкл Уайт, Кэмпбелл Пейдж и Барни Петрович. «США сорваны: захват «лидера» исчез | Мировые новости | Guardian.co.uk» . Хранитель . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Фотографии: фотографии самолета McDonnell Douglas DC-10-30» . Авиалайнеры.нет. 20 июня 2002 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Jat получает второй сертификат IOSA» . Jat.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Тело Милошевича прибыло в Белград» . США сегодня. Ком. 15 марта 2006 г. Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Jat Airways – Пресс-релиз новостей: Свадьба на самолете Jat Airways» . Архивировано из оригинала 7 октября 2013 года . Проверено 23 апреля 2011 г.
- ^ «Крушение самолета JAT: ЦРУ защитило террористов» .
- ^ «7 крупнейших терактов в истории Югославии» .
- ^ «Югославия скрыла имя террориста, взорвавшего самолет Джата» .
- ^ «Самое долгое падение выжило» . Thelongandtheshort.com. Архивировано из оригинала 24 августа 2007 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Ричард Кебабджян. «Авиакомпанией/оператором» .
- ^ «Боинг 737-300 авиакомпании Jat Airways вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы в Стамбуле» . Полет Глобал . Проверено 4 октября 2009 г.
- ^ Агентство новостей Анатолии. «Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Стамбула» .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Компания, которая сегодня известна как Jat Airways, была основана как JAT Югославские авиалинии в январе 1947 года. Она придерживается традиций Aeroput , югославской национальной авиакомпании, основанной в 1927 году, которая приостановила все рейсы в начале Второй мировой войны в Югославии. в апреле 1941 года. После войны «Аэропут» возобновила работу 2 июля 1945 года, когда общее собрание акционеров избрало первое послевоенное руководство компании. На встрече присутствовали делегаты нового правительства Демократической Федеративной Югославии (ДФЮ), в том числе глава государства Иван Рибар , который был довоенным акционером и членом совета директоров. Разрешение на работу было фарсом, поскольку коммунистическое правительство приняло декрет, запрещающий частные акционерные общества. 24 декабря 1948 года «Аэропуть» была ликвидирована, а все ее имущество, пилоты и механики были переданы новой авиакомпании. Таким образом, Jat Airways считала Aeroput своим историческим предшественником и поэтому часто называла 1927 год датой своего основания.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Jat Airways, на Викискладе?
- Официальный сайт (2006–2013 гг.)
- Официальный сайт (1997–2006 гг.)
- Джат Эйрвэйз (Индия)