Крушение Т-38 НАСА в 1966 году.
![]() Астронавты Эллиот Си и Чарльз Бассетт | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 28 февраля 1966 г., 8:58 по центральному поясному времени. |
Краткое содержание | Управляемый полет на местности |
Сайт | McDonnell Aircraft Building 101, примыкающий к Ламберт-Филд , недалеко от Сент-Луиса , штат Миссури , США 38 ° 45'14 "с.ш. 90 ° 20'42" з.д. / 38,75389 ° с.ш. 90,34500 ° з.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Нортроп Т-38 Коготь |
Регистрация | НАСА 901 |
Начало рейса | База ВВС Эллингтон , Техас |
Место назначения | Ламберт Филд , Сент-Луис , Миссури |
Оккупанты | 2 |
Экипаж | 2 |
Погибшие | 2 |
Выжившие | 0 |
28 февраля 1966 года самолет НАСА Northrop T-38 Talon разбился на Ламберт-Филд в Сент-Луисе , штат Миссури , в результате чего погибли два проекта «Джемини» астронавта , Эллиот Си и Чарльз Бассетт . Самолет, пилотируемый Си, врезался в здание McDonnell Aircraft их космический корабль Gemini 9 , где собирали . Погода была плохая: дождь, снег, туман и низкие облака. Группа НАСА во главе с главой Управления астронавтов Аланом Шепардом расследовала катастрофу. Хотя комиссия рассмотрела возможные проблемы со здоровьем или проблемы с обслуживанием самолета, а также факторы погоды и управления воздушным движением, окончательный вердикт заключался в том, что катастрофа была вызвана ошибкой пилота .
После крушения дублирующий экипаж в составе Томаса Стаффорда и Юджина Сернана был переведен на основную позицию для миссии «Джемини-9», запланированной на начало июня. Джим Ловелл и Базз Олдрин , которые ранее были дублирующим экипажем «Джемини-10» , стали дублирующим экипажем миссии и в ходе обычной ротации были назначены основным экипажем « Джемини-12» . Без опыта «Близнецов» маловероятно, что Олдрин был бы направлен в миссию «Аполлон-11» , в ходе которой он стал вторым человеком, ступившим на Луну.
Несчастный случай
[ редактировать ]Си и Бассетт были основным экипажем миссии «Джемини-9» . Они и дублирующий экипаж миссии, Том Стаффорд и Джин Сернан , летели в Сент-Луис со своей обычной тренировочной базы в Хьюстоне для двухнедельной тренировки на тренажере для процедур сближения и стыковки в McDonnell Aircraft , генеральном подрядчике космического корабля Gemini. . Это был обычный полет, который они совершали ранее много раз. [1]
Си и Бассетт летали на Northrop T-38A Talon учебно-тренировочном самолете , бортовой номер NASA 901 (серийный номер ВВС 63-8181), с Си за штурвалом и Бассеттом на заднем сиденье. Второй Т-38, NASA 907, нес Стаффорда и Сернана в той же конфигурации. Два самолета взлетели с базы ВВС Эллингтон в Техасе в 7:35 утра по центральному поясному времени , Си лидировал, а Стаффорд - на позиции крыла. [2] Погода на Ламберт-Филд в Сент-Луисе была плохой: дождь, снег и туман, разорванные облака на высоте 800 футов (240 м) и потолок облаков на высоте 1500 футов (460 м), что требовало захода на посадку по приборам . Когда незадолго до 9 часов утра два самолета вышли из-под облаков, оба пилота поняли, что пропустили внешний маркер и пролетели мимо взлетно-посадочной полосы. [3]
Затем См. решил выполнить заход на посадку по визуальному кругу - упрощенную процедуру посадки, позволяющую выполнять полет по правилам по приборам, при условии, что пилот может держать в поле зрения аэродром и любой предшествующий самолет. Сообщенные погодные условия в аэропорту были адекватными для такого типа захода на посадку, но видимость была нерегулярной и быстро ухудшалась. Стаффорд начал следовать за самолетом Си, но когда он потерял его из виду в облаках, он вместо этого последовал стандартной процедуре ухода на второй круг и поднял свой самолет обратно в облака для еще одной попытки приземления по приборам. [4]
Си совершил полный круг влево на высоте от 500 до 600 футов (от 150 до 180 м) и объявил о своем намерении приземлиться на юго-западной взлетно-посадочной полосе (24). [1] [4] С выпущенным шасси и полностью выпущенными закрылками самолет быстро снизился, но слишком далеко влево от взлетно-посадочной полосы. [5] [6] Си включил форсажную камеру , чтобы увеличить мощность, одновременно подъезжая и резко поворачивая вправо. [7] Через несколько секунд, в 8:58 по центральному стандартному времени, [4] самолет врезался в крышу здания McDonnell Building 101 на северо-восточной стороне аэропорта. При ударе он потерял правое крыло и шасси, затем перевернулся и разбился на стоянке за зданием, которая использовалась в качестве плацдарма для строительных работ. [7]
Оба астронавта скончались мгновенно от травм , полученных в результате крушения. Си выбросили из кабины и нашли на стоянке, все еще привязанным к катапультируемому креслу с частично открытым парашютом. Бассетт был обезглавлен при ударе; его отрубленная голова была найдена позже в тот же день под стропилами поврежденного сборочного здания. [8]
Внутри здания 101 17 сотрудников и подрядчиков McDonnell получили в основном легкие травмы в результате падения обломков. [9] [4] В результате крушения внутри здания произошло несколько небольших пожаров. [9] [10] и вызвало незначительное наводнение из-за сломанных труб и разбрызгивателей. [1] Си и Бассетт погибли в пределах 500 футов (150 м) от космического корабля, на котором они должны были вылететь на орбиту, который находился на заключительной стадии сборки в другой части Здания 101. [5] попал обломок крыла Т-38 Космический корабль S/C9 не пострадал, но в недостроенный космический корабль S/C10 . [11]
Стаффорд и Сернан, все еще кружившие в облаках на втором Т-38, понятия не имели, что случилось с их партнерами по полету. Авиадиспетчеры были сбиты с толку тем, что два самолета в полете пытались выполнить разные действия по прерыванию полета после первоначального ухода на второй круг. [7] и никто на земле не знал, кто находился в разбившемся самолете. [2] После некоторой задержки Стаффорда и Сернана попросили представиться и дали разрешение на приземление, но о катастрофе им сообщили только на земле. [11] [12] Хотя Стаффорд лично обезумел из-за потери своих близких коллег и друзей, он действовал в качестве главного контактного лица НАСА на месте происшествия, пока позже в тот же день его не сменил другой персонал. [13]
Расследование и последствия
[ редактировать ]НАСА немедленно назначило комиссию из семи человек для расследования катастрофы во главе с главой Управления астронавтов Аланом Шепардом . В то время как комиссия взвесила возможные медицинские проблемы, проблемы с обслуживанием самолета, погодные условия и факторы управления воздушным движением, их окончательным вердиктом стала ошибка пилота , назвав неспособность Си «сохранять визуальный ориентир для приземления» основной причиной крушения. [4] В отчете об авиационном происшествии Си был описан как «осторожный и консервативный» пилот. [14] В своих мемуарах главный астронавт Дик Слейтон был менее дипломатичен, назвав навыки пилотирования Си «старушечными». [11] [15] [16] Другие, в том числе Нил Армстронг , который работал с Си в дублирующем экипаже «Джемини-5» , с тех пор защищали способности Си к пилотированию. [8] [11]
Поскольку авария не повлияла на выполнение космических полетов, а сам космический корабль не пострадал (он был отправлен в НАСА через два дня после крушения), авария не вызвала ни задержек, ни технических изменений в космической программе США. [17] Однако потеря экипажа «Джемини-9» заставила НАСА изменить состав экипажей для последующих миссий «Джемини» и «Аполлон»; Стаффорд и Сернан были перемещены на основную позицию для Gemini 9, переименованного в Gemini 9A . Джим Ловелл и Базз Олдрин , которые ранее были резервным экипажем «Джемини-10» , стали резервным экипажем «Джемини-9А», а затем в ходе обычной ротации были назначены основным экипажем « Джемини-12» 1966 года . Без опыта миссии «Джемини» Базз Олдрин вряд ли был бы выбран для миссии «Аполлон-11» 1969 года , во время которой он стал вторым человеком, ступившим на Луну. [11]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с МакМайкл, В. Пейт (май 2006 г.). «Потеря Луны» . Журнал Сент-Луис . Сент-Луис, Миссури . Архивировано из оригинала 19 марта 2014 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Фриз, Ди (июль 2005 г.). «Джин Сернан: Всегда стремитесь к Луне, часть I» . Журналы аэропорта . Архивировано из оригинала 27 июня 2012 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Берджесс, Дулан и Вис 2003 , стр. 33–34.
- ^ Jump up to: а б с д и «Комиссия по несчастным случаям сообщает о результатах крушения Си-Бассетт» (PDF) . Обзор космических новостей . Том. 5, нет. 17. Центр пилотируемых космических кораблей, Хьюстон, Техас: НАСА . 10 июня 1966 г. с. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Розенталь, Гарри Ф. (1 марта 1966 г.). «Сернан и Стаффорд заменяют космонавтов, погибших в катастрофе» . Государственный журнал Айдахо . Покателло, И.Д. Ассошиэйтед Пресс . п. 1. Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Хакер и Гримвуд 1977 , стр. 323–324.
- ^ Jump up to: а б с Берджесс, Дулан и Вис 2003 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Бен (5 марта 2012 г.). « «Неудачный звонок»: авария, из-за которой чуть не погиб проект «Джемини» . АмерикаКосмос. Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 года . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Берджесс, Дулан и Вис 2003 , с. 66.
- ^ О'Нил, Тим (28 февраля 2010 г.). «Оглянувшись назад: в результате крушения здесь погибли два космонавта» . Пост-отправка Сент-Луиса . Сент-Луис, Миссури . Архивировано из оригинала 30 августа 2012 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Эванс 2009 , стр. 308–309.
- ^ Сернан и Дэвис 2000 , с. 99.
- ^ Берджесс, Дулан и Вис 2003 , стр. 68–69.
- ^ Берджесс, Дулан и Вис 2003 , с. 73.
- ^ Слейтон и Кассатт 1994 , с. 167.
- ^ Сернан и Дэвис 2000 , с. 96.
- ^ Берджесс, Дулан и Вис 2003 , с. 70.
Ссылки
[ редактировать ]- Берджесс, Колин ; Дулан, Кейт; Вис, Берт (2003). «Близнецы-Близнецы». Падшие астронавты: Герои, которые умерли, достигая Луны . Внешняя Одиссея: Народная история космических полетов. Линкольн и Лондон : Издательство Университета Небраски . стр. 46–116. ISBN 978-0-8032-8509-5 . LCCN 2015042585 .
- Сернан, Юджин ; Дэвис, Дон (2000). Последний человек на Луне: астронавт Юджин Сернан и американская гонка в космосе . Нью-Йорк : Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0-312-26351-5 . LCCN 98048206 . OCLC 45049476 .
- Эванс, Бен (2009). Побег из уз земли: пятидесятые и шестидесятые годы . Книги Springer-Praxis по освоению космоса. Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 978-0-387-79093-0 . LCCN 2009925769 . ОСЛК 261924762 .
- Хакер, Бартон С.; Гримвуд, Джеймс М. (1977). «Трагедия». На плечах титанов: история проекта «Джемини» . Исторический сериал НАСА. Управление по связям с общественностью НАСА. OCLC 44375394 . НАСА SP-4203. Архивировано из оригинала 2 мая 2012 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- Слейтон, Дональд К. «Дик» ; Кассатт, Майкл (1994). Дик! Пилотируемый космос США: от Меркурия до шаттла (1-е изд.). Нью-Йорк: Фордж (St. Martin's Press). ISBN 978-0-312-85503-1 . LCCN 94002463 . OCLC 29845663 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии из газеты St. Louis Post-Dispatch, заархивированные 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- 1966 год в космическом полете
- Миссии проекта «Джемини»
- Погибшие в космической программе
- Авиационные происшествия и происшествия в США в 1966 г.
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ошибкой пилота
- Авиационные происшествия и происшествия в Миссури
- 1966 год в Миссури.
- События февраля 1966 года в США.
- Международный аэропорт Сент-Луис Ламберт