McDonnell Douglas F/A-18 Hornet на вооружении Австралии
McDonnell Douglas F/A-18 Hornet на вооружении Австралии | |
---|---|
![]() | |
Три RAAF F / A-18A Hornets в 2012 году. | |
Роль | Многоцелевой истребитель |
Производитель | Макдоннелл Дуглас |
Построено | Большинство из них собираются государственными авиационными заводами. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Королевские ВВС Австралии |
Произведено | 1984–1990 |
Количество построенных | 57 F/A-18A, 18 F/A-18B |
Карьера | |
Серийный | От А21-1 до А21-57 (F/A-18A) От А21-101 до А21-118 (F/A-18B) |
В эксплуатации | 1984–2021 |
В период с 1984 по 2021 год Королевские ВВС Австралии (RAAF) эксплуатировали McDonnell Douglas F/A-18 Hornet. истребители Правительство Австралии закупило 75 вариантов A и B F/A-18 в 1981 году для замены Dassault Mirage III RAAF. истребителей . «Хорнетс» поступили на вооружение RAAF в период с 1984 по 1990 год. Четыре «Хорнета» были уничтожены в результате летных происшествий в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
Впервые RAAF Hornets были отправлены в боевое развертывание в рамках вклада Австралии во вторжение в Ирак в 2003 году . Во время вторжения 14 «Хорнетов» осуществляли патрулирование над Ираком, а также для непосредственной поддержки с воздуха совершали вылеты для оказания помощи сухопутным войскам коалиции. F/A-18 RAAF также обеспечивали безопасность американской авиабазы в Диего-Гарсии в период с конца 2001 по начало 2002 года и защищали ряд громких событий в Австралии. В период с 2015 по 2017 год отряд «Хорнетс» был переброшен на Ближний Восток и наносил удары по объектам ИГИЛ в рамках операции «Бамия» .
Начиная с 1999 года, RAAF провела серию модернизаций своих «Хорнетов» для повышения их эффективности. Однако самолетами становилось все труднее управлять, и они рисковали уступить истребителям и системам ПВО других стран. В соответствии с текущими планами правительства Австралии они будут заменены 72 истребителями Lockheed Martin F-35 Lightning II . Правительство Австралии выставило Hornets на продажу после того, как они были выведены из эксплуатации, а 25 самолетов были проданы Канаде в начале 2019 года. Восемь F/A-18 будут сохранены для исторических целей в Австралии. Остальные «Хорнеты» были списаны после того, как в 2023 году провалилась сделка по их продаже частной компании.
Выбор
[ редактировать ]RAAF приступила к начальным этапам поиска замены своим истребителям Dassault Mirage III в 1968 году. [ 1 ] В декабре 1971 года служба опубликовала «Требования к персоналу авиации для новых истребителей», по которому поступило большее, чем ожидалось, количество предложений от производителей. В то время RAAF планировала начать поэтапный отказ от Mirage III в 1980 году. [ 2 ] В 1973 году группа личного состава RAAF проинспектировала программы McDonnell Douglas F-15 Eagle , Northrop YF-17 , Saab 37 Viggen и Dassault Mirage F1 , но рекомендовала отложить любые решения о подходящей замене, чтобы ожидалось появление нескольких новых истребителей. также может быть рассмотрен вопрос о том, чтобы вскоре стать доступным. [ 1 ] [ 3 ] В августе 1974 года правительство Австралии решило отложить проект замены истребителей и продлить срок эксплуатации Mirage III до 1980-х годов. В это же время была расформирована одна из четырех эскадрилий, оснащенных Mirage III. [ 3 ]

Работа над программой замены Mirage возобновилась в 1975 году, а в 1976 году было создано Управление по проектированию тактических истребителей для управления процессом выбора следующего истребителя RAAF. [ 1 ] [ 3 ] Запрос предложений был опубликован в ноябре того же года и получил одиннадцать ответов. К марту 1977 года офис решил сосредоточиться на F-15 Eagle, General Dynamics F-16 Fighting Falcon , Dassault Mirage 2000 и Panavia Tornado , а также на McDonnell Douglas F-18A и F-18L; F-18A представлял собой палубный истребитель, разработанный на базе YF-17 для ВМС США , а F-18L представлял собой наземный вариант этой конструкции. список . Проектный офис также рассматривал проект Grumman F-14 Tomcat, но был признан непригодным и никогда не был включен в официальный окончательный [ 1 ] В ноябре 1978 года F-15 и «Торнадо» были исключены из списка рассматриваемых самолетов. «Торнадо» был исключен, поскольку в основном это был ударный самолет и имел ограниченные возможности полетов «воздух-воздух». Хотя F-15 был впечатляющим самолетом, который отвечал или превосходил почти все требования RAAF, считалось, что ВВС не нуждались в истребителе с такими продвинутыми возможностями и что его ввод в эксплуатацию мог дестабилизировать регион Австралии. [ 4 ]
Дальнейшая оценка оставшихся самолетов состоялась в 1979 году. Командир звена (а позже вице-маршал авиации) Боб Ричардсон совершил испытательный полет на Mirage 2000 в апреле 1979 года и сообщил, что, хотя самолет имел отличные аэродинамические характеристики, его авионика, радар, топливо Система, кабина и возможности вооружения уступали американским разработкам. [ 5 ] Ричардсон также совершил испытательный полет на YF-17, который использовался в качестве демонстратора F-18L в середине 1979 года, и был впечатлен его возможностями. На тот момент F-18L не было заказано, и RAAF не хотели брать на себя риск стать ведущим заказчиком этой конструкции. [ 6 ] Примерно в то же время RAAF отклонила предложение о F-14 Tomcats, которое первоначально было заказано правительством Ирана, но не было поставлено из-за революции в этой стране . Хотя «Томкэты» были доступны по значительно сниженной цене, ВВС сочли, что эти самолеты слишком велики и сложны для их требований. [ 6 ]

После отклонения Mirage 2000 и F-18L перед ВВС Великобритании встал выбор между F-16 и F-18A. Ричардсон и несколько других пилотов RAAF испытывали F-16B ВВС США (USAF) в 1979 и 1980 годах и сообщили, что самолет имел отличные характеристики, но временами им было трудно управлять. Группа по оценке также была обеспокоена надежностью двигателя F-16 и считала самолет технологически незрелым. Было также отмечено, что радар самолета уступал радару F-18A и что F-16 не могли стрелять ракетами класса «воздух-воздух» за пределами видимости (BVR) и противокорабельными ракетами большой дальности, которые F-18A был боеспособен. [ 7 ] Напротив, группа оценки была впечатлена F-18A и считала его более надежным и живучим самолетом, поскольку он был разработан для работы с авианосцев ; эти особенности были важны для операций с базами в северной Австралии. [ 8 ] Ричардсон и трое других пилотов RAAF совершили испытательные полеты на F-18A и сообщили, что самолет управлялся хорошо, но имел некоторые недостатки в системе управления полетом и двигателях; группа по оценке не расценила это как серьезные недостатки. [ 9 ] Двухдвигательные двигатели F-18A считались его главным преимуществом перед одномоторным F-16, поскольку исследования, проведенные оценочной группой, показали, что скорость истощения одномоторных истребителей была вдвое выше, чем у самолетов с двумя двигателями. [ 10 ] В целом RAAF сочла, что и F-16, и F-18A слишком незрелы для принятия решения в 1980 году, как первоначально планировалось, и рекомендовала правительству отложить это решение на год. [ 10 ]
Правительство приняло рекомендацию RAAF и отложило принятие решения о замене Mirage III до конца 1981 года. Это дало General Dynamics возможность предложить RAAF улучшенный F-16C. Возможности этих самолетов были ближе к возможностям F-18, поскольку они были оснащены ракетами BVR. Ричардсон и еще один пилот RAAF совершили испытательные полеты на F-16C в мае 1981 года. [ 10 ] Конструкция F-18 также была улучшена в 1981 году и получила новое обозначение F/A-18. Когда летчики-испытатели RAAF управляли этими самолетами в 1981 году, они обнаружили, что недостатки, обнаруженные ими в 1980 году, теперь устранены. [ 11 ] В целом, RAAF пришли к выводу, что, хотя оба самолета соответствуют их требованиям и F-16 дешевле, F/A-18 является лучшей конструкцией, поскольку он более технологически развит, его легче обслуживать во время оперативного развертывания и, вероятно, он будет иметь гораздо более низкий уровень изнашивания. [ 12 ] Правительство приняло этот совет и объявило 20 октября 1981 года, что будет заказано 75 F/A-18. В рамках этого объявления министр обороны Джим Киллен признал, что покупка F-16 стоила бы на семь процентов дешевле, но заявил, что более низкие эксплуатационные расходы F/A-18 и ожидаемый уровень износа значительно сократили разницу между стоимостью жизненного цикла. из двух дизайнов. [ 13 ]
(FMS) правительства США Вместо того, чтобы напрямую заказывать самолеты у McDonnell Douglas, правительство Австралии приобрело F/A-18 в рамках программы продаж военной техники за границу . [ 14 ] Заказ самолета через правительство США позволил RAAF воспользоваться превосходной покупательной способностью вооруженных сил США и снизил требования службы к управлению проектами. [ 15 ] Это привело к сложной договоренности, согласно которой самолеты были заказаны правительством США, доставлены ВМС США, а затем переданы RAAF после проведения первоначальных летных испытаний. [ 14 ] Процесс прошел гладко и был экономически эффективным. [ 16 ]
Производство
[ редактировать ]
Заказ RAAF из 75 самолетов Hornet включал 57 одноместных истребителей варианта A и 18 двухместных самолетов оперативного обучения варианта B. [ 17 ] Планировалось, что каждой из трех истребительных эскадрилий и единственного оперативного подразделения по переоборудованию , которые должны были эксплуатировать F/A-18, будет выделено по 16 самолетов, из которых 12 должны были быть в рабочем состоянии в любое время, пока остальные четыре находились на техническом обслуживании. . Остальные одиннадцать «Хорнетов» были названы «покупкой на истощение за период полураспада» и должны были заменить самолеты, которые, как ожидалось, были потеряны к 2000 году; как оказалось, это значительно превысило реальные потери RAAF. [ 18 ] Поставки планировалось начать в конце 1984 года и завершить в 1990 году. [ 18 ] Общая стоимость программы F/A-18, включая самолеты, запасные части, другое оборудование и модификации истребительных баз RAAF, в августе 1981 года оценивалась в 2,427 миллиарда австралийских долларов , но была быстро пересмотрена в сторону увеличения из-за амортизации. австралийский доллар в это время. [ 17 ] [ 19 ]
Австралийские «Хорнеты» были очень похожи на стандартные варианты ВМС США, но имели ряд незначительных модификаций. Они включали добавление системы инструментальной посадки / системы всенаправленного диапазона УКВ (ILS / VOR), высокочастотной радиосвязи, другого ремня безопасности для катапультных сидений и удаление всего оборудования, используемого только для запуска самолета с катапульт . [ 18 ] Кроме того, два австралийских самолета были оснащены летно-испытательной аппаратурой, чтобы их можно было использовать в рамках испытаний. [ 20 ]
Правительство стремилось использовать программу замены Mirage III как средство расширения возможностей обрабатывающей промышленности Австралии. Соответственно, было решено строить самолет в Австралии, хотя признавалось, что это приведет к более высоким затратам, чем если бы истребители закупались напрямую в США. [ 19 ] Первые четыре самолета RAAF Hornet были построены в Соединенных Штатах, остальные были собраны на заводе правительственных авиационных заводов (GAF) в аэропорту Авалон в Виктории, а их двигатели производились компанией Commonwealth Aircraft Corporation в Фишерманс-Бенд в Мельбурне. Еще двенадцать австралийских компаний участвовали в других этапах проекта. [ 21 ] Эти фирмы были переданы по субподряду McDonnell Douglas и другим крупным компаниям США, производившим компоненты для F/A-18, и должны были соблюдать требования программы FMS. [ 15 ] Правительство Австралии надеялось, что Сингапур и Новая Зеландия купят Hornets австралийского производства, но этого не произошло. Правительство Канады выразило заинтересованность в покупке 25 F/A-18A австралийского производства в 1988 году, чтобы увеличить численность этих самолетов после того, как они прекратили производство в Соединенных Штатах, но это не привело к каким-либо продажам. [ 22 ]
Год | Ф/А-18А | Ф/А-18Б | Общий |
---|---|---|---|
1985 | 1 | 7 | 8 |
1986 | 12 | 0 | 12 |
1987 | 7 | 7 | 14 |
1988 | 21 | 4 | 25 |
1989 | 12 | 0 | 12 |
1990 | 4 | 0 | 4 |
Общий | 57 | 18 | 75 |
Австралийские Hornets начали сходить с производственных линий в 1984 году. Первые два самолета ( серийные номера A21-101 и A21-102) были полностью построены на заводе McDonnell Douglas в Сент-Луисе и переданы RAAF 29 октября. 1984 г. Эти самолеты оставались в США до мая 1985 г. для целей обучения и испытаний. [ 24 ] [ 25 ] Следующие два австралийских «Хорнета» (А21-103 и А21-104) также были построены в Сент-Луисе, но затем были разобраны и в июне 1984 года доставлены на Авалон на борту самолета ВВС США Lockheed C-5 Galaxy . Затем самолеты были повторно собраны, и 16 ноября А21-103 был выкачен на церемонии, на которой присутствовали премьер-министр Боб Хоук и начальник штаба авиации маршал авиации Дэвид Эванс . Однако первоначальный испытательный полет самолета был отложен до 26 февраля 1985 года из-за демаркационного спора о том, какой категории пилотов разрешено управлять самолетом. [ 26 ]
Для достижения производственных целей GAF требовалось производить 1,5 Hornet в месяц. Однако в первой половине 1987 года производство отставало от графика из-за неэффективности фабрики компании и проблем в производственных отношениях. Позже в этом году GAF удалось ускорить производство, хотя некоторые компоненты, которые планировалось производить в Австралии, вместо этого были закуплены у компаний в Соединенных Штатах. [ 23 ] Окончательная стоимость проекта Hornet составила 4,668 миллиарда австралийских долларов; с поправкой на обесценивание австралийского доллара это было на 186 миллионов долларов меньше первоначальной оценки. [ 19 ]

RAAF начала принимать «Хорнеты» на вооружение в 1985 году. Официально А21-103 был поставлен 4 мая того же года. [ 26 ] Две недели спустя A21-101 и 102 были переправлены с авиабазы ВМС Лемур в Калифорнии на базу RAAF Уильямтаун в Новом Южном Уэльсе в период с 16 по 17 мая 1985 года. Этот паромный рейс выполнялся без пересадок, и ВВС США Макдоннелл Дуглас К.С. -10 танкеров Extender дозаправляли каждый из «Хорнетов» по 15 раз, пересекая Тихий океан. По состоянию на 2005 год это оставался самым продолжительным одиночным полетом, совершенным F/A-18. [ 27 ] Несмотря на задержки производства в 1987 году, последний австралийский Hornet (A21-57) был доставлен в срок на церемонии, состоявшейся в Канберре 16 мая 1990 года. [ 18 ] [ 23 ] F/A-18A получили серийные номера от A21-1 до A21-57, а F/A-18B — от A21-101 до A21-118. [ 23 ]
Также была предпринята крупная программа капитальных работ по подготовке баз RAAF для размещения «Хорнетс». Более 150 миллионов долларов было потрачено на модернизацию взлетно-посадочных полос, ангаров и средств технического обслуживания на базе RAAF Уильямтаун, которая была основной базой F/A-18 на протяжении всего периода эксплуатации самолетов. Ранее существовавший аэродром на базе RAAF Тиндал на Северной территории также был преобразован в крупную авиабазу в период с 1985 по 1988 год стоимостью 215 миллионов долларов, чтобы на нем могла разместиться 75-я эскадрилья . До этого времени эскадрилья дислоцировалась на базе RAAF Дарвин , которая из-за своего расположения на северном побережье Австралии была уязвима для повреждений от циклонов и ее было трудно защитить во время войны. [ 28 ]
ВВС Великобритании Из-за опасений по поводу летной годности бомбардировщиков General Dynamics F-111 и задержек с программой Lockheed Martin F-35 Lightning II австралийское правительство заказало в 2006 году 24 F/A-18F Super Hornet . Эта конструкция существенно отличается от оригинальный (или «классический») Hornet. Первые Super Hornets RAAF поступили на вооружение в 2010 году, а поставки завершились в следующем году. [ 29 ] [ 30 ] В 2013 году правительство Австралии заказало 12 вариантов радиоэлектронной борьбы Boeing EA-18G Growler Super Hornet, и все они были поставлены RAAF в период с 2015 по 2017 год. [ 31 ] [ 32 ]
Обслуживание и обновления
[ редактировать ]Техническое обслуживание «Хорнетов» RAAF осуществляется как персоналом ВВС, так и гражданскими подрядчиками. До начала 1990-х годов все текущее обслуживание и значительная часть интенсивного «более глубокого технического обслуживания» выполнялись ВВС. Однако доля задач по интенсивному техническому обслуживанию, переданных частному сектору, была увеличена в 1990-е годы в рамках Общей программы коммерческой поддержки RAAF. [ 33 ] В соответствии с нынешними договоренностями четыре подразделения, оснащенные Hornet, берут на себя все текущее обслуживание и некоторые более сложные задачи по более глубокому техническому обслуживанию. Остальные работы по более глубокому техническому обслуживанию, а также все крупные проекты реконструкции и модернизации выполняются коммерческими фирмами. [ 34 ] BAE Systems является ведущим подрядчиком по более глубокому техническому обслуживанию Hornet с 2003 года, а Boeing Australia также предоставляет услуги по техническому обслуживанию самолета с тех пор, как выиграла контракт на это в 2010 году. [ 35 ] [ 36 ] В августе 2017 года контракт Boeing был продлен до запланированного вывода из эксплуатации Hornets в 2021 году, при этом компания также взяла на себя ответственность за интеграцию вооружения в этот тип. [ 37 ] Данное изменение было сделано для того, чтобы высвободить личный состав RAAF для мероприятий, связанных с введением F-35 на вооружение. [ 38 ]
До конца 1990-х годов парк Hornet RAAF претерпел несколько модификаций. В этот период блок наведения AN/AAS-38 «Nite Hawk» был единственной новой системой, установленной на самолете. [ 39 ] Австралии также удалось взломать коды, которые не позволяли вносить изменения в программное обеспечение радара Hornet после того, как правительство США отказалось ими поделиться. Это позволило настроить программное обеспечение таким образом, чтобы все самолеты, эксплуатируемые соседями Австралии, могли быть обозначены как враждебные. В своем последнем обращении к парламенту бывший министр обороны Ким Бизли заявил, что он неоднократно обсуждал доступ к радиолокационной системе с правительством США в течение 1980-х годов, и «в конце концов, мы шпионили за ними и сами извлекли коды». [ 40 ] [ 41 ]
Несколько азиатских стран ввели на вооружение истребители МиГ-29 в 1990-х годах, что вызвало опасения, что самолеты RAAF будут превзойдены. ВВС рассматривали возможность замены Hornet на Eurofighter Typhoon или Boeing F/A-18E/F Super Hornet , но пришли к выводу, что оба самолета технологически незрелы. [ 39 ] В результате было принято решение модернизировать «Хорнетс». [ 39 ]

Программа обновления Hornet (HUG) началась в 1999 году и состояла из трех основных этапов. [ 39 ] На первом этапе, который длился с середины 2000 по 2002 год, были заменены компьютерные системы, навигационная система и радио Hornets. Самолет также был приспособлен для управления ASRAAM ракетой класса «воздух-воздух» ; это оружие заменило AIM-9 Sidewinder . [ 42 ] HUG Phase 2 состоял из четырех подэлементов и был направлен на улучшение боевых характеристик «Хорнетс». [ 39 ] На этапе 2.1 радар APG-65 был заменен на улучшенный AN/APG-73 , а самолеты были оснащены защищенной системой шифрования голосовой связи и различными обновлениями своих компьютерных систем. [ 42 ] На этапе 2.2 HUG, самом важном элементе программы, Hornets были оснащены совместной системой сигнализации, установленной на шлеме , оборудованием, необходимым для обмена данными через сеть Link 16 , новой системой распределения средств противодействия и несколькими обновлениями дисплеев в кабине. Все Hornets были модернизированы до этого стандарта в период с января 2005 года по декабрь 2006 года. [ 43 ] улучшенная система электронного противодействия На этапе 2.3 на Hornets была установлена ; Первоначально был выбран AN/ALR-2002, но он оказался неудачным. В конце 2006 года он был заменен приемником радиолокационного предупреждения ALR-67. По состоянию на начало 2012 года этой системой было оснащено 14 самолетов Hornet, а остальные должны были получить ее к концу года. [ 44 ] [ 45 ] Во время фазы 2.4 HUG Hornets были модифицированы, чтобы иметь возможность использовать модуль наведения AN / AAQ-28(v) «LITENING» , и было закуплено 37 таких систем; этот этап был завершен в 2007 году. [ 44 ]
Третий этап программы модернизации Hornet был направлен на устранение повреждений планера. [ 39 ] Фаза 3.1 HUG включала в себя незначительные структурные работы на всех самолетах, проходивших другие этапы программы. Центральные фюзеляжи десяти «Хорнетов», получивших наибольшее количество структурных повреждений, были заменены на этапе 3.2 HUG. Первоначально предполагалось, что все «Хорнеты» RAAF получат новые центральные фюзеляжи, но масштабы этого этапа программы были сокращены после того, как выяснилось, что количество человеко-часов, необходимое для модернизации каждого самолета, было намного больше, чем первоначально предполагалось. Десять самолетов были модернизированы на предприятии L-3 Communications в Канаде, и все они были возвращены в строй к июню 2010 года. [ 44 ]
Длительный процесс HUG усложнил управление RAAF своим парком самолетов F/A-18. В любой момент возможности отдельных самолетов существенно различались в зависимости от их модернизации. Соответственно, давняя схема, при которой самолеты почти постоянно закреплялись за каждой эскадрильей, была заменена системой, в которой они объединялись. Попытки выделить из общего пула в каждую эскадрилью «Хорнеты» одинакового уровня модификаций не увенчались успехом. [ 46 ]
Вооружение
[ редактировать ]
«Хорнеты» RAAF оснащены несколькими различными типами вооружения класса «воздух-воздух». Самолет оснащен внутренней пушкой М61А1 для поражения воздушных и наземных целей; К этому оружию можно нести 578 патронов. [ 47 ] В первые годы службы «Хорнетс» самолеты оснащались AIM-9M Sidewinder ракетами «воздух-воздух» малой дальности AIM-7M Sparrow и ракетами «воздух-воздух» средней дальности . В 2002 году «Спэрроу» были заменены на AIM-120 AMRAAM , а в 2004 году «Сайдвиндеры» были заменены на ASRAAM . [ 48 ] Однако старые ракеты иногда используются в учениях. [ 49 ]
По наземным целям также может применяться разнообразное неуправляемое и управляемое оружие. «Хорнетс» несут бомбы Mark 82 , Mark 83 и Mark 84 , а также GBU-10 , GBU-12 и GBU-16 Paveway II . бомбы с лазерным наведением [ 50 ] Кроме того, с 2008 года самолеты эксплуатируют бомбы с комплектами наведения JDAM . [ 51 ] Вариант этих бомб дальнего действия JDAM-ER был заказан в 2011 году и поступил на вооружение в 2015 году. [ 52 ] [ 53 ] На учениях «Хорнеты» несут учебные бомбы БДУ-33 и БДУ-57 ЛГТР . [ 54 ] С ноября 2011 года «Хорнеты» ВВС Великобритании также оснащаются крылатыми ракетами AGM-158 JASSM . [ 39 ] [ 55 ] Основным оружием F/A-18 в качестве морского удара является Гарпун» противокорабельная ракета « ; Первоначально RAAF использовала вариант этой ракеты Block IC, но приобрела варианты Block II в 2003 году. [ 56 ] 330 галлонов США (1200 л) В дополнение к этому оружию «Хорнетс» также могут быть оснащены подвесными баками емкостью для увеличения дальности полета. [ 57 ]
Операционная история
[ редактировать ]Введение в эксплуатацию
[ редактировать ]Четыре подразделения RAAF были переоборудованы в Hornet в период с 1985 по 1988 год. Первые 14 Hornet были переданы в подразделение оперативной переоборудования № 2 (2OCU) на базе RAAF в Уильямтауне и использовались для обучения пилотов и инструкторов, необходимых для переоборудования трех истребительных эскадрилий RAAF. к самолету. Первый курс по переоборудованию Hornet в 2OCU начался 19 августа 1985 года. [ 18 ] [ 58 ] Помимо учебных мероприятий подразделения, самолеты 2OCU в 1985 и 1986 годах широко путешествовали по Австралии и Юго-Восточной Азии, чтобы продемонстрировать новый самолет. [ 59 ] 3-я эскадрилья была первым истребительным подразделением, преобразованным из Mirage III, и вступила в строй с Hornet в августе 1986 года. За ней последовали 77-я эскадрилья в июне 1987 года и 75-я эскадрилья в мае 1988 года. [ 24 ] Крыло № 81 , штаб-квартира которого расположена в Уильямтауне, командовало этими четырьмя подразделениями с тех пор, как они были преобразованы в F/A-18. [ 60 ] [ 61 ] По состоянию на 2012 год 2OCU, 3-я и 77-я эскадрильи дислоцируются в Уильямтауне, а 75-я эскадрилья расположена в Тиндале. [ 61 ] Кроме того, два «Хорнета» выделены в отдел исследований и разработок самолетов на базе RAAF в Эдинбурге в Южной Австралии. [ 62 ]

Пилоты Mirage III RAAF в целом сочли процесс переоборудования в Hornet простым. Хотя F/A-18 считался более простым в управлении, его более сложная авионика и системы вооружения требовали улучшения навыков управления нагрузкой в кабине. Hornets также оказались механически надежными и простыми в обслуживании, хотя нехватка запасных частей снизила уровень их доступности в первые годы их службы в RAAF. [ 63 ] Обновления, установленные в рамках процесса HUG, еще больше упростили процедуры обслуживания. Однако в последние годы устаревшие самолеты требовали гораздо большего обслуживания, чем это было в прошлом. [ 46 ]
RAAF четыре из шести транспортных самолетов Boeing 707 были переоборудованы в танкеры Чтобы расширить дальность действия «Хорнетс», в начале 1990-х годов ; первый танкер Boeing 707 поступил в эксплуатацию в 1990 году. [ 64 ] Танкеры находились в ведении 33-й эскадрильи и поддерживали подразделения Hornet до вывода из эксплуатации 707-х в 2008 году. [ 65 ] [ 66 ] В 2011 году эти самолеты были заменены транспортниками-заправщиками КС-30А . [ 65 ]
RAAF время от времени испытывала нехватку пилотов, имеющих квалификацию Hornet. Служба начала испытывать нехватку пилотов F/A-18 и F-111 в середине 1980-х годов из-за конкуренции со стороны коммерческих авиакомпаний и относительно низкого уровня набора персонала. [ 67 ] К июню 1999 года в трех действующих эскадрильях, оснащенных Hornet, было всего 40 пилотов, что было меньше, чем количество самолетов, выделенных в эти подразделения. Однако в RAAF заявили, что эскадрильи смогли достичь своих целей по готовности. [ 68 ] Чтобы преодолеть этот недостаток, RAAF придала своим подразделениям быстроходных самолетов более высокий приоритет для экипажей, приняла меры по снижению скорости эшелонирования и наняла пилотов из других стран. Эти реформы совпали со снижением спроса на гражданских пилотов после терактов 11 сентября , и к концу 2003 года быстроходные реактивные подразделения RAAF были почти полностью укомплектованы. [ 69 ] В статье 2010 года в журнале Australian Aviation говорилось, что в 3-й эскадрилье в любой момент времени обычно было «около 18 пилотов». [ 70 ] На тот момент общая численность эскадрильи, включая авиационную и наземную команду, составляла около 300 человек личного состава. [ 71 ]
Обучение
[ редактировать ]Поскольку «Хорнеты» являются многоцелевыми истребителями, их пилоты во время тренировок в мирное время отрабатывают широкий спектр задач. [ 72 ] Каждый год три эскадрильи «Хорнет» чередуются между четырехмесячными учебными блоками, посвященными боям «воздух-воздух», тактике «воздух-земля» и задачам поддержки Сил обороны Австралии . Подразделения выполняют блоки «воздух-воздух» и «воздух-земля», прежде чем взять на себя ответственность за поддержку Сил обороны Австралии (которая предполагает взаимодействие с австралийской армией и Королевским военно-морским флотом Австралии ). Штаб-квартира крыла № 81 курирует эту программу обучения и следит за соблюдением общих стандартов и процедур. [ 73 ] Учебные вылеты могут включать в себя такие задачи, как защита авиабаз, инфраструктуры и судоходства от самолетов противника, нападение на морские и наземные цели, а также отработка дозаправки в воздухе. более необычные задачи, такие как установка морских мин Время от времени практиковались и . В крупных учениях часто участвуют другие подразделения и самолеты RAAF, а также подразделения армии и флота, а также контингенты из других стран. [ 74 ] [ 75 ]
В рамках регулярной учебной деятельности F/A-18 Hornets работают в различных частях Австралии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Регулярное развертывание осуществляется в Сингапуре и RMAF Баттерворт в Малайзии в рамках учений по интегрированной системе противовоздушной обороны . Кроме того, F/A-18 RAAF участвовали в учениях на Филиппинах, в Таиланде и США. [ 58 ] В ходе этих развертываний австралийские истребительные эскадрильи распространились даже на базу ВВС Эйлсон на Аляске, где они приняли участие в учениях Red Flag – Alaska в 2008 и 2011 годах. [ 76 ] [ 77 ]
Четыре «Хорнета» RAAF были уничтожены в результате летных происшествий в конце 1980-х - начале 1990-х годов. А21-104 был первым самолетом, который разбился на острове Грейт-Палм в Квинсленде 18 ноября 1987 года; его пилот погиб. Следующая потеря произошла 2 августа 1990 года, когда столкнулись два «Хорнета» 75-й эскадрильи (А21-29 и А21-42). А21-42 разбился, в результате чего погиб командир подразделения; другой самолет был поврежден, но сумел вернуться на базу. [ 78 ] [ 79 ] 5 июня 1991 года А21-41 разбился в 100 километрах (62 мили) к северо-востоку от Вейпы, Квинсленд , в результате чего погиб пилот. А21-106 стал четвертым самолетом, потерянным в результате крушения вдали от залива Шоулуотер в Квинсленде 19 мая 1992 года - его пилот и пассажир из Организации оборонной науки и технологий погибли. [ 80 ] [ 81 ] По состоянию на сентябрь 2017 года все оставшиеся 71 F/A-18 все еще находились в эксплуатации. [ 38 ] Авиационный писатель Найджел Питтауэй отметил, что этот тип «показывал образцовые показатели безопасности во время службы в RAAF», особенно по сравнению с потерей 41 из 116 «Миражей» RAAF в результате аварий. [ 82 ] Точно так же Эндрю Маклафлин отметил в 2019 году, что потеря четырех «Хорнетов» к этому времени была «замечательным подтверждением прочной конструкции самолета и резервирования систем», учитывая, что RAAF прогнозировало, что одиннадцать «Хорнетов» будут уничтожены к 2004 году, когда самолеты были впервые приобретены. . [ 83 ]
Развертывания
[ редактировать ]В конце 1990 года рассматривалась возможность развертывания эскадрильи F/A-18 на Ближнем Востоке в рамках расширенного вклада Австралии в войну в Персидском заливе . Министерство обороны выступило против отправки самолета на том основании, что это сильно перегрузит истребительные силы в Австралии, и этот вариант не был принят правительством. [ 84 ] В результате единственной ролью «Хорнетс» в войне была поддержка обучения военных кораблей Королевского военно-морского флота Австралии, отправленных в Персидский залив, путем проведения имитационных атак на суда, направлявшиеся из Сиднея в Перт. [ 85 ]
В конце 1999 года 75-я эскадрилья была приведена в боевую готовность для обеспечения непосредственной авиационной поддержки и противовоздушной обороны международных сил, дислоцированных в Восточном Тиморе в составе МСВТ . Хотя индонезийские силы представляли потенциальную угрозу для этих сил, боевых действий не произошло, и «Хорнетс» не потребовались. [ 86 ]

Первое оперативное развертывание RAAF Hornets состоялось в 2001 году. После террористических атак 11 сентября правительство Австралии согласилось развернуть F/A-18 для защиты крупной авиабазы ВВС США на острове Диего-Гарсия в Индийском океане , которая в то время использовалась. начать операцию в Афганистане. Четыре «Хорнета» 77-й эскадрильи и 70 человек личного состава отправились на остров 9 ноября. Пилоты и наземный экипаж 3-й эскадрильи сменили личный состав 77-й эскадрильи в начале февраля 2002 года. [ 87 ] RAAF Hornet не участвовали в войне в Афганистане, поскольку в то время они были менее эффективны, чем другие доступные самолеты коалиции. [ 88 ] Хотя F/A-18 время от времени поднимались в воздух в ответ на сообщения о самолетах вблизи базы, никакой угрозы не возникло. Отряд вернулся в Австралию 21 мая 2002 года. [ 87 ]
75-я эскадрилья входила в состав австралийского вклада во вторжение в Ирак в 2003 году . Эскадрилья начала первоначальное планирование этого развертывания в декабре 2002 года, а интенсивная подготовка проводилась с января 2003 года. Для повышения боеготовности подразделения в 75-ю эскадрилью также были отправлены воздушные и наземные экипажи, а также самолеты из других подразделений. [ 89 ] Правительство Австралии объявило 1 февраля, что начнет переброску самолетов RAAF, включая эскадрилью F/A-18, на Ближний Восток. 75-я эскадрилья вылетела из Тиндала 13 февраля и прибыла на авиабазу Аль-Удейд в Катаре 16 числа того же месяца. 14 самолетов F/A-18A Hornet, выбранных для этого развертывания, получили пакет обновлений HUG 2.1 и недавно завершили капитальное обслуживание. [ 90 ] Эти модернизации позволили F/A-18 действовать вместе с другими самолетами коалиции. [ 38 ] Помимо 75-й эскадрильи, несколько опытных пилотов «Хорнет» также были направлены в Объединенный центр воздушно-космических операций ВВС США на Ближнем Востоке, чтобы дать советы о том, как наилучшим образом использовать эскадрилью. [ 91 ]
Австралийские Шершни участвовали в боевых действиях в нескольких ролях во время войны в Ираке . После начала войны 20 марта 75-я эскадрилья первоначально использовалась для сопровождения ценных самолетов Коалиции, таких как танкеры и самолеты дальнего обнаружения и управления . [ 92 ] Поскольку быстро стало ясно, что иракские ВВС не представляют угрозы, с 21 марта 75-я эскадрилья также начала совершать воздушные вылеты на перехват иракских сил. Первоначально эти вылеты совершались в поддержку США армии V корпуса , но эскадрилье редко ставились цели для атаки. В результате австралийское командование на Ближнем Востоке переназначило 75-ю эскадрилью для поддержки США I экспедиционного корпуса морской пехоты . В это же время эскадрилья также начала совершать вылеты на непосредственную поддержку с воздуха . В течение первых двух недель войны эскадрилья обычно совершала двенадцать боевых вылетов в день. Чтобы избежать усталости пилотов, на Ближний Восток из Австралии был отправлен дополнительный экипаж. Начиная с 5 апреля количество самолето-вылетов упало до шести-десяти в день, поскольку американские войска приблизились к Багдаду и на юге Ирака осталось мало целей. [ 93 ] 12 апреля 75-я эскадрилья поддерживала элементы полка специальной воздушной службы и 4-го батальона Королевского австралийского полка , которые занимали авиабазу Аль-Асад . В течение последних недель войны эскадрилья продолжала совершать вылеты через западный, центральный и южный Ирак для поддержки британских и американских войск. В нескольких операциях эскадрильи в последнюю неделю войны «Хорнетс» совершали облеты иракских позиций на малой высоте и на высокой скорости, чтобы побудить своих защитников сдаться. 75-я эскадрилья совершила свой последний боевой вылет 27 апреля. [ 94 ] За время войны эскадрилья совершила 350 боевых вылетов (в том числе 670 индивидуальных), сбросила 122 бомбы с лазерным наведением. 75-я эскадрилья не понесла потерь, и все 14 «Хорнетов» вернулись в Тиндал 14 мая 2003 года. [ 95 ]

RAAF Hornets также обеспечивали противовоздушную оборону на нескольких громких мероприятиях в Австралии после терактов 11 сентября. В 2002 году «Хорнетс» патрулировали встречу глав правительств Содружества (CHOGM) в Кулум-Бич, Квинсленд ; это был первый раз, когда самолеты RAAF совершили вылеты противовоздушной обороны над Австралией со времен Второй мировой войны . [ 96 ] 22 и 23 октября того же года отряд «Хорнетс» патрулировал Канберру во время президента США Джорджа Буша . визита в город [ 97 ] Отряд самолетов из 77-й эскадрильи был переброшен на базу RAAF East Sale в марте 2006 года для защиты Игр Содружества , которые проходили в Мельбурне. [ 98 ] В сентябре 2007 года «Хорнетс» патрулировали Сидней во время встречи лидеров АТЭС . [ 99 ] Восемь «Хорнетов» также были переброшены из Уильямтауна на базу RAAF в Пирсе в октябре 2011 года для защиты собрания CHOGM в соседнем Перте . [ 100 ] 16 и 17 ноября того же года «Хорнетс» действовали над Канберрой и Дарвином в президента Барака Обамы . присутствии [ 101 ] [ 102 ]
В марте 2015 года шесть F/A-18A из 75-й эскадрильи были переброшены на Ближний Восток в рамках операции «Окра» , заменив отряд Super Hornets. [ 103 ] Участие 81-го крыла в операции «Бамия» завершилось в мае 2017 года, и 1-я эскадрилья возобновила ответственность за выполнение этой задачи. К этому времени все три эскадрильи крыла совершили как минимум одну ротацию на Ближний Восток: 3-я эскадрилья была развернута один раз, а две другие эскадрильи провели два переброски. Во время этих развертываний эскадрильи использовали общий «пул» самолетов, при этом на Ближнем Востоке в любое время дислоцировалось шесть или семь «Хорнетов». [ 104 ] Самолеты обычно находились в эксплуатации в течение восьми месяцев, а затем возвращались в Австралию, когда наступал срок капитального обслуживания. [ 105 ] Члены трех эскадрилий, оснащенных Hornet, служили по пяти-шестимесячной ротации, а наземные бригады из мастерских 2OCU и 81-го крыла также были задействованы для выполнения специальных функций. [ 104 ] [ 106 ] «Хорнетс» атаковали персонал и объекты ИГИЛ как в Ираке, так и в Сирии, в том числе в поддержку иракских сил, участвовавших в битве за Мосул . В целом 81-е авиакрыло совершило 1973 боевых вылета над Ираком и Сирией, в ходе которых был выпущен 1961 боеприпас. [ 104 ] [ 107 ] Несмотря на возраст самолета и суровые природные условия Ближнего Востока, отряд сохранил очень высокий уровень боеспособности. [ 38 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Хотя программа модернизации Hornet оказалась успешной, ожидалось, что по мере старения самолетов эксплуатация будет становиться все более дорогостоящей, а усовершенствования истребителей и средств противовоздушной обороны, эксплуатируемых другими странами, снизят их боевую эффективность. [ 108 ] Правительство Австралии приняло решение заменить F/A-18 Hornets RAAF на истребители Lockheed Martin F-35A Lightning II , причем этот процесс начнется в 2018 году. [ 109 ] Процесс приобретения получил обозначение Project AIR 6000 Phase 2A/B и будет включать закупку 72 истребителей F-35A для оснащения трех эскадрилий и подразделения оперативной подготовки. [ 110 ] Все F/A-18A и B планировалось вывести из эксплуатации к 2022 году. [ 111 ] План устойчивости Hornet RAAF был разработан таким образом, чтобы позволить этому типу оставаться в эксплуатации дольше, если программа F-35 столкнется с дальнейшими задержками. [ 38 ]
3-я эскадрилья была первой переоборудованной эскадрильей Hornet и прекратила эксплуатацию этого типа в декабре 2017 года. Переход на F-35 начался в начале 2018 года. [ 112 ] Хорнеты эскадрильи и большая часть ее личного состава были переведены в 77-ю эскадрилью, которая в рамках этого изменения была расширена с двух до трех звеньев. [ 113 ] 2OCU завершила последний курс переоборудования Hornet в 2019 году и прекратила эксплуатацию этого типа в декабре того же года. [ 114 ] 77-я эскадрилья прекратила операции Hornet в декабре 2020 года. [ 115 ] По состоянию на май 2020 года 75-я эскадрилья должна была начать переоборудование в F-35 в январе 2022 года. [ 111 ]
RAAF приняла ряд мер, чтобы сохранить «Хорнетс» на вооружении до тех пор, пока не будут готовы F-35A. Они включали программу структурного ремонта, усиленный мониторинг проблем, связанных с усталостью , а также перекраску самолетов и частую их мойку, чтобы снизить риски, связанные с коррозией. [ 116 ] В 2015 году Группа оборонной науки и технологий пересмотрела алгоритм усталостных повреждений, используемый для определения структурного состояния «Хорнетов», и обнаружила, что планеры были менее утомлены, чем считалось ранее, и поэтому могли оставаться в эксплуатации в течение более длительного периода, чем планировалось, при необходимости. Это заключение было принято Генеральным управлением технической летной годности Сил обороны Австралии. [ 117 ] По состоянию на сентябрь 2017 года ни на один из самолетов RAAF Hornets не распространялись ограничения на полеты из-за усталости планера. Однако стоимость содержания устаревших самолетов в эксплуатации росла. [ 38 ] В статье канадского оборонного аналитика Кристофера Коуэна и аналитика Австралийского института стратегической политики доктора Эндрю Дэвиса, опубликованной в 2017 году, говорится, что RAAF «проделали отличную работу по управлению своим парком Hornet», причем у каждого самолета есть уникальный план по минимизации усталости планера. На тот момент каждый из «Хорнетов» в среднем налетал 4200 часов по сравнению с номинальным усталостным ресурсом этого типа в 6000 часов. [ 118 ] В августе 2019 года флот Hornet преодолел отметку в 400 000 часов налета. В это время несколько «Хорнетов» были выведены из эксплуатации после того, как им предстояло пройти основные периоды обслуживания. [ 83 ]
Hornet был официально выведен из эксплуатации RAAF 29 ноября 2021 года. Церемония, посвященная этому событию, состоялась в тот же день на базе RAAF в Уильямтауне. [ 119 ] Налет флота составил почти 408 000 часов. [ 120 ]
Утилизация
[ редактировать ]Королевские ВВС Канады
[ редактировать ]Правительство Австралии планирует продать Hornets и соответствующие запасные части после того, как этот тип будет выведен из эксплуатации RAAF. В августе 2017 года правительство Канады инициировало переговоры о покупке нескольких австралийских F/A-18 для пополнения Королевских ВВС Канады парка аналогичных McDonnell Douglas CF-18 Hornets на случай, если запланированная закупка Super Hornets будет отменена. в результате торгового спора . [ 121 ] В том же месяце канадская делегация также посетила Австралию для проверки RAAF Hornets. [ 122 ] [ 123 ] Правительство Канады подало официальное выражение заинтересованности в покупке австралийских F/A-18 29 сентября 2017 года. [ 121 ]
13 декабря 2017 года министр обороны Австралии Марис Пейн подтвердила продажу Канаде 18 F/A-18 Hornets и соответствующих запасных частей. [ 124 ] [ 125 ] В то же время правительство Канады объявило, что оно отменило свои планы по приобретению Super Hornets. Австралийские самолеты приобретаются, чтобы позволить RCAF продолжать выполнять свои международные обязательства до тех пор, пока не будет заказан и поступит на вооружение новый тип истребителя. [ 126 ] В июне 2018 года правительство Канады запросило еще семь австралийских «Хорнетов». Эти дополнительные самолеты будут использоваться в качестве источника запасных частей. [ 127 ] [ 128 ] Продажа 25 Hornets была завершена в начале 2019 года, цена покупки составила 90 миллионов канадских долларов . [ 129 ] Из этих самолетов 18 будут переданы оперативным подразделениям, а остальные будут использоваться для испытаний и в качестве источника запасных частей. После прибытия в Канаду самолеты будут оснащены другими катапультными креслами и программным обеспечением, чтобы они были идентичны CF-18. [ 130 ]
Поставки бывших RAAF Hornets в Канаду начались в феврале 2019 года. Два самолета были доставлены в CFB Cold Lake в середине февраля и переданы после того, как они вошли в состав контингента RAAF на учениях Red Flag в США. [ 131 ] При этом поставки остальных 23 «Хорнетов» планировалось завершить в 2021 году. [ 131 ] Этот график зависел от прогресса в вводе F-35 на вооружение Австралии. [ 124 ] По крайней мере еще один Hornet был передан Канаде в 2019 году. [ 132 ] В августе 2020 года сообщалось, что 18 бывших австралийских самолетов будут среди 36 RCAF Hornet, которые будут размещены в рамках программы модернизации. Модернизация будет включать установку AN/APG-79 РЛС с активной решеткой электронного сканирования , а также оснащение самолета ракетами класса «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder и комплексным вооружением AGM-154 . [ 133 ]
Оставшийся самолет
[ редактировать ]В марте 2020 года министр оборонной промышленности Мелисса Прайс объявила, что до 46 бывших RAAF Hornets, а также весь сопутствующий инвентарь запасных частей и испытательного оборудования будут проданы американской компании Air USA . Эта компания обеспечивает обучение воздушному бою правительству США. Журналист Найджел Питтауэй отметил, что если все эти самолеты будут проданы, это будет означать, что ни один из «Хорнетов» не сохранится в австралийских музеях после того, как этот тип покинет службу RAAF. [ 134 ] [ 135 ] В мае Министерство обороны заявило, что количество самолетов, которые будут проданы Канаде и Air USA, еще не окончательно определено. [ 136 ] По состоянию на ноябрь 2021 года не было ясно, будет ли продолжена сделка по продаже Hornets компании Air USA. [ 137 ] В феврале 2023 года самолеты еще не были переданы, но сообщалось, что контракт остается в силе и Министерство обороны все еще намеревается их поставить. К этому времени Air USA была переименована в RAVN Aerospace. [ 138 ]
В марте 2023 года корреспондент Australian Financial Review Аарон Патрик написал, что продажа, «похоже, сорвалась», и призвал передать Hornets в Украину в рамках помощи Австралии стране после российского вторжения в 2022 году. [ 139 ] В апреле 2023 года сообщалось, что Министерство обороны неоднократно отказывалось комментировать статус продажи RAVN Aerospace. [ 140 ] В мае 2023 года аналитик Австралийского института стратегической политики Малкольм Дэвис заявил, что австралийские «Хорнеты» хранились на базе ВВС Андерсен на американском острове Гуам и находились в плохом состоянии. Дэвис считает, что самолеты слишком устарели, чтобы подходить для Украины, и отметил, что страна не запрашивала их у Австралии. [ 141 ] В июне издание Australian Financial Review сообщило, что правительство Австралии обсуждает передачу Hornets Украине с правительствами Украины и США. Сообщается, что правительство США поддержало эту передачу. В статье также говорилось, что несколько экспертов сочли самолет пригодным для Украины и хранились на базе RAAF в Уильямтауне. [ 142 ] ABC News также сообщила в июне, что соглашение потребует от RAVN Aerospace перепродажи самолета Украине, и компания готова это сделать. Если бы «Хорнеты» были переданы Украине, это была бы крупнейшая в истории передача австралийской военной техники в другую страну. [ 143 ]
Контракт на продажу бывших RAAF Hornets компании RAVN Aerospace истек в декабре 2023 года, и ни один самолет не был передан. В том же месяце издание Australian Financial Review сообщило, что правительство Украины намеревалось официально запросить австралийский флот Hornet во время переговоров с правительством США. [ 144 ] В январе 2024 года та же газета сообщила, что ВВС Украины не интересуются этим самолетом, поскольку не хотят сохранять подаренный парк F-16 и F/A-18. В результате Украина не запросила «Хорнетс» в 2023 году, несмотря на то, что другие страны поощряли это сделать. [ 145 ] Посол Украины в Австралии отметил в июне 2024 года, что, хотя некоторые первоначальные обсуждения относительно австралийских «Хорнетов» имели место, этот самолет никогда не запрашивался явно, поскольку ВВС Украины хотели сосредоточить свои усилия на вводе в эксплуатацию F-16. [ 146 ]
После провала сделки по продаже Hornets компании RAVN Aerospace они были разделены и проданы. [ 145 ]
Сохранение
[ редактировать ]

В мае 2020 года Министерство обороны объявило, что шесть F/A-18A (A21-22, -23, -29, -32, -40 и -43) и два F/A-18B (A21-101 и -103) ) будет сохранен в Австралии. [ 136 ] Два из этих самолетов были предназначены для статической консервации в Австралийском военном мемориале . [ 147 ] [ 148 ] Все восемь Hornet были подготовлены к выставке в музее компанией Boeing Defense Australia в течение двух лет, заканчивающихся в мае 2023 года. [ 149 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин (2005), с. 51
- ^ Уилсон (1993), с. 80
- ^ Jump up to: а б с Уилсон (1993), с. 81
- ^ Маклафлин (2005), с. 52
- ^ Маклафлин (2005), с. 53
- ^ Jump up to: а б Маклафлин (2005), с. 55
- ^ Маклафлин (2005), стр. 56–57.
- ^ Маклафлин (2005), с. 57
- ^ Маклафлин (2005), стр. 57–58.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин (2005), с. 59
- ^ Маклафлин (2005), с. 60
- ^ Маклафлин (2005), стр. 60–61.
- ^ Маклафлин (2005), стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б Уилсон (1993), с. 83
- ^ Jump up to: а б Маклафлин (2005), с. 67
- ^ Маклафлин (2005), стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б Уилсон (2005), с. 35
- ^ Jump up to: а б с д и Маклафлин (март 2005 г.), с. 55
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин (март 2005 г.), с. 54
- ^ Уилсон (1993), с. 86
- ^ Маклафлин (март 2005 г.), стр. 54–55.
- ^ Уилсон (1993), стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б с д Уилсон (2005), с. 42
- ^ Jump up to: а б Уилсон (2005), с. 41
- ^ Маклафлин (2005), с. 70
- ^ Jump up to: а б Уилсон (2005), стр. 41–42.
- ^ Маклафлин (2010), стр. 12–13.
- ^ Уилсон (1993), с. 110
- ^ Маклафлин (2010), стр. 42–44.
- ^ «F/A-18F Супер Хорнет» . Самолет . Королевские ВВС Австралии. Архивировано из оригинала 6 августа 2012 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Макфедран, Ян (31 июля 2015 г.). «Королевские ВВС Австралии собираются принять поставку новых штурмовиков EA-18G Growler» . news.com.au. Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 17 октября 2017 г.
- ^ «Эмберли приветствует полный флот RAAF Growler» . Австралийская авиация . 7 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 17 октября 2017 г.
- ^ Стивенс (2006), стр. 301, 307.
- ^ ВЫ (2007), с. 54
- ^ «Boeing подписывает контракт на поддержку F/A-18» . Австралийская авиация . 10 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2011 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ «Тендер на глубокое техническое обслуживание RAAF Hornet» . Австралийская авиация . 7 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ «Boeing расширяет функции обслуживания классических самолетов Hornet RAAF» . Австралийская авиация . 4 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2017 года . Проверено 5 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Питтауэй (2017), с. 33
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Питтауэй (2012), с. 22
- ^ Весна (2017), с. 4
- ^ Бизли, Ким (20 сентября 2007 г.). «Законопроект 2007 года о поправках к налоговому законодательству (Меры № 6 2007 года)» . Хансард . Парламент Австралии . Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Питтауэй (2012), с. 23
- ^ Питтауэй (2012), стр. 23–24
- ^ Jump up to: а б с Питтауэй (2012), с. 24
- ^ «Контракт на радар Hornet стоимостью 400 миллионов долларов «выброшен» » . Возраст . 13 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2012 г. Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Фроули (2010), с. 48
- ^ Маклафлин (2005), с. 115
- ^ Маклафлин (2005), стр. 115–116.
- ^ Стэкпул, Эндрю (5 июля 2012 г.). «Успех ракетных учений» . ВВС . п. 5. Архивировано из оригинала 29 июня 2015 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Моклер и Маклафлин (2014), с. 71
- ^ «Новая испытательная бомба RAAF Hornets, радиолокационный прибор» . Возраст . 24 июня 2008 года . Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ Моклер и Маклафлин (2014), с. 72
- ^ «Совместный боеприпас прямой атаки – увеличенная дальность» . Оборонная наука и технологии . Министерство обороны . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ Маклафлин (2005), с. 165
- ^ Уолдрон, Грег (15 декабря 2011 г.). «Австралия исключила JASSM и БПЛА из списка вызывающих беспокойство проектов» . Флайтглобал . Деловая информация Рида. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Маклафлин (2005), с. 118
- ^ Маклафлин (2005), с. 119
- ^ Jump up to: а б «А21 F/А-18 Хорнет» . Самолет РААФ . Музей РААФ. Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Уилсон (1993), с. 118
- ^ Уилсон (1993), с. 112
- ^ Jump up to: а б «Крыло №81» . Королевские ВВС Австралии. Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Маклафлин (март 2005 г.), с. 56
- ^ Маклафлин (2005), с. 64
- ^ Уилсон (1993), с. 119
- ^ Jump up to: а б Льюис, Дэниел (1 июля 2008 г.). «Последний RAAF 707 пугает Сидней» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ «А20 Боинг 707» . Самолет РААФ . Музей РААФ. Архивировано из оригинала 28 марта 2012 года . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ ВЫ (2000), с. 42
- ^ ВЫ (2000), с. 44
- ^ ВЫ (2004), стр. 14-18
- ^ Фроули (2010), с. 45
- ^ Фроули (2010), с. 49
- ^ Уилсон (1993), с. 120
- ^ Фроули (2010), с. 44
- ^ Уилсон (1993), стр. 122–123.
- ^ Фроули (2010), с. 46
- ^ Антон, Нора. «Экипаж логистики RAAF обеспечивает поддержку F-18 Hornets» . Новости . База ВВС Эйлсон. Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Рохас, Яш. «RAAF тренируется на вершине мира» . Новости . База ВВС Эйлсон. Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ «Столкновение F/A-18 в воздухе, Тиндалл, 2 августа 1990 г.». Журнал RAAF Radschool — Том 67 (PDF) . Том. 67. Ассоциация радшкол РААФ. Сентябрь 2019 г. стр. 5A–5E.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Просматривая 90-е годы: катастрофы австралийской оборонной авиации в 1990-99 годах (PDF) . Австралия: Управление оборонной авиации и безопасности ВВС. 2015. С. 31–33.
- ^ Уилсон (1993), стр. 124–125.
- ^ «RAAF A21 McDonnell Douglas F/A-18A/B Hornet» . Серии АДФ. Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Питтауэй (2017), с. 31
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, Эндрю (20 августа 2019 г.). «Налет классических самолетов Hornet RAAF составляет 400 000 часов» . Обзор оборонного бизнеса Австралии . Проверено 22 сентября 2019 г.
- ^ Хорнер (2011), стр. 383–384.
- ^ Хорнер (2011), с. 314
- ^ Уилсон (2003), с. 32
- ^ Jump up to: а б Маклафлин (2005), с. 96
- ^ Питтауэй (2017), с. 32
- ^ ВЫ (2004), стр. 53–54
- ^ Холмс (2006), стр. 85–86.
- ^ Холмс (2006), с. 88
- ^ Холмс (2006), с. 86
- ^ Холмс (2006), стр. 89–91.
- ^ Холмс (2006), стр. 91–92.
- ^ Холмс (2006), с. 93
- ^ Николсон, Брендан (29 августа 2003 г.). «На встрече CHOGM опасаются нападения террориста-смертника» . Возраст . Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Либельт, Симона (6 ноября 2003 г.). «Ключевая роль в безопасности лидера США» . ВВС . Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ «F/A-18 RAAF обеспечивают безопасность Игр Содружества» . Операция «Аколит» . Министерство обороны. Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Гардинер, Крис (20 сентября 2007 г.). «Безопасно и надежно» . ВВС . Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ Баттерли, Ник (20 октября 2011 г.). «Истребители RAAF усиливают огневую мощь над Пертом» . Западная Австралия . Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Томпсон, Джереми (16 ноября 2011 г.). «Обама приземляется в Канберре» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ «Части гавани Дарвина закроются в связи с визитом Обамы» . Новости АВС . 16 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ «Развертывание воздушной оперативной группы» . ВВС . 12 марта 2015 г. с. 8. Архивировано из оригинала 12 марта 2015 года . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Мирс, Беттина (29 июня 2017 г.). « Провозглашен «Невероятный» подвиг» (PDF) . ВВС . Министерство обороны. п. 7. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ Керр, Джулиан (1 февраля 2017 г.). «RAAF показывает хорошие результаты по OKRA» . Австралийский оборонный журнал . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ «75SQN RAAF берет на себя управление операциями по окрам» . Австралийская авиация . 30 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2017 г. . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ «ОКРА Дом» . Глобальные операции . Министерство обороны. Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года . Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ Дэвис (2011), стр. 7–8.
- ^ Нордин (2017), с. 80
- ^ «Объединенная ударно-истребительная дивизия» . Министерство обороны. Архивировано из оригинала 25 марта 2017 года . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Питтауэй, Найджел (28 мая 2020 г.). «Первая эскадрилья F-35 RAAF на цели» . Австралиец . Проверено 6 декабря 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Пейн, Жаки (8 февраля 2018 г.). «3SQN прокладывает новый путь» (PDF) . ВВС . Министерство обороны. п. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 6 февраля 2018 г. .
- ^ Маклафлин (2018), с. 30
- ^ «Круг почета для родного города Хорнетс» . Медиа-релиз . Министерство обороны. 12 декабря 2019 года . Проверено 15 декабря 2019 г.
- ^ Торн, Адам (8 декабря 2020 г.). «77-я эскадрилья RAAF прощается с F/A-18A/B Hornets» . Австралийская авиация . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Моклер и Маклафлин (2014), с. 67
- ^ «Анализ DSTG показывает, что RAAF Hornets менее утомлены, чем предполагалось» . Австралийская авиация . 4 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 г. Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ Коуэн, Кристофер; Дэвис, Эндрю (14 декабря 2017 г.). «Покупка винтажных вещей: изучение приобретения RCAF истребителей F / A-18 A / B из Австралии» . Конференция Института оборонных ассоциаций. Архивировано из оригинала 15 декабря 2017 года . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Льюис, Мэдлин (29 ноября 2021 г.). «Слезы и дань уважения текут, когда Classic Hornet покидает гнездо» . Новости АВС . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Уолдрон, Грег (29 ноября 2021 г.). «RAAF прощается с «Классическими» Хорнетс после десятилетий службы» . Полет Глобал . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Канада официально заявляет о заинтересованности в покупке RAAF Hornets» . Австралийская авиация . 13 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 13 октября 2017 г.
- ^ Маклафлин, Эндрю (6 сентября 2017 г.). «Канада рассматривает классические «Хорнетс» RAAF?» . Австралийская авиация . Архивировано из оригинала 8 сентября 2017 года . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ Леблан, Даниэль (6 сентября 2017 г.). «Оттава ищет подержанные самолеты из Австралии на фоне спора между Boeing и Bombardier» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 8 сентября 2017 года . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Министр Пейн подтверждает продажу классического Hornet RAAF Канаде» . Австралийская авиация. 13 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Уолдрон, Грег (13 декабря 2017 г.). «Австралийские «классические» Hornets восполнят пробел в возможностях Канады» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ ЛеБлан, Даниэль (12 декабря 2017 г.). «Федеральное правительство свяжет «экономические интересы» с заявками на истребители» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Пульезе, Дэвид (15 июня 2018 г.). «Канада закупит больше подержанных австралийских истребителей – их число увеличится с 18 до 25» . Гражданин Оттавы . Архивировано из оригинала 9 сентября 2018 года . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ «Канада закупит RAAF Hornet до 25 самолетов» . Австралийская авиация . 22 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2018 г. . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ «Завершена продажа RAAF Hornet Канаде – отчет» . Австралийская авиация . 7 января 2019 года. Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Лизе, Дэвид (6 января 2019 г.). «Установка канадского программного обеспечения на австралийские F-18 является первым делом, когда самолет прибудет, - говорит представитель министерства обороны» . Гражданин Оттавы . Архивировано из оригинала 8 января 2019 года . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Канада получает первые два классических «Хорнета» RAAF» . Австралийская авиация . 18 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 18 февраля 2019 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ «Смена караула 2ОКУ РААФ» . Обзор оборонного бизнеса Австралии . 12 декабря 2019 года . Проверено 15 декабря 2019 г.
- ^ «Подробно об обновлении Canadian Hornet». Ежемесячник ВВС . № 389. Август 2020. с. 17.
- ^ Питтауэй, Найджел (5 марта 2020 г.). «Классические Хорнеты RAAF получают новую жизнь» . Австралийский оборонный журнал . Проверено 5 марта 2020 г.
- ^ Рогоуэй, Тайлер (9 апреля 2020 г.). «Этот человек владеет самыми передовыми в мире частными военно-воздушными силами после покупки 46 F/A-18 Hornet» . Драйв . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Питтауэй, Найджел (7 мая 2020 г.). «Оборона предоставила обновленную информацию о планах утилизации Hornet» . Австралийский оборонный журнал . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Ньюдик, Томас (29 ноября 2021 г.). «Австралия прощается с наследием F/A-18 Hornet, поскольку приближается его последний полет (обновлено)» . Драйв . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Догерти, Роберт (16 февраля 2023 г.). «Классические Hornets еще предстоит продать частной воздушной боевой компании» . Австралийская авиация . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Патрик, Аарон (1 марта 2023 г.). «У Австралии есть 40 FA-18, мы должны передать их Украине» . Австралийский финансовый обзор . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Рогоуэй, Тайлер (19 апреля 2023 г.). «Австралийские законсервированные F/A-18 Hornets должны быть переданы Украине» . Зона боевых действий . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Сассекс, Мэтью (25 мая 2023 г.). «Почему западные истребители имеют решающее значение для успеха Украины и как Австралия может помочь» . Стратег . Австралийский институт стратегической политики . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ Кури, Филипп; Тиллетт, Эндрю (6 июня 2023 г.). «Списанные истребители RAAF могут быть отправлены в Украину» . Австралийский финансовый обзор . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Грин, Эндрю (7 июня 2023 г.). «Списанные австралийские самолеты F/A-18 Hornet на шаг ближе к участию в военных действиях Украины» . Новости АВС . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Тиллетт, Эндрю (8 декабря 2023 г.). «Истекший контракт может привести к поставке австралийских истребителей в Украину» . Австралийский финансовый обзор . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Патрик, Аарон (30 января 2024 г.). «Украина Австралии: «Нам не нужен ваш летающий мусор » . Австралийский финансовый обзор . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Догерти, Роберт. «Украина хочет, чтобы австралийские «Тигры» ушли на пенсию» . Австралийская авиация . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ Торн, Адам (27 октября 2020 г.). «Разобранные F / A-18A Hornets на пути к Военному мемориалу» . Австралийская авиация . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Браун, Эндрю (5 декабря 2020 г.). «Истребитель Hornet пополнил коллекцию Австралийского военного мемориала» . Канберра Таймс . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Сотрудники APDR (22 мая 2023 г.). «Boeing представляет последнее наследие F/A-18 Classic Hornet» . Обозреватель Азиатско-Тихоокеанского региона . Проверено 11 июня 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Национальное контрольно-ревизионное управление Австралии (ANAO) (2000 г.). Тактические истребительные операции: Министерство обороны (PDF) . Канберра, АКТ: ANAO. ISBN 0642442665 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2012 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- НААО (2004). Развитие боевого экипажа ВВС: Министерство обороны (PDF) . Канберра, АКТ: ANAO. ISBN 0642807779 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 марта 2012 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- НААО (2007). Управление оперативной поддержкой боевого воздушного флота: Организация оборонной техники Министерства обороны (PDF) . Канберра, АКТ: ANAO. ISBN 978-0642809469 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2012 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- Дэвис, Эндрю (2011). «Какой план Б? – Боевые возможности Австралии в воздухе, Эндрю Дэвис» . Канберра, АКТ: Австралийский институт стратегической политики. Архивировано из оригинала 3 июня 2012 года . Проверено 23 июня 2012 г.
- Фроули, Джерард (апрель 2010 г.). «3SQN: Наконечник копья». Австралийская авиация . Том. № 270. С. 42–49. ISSN 0813-0876 .
{{cite magazine}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - Фрюлинг, Стефан (2017). «Возможности суверенной оборонной промышленности, независимые операции и будущее оборонной стратегии Австралии» (PDF) . Канберра, АКТ: Центр стратегических и оборонных исследований Австралийского национального университета. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2020 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
- Холмс, Тони (2006). Корпус морской пехоты США и подразделения RAAF Hornet операции «Иракская свобода» . Боевой самолет Osprey 56. Оксфорд, Англия: Osprey Publishing. ISBN 1841768472 .
- Хорнер, Дэвид (2011). Австралия и «Новый мировой порядок»: от поддержания мира к принуждению к миру: 1988–1991 гг . Официальная история австралийских миротворческих, гуманитарных операций и операций после холодной войны. Том. II. Порт Мельбурн, Виктория: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521765879 .
- Маклафлин, Эндрю (2005). Шершни внизу . Фишвик, АКТ: Phantom Media. ISBN 0646443984 .
- Маклафлин, Эндрю (март 2005 г.). «20 лет Хорнетс РААФ». Австралийская авиация . Том. № 214. С. 52–58. ISSN 0813-0876 .
{{cite magazine}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - Маклафлин, Эндрю (май 2010 г.). «Супер Джет». Австралийская авиация . Том. № 271. С. 42–48. ISSN 0813-0876 .
{{cite magazine}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - Маклафлин, Эндрю (январь – февраль 2018 г.). «В будущее». Австралийская авиация (356): 28–35. ISSN 0813-0876 .
- Моклер, Тони; Маклафлин, Эндрю (2014). Страна шершней . Фишвик, АКТ: Phantom Media. ISBN 9780992343200 .
- Нордин, Лон (январь 2017 г.). «Все еще есть жало». Эйр Интернешнл . 92 (1): 74–83.
- Питтауэй, Найджел (апрель – июнь 2012 г.). «Обними шершня». Аэро Австралия . Нет. 34: 20–25. ISSN 1448-8086 .
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - Питтауэй, Найджел (октябрь – декабрь 2017 г.). «Шершень Сумерки». Аэро Австралия . Нет. 56: 30–33. ISSN 1448-8086 .
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - Стивенс, Алан (2006). Королевские ВВС Австралии: История (изд. В мягкой обложке). Южный Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195555417 .
- Уилсон, Дэвид (2003). Начальник Танагера: операции RAAF в Восточном Тиморе . Мэриборо, Квинсленд: Banner Books. ISBN 1875593268 .
- Уилсон, Стюарт (1993). Phantom, Hornet и Skyhawk на вооружении Австралии . Уэстон-Крик, АКТ: Аэрокосмические публикации. ISBN 187567103X .
- Уилсон, Стюарт (январь – март 2005 г.). «Сделано в Австралии: Хорнет». Аэро Австралия . № 5: 32–42. ISSN 1448-8086 .
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Управление оборонной авиации и безопасности ВВС (2007 г.). Анализ доказательств: потери самолетов и экипажей RAAF F-111 и AF/A-18 (PDF) . Канберра, АКТ: Королевские ВВС Австралии. OCLC 271545224 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Моклер, Тони; Маклафлин, Эндрю; Франци, Хуанита (2013). Страна Хорнета: «классические» самолеты Boeing F/A-18 Hornet, F/A-18F Super Hornet и EA-18G Growler в Австралии . Манука, АКТ: Phantom Media. ISBN 9780992343200 .
- Куэйф, Джон (2023). Классика: самолет F/A-18A/B Hornet на вооружении Австралии . Мосс Вейл, Новый Южный Уэльс: Издательство Big Sky. ISBN 9781922896889 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с F / A-18 Hornet в Королевских ВВС Австралии, на Викискладе?