Jump to content

Джат Эйрвэйз

Страница защищена ожидающими изменениями
(Перенаправлено с JAT Airways )

Джат Эйрвэйз
СМОТРИТЕ ИКАО Позывной
АГА ЯТ ЯТ
Основан 17 июня 1927 г. ( 17.06.1927 )
(как Аэропут ) [ примечание 1 ] [ 1 ]
Начало деятельности 1 апреля 1947 г. ( 1947-04-01 )
(как JAT Югославские авиалинии )
Прекращенная деятельность 26 октября 2013 г. ( 26.10.2013 )
(стала Эйр Сербия )
Хабы Белградский аэропорт Никола Тесла
Программа для часто летающих пассажиров Экстра-клуб полетов
Размер флота 17
Направления 35
Материнская компания Правительство Сербии
Штаб-квартира Белград , Сербия
Ключевые люди Дэйн Кондич (последний генеральный директор )
Доход Увеличивать 135,30 миллиона евро (2013) [ 2 ]
Чистая прибыль Снижаться -69,30 млн евро (2013 г.) [ 2 ]
Всего активов Увеличивать 304,97 миллиона евро (2013 г.) [ 2 ]
Общий капитал Устойчивый €0 (2013) [ 2 ]
Сотрудники 1,527 (2013) [ 2 ]

Jat Airways (стилизовано как JatAirways ; сербско-хорватский : Jat ervejz / Јат ервејз ) была национальным авиаперевозчиком и крупнейшей авиакомпанией Югославии , а затем Сербии и Черногории и, наконец, Сербии . Основанная в 1927 году как Aeroput , авиакомпания прекратила свою деятельность во время Второй мировой войны . После возобновления полетов в 1947 году авиакомпания была переименована в Югословенский Аэротранспорт (сокращенно JAT , произносится [джат] ; «Югославский воздушный транспорт») 1 апреля 1947 года. Авиакомпания была снова переименована 8 августа 2003 года. Jat Airways и их предшественники были одними из старейших авиакомпаний, до сих пор действующих . Полеты базировались в белградском аэропорту Никола Тесла , и авиакомпания выполняла регулярные рейсы по 72 международным направлениям, за пределами территорий, ранее входивших в состав Югославии, а также чартеры и аренду с обслуживанием . [ 3 ] Jat Airways принадлежала правительству Сербии и имела 1250 сотрудников.

1 августа 2013 года правительство Сербии и Etihad Airways заключили соглашение, согласно которому деятельность Jat Airways была реорганизована и переименована в Air Serbia . после окончания переходного периода [ 4 ] Некоторые активы, такие как самолет ATR 72 , будут переданы Air Serbia, в то время как другие активы (например, самолеты 737-300 ) останутся под брендом JAT Airways до вывода из эксплуатации. [ 5 ] Это изменение ознаменовало конец 66-летнего существования бренда JAT.

Аэропуть

[ редактировать ]
Шесть бипланов Aeroput Potez 29/2 в старом аэропорту Белград-Дойно Поле , 1929 год.
Аэропут ММС-3, изготовленный в мастерских Аэропут в Земуне , 1935 год.
JAT Конвэйр CV-340
JAT Boeing 707 в аэропорту Торонто в 1984 году.
JAT McDonnell Douglas DC-9-32 в аэропорту Цюриха, май 1985 года.
JAT Boeing 727-200 в аэропорту Цюриха в мае 1985 года.
JAT Boeing 707 в аэропорту Фару в ноябре 1985 года.
JAT Boeing 737-300 в аэропорту Штутгарта , 1988 год.
JAT McDonnell Douglas DC-10-30 в аэропорту Сиднея , 1985 год, в классической ливрее.
JAT Yuglav Airlines McDonnell Douglas DC-10-30 в аэропорту Белграда Никола Тесла , 2003 г.

JAT ведет свою историю с 1927 года, когда была основана Aeroput , первая гражданская авиакомпания в Югославии. Их первый международный рейс состоялся в 1929 году между Белградом и Грацем . [ 6 ] В 1937 году расширение международных маршрутов и увеличение количества пассажиров позволило Aeroput приобрести Lockheed Model 10 Electra . Aeroput продолжал работать до начала Второй мировой войны . JAT Югославские авиалинии были запущены 1 апреля 1947 года и заменили Aeroput в 1948 году. Название было изменено на Jugoslovenski Aerotransport (сокращенно JAT ; «Югославский воздушный транспорт»), затем на JAT Yuglavian Airlines и, наконец, на Jat Airways 8 августа 2003 года. [ 7 ]

JAT – Югославские авиалинии

[ редактировать ]

В 1946 году стало очевидно, что югославские ВВС не могут участвовать в послевоенном наращивании гражданской авиации страны. Следовательно, велась подготовка к созданию авиатранспортной компании. Три Douglas C-47 Skytrain и три Junkers Ju 52 были переоборудованы для перевозки пассажиров. 1 апреля 1947 года авиакомпания была официально переименована в Jugoslovenski Aerotransport ( JAT ).

В 1949 году Югославия оказалась в тяжелом международном положении: она была изолирована как Западом, так и Востоком. Это привело к дальнейшему нормированию топлива, трудностям с закупкой запасных частей и отмене всех рейсов по направлениям Восточной Европы. JAT была вынуждена выжить на шести внутренних линиях. Когда Югославия повернулась на Запад, со Swissair было заключено соглашение об открытии маршрута Белград- Цюрих , который был открыт 24 августа 1949 года. В 1949 году деятельность компании ознаменовалась стагнацией, поскольку объем перевозок был значительно ниже потенциала парка и транспортных потребностей страны. . Однако 1954 год стал во многом поворотным. Самолеты Convair CV-340 и Convair CV-440 Metropolitan были закуплены для ближне- и среднемагистральных маршрутов, после чего Douglas DC-3 использовался только на внутренних маршрутах. Вскоре после этого были открыты многочисленные международные и внутренние маршруты. шесть самолетов Ил-14М В 1957 году было закуплено . В 1959 году JAT приобрела несколько самолетов Douglas DC-6B для дальних маршрутов. [ 7 ]

Реактивный возраст

[ редактировать ]

первый самолет Sud Aviation Caravelle В 1963 году к флоту JAT присоединился . В 1969 году прибыл первый McDonnell Douglas DC-9-32 (из 16), за ним последовали Boeing 707 в 1970 году, McDonnell Douglas DC-10 в 1971 году (из 7), а в 1974 году - первые два (из девяти) Boeing 727. -200 с . [ 8 ] [ 9 ]

1970-е годы

[ редактировать ]

Дальнемагистральные маршруты в Северную Америку, Австралию и на Дальний Восток выполнялись на самолетах Boeing 707 , представленных в 1970 году.

В 1975 году Белград соединился с Карачи , Сингапуром и Сиднеем . [ 10 ] три совершенно новых Боинга 727 В том же году были представлены . В 1976 году флот насчитывал 4 Boeing 707 , 13 McDonnell Douglas DC-9 , 3 Boeing 727 , 5 Caravelle и один Convair .

В 1976 году к флоту присоединились еще два Боинга 727 , всего пять. В том же году Белград был соединен с Нью-Йорком , Мальтой , Багдадом , Кувейтом и Дамаском . Все «Каравеллы» были выведены из состава флота, а линия на Карачи была прекращена. В том году у JAT было почти три миллиона пассажиров. [ 10 ]

новые маршруты в Мадрид и Лион В 1977 году были открыты .

В 1978 году был приобретен широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10-30 (который был выбран вместо Boeing 747-200 ), чтобы заменить Boeing 707 на дальнемагистральных маршрутах, хотя 707 оставались в эксплуатации до 1980-х годов на разовых маршрутах. чартеры и самолеты на замену регулярным рейсам. За покупкой DC-10-30 через несколько лет последовала покупка среднемагистрального самолета. [ 8 ] В том же году был добавлен новый маршрут в Пекин.

В 1979 году JAT перевезла почти 4 миллиона пассажиров. [ 10 ]

1980-е годы

[ редактировать ]

В 1980 году был открыт маршрут Белград – Чикаго. еще двумя новенькими Боингами 727 Парк пополнился .

В 1981 году Кливленд был добавлен в качестве остановки на маршруте Белград – Чикаго. В том же году парк JAT насчитывал 28 самолетов: 2 DC-10 , 13 DC-9 , 4 Boeing 707 и 9 Boeing 727 . [ 10 ]

В 1983 году Джат открыл новые маршруты в Алжир и Салоники и прекратил маршрут в Пекин.

В 1984 году был открыт маршрут Белград – Торонто. Джат был официальным перевозчиком и спонсором зимних Олимпийских игр 1984 года .

В 1985 году JAT стала первой европейской авиакомпанией, купившей Боинг 737-300 . В те годы компания перевозила пять миллионов пассажиров ежегодно и обслуживала 80 направлений на пяти континентах (19 внутренних, 45 среднемагистральных и 16 дальнемагистральных). JAT также построила большой ангар для размещения широкофюзеляжных самолетов и стенд для испытаний реактивных двигателей в своем хабе в Белграде. В том же году Бомбей и Калькутта были соединены с Белградом.

В 1987 году Белград был связан с Мельбурном, Пертом, Монреалем, Лос-Анджелесом и Гонконгом. Прибыль в том году составила 205 миллионов долларов. [ нужна ссылка ] [ сомнительно обсудить ]

1990-е годы

[ редактировать ]

В 1992 году Социалистическая Федеративная Республика Югославия распалась, что привело к югославским войнам . JAT был вынужден остановить все внутренние перевозки. 20 мая 1992 года Организация Объединенных Наций ввела санкции против Югославии. Впервые со времен Второй мировой войны в Югославии были принудительно прекращены международные перевозки. Этому предшествовало решение Германии и Италии прекратить любое сообщение с Югославией: 21 декабря 1991 г. - Германия, крупнейший рынок для JAT в Европе, с семью рейсами в день и валовой годовой прибылью в 40 миллионов немецких марок, за ней 10 декабря следовала Италия. Январь 1992 года. 2 мая 1992 года США ввели эмбарго на воздушное сообщение с Югославией: последние рейсы JAT в США были в Чикаго и Нью-Йорк. Руководство JAT решило перенаправить дальние рейсы из Северной Америки в Канаду. Однако Канада быстро последовала этому примеру и запретила въезд в страну всех рейсов JAT, прекратив все операции JAT через Северную Атлантику.

В то время JAT выполняла только внутренние рейсы между Белградом , Подгорицей , Тиватом , Нишем , Приштиной и — в течение очень короткого времени — аэропортом Ужице-Поникве . В 1994 году JAT возобновила часть своих международных услуг. В 1998 году JAT заказала восемь самолетов Airbus A319 . Президент Слободан Милошевич воспринял это как политический трюк . [ 11 ] Первоначальной датой поставки был июнь 2000 года, но эта дата была отложена до тех пор, пока Airbus не выплатил в общей сложности 23,5 миллиона долларов, в то время как JAT надеялась переключить сделку на другую авиакомпанию. Вскоре после этого все полеты были отменены, поскольку Европа ввела новый запрет, а Союзная Республика Югославия подвергалась бомбардировкам в течение 78 дней во время войны в Косово . [ 8 ]

В апреле 2000 года генеральный директор Жика Петрович был застрелен перед своим домом в Белграде . [ 8 ]

Международные санкции были сняты в 2000 году, и JAT возобновила регулярные полеты. Чтобы отпраздновать переезд, который совпал с реструктуризацией страны из Союзной Республики Югославии в Сербию и Черногорию , 8 августа 2003 года югославские авиалинии JAT изменили свое название на Jat Airways. В 2004 году базирующаяся в Белграде авиакомпания Intair Link Airlines была объединена с Jat, через год после Intair Link. начал службу. [ 12 ] Джат продал свой последний DC-10-30 24 июня 2005 года французской компании TAT Industries. В течение 2005 года компания также отказалась от всех оставшихся самолетов Boeing 727 и DC-9 . Последний годный к полетам DC-9-32 из Объединенных Арабских Эмиратов был передан в аренду компании Eastern SkyJets .

К тому времени Jat Airways не была членом каких-либо альянсов или партнерств, но осуществляла код-шеринг на некоторых маршрутах с Adria Airways , Аэрофлотом , Air France , Alitalia , Austrian Airlines , B&H Airlines , KLM , LOT Polish Airlines и TAROM .

Jat Airways представила свою систему онлайн-бронирования в сентябре 2006 года и электронные билеты в апреле 2007 года. 17 июня 2007 года Jat Airways отметила 80-летие своей деятельности. В 2007 и 2008 годах авиакомпания получила награду как один из пяти лучших брендов Сербии. Они также получили награду за свою телевизионную рекламу, посвященную 80-летию службы. [ 13 ] 3 июля 2008 года авиакомпания Jat Airways восстановила воздушное сообщение с соседней Хорватией после 17-летнего отсутствия. [ 14 ]

В 2012 году компания Jat отпраздновала свое 85-летие и начала ремонт салонов бизнес- и эконом-класса, одновременно вводя новую программу для часто летающих пассажиров. [ 15 ]

Попытки приватизации

[ редактировать ]

Правительство Сербии предприняло две безуспешные попытки приватизировать Jat Airways в 2008 и 2011 годах. [ 16 ]

16 января 2008 года правительство Сербии объявило о продаже 51% акций авиакомпании. [ 17 ] Стартовая цена за 51% акций авиакомпании составляла 51 миллион евро и была снижена с объявленных ранее 150 миллионов евро в целях повышения интереса. [ 18 ] Тендер был отменен после того, как ни одна компания не представила свое предложение в установленный срок.

В 2011 году правительство Сербии объявило, что создаст преемницу Jat Airways со стратегическим партнером. Новая авиакомпания возьмет на себя все активы Jat, соглашения о совместном использовании самолетов, самолеты и слоты в аэропортах. [ 19 ] Baltic Aviation Systems была единственной компанией, которая приобрела тендерную документацию, но решила не развивать партнерство дальше. [ 20 ] Тендер снова был отменен из-за отсутствия заинтересованных покупателей.

Стратегическое партнерство с Etihad Airways

[ редактировать ]

Сербии В марте 2013 года министр финансов Младан Динкич отправился в Абу-Даби , чтобы предложить Etihad Airways приобрести долю в Jat, чтобы обновить свой флот. [ 21 ] [ 22 ] В апреле было подтверждено, что Etihad включила Белград в свое летнее расписание в рамках инициативы стать совладельцем Jat вместе с правительством Сербии. [ 23 ] В средствах массовой информации широко предлагается покупка 49% акций Jat компанией Etihad, что зависит от того, будет ли подписан меморандум о взаимопонимании (MoU) с правительством Сербии, возможно, в мае 2013 года. [ 24 ] [ 25 ] 17 июня 2013 года был подписан меморандум о взаимопонимании с Etihad и правительством Сербии об изучении возможности инвестирования в акционерный капитал Jat Airways. [ 26 ]

1 августа 2013 года правительство Сербии и Etihad Airways официально подписали соглашение, согласно которому деятельность авиакомпании будет реорганизована и переименована в Air Serbia , компанию, в которой правительству Сербии будет принадлежать 51% акций, а Etihad Airways будет владеть 49%. [ 27 ] Etihad Airways также получила права управления авиаперевозчиком на первоначальный пятилетний период. [ 27 ]

К тому времени в Сербии был только один авиаперевозчик — с пакетом акций Jat Airways, компания со своим уставом, советом директоров и органами управления. Air Сербия является результатом соглашения о стратегическом партнерстве между Etihad Airways и Jat Airways, которое обязывает компанию выполнять нормативные требования, и было зарегистрировано в Агентстве бизнес-регистров (APR). Впоследствии Jat Airways сменила название на Air Serbia, а все остальное осталось без изменений, продолжая оставаться акционерным обществом, коммерческой организацией, зарегистрированной в АТР, со всеми правами и обязанностями Jat Airways. В тот момент Jat Airways работала на полную мощность и выполняла обязательства по регулярным и чартерным пассажирским перевозкам, предусмотренные ее бизнес-планом на 2013 год. [ 28 ]

Югославские авиалинии

[ редактировать ]

Когда название «Югославские авиалинии» впервые появилось на самолетах в 1950 году, авиакомпания имела простую, преимущественно белую окраску . В эти годы на хвосте был югославский флаг, а на корпусе надпись « Югословенский аэротранспорт» . Вскоре после этого авиакомпания сменила свою окраску и добавила логотип на хвостовую часть с яйцом в форме красного яйца на хвосте, на котором белым было написано JAT, логотип сохранялся до конца периода СФР Югославии. Остальная часть хвоста была синей, а на фюзеляже красной надписью «Югославские авиалинии». Вариации этой ливреи существовали в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. Самым большим изменением в этот период стало то, что первые самолеты Боинг 737-300 прибыли с серебристым корпусом и остались таковыми, с добавлением только логотипа и базовой окраски.

JAT Югославские авиалинии

[ редактировать ]
Логотип авиакомпании использовался с 1963 по 1994 год.

С возобновлением международных рейсов в 1994 году после двух лет экономических санкций JAT представила новую ливрею и корпоративный имидж. Была принята «евро-белая» ливрея, а центральным элементом стал новый хвостовой логотип, который содержал стилизованный югославский флаг, белый цвет которого был представлен парой белых крыльев, причем большее крыло символизировало Сербию и меньшее Черногорию. Впервые слово JAT было написано на самолете маленькими синими буквами. Слова «Югословенский аэротранспорт» были написаны на правом борту, а «Югославские авиалинии» на левом борту, и они были написаны серебряным курсивом. В 1996 году ливрея была немного изменена: JAT был окрашен в размер рекламного щита спереди с небольшим югославским флагом в букве «А» в JAT. За это время в результате обширной аренды самолетов компанией JAT большинство самолетов полностью лишились хвостового логотипа. В 2001 году ливрея была снова обновлена: флаг в заголовках рекламных щитов исчез, а слова «Югославские авиалинии» и «Югославские авиалинии» Югословенский Аэротранспорт окрашен в синий цвет с использованием того же шрифта, что и основной логотип. Не все самолеты получили это обновление, поскольку ливрея была снова обновлена ​​с введением нового названия «Jat Airways».

Джат Эйрвэйз

[ редактировать ]

20 марта 2003 года авиакомпания сменила название на Jat Airways. [ 29 ] Был проведен национальный конкурс на разработку нового логотипа и ливреи. На хвосте победившего дизайна было три точки: синяя, красная и синяя. На фюзеляже самолета было большое название Jat Airways: Jat красного цвета, а Airways синего. Новым логотипом стало название Jat Airways, написанное с тремя точками синего, красного и синего цвета после него. Jat Airways покрасила в эти цвета только один самолет — Боинг 737-300 .

Jat начала красить свои самолеты в белый цвет, и в 2006 году большинство самолетов были белыми с небольшим логотипом Jat Airways. В декабре 2006 года авиакомпания решила вернуться к точечной окраске. К августу 2007 года все самолеты были покрашены. Ливрея немного отличается от предыдущей точечной ливреи. У него есть точки на хвосте, но маленькие названия Jat остаются, а не большой логотип Jat Airways на фюзеляже. [ нужна ссылка ]

Хронология ливрей Jat Airways
1950–1963 гг.
1963–1994
1963–1994
Специальная серебристая окраска, эксклюзивная для модели 737.
1994–2003
2003–2006
2006–2013

Направления

[ редактировать ]

Соглашения о совместном использовании кодов

[ редактировать ]

Jat Airways имела соглашения о код-шеринге со следующими авиакомпаниями: [ 30 ]

Джат Кейтеринг

[ редактировать ]
Самолет Jat Airways ATR 72-201 в аэропорту Белграда Никола Тесла

Jat Catering — дочерняя компания Jat Airways, предоставляющая бортовое питание для Jat Airways. Офисы и кухни Jat Catering расположены в промышленной зоне белградского аэропорта Никола Тесла . Jat Catering предлагает специальные блюда для вегетарианцев, веганов и детей ясельного возраста.

На борту

[ редактировать ]

Самолеты Jat Airways оснащены двухклассной компоновкой. В самолете Боинга у Джата есть секция бизнес-класса и секция эконом-класса. На самолетах ATR 72 авиакомпания предлагает одноклассную конфигурацию эконом-класса с секцией бизнес-класса, которая раньше располагалась сзади, удаленной в середине 2008 года. Каждый пассажир получает бесплатный экземпляр бортового журнала Джата «Jat Airways Review». Все напитки, еда и товары беспошлинной торговли доступны во время полета.

  • Джат Бизнес-класс

Включает экземпляр журнала Jat Airways Review , большие черные кожаные сиденья с ограниченными возможностями наклона и столики для безбилетных пассажиров. С августа 2012 года сиденья бизнес-класса будут постепенно заменяться серыми кожаными сиденьями эконом-класса. Однако среднее сиденье останется незанятым для большего пространства для ног и комфорта.

  • Джат Эконом-класс

Включает экземпляр журнала Jat Airways Review , темно-синие кожаные сиденья с ограниченной возможностью наклона и столики для безбилетных пассажиров. С августа 2012 года авиакомпания начала реконструкцию салона эконом-класса Боинга 737-300 с заменой сидений на серые кожаные.

Часто летающий пассажир

[ редактировать ]

Extra Flight Club — это программа для часто летающих пассажиров Jat Airways . Программа работает так, что пассажиры регистрируются каждый раз, когда летят с Jat, получая взамен бонусные баллы. После набора соответствующего количества баллов пассажирам выдается бесплатный билет.

Jat Airways организует индивидуальные и групповые чартерные рейсы на всех типах самолетов Jat Airways, как внутренних, так и международных. Пользователями этого сервиса являются туристические агентства, спортивные команды и болельщики, творческие коллективы и ансамбли, а также участники конгрессов и ярмарок. Большинство чартеров осуществляется в летнее время на курорты Греции, Турции, Египта, Туниса, Испании, Италии, Португалии, Франции и Болгарии.

Jat Airways предлагает грузовые перевозки по всем направлениям своей сети, включая специальные грузовые рейсы в Подгорицу и Тиват в Черногории, а также пассажирские рейсы.

Джат Технология

[ редактировать ]

Юридически отдельная компания от Jat Airways, Jat Tehnika предоставляет услуги и техническое обслуживание флоту Jat и другим авиакомпаниям, таким как Jet2.com.

Самолет Jat Airways ATR 72-202 в аэропорту Белграда Никола Тесла

На момент ребрендинга и до прекращения деятельности под старым названием в октябре 2013 года парк Jat Airways состоял из следующих самолетов: [ 32 ]

Флот Jat Airways
Самолет Во флоте Заказы Пассажиры Примечания
Дж И Общий
АТР 72-202 3 0 0 66 66
АТР 72-500 [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] 2 0 0 70 70
Боинг 737-300 10 0 8 126 134 Две единицы хранятся в запасных частях. [ 39 ]
2 0 12 110 122 Арендовано у Bulgaria Air [ 40 ]
Общий 17 0

Исторический флот

[ редактировать ]
JAT Sud Aviation SE-210 Caravelle VI-N в аэропорту Дюссельдорфа , июнь 1973 года.
JAT Югославских авиалиний Боинг 727 в классической ливрее в аэропорту Цюриха, 1995 год.
JAT Югославские авиалинии BAC One-Eleven в аэропорту Дюссельдорфа , ноябрь 1989 г.

На протяжении многих лет Jat Airways (JAT Yuglav Airlines) эксплуатировала следующие типы самолетов:

Исторический флот JAT Yuglav Airlines и Jat Airways с 1947 года.
Самолет Представлено Ушедший на пенсию Примечания
АТР 42-300 1987 1990
АТР 72-201 1991 2011
Боинг 707-300С 1971 1988
Боинг 707-321 1970-е годы 1980-е годы
Боинг 707-340С 1970-е годы 1980-е годы
Боинг 707-351С 1970-е годы 1980-е годы
Боинг 727-200 1974 2005
Боинг 737-300 1985 2021 Вышел на пенсию 17 февраля 2021 г. [ 41 ]
Боинг 737-400 2003 2010 Арендовано у Air One и US Airways.
Конвэйр CV-340 1950-е годы 1960-е годы
Convair CV-440 Метрополитен 1950-е годы 1960-е годы
Дуглас C-47 Skytrain 1947 1950-е годы
Дуглас DC-3 1947 1950-е годы
Дуглас DC-6 B 1958 1975 Личный транспорт Иосипа Броз Тито [ 42 ]
Ильюшин Ил-14 М 1950-е годы 1960-е годы
Юнкерс Ю 52 1947 1950-е годы
Локхид L-1011-500 ТриСтар 1989 1989 В аренде у Royal Jordanian
Макдоннелл Дуглас DC-9-32 1969 2005
Макдоннелл Дуглас DC-10-30 1978 2005
Ромбак 1-11-561RC 1990 1990 В аренде у ТАРОМ
Sud Aviation SE-210 Каравелла VI-N 1963 1976

Разнообразный

[ редактировать ]

The Aeroput MMS-3 (reg. as YU-SAR) [ 43 ] стал первым пассажирским самолетом, спроектированным и произведенным в Сербии в 1934 году под торговой маркой Aeroput. Также компания Aeroput заказала два самолета Spartan Cruiser II и лицензию на строительство дополнительных самолетов того же типа. В 1935 г. один Cruiser II (рег. Ю-САП). [ 44 ] был построен по лицензии Spartan для Aeroput авиастроительной компанией Zmaj в Земуне . [ 45 ]

В 1953 году JAT начала организовывать свои полеты с введения кодов полетов. Первый код, JU720, использовался на маршруте Белград Загреб Любляна , а обратный рейс имел код JU721. [ 46 ]

В конце августа 1959 года JAT перевезла миллионного пассажира с момента основания компании в 1927 году. [ 46 ]

Бывшая стюардесса JAT Весна Вулович является мировым рекордсменом по выживанию в свободном падении без парашюта , когда она упала с высоты 10 160 метров (33 330 футов) после того, как самолет, на котором она находилась, был уничтожен бомбой. [ 47 ]

JAT Boeing 707-321 (YU-AGA) совершил кругосветный полет. Начиная с 10 ноября 1974 года, полет занял 19 дней по маршруту Белград Бейрут Бомбей Сингапур Токио Гонолулу Лос-Анджелес Нью-Йорк Лондон Белград . [ 46 ]

13 февраля 1978 года Мария Тодев родила ребенка в самолете Боинг 707 (YU-AGI) рейсом Jat Белград — Сидней . Мальчика назвали Джатко. [ 46 ]

В 1978 году был приобретен широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10-30 (который был выбран вместо Boeing 747-200 ), чтобы заменить Boeing 707 на дальнемагистральных маршрутах, хотя 707 оставались в эксплуатации до 1980-х годов на разовых маршрутах. чартеры и самолеты на замену регулярным рейсам. [ 46 ]

состоялся первый в мировой истории авиации аукцион картин 16 февраля 1979 года в самолете JAT DC-10 (YU-AMA) на регулярном рейсе Белград Загреб Нью-Йорк . [ 46 ]

Jat Airways была первым эксплуатантом самолетов Boeing 737-300 в Европе. Он прибыл в белградский аэропорт Никола Тесла 8 августа 1985 года под позывным YU-AND. [ 48 ] Этот самолет был выведен из эксплуатации в феврале 2020 года и ожидает консервации. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]

Jat Airways должна была стать первым эксплуатантом самолета McDonnell Douglas MD-11 . Однако из-за распада Югославии и введения санкций против Сербии самолеты так и не были поставлены. [ 46 ]

В 1985 году рейс югославских авиалиний JAT забрал Абу Аббаса в Риме , Италия , когда он просил политического убежища в Югославии после того, как власти США потребовали его ареста. [ 52 ]

В 2002 году компания использовала свой флот для миссий ООН в Демократической Республике Конго во время Второй войны в Конго . [ 53 ]

JAT начала свою кампанию по борьбе с курением с запрета курения на внутренних рейсах в 1987 году. С 5 апреля 2002 года курение запрещено на всех рейсах Jat. [ 46 ]

одной из самых безопасных авиакомпаний Европы В 2004 году Jat Airways была названа IATA . Пилоты Jat Airways считаются одними из самых подготовленных пилотов в мире. [ 54 ]

Тело бывшего президента Слободана Милошевича было перевезено в Сербию для захоронения регулярным коммерческим рейсом Jat Airways из Амстердама 15 марта 2006 года. [ 55 ]

С 1994 года Jat Airways использует следующие лозунги: «В надежных руках» ( U sigurnim rukama ) [2010 – настоящее время] , «Лучший полет с Джатом» ( Najbolji lete «Jatom» ) [2007–2010] и «Больше, чем полет» ( Više od letenja). ) [1994–2007] [ 46 ]

19 января 2008 года в самолете Ята Боинг 737-300 на регулярной линии Белград — Стокгольм на высоте 10 000 метров женился на Биргитте Берглунд из Швеции и Предраге Марковиче из Сербии. Молодожены с шампанским, георгиевским стихотворением (Джурджевдан), тортом, аплодисментами и поздравлениями 117 пассажиров рейса JU374, роковым словом сказали «да» в присутствии крестных Лелы Ристич из Медиа-центра «Ят» и Весны Йованович, стюардессы – казначей. [ 56 ]

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
Могила бортпроводницы Ясмины Каранчич, погибшей в результате катастрофы 11 сентября 1973 года.
Фатальный
Дата Тип самолета Погибшие Описание
26 января 1972 г.
27
Рейс JU 367 McDonnell Douglas DC-9-32 был уничтожен в полете бомбой на борту. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] бортпроводница Весна Вулович . Из 28 пассажиров и членов экипажа на борту 27 погибли, единственной выжившей стала [ 60 ]
11 сентября 1973 г.
41
Рейс JU 769 — последняя авиакатастрофа JAT, повлекшая за собой человеческие жертвы. Самолет врезался в пик Бабин Зуб на Маганик горе недалеко от Подгорицы на высоте 6300 футов при снижении с высоты 9000 до 6000 футов в условиях IMC во время полета из Скопье в Титоград (сегодня известный как Подгорица), в результате чего погиб весь 41 пассажир и член экипажа на борту. Предположительно, самолету было дано указание начать снижение, хотя самолет не был виден на радарах (которые в то время якобы работали плохо), а персонал диспетчерской вышки в аэропорту Подгорицы не смог установить визуальный контакт с самолетом. На момент полета на диспетчерской вышке в Подгорице не было квалифицированного персонала. [ 61 ]
Нефатальный
Дата Тип самолета Погибшие Описание
23 ноября 1974 г.
Никто Самолет разбился в 1 миле от взлетно-посадочной полосы после потери визуального контакта при заходе на посадку в белградском аэропорту Сурчин . Никто из 50 пассажиров не пострадал.
16 августа 1980 г.
Никто Самолет пролетел над взлетно-посадочной полосой 26 стокгольмского аэропорта Арланда и приземлился во время грозы, в результате чего несколько шин лопнуло и во все четыре двигателя попала грязь. Погибших в результате инцидента не было. [ 61 ]
4 октября 2009 г.
Никто Самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы стамбульского аэропорта Ататюрк при приземлении на пути из Белграда на 50 метров. Все 125 пассажиров и шесть членов экипажа были благополучно эвакуированы. [ 63 ]

Генеральные директора (1990–2013)

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Jat Airways – История» . jat.com. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 8 августа 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Основные данные консолидированного финансового отчета за 2013 год. . Сербское агентство коммерческих реестров (на сербском языке) . Проверено 18 июня 2014 г.
  3. ^ «Справочник: Мировые авиалинии». Рейс Интернешнл . 3 апреля 2007 г. с. 97.
  4. ^ «Etihad Airways и правительство Сербии объявляют о стратегическом партнерстве» . Этихад Эйруэйз. Архивировано из оригинала 5 августа 2013 года . Проверено 6 августа 2013 г.
  5. ^ «Брифинг для сотрудников Air Сербии» . new.livestream.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 1 августа 2013 г.
  6. ^ Джат Эйрвэйз. «Историят» (на сербском языке).
  7. ^ Jump up to: а б Джат Эйрвэйз. «Аэропут Историят» (на сербском языке).
  8. ^ Jump up to: а б с д jatairways.com (старый сайт – больше не доступен). «ДЖАТ: 80 лет» .
  9. ^ «Справочник мировых авиакомпаний» . Рейс Интернешнл . 28 мая 1988 г. с. 33.
  10. ^ Jump up to: а б с д Берге, Ян М. Дни славы: национальная авиакомпания Югославии через коммунизм, 1947–1987 гг . ISBN  9788691707101 . Проверено 12 декабря 2014 г.
  11. ^ «Джат начинает обновление флота» . exyuaviation.blogspot.com. 3 июня 2009 года . Проверено 7 октября 2012 г.
  12. ^ «Авиакомпании – Сербия» . www.airlineshistory.co.uk . Проверено 15 октября 2017 г.
  13. ^ «Jat Airways – просмотр отдельных новостей» . Jat.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года . Проверено 7 октября 2012 г.
  14. ^ «Джат летит в Пулу с 3 июля» (на сербском языке). Б92. 4 июня 2008 г. Проверено 7 октября 2012 г.
  15. ^ «Джат представляет новый интерьер кабины» . exyuaviation.blogspot.com. 24 июля 2012 года . Проверено 7 октября 2012 г.
  16. ^ Вечерние новости. «Джат идет два года» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года.
  17. ^ «Тендер на Джат до апреля» . Привредни преглед (на сербском языке). 16 января 2008 года . Проверено 30 ноября 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  18. ^ «Приватизация Jat Airways: начинается тендер – стартовая цена 51 миллион евро» . exyuaviation.blogspot.com .
  19. ^ «Новая национальная авиакомпания» (на сербском языке). Радио Телевидение Сербии. 16 апреля 2010 года . Получено 7 октября.
  20. ^ «Новый Джат» . exyuaviation.blogspot.com .
  21. ^ «Мрконич: Слава Динкичу, если он нашел партнера для JAT!» (на сербском языке). Вспышка. 28 марта 2013 г.
  22. ^ Дэниел Шейн (25 марта 2013 г.). «Сербская компания Jat Airways предлагает миноритарную долю Etihad» . ArabianBusiness.com.
  23. ^ «ЭКСКЛЮЗИВ: Этихад – подробности матча Джата» . Авиационный блог Ex-Yu. 12 апреля 2013 г.
  24. ^ «JAT соглашается на маркетинговый альянс с Etihad» . airwise.com. 15 апреля 2013 г.
  25. ^ «Jat Airways и Etihad сделали первый шаг к партнерству» . Б92. 15 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2013 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
  26. ^ EX YU Aviation News: ОБНОВЛЕНО Etihad объявляет о возможных инвестициях в акционерный капитал Jat - 17 июня 2013 г.
  27. ^ Jump up to: а б «Etihad Airways и правительство Сербии объявляют о стратегическом партнерстве для обеспечения будущего сербской национальной авиакомпании» (пресс-релиз). Этихад Эйруэйз. Архивировано из оригинала 5 августа 2013 года . Проверено 6 августа 2013 г.
  28. ^ «Джат не умер, Джат жил : Экономика : ПОЛИТИКА» . политика.рс . Проверено 12 декабря 2014 г.
  29. ^ «Югословенский аэротранспортный постао JAT ervejz» (на сербском языке). Б92. 20 марта 2003 года . Проверено 7 октября 2012 г.
  30. ^ «Lufthansa прекращает сотрудничество с Jato» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2013 года.
  31. ^ «Air France и Jat повторно заключают соглашение о совместном использовании кодов» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 года.
  32. ^ «Джат Эйрвэйз Флот» . Jat.com. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 года . Проверено 7 октября 2012 г.
  33. ^ «Датский регистр гражданских самолетов — OY-CJT — Aeritalia/SNIAS ATR 72-500 (72-212A)» .
  34. ^ История аренды Alitalia (управляется Carpatair) ATR 72-212A (YR-ATR)
  35. ^ «Датский регистр гражданских самолетов — OY-NAB — Aeritalia/SNIAS ATR 72-500 (72-212A)» .
  36. ^ «Авиокарта.net — Еще один арендованный ATR для Джата вылетел в Белград» . Авиокарта.нет . 11 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 6 сентября 2013 г.
  37. ^ «Jat Airways ATR 72-212A(500) YU-ALU, бывший представитель Executive Airlines (American Eagle) N536AT» . Архивировано из оригинала 21 августа 2014 года . Проверено 20 августа 2015 г.
  38. ^ "Фото Alitalia Aerospatiale ATR-72-212A N536AT" .
  39. ^ «Aviokarta.net – Jat Airways с сегодняшнего дня будет летать всего на семи самолетах» . Авиокарта.нет . 19 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 г.
  40. ^ «Джат узима на лизинге два авиана» . gdeinvestirati.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
  41. ^ «[ЭКСКЛЮЗИВ] Air Сербия выводит из эксплуатации 737 самолетов – конец 36-летней карьеры» . Танго Шесть (на сербском языке). 17 февраля 2021 г. Проверено 4 октября 2021 г.
  42. ^ «Летающие быки - История DC-6B» . Flybulls.at . Проверено 13 ноября 2013 г.
  43. ^ «Mms3.JPG (425x302 пикселей)» . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 17 ноября 2009 г.
  44. ^ «ImageShack — Страница изображения» . ИмиджШак . Архивировано из оригинала 20 июля 2012 года.
  45. ^ aeroflight.co.uk. «Югославия – авиационная промышленность» . Aeroflight.co.uk . Проверено 7 октября 2012 г.
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «ДЖАТ: 80 лет» .
  47. ^ Патрик Мондаут. «Стюардесса выжила при крушении на высоте 33 000 футов» .
  48. ^ «Факты, даты и история самолета Boeing 737» . Flightlevel350.com. Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 7 октября 2012 г.
  49. ^ «JAT Airways Ю-И (Боинг 737 — MSN 23329) | Авиация Воздушных Флотов» . Проверено 23 апреля 2011 г.
  50. ^ «Фотографии самолетов | Airliners.net» . Проверено 23 апреля 2011 г.
  51. ^ «Самому старому в мире пассажиру 737-300, находящемуся в эксплуатации, исполняется 35 лет» . 20 декабря 2020 г.
  52. ^ Майкл Уайт, Кэмпбелл Пейдж и Барни Петрович. «США сорваны: захват «лидера» исчез | Мировые новости | Guardian.co.uk» . Хранитель . Проверено 7 октября 2012 г.
  53. ^ «Фотографии: фотографии самолета McDonnell Douglas DC-10-30» . Авиалайнеры.нет. 20 июня 2002 года . Проверено 7 октября 2012 г.
  54. ^ «Jat получает второй сертификат IOSA» . Jat.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года . Проверено 7 октября 2012 г.
  55. ^ «Тело Милошевича прибыло в Белград» . США сегодня. Ком. 15 марта 2006 г. Проверено 7 октября 2012 г.
  56. ^ «Jat Airways – Пресс-релиз новостей: Свадьба на самолете Jat Airways» . Архивировано из оригинала 7 октября 2013 года . Проверено 23 апреля 2011 г.
  57. ^ «Крушение самолета JAT: ЦРУ защитило террористов» .
  58. ^ «7 крупнейших терактов в истории Югославии» .
  59. ^ «Югославия скрыла имя террориста, взорвавшего самолет Джата» .
  60. ^ «Самое долгое падение выжило» . Thelongandtheshort.com. Архивировано из оригинала 24 августа 2007 года . Проверено 7 октября 2012 г.
  61. ^ Jump up to: а б Ричард Кебабджян. «Авиакомпанией/оператором» .
  62. ^ «Боинг 737-300 авиакомпании Jat Airways вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы в Стамбуле» . Полет Глобал . Проверено 4 октября 2009 г.
  63. ^ Агентство новостей Анатолии. «Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Стамбула» .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Компания, которая сегодня известна как Jat Airways, была основана как JAT Югославские авиалинии в январе 1947 года. Она придерживается традиций Aeroput , югославской национальной авиакомпании, основанной в 1927 году, которая приостановила все рейсы в начале Второй мировой войны в Югославии. в апреле 1941 года. После войны «Аэропут» возобновила работу 2 июля 1945 года, когда общее собрание акционеров избрало первое послевоенное руководство компании. На встрече присутствовали делегаты нового правительства Демократической Федеративной Югославии (ДФЮ), в том числе глава государства Иван Рибар , который был довоенным акционером и членом совета директоров. Разрешение на работу было фарсом, поскольку коммунистическое правительство приняло декрет, запрещающий частные акционерные общества. 24 декабря 1948 года «Аэропуть» была ликвидирована, а все ее имущество, пилоты и механики были переданы новой авиакомпании. Таким образом, Jat Airways считала Aeroput своим историческим предшественником и поэтому часто называла 1927 год датой своего основания.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Jat Airways, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be4e9be47f502beeee03645c9ddc08bf__1720109400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/bf/be4e9be47f502beeee03645c9ddc08bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jat Airways - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)