ТАБСО, рейс 101
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2012 г. ) |
![]() ТАБСО Ил-18, похожий на аварийный самолет | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 24 ноября 1966 г. |
Краткое содержание | Управляемый полет на местности , плохая погода и ошибка пилота , официальная причина не установлена. |
Сайт | Братислава , Чехословакия 48 ° 14'40 "N 17 ° 09'55" E / 48,24444 ° N 17,16528 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Ильюшин Ил-18 Б |
Оператор | ТАБСО |
Регистрация | ЛЗ-Я |
Оккупанты | 82 |
Пассажиры | 74 |
Экипаж | 8 |
Погибшие | 82 |
Выжившие | 0 |
Рейс 101 TABSO был регулярным рейсом болгарской национальной авиакомпании из Софии , Болгария, через Будапешт , Венгрия, и Прагу , Чехословакия (сегодняшняя Чехия), в Восточный Берлин в Германской Демократической Республике (сегодняшняя Германия). Служба выполнялась на флагманском оборудовании авиакомпании 1960-х годов — Ил -18Б авиалайнере . В четверг, 24 ноября 1966 года, самолет потерпел крушение недалеко от Братиславы , столицы Словакии (тогда входившей в состав Чехословакии ), в результате чего погибло 82 человека. Катастрофа остается самой смертоносной авиационной катастрофой в Словакии. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В день катастрофы рейс 101 выполнял авиалайнер Ил-18Б с регистрационным номером LZ-BEN. Он был изготовлен в январе 1964 года ( заводской номер 7101) и принят ТАБСО 22 января того же года. На момент аварии в каких-либо происшествиях не участвовал и обслуживался в соответствии с графиками завода-изготовителя.
В состав экипажа входил командир ( капитан ) Любомир Тодоров Антонов, 41 год, общий налет 11 959 часов. Он был одним из самых высокопоставленных командиров Ил-18 TABSO, получив командование этим типом в июле 1962 года, примерно через месяц после его ввода в эксплуатацию его авиакомпании. Антонов сдал квалификационный Двумя днями ранее экзамен. Он был хорошо знаком с аэропортом Братиславы и до этого работал там 11 раз. Вторым пилотом ( первым помощником ) был Светомир Димитров Шакаданов, 36 лет, налет 5975 часов. Накануне он прошел проверку квалификации. Штурманом был специалист первого класса штурман Слави Стефанов Томаков. Радиотелеграфист - Никола Александров Тасев, 36 лет, налет 3160 часов. Бортовым механиком был Стоян Тодоров Рангелов, 42 года, налет 3602 часа. В состав бортпроводников входили стюардессы Мария Иванова, Светла Георгиева (также известная как Светла Маринова, вышедшая замуж 18 днями ранее за Ивана Славкова ) и Виолина Стоичкова.
Национальность | Летальные исходы |
---|---|
Болгария | 45 |
Венгрия | 16 |
Чехословакия | 5 |
Германия | 5 |
Бразилия | 3 |
Чили | 2 |
Аргентина | 1 |
Гондурас | 1 |
Япония | 1 |
Великобритания | 1 |
Швейцария | 1 |
Тунис | 1 |
Общий | 82 |
74 пассажира на борту рейса LZ101 были представителями 12 национальностей: болгары, аргентинцы, британцы, чилийцы, чехословаки, немцы, гондурасцы, венгры, японцы, советские, швейцарцы и тунисцы. Среди них были солистка болгарской оперы Катя Попова , посол Болгарии в ГДР генерал Иван Бучваров. [ 2 ] и известный гондурасский писатель и журналист Рамон Амайя Амадор . Разнообразие национальностей было частично объяснено недавним Девятым съездом Болгарской коммунистической партии , многие из которых были делегированы на нее иностранными коммунистическими партиями.
События
[ редактировать ]Рейс LZ101 вылетел из Будапешта в 11:46 по центральноевропейскому времени . Пока он был в пути , погода в Праге испортилась. Командир Антонов решил совершить диверсию в аэропорт Братиславы и приземлился там в 11:58. К 15:30 погода в Праге улучшилась и Антонов решил готовиться к возобновлению полета. аэропорта Братиславы Метеоролог Ян Попелени проинформировал командующего, что турбулентность к северо-западу от Братиславы ожидается над холмами Малых Карпат от средней до сильной .
К 16:10 посадка на рейс состоялась, а в 16:20:30 Антонову было разрешено вырулить до ВПП 04 или ВПП 31 по его усмотрению. (Он решил использовать взлетно-посадочную полосу 31, протяженная осевая линия которой пересекала Малые Карпаты.) В то же время ему было разрешено взлететь, повернуть направо, пролететь над радиомаяком Нитры и проследовать над Брно и далее в Прагу на высоте 5100 м. метров (16 700 футов) Тем временем Ил-14 авиалайнер авиакомпании «Чехословацкие авиалинии» из Братиславы вылетел (теперь «Чешские авиалинии»). Чтобы сохранить разделение между более медленным Ил-14 и более быстрым Ил-18, Антонову было приказано поддерживать высоту 300 метров (980 футов) до тех пор, пока не будет получено разрешение на набор крейсерской высоты.
Рейс LZ101 вылетел в 16:28 почти в полной темноте. За его вылетом наблюдал авиадиспетчер Ярослав Вадович, который сообщил, что все прошло нормально. Вскоре после сообщения о взлете LZ101 было приказано повернуть направо и связаться с диспетчером Братиславского подхода на частоте 120,9 МГц. Авиалайнер не смог перейти на управление заходом на посадку. Примерно через две минуты после вылета из аэропорта Братиславы он врезался в восемь километров (5,0 миль; 4,3 морских миль) от аэропорта в район Сакракопец в предгорьях Малых Карпат , недалеко от братиславского района Рача . Зона удара составила 288 метров (945 футов) над уровнем аэропорта. Самолет ударился о заснеженную землю во время полета без крена , на скорости около 250 узлов (460 км/ч; 290 миль в час), при этом его двигатели обеспечивали полную взлетную мощность. Распавшись за 20 секунд, он оставил полосу общей длиной 562 метра (1844 фута; 615 ярдов) и шириной от 30 до 10 метров (98–33 футов; 33 и 11 ярдов). основные обломки которого находились ближе к концу 265-метровой (869 футов; 290 футов) г) полоса. [ 3 ] Вспыхнул сильный пожар топлива, но довольно быстро затух, главным образом потому, что осколки и топливо разлетелись на большой площади.
Место крушения находилось недалеко от населенных пунктов Братиславы и пользовалось большой популярностью у туристов. Происшествие наблюдали и слышали многие местные жители, в том числе дежурный авиадиспетчер, который немедленно позвонил своим коллегам в аэропорту. Однако диспетчеры подхода в аэропорту не заметили происшествие ни визуально, ни с помощью радара .
Из-за труднопроходимой местности, полной темноты и плохой погоды спасателям в течение полутора часов после вызова не удалось найти место крушения. Еще больше задержек и колебаний были вызваны опасениями, что авиалайнер мог перевозить радиоактивные изотопы . В течение следующих трех дней тела 74 из 82 человек, находившихся на борту, были обнаружены и доставлены в Братиславу для опознания. Большинство жертв скончались мгновенно из-за множественных травм, полученных во время удара, и у большинства из них были серьезные ожоги, полученные после смерти .
Сегодня деревянный крест отмечает место, где остановилась кабина экипажа самолета, а 82 березы (по одной на каждую жертву) отмечают общее местонахождение обломков. [ 4 ]
Расследование
[ редактировать ]Расследование вела чехословацкая комиссия во главе с главным инспектором по воздухоплаванию Яном Дворжаком. По международному праву он кооптировал представителей страны, в которой был зарегистрирован самолет, а также представителей ОКБ Ильюшина и КБ двигателей Ивченко. Также была сформирована болгарская комиссия по расследованию, которую возглавил председатель Комиссии государственного контроля и член ЦК БКП Болгарской компартии Нинко Стефанов, в состав которой также вошли генеральный директор ТАБСО Лазарь Белухов, специалист по авиации и заместитель министра обороны генерал Август Кабакчиев и Даржавна Сигурность (госбезопасность). следователя полковника Ивана Охридского, главного патологоанатома полиции доктора Йордана Пейчева и других, достаточно, чтобы заполнить два специально зафрахтованных самолета. [ 5 ] Болгары попросили провести расследование в соответствии с положением международного права, которое это допускает. Власти Чехословакии отказали в этом на основании взаимности: Болгария не подписала пункт, позволяющий иностранным следователям расследовать катастрофы в Болгарии.
Следователи задокументировали, что сотрудники местной милиции (полиции), чехословацкой государственной безопасности и Братиславской военной инженерной школы обыскали территорию размером примерно 350 на 50 метров (1150 на 160 футов), окружающую место аварии. Это включало удаление снежного покрова толщиной от 30 до 50 см (от 12 до 20 дюймов). Опасения, что авиалайнер перевозил радиоактивные изотопы, подтвердились 8 декабря 1966 года, когда было заявлено, что на борту авиалайнера находились два стальных контейнера с йодом-131 медицинского назначения. [ нужна ссылка ] Это разрешено к перевозке на коммерческих рейсах в соответствии с международным правом. Высотомер авиалайнера показывал правильную высоту над аэропортом Братиславы.
Крайняя и растущая напряженность между болгарскими и чехословацкими властями и следователями несчастных случаев была очевидна с самого начала. Передовая группа ТАБСО во главе с Белуховым прибыла в Братиславу на следующий день после крушения, но ей было отказано в доступе к месту катастрофы или к авиадиспетчерам. Болгарская сторона полагала, что авиадиспетчеры в местных секторах Вышки и Подхода пренебрегли своими обязанностями, позволив более медленному самолету (Ил-14) вылететь раньше высокопроизводительного самолета (Ил-18), не разрешив полет. LZ101 на безопасную высоту и не имея возможности следить за его продвижением на радаре. Чехословацкая сторона полагала, что летный экипаж продемонстрировал плохое понимание английского языка, не повернув направо после взлета, как было указано. Болгары также обвинили чехословаков в распространении слухов о том, что летный экипаж LZ101 употреблял алкоголь во время ожидания в Братиславе. Доктор Пейчев настаивал на том, что тест, недавно разработанный НАСА, проводиться на тканях, взятых у командира и второго пилота; результаты показали, что они не употребляли алкоголь.
В конечном итоге министр транспорта Чехословакии Алоис Индра взял на себя полный контроль над расследованием, чтобы разрешить конфликт между болгарской и чехословацкой сторонами. Проблемы в конфликте затронули национальный престиж и сумму ущерба, выплачиваемого семьям жертв: если чехословацкая авиация будет признана неэффективной, они получат по 20 000 долларов США каждая. Если болгарский экипаж окажется некомплектным, они получат по 10 000 левов каждый.
Итоговый отчет чехословацкой комиссии [ 6 ] заявил, что вылет с взлетно-посадочной полосы 31 с последующим набором высоты на 300 метров (980 футов) возможен без столкновения с препятствиями. Хотя предусмотренная высота в 300 метров была соблюдена, самолет отклонился от маршрута, который позволял бы избежать наземных препятствий. Это отклонение могло быть вызвано более широким, чем необходимо, поворотом, большей скоростью или комбинацией того и другого. Не удалось исключить возможность того, что экипаж мог усомниться в правильности работы своего авиагоризонта . Также не удалось исключить влияние турбулентности на поддержание равномерного угла крена в вираже. Однако экипаж был достаточно предупрежден о погоде. Ситуация стала критической, когда экипаж не выполнил предусмотренный и признанный маневр вылета, а также когда во время разворота могли возникнуть и нарастить непредсказуемые обстоятельства. В отчете сделан вывод, что причину аварии невозможно четко определить на основании установленных фактов. Наиболее вероятной причиной была неадекватная оценка экипажем местности и погоды, из-за чего они действовали неподходящим для данных условий образом.
В популярной культуре
[ редактировать ]Авария стала второй, случившейся с TABSO с 1952 года, и первой, публично признанной авиакомпанией. Во многом из-за потери Кати Поповой, известного болгарского лирического сопрано , оно имело огромный общественный резонанс в Болгарии. Останки болгарских жертв были торжественно возвращены в Софию и захоронены на главном кладбище города, а все движение транспорта было остановлено на две минуты, когда по всей Болгарии прозвучали сирены воздушной тревоги. Поэт Павел Матев написал напутственное стихотворение Ти сан ли си? («Ты всего лишь сон?») Кате Поповой, которую певица Лили Иванова превратила в печальный популярный хит. [ 7 ]
Теория заговора Ивана Бучварова
[ редактировать ]Один из следователей по делу об аварии, назначенных болгарской стороной, следователь Верховного суда Недю Ганчев, покончил жизнь самоубийством на завершающей стадии расследования. Незадолго до этого он сказал друзьям: «Я не могу делать то, что они от меня требуют». Это заставило некоторых болгар поверить в то, что катастрофа могла быть организована Тодором Живковым с целью устранения генерала Бучварова. В то время эта тема быстро стала предметом настойчивых темных слухов. Возродился после падения Живкова. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Никаких доказательств, подтверждающих или опровергающих это, найдено не было.
Галерея
[ редактировать ]-
Место катастрофы
-
Крест и доска
-
Доска под крестом
-
Информационная доска на 3-х языках: словацком , болгарском , английском (2012 г.)
-
Последний перекресток перед местом катастрофы
-
Указатель места катастрофы
-
Направление к месту катастрофы (расстояние 1 км)
-
Белый криж - поворот направо по направлению к месту катастрофы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Ил-18В LZ-BEN Аэропорт Братислава-Иванка (БТС)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Tsakov T, "Катастрофите на "Балкан" – мъртвите и виновните", ["The Crashes of Balkan: the Dead and the Guilty"; in Bulgarian] Meridian Pres-EM, 1994
- ^ Вацлав Колоуч, «История катастроф: Авиационные катастрофы иностранных самолетов на территории Чехословакии: 5. раз, 24.11.1966, Ил-18Б, LZ-BEN, ТАБСО, Малые Карпаты», Авиация и космонавтика № 7, 2007, стр. 62
- ^ Дурианчик, Павол (24 ноября 2006 г.). «Крушение самолета над Рачей отмечено крестом» [Крест в память о крушении самолета над Рачей] (на словацком языке). Мы Проверено 8 декабря 2007 г.
- ^ «42 года со дня крушения болгарского самолета под Братиславой» [42 года со дня крушения болгарского самолета под Братиславой]. Blitz.bg (на болгарском языке). 26 ноября 2008 года . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Колоуч, соч. цитируется
- ^ Ти сан ли си в исполнении Лили Ивановой, "Лили Иванова - Ти Сън Ли Си / Vbox7" . Archived from the original on 19 September 2008 . Retrieved 15 August 2008 .
- ^ "Enemy of Zhivkov dies in Mystery Crash" ( Враг на Живков загива в мистериозна катастрофа ) by Boris Temkov (in Bulgarian), http://paper.standartnews.com/archive/2004/12/11/supplement/s4289_8.htm
- ^ Kastelov B, Тодор Живков – мит и истина ("Todor Zhivkov: the Myth and the Truth"), Trud, Sofia, 2005 (in Bulgarian)
- ^ http://m1d2g3.blog.bg/viewpost.php?id=201038 [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Авиационные происшествия и происшествия в Чехословакии
- Авиационные происшествия и происшествия в Словакии
- Авиационные происшествия и происшествия в 1966 г.
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с столкновением управляемого полета с землей
- Авиакатастрофы и инциденты Balkan Bulgaria Airlines
- Аварии и инциденты с участием самолета Ил-18
- 1966 год в Чехословакии.
- 1966 год в Болгарии.
- История Братиславы
- Транспорт в Братиславе
- События ноября 1966 года в Европе
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные погодой
- Авиакатастрофы и инциденты, вызванные ошибкой пилота