Крушение B-52 Elephant Mountain в 1963 году.
![]() Мемориал и обломки B-52 на Слоновьей горе | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 24 января 1963 г. |
Краткое содержание | Структурный отказ |
Сайт | Элефант-Маунтин , Мэн , США 45 ° 31'40 "N 69 ° 26'5" W / 45,52778 ° N 69,43472 ° W |
Самолет | |
Тип самолета | B-52C Стратофортресс |
Оператор | Стратегическое авиационное командование . ВВС США |
Регистрация | 53‑0406 [1] |
Начало рейса | Авиабаза Вестовер недалеко от Спрингфилда, Массачусетс |
Пассажиры | 3 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 7 |
Травмы | 2 |
Выжившие | 2 |
24 января 1963 года самолет ВВС США Boeing B-52C Stratofortress с девятью членами экипажа на борту потерял вертикальный стабилизатор из- за тряски во время турбулентности на малой высоте и разбился на Элефант-Маунтин в округе Пискатакис, штат Мэн , США, в шести милях ( 9,7 км) от Гринвилля . Пилот и штурман в результате аварии выжили. [2]
Учебная миссия
[ редактировать ]Учебная миссия экипажа называлась « Полет по обходу местности» с целью отработки методов проникновения в радар расширенных возможностей (ACR), незамеченного советской противовоздушной обороной во время холодной войны . Учебные полеты ACR уже были совершены над западным побережьем США по Poker Deck маршрутам . Это должен был быть первый навигационный полет на малых высотах с использованием радара слежения за местностью на востоке Соединенных Штатов. [2] [3]
Экипаж, состоящий из двух бомбардировочного крыла, экипажей 99-го дивизиона стандартизации базирующихся на базе ВВС Вестовер , штат Массачусетс , и двух инструкторов из эскадрильи 39-й бомбардировочной 6-го стратегического аэрокосмического крыла на базе ВВС Уокер , штат Нью-Мексико , в течение шести часов в день проходил инструктаж. до аварии. У них был выбор: пролететь над Каролинами или Мэном . [2]
B-52C вылетел с авиабазы Вестовер в 12:11 в четверг, 24 января 1963 года, и должен был вернуться в Вестовер в 17:30. [4]
Экипаж провел первые 95 минут полета, калибруя свое оборудование. Получив обновленную информацию о погоде для обоих доступных маршрутов, они выбрали северный. Они должны были начать имитацию проникновения в воздушное пространство противника на малых высотах к югу от Принстона, штат Мэн , недалеко от Уэст-Гранд-Лейк. Оттуда они направятся на север, в Миллинокет , и пролетят над горами в районе Джо-Мэри/ Гринвилля . Они планировали повернуть на северо-восток возле озера Себумук и на юго-восток возле озера Каукомгомок , чтобы пройти через горы северного государственного парка Бакстер . После пересечения горы Путешественник самолет должен был снова набрать высоту над в Хоултоне станцией VOR . [2]
Несчастный случай
[ редактировать ]Час спустя, около 14:30, Stratofortress пересек Принстонский VOR, спустился на высоту 500 футов (150 м) и начал симуляцию проникновения в воздушное пространство противника на малой высоте со скоростью 280 узлов (520 км / ч; 320 миль в час). . Наружная температура составляла -14 ° F (-26 ° C), порывы ветра до 40 узлов (74 км / ч; 46 миль в час) и 5 футов (1,5 м) снега на земле. [4] [5]
Примерно через 22 минуты, сразу после пролета Браунвилл-Джанкшен в центре штата Мэн, самолет попал в турбулентность. Когда пилот и командир экипажа, самый старший пилот-инструктор по стандартизации Вестовера, начали подниматься над ним, вертикальный стабилизатор оторвался от самолета с «громким шумом, похожим на взрыв». [3] [5] Получив серьезные повреждения, B-52C развернулся вправо на 40 градусов, носом вниз. Пилот отдал приказ покинуть самолет, когда не смог его выровнять. [2] [4]
Только члены экипажа верхней кабины B-52C имеют катапультные кресла , катапультируемые вверх. Кресла пилота , второго пилота и офицера радиоэлектронной борьбы (штурмана, также обученного радиоэлектронной борьбе) функционируют на любой высоте, при условии, что скорость полета составляет не менее 90 узлов (170 км/ч; 100 миль в час), что является минимальным обязаны надувать свои парашюты с взрывным приводом . Члены экипажа нижней палубы катапультируются по траектории вниз. Следовательно, штурман и радиолокационный навигатор не могут безопасно катапультироваться на высоте менее 200 футов (61 м). Запасные члены экипажа вообще не имеют катапультного кресла. Они должны использовать парашюты и либо выпрыгивать из штурманского люка после катапультирования штурманов, либо выпадать из двери самолета. [5] У хвостового стрелка есть свой уникальный вариант побега: он может оторвать хвостовое орудие и выпрыгнуть через образовавшуюся дыру в корме. [6] [7]
Первым катапультировался штурман, выполнявший функции офицера радиоэлектронной борьбы. За ним следовали пилот и второй пилот; шести членам экипажа нижней палубы не хватило ни высоты, ни времени, чтобы спастись, прежде чем самолет врезался в западную сторону Слоновьей горы в 14:52. [4] [5]
Второй пилот получил смертельные травмы, ударившись о дерево в 1,6 км от основного места крушения. Пилот приземлился на дереве на высоте 30 футов (9,1 м) над землей. Он пережил ночь, когда температура достигла почти -30 ° F (-34 ° C), в спальном мешке комплекта выживания на спасательном плоту. Парашют штурмана при катапультировании не раскрылся. Он ударился о заснеженную землю, прежде чем оторваться от катапультного кресла примерно в 2000 футах (610 м) от обломков, при этом удар, по оценкам, в 16 раз превышал силу тяжести. У него сломан череп и сломаны три ребра. Сила погнула его катапультное кресло, и он не смог достать свой комплект выживания. Он пережил ночь, завернувшись в парашют. [2] [4]
Оператор грейдера на глухой лесной дороге стал свидетелем последнего поворота Stratofortress и увидел облако черного дыма после удара. [2] Восемьдесят спасателей из полиции штата Мэн , Департамента внутреннего рыболовства и охоты штата Мэн, Гражданского воздушного патруля , а также подразделений ВВС с базы ВВС Доу в Бангоре, штат Мэн , вместе с другими добровольцами из Нью-Гэмпшира и Массачусетса и другими добровольцами отправились в путь. работать. На месте происшествия находились поисковые самолеты, но они осмотрели слишком далеко на юге и востоке, чтобы обнаружить обломки до наступления темноты. [3]
После того, как на следующий день место крушения было обнаружено, компания Scott Paper Company отправила плуги из Гринвилля, чтобы расчистить 10 миль (16 км) дороги от снежных заносов глубиной до 15 футов (4,6 м). Оставшуюся милю до места крушения спасателям пришлось преодолеть на снегоступах, собачьих упряжках и снегоходах. В 11 часов утра двое выживших были доставлены в больницу на вертолете. [3] [4]
Расследование несчастного случая
[ редактировать ]
Причиной крушения стало турбулентностью , вызванное разрушение конструкции . Из-за бафтинговых напряжений , [2] сломался вал стабилизатора [1] и вертикальный стабилизатор B-52 оторвался от самолета. Его нашли в 1,5 милях (2,4 км) от места удара самолета о склон горы. [4] С потерей вертикального стабилизатора самолет потерял путевую устойчивость и крениться стал бесконтрольно .
Первоначально B-52 был разработан для проникновения в советское воздушное пространство на большой высоте около 35 000 футов (11 км) и на высокой скорости около 450 узлов (830 км/ч; 520 миль в час) для сброса ядерного оружия. Когда разведка США поняла, что Советы внедрили сложную, эшелонированную и взаимосвязанную систему ПВО с радиолокационным управлением ракетами класса «земля-воздух » (ЗРК), ВВС США решили, что B-52 должен будет проникнуть в советское воздушное пространство на малой высоте. высота (около 500 футов или 150 метров) и высокая скорость, чтобы оставаться вне поля зрения радара. Однако полеты на малой высоте и на высокой скорости оказывают огромную нагрузку на конструкцию самолета, особенно при полете вблизи гор, вверх и вниз по хребтам и через долины из-за подветренных волн и несущего винта . B-52 не был предназначен для такого рода операций. 56-0591, B-52D, взлетел с авиабазы Ларсон в Вашингтоне 23 июня 1959 года, на малой высоте из-за турбулентности вышел из строя горизонтальный стабилизатор и разбился. Процесс модификации серии В-52 начался в 1961 году. [5]
B-52C 53-0406, потерпевший крушение на Слоновьей горе, стал вторым B-52 с высоким хвостом, у которого произошла такая фатальная поломка конструкции. После обширных испытаний и еще трех подобных отказов (два со смертельным исходом) в течение 12 месяцев после крушения Elephant Mountain компания Boeing определила, что турбулентность приведет к чрезмерному напряжению болтов соединения руля направления B-52 , что приведет сначала к выходу из строя руля направления, а затем к отказу хвостового оперения. Болты были усилены по всему автопарку, что устранило проблему. [2] [5]
Последствия
[ редактировать ]Из двух выживших пилот вернулся в строй, проведя три месяца в больнице. [4] а штурман, у которого были отморожены ноги, заболел двойной пневмонией , потерял сознание на пять дней, и ему пришлось ампутировать ногу, так как обморожение и гангрена . началось [4]
Большая часть останков 53–0406 все еще находится на месте крушения и принадлежит компании Plum Creek Timber Co. Они улучшили пешеходную тропу, чтобы посетители могли видеть обломки. [3] [4] Хотя на этом месте вывешены таблички с призывом к зрителям проявлять должное уважение, оно подверглось вандализму: имена были вырезаны на обломках или отмечены несмываемым маркером.
В конце 1970-х годов отставной военный летчик и президент снегоходного клуба Moosehead Riders инициировал ежегодную мемориальную поездку на снегоходах в честь тех, кто находился на борту B-52. На ежегодной церемонии на месте крушения присутствуют представители Национальной гвардии ВВС штата Мэн , Американского легиона, Гражданского воздушного патруля, Службы охраны штата Мэн и члены клуба снегоходов. Идет цветной караул, возложение венка, чтение имен погибших, молебен военного капеллана и игра на тапсах. [3] Один двигатель и катапультное кресло штурмана можно увидеть в Клубном здании. [3] [4]
В 1993 году снегоходный клуб Moosehead Riders спонсировал специальную поминальную службу. Штурман присутствовал на мероприятии и был удостоен чести на нескольких церемониях. Он побывал на месте крушения впервые после эвакуации тридцатью годами ранее. [4]
В 2011 году сотрудник лесной службы штата Мэн во время охоты нашел катапультное кресло самолета возле заросшей лесозаготовительной дороги. В мае 2012 года он вернулся на место, чтобы сфотографироваться и записать идентификационные номера, чтобы подтвердить, что оно принадлежит злополучному B-52. Спасательная группа извлекла практически неповрежденное катапультное кресло. [8] Исследователи утверждают, что, скорее всего, это кресло пилота [9] и удивительно похоже на сиденье в клубе снегоходов в Гринвилле. Это третье сиденье, восстановленное после крушения и сохранившееся для всеобщего обозрения. Другой находится в музее Бангора. [10]
В 2013 году, через 50 лет после крушения, Клуб снегоходов провел ежегодную церемонию поминовения на месте крушения. [11] и отставной летчик дал редкое интервью. [12] Штурман Джеральд Адлер впервые за 50 лет встретился лицом к лицу со своим спасителем во время мероприятия, посвященного Дню памяти 25 мая 2013 года. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «B-52 Stratofortress: черновой список» . Ejection-history.org.uk . Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 года . Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «B-52C 53-0406: Слоновья гора, 1963 год» . Авиационная археология в штате Мэн.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Аттракцион почтит память жертв крушения B-52» . Портленд Пресс Вестник . 18 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ферланд-младший, Дурвард Дж. «Крушение B-52 на Элефант-Маунтин, Гринвилл, штат Мэн» . Справочный справочник по региону озера Мусхед . Архивировано из оригинала 20 февраля 2006 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Марек, Эдвард. «Смотри, мама, я потерял хвост! Нам все равно придется привести этого Баффа» . Говоря гордо .
- ^ «Б-52 Стратофортресс» . Военная киберстена США .
- ^ Роу, Фил. «История катапультных кресел» . 456-я эскадрилья истребителей-перехватчиков. Архивировано из оригинала 12 октября 2010 года . Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ «Сиденье после крушения B-52 1963 года найдено в штате Мэн» . Фокс Ньюс . Ассошиэйтед Пресс. 22 мая 2012 года . Проверено 23 мая 2012 г.
- ^ Самбидес, Ник (19 августа 2012 г.). «Тайна 49-летней давности раскрыта: обнаруженное катапультное кресло B-52 принадлежало пилоту, говорит исследователь» . Бангор Дейли Ньюс . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ Самбидес, Ник (27 мая 2012 г.). «Найденное катапультное кресло B-52 вызывает вопросы без ответов» . Бангор Дейли Ньюс . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ Шарп, Дэвид (14 января 2013 г.). «Роковая катастрофа B-52 в штате Мэн 50 лет назад выявила смертельную слабость» . Солнечный журнал . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 года . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ Келли, Майкл (4 февраля 2013 г.). «Келли: После трагической катастрофы пилота ВВС B-52 стали безопаснее» . Омаха Уорлд-Вестник . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ Сарнаки, Эйслинн (12 июня 2013 г.). «1-минутный поход: место крушения B-52 возле озера Мусхед» . Бангор Дейли Ньюс . Проверено 4 января 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Национального управления архивов и документации Видеофайлы . Идентификатор архива 68755; местный идентификатор 342-USAF-34150. 25–28 января 1963 года. Видео Департамента ВВС, размещенное на Criticalpast.com.
- «Самолет CH-3 в полете для спасательных операций после крушения B-52 на Элефант-Маунтин, штат Мэн» . (Историческое видео операций по воздушному поиску B-52C, серийный номер 53-0406 .)
- «Операции по поиску места крушения B-52 на горе Элефант, штат Мэн» . (Историческое видео поисково-воздушных операций B-52C, серийный номер 53-0406 .)
- «Следственная группа исследует разбросанные обломки крушения B-52 на Элефант-Маунтин, штат Мэн» . (Историческое видео следственной группы, осматривающей обломки B-52C, серийный номер 53-0406 .)
- Современное видео с места крушения - 2007 г., на YouTube.
- Современное видео с места крушения - 2021 год на YouTube.
- Самбидес-младший, Ник (19 августа 2012 г.). «Тайна 49-летней давности раскрыта: обнаруженное катапультное кресло B-52 принадлежало пилоту, говорит исследователь» . Бангор Дейли Ньюс .
- Немиц, Билл (30 августа 2006 г.). «Место крушения рассказывает о трагедии холодной войны» . Портленд Пресс Вестник . Архивировано из оригинала 6 июня 2009 года.
Связанный
[ редактировать ]- «Пилот приземлил B-52 после потери хвоста» . (Историческое видео посадки B-52H серийный номер 61-0023 без вертикального стабилизатора после испытательного полета.) Национальное управление архивов и документации , номер архива 2050727; местный идентификатор 200-UN-37-19. 10 января 1965 года. Кинохроника MCA/Universal Pictures, размещенная на Criticalpast.com.
- 1963 год в штате Мэн.
- Авиационные происшествия и происшествия в США в 1963 году.
- События января 1963 года в США.
- История ВВС США 20-го века
- Авиационные происшествия и происшествия в штате Мэн
- Аварии и инциденты с участием Boeing B-52 Stratofortress
- Округ Пискатакис, штат Мэн
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные разрушением конструкций в полете